АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ ОБ ОТВЕТАХ

тов. И. В. СТАЛИНА КОРРЕСПОНДЕНТУ
АМЕРИКАНСКОГО АГЕНТСТВА

` ЛОНДОН, 8 октября. (ТАСС). Коммен-
тируя в передовой статье ответы тов.
И. В. Сталина американскому корреспон-
ленту, газета «Ивнинг ньюс» пишет, что
«редко бывало, чтобы так мало слов вы-
звало такой большой резонанс. как веж-
ливые, но лаконичные ответы премьер-
министра Сталина на некоторые вопросы
относительно второго фронта».

Автор передовой считает, что в ответах
тов. Сталина нет ничего «таинственного».
«Сталин говорит, что второй фронт зани-
мает «очень важюное,— можно сказать, —
первостепенаое место». Мы расбматриваем
этот вопрос в том же свете. Мы всегда так
думали, и ничто не заставило нас изменить
свое мнение. Мы готовимся как можно
скорее в тому дню. когда может быть от-
крыт второй фронт. Сталин говорит, что
помощь союзников была «мало эффектив-
ной» по сраввению © теми залачами, ко-
торые падают на долю русских. Мы тоже
знаем это.

Мы сделали, что могли, посылая воору-
жение в Россию, но мужественные подви-
ги персонала караванов судов, доставляю-
ших это снаряжение, выглядят карликовы-
ми по сравнению с гигантскими подвигами
тероев Сталинграда, и Черчилль уже прямо
заявлял нам, что русские не думают, что
мы или американцы сделали хлостаточно
для того, чтобы облегчить их бремя. «Для
распгирения и улучшения этой помощи, —
заявляет Сталин, —требуетея лишь одно—
полное и своевременное выполнение союз-
никами их обязательств». Слово «евоевре-
менное» энергично напоминает O TOM, что
между Россией и ее союзниками имеется
полная договоренность о времени и способе
открытия второго фронта. Возможно, было
бы полезнее, если бы люди, пытающиеся
отыскать тайный смысл в словах Оталина,
восприняли бы их. как точное выражение
того, что им сказано».

Дипломатический обозреватель  тазеты
«Лейли телеграф энд Морнинг пост» пишет,
что ответы являются «совершенно ясными
по форме и безукоризненными по содер-
жанию».

Опубликованы заявления ряда профсоюз-

ных деятелей по поводу ответов
тов. Сталина американскому ‘корреспон-
денту.

Председатель тред-юниона строительных
рабечих Гарри Адамс заявил: «Очевидно,

что если Сталин лелает заявление Так,
как он это сделал, то потребность в от-
крытии второго фронта является срочной и
неотложной».

Секретарь тред-юниона рабочих табач-
ной промышленности Перси Белчер заяв-
ляет: «Я считаю, что каждый человек в
Англии должен сделать серьезный. вывод
из заявления Сталина. Очевихно, что если
в ближайшее время не будет предпринято
910-либо, то английскому народу будет
грозить большая опасность».

Недавно избранный лорд-мер Лейстера
Тэйлер сказал: «Сталин совершенно прав,
ставя вопрос именно таким образом. Если
мы еще не готовы теперь, то уже настало
время быть готовым. Нарол давно ожи-
дает открытия второго фронта».

В обозрении, переданном лондонским
радио, говорится: «Давая ответ на вопроеы
американского корреспондента, Сталин oc-
тановился на вопросе о помощи России co
сторовы союзников. Сталин считает эту
помошь недостаточной. После заявления
Черчилля в палате общин в связи © ето
поездкой в Россию такой взгляд Сталина
на нашу помощь России не явился для
английской общественности  неожидан-
ностью. Мы согласны © тем, что самым
существенным сейчас является открытие
второго фронта. Вопрос, который подлежит
решению, — это вопрос, когда открыть
второй фронт. Вопрос о времени открытия
второго фронта не может являться предме-
том обсуждения, так как этим мы доста-
вили бы врагу ценную информацию. С
другой стороны, желание русских, чтобы
второй фровт был открыт. немедленно,
вполне понятно.

На вопро? 0 том, какое значение он
прилает второму фронту, Сталин ответил,
970 этот вопрос имеет первостепенное зна-
чение. У нас нет никаких оснований не
соглашаться с такой оценкой значения
второго фронта. Гвоздем вопроса является
фактор времени. Россия желает, чтобы вто-
рой фронт был открыт завтра же. Англий-
ская общественность, весь английский на-
род согласен с этим мнением России».

