мы организации быта—закабаляет женщину и является наиболее дорогой и нерациональ
ной системой использования объема здания, где подсобные объемы и площади зани
мают половину всей стройки. Однако это ни в коем
случае не должно означать постройки зданий типа гостиниц с огромными километровыми коридорами, с коллективными кабинетами и тому подобными загибами, которые мы видели в значительном количе
стве проектов домов-коммун, жилкомбинатов и т. п.
Наше современное жилье должно быть жильем переходного типа, в котором рабо
чий и работница, с одной стороны, имели бы возможность жить любой группой, в том числе и привычной еще семьей, а с другой,—могли бы пользо
ваться при желании хотя бы самыми элементарными формами обобществленного бытового обслуживания. Наряду с этим им должна быть предоставлена возможность в случае нужды или желания самим гото
вить пищу, воспитывать своих детей и стирать свое белье.
Все это может быть организовано довольно просто, если, во-первых, не ставить перед собой задачи теперь же строить «дворцы» и тому подобные хо
рошие вещи, которые пока еще нам не по карману, и если, во-вторых, не строить дорого стоящих «купецких» домов с индивидуальными квартирами.
Итак, общий вывод. Семья еще существует, хотя и потеряла свое значение как производственное со
единение людей и будет отмирать как соединение
хозяйственно-бытовое. Поэтому, отказываясь в новом строительстве от системы семейных квартир, в то же время на известный период мы должны еще предусматривать необходимость предоставле
ния возможности ведения отдельными
семьями домашнего хозяйства. Наряду с этим обязательно должны быть созданы основные элементы обобществленного обслуживания бытовых нужд тру
дящихся, раскрепощающие женщину от домашнего хозяйства и дающие ей воз
можность заниматься самостоятельным трудом на равных основаниях с мужчиной.
Как же должны строиться наши новые дома? Мы уже говорили, что в новом строительстве должны быть обеспечены все основные элементы обобществленного обслуживания бытовых нужд. Эти элементы слагаются из:
1) общественного питания;
2) начальных элементов общественного воспитания детей, т. е. яслей, детсадов и интернатов;
3) механических прачечных; 4) починочных мастерских;
5) системы учреждений культурного обслуживания.
Обязательно ли создание всех этих учреждений в каждом вновь строящемся доме?—Нет, не обязатель
но. Каждое из всех перечисленных учре
ждений обобществленного обслуживания быта должно строиться как самостоятельная система. Обязательно лишь, чтобы эта система строилась не «вообще», а увязанное общим планом строительства как в количественном отношении, так и в отношении территориального их размещения.
Так например система общественного питания должна слагаться из двух звеньев: 1) крупных цен
трализованных заготовочных, дающих полуфабрикаты (концентированные бульоны, сырые котлеты, сухие супы и т. д.); сюда же относятся хлебозаводы, кон
сервные предприятия, колбасные и т. п.; 2) эти заготовочные (или пищекомбинаты) должны быть непосредственно связаны с сетью как правило не
больших столовых и буфетов, расположенных как в местах работы (в цехах, школах, больницах и т. п.), так и в жилой зоне.
Такая система организации общественного питания даст огромную экономию на продуктах и вместе с тем не повлечет за собой той безобразной порчи пищепродуктов, которую мы имеем в современных фабриках-кухнях. Эта же система обеспечит более полное использование механического оборудования и вместе с тем даст почти безграничную возможность выбора блюд без их удорожания.
Таким образом в новом строительстве нужно лишь предусмотреть устройство столовых (примерно на 150—500 чел.) с небольшой подсобной кухней, снаб
женной простейшим ледником, а существующие фабрики-кухни перестроить на централизованные заготовочные, что повысит их производительность в 5—10 раз.
Ясли и детские сады следует строить обязательно при жилье (а не при предприятиях, как это часто делается сейчас), в отдельных небольших зданиях; при этом ясли следует устраивать на 30—45 детей, а детсады на 60 детей.
Интернаты для школьников следует организовывать по принципу пионерлагерей, этой действительно со
циалистической формы организации детского быта. Эти лагери следует располагать вблизи школ, в свою очередь функционально связанных с производственными предприятиями (промышленными и сельскохозяйственными).
Сеть бань, механических прачечных и починочных мастерских должна строиться из расчета их действия в радиусе 2—3 км.
Что касается учреждений культурного обслуживания, то здесь надо обеспечить при жилье (например при столовых) лишь создание подсобных библиотек с ходовой литературой, а остальное должно быть расположено, как мы уже указывали, в зеленой и парковой зонах.
Нри наличии яслей, детсадов и столовых каждая жилая ячейка переходного типа должна рассчитываться как правило на одно лицо, но с возможно
стью соединения таких ячеек (без каких бы то ни было переделок) в любые их группы.
При проектировании жилых ячеек необходимо учесть, что такая ячейка будет служить отнюдь не только для сна, как это думают некоторые авторы «сверхлевых» проектов. Такая ячейка должна слу
жить: 1) для сна; 2) для занятий с книгой и т. п.;
3) для индивидуального отдыха; 4) для хранения вещей, которыми живущий пользуется постоянно (белье, платье, предметы индивидуального обихода
и т. п.); 5) для соблюдения элементарной личной гигиены.
Исходя из этого назначения жилой ячейки, она должна иметь минимум следующее оборудование:
1) место для сна (кровать или диван-кровать и т. п.);
2) стол для занятий с помещением для книг, тетрадей и т. п.;
3) столик для приема пищи и прочих нужд; 4) два-три стула или кресла;
5) помещение для платья, белья и т. п.; 6) шкафчик с предметами гигиены.