ПР
ОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

сомы
11 [22 Gl Bs Gl

И Московского комитетов ВЛКСМ
‘  i 263 (6358)   Sa neta

Ша здравствует ХЖУ\У годовилиме Великой
Октябрьской Сомивлистической Револгоции,
свергнувичей власть империалистов в Hane

стране м провозгласивиией мир между неро-
дамы всего мира!

Суббота, 7 ноября 1942 г.

n

_  ЦА вю

У ГОДОВЩИНА ВЕЛИНОЙ ОНТЯБРЬСМОЙ СОЩИАЛ

Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны
товарища И. В. СТАЛИНА на торжественном заседании

Московского Совета депутатов трудящихся с партийными
и общественными организациями г. Москвы. 6 ноября 1942 ‘года.

me

ВОЛКИ,

Товарищи!

Сегодня мы празднуем 25-летие победы Советской
кволюции в нашей стране. Прошло 25 лет с того вре-
мени, как установился у нас Советский строй. Мы сто-
нм на пороге следующего, 26-го года существования

“  Советского строя.

д

На торжественных заседаниях в годовщину Октябрь-
кой Советской революции обычно принято подводить
итоги работы государственных и партийных органов за
истекший год. Мне поручено представить вам отчетный

органов выразилась за этот период в перебазировании
нашей промышленности как военной, так и граждан-
ской в восточные районы нашей страны, в эвакуации и
устройстве на новых местах рабочих и оборудования
предприятий, в расширении посевных площадей и в
увеличении озимого клина на востоке, наконец, в ко-
ренном улучшении работы наших предприятий, -рабо-
тающих на фронт, и в укреплении трудовой дисципли-
ны в тылу, как на заводах, так и в колхозах и совхо-
зах. Нужно сказать, что это была труднейшая и слож-
east организаторская работа большого масштаба
вех наших хозяйственных и административных нар-
коматов, в том числе — нашего железнодорожного
транспорта. Однако трудности удалось преодолеть. И
теперь наши заводы, колхозы и совхозы, несмотря на
ке трудности военного времени, работают бесспорно
удовлетворительно. Наши военные заводы и смежные

сними предприятия честно и аккуратно снабжают.

Красную Армию орудиями, минометами, самолетами,
танками, пулеметами, винтовками, боеприпасами. На-
Ши колхозы и совхозы также честно и аккуратно снаб-

2. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА СОВЕТСКО-НЕМЕЦКОМ ФРОНТЕ.

Что касается военной деятельности наших. руково-
дящих органов за истекший год, то она выразилась в
обеспечении наступательных и оборонительных опера-
ций Красной Армии против немецко-фашистских войск.
Военные действия на советско-немецком фронте за
истекший год можно разбить на два периода: первый
период — это по преимуществу зимний период, когда
Красная Армия, отбив атаку немцев на Москву, взяла
инициативу в свои руки, перешла в наступление, по-
гиала немецкие войска и в течение 4-х месяцев прошла
местами более 400 километров, и второй период — это
летний период,
пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, со-
брали все свои свободные резервы, прорвали фронт
в юго-западном направлении и, взяв в свои руки ини-
цнативу, прошли местами в течение 5 месяцев до 500
километров.

Военные действия в течение первого периода, осо-
бенно же успешные действия Красной Армии в районе
Ростова, Тулы, Калуги, под Москвой, под Тихвином и
Ленинградом — вскрыли два знаменательных факта.
Они показали, во-первых, что Красная Армия и ее бое-
вые кадры выросли в серьезную силу, способную
не только устоять против напора немецко-фашистских
войск, но и разбить их в открытом бою и погнать их
назад. Они показали, во-вторых, что немецко-фашист-

1. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ РАБОТА В ТЫЛУ.

‚ Мирная строительная работа наших руководящих

когда немецко-фашистские войска,

доклад об этих именно итогах за истекший год — от
ноября прошлого года до ноября текущего года.

Деятельность наших государственных и партийных
органов протекала за истекший период в двух направ-
лениях: в направлении мирного строительства и орга-
низации крепкого тыла для нашего фронта,— с одной
стороны, и в направлении проведения оборонительных
и наступательных операций Красной Армии,— с другой
стороны.