В то же время в обозрении высказывает-
ся мнение, что «время для этого шага
еще не созрело» и что «второй фронт будет
открыт тогла, когда этот удар сможет быть
нанесен успешно».

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СРАЖАЮЩЕЙСЯ. ФРАНЦИИ
ПРИВЕТСТВУЕТ ФРАНКО-СОВЕТСКОЕ КОММЮНИКЕ

ЛОНДОН, 7 октября. (ТАСС). В связи с
опублакованием 28 сентября франко-со-
ветского коммюнике представитель Сража-
ющейся Франпии выступил по радио с
речью, в которой выразил глубокое  уло-
влетворение французских патриотов по 1о-
EOAY 9TOrO коммюнике и заявал. ITO «B
тот самый час, когда вся Франция при-
ветствует чуло Сталинграда, правительство
героической России 0б’являет о своей ре-
шимости слелать сальную и суверенную
Францию участницей общей побелы союз-
ных наций. Воюющая Россия признает
Французский национальный комитет—ру-
ководящий орган Сражающейся Франции—
елинственным органом, обладающим правом
организовывать участие французских гра-
жлан и франпузских территорий в войне и
представлять их интересы при правитель-
ютве СССР».

«Дипломатический акт от 28  сентя--
бря, — продолжал представитель Сражаю-
щейся Франции. — является  доказатель-
ством сплочения патриотических сил Фран-
ция, и нет никого на свете, кто не знал
‘бы, что оно совершается. Нет также нако-
го, кто бы не знал, вокруг кого происхолит
об’единение. Своей моральной побелой. без
которой в лень великого свеления счетов
все жертвы, пранесенные Фраацией, оста-

лись бы напрасными, Францая обязана
прежле всего тем, кто добровольно предпо-
чел бороться или умереть ‘и благодаря ко-
му франпузское оружие ни на один день
ne вышло из битвы. Признавая Сражаю-
шуюся Францию еданственной, . имеющей
право представлять перел ним франпузакие
интересы, правительство СССР откликает-
ся тем самым на единодушный призыв на-
ших храбрых товарищей, участвующих в
дважении сопротивления, чей недавний
манифест, изланный на французской зем-
ле, гласит: «Убежденные, что мы говорим
от имена огромного большинства франпуз-
ского народа, мы об’являем генерала де
Голля и его соратников единственными в
настоящее время прелставителями Фран-
ЦИИ».

Все французы признают ту вечную ис-
тину. что Россая., нахолящаяся в первых
рядах завтрашних победителей, принесет
Европе и миру’ гарантии равновесия, необ-
ходимость которого обнаруживается на ка-
жлом повороте истораи. С пругой стороны,
Россия празнает. что освобожденная Фран-
ция булет единственным хозяином своей
сульбы».

Это выступление представителя Сража-
ющейся Франции передавалось по ралмо во
Францию.

Академик Е. ТАРЛЕ

КОАЛИЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Коалиция -—— одно из интереснейших
явлений дипломатической и военной исто-
рии, и самая природа этого асторического
явления © давних пор привлекала внима“
ние исследователей.

zx * *

Когла в начале ХУ столетия король ис-
панский Карл слелалея императором’ Свя-
щенной Римской империи и в его руках
оказалась колоссальная держава в Европе,
Америке а Азии. держава, «над которой
никогла не заходило солнце», то было
вполне естественно. что Франция, уже TO-
гла могучая и богатая страна, Турция, в
те времена первоклассная военная  импе-
рия, и ©0103 северо-германскях князей при-
шли к заключению, что только общами
дружными усилиями можно успешно 060-
роняться от императора Карла V, a ue
только обороняться, но я покончить вовсе
с его преобладанием и его мечтой о всемир-
ной монархия. Такова была первая гран-
диозная коалиция новых времен.

Эта коалиция была, бесспорно, сильнее
Карла \. располагала _ горазло большими
военныма силами, прекрасными плацларма-
ми, могла систематически нападать на влз-
дения Карла и с севера, и с востока, и с
юга,— словом, борьба для императора оказа-
лась трудной, и он в конце конпов изне-
мог в этой борьбе и отказалея oT пре-
стола. Но почему же могущественная коа-
лиция больше тридцати пята лет не мог-
ла накак с ним справиться? Почему за
эти трилцать пять лет бывали моменты,
когда Карл \ одерживал блестящие
победы и почта ло конца сохранял › позу
победителя? Почему временами казалось,
что ровно ничего се ним полелать нельзя?
Ответ одан: каждый член коалиции ста-
рался как можно меньше дать лля общего

дела а как можно больше получить при
грядущем разделе богатой добычи. Укло-
няясь по мере сил от выполневая самых
торжественных своих обещаний, ‘самых

формальных обязательств. они заботились
больше о том, чтобы покрепче обеспечить

3a coool будущую награду. Мало того,
князья германского союза определенно
считали, что к концу войны им Нужно

иметь достаточно сил, чтобы сопротивлять-

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКТ
i 32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-39-72;

3-36-82; Иностранного — Д.3-

528146.

