> > ты - es

—

J

щество. За 20 месяцев положение, однако, изменилось и в этой

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ»

Орган Центрального. и Московского комитетов

№ 44 (5446)

ЕТО ТРАУТ

„ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО

23 февраля 1943 года в

Товарищи красноармейцы и ‘краснофлотцы,
политработники, партизаны и партизанки! Сегодня
25-ую годовщину существования Красной Армии.

Прошло четверть века с тех не как была создана Красная
Армия. Она была создана для борьбы с иностранными захват-
чиками, стремившимися поработить нашу страну. 23-ье февраля
1918 года, когда отряды Красной Армии наголову разбили ‘non
Псковом и Нарвой войска немецких захватчиков — было об’яв-
лено днём рождения Красной Армии.

В 1918—1921 г.г. в упорной борьбе против иноземных захват-
чиков Красная Армия отстояла честь, свободу и независимость
нашей Советской Родины, отстояла право народов нашей’ страны
строить свою жизнь так, как учил великий Ленин.

В течение двух десятилетий Красная Армия охраняла мирный
созидательный труд советского народа. Народы нашей страны
никогда не забывали о посягательствах чужеземных захватчиков
на нашу землю и неустанно заботились об укреплении мощи
Красной Армии, оснащали её первоклассной боевой техникой и
любовно выращивали кадры советских воинов.

Красная Армия есть армия защиты мира и дружбы между
народами всех стран. Она создана не для завоевания чужих
стран, а для защиты границ Советской Страны. Красная Армия
всегда относилась с уважением к правам и независимости всех
народов.

Но в июне 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала
на нашу страну, грубо и подло нарушив договор о ненападении.
И Красная Армия оказалась вынужденной выступить в поход,
чтобы отстоять свою Родину протвв немецких захватчиков и из-
гнать их из пределов нашей страны. С этого времени Красная
Армия превратилась в армию смертельной борьбы с гитлеровски-
мн войсками, в армию мстителей за насилия и унижения, причи-
няемые немецко-фашистскими подлецами нашим братьям и сёст-
рам в оккупированных районах нашей Родины.

25-ю годовщину своего существования Красная Армия встре-
Чает в решающий момент отечественной войны против гитлеров-
ской Германии и её прислужников — итальянцев, венгров, румын,
финнов.

Прошло 20 Месяцев, как Красная Армия ведёт беспримерную
в истории героическую борьбу против нашествия немецко-фаши-
стских полчищ. Ввиду отсутствия второго фронта в Европе
Красная Армия несёт одна всю’ тяжесть войны. Тем не менее
Красная Армия не только устояла—против натиска немецко-
фашистских полчищ, но и стала в ходе войны грозой для
фашистских армий.. -

В тяжёлых боях летом и осенью 1942 г. Красная Армия пре-
градила путь фашистскому зверью. Навсегда сохранит наш народ
память о героической обороне Севастополя и Одессы, об `упор-
ных боях под Москвой и в предгорьях Кавказа, в районе Ржева
и под Ленинградом, о величайшем в истории войн сражении
у стен Сталинграда. В’ этих великих сражениях наши доблестные
бойцы, командиры и ‘политработники покрыли неувядаемой сла-
вой боевые знамёна Красней Армии и заложили прочный фунда-
мент для победы над немецко-фашистскими армиями.

Три Месяца назад ‘войска Красной Армии начали наступление
на подступах Сталинграда. С тех пор инициатива военных дей-
ствий находится в наших руках, а темпы и ударная сила наступа-
тельных операций Красной Армии не ослабевают. Ныне Красная
Армия в тяжёлых условиях зимы наступает по фронту в 1.500
километров и почти везде достигает‘ успехов. На севере, под
Ленинградом, на Центральном фронте, на подступах к Харькову,
в Донбассе, у Ростова, на побережьи Азовского и Чёрного морей
Красная Армия наносит удар за ударом гитлеровским войскам.
За три месяца Красная Армия освободила от врага территорию.
Воронежской и Сталинградской областей, Чечено-Ингушской,
Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской и Калмыцкой авто-
номных республик, Ставропольского и. Краснодарского краёв,
Черкесской, Карачаевской и Адыгейской автономных областей,
почти всю Ростовскую, Харьковскую и Курскую области.

