:
я
]

Пролетарии всех стран, соединяйтесь}

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

Среда, Т апреля 1943 г.

ee eee

ES =

je 91 227)

Возмездие
башистским палачам!

С чувством боли и величайшего гнева прочтут советекие люди
сообщение Чрезвычайной Государственной Комиесии о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков в городах Вязьме, Гжатске и
Сычевке, Смоленской области, и в городе Ржеве, Калининской
области. Этот документ, в котором правдивы каждое слово,
каждая цифра, раскрывает перед всем миром преступную прак-
THEY гитлеровеких разбойников во временно захваченных ими
советских городах и сёлах, раскрывает подлое лицо врата.

«История ещё не знает такого массового истребления людей,
какое учиняют немецко-фашистские захватчики, — говорит в
<воём сообщении Чрезвычайная Государственная Комиссия.—
Чуветво жалости и милосердия им неизвестно. С чудовищной
жестокостью они глумятся над беспомощными стариками. Их
Не останавливают ни слёзы матерей, ни протянутые © мольбей
# помои детские руки. Воснитанная Гитлером немецкая армия
зистязает и умерщвляет всех, кто немцам не нужен. а тех, кто
зна них может работать, они увозят, как скот, в Германию,
“на рынки рабов». :

Чрезвычайная Государственная Комиссия в своём сообщении

;теречиеляет злодеяния немецко-фашистских налачей в четырёх
фсоветских Тородах и в их районах. Тысячи людей нашли емерть
*BRaMepaX пыток и на виселицах, десятки тысяч угнаны на
фашистскую каторгу. Разрушены и разграблены целые города
~H céza. В районах, гле побывали гитлеровские подлецы, они
честавили «зону пустыни».
‚_ То, что творили немецкие мерзавцы во Ржеве и Сычевке,
Ч жатске и Вязьме, — не есть акт насилия и мзродбретва, совер-
Анённого одной какой-либо воинской частью, забывшей о между-
народных конвенциях ведения войны. :

Нет, в Ржеве и Сычевке осуществлялась людоедская фашист-
кая программа истребления всего советского народа, разнуздан-
Horo грабежа и кровавого насилия. Генералы Хейнриц. Ропперт,
Меркер, Гараие, ПРиман. Вейс. лававшие своим подлым ландс-
кнехтам приказы расстреливать стариков и детей, излеваться
Hal женской честью, живьём сжигать пленных красноармейцев,
предавать огню жилища мирных граждан, разворовывать ду-
XOPHBIG и материальные ценности Halllero народа — все они
выполняют предначертания высшего фапгистекого руководства.
Они практические исполнители той людоедской и грабительской
«теорви», которая еодержится в писаниях гитлеровских глава-
рей — от Гитлера до Розенберга, от Герияга до Геббельса.

С циничной откровенностью заправилы фашистской Герма-
чин ещё задолго ло войны изложили свою программу подчине-
ния европейских народов германскому империализму, программу
захвата # грабежа чужого достояния, программу уничтожения
культуры и цивилизации.

Беззаконие гитлеровцы провозгласили своей правовой нормой.
Презренную Функцию палача они возвели в высокую профес-
eu. Вровопролитную войну они назвали нормальным состоя-
нием человеческого естества. Они открыто отреклись от таких
чувств, как стыд, жалость, милосердие, сострадание,

«Гитлеровские мерзавцы взяли 33 правило истязать совет-
евих военнопленных, убивать их сотнями, обрекаеь на голод-
ную смерть тысячи из них. Они насилуют и убивают граж-
данекое население оккупированных территорий нашей страны,
мужчин и жентин, детей и стариков, напвих братьев и сестёр.
Они залалибь целью обратить в рабетво или истребить населе-
ние Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Кав-
каза. Только низкие люди и подлены, лишённые чести и пав-
ние ло состояния животных, могут позволить cele такие
безобразия в отношении невинных  безоружных людей»
(il. Сталин). --

Осуществление гитлеровской программы мы видим на приме-
ре наших городов Вязьмы. Гжатека, Сычевки, Ржева. на примере
сотен деревень и бл. Отступая под ударами Красной Армии,
фалтиетские банлиты с звериной злобой разрушают всё на сво-
6м пути. Они воюют не только с Врасной Армией, & со всем
народом надиим. ‘ : Г

В нашем народе им пенавистно всё — его человеческое хо-
стоинство, его свободолюбие, его верность отчизне, его культура,

етб исторические памятники. С одинаковым остервенением немцы
^ взрывали в Вязьме здания Совета и театральный зал, больницу
и родильный JOM, превращали в конюшни и склады церкви в
Тжалеке, сжигали в Сычевке музей с полотнами русских худож-

ников и Дом пионеров. Веех советских людей без различия пола
и возраста гитлеровцы подвергали страшным мукам голода и

хелода, зверским истязаниям и убийствам.

