о

к
и
н
2
(122)
Точка эрения кино-зрителн циальный заказ пришел K не в виде предожоныя сделать картину, он врос в не­го в органическом процессе развития революции и развития Эйзенштейна. Мы думаем, что если следую­щая картина Эйзенштейна будет завазана не ВПИК ом, и не по сце­нарию на тему о революции, Эйзенштейн все равно выполнит социальный заказ пролетариата. Висковский не виноват в том, что он изобразил Гапона таким, каким его представляли себе га­поновцы до своего разочарования. Висковский принадлежит в числу тех, от кого нельзя требовать вы­полнения соицального заказа ра­бочего класса, потому, что это не зависит от воли и сознания ху­дожника, а от пропесса его разви­тия. Для таких художников, как Висковский, «социальный заказ» служит оправданием халтуры. В неудаче «9 января» виноват не Висковский, а те, кто ему эту картину поручили. Возможно, что Висковский может делать карти­ны, нужные советской кинемато­графии. Все дело лишь в том, что каждому художнику нужно пору­чать лишь такие задания, кото­рые он в состоянии выполнить с присушей ему социальной уста­новкой.

Говорят кино не умеет лгать. Неправда, левта «Кирпи­чики» лжет. Говорят «Кирпичики» - три­виальная, пошленькая уличная песня. Неправда, - это вевсель на популярность, выданный ра­бочими кварталами. «Кирпи­чики» - меньше всего нуд­ная повесть «о любви и горе­сти» Семена и Маруси, это боль­шой эпический роман о миллио­нах семенов, это - сказ о годах борьбы, уложенный в 9 строф уличной песенки. Эта плохенькая песенка стала социальным документом, на кото­ром расписались миллионы лю­дей. Массы сами выбирают себе тор­жественные гимны и сжедневные десни. Массы (и не только обыва­тельские) взяли себе, на извест­ый срок, сКирпичики», как об­строительства. Когда мы ста­нем, страной индустриальной, массы пайдут для себя другую помможет быть, у Маяков­ского. же,раз Нельзя, не прочувствовав соци­альной основы образа, - развер­тывать его в эпический сюжет. Постановщики не поняли зна­чения этого документа. Нельзя ставить «Кирпичики», не под-поняв спачала, почему эту песен­ку поют обыватели и рабочие, мос­сельпромщицы и ответственные работники. Кино на этот раз обмануло. Оно показало кусочек коридора Смольного, со снующими людьми, но по дало Смольного! Экрал по­казал Семена, вернукшагася на за­вод, но не показал - как «стал Аироктором управдяющим на за­воде товарищ Семен». Показал скверный кирпичный завод (удру­чающеее зрелище!), ио не дал «Кирпичиков». Постановщик обокрал самого быть. себя. Имея в руках такую креп­кую вещь, как кирпичики,-упло­пать сотни метров на пошленькую историю с запиской, па допаза­тельство, как нехорошо быть ке­добрым человеком». Иметь возмож­ность раскрыть картину того, как «пришла война буржуазизя, зве­рел, обозлился народ и по в ку, по кирпичику растаскал опу­стевший завод» - и вместо этого «переживания». в доверше­пие всего - трогательный поце­«Кирпичики» рассыпались Вместа густого бытового цемелта их скленли халтурным, сантимен­тальным синдетиконом. Вексель не был учтен. Жаль Попову и Бакшеева Онп хотели показать настоящего Семена и живую Марусю, по им не даля дояграть. Режиссер, в фи­нале, устроил им неожидапную встречу и заставил поцеловаться насильно. СТ. АСИЛОВ.
Я знаю мир - Алтай, Афганистан, Джэк Лондона, тайгу, лесные сплавы, Пустынный труд мне на поруки сдан, - Но диче звезд и дальше дальних страп Кино «Корабль» в проулке у заставы. Продуло грудь, катится почь со лба… За право ждать на пристани поспорим С твоим окном, воскресная судьба! Каспийским морем пахнет голытьба, И грязный пол бесплатно пахнет морем… Нам легок труд; нам только труден так Тяжелый отдых! Вольно и кромешно Гудит толпа; сопит соленый мрак, И будка оператора -- маяк, И Гарри Пиль - голодный бред, конечно! Тут море нам! Нам только тесно тут! В стране чудес метнешься брат на братца: Сто верных рук и музыки растут Но труд всегда; и самый тяжкий труд Полувоздушной радости набраться.
