2
к и н о
42
(162)
В первый период развития советской кинематографии «ос­новным занятием» наших кино­организаций была с емка так назыв. «производственных фильм» и «социальной хрони­ки». Не имея собственных средств, большинство кино-орга­низаций строило свой бюджет на этих «заказных» фильмах. За три года засняты сотни ты­сяч метров разнообразнейшегоПеремонтаж материала; производство круп­ных и мелких заводов, работа отдельных организаций, жизнь национальных республик и т. д. и т. д. Заснято все, на что уда­валось получить деньги. Однако эти зас емки почти не увеличили прокатного фонда культурных фильм. Он попре жнему состоит, главным обра­зом, из заграничных картин. В этом нет ничего удивитель­ного. Как правило, фильмы сни­мались, но не выпускались. На кино-жаргоне это называлось­«работать на заказчика». К моменту слияния произ­водственных организаций с Сов… кино склады ломились от «ки­но-имущества», накопленного за несколько лет, а рабочие кино­клубы… стонали от недостатка лент. Ныне поставлен вопрос о раз­борке и использовании всех этих материалов. Многие филь­мы можно исправить или сде­лать только путем компиляции материалов, заснятых разнымиП кино-организациями («Культки­но», «Ленинградкино», «Пролет­кино»). Это теперь возможно, так как все склады находятся в руках одного Совкино. Разработка «недр» производ­ственных кино-организаций еще не началась. Наметились только основные линии этой работы. Прежде всего необходимо все кино-имущество сконцентриро­вать на одном складе. Второй этап - составление фильмотеки, отбор годного материала от негодного. Нужно
иметь в виду, что сейчас на складе ценные куски просто те­ряются среди разного хлама. Параллельно с разборкой склада, которая безусловно за­тянется на эначительный период времени, должна итти работа по утилизации материалов, так сказать, «разработке поверхно­стных слоев». Здесь намечаются три вида работы. законченных, но не выпущенных картин. Компиляция разных матерн­алов на одну тему (может быть с небольшими дос емками). «Омоложение» дореволюцион­ных культурных фильм. Работа трудная, но благодар… ная. Если взяться за нее энер­гично, наш культурный прокат быстро пополнится рядом но­вых нужных фильм. Переработка старых материа­лов может также служить пре­красной школой. На этой рабо­те выявится и квалифицируется новый кадр работников куль… тур-фильмы, в настоящее время почти отсутствующий. Нужно добиться только, что­бы от разведки «недр» мы при… ступили скорей кк разработ­ке, чтобы скорей были заложе­ны первые «шахты». B. ЕРОФЕЕВ.
Перемена ориентации Повышение художественного качества советских кино-лент бы­ло непременным условием хозяй­ственной и рентабельной поста­новки дела нашего отечественно­го кино-производства. В условиях 1923-24 г.г., ко­гда проводить советские ленты нз советский экран нужно было ме­рами принуждения (ассортимент) или с помощью агитации и про­паганды и зрителя, и кино-адми­нистраторов; когда любая заграничная лен­та обеспечивала сбор; когда в бланках отчетных ве­домостей кино-организаций гра­фа доход от энспорта совершенно отсутствовала; когда стоимость нашей продук­ции была при этом непомерно вы­сока, в этих условиях нельзя было строить расчетов на развитие кинематографии в СССР на осно­ве собственного производства. Мы должны были пережить не­кий период первоначального на­копления средств за счет ввоза и эксплоатации иностранных ленг, которые сами по себе для нас все­гда были и будут пеприемлемыми. Именно поэтому ориентация на заграницу, на «заграничное барахло» была совершенно зако­номерной. И этот период накопления еще не закончен, несмотря на то, что наши картины выпуска 1926-- 1927 г., уже появившиеся в про­кате и еще не показанные («Ге­неральная линия», «Шестая часть мира», «По закону», «Крылья холопа», «Господа Скотинины», «Блуждающие звезды», «Мисс Менд» и др.), стоят по своим ху­дожественным и прокатным ка­чествам неизмеримо выше огром­ного большинства западно-евро­пейских и даже американских фильм. Тому лучшее свидетельство­отзывы о нашей кино-продукции виднейших кино-иностранцев (Д. Фербенкс, Сесиль де-Миль и др.), приводившиеся в нашей газете, и усиливающийся с каждым меся­цем спрос на паши ленты (осо­бенно хронику) из-за границы.
Оператор Бендерский. («Шестая часть мира»).
