Когда я встретилась с Марией -— юной
медсестрой чехословацкой воинской  ча-
сти, — передо мной пронеслись печальные
и ‘страшные страницы из жизни вольно-
любивого чешского народа. Мо мне не надо
было спрашивать Марию, что е3 привело
в ряды борцов с ‘гитлеровцами... Она
не могла иначе.

Вы помните Лидинце? Гордую чешскую
деревню, с которой так полло ‘расправи:
лись немецко-фашистские ублюдки? Ни
один честный человек на земле не может
простить немцам того, что случилось в

Лидице, Простят ли это чехи?! Забудут.

ли они это‘ страшное утро? Приказ
Гитлера. 10 часов 10 минут
часы на колокольне. На: площади тишина.
Прощальные секунды... Женщины, девупе.
ки, старики, дети обнимают друг друга
Старый сельский учитель поёт погребаль-
ную песню. Вся Лидице поёт. Поёт и
глотает слёзы. Но никто не просит поща
ды. Никто не желает кланяться в ноги
фашистским свиньям. Скорбное шествие.
Мужчины и подростки идут на казнь.
Женшины и девушки — в заточение. Де-
тей. оторвали от матерей и погнали. в
третью сторону. Потом  Лидице вспыхну-
ла, подожжённая палачами, и сгорела до-
тлаз:

Мария не могла иначе. Кстда организо-

валась в Советском Союзе чехословацкая_
воинская часть, пошёл служить туда ee;

отец. Потом пришла добровольцем и ‘она.
Полина, её младшая сестра, тоже хотела
драться < немецкими захватзиками за
честь своего народа, за человеческое сча-
стье. Но Полина ещё девчонка — ed He
взяли, и она плакала от обиды.

Хотелось скорей туда, где битва... Уто-
лить жажду мщения. Бить немиев. За
всё. За Лидице, за`Прагу, за маленький
зелёный городок Кралограден... О ‘родном
городке Кралоградце у Марии только
смутные детские воспоминания, но воспо-
минания эти чудесны — там было всё зе-
лёное и радостное, там прохладная тень
фруктовых садов, весёлые сливы, зало-
тисто-розовые черешни... :

Мария — сестра милосердия. Ho ona
умест и защищать своих раненых, она
научилась стрелять из винтовки, из авто-
мата, пулемёта, миномёта.

Нервый бой. Первые франеные. Мария!
под обстрелом врага ловко ползла к ним,
выносила из огня, перевязывала раны.
В эти секунды уходил страх, в сердце
ничего не было, кроме страктного  желан
ния спасти жизнь боевых товарищей. И
ещё — ненависть! Ненависть к фашист-
ской мрази, к подонкам человечества.
Раньше Мария знала об их зверствах по
рассказам, по газетам. Теперь в одном из
селений, которое освободила чехослован-
кая часть, она своими глазами увидела
грязные и кровавые следы зверя. Сорок
детишек в колодце... Это сделали немцы.
Вот так же они поступают и с ченкюкими
детьми. Гадьй

— А как будет
спрашиваю я Марию.

— Гады и по-чешски — гады! — отве-
чает она:

В олном из селений чехословаки стали
размещать своих раненых’ воинов. На
Марию произвели сильное впечатление pa-
yume, сердечное участие русских. и
украинских женщин. Каждая хозяйка oT-
давала раненому чехословаку самую мяг-
кую постель, самое лучшее бельё, стара-
лась, чтобы paHeHoMy было ° спокойно,
удобно, кормила всем, что только у неё
было в доме. И глаза у женщин были
такие ласковые, словно эти чехи были их
родными сыновьями.

Утром стали отправлять фаненых в
прифронтовой госпиталь. Колхозницы  ro-
рячо жали руки чехословацким воинам.

по-чешски гады? —

— Прощайте, — говорили они.— А нем-
цам-то всё равно не сдобровать. Правда
своё возьмёт.

Марии радостно было слушать это.

Точно такие же слова ведь были начер-
таны на боевом знамени чехословацкой
части —- слова великого Яна Гуса:
«Правда победит!».

В минуты отправки раненых Марию ра-
нило осколком мины в ногу. Она почув-
ствовала себя самым несчастным челове-

отечитали

Ведь - сделано
большие бои. }

Марию внесли на носилках в санитар-
кый эшелон. Теперь она была не сестра
милосердия, теперь она сама была ране-
ная. Солдаты старались ‘её подбодрить,
но девушка была безутешна.

— Поймите, сколько работы там!

— А разве мы не хотели бы быть сей-
час в строю? Придётся ждать. пока за-
живут раны.

