il, ©, соты

mans

х

a

cae

Bais ih

Fa ae reas

у Похоропы майора, «командира авиационного полка,
сехретарь ЦК и мк ВКП(б) А. С. ЩЕРБАКОВ,

Героя Советского Союза Марины Михайловны РАСКОВОЙ на Красной площади в Москве. На снимках; 1. Несут урну с прахом М. М. Расковой (слева направо):
генерал-полковник П. А. АРТЕМЬЕВ, Маршал Советского Союза С; М. БУДЕННЫЙ. 2. Трудящиеся Москвы на похоронах М. М.

Расковой.
Фото М. КАЛАШНИКОВА. («Правда»).

Речь тов. А. С. ЩЕРБАКОВА_

Товарищи! Трудящиесл нашей страны,
‘Seman Армия и её Военно-воздушные
лы понесли тяжёлую ‘утрату. На’ бое-
ми посту, при исполнения служебных
афазанностей, погибла любимая дочь совет-
ого парода, майор командир авиапол-
д-—Герой Советского Союза Марина Ми-
эйловнь Раскова,

В пашей сС\ане все от мала до велика
mam Марину Раскову, славную  лбтчи-
ду-е героиню дальних перелётов. Её сме-
стью, отвагой, её высоким ябтйым мас-
ретвом законно гордился наш народ.

Марянь Раскова припадлежит к покохе-
лию, воспитанному большевистской пар-
mei и советской властью. В годы совет-
(кой власти опа’ получила образование’ и
цезиком посвятила (себя авиации. Е6
хИЬ-— яркий пример того, что дала и
узкие замечательные вофможности ‘отры-
 Выткал Октябрьская социалистическая
мзблюция перед всеми советскими жен-
maui,

Узрина Раскова родилась в 1912 году
з городе Москве, в семье преподавателя
пения. После окончания средней школы
16-летней девушкой она поступила рабо-
тать на завод. Но еб влекла авиация, она
зтмла стать лётчицей, и она добилась
итществления своей заветной мечты.

Благодаря исключительной  работоспо-
‘бности, настойчивости и таланту, Мари-
1 Раскова в 1934 году получает звание
птурмана, & в 1935 roxy заканчивает
1Яную школу. В памятных всему совет-
(ОМУ народу, замечательных дальних пе-
pextrax ^ Москва — Севастополь — Москва,
ккваА— Актюбинск, Севастополь-—Архан-

Речь Героя Советскою Союза
ора ШТЕПЕНКО —

Товари! \

(Сегодня .мы хороним любимую дочь с0-
мтехого народа, лётчика, бойца’ Красной
Армин, Героя Советского Союза майора
Уарину Михайловну Раскову:

Пря исполнении служебных  обязапно-
cto погиб боевой командир, человек, ло
последнего вздоха преданный Родине, сво-
у народу, партии Ленина-—Сталина.

Марина Раскова пользовалась широкой
пвестностью в. нашей стране и во всем
up. Народ окружил её теплотой и лю-
вью. Eé имя сверкало в лучах славы и
навсетль останется на золотых страницах
истории авиации и человеческого дерза-
ma, vi

Нам, лётчикам, особенно горька и TA-
ха эта утрата. Марина  Раскова была
№ только верпым патриотом советской от-
чизны, носи прекрасным лётчиком, луч-
щим штурманом военной авиапии. Не-
устанным трудом она овладела `высотами
авнационной культуры и вышла в пер-
вые рады советских авиаторов. Вся eé
мроткая жизнь была наполнена непре-
рывным движением влербл, стремлением к
вершенствованяю, К овладетию верпги-
1ами авиационного мастерства,

Нач свою лётную жизнь © неболь-
щих полётов, Марина Раскова вместе ©
подругами-лётчицами упорно тотовилась к

май

гельск, Москва—ЛДальний Восток развер-

нулись её выдающиеся дзровавия как

Семья сталинских соколов и Красная

ee потеряли волевого командира, пре-

штурман» и лётчика. Правительство вы- красного лётчика.