CH CBOSMY «союзнику»—французекому ко-
ролю Франциску [, а Франциск, в свою
очередь, держался того мнения, что  охот-
нику. действующему с товарищами, бывает
иногда легче убить медведя, чем добяться
выгодного для себя результата при дележе
его шкуры. Союзники хитрили пруг с лру-
гом, и, например, султан турецкий никак
не мог в точности отдать себе отчет —
кто чаще всех обманывает, путает и сби-
вает его с толку? Сулейман Великолепный
так и окончил свое земное странствие, не
решив этой головоломной проблемы. Коали-
ция в конце конпов, потеряв непроазволи-
тельно долгие голы, пранеся громадные
жертвы  люльми и щеньгами, разрушила,
правда, мечты Карла У о маровом господ-
стве, но все-таки недоделала предпринято-
го дела — сокрушения испанского вели-
кодержавия.
# % *

Й в следующем поколении пришлось
составлять новую коалицию против сына
и наследника отреклиегося от престола
Kapaa У — против испанского короля Фи-
липпа П. Здесь главными членами коали-
ции оказались Англия и восставшие Ни-
дерланлы. Й опять повторилось то же ca-
мое: борьба затянулась на десятки лет,
потому что королева Елизавета убеждена
была, что ей лучше всего пообождать, по-
ка опасная для нее Испания и уже могу-
чие своей экономикой `Нидерланлы не вы-
пустят друг из друга постаточно кровя.
Соблазнительной представлялась мысль 0
том, что Британии выталет на долю лишь
залача лобивать Филиппа П. Жестокие ис-
пытания притилось пережить английскому
нароту, когла неожиланно оказалось. что
Филипп П вовсе еше не так близок в ги-
бели. как 0б этом тумхали королева и ее
верный министр лерл Борлей. и когла гроз-
ная Непибелихая Армада лвинулась от ис-
ганского берега на прямое завоевание
Британских островов. Беду пронэело,. но
это было очень суровым уроком, п с тех
пор Елизавета уже повела войну совеем
по-другому, He шадя сил и срелетв. и до-
билась полной’ победы.

И р ОА

ПРАВ

AA

Е РЕ ee

ПЕЧАТЬ США КОММЕНТИРУЕТ
ОТВЕТЫ тов. И. В. СТАЛИНА

АМЕРИКАНСКОМУ

НЬЮ-ЙОРК, 8 октября. (ТАСС). Амери-
канские газеты комментируют ответы тов.
И. В. Оталина, на вопросы корреспондента
Ассошиэйтед Пресс.

В статье. опубликованной в газете
«Нью-Йорк таймс», говорится, 479
«Сталин, очевилно, написал свое письмо
потому. что он считает, что антлийский и
американекий народы в большей мере же-

лают открытия второго фронта. чем их
лидеры».
«Русские. — пишет газета  «Нью-Йерк

теральл трибюн»,— всегла откровенно вы-
ражают то, что. по их мнению, веоспори-
мо. Факты, очевилно, яены. Сталин ‘ечи-
тает поуошь союзников, включая возлуш-
ные бомбардировки на Запале, мало эффек-
тивной и продолжает рассматривать второй
фронт, как вопрос первостепенной важно-
сти. Мненяе английского п америкалокого
населения не оставляет сомнений. Унлтки
правильно заявил, что рядовой гражланин
готов в немедленным лействиям. Народное
давление не может решить вопрога о вре-
мени открытия второго фронта. Но народ
может ясно сказать, что он ожидает воз-
можно более скорых действий. Если это
HCHO продемонстрировано, то можно на-
деяться, что лидеры в самом ближайшем
времени прелпримут эффективные  лейст-
BES».

«Сталин,— пишет  тазета «Валпингтон
пост», —слишком предан России, чтобы мол-
чать в то время, котла русскае выносят
на себе всю тяжесть наступательной мощи

КОРРЕСПОНДЕНТУ

терманеких сухопутных и военно-возлуш-
ных сил. Каждый русский призывает анг-
личан и американцев взять на себя часть
бремени». Газета выюказывает надежду, что
змериканский нарол и правительство США
 спипатией и пониманием ответят на ело-
ва Сталина. Газета критиюует стремление
некоторых кругов рассматривать вопрос’ о
залците Советского Союза, как чисто рус-
севую проблему.