Для фашистского негодяя не существует понятия о запрет-
нал

HOM и постылном. Гитлеровцы глумятся над душой,

ЦЕНА 20 НОП,

ЕЕ

`-мерть

гитлеров

а Е

Чрезвычайной Государственной. Комиссии по установлению и расследованию злодеяний
неменко-фашистеких захватчиков н их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам,
колхозам, общественным организациям, госудапетвенным предприятиям и учреждениям CCOP,
О. злодеяниях немецко-фашистских захватчиков

в г.г. Вязьме, Гжатске и Сычевке Смоленской области
и в гор. Ржеве Калининской области

Отступая под ударами Ерасной Армии,
немецко-фапгистская армия  беспощално
уничтожает советские города и сёла, при-
меняя насилие, пытки, истязания и совер-
шая убийства мирных гражлан, а также
советских военнопленных.

История ещё не знает такого массового
истребления людей, кажое учиняют немец-
ко-фащистские захватчики. Чувство жало-
сти и милосерлия им неизвестно: © чузло-
вищной жестокостью они .глумятея над
беспомошными стариками. Их не останав-

ливают ни слёзы матерей, ни протянутые

с мольбой о помощи детские руки. Воспи-
танная Гитлером немецкая армия истязает
и умерщвляет всех, кто немпам не нужен,
& тех, ко на них может работать, они
увозят, как скот, в Германию, на рынки
рабов. р.

Председатель Чрезвычайной Государст-
венной Комиссии Н. М. Шверник и член
Чрезвычайной Государственной Комиссии
Николай Митрополит Киевский и Галицкий
лично установили в Вяземском. Гжатском,
Сычевском и Ржевеком районах факты чу-
довищных злодеяний немецких ожкупантов,
истязания, пытки, убийства, увод coseT-
ских граждан в немецкое рабство, разру-
шение городов, сёл и деревень.

Злодеяния немецких фашистов и их с0-
общников чтодтверждены показаниями ©о-
ветских граждан, проживавших во время
оккупации в этих районах, а также акта-
ми, составленными комиссиями из предста-
вителей советских, хозяйственных, коопе-
ративных, профсоюзных и других общест-
венных организаций и рабочих, служащих,
колхозников, городской и сельской интел-
лигенции и военнослужащих.

Убийства и истязания
советских граждан

Поставив своей‘ целью уничтожить Co-
ветекое Государство, лишить советских
людей крова и национальной культуры и

превратить их в немецких рабов, герман-

кое роенное командование приказало ©сво-
им воинским частям беспощадно расправ-
ляться не только © военнопленными, не и,
< мирным населением <ёл и городов Co-/
ветского` Союза.

В районах Вязьмы и Гжатска, Ржева и
Сычевки командующие 4-й германской ар-
мией генерал-полковник Хейнриц и 9-й
терманской армией генерал-полковник. Мо-
дель, не считаясь ни с какими законами
человеческой морали, глумились, истязали
и убивали мирных ни в чём не повинных/
советских граждан. Шо их приказанию офи-
церы и солдаты германских воинских ча-
стей пытали, выкалывали глаза, отрезали
ноги, руки. уши, убивали женщин, детей и
стариков.

Части жандармского корпуса генерала

жека

немецкие захватчики посадили в баню Еле-

манокой пехотной дивизии генерал-майора
Физлер фашисты согнали жителей деревни
Холмен и погнали их по минированной
дороге. Все эти люди погибли на взорвав-
шихея минах. : -

Фашистекие власти заподозрили жителей
деревни Корбутовки в связи < партизана-
ми и сожгли деревню дотла. Колхознице
Барановой, протестовавшей против такого
разорения, немпы разрезали живот. изре-
зали лицо ножом, а детям её вывернули
руки и проломили черепа.