соко оценило героические подвиги Мари-

`Советский народ потерял свою любимую

НЫ Расковой, дважды наградив её орхеном дочь, смелую, храбрую,е человека непре-

Ленина и присвоив ей звание Героя (С0-
ветского Союза. `

Вою свбю жизнь Марина Раскова по-
святила нашей авиации. Не зная устали,
изо дн в депь она совершенствовала свои
знания; Всю жизнь училась и все свои
силы, ‘опыт и знания отдавала укреплению
наших военно-воздушных сил.

Марина Раскова была верпой дочерью
народа,  патриоткой советской страны.
Каждый шаг её жизни, все её стремления
и помыслы были направлены к тому, что-
бы крепить оборону социалистической
родины, Как лётчик, она знала, каким
сильным оружием в борьбе с врагами яв-
ляется авиация, и поэтому самоотвержён-
но трудилась, чтобы совершенствовать это
грозное оружие.

Короткую, но славную жизпь прожила
Марина Раскова. Это был простой, скром-
ный советский человек, близкий и родной
народу, герой, воплотивший в себе луч-
шие черты нашего великого народа — его
бесстрашие, революционную. энергию, его
смелость и отвагу. sin

И когда злейшие враги нашей страны—
нбмецкие фаптисты — подло и вероломно
напали на нашу Родину, `Марина Раскова
заняла своё место в рядах бойцов, защит-
ников страны Советов, заняла своб место
в боевых рядах’ военно-воздушных сил
действующей армии.

Смерть оборвала её прекрасную жизнь.

осуществлению заветной мечты каждого
советекого авиатора ——- дальним беспоса-
дочным перелётам. и /

Прекрасная инициатива встретила под-
держку товарища Сталина. Окрылённая
его. тёплыми пожеланиями успеха, Марина
Рэаскова со своими боевыми подругами co-
вершила несколько блестящих перелётов,
которые ло сих пор остались у всех в па-
мяти. Отважные лётчицы не только завое-
вали своей стране международные авиа-
ционные рекорды, по и продемонстрирова-
ли всему миру мощь советской авиации,
смелость-и отвагу советской женщины, ев
тотовность преодолевать любые препят-
ствия, любые преграды для блага от-
чизны, ae

С нервого же дня войны с ни
ми варварами Марина Раскова пересела
боевой самолёт и всегда была готова для
защиты своей родины. На боевой машине
лётчица Марина Раскова, будучи сама иа-
терью, защищала матерей и летей совет-
ской страны от человекоподобных хищни-
ков, от убийц матерей и детей.

Требовательный и волевой командир,
умелый и чуткий - воспитатель, опытный
организатор Марина Раскова помогла мно-
тим и иногим хдевушкам-лётчицам стать
подлинными мастерами воздушного боя.

‘Смерть оборвала жизнь Марины Раско-

клонной воли.

Большевистская партия потеряла вер-
ного своего члена, беззаветно преданного
партии, советскому правительству, вели-
ROMY вождю и ‘ полководцу товарищу
Сталину.

Много выдающихся лётчиков, самоот-
верженно сражающихся па фроптах вели-
кой отечественной войны с, немецко-фа-
шистскими захватчиками, вырастила наз
страна. Согретые сталинской заботой, вни-
манием и поддержкой всего советского на-
рода, соколы нашей родины всегда на бое-
вом посту. В суровых боях с гитлеров-
ским зверьём наши лётчики защищают
честь, свободу и независимость советской
родины. Честная и яркая жизнь Марины
Расковой, еб подвиги. сё светлый образ
будут вдохновлять на новые победы лбт-
чиков, всех бойцов Красной Армии и звать
всех советских патриотов к emé более
упорной борьбе с патштими смертельнымн
врагами — немецко-фашистскими захват-
чикамя.

Мы хороним сегодня бойца, память о ко-
тором будет вечно хранить наш народ. Мы
глубоко скорбим о гибели Героя Совет-
ского Союза Марины Расковой. Но непо-
бедима страна, имеющая таких детей, как
Марина Раскова. Память о ней будет рож-
дать всё новых и новых героев.