жают население и Красную Армию продовольствием,
а нашу промышленность — сырьем. Нужно признать,
`что наша страна никогда еще не имела такого крепко-
го и организованного тыла,

В результате всей этой сложной организаторской и
строительной работы преобразились не только `наша
страна, но и сами люди в тылу. Люди стали более под-
тянутыми, менее расхлябанными, более дисциплиниро-
ванными, научились работать по-военному, стали созна-
вать свой долг перед Родиной и перед ее защитниками
на фронте — перед Красной Армией. Ротозеев и раз-
гильдяев, лишенных чувства гражданского долга, ста-
новится в тылу все меньше и меньше. Организован-
ных и дисциплинированных людей, исполненных чув-
ства гражданского долга, становится все больше и
больше.

Но истекший год является, как я уже говорил, He)

только годом мирного строительства. Он является вме-
сте с тем годом Отечественной войны с немецкими
захватчиками, подло и вероломно напавшими на нашу
миролюбивую страну.

чтобы организовать серьезное наступление на каком-
либо одном направлении.

Какую главную цель преследовали немецко-фашист-
ские стратеги, открывая свое летнее наступление на
нашем фронте? Если судить по откликам иностранной
печати, в том числе и немецкой, то можно подумать,
что главная цель наступления состояла в занятии неф-
тяных районов Грозногб и Баку. Но факты решительно
опровергают такое предположение. Факты говорят,
что продвижение немцев в сторону нефтяных районов
СССР является не главной, а вспомогательной целью.

В чем же, в таком случае, состояла главная цель
немецкого наступления? Она состояла в том, чтобы
обойти Москву с востока, отрезать ее от волжского
и уральского тыла и потом ударить на Москву. Про-
движение немцев на’`юг в сторону нефтяных районов
имело своей вспомогательной целью не только и не
столько занятие нефтяных районов, сколько отвлече-
ние наших главных резервов на юг и ослабление Мо-
сковского фронта, чтобы тем легче добиться успеха при
ударе на Москву. Этим собственно и об’ясняется, что
главная группировка немецких войск находится теперь
пе на юге, а в районе Орла и Сталинграда. i

Недавно в руки наших людей попал один немецкий
офицер германского генштаба. У этого офицера нашли
карту с обозначением плана продвижения немецких

7 ноября 1942 г.

№ 345

Товарищи красноармейцы, командиры и политработ- и самоотверженно

HPHKAS

НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

к г. Москва
работают

на удовлетворение

ники, партизаны и партизанки! Трудящиеся Советского   нужд нашего фронта.

Союза!

От имени Советского правительства и нашей боль-
шевиетской партии приветствую и поздравляю вас
с днем 25-летия победы Великой Октябрьской Социа-
листической Революции.

Четверть века назад рабочие и крестьяне под руко-
водством партии большевиков и великого Ленина
установили в нашей стране власть Советов. Славный
путь прошли народы Советского Союза за это время.
За 25 лет наша Родина стала могучей социалистиче-
ской индустриальной и колхозной державой. Народы

Красная Армия выносит на себе всю тяжесть войны
против гитлеровской Германии и ее сообщников. Сво-
ей самоотверженной борьбой против фашистских ар-
мий она завоевала любовь. и уважение всех свободо-
любивых народов мира. Бойцы и командиры Красной
Армии, не имевшие ранее достаточного военного опы-
та, научились бить врага наверняка, уничтожать его
живую силу и технику, срывать вражеские замыслы,
стойко оборонять от иноземных поработителей наши
города и села. Героические защитники Москвы и Ту-
лы, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Сталинграда

, . войск по срокам. Из этого документа видно, что Нем-  советского государства, завоевав себе свободу и   показали образцы беззаветной храбрости, железной
ские войска при всей их стойкости имеют такие СеРЪ-   цы намеревались быть в Борисоглебске 10‘ июля этого независимость НН в нерушимом братском   дисциплины, стойкости и умения побеждать. По этим
езные органические недостатки, которые при некото- , ’ :

рых благоприятных условиях для Красной Армии
могут привести к поражению немецких войск. Нельзя
считать случайностью тот факт, что немецкие войска,
прошедшие триумфальным маршем всю Европу и сра-
зившне одним ударом французские войска, считавшие-
ся первоклассными войсками, встретили деиствитель-
ный военный отпор только в нашей стране, и не только

\\ отпор, но оказались вынужденными год ударами

(

]

Красной Армии отступить от занятых позиций более
чем на 400 километров, бросая по пути отступления
колоссальное количество орудий, машин, боеприпасов.
Одними зимними условиями войны никак нельзя об’-
яснить этот факт.

