№ 2 (122) Русский читатель и зритель не привык смеяться беспечно: его веселье осложнено или отравлено задней авторской мыслью. История смеха в русском искус­стве, кажется, еще не написана, по если бы ее захотели создать, то она вышла бы очень краткой и зияющей провалами в целом ряде поколений… Просто весельчаков -- не вид­но. Мрачных людей хоть отба­вляй! Смех в русском искусстве ни­когда не был целью, он всегда служил орудием. Надавливая на пружину смеха, русский писатель всегла высвобождал какую-ни­будь заветную «идею». Отсюда и своеобразное качество смеха: он или разящий, гневный, как у Салтыкова-Щедрина, или печаль­ный, сожалеющий, как у Чехова, или, наконец, трагический «снех сквозь слезы» -- у Гоголя. Наши «юмористы» предреволюционной формации сплошь были привозным товаром. Это были мелкие люди типа Аверченко, пытавшиеся на­садить на русской почве «добрый» английский и американский юмор. Затея не удалась, и русского обывателя стал смешить вповалку Макс Линдер. Правда, в новейшее время мы познакомились вплотную с миро­вым гением смеха - Чаплиным, но в свете его последнего, пока для нас еще легендарного, произ­
о
Смех сквозь смех ведения «Золотая лихорадка» не покажется ли за веселой маской несравненного смехотворца кино залитое «незримыми миру» слеза­ми лицо Гоголя? Существует ли, вообще, такое явление, как химически чистый смех? Искусство кино, казалось бы, легче всего может вызвать у нас ответ: да, существует. Таким великим аналитиком смешного, с первого взгляда, предстает тот же Чаплин. И, однако, мы вполне до­пускаем, что явится исследова­тель, который покажет нам, чего недостало Чаплину, чтобы стать великим моралистом. Реакция смеха - чрезвычай­но демократическая реакция. Она доступна широким массам людей. Отказываясь здесь от подробных об яснений, мы хотели бы намек­нуть, что, по нашему мнению, тем искусством, к которому пере­ходят бразды управления смехом. должно явиться, именно, кино. Интересен нынешний опыт «смеховой» фильмы «Шахматная горячка» (Межрабпом-Русь, ре­жиссура В. И. Пудовкина и Н. Г. Шпиковского). Шахматное безумие, охватив­шее москвичей, мелькает перед зрителем в безостановочном ряде трюков. Некоторые из них (эпи­зед с аптекарем, выдавшим вме­сто яда - шахматного ферзя, сва­дебный пирог в виде шахматной доски и др.) безусловно удачны.
Картины,
Картины. катерые Пролеткино наметило к поста­новке в 1926 году два «боеви­ка», связанных с историей Ок­тябрьской революции - «Конец Колчака» и Врангелиада». Эти картины определяются их заголовками. Картины предположено поста­вить в огромном масштабе. Бу­дут привлечены к участию вой­ска всех видов оружия, воздуш­ный и морской флоты. Картины ставятся по историче­ским документам. В них будут участвовать живые участники событий. И «Врангелиада» н «Конец Колчака» развертывают­ся на самостоятельной интриге. Это не чисто - исторические кар­тины. Это - социальные кино­романы. В кино-кругах много говорят о «Городах и годах» Константи­на Федина. Этот роман инсцени­руется автором для Пролеткино. Его называют грядущим кино­событием. В романе - послед­няя эпоха: окопы, плен и Рос-с сия военного коммунизма.
котолые кам показывают «Хочется отметить неожидан­но меткое название «Белая моль». Именно белая, и именно моль. Как жаль, что против та­кой заграничной белой кино-мо­ли не хватает у нас достаточно­количества красного цензур­ного нафталина». Эта шутка рабкора В. К-м в Краснодарской газете «Красное Знамя» никому, кто видел филь­му, не покажется рискованной. «Белая моль» выделяется, как образец глупости и пошлости буржуазной кино-стряпни. Эта американская фильма не забы­вает коммерческих выгод: с этой целью женщину из мюзик-холла показывают зрителю в самых от­кровенных и обнаженных видах, все время умело и тонко балан­сируя на грани, между цензур­ной и скабрезной эротикой и от­крытой порнографией». Это пи­шет рабкор Икс в Тюменской газете «Трудовой Набат». Другие рабкоры - костром­ские, орловские, калужские-на­перебой--в общем на один ма­нер--клеймят эту фильму: «Белая моль» - этот мировой сверх-боевик, не что иное, как новая сверх-пошлятина». «Как убог идейный смысл этой постельно-фарсовой комедии». «Все содержание фильмы­борьба артиста и двух банкиров за обладание героиней драмы, в купе с двухспальной кро­ватью, все время подаваемой крупным планом».
Правда, сплошь и рядом, самая конструкция, идея трюка - не нова и взята напрокат у целого рада т. н. комических фильм, но положение спасает самая беско­нечность и беспрерывность трю­ков. Фильма их дает почти столь­ко же, сколько Форд автомобилей: в минуту - 8 штук.
Неприятный разрыв этой трю­ковой и сценарной непрерывностго зритель переживает в том месте картины, где невеста, ненавидя­щая шахматы, после встречи с Капабланкой становитсявнеза­пно ярой шахматисткой. Об этом переломе беспомощно повест­вует надпись: «Вот, что наделали рассказы чемпиона». За всем, тем «Шахматная го­рачка» стоит на уровне тех Фильм, которые вызывают смех, так сказать, в чистом виде. Она принципиально поверхностна, со­циально и психологически абст­рактна, не стремится дать какое бы то ни было об яснение «го­рячке», она принимает ее, как факт. Эта фильма дает ничем не осложненнный «смех сквозь смех» В своем настоящем виде «Шах­матная горячка» - острый и за­бавный апекдот. Однако же, после определенной доделки, эта фильма должна быть занесена в инвентарь искомого смехового синтеза. B. ПЕРЦОВ.
Два классика под сценарными перьями: Пушкин и Гоголь. Про­леткино инсценирует Пушкин­скую «Капитанскую дочку» и Гоголевский «Невский проспект». «Невский проспект» будет ста­виться как стилизованная коме­дия из Николаевской эпохи. Сю­«Проспекта» (расправа нем­цев-ремесленников с офицером) хорошо характеризует Петер­бург начала XIX века.


