ры

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Ее JY Onis

В послехние дни в районе срелнегое Дона
лемцы усилили сопротивление. Сюда, на
Дог, прибыли из далёкой Франции свежие
масти. дви фвутея к блокированным совет-
скими войсками гарвиэонам, пытаясь ©0е-
диниться C пими, предпринимают частые
контратаки. Борьба илёт упорная. Отдель-
ные населённые пункты, ‘превращённые
немцами в опорные точки. по’ нескольку
раз переходят из рук в руки.

Исключительно ожесточённые бои шали у
охлой станицы. Немцы‘ яростно сопротивля-
лись здесь, но, в конце-концов, вынужле-
ны были обставить станицу. Отхол от
Этой станицы немецкие части совершили в
беспорялке. Столь же плачевно закончилась
для немцев контратака на лругом участке.
Здесь немпы ввели в бой свыше полка пе-
хоты при поддержке 45 таков. Н-ская
часть не только отстояла свои рубежи, но
Е отбросила врага, нанеся ему значитель-
ные потери.

Особенно отчаянно немпы цепляются за
хажлый километр железаой дороги Калач-
Лихая, Наши войска давно уже перерезали
её во многих местах, но немецкие генера-
лы стремятся во что бы то ни стало за-
держаться на ней и вернуть утерянные по-
зиций, Напрасные попытка! Под _ Новый
год Н-ское соединение после упорной осады
заняло город и станцию Обливская, захва-
тив злегь богатые трофеи. Вчера наши вой-
ска овладели торолом  Чераышиковский и
железнолорожнюй станцией  Чернышков.
Одних авиационных бомб злесь захвачено
полувалиона. Сеголня в упорных боях наши
части вновь продвинулись вперёд. Заняты
терод и железнодорожная станция Морозов-
ский. Взят районный центр Цыхлянская, у
которой минувшим летом шли жаркие бои.
Н-екая часть лихим уларюм разгромила
большой 0603 противника, захватив при
этом 56 машин с военным имуществом и
боеприпасамя.

Бои неё прекращаются вия днем, ни но-
чью, Обладая высокой подвижностью и ма-
невренностью, советские отряды смело про-
никают в тылы врата, громят их, наруша-
ют вемецкие’ коммуникации, навязывают
противнику ближние бои и наносят ему
большой урон. В этом отношении. показате-
лен ведавний ночной налёт вашего отряда
на олно село, где был разгромлен штаб не-
мепкого полка. Группа офицеров оказала
сопротивление и была уничтожена. Захва-
чены ценные пгтабные хокументы, взяты
пленные,

Ожесточённые ближние бои, в которых
наши бойцы выбивают врага из населён-
вых пунктов, ведутся преимущественно по
ночам. Приходится © боя брать каждую ха-
ту, загороженную немепкими ‘-тонными
трузовиками, каждый сугроб, в которо
скрывается танк, каждый блиндаж. Эти
упорные схватки требуют от бойцов огром-
ной выносливости, выдающегося воинского
уметия и доблести.

Рассказывают такой, например, факт.
Гвардии красноармеец Богданов ворвался в
блинияж, в котором, как потом подечитали,
находились 23 титлеровца. Такое неравен-
ство сил не смутило гварлейца. Отроча из
автомата, он косил вралов. Но вот его ра-
нило в руку, автомат выпал. Тогда Богла-
нов выхватил клинок и зарубил пятерых
фаттистов, Остальные сдались ему в плен.

С исключительной отватой сражаются
комсомольцы, не жалеющие ни сил, ни
жизни для победы над врагом. Так, сер-
жант-комсомолец Прокатов в решающий
момент атаки, котла вражеский пулемёт
прегралил путь его подразделению, бросял-
сяк амбразуре лаота и закрыл её своим
телом. Ов погиб. Подразделение прошло
вперёл. Такой же подвиг совершил ROMCO-
молец-сержант Протанов, Он несколько раз
водил в атаку ©воё отделение. В последней
атаке он был тяжело ранен. Напрягая по-
следние силы. ов подполз к амбразуре вра-
жеского лзота и закрыл её своим телом.
Атака была завершена успешно, (

Комсомолец старший сержант Григорий
Алексеев дрался в рукопашном бою с по-
трясающей: энергией. Ворвавшись в расио-
ложение врага, он расстреливал в упор фа-
шистов, пока у него были патроны. Вышли
патроны, он выхватил сапёрную лопатку и
стал ею рубить фашистские головы. Сло-
уалась ручка ломатки, ом выхватил вин-
жал у фашистевого солдата и начал им ра-
зить врагов Когда выбыл из строя комаз-
дир взвода. Алексеев возглавил своё 10л*
разделение. В этой жесточайшей схватке.
бесстрашный комсомолеп со своими бойца-
ми уничтожили 115 фашистов. Комаеяло-
ватием он предоставлен в правительстве -
ной награде,

Комсочолец-автоматчик Воротников смело
ворвался в немепкяй штабной блиндаж. Ou
уничтожил трёх офицеров и блного полков-.
ника, второго полковника взял в плен и
доставил в свой штаю.