Знаете, прежде комивояжеры такие были, ну, так наша кино­профессия еще хуже. Тот гал­стуками торгует, а мы иной раз жизнью своей рискуем. Даже надоедает. Так и ходишь все время с револьвером в кармане. Не верите? Хотите, случай один расскажу… Зовет меня однажды режиссер и говорит: Революционер такой был, по фамилии Нерчинский. На каторге при царском режиме умер. Так мы теперь жизнь его ставим. Главная роль-женская. И вот, порешили мы пригласить для этого племянницу покойно­го-девушку, Потому, мода те­перь такая, чтобы родственни­цы героя переживания его ис­полняли… Мне рассуждать невозмож­ио. Идсология кино, как вам известно, создается не помре­жами. Похупаю билеты. Приез­жаю в глухую провинцию. Разыскал домишко Нерчинских. Навстречу мне солидная ма­маша. Мы Нерчинские и есть, Лобки сейчас дома нету, она с Володькой в пивной на биллиарде играет. А вы что­холостой? Нет, отвечаю, я не по делам, а по обществен­ным… Через час пришла и «Любка», пэсмотрела на меня да вдруг как загогочет: - Кто это вас, говорит, так ловко по кокосу с ездил? Так, пострадал, говорю, за идею «Великого Немого». А она еще пуще прежнего издевается. А я удивляюсь, откуда ей уго­ловные слова известны, Не ба­ба, а «жоржик» какой-то с кле­шем. Приступили к делу. Так и так, мол, 15 рублей суточных, прэ­езд, грим и костюмы… Согласилась.-Только плохо, говорит, одно-бог шельму ме­тит, а у тебя на голове шрам. Пойдем-ка, брат, все-таки, луч­ше к нотариусу. Пусть он наш кино-договор по закону утвер­дит. Приезжаем в Москву, а через трое суток… Вызвал меня режиссер, насу­пился и рычит вполголоса. - И где ты только такую эт­копал? Во-первых, она, оказы­вается, не настоящая Нерчинская, а однофамилица, во-вторых, че­рез сутки ее папаша приехал (раз, говорит, из моей жизни картину ставите--исполняйте ав­торское право, и кончено), в гретьих, она у нас вчера кино­аппарат из ателье свистнула Это-ж, говорят, Любка знаменитая «форточница». У нее не лицә, хмель в пятнах. вОдним словом, выгнали меня из помрежей натурально. А вы гозорите, работа не опасная. Хороша неопасная, ежели таких бандиток в поезде возить при­ходится, А «племянницу», теперь одна настоящая артистка играет и, говорят, ничего себе полу­чается, хорошо играет. ОЛЬГА ТРЕТЬЯКОВА.
Но уже теперь наступило время поворота в нашей прокатной по­литике в сторону ориентации ее на наше собственнос кино-произ­водство.
Угол этого поворота будет за­висеть от наших дальнейших ус­пехов, и в меру их мы получим реальную возможность осущест­вления решений партии и совет­ской власти: о «направлении про­изводственной деятельности ки­но-организаций в русло, макси­мально обеспечивающее рабочие, крестьянские и красноармейские массы здоровым кино-материа­лом». (Из резолюции XIV партий­ного с езда).
ПРОИЗВОДСТ р ПОДГОТОВКА. ВУФКУ начало подготовитель­ные работы по постановке кар­тины «Андрей Кожухов», по по­вести Степняка-Кравчинского.

В СРЕДНЕЙ АЗИИ. Фабрикой Узбекгоскино «Шарк Юлдуз» открыт прием заказов на зас емку хроники. Фабрикой уже засняты две хроники: «Вы­пуск национальных военных школ Ср. Азии» и «Военные ма­невры».
«Советская лента на советский экран»-отныне конкретная зада­ча кино-оганизаций СССР.


Идут письма и дольше. Совсем из далека, из Сибири. Пишут их мечтатели. Но при­знайтесь честно, кто из нас не хотел сниматься в кипо? В своей поэтической картине… Вот мечтатель на Волге: «Любезным будте предложите кинофирмам трюк. Он таков. - С моста через Волгу близь зани, длина Х версты высота 25 саж., падение в воду. Жизни безопасно, знаю. Картина при­роды горы (высотою с мост), луга, селение, ж. д. станция, за­вод. Хорошо при наличии солн­ца заката. Условие почтой. Срок 25 октября». После будет холодно. Увянет природа. Волга замерзнет. Посыплются повые письма о спе­ге, лыжах, коньках, и снова от юных мечтателей и от девушки, нишущей в тишине глубокой но­чью… Товарищ, редактор Кино! «Я вам пишу, чего же боле. Что я могу еще сказать…». Друзья советского кино! Орга­низуйте у себя ячейки ОДСК, учи­тесь, читайте книги о кино, по­могайте советскому кино. Коля, Миша, Сережа, - это можно и без усов, и без особых докумен­тов, и всем вместе. Учась кино­делу, сможете добиться, что бу­дете сами снимать фильмы и да­же, может статься, будете арти­стами. Хотя артистом кино быть не такое уж веселое дело. Всего этого вам сейчас еще не видно из Шуи, Свияжска, со школьной ска­мьи. Если захотите, то узнаете (пе сразу) … в нашем кино мно­го разного очень интересного де­ла. почтАрь.