Рабкор т. И. К-к задает Сов­кино вопрос в газете «Тверская Правда» по поводу фильмы «Шах и Мат». После покупки «Белой моли», покупка фильмы «Шах и Мат» это еще один тяжелый грех на душе советских закупщиков кар­тин заграницей. картину, вы так и не знаете - кому шах, а кому - мат. Есть догадка, что самой картине. Картина с художествен­ной стороны совершенно невы­носима. Она до крайности убога и с иделогической сторны, не­смотря на то, что в русском пе­ремонтаже старый вор превра­щается в «красного рабочего», в Сталинградской газете «Борьба», рабкор М. Э. пишет: Фильма «Шах и Мат» - это тривиальная американская кино­чепуха. В ней показано трио преступников из вого трио: один умирает, а двое, к успо­коенню американских зрителей, наставляются на путь истины.

Богатую добычу нашла на Ле­не экспедиция Пролеткино. Она уехала на Лену для зас емок по заданию профсоюза горнорабо­чих картины «Борьба за золо­то», но вернулась, с тремя кар­тинами: «Золото Лены», «Путь в Иркутск» «Ленский рас­стрел». К истории рабочего класса от­носится и другая картина Про­леткино - «Строители». Она рисует развитие профсоюза строительных рабочих: под­полье, провокацию, провал сою­за и, наконец - союз в наши дни. Электрификации в городе и деревне будет посвящена от­дельная большая картина. ×
Комиссией ЦИК бюро пред­ложено оркестру Большого театра сопровождать музыкаль­ной иллюстрацией фильму «Бро­неносец Потемкин». Оркестр, в практике которого не было по­добных случаев, дал свое согла­сне весьма неохотно. «Но, как же мы, наприыер бу­дем иллюстрировать червей в мясе?-говорили оркестранты. После просмотра мнение их резко изменилось, фильма была показана в клубе Большого театра. C. М. Эйзенштейн занят теоритическим анализом поста­новки «Броненосца Потемкина». Результатом анализа явится кни­га о технике режиссерской ра­боты. Турецкий режиссер Мусим­Бей прорабатывает для 1-ой Гос­кинофабрики план новой поста­новки на тему из восточной жиз­ни. Из Одессы на 1-ую госкино­фабрику привезены беспризор­ники снимавшиеся в фильме «Кафе Фанкони»: Крыса и Цы­ган. Крыса-глава одесских бес­призорников, человек никогда не ночевавший нигде, кроме паро­ходных и асфальтовых котлов и 16 раз бежавший из исправ­дома. Цыгае­его товарищ. Под руководством профес­феврале. Режиссер Постановка картины по сценарию Туркина («Межрабпом Русь») поручена И. М. Москвину и Ю. А. Желябужскому. Художником Дубровским сделан для готовящейся ленты «Борьба за Вестингауз» гран­диозный макет большого амери­канского завода, с приводимы­ми в движение станками, крана­ми, и т. д. Макет выставлен на ленинградской кино-выставке, Режиссер Бравко ставит две
картины, выпускаемые базой нн­вентаризации Губполитпросвета к ленинским дням. Одна для го­рода «Учись по ленинской», другая для деревни «Книгу крестьянину». Оператор Б. Франциссон. Режиссер Авербах присту­пил на 3-ей фабрике к постанов­ке учебно-экспериментальной картины «Гениальный сценарий». Оператор В. Добржанский, снимавший на Кавказе картину «Ілаза Андозии», будет снымать «Капитанскую дочку». Работа Таирова в Пролет­кино не будет связана с актера­мн определенного театра. Основ­ной состав актеров будет пополнен актерами театра, связанными с кино. Одна из черт