Началось массовое изгнание врага из Советской Страны.

Что ‘изменилось за эти три месяца? Откуда такие серьёзные
неуспехи у немцев? Где причины этих неуспехов?

Изменилось соотношение сил на советско-германском фронте.
Дело в том, что фашистская Германия всё более и более исто-
щается и становится слабее, а Советский Союз всё более и более
развёртывает свои резервы и становится. сильнее. Время работает
против фашистской Германии.

Гитлеровская Германия, заставившая работать на себя ate
ную промышленность Европы, до последнего времени ыы
превосходство против Советского Союза в технике и пре “5
всего в танках и самолётах. В этом было её С о
за дваднать месяцев войны положение изменилось. ры
самоотверженному трулу Рабочих, работниц, ри = Led
ков военной промышленности СССР, за время воины pa a“
производство танков, самолётов, орудий. За это же вре : sea
понёс на советско-германском фронте огромные потери в 99

самолётах и орудиях. Только
технике, в особенности в танках, ати
затри месяца наступления Красной Армии а 17.000 ору.
немиы потеряли свыше 7.000 танков, 4.000 самолётов, 17. у
дий и много другого вооружения,

Конечно, а постараются покрыть эти потери, aoe
не так легко будет сделать, так как потребуется немало вре nite
Для того, чтобы противник ws восполнить эти огромные по
ри в технике, А время не ждет.

Гитлеровская Германия начала войну против СССР, м
численным превосходством отмобилизованных и готовых к бою
войск В сравнении с Красной Армией. В этом было её преиму-

мы празднуем

области. В оборонительных и наступательных боях рая
Армия за время войны вывела из строя до 9 миллионов немецко
фашистских солдат и офицеров, из них — не менее 4 миллионов
убитыми на поле боя. Полностью разгромлены румынская, италь-
янская и венгерская армии, брошенные Гитлером на caer
германский фронт. Только за последние три ры и
Красной Армией 112 дивизий противника, при этом убито
700 тысяч и племено более 300 тысяч человек. :
Конечно, немецкое командование примет все мер Ни
крыть эту колоссальную убыль, Но, во-первых, сла

Верховный Главнокомандующий

Вторник, 23 февраля

командиры и

ДЕРЖКУ НАШЕЙ

1943

г.

НАТ

ВРАГАЪ.

-

№ 95 г. Москва.

немецких армий является нехватка людских резервов,
неизвестно, из каких источников будет покрыта эта убыль. Во-
вторых, если даже предположить, что немцы наскребут всеми
правдами и неправдами нужное количество ‘людей, потребуется
немало времени для того, чтобы собрать и обучить их. А время
не ждёт.

Гитлеровская армия вступила в войну против Советского
Союза, имея почти 2-х летний опыт ведения крупных военных
операций в Европе с применением ‚ новейших средств ой
Красная Армия в первый период войны, естественно, ке имела
ещё и не могла. иметь такого военного опыта. В этом и
преимущество немецко-фашистской армии. За двадцать месяцев
положение, однако, изменилось и в этой области. В холе войны
Красная Армия стала кадровой армией. Она научилась бить врага
наверняка с учётом его слабых и сильных сторон, Как этого
требует современная военная наука. Сотни тысяч и миллионы
бойцов Красной Армии стали мастерами своего оружия, —винтов-
ки, сабли, пулемёта, артиллерии, миномётного дела, танкового
дела, сапёрного дела, авиации. Десятки тысяч командиров Крас-
ной Армии стали мастерами вождения войск. Они научились со-
четать личную отвагу и мужество с умением руководить вой-
сками на поле боя, отрешившись от глупой и вредной линейной
тактики и став прочно на почву тактики маневрирования.