доне под  председательством

ПРЕБЫВАКИЕ В США ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО

О так ee Впереди КР ЕСТА Ki КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА

ВАШИНГТОН, 7 мая. (ТАСО).  Прибыв-

mui в США представитель советского
Красного Креста проф. Лебеденко был тепло
встречен руководителями

Красного Креста, а

американского   что вчера на рассвете американ К
также медицинской   начали генеральное наступление на всём

` ВОЙНА В

Союзники заняли

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Специальный
корреспондент агентства Рейтер при амери-
Северном Тунисе передаёт,

нские войска  вошли в. Ферривилль.

канакой армии в

службы американской армии и флота. Тов. северном участке фронта. Возвышенность

Лебеденко посетел ряд военных госпиталей,

Джебель-Ашкель на’ южном берегу озера

медищинский военный музей, туберкулёзный Гарает-Ашкель в настоящее время полно-
санаторий. в Вашингтоне и другие лечебные   стью очищена от противника. Одна амери-
учреждения. В честь т. Лебеденко в Ва- канская танковая Колонна продвигается на
щингтоне был устроен приём, на КОТОРОМ северо-восток и восток от Матера; вторая

присутствовали председатель американского   колонна,
  Красного Креста Дэвис и бывший началь- ст Матера, наткнулась на ожесточённое
ник военно-санитарного управления амери-   соц

канской армий Мэги.
Sot
Собрание Об’единённого комитета
по оказанию помощи СССР.
в Лондоне

ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). 4 мая в Лон-
настоятеля:

Мария ПИШЛОВА, ‚медсестра чехо-
словацкой воинской части в СССР.

Но она не стала ждать. В пути немцы
бомбили эшелон. Они прекрасно видели,
что это санитарный поезд. Они видели
это и бомбили. И тогда Мария, несмотря
на свою забинтованную ногу, выскочила.
из вагона HM бросилась помогать. товари-
щам. Только тогда, когда всё было кон-
чено, она, измученная, заняла своё место.
Марля, которой была’ закрыта её рана,
намокла от крови.

Она лежала в госпитале, изнемогая от
нетерпения: скорей выздороветь,. скорей

снова в бой! Как можно лежать, когда
родная, Чехословакия стонет, задыхается
в немецкой петле! Bor ona лежит тут,
в этой светлой, уютной палате, а, может
быть, в эту самую минуту гитлеровец
глумится над её сверстницей. Может
быть, немцы ведут на виселицу молодых
чешских патриотов...

И не только мысли о страданиях чешского.
народа мучили гордую и, честную девушку.
Она уже многое узнала’и поняла за это
время. Она поняла всем сердцем, что хо-
чет, будет, должна бороться за полное
истребление ‘немецких захватчиков, ‹ за
освобождение всех’ порабощённых народов
Европы. Теперь она познала радость бор-
ца. Теперь она хорошю знает, в чём смысл
жизни. Теперь она своими глазами увидела
подлость и бесчеловечность гитлеровцев.

Отец сказал Марии;

—: Горжусь тобой.

ЕЙ принесли газету. Она читала Указ
Президиума Верховного Совета СССР’ о
награждении орденами и медалями солдат
и офицеров чехословацкой части в СССР.
Она встретила там своё имя. Сначала ей
показалось, что она ошиблась. Нет, это
была правда. Её, Марию Нишлову, совет-
ское правительство наградило медалью «За
отвагу».

Я спрашиваю Марию, что бы ей хотелось
сказать нашей молодёжи. :

— Что сказать? говорит она. Я
даю твёрдое обещание отдать все силы
борьбе < фашизмом. Я от всего. сердца
‘благодарю Созетский Союз за доверие.
Я хочу, чтобы все до одного граждане
Чехословакии, способные носить оружие,
пошли бить фашистских захватчиков Чего
я ещё хочу? Ей! — жарко восклицает она
по-чешски: —Ёй! Хоть я и сестра мило-!
сердия, я хочу убить сама хотя бы
одного ‘немца.

ком га свете. Не потому, что больно,
нет! Тяжело было выходить из строя.

Елена КОНОНЕНКО.

Николай ЖДАНОВ

В конце ноября я пробирался в часть мор-
ской пехоты, занимавшую тогда оборону
близ маленькой железнодорожной станции
В., южнее Ладожского озера. Установив-
щиеся было холода сменились в эти дни
оттепелью. Машина то и дело буксовала на
скользких, разбитых бомбами дорогах. К
тому же «сын степей» — шофёр, прозван-
ный так за широкоскулое лино и узкий
разрез глаз, был против этой поездки по
‹аким-то своим «бензинно-покрышечным» со-
ображениям. А известно, что если шофёр
че в духе, то и бензин не горит. Сначала
засорилея карбюратор, потом, переезжая
иаленький мостик, машина наша провали-
Пась одним колесом между жердями старо-
© настила. Потом мы сбились с пути.
-ловом, ранние ноябрьские сумерки заста-
ти нас в чистом поле, на какой-то. непроез-
кой дороге, заносимой начавшейся пургой.
Нам долго не попадалось ни деревни, ни
зстречных грузовиков. Стало быстро тем-
зеть, метель усилилась, и шофёр заявил,
то бензин кончается и что лучше вернуть-
:я. Но куда?

