Группа таких ячеек должна иметь: умывальники, душ, ванну, подсобную кухню и уборную.
Исходя из назначения и оборудования жилой ячейки (комнаты), она должна иметь минимум следующие размеры: ширина 2,8 м, глубина — 3 м и высота -2,6 м.
Само собой разумеется, что при малейшей возможности эти размеры должны быть увеличены.
Поскольку жилые ячейки должны обязательно рассчитываться каждая на отдельное лицо незави
симо от того, кто и как в них будет жить, следует обеспечить отдельный вход в каждую ячейку.
Каждая жилая ячейка, а еще лучше все без исключения помещения должны быть обеспечены солнечным освещением независимо от района построй
ки. Для этого все жилые здания следует рас
полагать по меридиану (т. е. с юга на север), если они имеют два ряда жилых помещений, и на юговосток, если жилые помещения располагаются в один ряд, что целесообразно делать как на крайнем севере, так и в южных районах.
Следует всеми мерами добиваться полного уничтожения простенков в наружных стенах жилых помещений, чего совсем нетрудно достигнуть при лю
бых материалах, в том числе и при кирпиче (при внутренних несущих перегородках). Соединение жилых ячеек и групп (здания, комплексы) можно про
изводить в довольно широких пределах. Однако при всех условиях следует иметь в виду следующее: Одна подсобная кухня на 4 камфорки обслужит 12 чел. Одни ясли обслужат 30-40 детей, что означает 160— 240 чел. взрослого населения:
Один детский сад на 60 детей обслужит 500—600 чел. взрослого населения.
Одна столовая на 150—500 чел. (т. е. на 50—160 мест) при 3-сменной работе.
Исходя из этого, можно рекомендовать строить дома не менее, как на 30 и не более чем на 100 чел. При этом такие дома должны объединяться в
группы (комплексы) на 500—600 чел. Такая группа должна иметь: 2 яслей, детсад, столовую, подсобную прачечную с индивидуальными лоханками и простейшей воздушной сушилкой.
В заключение укажем несколько расчетных цифр.
Здания такого типа имеют следующие показатели: на 1 чел. жилое помещение, включая коридоры, лестницы, переборки, стены и т. п., требует от 40 до 45 м3 стройки; подсобные помещения — кухни, вестибюль, столовая с библиотекой требуют на 1 чел. от 5 до 6 м3 стройки.
Ясли, детские сады и интернаты при обслуживании ребят втечение круглых суток требуют около 40 м3 стройки на 1 ребенка.
Всего в среднем выходит 50—55 м3 на 1 чел. при условии, что каждый человек будет иметь в индиви
дуальном пользовании не менее- 9 м2 жилой площади. Обычная же стройка при системе индивидуальных квартир требует при 9 м2 жилой площади 70—80 кубометров стройки и более дорогого оборудования (плиты, уборные и т. д.), а при 6 м2 жилой пло
щади (голодная норма) требуется 51—54 м3 стройки.
Но этого мало. Затраты на строительство жилья определяются не только объемом строительства на одного человека, но и количеством людей, которых надо разместить.
Здесь мы получаем следующие цифры: на 1 000 рабочих обычно требуется разместить населения (вклю
чая служащих, детей и т. д.) не менее 5 000 чел. Если же мы будем иметь обобществленное обслуживание бытовых нужд, то на те же 1000 рабочих по
требуется разместить не более 3 000 чел. (благода
ря использованию труда женщин), т. е. по крайней мере на 40 % меньше.
В дальнейшем при использовании труда детей это количество будет еще меньше.
Легко видеть, что строительство зданий социалистического типа дает сокращение затрат на одного
рабочего (в новых городах) по крайней мере вдвое.
Что касается старых городов, то здесь -экономия будет еще большей, так как все жилищно-бытовое строительство в них может быть сведено к построй
ке учреждений по обобществленному обслуживанию бытовых нужд населения (ясли, детсады, столовые и т. д.), что сделает в большинстве случаев совершенно излишним приток в эти города нового насе
ления, даст хорошее жилье ребятам, увеличит жилую площадь взрослых, и т. д.
Нужно сказать, что в целом ряде случаев возможно будет почти вовсе обойтись без нового строительства. Так, под столовые легко использовать огромное количество излишних торговых помещений ста
рых городов. Освободив после этого ряд излишних кухонь в индивидуальных квартирах, можно их переделать в жилые помещения, куда можно переве
сти жителей различных особняков, которые в свою очередь возможно использовать под детские учреждения и т. п.
Укажем еще лишь на одно чрезвычайно важное обстоятельство. Расчет жилых ячеек на 1 чел. поз
воляет нам ограничиться максимум 4—5 их типами, а это вплотную подводит нас к установлению твер
дых стандартов частей зданий, что в свою очередь позволяет поставить их массовое заводское произ
водство. Кроме того это позволит резко (в десятки раз) облегчить эти детали. Здесь мы имеем такие возможности удешевления жилищного строительства, о которых мы сейчас и не мечтаем.
Наряду с реконструкцией жилища необходимо приступить к реконструкции внутреннего оборудования жилищ, так как предметы внутреннего оборудования, производимые соответствующей, промышленностью, не отвечают требованиям жилища переход
ного периода. Необходимо пересмотреть размеры внутреннего оборудования, конструкции, их назначение, форму, материал, из которого предметы оборудования изготовляются, и их назначение; все это
может дать значительную экономию в дефицитных материалах, затрате времени на их изготовление, экономию в площади жилища и пр.
Во всяком случае постановка вопроса о сокращении стоимости строительства в несколько раз не утопия. Нужно только по-большевистски взяться за это дело, отказавшись от кустарничества и возмути
тельного консерватизма, господствующего в нашем жилстроительстве и строительной промышленности.
Достаточно сказать, что сегодня автомобиль, эта сложнейшая машина, изготовляемая из весьма цен
ных материалов, стоит дешевле постройки самой никудышной комнатенки.

Н. МИЛЮТИН