В деревне Зайчики гестаповцы согнали
в один дем Заикова Михамла, 61 года, Бе-
ляковз Никифора, 69 лет. Бегорову Ека-
терину, 70 лет, Голубеву Екатерину, 70
лет, Дадонова Егора, 5 лет, Зернову Ми-
ру, 7 лет, и других, всего 23 человека,
подожгли дом и сожгли живыми всех на-
XOJHBHINXCA B HEM. i

В деревне Елины немцы бросили в ко-
стёр ребёнка колхозницы Богдановой, а
затем сожгли и её. ]

В деревне Васильевке немецкие палачи
повесили железным крюком за челюсть
председателя колхоза Тарбина и кладовщи-
ка Ермолинского. Виселипа ¢ ux трупами
долго стояла на улице.

Нри отстунлении немцев из деревни
Драчево Гжатокого района в марте 1943 г.
помощник начальника немецкой полевой
жандармерии лейтенант Бос согнал в лом
колхозницы Чиетяковой 200 жителей из
деревень Драчево;, Злобино. Астахово, Ми-
прино, закрыл двери и поджег дом, в’ ко-
тором сгорели pee 200 человек. Среди!
них были старики, женщины и дети: Пла-
тонов М. П. 63 лет; Платонова I. J. 59)
лет; Платонов Василий 35 лет и его дети
Вячеслав 5 лет, Александр 3 лет; Ва-
сильева П. И. 42 лет, её дочеря Мария 11
лет, Анна 9 лет и-еыв- Аркадий 5 лет;
мать Васильева М: С. 72 лет; Чистякова
К. Г. 64 лет, её вын Иван 13 лет и внук
Юрий 4 лет; Смирнов М. И. 63 лет и ero
жена Смирнова Е. М. 58 лет, их дочь
А. М. 27 лет с детьми 3 лети 1,5 ro-
да, дочь М. М. Смирнова 15 лет и дру-
гие.

В деревне Степаники, Гжатского района,

ну Фёлоровну Ильину 35 лет и Т дней
мучили её, истязали плетью, палками, об-
ливали холодной водой.

8 января 1943 г. они согнали всех жи-
телей деревни Степаники присутствовать

сколько человск было убито и много ра-
нено.

В феврале 1943 года. перет. отетупле-
нием из Вязьмы, фашисты  тривезли
группу арестованных советских граждан и
пленных красноармейцев на станцию Но-
воторжекая, что около Вязьмы. ока
истошённых голодом людей переводили от
Новоторжекой ‘до лагеря. многие H3 HEX
падали от изнеможения. Немецкие конвои-
ры таких приетреливали. От Новоторжекой
до Вязьмы было пристрелено 43 человека.

Нечеловеческим истязаниям и казням
подвергал советских военнопленных комен-
лант лагеря № 2, старший унтер-офицер
Рауутенберг.

После освобождения г. Сычевки от не-
мецких оккупантов. там, в лагере, в ог-
ромном рву, было обнаружено свыше
3.000 трупов “пленных красноармейцев и
советских граждан. Осмотр трупов свиде-
тельствует о зверских истязаниях: у мно-
гих перебиты руки, ноги, проломлены че-
репа, отрезаны носы, уши, выколоты гла-
за, отрезаны половые органы.

В деревне Харино в январе 1943 года
фашисты согнали на скотный двор 79
военнопленных красноармейцев и сожгли
ИХ ЖИВЫМИ,

В деревне Корытовка в ноябре 1941 г.
немецкие солдаты тренировались в стрель-
бе по красноармейцам, убив таким обра-
зом 14 человек.

В июно 1942 г. по приказанию началь-
ника жандармерии капитана Шульца из
Вяземского лагеря военнопленных были вы-
ведены 5 красноармейцев. конвоиры веле-
ли им бежать и стали стрёлять в них—
трое были убиты сразу, а двоих раненых
они. добили прикладами, en

В Вязьме, на Комсомольской улице олин
из красноармейцев отошёл от группы дру-
гих пленных, чтобы напиться из ручья, те-
кущего © края тротуара, немец-конвоир из-
бил красноармейца прикладом, затем отвёл
в сторону и застрелил.

Около станции Вязьма пленный красно-
армеец зашёл в столовую лля рабочих и
попросил тарелку супа. За ним вошел
конвоир и потребовал, чтобы красноармеен
немедленно вышел из столовой. Пленный
попросил разрешения доесть суп. Конвоир
вытащил красноармейна из столовой на
улицу и тут же у дверей застрелил его.

