н. a. милютим

важнейшие задачи современного этапа советской архитектуры

I

Архитектура — общественное явление. «Господствующими идеями данной эпохи являются идеи господствующего класса». В капиталистических условиях архитектура служит классу капитали
стов, содействуя делу усиления эксплоатации рабочего класса, отражая и проводя идеологию враждебных пролетариату классов.
Задачи советской архитектуры должны полностью вытекать из великих целей советского государ
ства и должны быть полностью подчинены им. Основной целью советского государства является уничтожение всякой эксплоатации и угнетения человека, т. е. построение социализма.
«Успехи борьбы за выполнение пятилетки в четыре года нашли свое выражение в победоносном строительстве социализма в СССР» и «подготовили базу для дальнейшего еще более мощного роста социализма» (из резолюции XVII партконферен
ции по докладу т. Молотова). Вторая пятилетка, ставя основной политической задачей «ликвидацию капиталистических элементов и классов вообще», обеспечивает, благодаря мощному развертыванию производительных сил социалистиче
ского хозяйства, ликвидации паразитических классовых элементов и общему росту народного дохода, целиком идущего в распоряжение трудя
щихся, более быстрый подъем благосостояния масс и при этом «решительное улучшение всего жилищного и коммунального дела в СССР».
Вторая пятилетка ставит задачу создания условий «для полного устранения противоположности между городом и деревней», создания «новейшей технической базы для всех отраслей на
родного хозяйства», «новейшей энергетической базы», мощный рост всех видов транспорта и путей сообщения, завершение социалистической реконструкции сельского хозяйства и т. д.
Все это не только обеспечивает совершенно исключительные условия для развития советской архитектуры, но и ставит перед ней ряд ответственнейших задач. Эти задачи могут быть разрешены нашими архитекторами лишь при условии поднятия на значительную высоту теоре
тической проработки ряда вопросов советской архитектуры, до сих пор не подвергнутых исчер
пывающему анализу с точки зрения единственно научного марксистско-ленинского метода диалектического материализма.
Правильная и широкая организация такой классово выдержанной проработки основных вопросов советской архитектуры — важнейшая задача советской архитектурной общественности. ӀӀ
Создавшееся в 1929 г. Всероссийское общество пролетарских архитекторов (ВОПРА) в своей

1 Одновременно статья сдана для напечатания в редакцию журнала «Большевик».

История всего предшествующего общества есть история борьбы классов (К. Маркс, Коммунистический манифест).
декларации выдвинуло ряд важнейших проблем, подвергнуло критике доминировавшие в то время в нашей архитектуре идеалистические и механи
стические течения, наметило ряд правильных установок в направлении работы пролетарских архитекторов и послужило к консолидации их сил. Однако ряд вопросов, получивших в настоя
щее время, благодаря росту социалистического строительства, крупное значение, остался либо совершенно не освещенным в этой декларации, либо был освещен далеко недостаточно. Вместе с тем за это время наметился как внутри самого ВОПРА, так и в попутнических организациях ряд течений, которые нуждаются в выяснении и большевистской критике. Вместе с тем успехи социалистического строительства и обусловлен
ные этими успехами новые требования к советской архитектуре сделали совершенно необходимой коренную перестройку всех архитектурных организаций. ӀӀӀ
Одним из важнейших, не освещенных декларацией ВОПРА вопросов, является вопрос о пар
тийности в теории советской архитектуры, о роли в ней всей массы пролетарских архитекторов и особенно архитекторов-коммунистов.
Между тем сейчас, как никогда, эти вопросы пора поставить со всей четкостью перед советскими архитекторами.
Вторая пятилетка, ставящая со всей конкретностью вопрос о построении бесклассового общества и неизбежность обострения «классовой борьбы в отдельные моменты и особенно в отдельных рай
онах и на отдельных участках социалистической стройки», требует от советского архитектора чет
кого ответа о принятии и поддержке им платформы советской власти и активного участия в социали
стическом строительстве. Признание классового существа архитектуры, ее социальной роли должно стать обязательным для советского архи
тектора. Все это прежде всего ставит вопрос об усилении борьбы с уклонами от генеральной линии нашей партии, выявлении и разоблачении иде
алистических и механистических течений в теории и практике советской архитектуры.
Надо со всей четкостью показать феодальнодворянско-кулацкие корни и чаяния эклектиков, их объективную связь с правым оппортунизмом, их практическое смыкание с устряловцами и рамзинцами, их реставраторство, на которое указывал еще Энгельс («Ретроградные знамения времени») их сопротивление всему новому, вытекающему из классового характера советского государства.
Надо до конца вскрыть троцкистскую сущность формализма-рационализма, подчиняющего содер
жание архитектуры формальным моментам. Надо показать на конкретных примерах его прямое