Прощай, Марина Раскова, боец, лруг и
товарищ! ие

~

вой в самом расцвете сил и способностей.
Память о ней сохранится в наших серд-
цах навсегда. Разгромим врага. Окончится
война. Отгремят пушки, потухнут пожары.
И, вспоминая суровые дни войны и погиб-
ших друзей, на наши сердиз ляжет пе-
чаль и на Тлаза набежит слеза. Но сей-
час, товарищи, наши сердца наполнены
жгучей ненавистью к подлому врагу, и
наши глаза сухие. От взоров сталинских
соколов He спрячется ни один фашист-
ский разбойник.

Товарищи! Мы скорбно склоняем над
прахом погибшего ‘героя свой знамёна,
овеянные боевой славой, и клянемся бес-
пошадно. и безжалостно бить. врага, унич-
тожать фашистского гала, ворвавшегося Ha
территорию нашей своболной Родины,

Братья лётчики! Держите крепче штур-
валы. Товарищи штурманы! Точнее цель-
тесь. Бейте немецких гадов наверняка. Чем
больше точных разящих бомб мы сбросим
на врага, чем больше убъём“фаптистов, тем
меньше своих. товарищей мы будем про-
вожать в последний путь. i

Поклянёмея же, товарищи, бить врага
без пощады и сожаления, И пусть нам в
этой великой борьбе, в боевом полёте, в
облаках, в снегопаде и тёмной ночью свет-
лый образ Матины Расковой булет путе-
водной звездой — маяком, который приве-
дёт нас на цель.

Речь Героя Советскозо Союза
подполковника ГРИЗОДУБОВОЙ .

Tosapama!

He crazo Mapannt Packosoit — orsaxnoli
rim, героини . дальних  перелётов,
командира Военно-воздушных сил страпы,
«ой из числа бесстрашных бойцов, бес»
пощадно разяших немепко-фаптистоких за-
хватчиков.

Вея страна скорбит о гибели Мартпы
Расковой. Марина любила свой изрод и
1ар01 любил Марину за её смелость, от-
вагу, за глубокую чуткость.

Веб свой знания; силы, талант ло моло
ly жизнь Магяна Раскова отдала Роди-
не. Честь п славу Родины, интересы наро-
да она ставила превыше всего,

В образь Марины. её жизпи и подвигов

мы ‘видели лучшие черты и качества че-
ловека сталинской эпохи.

Советская ‘власть, коммунистическая
партия воспитали Марину, открыли ей
широкий и светлый путь к труду, учёбе
и государственной деятельности.

Свою жизнь Марина посвятила совет”
ской авиации и свою профессию лбтчика-
штурмана любила страстно, самозабвенно.

С первых дней Отечественной” войны
Марина Раскова заняла своб. место в строю
военных лётчиков Действующей армии.
Всо знания, весь опыт Марина Раскова от-
давала воспитанию советских военных

лётчиков. АЕ
Требовательный комаплир, чуткий това-

pum, ona учила советских

ACTIN овладевать новейшими сложнымя
боевыми самолётами, метко стрелять и
бомбить, мужественно громить врага Ha
фиЭнтах Отечественной войны, бить нем-
цев нещадно, бить до тех пор, пока ни
одного фашиста не останется на нашей
священной земле.

Советские женщины и девущки, воспи-
тапные партией Ленина — Сталина, емело
плут защищать свою жизнь, свою Роливу,
свой ‘нарол воюду. куда пошлёт их стра-
на. И все мы, советские женщины. в сво-
ей работе, в своей борьбе должны стре-
митьея быть похожими па нашего друга
Марину. 1 -

Прощай, боевой друг, прощай, товарищ,

лётчиков и твое имя не забудет никогда твоя страна!1

ПОСЛЕДНИИ ПРИМЕР:

ПУТЬ

12 января советский народ проводил в
последний нуть свою любимую дочь — Ге-
роя Советского. Союза Марину Михайловну
Раскову. : j

С утра к урне с прахом М. М, Расковой
собрались родные и друзья погибшей ге-
роини. Проститься с нею пришли предста-
вители трудящихся столицы — стаханов-
цы заводов и фабрик, работники науки и
искусства, посланцы Красной Армии —
товарищи Расковой по оружию. У многих
на груди сверкают боевые ордена, полу-
ченные за отвагу и мужество, проявлен-
ные в воздушных и наземных сражениях
с врагами нашей Родины — немецко-фа-
цтистекими ‘захватяяками. в

