О МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ и О РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
УСПЕХИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОЕ хозяйство
Октябрьская революция ликвидировавшая буржуазно-помещичье господство, превратила городское хозяйство из средства дополнительной эксплоатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурно-бытовых нужд.
Советская власть поставила городское хозяйство на службу пролетариату. Она «экспроприировала полностью все дона капиталистических домовладельцев и передала их городски и советам; произвела массовое вселение рабочих с окраин в буржуазные дома» (программа ВКП(б)).
Ликвидировав старые буржуазно-купеческие к домовладельческие думы, пролетарская
революция положила конец эксплоататорской политике в городском хозяйстве. Самым характерным для этой политики являлось направление основных средств на благоустройство кварталов, населенных буржуазными и зажиточными элементами, рабочие же кварталы и окраины тонули в грязи, были лишены света, воды, канализации, мостовых и самых элементарных
удобств, несмотря на то, что главная тяжесть городских поборов падала на трудящиеся массы. Снабжение жилищами подавляющей части населения находилось (а в буржу
азных странах находится еще и до сих пор) в руках частных предпринимателей и служило средством самой беззастенчивой эксплоатации широких масс трудящегося населения, особенна наименее обеспеченных слоев пролетариата.
Городское хозяйство помещичье-буржуазной России, будучи крайне отсталым, стоявшим далеко позади европейских городов, пришло в еще больший упадок во время империа
листической войны и контрреволюционной интервенции. Во время империалистической войны в городское хозяйство не только не вкладывалось никаких новых средств, но даже не производилось самого необходимого ремонта. Дома не ремонтировались с 1914 г., целые
кварталы стояли разрушенными. Значительная часть жилищных фондов, водопроводной, канализационной сети вышла из строя и требовала капитального восстановления. Контррево
люционная интервенция и война белогвардейских генералов против советской власти нанесли дальнейшие удары городскому хозяйству. В период интервенции ряд городов подвергся большим разрушениям (Ярославль, Киев, Одесса, Днепропетровск, Ростов, города Поволжья, Урала, севера Сибири и т. д.)
После победы над интервентами и окончания гражданской войны, советской власти пришлось прежде всего восстанавливать промышленность и сельское хозяйство, ввиду чего восстановление коммунального хозяйства оказалось на 2-м плане. Только за последние 3 года партии и советской власти удалось взяться серьезно за приведение в порядок,
восстановление и развитие городского хозяйства, что уже принесло серьезные осязательные результаты. Городское хозяйство в основном закончило восстановительный и вступает в реконструктивный период. В настоящее время наряду с завершением восстановительного процесса там, где еще городское хозяйство полностью не восстановлено, главная задача состоит в том, чтобы развернуть работу по расширению, перестройке и развитию город
ского хозяйства применительно к требованиям, какие предъявляются сейчас бурными темпами индустриализации, увеличением городского населения, ростов бытовых и культурных потребностей широких трудящихся масс.
Индустриализация страны, создание новых промышленных очагов в крестьянских районах, переустройство всего сельского хозяйства на социалистических началах ведут не только к росту населения и прежде всего пролетариата в старых городах, но и к возникно
городов, к превращению так называемых городских поселков и нынешних тров в социалистические города, которые должны обеспечить культурный подъздоровья широких трудящихся масс, повышение производительности труда ие женщины-работницы от оков домашнего хозяйства.
за пятилетку, за дальнейшие - успехи социалистического строительства, за социалистических предприятий, за улучшение материально-бытовых условий
за культурный подъем и охрану их здоровья, за неуклонный рост редкой росы городского хозяйства (жилище, водоснабжение, освещение, отопление, городской транспорт, внешнее благоустройство, бани, прачечные, общественное обретают крупнейшее значение,
достигнутые партией и рабочий классом в борьбе за индустриализацию и ию страны, создали все необходимые условия, для решительного- улучшения
зяйства—этой важнейшей базы перестройки быта миллионных масс трудясоциалистических началах.
будет давать решительный отпор как правым оппортунистам, тянущим нас ющимся сорвать наше строительство, так и «левым» фразерам, не учитываных условий настоящего периода и на деле помогающим правым.
ее проведений ленинской генеральной линии партия добилась успехов в дела я и развития городского хозяйства. На этой же основе сумеет она превратить
еда в культурные, технические и хозяйственно развитые, пролетарские центры есятки и сотни новых социалистических городов.