«Защищая самих себя,— пишет газе-
та,— русские оказывают большую помощь
Сюединеаным Штатам». Далее газета указы-
вает, что «мало восхищаться героическалси
запитнивами Сталинграла. Русские нузжда-
ются в помощи. Сталин, очевидно, теворит,
что англичане и американпы не выполня-
ют своих обязательств. Нет опасности, что
после peta na Льепи булет прелиривято
преждевременное вторжение. Наоборот, на-
личие сверхосторожных американских етра-
тегов является залогом того, что прежде-
временные действия маловероятны. Рядло-
вые граждане лолжны попрежнему доверять
своим военным лидерам, но им слелует тре-
бовать наступательного духа, а/ также 0со-
знания того, что эффективная помбшь (о-
ветекому Союзу значительно  сокралиает
продолжительность войны».

По мнению газеты «П. М.», «вопрос 9
втором фронте имеет первостепенное значе-
ние. Он является одним из обязательств,
полного м своевременного выполнения кото-
рых Сталин ожидает от союзникав».

Австралийская печать об ответах тов, И, В, Сталина

американскому

СИДНЕЙ, 7 октября. (ТАСС). Аветра-
лийские газеты опубликовали на вилном
месте ответы тов. И. В. Сталина коррес-
понленту Ассошиэйтел. Пресс. Газета «Дей-
ти телеграф» в переловой статье, питируя
«прямое заявление» Сталина, пишет:
«Сталин выражает то, что чувствуют все
русские и многие англичане и америкаецы:
Большинство людей понимает. что положе-

корреспонденту

ние Англии было бы отчаянным, если бы
русские не вели борьбу с величайшим сз-
мопожертвованием, тем самым не допус-
кая, чтобы мошь гитлеровской Германии
обрушилась на Англию. Русские наглядно

доказали. что наступательная война яв-
ляетея единственно надежным методом 0об5-
роны».

Искажение Анатолийским агентством

сообщений

АНКАРА, 6 октября. (ТАСС). В своей
информации, расосылаемой Beem турецким
тазетам, Анатолийское агентство опублико-
вало только два из трех отвелов, данных
товаришем Сталиным на вопросу коррес-
пондента Ассошиэйтед Пресс.  Анато-
лийское атентетво совершению  опустило
ответ товарища Сталина на вопрос коррес-
пондента о том, какое место в советской
опенке текущел положения занимает воз-
можность второго фронта.

В местных журналистоких кругах заме-
тили, что это далеко не первый случай
такого рода в практике Анатолийского
агентства, которое не раз искажало coob-
щения из СССР.

Так, Аватолийское атентство, публикуя
сообщение Совинформбюро об итогах лвух-
месячных боев на  советоко-германоком
фронте (с 15 мая по 15 июля с. г.),
в Ботором указывалось, что немепко-фа-
шистокие войска потеряли убитыми, ране-
ными и пленными не менее 900 тысяч
солдат и офицеров. написалю вместо этого,

К пересмотру дела о

АНКАРА, 6 октября. (ТАСС). Сегодня
газета «Улус» опубликовала  слелующее
сообщение: «Первая секция кассационного
суда продолжает изучение кассационных
жалоб осужденных по делу о покушении.
Главный прокурор кассационного суда
окончил изучение этого дела. В своем за-

* * +

Прошло сто лет, и. начались коали-
ционные войны против Людовика XIV.
Убийственно много сил было положено
этими коалициями, особено последней по
времени, ведией против Людовика «войну
за испанское наследство», и снова глав-
ной причиной ужасающей затяжки войны
была внутренняя несплоченность коалиции.
Вредило общему делу упорное, хотя и
замаскированное стремление кажлото чле-
на союза возложить на плечи другого бре-
мена неулобоносимые, лишь бы самому при-
беречь свои силы к концу игры. к окон-
чательному разделу этого «испанского на-
следства». «Мы воевали против Люлови-
ка ХУ триналиать лет, а могли бы вое-
вать всего триналцать месящев, если бы
сразу же выставили в поле все силы, ка-
EMM располагали», —говорали впоследет-
вии © горечью английские ветераны этой
войны. Дело коалиции в конце концов
восторжествовало, англичанам повезло в
TOM отношении, что у них оказался такой
высокоталантливый военный вождь, как
Черчилль герпог Мальборо, своими блестя-
щими победами систематически‘ исправляв-
ший ошибки и просчеты британекой лип-
ломатии. Людовик ХУ был побежлен.