На постаменте среди венков и цветов,
  у подножья урны — на алых подушках—

боевые ордена М. М. Расковой и её боль-
шой нортрет. Такой еб знали близкие и
ролные, такой её знали тысячи пезнако-
мых, но искренно любивших еб людей,
такой она навеки останется в памяти на-
родной — энергичное, волевое лицо; сме-
лый. и открытый взгляд простой русской
женщины, етавшей народной героиней. Вся
 866 жизнь была безраздельно посвящена
Родине. И в дни, когда на полях сражений
решается сульба Отечества, когда = идёт
  жестокий. бой за независимость‘ и свободу
  пелюго ‘народа, —— она была среди тех,
кто грулью и кровью своей преградил путь
вгагу. Воспитанная Родиной, большевист-
ской партией, великим Сталиным, она по-
гибла как воин, на боевом посту — и 60-
ветский народ никогда He забудет еб
имени, :

У траурного постамента беспрерывно
сменяется почбтпый караул. Последнюю
вахту у праха Расковой несут ‹секретарь
ЦБ и МК ВКП(б) тов. А. С. Шербаков,
зам. предеедателя Совнаркома СССР т. Пер-
вулин, секретарь MIR BRIM(6) ros. Honor,
председатоть исполкома Московского город-
ского Совета депутатов трудящихся тов.
Пронин, секретарь ВЦСПС. т. Николаева,
Марлал Советского. Союза_тов. Бухёпный,
тов. Димитров, други боевой товарищ Pac-
ковой Герой Советского Союза Гризодубова
и др.

В 15 часов тт. Щербаков: Попов, Про-
nun, Булёнпый, Димитров, Шахурин, гене-
рал-майор авиации Никитин, генерал-пол-
ковник Артемьев снимают катафалк с ур-
ной с паетамепта. Траурная процессия пе-
пресекает Красную площадь и направляется
к мавзолею Ленина. На площади выстрои-
лись воинские части и делегация  трудя-
щихся Москвы, пришедшие проводить Ма-
риту Гаскову в еб послелний путь. ,’

Тов. Пронин открывает траурный ми-
тинг. Он предоставляет слово от имени
Центрального Комитета ВЕН(б); и Совнар-
кома Союза ССР тов: А. С. Шербакову.

Тов. Шербаков говорит о коротком, но
славном жизненном пути Марины Раско-
вой, воплотившей в себе. лучшие. черты
нашего народа — его бесстрашие,  рево-
люционную энергию, смелость и отвагу,
беззаветную ‘преданность Родине, больше»
вистской партии, великому Сталину. Её
светлый образ, еб честная и яркая жизнь
булут влохновлять наших лётчиков и всех
бойцов Красной Армии на повые полвиги,
звать всех советских патриотов к ещё: б0-
лее упорной борьбе с немецкими захватчи-
ками,

К микрофону подходит Герой Советского
Союза тов. Штепенко. От имени Военно-
Воздушных Сил Красной Армий — доб-
лестных товарищей Расковой по оружию—
он даёт клятву над прахом погибшей re-
роини — беспощадно бить и уничтожать
гитлеровских мерзавцев, стойко защищать
священную землю Советской Родины.

Последней выступает Герой Советского
Союза В. С. Гризодубова. Она, говорит о
своём безвременно погибщем друге и боевой
соратнице, вся жизнь, все силы, знания и
талант которой были безраздельно отданы

одине. Тов. Гризодубова обращается Е с0*
ветским. женщинам с пламенным призывом

быть такими, как Раскова.

Тов. Пронин об’являет траурный митинг
закрытым. Т.т. Щербаков, Попов, Пропин,
Димитров, Будённый, Гризодубова спуска-
ются с трибуны мавзолея и, подняв, траур-
ный катафалк с урной на руки, несут его
в нише в кремлёвской стене.