В декабре 1942 года немец-конвоир за-
стрелил двух пленных красноармейцев на

при казни и повесили Ильину на дереве.

В деревнях Куликово и Колесники,
Тжатского района, фашисты сожгли в избе
всех жителей от мала до велика. ^

В городе Ржеве на центральной плоша-
ди, где раньше был памятник Ленину, по
приказу командующего 27 германским &р-
мейским корпусом генерал-майора Вейс, ко-
мендант города майор Куртфельд устано-

улице Софьи Перовской. Трупы их валя-

‘лись на улице несколько дней.

Увод советских граждан
в немецкое рабство

По далеко не полным данным, фашисты,
за время оккупации, угнали на каторжные
работы в Германию из Вязьмы около 5.000

KK

Шимана, бургомистр Арнольд Штаммип и
начальник гестапо барон Аллер замучили
и убили в городе Вязьме тысячи мирных
гражлан.

10 декабря 1942 г. они вывезли на ма-
пгинах за город 34 человека мужчин и
женщин советских граждан, заставили их
вырыть себе могилы и расстреляли их.

25 февраля 1942 г. фашисты раестре-
ляли’ хирурга Вяземской городской больни-
цы Бирштейна М. Д. 65 лет, врача-окули-
ста Лопырева А. Я. 62 лет и его 16-лет-
него сына.

Беесмысленному издевательству и звер-
ствам подвермя В. И. Мурашевекий 74-х.
лет. Он нёс к себе домой ведро воды из,
уличного колодца. Немецкий солдат, про-

достоинством русского человека. В «Правде» нелавно сообща-
лось 0 TOM; Kak новоявленные немецкие помещики, охотясь
в русских полях, заставляли русских летей уполоб4яться
собакам. Немпы устанавливали реевозможные издевательские
«правила». расстреливая русских людей за их нарушение. Для
двуногих скотов. назвавших себя представителями «высшей
расы», советские люди — это быдло, стадо. с которым можно
не церемониться, не считаться, < которым всё позволено...

Враг, навязавший нам Войну, жесток, кровожален и неумо-
лим. Его практика во временно оккупированных советских
городах и еёлах разоблачена перед всем миром. Прогрессивное
человечество видит, что \ представляет собой фашистский
режим. Ва имя спасения цивилизации, во. имя спасения нз-
родов гитлеровекий режим холжен быть уничтожен.

Он будет уничтожен! Все виновники злодеяний во Ржеве,
Гжалске, Вязьме, Харькове, Смоленске, в наших городах и
сёлах понесут возмездие. Русекие_ люди по своей природе
мягки, добры, великолушны. Но тем страшнее их гнев; их

вил виселицу, на которой повесил десятки человек, из Сычевки — 1.500 человек,
мирных граждан: Александра Дроздова,   из Гжатска п Ржева — около 10.000 че-
Анну Цожарскую, Медоциева и других. Не- ловек.

сколько тысячи человек были расстреляны.

20 марта 1943 года в ломе № 47 Ч а-
лова по улице Воровского были сбнаруже-
ны убитые фашистами три женщины и
трое маленьких детей. Имущество разграб-
лено.

В соседнем доме обнаружена замучен-
ная немецкими солдатами семья Садова:
отец и мать расстреляны, лочь Рая 13 лет
заколота штыком, вын Валентин 15 лет  ли, а деревни сожгли.
убит выстрелом в правый глаз, лочь Эи-  Из деревни Андреевское и Дятлово не-
на 18 лет изнасилована и задушена, дочь   уенкие власти угнали в Германию 43 че-
Батя 5 месяцев застрелена в висок. ловека: Никонова Василия 40 лет, Мали-

В олном из дворов квартала № 116. на нину Раису 15 лет, Родионову Марию 40

2 марта 1943 г. угнали в Терманию
двух дочерей гражданина гор. Вязьмы Ви-
ноградова — Веру 20 лет и Надежау
16 лет. В ответ на просьбу Виноградова
пощалить“его дочерей и не угонять их фа-
шисты еожгли его дом.

Из деревень Куликово и Ивановской
‘немцы отобрали 31 человека и угнали в
Германию. Остальных жителей уничтожи-

ненависть к поллым немецким захватчикам.