Таких фактов, показывающих высокий

наступательный порыв. владеющий сера
ми и умами наших бойцов. можно было бы
приводять очень много. Й можно смело ска-
зать, что доля успеха. паступающих частей
принадлежит их комсомольским организа-
IEAM, которые в этой сложной обстановке
умело организуют под) йческую работу,
поднимают в глазах бойцов авторитет ге-
роев, мобилизуют всю нашу молодёжь на
подвиги; Помощники начальников политот-
делов по комсомолу старший лейтенаат Ви-
вокуров и старший лейтенант Подбельнев
всегда идут в первых рялах наступающих,
личным примером воодушевляют бойцов,
умело организуют политическую работу.
* Вот так и сражаются‘ наши воины изо
дя в день, из ночи в ночь. Можно было
бы рассказать еще о геройской роте авто-
матчиков лейтенантов Септарова. и Василь-
ева, которая чувствует себя в тылу врага,
вак у себя лома, и наводит ужас на фа-
шистов, вырастая словно из-под земли в
самых неожидатных местах; можно было
бы рассказать об изумительных делах —
гвардии лейтенанта Виноградова. млалшего
сержанта Макарова, сержанта Полехина ©
товарищами. которые з& сутки сумели
снять четыре немецких минных поля, вы-
ковырять 990 мин: можно было бы расска-
зать Фовершенно удивительную историю о
том, как казах Жуман Дюсиканов со сво-
им отделением окружил 100 гитлеровцев
и заставил их бросить оружие. 5

Но коротки  привалы, и. 060 всём He
успеешь написать. Ожесточёнвые уличные
бои заканчиваются только в рассвету. Пер-
выв шеститранные снежинки ложатся на
лица врагов и не тают. Колхозники дело-
ВИТо стаскивают немецких мертвецов под
виселицы, расставленные гитлеровцами по
хуторам в лни их кровавого нашествия, —
здесь ‘и зароют тех, кто строил эти висе-
липы. Сквозь разбитые окна’ в избу, тде
спят бойцы, уже льётся дневной свет, и
связной будит разведчика Вакулинчука;.

—- Ты слухай, Вакулинчук, — шепчет
он громовым шопотум. так. что все начина-
ют ворочаться — Командир приказал.

И Вакулинчук быстро встаёт, снаря-
жается и выходит. За ним. без команлы
поднямаются остальные; поспать довелось
только два часа, но время пе ждёт, нало
ухолить вперёд, и люли не ворчат, не се-
туют, а домовито. хозяйственно собираются
в путь, словво прелстоит итти не в бой, а
на какую-то трудную, по привычную ра-
боту. Они аккуратво ‘подвёртывают портян-
ки, толкуют о погоде, закуривают п ухо-
AST из хутора в’степь, на холод, в снег,
в пуру.

Скоро снова начнётся бой. и вон max
теми хуторами. гле сейчас ещё сидят, дро-
жа от холола и волнения, немцы, поднимут-
ся красвые флаги.

Майор В, ВОРОПАЕВ, Н. СТЕПАНОВ,
Н. АТАРОВ.

Юго-Западный фронт, 5 января.

(По телефону). . \

ПУТЬ ВПЕРЁД о

От военных корреспондентов «Комсомольской правды»

Ночь. Мы елем по вязкой тёмной лоро-
ге. Впереди кипит и пенится огненный го-
ризонт. Раскаты боя, словно гул. набегаю-
щей морской волны, всб ближе и ближе.
Туман оранжевой тучи ложится на изра-
ненную землю. Бронемашина то провали-
вастея в чёрную бездну ночи, то осве-
щается отсветами пожара. Огонь пожарищ
озаряет мелкие серые могилы. Могялы не-
мепкие. Бронемалпина Tome немепкая.
Гитлеровский полковник
кавалер УМелезного креста, пять часов
тому назад сидел вот здесь, рядом с во-
хителем, на этом мягком кресле, у микро-
фона, командуя боем по радио. Сейчас бро-
немашину ведёт простодушный юноша, с
добрым и светлым, открытым лицом, Фёдор
Тимофеев; рядом с ним у микрофона сидит
майор Соболевекий. Е

Полковник спешил. Он оставил хаже се-
ребряную шкатулку. заботливо завёрнутую
в непромокаемую бумагу и уложенную 8B
бронированный ящик, — в этой шкатулке
хранился лневник Генриха Дюгае, которо-
му он ловерял тайны своей слабой луши.