+ +

06е коалиции против прусского короля
Фридриха ПШ вели две войны, продолжав-
шиеся в общей сложности около четырна-
зпати лет, и если Фридрих П не погиб во
вторую из этих войн (в Семилетнюю вой-
HY), когда ему приходилось бороться ол-
новременно против России, Франции и Ав-
стрии. то, конечно, не вслелетвие его си-
лы. а вследствие того же рокового поро-
Ka многах коалипий прошлого: веледетвие
недружного, неискреннего образа лействий
союзников по отношению друг к другу. Кю-
роль Французский Люловик ХУ, от кото-
рого требовалось только добросовестное ис-
полнение принятых на себя обязательств,
нарушал их буквально на каждом шагу.
Австрийцы вступали в тайные  пере-
говоры о © = Фридрихом, = направленные
против России и Франция. Время шло, во-
енные действия затягивались. австрийпы
H Франпузы часто казались горазло более
заинтересованныхй Be в конечной побеле
нал Фридрихом. но в том, чтобы Россия
не получила слишком много. и полная. со-
хвушительная побела нат Пруссией, кото-
рую союзники буквально уже лержали в
руках. в конпе концов ускользнула от

Типография газеты «Правда» имена Сталина,

\

ЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной =5
Boeusoro — 1 3-36-82, Секретариат > ртийной жизвя

из СССР

что за названный период «немцы потеряли
9 тысяч солдат». При передаче сообщения
Совиафорибюро of итогах трехмесячных
боев на советско-германоком фронте (с 15
мая по 15 августа с. г.) Анатолийское
атентетвю опять лопустилю искажение:
вместо названной в сообщении Совтнформ-
бюро пифры советоких потерь в 606 ты-
сяч человек убитыми, ранеными и про-
Taplin без веети атентетво поместило
пифру 1.606 тысяч человек.
Журналисты вспоминают и другой при-
мер аналогичных «ошибок» Анатолийского
атевтства: опубликовав однажды хвастли-
вое утверждение германокого верховного
командования © том, что на одном из
участков советеко-германоколо фронта один
немецкий  саперный батальон якобы
«уничтожил 10 тысяч мин», Анатолийское
агентотво перелелало эту фразу и заявило,
ч® «немецкий батальон уничтожил 10
тыкяч соллат», а газета «Улус» избрала

эту фразу для сенсационного затоловка.

покушении на Папена

ключении прокурор потребовал отмены вы-
несенного анкарским уголовным судом ре-
шения ввилу того. что он усмотрел в этом
решении нарушение некоторых процессу-
альных норм. Решение первой секции кас-

сационного суда по этому делу ожидается ществления взятого им Ha себя обязалель-

в конце месяца».

них, и Все их успехи оказались безрезуль-
татными. Не смерть императрацы Елиза-

‘веты Петровны спасла уже совсем погибав-

шего Фридриха: его спасло то, что спустя
полгода, отняв престол у мужа, Екатери-
ва П не пожелала возобновить прерван-
ную Петром’ ПП войну. А не’ пожелала
она это сделать потому, что прекрасно раз-
гадала истинную ценность тогдашних «со-
юзников» России.
+ *% &

Наполеон [ лолто и страшно бил олну
коалицию 3& другой, потому что соелиняв-
шаеся против него державы лалеко не сра-
зу поняли. е каким грозным врагом они
имеют дело, и все время, вплоть до послед-
них лэт его царствования, Наполеон мог
громить своих противников поолиночке,
сражаясь на одном. а не на нескольких
фронтах. Непримиримейший и умнейпгий из
врагов императора. возлвигавший против
него одну коалицию за другой. Вильям
Питт Млалирий, долголетний глава боитан-
ского кабинета. ограничавалея  шехрыми
субоилиями, которые он давал Австрии,
Пруссии, России. но так и умер, не дозив-
шись посылки антлийской аруши на вон-
тинент, хотя есть данные, позволяющие
хумать, что он очень хорошо понимал, ло
какой степени это необхолимо. После его
смерти, уже при новых и новых побето-
ноеных войнах Наполеона, начались роб-
кие, нерешительные попытки англачан от-
крыть против Наполеона западный фронт.
В разгаре ero войны против Австрии в
1809 голу была произведена высадка на
острове Вальхерен. но эта попытка была
быстро ликвидирована. В 1809 — 1810 —
1811 тг. англайское правитольство, нако-
Hell, припьло в вывоту, что без создания
запалного фронта с Наполеоном не епра-
вяться. Австрия была разгромлена. Прус-
спя разгромлена, Россия с июня 1807 года
в союзе с Наполеоном. Значит, оставалось
или самой Англии покориться завоевате-
лю, или же качать, наконеп, посылать сзои
войска на континент. И тогла-то решено
было произвести высалку в Португалии и
Испании и уже собственной. английской
крозью тушить европейский пожар.

