Индустриальное население СССР о 35 млн. человек в 1932 г. вырастет, примерно, на 50%. Задачи обеспечения культурного подъема, охраны здоровья этого населения, поднятия производительности труда, повышения техни
ческой грамотности рабочих, освобождения женщин-работниц от рабства домашнего хо
зяйства и вовлечение в производство новых кадров — членов семей рабочих, — все это тре
бует интенсивных темпов роста элементов культурно-бытового обслуживания рабочих, в том числе жилищного и коммунального строительства.
Согласно директив XVII конференции ВКП(б), диалектически развивающих и дополняющих решения июньского пленума ЦК, мы должны будем в пределах второго пятилетия развить такие темпы жилищного строительства, которые ликвидировали бы существующую от
сталость городского и жилбытстроительства от промышленного, соответствовали бы задаче обеспечения темпов и планов промышленного строительства и дали бы нам возможность не только значительно более полно обслужить жилищем рабочее население основных инду
стриальных районов, но и создать обстановку для удовлетворения его потребностей в пере
стройке культурно-бытового обслуживания на принципах коллективности.
Для этого потребуется развертывание строительства сети пищекомбинатов, столовых, клу
бов, читален, прачечных, детучреждений и т. п.
Цифры, называвшиеся на конференции, хотя и в качестве первоначально ориентировочных,
свидетельствуют о новом невиданном размахе предстоящего во второй пятилетке строитель
ства производственных гигантов и связанного с ним строительства новых социалистических городов и реконструкции городов старых. Особенно широкий размах получит жилстроитель
ство на востоке нашей страны. Здесь вопросы массового строительства новых городов и ре
конструкции старых поселков и городков уже стоят в программе сегодняшнего дня. Вторая пятилетка совершенно изменит лицо Даль
него Востока, сделает его краем, имеющим собственную устойчивую базу для своего хозяйства, даст ему новые кадры промышлен
ного пролетариата. Освоение природных богатств края будет проходит на базе широ
кого организованного переселения, что опять таки потребует строительства новых благоустроенных социалистических городов, удо
влетворяющих новым возросшим культурным требованиям рабочих масс, способствующих обобществлению их быта. Москва, Ленинград и другие существующие крупные социалистические города будут преобразованы в соответствии с новейшей городской техникой.
Наряду с промышленным, жилищным и коммунальным строительством не меньшее вни
мание второй пятилетки займут вопросы строительства путей и средств сообщения,
водоснабжения, внешнего благоустройства и т. п.
«Успехи- социализма в СССР —лучшее дока
зательство преимущества социалистической системы перед системой капиталистической.
В странах капитала — катастрофическое падение производства, массовое свертывание и остановка фабрик и заводов, неслыханное разрушение производительных сил. В СССР— огромный и неуклонный рост производства, все более развертывающееся строительство фабрик, гигантских заводов, новых шахт и электростанций, недосягаемый для капитализма темп роста производительных сил.
В капиталистических государствах — жесточайшая безработица миллионов и крайнее об
нищание многомиллионных масс деревни. В Советском союзе — полная ликвидация безработицы и уничтожение нищеты, семи
часовой рабочий день на фабриках и заводах и неуклонный подъем благосостояния трудящихся масс города и деревни» 1.
Неуклонный подъем благосостояния трудящихся масс в СССР, протекающий одновре
менно с систематическим обнищанием рабо
чего класса, средних и маломощных слоев крестьянства в капиталистических, колониальных и зависимых странах, где тысячи про
летариев по-звериному ютятся в шалашах и землянках за чертой городов, не будучи в со
стоянии вносить квартирную плату, — все это с исключительной яркостью напоминает нам слова Ф. Энгельса, писавшего, что в капита
листическом обществе «жилищная нужда не случайность, она — необходимый институт», и что «пока существует капиталистический способ производства, до тех пор глупо решать отдельно жилищный или какой-либо другой вопрос, затрагивающий судьбу рабочего».
«Решение заключается в отмене капиталистического способа производства, в присвоении рабочим классом всех средств жизни и орудий труда»2.
Социал-фашисты пытаются доказать обратное постройкой за счет муниципалитетов не
скольких домов для рабочих Вены. Но при самом беглом ознакомлении с этим, так ска
зать, «рабочим строительством» мы видим, что оно произведено без элементарнейших,
самых необходимых удобств, как, например, отопление и т. д.
Задача построения фундамента социалистической экономики в СССР была разрешена в результате ленинской политики нашей партии. непрестанной борьбы ее с контрреволюционным троцкизмом и разного рода укло
нами. колоссального роста революционной активности широчайших масс рабочего класса и трудящихся крестьян и громадного подъема соцсоревнования и ударничества. Партия ре
шениями XVII партконференции поставила основной политической задачей второй пятилетки окончательную ликвидацию «капитали
стических элементов и классов вообще, полное уничтожение причин, порождающих классовые различия и эксплоатацию, и преодоление
1 Резолюция по докладам тт. Молотова и Куйбышева. 2 ф. Энгельс, Жилищный вопрос.