Мы прочитали в дневнике одну из п0ос-
лелних записей кавалера Железного кре-
ста: «Человек рождён для жизни. Умереть
вообще страшно. Умереть здесь — это не-
постижимо». Перед своими солдатами и пе-
рел безоружными балкарцами полковияк
разыгрывал сверхчеловека, когда же он
оставался один, ему становилось страшно,
и он выл, как волк, нал своим дневником.
В решающую минуту боя он. бросил свою
ливизию. бросил удобную бронемашину и
бежал. Так в тысячный раз оправдалась
мудрая наролная пословица, применённая
нашим вождём к немецким  банлитам:
«Молодец против овец, а гротив молодца
сам овпа»,

Немцы храбрились долго. Даже после то-
то, как им был нанесён удар под Влали-
кавказом, они не оставляли надежд перс-
зимовать в предгорьях Rasrasa. Emé co-

всем недавно немецкое командование кон-
центрировало силы в Дзурикау и ценой не-
вероятных жертв улерживало Ардон и Ала-
гир. Но потом, когда удары Красной Ат-
мии усилились, немцы дрогнули и пачали
откатываться, — с каждым днём вёё быст-
рее. Напомним краскоречивый календать:
1 января немпы потеряли Хазнилон и

Генрих Дюгас,   Толдзгун, 2-го их вышибли из Чиколы,

3-го они были выброшены из Моздока и
Малгобека, вчера их вышвырнули из Нзль-

чига, сегодня из Прохладного. Немцы бе-
гут, как воры, застигнутые на месте пре-
ступления.

Броневик илёт вперёд и вперёд. Мы ми-
новзли пост второго эшелона, обогнали
движущиесл к Фронту колонны бойпов,
вереницы машин с боеприпасами. проло-
вольственные обозы. Навстречу идут сани-
тарные машины, мчатся торопливые свя-
зисты па мотоциклах. Гул боя всё ближе.
За гребнем холма рвётся и плавится в огне
землл. Раскаты артиллерийской каноналы,
металлический вой танков. свист авиа-
бомб сливается в какой-то хаотический
гул. Озарённые огненными отблесками, сне-
говые верптины молчалив, и грозно стоят
нал затянутой дымом равниной. Могучим
стальным тараном движутся вперёл совет-
ские войска, сметая всё со своего пути.

А немцы? Куда девалась их хвалёная
самоуверенность? Давно ли танки. эти 60-
ги немецкого наступления. залихватски хо-
дили в атаки? Сегодня немецкие танкисты

кажлой машиной и решаются итти в бой
только под прикрытием орулийного и мн-
номётного огня. Ветреч с нашими артил-
леристами они не выдерживают.

Из полуразбитого немецкого танка вы-
таскивают

за и тупое лилпо. Он мыслит по-немецки.

действуют крайне осторожно: Они торожат

раненного в живот водителя
Альберта Остерман. У него оловянные гла-

я

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ. Немецкий

солдат-сдаётся в плен советскому бойцу.

Фото военного корреспондента «Комсомольской правды» Б. ИВАНИЦКОГО.

Вчере в Великих Луках

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

Почта доставила в Великие Луки свежие
номера газет. Собираясь группами, бойцы
оживлённо комментируют сообщение о том,
что тлавная ставка Гитлера отрицает факт
занятия городз советскими войсками. Пот
громкий емех скружающих высокий боб в
полушубке читает заявление ставки Гитле-
ра: «Гарнизон опорного пункта Великие
Луки, оказывая упорное сопротивление, от-
бил непрерывно повторяющиеся атаки Co-
ветов». Слышатся крепкие остроты по ал-
ресу немецких брехунов. Здесь. в Великих
Луках, особенно ¢MeXOTBOPHO выглядят
улозки ставки Гитлера, для которой в
последнее время ложь стала исгюбленным
средством.