БЫСТРАЯ РАСПРАВА. Письмо из Одессы: «В конце августа у нас от­крылся новый кино-театр Ц. К Помдета, получающий картичы самостоятельно, а не от ВУФКУ. За два дня до открытия по­явились афиши с «Броненосцем Потемкиным». Премьера состо­ялась 5 сентября. В госкиноте­атрах в это время рекламирова­лись «Подозрительный багаж» и что-то еще. Но 7 сентября трех госкино одновременно ока­зался «Потемкин» -- совершенно без предварительной рекламы и с довольно слабой-во время де­монстрирования. «Потемкина» открутили быстро. Ни одной ре­цензии о «Потемкине» не было в печати. Вся его демонстрация носила какой-то спортивный ха­рактер. В те же дни, - раз­рекламированное «Наше госте­приимство», - шло с большим успехом. «Потемкин» - впеча­тления не оставил…» Как у фокусника:
«ВТОРАЯ ЖЕНА». Узбекгоскино начало работу по постановке художественно­бытовой фильмы «Вторая же­на» по сценарию Сейфулиной.личным Тема - многоженство среди уз­беков. Ставит картину режиссер М. И. Доронин. В главных ро­лях: М. Гринева, Р. Мессерер и И. Худолеев. Д. А. Дубиновский 7-го октября в 3 часа дня в клинике 1 МГУ от припадка грудной жабы скончался один из старейших работников рус­ской кинематографии Даниил Александрович Дубиновский. Покойный начал работать в ки­нематографии с 1903 года в ка­честве управляющего кино-теат­ром. В 1917 году, сейчас же по­сле революции, он работает в фото-кино секции МОНО, затем в Кино-Москве, в Художествен­ном подотделе МОНО и, нако­нец, в Управлении московски­ми зрелищными предприятиями. Д. А. считался одним из круп­ных специалистов в области ки­но-театрального дела. B 1924 году ему было при­своено звание героя труда, Композиция кадра Начиная, примерно, с 1918 го­да, преподаватель, по классу композиции в московском ГТК, художник И. А. Боханов изучает и прорабатывает методы по­строения картинной плоскости наобразительных искусствах, к которому в значительной мере относится и кино. Последние го­ды эксперименты в этой обла­сти, проходившие в мастерской Боханова, перенесены в ГТК. Под руководством Боханова работают 12 ассистентов-уча­щихся в ГТК,

привести в расход. Совершенно не­понятно гробовое молчаниео «Потемнине» одесской печати.
ХОЧУ СНИМАТЬСЯ! (Сохраняю орфографию). Тәварищ, редактор! «Прошу меня в кино филму так как у меня ест болшое жела_ не много просмотрела я фильма и мене заинтересовала. Прошу не отказать мне впрозби». Трудные кривые буквы в ли­рическом смятении надарапаны на страничке с косыми линейка­мл, вырванной из театради 1-й ступени. Другой почерк. Ровный. Твер­ная рука. Способность к чеоче­нию и точным наукам. Вопросы по номерам: «1. Можно ли будет принять в Совкино или Госкино в лице артистов. 2. Какие при этом нужны до­кументы. 3. С каких лет принимают ту­да. 4. Сколько можно принять че­ловек. Просители Брусникин Мих. 14 лет, Мартынов Николай 13 лет, и Удалов Сергей 13 лет». Все остальное разумеется само собой. Тревожит немногое. Еще нет усов, - можно ли без них? Дружба, если нужно только два артиста, как же быть с тре­тьим другом? Если же Совкино нужно трех мушкетеров, тогда остается только выправить доку­менты и езжать из Шуи в Мо­скну.
- Эйп, апельсины! - Цвей… промелькнул броне­посец… Дрей! - Вот вам - «Наша гостін­пість». Замечательно, что об явленного «Подозрительного багажа» Одессе так и не показали вовсе до сих пор. (Письмо от 4 декабря) Для чего же его рекламировали вместо «Потемкина»? Одесское гостеприимство ока­зано «Потемкину», как в «Нашем гостеприимстве»… На­вязался гость - хуже татарина. 6 новвостью рук его - стараются