Когда урну устанавливают в пише, раз-
Заётся троекратный орудийный выстрел,
Я звуки траурных ‘маршей сменятотся зву-
ками «Интернационала». В эту минуту над
плошалью стремительно проносятся боевые
самолёты — покрывшая себя неувялаемой
славой в боях сталинская авиация про-
шается со своим доблестным товарищем
Мариной Михайловной Расковой, ‘имя и
образ которой будут вечно жить в сердие
и памяти нашего парода.

(ТАСС).

довательно

BRA MOROLEKMY

Марина Раскова. Это ‘имя с любовью п  же ‘с Полиной Осипенко Раскова устано-
уважением произносится в самых отдалён-  Вила. рекорд дальности полёта по кривой,

ных уголках нашей великой Родины. В
памяти тех, кто знал её, всегда сохранит-

а затем участвовала & беспосадочном pe-
кордном ‘рейсе от Чёрного до Белого моря.
В этих полётах особенно ярко прояви-

ся облик скромной, жизнерадостной жен-  лось её умение трокладывать точный курё

щины, командира, лётчика и штурмана.
Мы помним, как в 1931 году в Воен-
но-Воздушную академию им. Жуковского

безошибочно, в любых условиях выводить
самолёты на цель. Это большое и ‘слож-
ное искусство, требующее, помимо точных
знаний, ещё и 906000го чутья, Штурман

пришла чертёжница. Ее зачислили в аэро-  Раскова имела такое чутьй, и летчики её

навигационное — отделение.
научный центр военной авиации тогда

Крупнейший   за это и любили.

Неутомимая, кипучая натурз Марины

только рождался. Идеи, которые разраба-  Михайловны постоянно’ искала всё новых

кабинетов,
Марины

тывались в тиши научных
глубоко захватили воображение

Михайловны, и со всей присущей ей энер-   сложнее
решив посвя-  страстьзо ‘она полюбила советское небо.

гией она отдалась работе,
тить себя военной авиации.

С большой страстью и увлечением Ма-  Павливая многочисленные
риа Михайловна изучала аэровавигацию.   Зажная

засела за книги, прочитала/ вею   Личной славы
jo   BMecTe co CBORMA подругами в героиче-

Ona
имевшуюся в ту пору пемногочиелепну

и
высшей математикой,
Minit, физикой, . географией,
никой, — электротехникой,
метеорологией, — азрологией.
mut в т время
отделением А. В. Веляков

она с ACTPOHO-

литературу по штурманскому делу. После- ский перелёт на самолёте «Родина»,
методически знакомилаесь   Рина Раскова писала товарищу Сталину:

аэроназитациошным   вительству, народу, Вам, дорогой
заметил  та-  Виссарионович. Мы начинаем свой даль-

и трудных дел. Порой казалось, что ей
тесно на земле. Онз совершенствовала
рейс за рейсом, перелёт за перелётом, олия
другого. С какой-то особой

В своих замечательных полётах, уста-

рекорды, от-
советская женщина He искала
для себя. Отправляясь

Ma-

«В нашей стране нет ничего дороже

радкотех-  интересов родины, Мужчины и женщины
топографией,   одинаково любят свое отечество, безгра-
‚ Руководив-  нично преданы партии, советскому пра-

Иосиф

лантливую женщину я созлал все условия  НИЙ полёт для того, чтобы продемон-
для её роста. Расковой поручали сложные   стрирезать перед всем миром решимость
задания, ей предоставили” возможность `са- Гсоветсмих менщин-и их ‘нюбовь и” рёдине.

мостоятельно вести научные изыскания. С

удивительной быстротой она воспринима-  своими подвигами. Мы
ла знания, завобвывала авторитет и ува-   впохновлённые

жение среди товарищей но работе. -

,

in a =

Марина РАСКОВА,
Снимок сделан в 1938 году перед перелё-
том самолёта «Родина» на Дальний Восток.
Фото Л. КОРОБОВА.

Марина Михайловна ГРаскова быстро
изучила штурманское дело, стала препода-
вать его в академии.