цргпвему Мы получили много отклпков на паши статьи об организации «Селькино». Интерес к «Сельки­но» огромный. Доказательством этого интереса служит еще в боль­шей степени то обстоятельство, что в организационную комиссию «Селькино» ежедневно поступают из различных мест Союза пред­ложения вступить пайщиками в повую кино-организацию. Неко­торые организации присылают да­же паличные деньги. У многих существует еще, од­нако, сомнения: нужна ли новая клно-организация, не распылит ли она средства уже существую­щих кино-предприятий, не будет ли она совершать параллельную работу? На все эти вопросы мы можем дать успокоительный ответ: Параллелизма не будет. Распы­лення средств не будет. Наоборот, «Селькипо» привлечет именно те средства, которые к существую­шим кино-организацияи поитечь не могут. Об этом мы обстоятедьно говорили в предыдущем номере на­шей газеты. Почему не будет параллелизма? Вот почему. «Селькино» не ставит своей главной задачей создать но­вое производство картин. Когда оно займется производством кар­тин, опо будет их заказывать су­ществующим кино-организапият. Разпица лишь в том, что «Сель­кино» разгрузит остальные кино­оргадизации от работы на пезна­комый им и убыточный пока дере­венский рынок. «Селькино» же, посвятив себя специально работе на деревню, сможет заказывать иманно те картины, которые боль­ше всего нужны и лучше всего пригодны для деревни. Первой и основной задачей Селькино» будот винофи деревни - распространение пере­движных и стационарных кипо установок. Эту задачу можно бу. осхществать, тольжо собран большой калитал и поставив дело на твердую коммерческую основу. Вот что будет делать «Сельки­по». Вот почему низовые органи­зации проявляют такой интерсе к этому начинанию. **

АДАЛИС.
Кін должен торнестваветь! Вся история Англии в опасно­сти. Ибо, как оказывается, исто­рию Англии пишут не английские историки, а американские кино­режиссеры. В Англии своро соз­дастся общество защиты англий­ской пстории от американских кино-режиссеров, Дело здесь вот в чем. Англий­ский кино-рынок на 90 слишком процентов заполняется картина­ми американского производства. Англичане изучают историю своей страны в шкодах и в кино. Однако, кино посещалот больше людей, чем школу. Уроки, воспри. нимаемые в кино, запоминаются с большей ясностью и четкостью, нежели уроки, которые слушают­ся в школе. Вывод дсен. Школы по сравнению с кино не имеют «собачьего шанса» И знгличане волят: знглийские режиесеры портят нашу исто­рию. Да, мировоззрение широких масс требует снепреложной властностью, чтобы добродетель торжествовала, а порок был бы наказан. Так не бывает в жизни, а бывает лишь в кино­что тем хуже для жизни, тем лучше для кино! Ведь суть в том, что громадное большинство челове­чества «добродетельно»в смысле, что оно сочувствует то­му, кому плохо, кто страдает. А кому плохо и кто страдает в ка­питалистическом обществе? Ко­нечно, бельшинству. А кому хо­рошо? Тем, которых меньшин­ство, тем, кто порочен. Кинематограф рисует нытеш нюю, настоящую и слегка, правленную жизнь. Жизнь та­кую, какой она должна быть. Если она не такова, думает зри­тель кино, то лишь по недоразу­мению, лишь случайно. Мы любим говорить о том, как пользуется капиталистический мир кинематографом в своих ин­таресах. Увы, мы весьма часто предотавляем себе методы капи­талистического мира в этой рабо­те с большой дорой карикатур­пости. Нам кажется, что собираются пять банкиров, десять политиков и двадцать кино-режиссеров и устраивают заседаниетом, каким образом дурачить широкие массы путем кинематографа. Ко­нечно, это делается не так. Короткая формула идеологиче­ской роли кино в современном ка­питалистическом обществе будет приблизительно такова: кино охраняет интересы кашиталисти­ческого общества, удовлетворяя инстинкту справедливости широ­ких масс и показывая, что тор­жество справедливости - это норма, а торжество поровалишь досадный случай. беглые замечания являют­ся лишь вводными к постановне проблемы … какова долина идеологическая роль кино в на­шем обществе, какой днстинет справедливости должно ено удо­влетворят у нас. Или, может быть, оно должно работаль на какие-то другие инстинкты. В капиталистическом обществе бедняк торжествует над богатым, обиженный над обидчиком. Кто и почему должен торжествовать в советской кино, и должен ли вообще? Тема эта интереспа, осветить ее падобно… МИХ, ЛЕВИДОВ.