Сегодня ваш корреспонлент побывал у
коменланта города Berne Луки  стар-
шего лейтенанта Пралохова. У молодого
коменданта, комсомольского = работника
воинской части ‹бравшей штурхом этот
райюн, много забот.

— Картина, которую мы злесь заста-
au, была поистине страшной, — говорит
тов. Прилоков. — При немцах Великие dy-
ки были тюрьмой для советских людей.
Немпы сожгли вее деревня в радиусе 15 ки-
лометров вокруг Великих Лук, а мирных
жителей согнали в. город, опоясанный ря

дами проволочных заграждений. Выходить

за колючую проволоку запрещалось. Муж-
чин, женщит и даже детей фашисты за-
ставляли работать на строительстве укпе-
плений. Работа была пепосильной. тем бо-
лее, что людей морили голодом. В течение
года люлям вылавали хлеба лишь по 100—
200 граммов в день. Половина жителей
горола вымерла, а остальные исхудали,
ослабели, стали полуичвалихами.

Когда мы вошли в город, исхудавшие
женщины, похожие на призраки. выхоли-
ли к нам навстречу и рахостно привететве-
вали_нзе. Дети указывали нам. в каких
домах ешё сидят фашисты. р f

Сейчас комендатура помогает жителям
Великих Лук, потерявшим свои жилища,
эвакуироваться из города. Нередко бойцы
добывают из-под обломков и бережно вру-
чают хозяевам WX скудные пожитки,
уцелевшие после немецких грабежей.

‚В комендатуре людно. Жители горола

приходят к коменданту, как к родному че-  б
  зовеку. Увидев людей в советской военной

форме, они плачут от радости, жмут руки
-

лил из пистолета, Густав мой лруг. Мы
с ним в одном экипаже провели“на фроя-
те полтора гола. Густав поступил, как вея-
КИЙ СИЛЬНЫЙ:

Эта куклз с} оловянпыми глазами при-
нимает, как должное, выстрел своего прия-
теля в живот ему. Если бы он был сеиль-
нее, он поступил бы так же точно, Против-
но смотреть на немецких дикарей, для k0-
торых единственным правом служит право
грубой силы.

В этом же самом бою советский танк
старшего сержанта Ерёмина таранил линию
немецкой обороны па самом трулном учает-
ке. Пятое прямое попадание снаряда вы-
вело танк из етроя. Водитель и стрелок
были ранены. Но танк сохранил боеепосеб-
ность, двигаясь вперёд, он раздавил гусе-
ницами У самой деревни две противотан-
ковых пушки с расчётами и расчиетил
путь наступающей пехоте. Шестой термит-
ный снаряд, наконеп, полжёг раненый co-
ветский танк; Немецкие автоматчики. лч-.
куя, окружили горящую машину. ожилля,
когда танкисты сдадутся в плен. Стенки
танка накалились. у танкистов тлела 91е-
жда. Ерёмин. ухватившиеь за горячие руч-
ки пулемёта. открыл огонь в приказал эки-
пажу выходить из танка. В тот момент,
когда у командира иссякли патроны п не-
мепкие автоматчики вплотную подошли к
танку. Ерёмин прыгнул сверху прямо па
плечи немецкому солдату, который прице-
лился в раненого танкиета Кириллова. При-
крывая лруг друга, танкиеты дрались пе
на жизнь, а на смерть с паседаешими-нем-
цами. Василий Кулешов погиб в неравном
бою. Ерёмин, взвалив. Кириллова па плечи,
вынес его с поля 68я.

Так‘ поступают советские люли в трул-
ную минуту.

Немецкие бандиты недолго хозяйничали
в этих местах. Но страшные следы их
разбоя вилны буквально повсюлу. Аулы
разграблены, отары овеп угнаны, у гор-
цев отняты ковры, изята домашняя ут-
варь, из закромов выбраны последние
зёрна кукурузы, горянки угнаны в пуб-
личные лома. «Мы можем завести себе
здесь целые гаремы женщин»,— писал в
своём дневнике один убитый пемепюий
офицер. Кабарза и Балкария достойно

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
6 января 1943. г.