Марина Михайловна выпросила себе пу-
тёвку в аэроклуб. 2

— Идите с машиной в воздух и всту-
пайте с ней в дружбу.— сказал Расковой
инотруклор аэроклуба перед первым полб-
TOM. т.
Началась настоящая дружба Расковой с
авиацией. Она стала летать самостоятель-
но, научилась водить самолёт в любую
погоду — диём, ночьто-гелепую, получила
звание летчика-ипструктора и стала 0бу-
чать искусству пилотажа других. В 193
году Марина Михайловна приняла участие
в женском перелёте Ленинград — Москва,

Дальше шли ещё более сложные испы-
тания: ответетвенная штурманская работа,
подготовка к воздушным‘ парадам, в KOTO-
рых участвовали сотни самолётов различ-
ных типов. Обычно во времл параюв Ма-
рина Михайловна летала на флагманском
корабле, ведя за собой всею воздушную
армаду. Несколько отличных полётов за-
крепили за ней славу отличного навигато-
ра. Опа участвует в скоростных гонках
Москва — Севастополь — Москва. В 1937
голу прокладывала курс спортивному са-
молёту Валентины Гризодубовой, летев-
шей без посадки от Москвы xo Актюбин-

ека для побития междунаролноге женского
рекорда дальноети по прямой. Голом п0з-!

шей родине,

5   героя.

Советсние лётчики не раз изумляли мир
уверены, . что,
Вами и `окрылённые
Вашей заботой, мы также принесём на-
партии Ленина — Сталина,
Вам, дорогой ‘наш ‘учитель и друг Иосиф
Виссарионович, новую победу». ‘

Воздушный корабль, управляемый ^*со-
‚ветскими женщинами, нз своих крыльях
горло пронёе любимое имя «Родина». Co-
ветские” женщины -— Гризодубова, 0си-
пенко, Раскова —- ВЫПОлЛНИЛИ КЛЯТВУ,
данную вождю, и завоевали нашей страле
новую блестящую победу. Аа

Талантливый штурман, умелый органи- >
затор, волевой командир, М. М. Раскова
всею силу своего ума и серлца отдавала
тому, чтобы во всеоружии. встретить
трозный час военной тревоги.

И когда’ гранул первый выстрел Ве-
ликой Отечественной войны, верная дочь
своей Родины, Герой Советского Союз&
Марина Михайловна Раскова потребовала,
чтобы её немедленно `паправили в дей-
ствующую авиационную часть.
  До войны многие из нас знали Марину
  Михайловну как выдающегося штурмана.
Теперь мы увидели в ней волевого коман-
днра и способнейшего организатора. Она
заняла ведущее место среди командиров
авиационных частей, в которых готови-
лись воздушные бойцы. Организаторские
способности, энергия позволили майору
Расковой быстро сколотить крепкий,
дружный коллектив лётчиков и лётчиц.
Личным примером она показывала своим
товарищам, как пужно изучать сложный
бомбардировщик «ПЕ-2». В короткое время
боевые экипажи овладели современной
машиной, и вскоре целый полБ был тотов
для ночных действий.

Ha различных фронтах Отечественной
войны сражаются’ лётчики, воспитанные
майором Расковой. Среди них можно
встретить и. скоростных  бомбардировщи-
ков, и бесстрашных воинов, летающих на
грозных «ПЕ-2», и прославленных истре-
бителей. За время Отечественной войны
Марина Михайловна подготовила три
полка мужественных и ‘умелых пилотов.

одним из полков она сама летала на
выполнение сложных боевых заданий.
Пикирующие бомбардировщики, ведомые
отважной героиней, всегда выходили точно
на цель. Тонны смертоносного металла
сбрасывались на склады, на железнодо-
рожные узлы, на передний край враже-
ской обороны. =

Й вот не стало отважного лётчика-
Замечательная  лётчица — гордый
сокол пашей авиации, бесстрашный воз-
душный боец—погибла за. штурвалом.

Горько думать, что Марины Расковой
нет среди нас, Утрата тяжела. Пусть же
вся советская молодёжь проникнется реши-
мостью неустанно крепить. мощь пойтеф-
ных комсомолу военно-воздушных сил. Бла-
тородный облик отважной дочери народа
вхохновляет нас на ещё более сокруши-
тельные удары по презренным фашистам.

Генерал-лейтенант авиации
Ф. АСТАХОВ.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
3 стр.

13 января 1943 г.