Голоса из публини Сыном коломенского рабо­чего изобретен новый антарат, который, в отличие от существующих кино-аппаратов, дает равномерное движение фильме, т.-с. такую систему, ког­да двнженне ленты происходит все время с одинаковой ско­ростьо Демонстрацт фильмы в но­вом аппарате увеличит продол жител пость его жизни в - раз больше, нежели при проэкции в старых аппаратах. Новое изобретение рассмотре но Комитетом по делам изобре. тений при ВСНХ, и автору его выдан патент. Ныне этим изобретепием за­интересовалось Совкино, запро­снвшее у изобретателя деталь­ные рабочие части чертежа аппарата, изготовление которых задерживается за отсутствием у изобретателя необходимых средств (250 - 300 р.). ЕВТИХИЕВ.
Рассказанное - лиші малень вий опивод, крохотный сдучай, случайная деталь той громадной науки, поторую можно было бы назвать: кино и человек. В ду­ховном багаже современного ан­гличанина роль истории Англии весьма незначительна. Но ведь кино не ограничивается тем, что формирует мнение этото челове­ка об истории Англии. Коротко говоря, кино форми­рует все мировозврение совре­менного человска капиталисти­ческого общества (речь идет широких массах), формирует в большей степени, чем филосо­фия, наука, литература, или ка­кая бы то ни было другая ди­сциплина, ибо дело в том, что все эти дисциплины воспринимзлотся ныне широкими массами при по­мощи кино. Говоря «формирует», мы имеем в виду - уясняет. Широ­кие, мелко-буржузаные массы ка­питалистического мира лишены мировоззрения не в том смысле, что этого мировоззрения у них нет, а в том смысле, что они о нем кало знают и бессильны его фиксировать и выявить. Вот в этом исключительная роль кино: опо помогает выявлению и фик­сированию мировоззрения. Добродетель торжествует, порок наказан - эта основ­ная моральная максина ки­нематографии капиталистических стран вызывает насмешки всех тех, кто в этих странах считает себя «выше масс», но эти на­смешки напрасны и бессильны.

Сдикальный закаа Это модное сейчас выражение социальный заказ. Настолько мод­ное, что уже начинает терять свой истинный смысл и служить оправ­данием социальнойу злу-хал­туре. Две картяны из цивла кин» Эйзенштейна и «9 января» задача. Виевовского. Об этих картинах го­норят, что они обо выполнены по социальному вакову. Неужели под социальным заказом надо пони­мать заказ государственного учре­ждения? Это было бы большой ощибкой. Да, Эйзенштейн своей лентой выполнил социальный заказ, по не потому, что он работал по за­данию Вцика. Социальный заказ пе получают, ни в кабинете ди­ректора фабрики, ни в государ­ственной комиссии. Эйзенштейн получиа сапиальный закал у про­летарской революции, в которой вырос как художник. Со-
Технику на Востон Показать в кнно всю нашу будничную, повседневную, со­ветскую, сознательную работу на Востоке :- сейчас очередная Персу, афганцу, турку, инду­су -- представится полный за­хватывающего героизма эта на­ша будничная работа. Работа, которую мы сами ошущаем, но не видим на экра­не: орошение тысяч десятин, раздел земли, воздугіные эскадрильи, новые заводы, но­вые школы. Таковы задачи. Каковы же возможности? Картин нет, а фабрика Узбек­госкино оборудована так прими­тивно, что увеличить продукцию печего и думать.
Необходимо оборудовать - оборудовать по последнему слову техники - фабрику нашей республики. A. АРДАТОВ.