Ленияградское 110ссе, улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

рассчитались с немецкими бандитами. 3%-
сев. в аулах, фашисты чувствовали себя,
Kak B осажаённых крепостях. Тщетно
слали OHH BO все’ стороны карательные
отряды,— они погибали в горах, & пар-
тЕзаны усиливали свои удары. Летенлар-

— Танк остановился, —об’`ясняет Остер-
ман, — русские приближались. Минута
спасала жизль. Мы все бросились к лю-
ку, началась драка. Комантир Густав, как
более сильный, сбил меня с ноги выстре-

4 стр,

РЕДАКЦИИ: Москва, 40.
AES ee я пионеров —Д 3-31-39;

_ 528703.

справочный — Д 3-30-
отдел крестьянской молодёжи —Д 3-38-38; отдел литературы и искусства — Д 3-31-94; военный отдел — Д 3-36-24; писем —Д 3-30-69;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

бойцам, спешат рассказать обо всбм пере-
Житом. :

В присутетвии вашего корреспондента к
коменданту пришла плачущая женщина,
Это Надежда Дмитриевна Овчинникова. Она
рассказывала о том. как немцы казнили
её сына. Саша Овчанников—комсомолен—
принадлежал  к группе молодёжи, которая,
несмотря на жесточайший немецкий террор,
вела упорную борьбу с оккупантами. Фз-
шистские палачи схватили его и расстре-
ляли вместе с 28 юношами ‘и девушками.

В прололжение многих дней ло казни
фашисты истязали арестоваппых, пытали
их во дворе здания, где помещалось recta-
по, — на углу Троицкой и Пионерской
улиц.

Надежда Дмитриевна однажлы сама ви-
дела через ‘шель забора, как немцы изби-
вали еб сына. Алексантр держалея муже-
ственно. не стонзл и не просил пошалы.

Казнили мололых патриотов ночью 19
марта 1942 гола на Коломенском клалби-
ще, в черте. города. Немцы сначала, заста-
вили обречённых вырыть себе могилу, а
потом убили их. х

Таких страшных рассказов в эти ANA B
Великих Луках можно услып@ть уножество.

Горол сильно пострадал в дни боёв. Мно-
гие здания разрушены, улицы завалены
грудами битого камня. Глядя на эти раз-
рушения. бойпы частей, уходящих на 33-
паз. становятся ещё сурювев. .

Некоторые улиШы загромождены немеп-
кими грузовиками... пушками. походными
радиостанциями. У трофейных комиссий
страдная пора: нало учесть п эвакуировать
из города огромное количество захваченной
немецкой техники. Немецкий гарнизон
истреблён полностью, и веб его оружие пе-
решло в наши руки. Немцы делали ставку
па удержание Великих Лук любой ценой.
Поэтому сюла было завезено большое коли-
чество военной техники, срелетв связи,
боеприпасов и продовольствия.

Подечёт трофеев ещё далеко неё закон-
чен. :

Только недавнюю пришла весть © том,
что бойцы, олной части, сражающейся
юго-западнее Великих Лук, ворвались в
один населённый пункт и велут в нём
on. С. КРУШИНСКИЙ.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 5 января.

(По телеграфу).

ный отрял Хачима сотнями истреблял
немцев, бил штабы. Отважная хочь ка-
бардлинского народа Салисат стада грозой
для немцев, — от одного её имени трепе-
тали оккупанты. \

Когла же на немпев обрушились с фрон-
та и с Флангов удары советских войск,
немцы заметались в горах, каков мыше-
ловке. Немецкие генералы требовали у
своей ставки полкрепленлй, но подкреп-
ления ` не шли: Гитаеру нужны войска
на Дону.

Образовавшиеся на Фронтё бреши за-
полняютея самыми разношёретными под-
разлелениями: здесь сапёрный. электро-
технический батальоны, жанлармекие ча-
сти. Только что в штаб полка привели
ев олного пленного эрзап-соллата. Перел
нами какой-то изломапный,  согбднный,
морщиниетый и грязный немец лет сорока
семи. Его ноги завёрнуты в лохмотья, на
голове старая лохматая кавказская шап-
ка. отнятая у какого-то паетуха. Он го-
герит глухим гологом. относложно и уны-
ло. жалуясь на превратности сульбы:

— Я совсем неприголен лля войны. Й

пыл в резерве ` среди стариков и калек.
Нас посадили в вагопы, вагоны заплом-
бировали и кула-то повезли. Мы не зна-
ли, кула и зачем нас везут. Двери от-
крыли на Кавказе, в Нальчике, и мы по-
няли, что пришла наша смерть...