Но и тут не сразу ренились вести
борьбу в должных масштабах. Лолгая и
трулная война на Пиренейском полуоетво-
ве стоила Англейм очень много крови. Мно-
тие у нас знают знаменитое стихотворение
антлайского поэта Ульфа на смерть погиб-
шего именно тогла в Испании генерала
сэра Джона Мура:

ря на все усилия французского празитель-

Д 1-52-48;
— ДЗ-15-64; Отдел об’явлений a д 3-30-12.

9 ОНТЯБРЯ 1942 г. № 282 (9053)

Расправы немцев с норвежекими патриотами

ЖЕНЕВА, 8 октября. (ТАСС). Как пере-
дают аз Осло, в связи с введением чрезвы-
чайного положения в ряде районов Нор-
вегии гитлеровский «имперский вомиссар»
Тербовен выступил в Тронхейме перед от-
рядами германской и квислинговекой поли-
ции с речью, в которой призывал к рас-
‘праве с «непокорными» норвежцами. Как
заявил Тербовен, несмотря на то, что не-
мецкая оккупация Норвегии длятся уже
21% года, в стране продолжают действовать
«неисправимые элементы, которые ставят
под угрозу безопасность властей и снабже-
ние». Тербовен, призывал собранную им по-
лицейско-фалнистекую банду действовать «е
безжалостной суровостью» ло тех пор, пока
не будут «разбиты и уничтожены» все’
непокорные. Тербовен тут же об’явил 0
расстреле 10 видных граждан Тронхейма.

СТОКГОЛЬМ, 8 октября. (ТАСС): Вав
сообщает шведское телеграфное агентетво,
по приговору немецкого суха’ расстреляны
10 известных граждан Тронхейма. Среди
расстрелянных находятся директор Трон-
хеймекого театра Глелич, редактор газеты
«Арбейтерависен» Лангехзлле и Олин. из
самых вылающихся юристов Северной Нор-

вегии .социал-хемовратический депутат стор-
тинга Окран.

Шведская газета «Свенска дагбладет»
указывает, что’ расетрелянные принадлеха-
ли 5 старым известным семьям Тронхейма,
Большинство из них было арестовано уже
давно. В-данном случае немцы просто стре-
мались расправиться © видными противни-
ками гатлеровското режима.

ЖЕНЕВА. 8 октября. (ТАСС). tes
ло об’явило, что вчера в Тронхейме пре.’
лены в исполнение 15 новых смертных
приговоров. Ероме того, два человека при-
говорены в 10 годам тюремного заключе-
ния. Осужденные празнаны виновными «в
активном участии в саботаже и в перевоз-
ке оружия».

дают из Осло, 100 норвежцев, залюдозрен-
ных в оппозиции в Авислингу, пригово-
рены к уплате денежного штрафа общею
суимою в 3,5 млн. кроя. Штраф взыеки-
вается в возмещение убытков. причинен-
пых английской бомбардировкой Осло 25
сентября.

СОКРАЩЕНИЕ ХЛЕБНЫХ НОРМ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

ЖЕНЕВА, 8 октября. (ТАСС). Как с00б-
щают из Берлина, немецким представителям
в ряде вассальных стран удалось добиться
согласия, правительств этих стран на даль-
нейшее значительное снижение хлебных
норм. Нормы будут уменьшены на 25—50
проц., причем в наибольшей степени это
решение коснется Франции, Голландии,
Венгрии и Болгарии. Помимо установления
пониженных норм, в вассальных странах
ведется подготовка в введению в хлеб но
вых непишевых примесей.

В связи ¢ предстоящим понижением
хлебных норм унифипированная европей-
ская печать начала систематически публи-
ковать статьи. крайне неблагоприятно опе-
нивающие урожай этого гола. что должно
оправдать в глазах населения предстоящее

снижение хлебных норм. Обращает на ce-
бя внимание и то обетоятельство, что в
последнее время многие руководящие дея-
тели вассальных стран — Каллаи, Михаил
Антонеску и ‘другие — выступили ¢ реча-
MH, посвященными неблагоприятным пер-
спективам продовольственного снабжения в
результате низкого урожая.