Мы ничего у B
врагу. Мы знаем имена виновников этих безобразий, строите-

лей «нового порядка». всех этих новоиспечённых  генерал-

губернаторов, проето губернаторов, комендантов и полкоменлан-
тов. Их чёрная кровь будет платой за» зверства, чинимые ими,
за издевательства над нашими людьми. .

К возмездию, советские воины! Hh ‘возмездию,
люди! Смерть немецким оккупантам!

уд
16 тысяч тонн нефти — в особый фонд

Главного Командования

ГУРЬЕВ, 6 апреля. (ТАСС). В соревновании нефтяников
Эмбы попрежнему впереля коллектив промысла «Искине», завое-
вавший переходящее Красное Знамя Государственного Комитета
Обороны. Искинцы. добыли ‘сверх квартального плана 16.650
тонн нефти в особый фонд Главного Командования. В наступиз-
шем месяце они ещё выше подняли темпы нефтедобычи, решив
закончить полугодовую программу 23 апреля.

Завод помог электрической станции

ГОРОД Н., 6 апреля. (ТАСС). Досрочно выполнив мартов-
скую и квартальную программы, коллектив завода, где директо-
ром Герой Социалистического Труда тов. Елян, оказал большую
помошь электростанции области: инженерно-технические работ-
ники и стахановцы завода изготовили. и оснастили главнейшие
аггрегаты станции очень важными деталями и тем самым помог-
ли улучшить снабжение предприятий электроэнергией. я

В первом квартале наряду со <сверхплановым выпуском воору-
жения завод изготовил 50 тысяч деталей для перевода тракто-
роз на газогенераторные установки. :

В апреле работать еще лучше
САРАТОВ, 6 апреля. (Корр: «Правды»). Саратовский под-
шипниковый” завод. перевыполнил мартовский план. Коллектив
завода обязался. в апреле досрочно завершить месячную про-
грамму,, сэкономить 25 тонн металла и обучить разным квали-
фикациям 100 молодых рабочих.

не простим, ничего не забулем ненавиетному

советские

‚Чала избил их, потом вывел на окраину

живавший с ним по соседству, позвал его огороде, обнаружено в яме 8 трупов со-
Б себе в дом и там зверски убил его. При  ветских граждан, обезображенных до неуз-
ecMoTpe трупа Мурашевского установлено,   наваемости: Соловьева И. 30 лет, у
что правая щека у него разрезана и вы- которой отрезаны губы, Андреева А. В.
вернута к правому уху, правве ухо отор- 28 чет исколота штыком и другие.
вано, левый глаз выколот. веко вырезано
треугольником, верхняя губа отрезана, на
виско вырезан треугольник. кожа на за-
аа военнопленными .
Немецко-фашистские захватчики заста-  Стремясь Е массовому истреблению со-
вили женщин врачей работать в госпиталях   ветских военнонленных, германские воен-
санитарками. Ефрейтор Рихтер — комен- Ные власти обрекают красноармейцев на
лант инфекционного отделения госпиталя,   ВЫмирание от голода, тифа и дизентерии,
за малейшую провинность избивал до по- Военнопленным не оказывают медицинской
тери сознания санитарок и медеестёр. Рус-  ПОМОШИ..

ские врачи и медсёетры не могли полбзо- о и их
ваться уборными, на дверях которых ви- x ety : : nk

. [Лечения и ухода за больными никакого не
села надпись: «Русским вход запрещён, было. Ежедневно умирало от 20 до 30
за нарушение расстрел». человек. Больным выдавали в день пол-
В Сычевке беспошадно расправлялся с! котелка супа без хлеба. По данным врача
женщинами, детьми и стариками комендант! Михеева Е. -А., в один из дней в этом
города, обер-лейтенант Кислер. госпитале умерло от истощения и болезни
7 января 1943 г. он <огнал около 100 ae м и pani one conn
SEO eer aig Caen ae eres больных пленных. красноармейцев, когда
они ‘проходили по двору госпиталя.
Хирургу Разлершину В. Н. вместе с
группой врачей пришлось провести в по-
мещении лагеря. для военнопленных одну
ночь. Врачи рассказывают, что всю ночь
из разных помещений лагеря доносились
«спасите», «помоги-