Пусть немцы ещё сопротивляются яро
стно и жестоко. Мы пе тешим себя ил-
люзиями. Мы знаем, ‘что впереди ешё
трудная и кровавая борьба, какой ещё ле
‚видел мир. Но мы знаем, что в этом ги-
гантеком кровавом столкновении побела
булет приналлежать нашим люлям, пото-
\у что они — сама жизнь, а жизнь все-
гла торжествует нал смертью...

Близится лень. Туман рассеивается, хо-
тя па запале полнеба ещё затянуто чёр-
ными тучами зыма, рассекаемыми гроз-
ными молниями боя. На востоке из-за гор
медленно ` поднимаетсл южное солнце, п
лучи его горят в снеговых вершинах гор-
лого Эльбруса. Оглядываясь на это вели-
чественное зрелище, наши бойцы прибав-
ляют шаг и уходят вперёд навстречу но-

вым болм.
Б. ВАКУЛИН.

‘ А. КАЛИНИН.
Северный Кавказ,

56; секретариат — Д 3-37.65 и 1 3-31-79;

——ы—ы——ы— enact
——ыаА——_————а———ы—а———————„/Ч/З/ А ———/ оды etsensgenetn- nsession evens

отделов пропаганды
иллюстрации — Д 3-30-22; бюро стена

Иностранная печать

о наступлении
сшл

«Самая отрадная весть
на пороге Нового года»

НЬЮ-ЙОРК, 5 января. (ТАСС). Амери-
канские газеты посвящают обиирные кох-
ментарии сообщению Совинформбюро 06
итогах 6-недельного наступления  совет-
ских войск па подступах Сталиярада.

Газета «Вашингтон Пост»  задвляет,
что в процессе своего великого паступ-
senna Красная ‘Армия. уже
серьёзных успехов. Самым
них является окружение
войск в районе Сталинграда. Это
сокрушительный yap по престижу Гиг-
лера и создало угрозу германской армии,
нахолящейся на Северном Кавказе.

Военный обозреватель агентства

геруанеких

Aceo-

шиэйтел Пресс Симпеон подчёркивает, что
паступление частей Красной Армии лис-
народом
Гитлера, пытавшегося заверить немцев в
том, что зима этого гола будет для гер-
мапской аруки менее тяжёлой, чем прош-
лая. 22 гитлеровских дивизии уже окру-
жены в районе Сталинграда. Германские

немецвим

кредитирует перед

войска в этом районе уже не прикры-
вают немецкие силы, вторгшиеся на
верный Кавказ. Наоборот, прелгорья Каз-
каза стали потенциальной ловушкой ДлЯ
находящихся = немецких войск.
прошлую зиму Гитлер не стоял перел та-
кой серьёзной угрозой, как в нынешнюю,
котла советекие войска своим быстрым
наступлепиеи поставили  гятлеровскую
армию в этом районе в тяжблое поло-
жение.

‚ Военный обозреватель газеты «ИМ»
пишет, что наступление советских
заметно укрепило позиции об’единённых
стран и сделало положение германских
войск весьма шатким.

Красная Армия, пишет выходящая в
со-
и всем  об’единбнным
странам такой подарок, который ‘укреп-
ляет надежу на то, что 1943 год станет
годом достижения окончательной побеты.
Поражение гитлеровских войск в районе
собой лишь
на НИХ
в послелнее время. На Центральпом фрон-
те и на Кавказе в послелние недели нем-
цам папосятея тяжёлые удары. „Русские
улуч-

длЯ
этого’ потребовались большие усилия. Это
необходимо иметь в вилу для того, чтобы
какие

Бостоне газета «Глоб»,
BeTCKOMY народу

преподнесла

Оталинграла представляет
часть несчастья, обоушившегоея

своим наступлением значительно
шили новогодние / перспективы, но

об’елинённые страны понимали,
трудные задачи ещё стоят впереди.

«Самой отралной вестью из всех. какие
мы услышали на пороге Нового года, —
заявляет ралиокомментатор Харгрейве, —
Совинформбюро 06
наступления  совет-
Сталинграла.
Моральный уровень советских войск пол-

является сообщение
итогах б-недельного
ских войск па подступах
нялся ещё выше, их героизм не полдаётея
описанию. Если опи мужественно дрались
в периол неудач, то ещё более эффектив-
ных действий мы можем жлать от них В
перпол военных успехов. Гитлер допустил
величайптий просчёт, когда он напал на
Советский 0Со1юз»,

АНГЛИЯ

«Русские армии поразили мир»

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Апглий-
ские газеты продолжают публиковать на
самых видных. местах сообщения o ходе
наступательных боёв Красной Армии. Co-