Нельзя считать случайностью тот факт, что командование
Красной Армии не только освобождает от врага Советскую зем-
лю, но и не выпускает врага живым с нашей земли, осуществляя
такие серьёзные операции по окружению и ликвидации вражс-
ских армий, которые могут послужить образном военного искус-
ства. Это, несомненно, — признак зрелости наших командиров.

Не, может быть сомнения, что только правильная стратегия
командования Красной Армия и гибкая тактика наших команди-
ров-исполнителей могли привести к такому выдающемуся факту,
как окружение и ликвидация огромной отборной армин немцев
В составе 330 тысяч человек под Сталинградом.

У немцев в этом отношении далеко не всё благополучно.
Их стратегия дефективна, так как она, как правило, недооцени-
вает сил и возможностей противника и переоценивает свои соб-
ственные силы. Их тактика шаблонна, так как она: старастся
подогнать события на фронте под тот или иной параграф устава.
Немцы аккуратны и точны в своих действиях, когда обстановка
позволяет осуществлять требования устава: В этом их сила. Нем-
цы становятся беспомощными, когда обстановка усложняется. ни
начинает «несоответствовать» тому или иному параграфу устава,
требуя принятия самостоятельного решения, не предусмотрен-
ного уставом. В этом их основная слабость.

‚Таковы призины, определившие поражение немецких войск
и успехи Красной Армии за последние три месяца.

Из этого, однако, не следует, что с гитлеровской армией
покончено и Красной Армии остаётся лишь преследовать её до
западных границ нашей страны. Думать так — значит предаться
неумному и вредному самообольщению. Думать так—значит пере-
оценить свои силы, недооценить силы противника и впасть-в аван-
тюризм. Враг потерпел поражение; но. он ещё не побеждён.
Немецко-фашистская армия переживает кризис ввиду получен-
ных от Красной Армии ударов, но это ещё не значит, что она
не может оправиться. Борьба с немецкими захватчиками ещё
не кончена,— она только развёртывается и разгорается. Глупо
было бы полагать, что немцы покинут без боя хотя бы километр !
нашей земли, :

Красной Армии предстоит суровая борьба против коварного,
жестокого и пока ешё сильного врага. Эта борьба потребует
времени, жертв, напряжения наших сил и мобилизации всех на-
ших возможностей. Мы начали освобождение Советской Украи-   \
ны от немецкого гнёта, но миллионы украинцев ещё томятся под
гнётом немецких поработнтелей. В Белоруссии, Литве, Латвии,
Эстонии, в Молдавии, в Крыму, в Карелии пока ещё хозяйни-
чают немецкие оккупанты и их прислужники. Вражеским армиям
нанесены мощные удары, но враг ещё не побеждён. Немецкие
захватчики яростно сопротивляются, переходят в контратаки,
пытаются задержаться’ на оборонительных ‘рубежах и могут пу-
ститься на новые авантюры. Вот почему в наших рядах. не дол-
жно быть места благодушию, . беспечности, ‘зазнайству.

Весь советский народ радуется победам Красной Армии. „Но
бойцы, командиры и политработники Красной Армии должны
твёрдо помнить’ заветы. нашего учителя Ленина: «Первое дело
не увлекаться победой и не кичиться, второе дело — закрепить
за собой победу, третье — добить противника».

Во имя освобождения нашей Родины от ненавистного врага,
во имя окончательной победы над немецко-фашистскими захват-
чиками, т :

— ПРИКАЗЫВАЮ:. ЕН

1. Неустанно совершенствовать боевую выучку и укреплять
дисциплину,, порядок .и организованность во, всей Красной Армии
и в Военно-Морском Флоте. Е =

2. Усилить удары по вражеским войскам, неустанно и упорно
преследовать врага, не давать ему закрепляться на оборонитель-
ных рубежах, не давать ему отдыха ни днём, ни ночью, резать
коммуникации врага, ‘окружать вражеские войска и уничтожать
их, если они отказываются сложить оружие.