Злодеяния над советскими

города, и расстрелял. :
28 февраля 1943 г. немецко-фашиет-
ские изверги согнали в дом 57 по Набе-
режной улице больных тифом жителей Сы-
ч=2ки, якобы, для оказания медицинской
помощи, заперли их там и дом ноложгли.
Усилиями медсестры Поповой и других мед-  КРИКИ истязуемых.
работников часть больных во время пожа- Т@», «за что бьётв», «ох, умираю».
ра была всё же спасена. Днём, во время раздачи еды, военнб-
Около деревни Холмец Сычевекого района   Пленные столиились у кухни. Для наведе-
понадобилось разминировать участок доро- вия порядка немецкии охранник CHAI /C
ги. По распоряжению вомандира 102 гер-‘ ремня транату и бросил её в толшу. Не-

лет, Чистова Василия 18 лет, Воронова Ни-
колая 33 лет, Халдееву ТатьянФ 48 лет,
Сафонова Николая 41 года. Колосову Марию
45 лет, Фетисову Анну 16 лет, Веткина
Егора 17 лет, Веткину Валентину 15 лет
и других. ой

В списках граждан, которых немцы уго-
няют на каторжные работы в Германию,
нет людей’ старше 50 лет и ‘моложе 15
лет. Всех, кто старине и моложе, немцы
истребляют беспощадно. x

Разрушение городов, жилищ,
культурных учреждений ^
и церквей

Немецкие военные части грабят и раз-
рушают жилые здания, культурные учреж-
дения, предприятия и перкви. Причём всё
это представляет ‹обой не какие-то от-
дельные акты, совершаемые недисциилини-
рованными воинскими частями, & опреде-
ленную систему, заранее предусмотренную
высшим военным командованием.

Разрушения городов и сёл, ограбление
мирного населения, & также культурных
учреждений и церквей в Ржевском, Сы-
чевском и Гжатеком районах произвели
воинские части: 87 пехотной ливизии ге-
перал-лейтенанта Штулниц, №29 пехотной
дивизии генерал-майора Брауна, 72 пехот-
ной дивизии генерал-майора Мюллера, 14
уотодивизии генерал-майора  Эвердина,
337 пехотной дивизии генерал-майора Шо-
немана, 268 пехотной дивизии генерала
Грейнера.

(Окончание на 2-й стр.).

_Питлеровские `мерзавцы творят кровавые злодеяния
во временно захваченных советских районах. Они ` истязают,
мучают, расстреливают советских людей, грабят наше народное
добро. Только низкие люди и подлецы, лишенные чести
и павшие до состояния животных, могут совершать такие
неслыханно-чудовищные ‘преступления.

_ ненавистным

И Е АРВ

СООБЩЕНИЕ

им захватчикам!

Е О Е Е ИЕ

От Совета Народных
Комиссаров СССР

Ввиду того, что через два месяца предстоит выпуск Госу-
даретвенного Займа Обороны. Cozer Народных Комиесаров
СССР. чтобы не обременять население чрезмерными расходами,
просит граждан и гражданок прекратить с 7-го апреля с. г.
тобровольные индивидуальные и коллективные взносы денеж-
ных средетв в фонд Врасной Армии.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

06 утверждении нагрудного знака
«Отличный понтомер»

В целях поощрения отличившихея лиц из числа рядового и
младпеего начальствующего состава понтонно-мостовых частей
Красной Армии Президиум Верховного Совета СССР постанов-
ляет:

1. Утвердить для рядового и младшего начальствующего с-
става понтонно-мостовых частей Красной Армии образец нагруд-
ного знака «Отличный понтонер».

2. Утвердить Положение о нагрулном знаке «Отличный пон-
тонер». %

3. Установить ношение знака на правой стороне груди.

4. Предоставить право награждения нагрудным знаком коман-
днрам отдельных понтонно-мостовых частей, командирам бригад,
дивизий, заместителям командующих армиями по инженерным
войскам и выше,

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН. ‘°
Секретарь Президиума Верховкого Совета СССР.

А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 5 апреля 1943 г.

Положение о нагрудном знаке

«Отличный понтонер»

1. Нагрудный знак «Отличный понтонер» является наградой
для 0с0бо выдающихся понтонеров Красной Армии.