КАИР, 8 октября. (ТАСС). Из Бухара
ста сообщают, что в Румынии создалось
напряженное положение с продовольствием,
Несмотря на то, что урожай этого года был
исключительно низким, немпы настаивают
на полном выполнении экономического сб-
глашения. по которому Румыния ^ должна
поставить Германии 75—80 проц. всех
продуктов, заготовленных румынскими го-
суларственными органами.

ГОЛОЛ В ЮГОСЛАВИИ

СТАМБУЛ, 8 октября. (ТАСС). В Юго-
славии — голод. В так пазываемом «Хор-
ватеком королевстве», по сообщению газе-
TH  «ХУрватеки народ». население вместо
хлеба получило за весь сентябрь только
по 500 граммов муки. причем она на 50
процентов состояла из всяких примесей.

В Белграле и прилегающих районах по-
ложение обстоит еще хуже, ибо горолсвое
население уже с июня совсем не получает
хлеба. В особенно тяжелом положении на-
холятся рабочие и городекая интеллиген-
ция. среди которых особенно много 6без-
работных. Они обречены на вымирание.
Лица, приехавшие в сентябре из Югосла-
вии. рассказывают, что большинство бел-
градского населения етралает отеками на

почве голода. Особенно широко эта «го-
лодная болезнь». как ее там называют,
развита срели детей.

Ilo рассказам этих же лиц, в август
и сентябре. в Белграде. Вальево и других
городах произопли гололные бунты. Толпы
гололных женщин разгромили несколько
магазинов. В Нобреноваце состоялась до-
монстрация  женшин. Впереди колонны
демонстрантки несли гробик с телом умер-
mero OT голода трехлетнего ребенка и пла-
кат: «Верните жизнь нашим детям. Дайте
им хлеба».

Недичевская полиция разогнала хемон-
страпию. Мать умершего ребенка и многие
другие участники демонстрации были аре-
стовалы,

НЕУДАЧА
ЛАВАЛЯ-РАБОТОРГОВЦА
ЖЕНЕВА, 8 октября. (ТАСС). Несжот-

ства, кампания по вербовке во Франции
рабачих рук пля германской промышлен-
BOCTH провалилась. Вместо 100.000 рабо-
чих, которых Лаваль обещал к этому вре-
мени навербовать Гитлеру, на 1 автуста
едва удалось набрать по всей Франция
17.000 человек, в том чиеле 2.715 жен-
шин. Если в первую неделю было завер-
бовано около 5.000 человек, то за поеле-
дующие 3 недели было эдва набрано по
4.000 человек. При таких темпах Лавалю
понадобится ве менее двух лет для ocy-

ства.

у

«Не бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вожля хоронили»...

В этом стихотворенаи есть такие слова:
«Недолго, но жарко молилась творцу
Дружина его боевая

Й молча глядела в лицо мертвепу.

O завтрашнем лне помышьяя»...

Приведя эти строчки, один тогдашний
английский публицист с горечью сказал,
что он знает, о чем думали эти молчавшие
солдаты, хороня своего генерала: они ду-
мали 0 медлительности, нерешительности
и ошибках британской дипломатии, так
поздно понявшей свой лолг в войне против
Наполеона, которая требовала сразу же
высалки большой армии. а не скупой по-
сылки мелких. отрядов, осужденных на
истребление. Но хоть и поздно, а ошибка
была исправлена. ив 1812 голу Наполеон
принужден был уже воевать еднозременно
ва двух фронтах — на русском против
Кутузова и на испанском против герцога
Веллингтона.

Таковы некоторые уроки истории. коали-
ционных войн, Они кончались побэдой коа-
лиций, но эти побелы были достигнуты
дорогой ценой из-за ошибок, допущенных
союзниками. — Пессимистичеекая школа
исторической философии лавно уже выдви-
нула положениз: «История учит. только
тому, что история еще никогла никого во-
время ничему не научила». Но оптимисты
продолжают упорно повторять древке-рим-
ский афоризм, гласящий, что «история
есть учительница жизни»... -

Нынешняя коалиция демократических
народов, которая твердо решила покончить
с самым омерзительным и презренным из
врагов человеческой свободы, какой когда-
тибо существовал. действует в совсем 0со-
бых условиях. К этим условиям неприме-
нимы никакие старые мерки, старые сроки.
Современные условия нельзя понять в точ-
ности на основании каких бы то ни было
прецедентов. Свободолюбивые народы мира
в этой борьбе должны выполнить до конца
свой взаимные обязательства. Никакого
иного выхода у них нет и быть не может,
потому что они твердо убежльны, что,
чего бы ни стоила борьба. ona должна
продолжаться ло полного уничтожения
немецкой коричневой чумы. В этой борьбе
не могут аметь места ни ослабление
энергии, ни остановки, ни замедления.