производ­ственного быта кино-людей. В Крыму снималась картина «Тер­нистый путь». Оператор Солод­ков производил с емку на водо­паде Учан-Су. Задыхаясь от усталости, он взобрался на гор­ную тропу - единственную точку, с которой можно было снять общий план. Снял. Начался спуск. Он был тяже­лее под ема. Оператор с аппа­ратом в руках сорвался в про­пасть и полетел вниз. В пути его спас… кустарник у обрыва. Аппарат вырвался из рук. Злове­«Пропала картина». Когда оператор радостно схва­тил аппарат и поднял он увидел следующее: сверху ле­тел на спине его помощник, дер­жа в руках… штатив. Приезжающий в СССР для постановки «Капитанской доч­ки» режиссер Уральский изве­стен в Москве по своей работе у Ханжонкова. Уральский поставил «Катери­ну Ивановну» по Андрееву, «Аннушкину жизнь»,«Хирур­гию» (с М. Чеховым),«Швед­скую спичку» и др.
B 1925 году Уральский ездил в Америку, где знакомился с аме­риканским кино-производством.Просмотрев В Москву он приезжает в конце месяца. Оператор Андрюхин (Культ­кино) вернулся с Урала, где, в Нижне-Тагильских принсках за­снял металлообрабатывающую промышленность района. На об­ратном пути, снимая с крыши вагона, он телеграфной прово­локой был сшиблен. ПроволокаA потащила Андрюхина по ваго­ну, но, к счастью, оборвалась. Оператор Цейтлин перешел из Культкино на работу в Отдел ПролеткиноХрисанфом Херсонским ор­ганизована сценарная группа для коллективной детальной разработки либретто и сцена­кино-хроннки Совкино. риев. В группу вошли молодой драматург Ю. Болотов и режис­сер К. Мусин-Гугунава. Все сце­ны и актерские положения груп­па разрешает практически. Среди проработанных и принятых к постановке сце­нариев - «Каштанка» по Чехо­ву. 5 января исполнилось пят­надцатилетие операторской де­ятельности Л. П.Форестье. Ра­ботать он начал в Париже с 1907 г. у Гомона. В России с 1910 г.

Новоселов написал для Про­леткино сценарий из крестьян­ского быта - «Запашка». Кар­тина делается на фоне эпизо­дов расправы войск с крестьяна­ми, запахавшими помещичью землю. Вся картина - массовая.
Об американской фильме «В решительный момент», c уча­стием Глориа Свенсон, (которая группой«показывает русалочьи глаза и демонические платья») и Миль­тона Силса, (который «демонст­рирует хороший фрак и куль­турный профиль»), тов. Уэйтинг в одесских «Известиях» заме­чает: «Ведь в Америке - это почти кино-боевик. А для нас почти кино-недоразумение».
«Госкино-Комсомол» Сев. Кав­каза заканчивает с емку но­вой картины по заказу Крайсоц­страха. Это -- комедия из быта советских курортов под назва­нием «Похождения Лавровых». Натурные с емки производились в Геленджике, Анапе и Сочи. Картина снимается под руко­водством профессоров Северо­Кавказского универсытета. -
Астраханской губ. Эта фильма будет одинаково интересна, как для городского, так и для де­ревенского зрителя.

2-х часов
7, 845 1080
ескан 54347 12-ro
sreaps

ОБРУЧЕНКЕ Комедня в 2-х частях. Картины иллюстрирует симфонический оркестр под управлен. А БЛОК.
MESDAMES ET MESSIEURS (пДОЧЬ ПАРИЖА ) с участием ЕЛЕНЫ МАКОВСКОЙ.
Одесская кино-фабрика на­мечает к постановке серию ко­мических фильм. Одной из пер­вых постановок будет «Капка­герой матча» по сценарию ра­бочего Андреева. Постановщик Заноза, в главной роли - Кап­ка.