2. Знаками «Отличный понтонер» награждаются особо выдаю-
щиеся понтонеры рядового и младшего начальствующего состава
понтонно-мостовых частей Красной Армии, систематически пока-
зывающие высокие образцы:

отличной работы по наводке поятонных мостов и устройству
паромных переправ в боевых услозиях;

отличной работы и инициативных действий по переправе
войск на паромах и десантом в боевой обстановке;

отличной разведки места ‚переправ и заграждений в боевых
условиях; -

отличного выполнения работ по ностройке мостов;

инициативы и находчивости по использованию подручных
средств и материалов для устройства переправ;

отличной работы по устранению заграждений противника,
умелого и инициативного применения заграждений и подрывного
дела в бою;

инициативного устройства ложных переправ, вызвавших огонь
противника;

находчивости, смелости и мужества по спасению людей,
вооружения и имущества во время переправы; d

маскирозки личной, маскировки произведенных работ и техни-
ческих средетв; 1

сохранения личного оружия и инженерного имущества во всех
условиях боевой обстановки;

бережного содержания в боевой обстановке личного оружия
и инженерно-технического имущества.

3. Список лиц, награждённых нагрудным знаком «Отличный
понтонер», об’является приказом по части с внесением награды
в красноармейскую книжку бойца и младшего командира.

Описание нагрудного знака
«Отличный понтонер»

Нагрудный знак изображает
собой фигурный шит, нало-
женный на позолоченный   ду-
бовый венок, ветви которого,
перевитые лентой, выступают
по бокам щита.

‘ Поверхность щита покрыта
синей эмалью, а края изобра-
жены оксидированной полос-
кой с симметрично располо-
женными . на ней точками. В
верхней части шита полоска
переходит в виое укра-
шение.

В верхней части знака на
щит наложена покрытая руби:
ново-красной эмалью круглая
пластинка, в середине которой
позолоченное А сер-
г па и молота. По краю -
стинка имеет белый эмалевый поясок с надписью, ем
золотыми буквами: «Отличный понтонер».

Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки
а в нижней части пятиконечную ‘звёздочку. :

В нижней части щита помещается изображение якоря со
скрешенными топорами. :

Знак металлический,
ширине 37 мм.

На оборотной стороне знак й
С имеет нарезной штифт с гайкой
для прикрепления знака к одежде. 7

размер знака по вертикали 46 мм, по

Вручение генерал-лейтенанту М. М. ПОПОВУ

ордена Сувсроза 1 степени \

Заместитель Председателя Президиума Верховного Совета
СССР и Председатель Президиума Верховного Совета Белорус-
ской ССР тов. Н. Наталевич вручил в Кремле орден
Суворова   степени генерал-лейтенанту М. М. Попову, награж-
денному за умелое и мужественное руководство боевыми опера-
циями и за достигнутые в результате этих операций успехи
в боях с немецко-фашистскими захватчиками. (ТАСС).

es
Вручение орденов и медалей СССР

Заместитель Председателя Президиума Верховного Ссвета
СССР и Председатель Президиума Верховного Совета Литов-
ской ССР тов. Ю. И. Палецкис вручил вчера ордена н медали
награждённым.

Орден Ленина вручается через представителей Ленинград-
скому Краснознамённому  Военно-инженерному  Училишу им.
А. А. Жданова, награждённому в день своей 95 годовщины
за боевые заслуги и успехи в подготовке командных кадров
инженерных ‘войск. Принимая орден, полковник Д. С. Иванов
горячо поблагодарил правительство за высокую оценку работы
училища.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» вместе с грамотой
о присвоении звания Героя Советского Союза вручаются стар-
шине С. И. Бутенину и гвардии майору А. Е. Матросову.

Орден Кутузова   степени за умелое и мужественное руко-
водство боевыми операциями и за достигнутые в результате
этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захват-
чиками получает генерал-майор авиации ‘К. Н. Смирнов. 1

За образцовое выполнение боевых заданий Командования
‘на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и медали получает группа
бойцов, командиров и политработников Красной Армии.

Ордена и медали были вручены также группе партизан
и ряду работников военных и гражданских организаций.

Тов. Ю. И. Палецкис после вручения орденов и медалей
обратился к награждённым товарищам с приветственной речью.
Особс остановился он на заслугах славного Ленинградского
ордена Ленина Краснознамённого Военно-инженерного учили-
ща им. Жданова и просил передать личному составу училища
пожелания наилучших ‘успехов во всей работе. В заключение
тов. Палецкис сердечно поздравил награждённых и пожелал
дальнейших успехов.в -их. боевой работе. (ТАСС).