Второй период военных действий на советско-немец-
ком фронте отмечается переломом в пользу немцев,
переходом инициативы в руки немцев, прорывом наше-
го фронта на юго-западном направлении, продвиже-
нием немецких войск вперед и выходом в районы
Воронежа, Сталинграда, Новороссийска, Пятигорска,
Моздока. Воспользовавшись отсутствием второго
фронта в Европе, немцы и их союзники бросили на
фронт все свои Свободные резервы и, нацелив их на
одном направлении, на юго-западном направлении,
создали здесь большой перевес сил и добились значи-
тельного тактического успеха.

Повидимому немцы уже не столь сильны, чтобы по-
вести одновременно наступление по всем трем направ-
лениям, на юг, на север, на центр, как это имело место
в первые месяцы немецкого наступления летом прош-
лого года, но они еще достаточно сильны для того,

года, в Сталинграде — 25 июля, в Саратове — 10 авгу-

ста, в Куйбышеве — 15 августа, в Арзамасе — Т0 сен-
тября, в Баку — 25 сентября.

Этот документ полностью подтверждает наши дан-
ные о том, что главная цель летнего наступления нем-
цев состояла в обходе Москвы с востока и в ударе по
Москве, тогда как продвижение на юг имело своей
целью, помимо всего прочего, отвлечение наших ре-
зервов подальше от Москвы и ослабление Москов-
ского фронта, чтобы тем легче было провести удар по
Москве. `

Короче говоря, главная цель летнего наступления
немцев состояла в том, чтобы окружить Москву и
кончить войну в этом году.

В ноябре прошлого года немцы рассчитывали ударом
в лоб по Москве взять Москву, заставить Красную
Армию капитулировать и тем добиться окончания вои-
ны на Востоке. Этими иллюзиями кормили они своих
солдат. Но эти расчеты немцев, как известно, не оправ-
дались. Обжегшись в прошлом году на лобовом ударе
по Москве, немцы вознамерились взять Москву в этом
году уже обходным движением и тем кончить войну на
Востоке. Этими иллюзиями кормят они теперь своих
одураченных солдат. Как известно, эти расчеты нем-
цев также не оправдались. В результате, погнавшись
за двумя зайцами — и за нефтью, и за окружением
Москвы,— немецко-фашистские стратеги оказались в
затруднительном положении.

Таким образом, тактические успехи летнего насту-
пления немцев оказались незавершенными ввиду явной
нереальности их стратегических планов.

3. ВОПРОС О ВТОРОМ ФРОНТЕ В ЕВРОПЕ.

что немцам все же удалось
инициативу военных
тактические успехи на

Чем об’яснить тот факт,
® этом году взять в свои руки
Действий и одержать серьезные

нашем фронте?
Об’ясняется это’ тем, что немцам и их COMSHAKAN

Удалось собрать все свои свободные резервы, Seobure
WX Ha восточный фронт и создать на одном из ite 8
влений большой перевес сил. Не может быть оны ,
что немцы без этих мероприятий не смогли бы добить
‘я успеха на нашем фронте.

Ho почему им удалось собрать все свои я x
бросить их на восточный фронт? Потому что о
‘твие второго фронта в Европе дало Не кт
произвести эту операмию без какого-лиоо рис
(ебя.

Стало быть главная причина тактических успехов
немцев на нашем фронте в этом году состоит в том,
что отсутствие второго фронта в Европе дало им воз-
можность бросить на наш фронт все свободные резер-
вы и создать большой перевес своих сил на юго-запад-
ном направлении.

Допустим, что в Европе существовал бы второй
фронт, также как он существовал в первую мировую
‘войну, и второй фронт отвлекал бы на себя, скажем,
60 немецких дивизий и 20 дивизии союзников Герма-

нии. Каково было бы положение немецких войск на на-.
шем фронте? Не трудно догадаться, что их положение
было бы плачевным. Более того, это было бы начало!

(Окончание на 2-Й стр.).

!

содружестве. Советские люди освободились от всякого
угнетения ‘и упорным трудом обеспечили себе зажи-
точную ‘и. культурную жизнь.

Ныне двадцать пятую годовщину Великой Октябрь-

‘ской Социалистической Революции народы нашей

страны встречают в разгаре жестокой борьбы против
‘немецко-фашистских захватчиков и их сообщников
в Европе..