достигла,
важным из

нанесло

Се-

В

войск

Красной Армии

общения о занятии внезапным ударом ча-
стями Красной Армии Мозлока и Малто-
бег» опубликованы пол огромными зато-
ловками, В передовых статьях и в стать-
ях военных обозревателей даттся коммен-
тарии к сообщениям о советеком паступ-
лении:

Газета «0Обеервер» в передовой статья
пишет. что сообщение Совинформбюро 0б
итогах 6-нелельного наступления  совёт-
ских войск на подетупах Сталинграла ха
рактеризует масштабы успехов, уже 19-
стигнутых Красной Армией па первой ста-
дии её наступления. Эти успехи угрожают
державам оси военной гатастрофой, Гол
испытаний. пережитых Россией, ^ зажон-
чилея сё триумфом. В 1943 году Англия
и Америка должны помочь слелать этот
трлумф всеобщим и окончательным,

Пол руководством Сталина’ и ето гене:
ралов,— пишет Гарвин в газете «Сант
экспресс», — Красная Армия превзошла
  прежде совершённые ею чудеса. Онз х-
бтигла значительно большего, чем всё,
что было ею слелано в течение прошлой
знуиней кампании. Последние её достихе-
ния являются особенно круппыми.

Газета «Дейли экепресс» отмечает в пе-
реловой статье, что успехи русского ору-
жия порождают новые надежды. Русские
уже лобились больших результатов. (ях
обнаружили искусство в подготовке кач-
пании. Русскому  контрнаступлению na
Дону предшествовала побела англичан в
Египте. Разбитый. там противник стету-
пает вдоль ливийского побережья. «Мыс
основанием, -— пишет газета, — гордиуся
этим военным   достижением. Оно сильно
ободрило нас. Но по своему маештабу, оно
нев может итти в сравнение с операцил-
ми на русском фронте».

В этом году, пишет в другой статье га-
зета «Дейли экепресе». Красная Армия ос-
вободила Моздок, Котельниково,  Эдисту,
Великие Луки и продолжает наступление.
В течение года мощь Красной Армин и ef
умение маневрировать увеличились в не-
сколько раз. Немпы понесли па фронте в
CCCP огромнейшие потери. Однако было
бы пеправильно думать, что германская
армия уже трещит по всем швам. Апглия
и Америка должны вступить в решитель-
ную схватку с немнами.

Газета «Таймс» пишет. что на совет-
ско-германском фронте велёт наступление
та самая армия, которую Гитлер об’язлял
уже «упичтоженной?. «Гитлер, — пишет
газета,— не первый завоеватель, убелив-
шлйся в мощи русссего нарола, который
после тяжёлых военпых неудач перешбл
в мощную ковтратаку. В течение бодь-
шей части 1942 года Россия выпужлела
была вылерживать одна, не подучая 1о-
мощи в виде отвлекающих операций ка
запале, натиск почти всей армии и авла-
ции Германии. Выдержать этот колоссаль-
ный натиск в течение такого ходгого вре-
мени и снова панезти удар тавой си.
лы — это слава русского народа»,

Газета «Canin экспресс» в переловой
статье пишет: «Русские армии поразили
мир. Когда же мы и Америка выступии?
Мы ‘лолжны ‘выступить ‘как можно ско-
рее. Мы нанесли тяжёлый и полезный
улар в Северной Африке. Но этого нело-
статочно. Нало слелать больше, причем
сделать быстро. Если мы сможем заста-
вить Германию оттянуть 50—60 ливий
с Восточного фронта, мы с достаточной
угеренностью можем претвилеть побелу в
1943 г. К этому ведёт только отт
путь — вторжение па континент в э13-
чительных масштабах. В этот великий
мемент вполне можно пойти на разумный
риск».

Бои в Северной

Африке

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Штаб союз-
ников в Северной Африке в очередном ком-
мюнике передаёт. что в районе Мезжез-эль-
Баба бронетанковые части союзников со-
вершили разведывательный рейл, не ветре-
тиз серьёзного сопрогивления В южном
секторе Тунисского фронта также’ отмеча-
лась некоторая активность назехпых сил.
3 января франпузекие позиции полверг-
лись неприятельской бомбардировке, за ко-
торой последовала атака с участием 30—
40 немецких танков. Вначале противник
потеснил французские части, но затем по-
следние контрударом воестановили прежнее
положение. Во время этой операция истре-
бители и легкие бомбарлиоювщики успешно
бомбили бронетанковые силы неприятеля.