Пропагавды
О недоставке газет в срок

— 3-11-07; Сельскохозийственного —
соэбщать по телефону Д 3-05-05.

Война на Тихом океане
МЕЛЬБУРН, 8 октября. (ТАСС). В ком-

мюниве штаба об’единенного командования
союзников в юго-западной части Тихого
океана говорится, что в секторе 0уэн-
Стэнли союзные войска продолжают про-
двигаться вперед.

Rak перелает корреспондеят arenrersa

Рейтер, союзные войска в секторе Оуэн-
Стэнли заняли почти весь район. Кор-
рзспондент передает,

что, по рассказам
местных жателей, японцы, столкнувшись ©
трудностями —— сложная топография мест-
ности, недостаток боеприпасов и пролуб-
тов питания в связи © активными дейст
виями союзной авиации и возникшими
тропическими ‘заболеваниями, — выкужле-
ны были оставить этот район. т
НЬЮ-ЙОРК. 8 октября. (ТАСС). В кох-
мюнике морекого министерства США cood-
щается, что американская авиация mp0-
холжала производить налеты на японокие
военные об’екты в райане острова Кыска.
В коммюнике товерится, что, насколько
удалось установить, японцы очистили з2-
нятыю ими в западной части Алеутокою
архипелага острова Атту и Агалту.

о

ГИТЛЕРОВСНАЯ «ПЯТАЯ КОЛОННА»

В США

ВАШИНГТОН, 8 октября. (ТАСС). М»
HucTp юстиции США Bux заявил, чю
организация «Германо-американский 0103»;
являющаяся гитлеровской «пятой колон-
ной» в Соединенных Штатах, несмотря из
роспуск ее после японского нападения =
Пирл-Харбор, продолжает свою деятель
HOCTh под видом «культурных обществ
И «спортивных клубов». :

Биддл заявил. что министерство юсти
ции намерено в связи с этим потребовать
лишения американского гражданства #а*
турализовавшихея в США членов «Гери
во-американского союза», что даст возуож-
ность подвергнуть их интернированию.

НЬЮ-ЙОРК, 8 октября. (ТАСС). Амер:
канские власти продолжают аресты аген-
тов враждебных стран, а также лиц, пре

граммы. Представитель министерства юстЕ-
пии об’явил об аресте 91 подданного врз-
жлебных. стран. в том числе 60 немцев и
28 итальянцев.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
SS aaa УИ ЕЯ oe

КИНО, ТЕАТР

Художественный Фильм «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ
СТАЛЬ» — Первый, Метрополь, Ударвик,
Художественный, Родина, Центральный,
Форум, Таганский, Динамо, вм, ИТ Интер
вационала, Шторм.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 9/Х_ Севильский цырюль
ник, 10/Х — оп. Дубровский. Нач. спект, В

6 ac. вечера.

МУЗЫК. ТЕАТР им. К. Ц. СТАНИСЛАВ
СКОГО и Вл. И., НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО-
9Э/Х — Бал-маскарад. Нач, в 6 час. вечера,

МОСкОВОКий ТЕАТР ДРАМЫ (филиал

Петровский пер., 3) —`9/Х — Русские

МХАТ,
люди. Нач. 8 6 час. вечера.
ТЕАТРА ОПЕРЕТ.
театр Народного

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО
ТЫ (Б. Садовая, 18, бывш.
творчества)—9/Х — Роз-Мари, Начало в 6 WG
вечера.

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК-
Ежедневно большое цирковое представление
В паузах— Каран д’Аш. Нач. в 6 sac, Bet,
ПЕНТРАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ КРАСНОФЛОС
СКОЙй ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ВОЕННО-МОРСКО:

отделениях, В программе — краснофлотские 60t
вые и народные песни и пляски. Начало
в 6 час. 30 мин. вечера,

Д 3-10-85; Экономического —

Изд. № 742.

пятетвующих выполнению военной 1“

г

\

>

\

\

`

ГО ФЛОТА СОЮЗА ССР (сад «Эрмитаж», Зи\
ний театр) — 9 и 10 октября — Концерт в двУТ