3. Шире ‘раздуть пламя партизанской борьбы в тылу врага,
разрушать коммуникации врага, взрывать железнодорожные мо-
сты, срывать переброску неприятельских войск, подвоз оружия
и боеприпасов, взрывать и поджигать воинские склады, напалать
на неприятельские гарнизоны, не давать отступающему врагу
сжигать наши сёла и города, помогать ‘всеми силамн, всеми
средствами наступающей Красной Армии.

В этом Залог нашей победы.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и по-
литработники, партизаны и партизанки! af

От имени Советского Правительства и нашей большевистской
партии приветствую и поздравляю вас ©  25-ой годовщиной
Красной Армин.

Да здравствует наша Великая Родина!

› Да здравствует: наша славная Красная Армия, ‘наш доблест-
ный Военно-Морской Флот, наши отважные партизаны и парти-
занки! . : an 5; ;

Да здравствует партия большевиков, вдохновитель и органи-
затор побед Красной! Армии!
Смерть н^мецким/ захватчикам!

ввиду чего

Сегодня я и мои народы присоюдищяемея т наро-
дам Советского Союза з’иекреннем воздании долж-
ного героическим качествам и великолепному руко-
водетву, благодаря которым Красгая Армия в. своей
борьбе против валтих общих. прагов своими славньуи
тюбедами вписала новыв страняцы в. историю. Унор-
ное сопротивление Сталинграда повернуло события
и послужило предвестником сокрушительных удалюов,
которые посеяли смятение среди врагов цивилизации
й свободы. Для того, ‘чтобы отметить глубокое поб-
хищение, испытываемод мной-и народами Британ-

Прошу Вас, Ваше Величество, привять мою ис-
креннюю блатодарность за Ваше послание, содержа-
mee столь. высокую оценку достижений Красной
Армии в 66 борьбе против нашего общего врага.

Многочисленные проявления  дружественеых
чувств британского народа по отношению в Красной
Армии являются свидетельством прочиости боевого
союза между наптиуси странами. у

Я сообщил властям гот, Сталистрала о «Ваптем
решении прелоднести этому городу изготовляемый

И. СТАЛИН.

«ВСЕ НАШИ СИЛЫ НА ПОД-

ГЕРОИЧЕСКОЙ

`КРАСНОЙ АРМИИ, НАШЕГО
СЛАВНОГО КРАСНОГО ФЛОТА!
ВСЕ СИЛЫ НАРОДА`НА РАЗГРОМ

_И. Сталин.

—

ТЕЛЕГРАММА КОРОЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ГЕОРГА VI -
` ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ . :
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК М, И, КАЛИНИНУ:

ской Империи, Яя отдал приказ of изтотозленти
почётного меча, который я буду иметь удовольствие
преподнести тороду Сталинграду. Я надеюсь, “ что
в грядущие счастливые дни этот дар будет. нало-”
минать 0 несгибаемом мужестве, в котором. город-
воин закалялея в борьбе против сильных и упоркых
атак своих врагов, и что он будет символом восхи-
щения не только народов Британокой Империи, но
И. всего цирилизовамного мира,

ГЕОРГ.
Лонден, 21 февраля 1943 г.

‚   ‚  ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА CCCP
М, И, КАЛИНИНА КОРОЛЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ГЕОРГУ У!

це Ващему приказу почётный. меч, ‘который, нобом-
нелно,. будот принят участниками обороны Сталин-

града, как п народами всего Советского Союза, с

благодарностью, как символ бралства по оружию
между народами Великобритании и Советского
Сотюза.- ‘

Михаил КАЛИНИН.

Москва, Кремль.
22 февраля 1943 года.

Hl

И