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Военный
обозреватель газеты «Дейли экспресс» Ри-
чарде, касаясь положения 1-й английской
армия в Тунисе, пишет:

«Мы потеряли некоторые ‘хорошие пози-
ции на высотах, ранее захваченных нами.
Олнако паше нынешнее положение блато-
приятно для совершения атаки в том елу-
чае, если нам удастся получить достаточ-
ное количество военных материалов. Суще-
ствует лишь опасность, что противник мо-
жет попытаться потеснить нас к алжир-
ской границе до того, как мы успеем окон-
чательно подготовиться. Если бы это слу-
чилоеь, повторилось бы то, что произошло
на Ливийском Фронте;. это привело бы к

значительной потере во времени, чего мы  ’

He лолжны допускать, если хотим пред:
принять наступление в Средиземном море
ло того. как противник привелёт в полный
порядок свою оборону.

Положение 8-й армии тесно связано с
холом тунисской кампании. 8-я армия пот
командованием геперала Монтгомери дей-
ствует на расстоянии 400 миль от своего
ближайшего порта Бенгазя. Проблема спаб-
жения его войск весьма сложна. Тем не
мепее, многое будет зависеть от быетроты,
с которой он сможет вступить в соприкос-
новение с войсками Роммеля, что пеобхо-
димо, ро-первых, лля дальнейшего раз-
грома африканского корпуса протизника и,
во-вторых, лля того, чтобы обойти с фланга
войска противника в Туннее и оказать не-
поспететвенное влияние на исход предетоя-
щей битвы за Тунис».

Налёт английской
авиации на Рур
ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что в ночь на 5 января
английская авиация совершила налёт на

Рур. Два английских самолёта не вер-
нулись ‚на свои базы, ‘

HW aratannn — JT

3-37-22; комсомольской _
трафии — Д 1-04-76 и д 3.38.20.

Румынская молодежь
против Гитлера

СТАМБУЛ, 5 января. (ТАСС). По полу-
ченным из Румынии свелениям, антивоен-
ные настроения охватывают всё более ши-
рокие кругя румынской молодёжи. Школь-
никй и студенты создают подпольные ап-
тигитлеровские организации и занимаются
распространением антифашистской литера-
туры. Для борьбы с антифантистекяжи fa
строениями среди мололёжи создана, как
сообщает румыпская газета .«Универсул»,
«специальная полиция для набдюленоя 34
учащимися школ и гнуназий», Поволом в
созлапию этой полиций послулизо раскры-
тие в олной из бухарестоких гимоезяй
антигитлеровской организации, Было 208-
стовано несколько гимназистов и два ут.
теля.

В начале октября в Румынии быдо oy:
бликовано постановление правительства 0
обязательном зачислении  мололёжи в тав
называемые военно-подготовительные шко-
лы, которые должны готовить кадры Ms
армии. Последний срок зачиелешия в ати
школы был назначен па 31 октября. 0
нако, как констатирует газета «Универ
сул», постановление оказалось  невыпо-
ненным, «вследствие нежелания молодежи
итти в эти школы». Власти были выпу.
ждены ополлить срок зачисления в школы
46 1 января. прелупрелив ролителей, 910
невыполнение постановления «повлечёт 38
собой строгое наказание».

Газета «Курентул», касалеь позожетия
школьников, пищет, что в большинстве
школ хиз 10 ребят 9 прихолят в школу ¢
крохотпым куском сухого хлеба, который
и составляет их завтрак. обет и ужи.
Румынские газеты сообщают, Что по уди-
цам Бухареста брелят тысячи  безломных,
голодных и оборванных тетей, которые
просят милостыню. На улицах. 186 чаще
нахолят трупы умерших голодной смертью
или замбраших тетей.

4 aepeenimmee

Чрезвычайное положение

в Марселе

ЗКЕНЕВА, 5 января. (ТАСС). Бак пере
лает ралио Виши. 3 января в Марселе в
гостиницу, занятую немецкими офицерами,
и в одно кафе, где находились пемепкие
солдаты, были брошены бомбы. Имеются
Убнтые и раненые. Немецкие власти введя
в ‚городе чрезвычайное положение, запре-
тив всякое движение по улицам с 200
6 часов. Немецким соллатах предписано 48
случае необходимости» применять огне
стрельное оружие.
Le a RE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

a

Д 3-37-29; школ Е i

Е

Изд. № 35.