В этой северной вышивке, наряду с мотивами, унаследованными от старины, начинают с XVIII в. появляться образы, создан
ные уже не только в крестьянской среде, а привходящие из города и лишь трансформируемые крестьянским искусством в своеобразной художественной переработке. Эти образы, в большинстве случаев, дошли до нас уже в работах XIX в. Дворцы, садовые беседки, всадники, дамы в фижмах чередуются с корабликами, всячески видоизмененными гербовыми орлами и фантастическими цветами и деревьями. Положение последних ме
жду двумя птицами, создавая так называемую геральдическую композицию, может быть, говорит о давно забытых верованиях весьма отдаленных времен, так же, как «адорирующие» фигуры людей.
Большинство мотивов северного шитья восходит не далее, как к XVIII в. и даже более позднему времени. Таковы одноглавые орлы, индюки, петухи, зайцы, особенно же частые голубки, мелкие петушки и утки. Можно среди северных вы
шивок встретить намеки на местную природу и быт: елочки, надгробные кресты (кладбище — «погост») и т. д.
Вышивки Севера характерны своим прозрачным рисунком, сделанным двухсторонним старинным швом красной нитью или ажурно «строчкой» (посредством выдергивания нитей), «перевитью» и кружевом.
Богатство сюжетики уменьшается по мере передвижения с Севера на Юг, равно как упрощается и сложность узоров, которые в то же время становятся тяжелее, многоцветнее колористически ярче и геометричнее, иногда проще и насыщен
нее по занимаемой плоскости; цветы иной раз приобретают натуралистический характер, приближаясь к украинскому орнаменту, на который намекают розетки.
При незначительности орнаментальных мотивов начинают играть большую роль параллельные полосы, окраска которых достигает богатства художественных впечатлений сопоставлением тонов красных, синих, желтых и изредка зеленых.
Орнамент Севера не является самым древним видом русского орнаментального искусства. Безусловно, вышивки Цен
трально-промышленной области, особенно ее юга, восходят своими геометрическими формами к древнейшим прототипам,