В начале этого года, в зимний период, Красная
Армия нанесла немецко-фашистским войскам серьез-
ные удары. Отбив атаку немцев на Москву, она взяла
в свои руки инициативу, перешла в наступление и
погнала на запад немецкие войска,
немецкого рабства целый ряд областей нашей страны.
Красная Армия показала, таким образом, что при не-
которых благоприятных ‘условиях она может одолеть
немецко-фашистские войска.

Летом однако положение на фронте изменилось
к худшему. Воспользовавшись отсутствием второго
фронта в Европе, немцы и их союзники собрали все
свои резервы под метелку, бросили их на наш укра-
инский фронт и прорвали его. Ценой огромных потерь
немецко-фашистским войскам удалось продвинуться
на юге и поставить под угрозу Сталинград, Черно-
морское побережье, Грозный, подступы к Закавказью.

Правда, стойкость и мужество Красной Армии со-
рвали планы немцев по обходу Москвы с востока и
удару с тыла на столицу нашей страны. Враг. оста-
новлен под Сталинградом. Но, остановленный под
Сталинградом и уже положивший там десятки тысяч
своих солдат и офицеров, враг бросает в бой новые
дивизии, напрягая последние силы. Борьба на совет-
ско-германском фронте становится все более напря-
женной. Or исхода этой борьбы зависит судьба
Советского государства, свобода и независимость на-
шей Родины. .

Наш советский народ с честью выдержал испыта-
ния, выпавшие на его долю, и преисполнен непоколе-
бимой веры в ‘победу. Война явилась суровой провер-
кой сил и прочности советского строя. Расчеты
немецких империалистов на распад советского госу-
дарства провалились полностью. Социалистическая
промышленность, колхозный строй, дружба народов
нашей страны, Советское государство— показали свою
прочность и несокрушимость. Рабочие и крестьяне,
вся интеллигенция нашей страны, весь наш тыл честно

освободив от

героям равняется вся наша Красная Армия. Враг уже
изведал на своей шкуре способность Красной Армии
к сопротивлению... Он еще узнает силу сокрушитель-
ных ударов Красной Армии.

Не может быть сомнения, что немецкие захватчики
еще будут бросаться на новые авантюры. Но силы
врага уже подточены и находятся на пределе. За вре-
мя войны Красная Армия вывела из строя свыше
8 миллионов вражеских солдат и офицеров. Теперь
гитлеровская армия, разбавленная румынами, венграми,
итальянцами, финнами, стала значительно слабее, чем
летом ‘и осенью 1941 года.

Товарищи красноармейцы, командиры и политработ-
ники, партизаны и партизанки!

От вашего упорства и стойкости, от воинского уме-
ния и готовности выполнить свой долг перед Родиной
зависит разгром немецко-фашистской армии, очищение
советской земли от гитлеровских захватчиков!

МЫ МОЖЕМ И ДОЛЖНЫ ОЧИСТИТЬ СОВЕТ-
СКУЮ ЗЕМЛЮ ОТ ГИТЛЕРОВСКОЙ НЕЧИСТИ.

Для этого необходимо:

1) стойко и упорно оборонять линию нашего фрон-
та, не давать более врагу продвигаться вперед, всеми
силами изматывать врага, истреблять его живую силу,
уничтсжать его технику;

2) всемерно укреплять железную дисциплину, стро-
жайший порядок и единоначалие в нашей армии,
совершенствовать боевую выучку войск и готовить,
упорно и настойчиво готовить сокрушительный удар
по врагу;

3) раздуть пламя всенародного партизанского дви-
жения в тылу у врага, разрушать вражеские тылы,
истреблять немецко-фашистских мерзавцев.

Товарищи!

Враг уже испытал однажды силу ударов Красной
Армии под Ростовом, под Москвой, под Тихвином.
Недалек тот день, когда враг узнает силу новых
ударов Красной Армии. Будет и на нашей улице
праздник!

Да здравствует 25 годовщина Великой Октябрьской
Социалистической Революции!

Да здравствует наша Красная Армия!

Да здравствует наш военно-морской флот!

Да здравствуют наши славные партизаны и парти-
занки!

Смерть немецко-фашистсксм захватчикам!

Народный Комиссар Оборочы И. СТАЛИН.