Я решил ехать дальше, Исходя, при-
Знаться, из одного только убеждения, что
; жизни всегда важнее итти вперёд, чем
›зираться назад.

Наконец мы добрались до одиноко стоя-
цего барака. Шофёр, увидев дым над дыря-
юй крышей, завернул: машину ‘во двор, и
ерез несколько минут мы входили в един-
твенную ‘уцелевшую комнату, подпёртую
юд потолок двумя деревянными столбами,
щё во дворе я заметил нанесённые мелом
а стене дома цифры и немецкую надпись
 Ваея®, обычную в деревнях, где немцы
‚азмешали на постой свои части. Но и` без
той надписи можно было с. первого взгля-
а определить, что здесь они уже побы-
‘али.

Тот, кто не видел, как обитают жители
 азрушенных и разграбленных оккупантами
(еревень и сёл, не имеет понятия о же:
токой нищете, о крайней убогости жизни
подей, оставшихся на пепелищах. `
  Комната, в которую мы вошли, была ос-
ещена только светом топивщейся печки.

одетых ребятишек. Молодая девушка сти-
рала бельё в корыте, а рядом с ней, ‘долж-
но быть, мать чистила картошку. У самой
двери худенькая девочка лет 13 слабой ру-
кой вращала рычаг каменного  жёрнова,
размалывая какие-то зёрна. Девушка отло:
жила бельё, вытерла руки о подол и удив-
лённо посмотрела на нас чёрными глазами,
очень ясно выделяющимися в полутьме. на
белом. лице. р

— Тут что, хутор какой или село? -—
спросил я, позлоровавшись. :

— Было село, да хвостом смело; — oT-
ветила она не очень дружелюбно, — А вы
что, ночевать или погреться? :

Это ещё нужно было решить. Из разго-
воров выяснилось, что дом, в котором мы
очутились, был единственным уцелевшим
из почти двух сотен домов большого се:
ла Р., сожжённого немцами. Когда я на-
щел его на карте, то увидел, что мы от-
клонились километров на 25 в сторону.
Единственная дорога’ на озеро проходила
далеко отсюда, за лесом. Рассчитывать
здесь на встречу с какой-либо машиной,
которая могла бы помочь нам бензином или
взять на буксир, было ‘бессмысленно.

Her ничего труднее, как отправить шо-
фёра в дальнюю дорогу пешком. Но это
пришлось сделать., Я написал ‘записку
командиру части, просил помочь нам, и
«сын степей» после долгих сборов и от-
говорок, наконец, отправился.

— Это чьи же дети? — спросил я де-
вушку.

— Сестрины... Она за сеном поехала, да,
видно, мину зацепила. Стог весь раскидало,
а от неё почти-что. ничего не нашли,

Девушка стала укладывать детей в ряд
под широкое лоскутное одеяло: Одному из
них — маленькому белоголовому мальчу-
гану, — должно быть, нездоровилось. У
него было разгорячённое лицо, и он тихо
хныкал. Девушка взяла его на руки и дол-
го носила по комнате. Потом присела на
кровать и стала тихо напевать ему песенку,
слова которой были знакомы мне с детства:
: ..В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце: и орла.
Улетел орёл’ домой; i
Солнце скрылось за горой...

В мягком её голосе было ‘столько ‘непе-

Ча подвошенных ‘к потолку ‘сухих жордях редаваемой нежности и ласки, что, . каза:

ушилось бельё; в комнате пахло кислым
  было душно. На деревянной крозати си-
‘ели, как птенцы в гнезде, четверо. полу-

веческого подвига, ay
\ДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», 06: а секретариат — Д 3.37.68 и eso

и пионеров —Д 3-31 -39; отдел крестьянской молодёжи — Д 3-88-38; отдел литературы и „искусства — Д 3-81-94; военный отдел —Д 3-36-24;

528948,

лось, всё существо девушки увлечено этой
песней в какой-то другой, чудящийся ей
мир. Было непостижимо, почти невероятно,

a

Кентерберийского собора Хьюлетта Джон-
сона состоялось собрание Об’единенного,
комитета по оказалию помощи Советскому
Союзу. На собоании причутотвоваля пред-
ставители различных общественных органи-
зашай помощи СССР.

В отчёте комитета говорится, что за 15
месяцев общественными организациями, вхо-
дящими в состав Об’единённого комитета,
было собрано в фонд помощи CCCP
187 тыс. фунтов стерлингов, из которых
125. тыс. было израсходовано на покупку
передвижных фентгеновских установок и
хирургических ‘инструментов, а’ остальная
сумма — на приобретение других предме-
TOR. :
Выступивение на собрании с речами на-
стоятель Кентерберийского собора, казна-
чей Об’единённого комитета известный
учёный Чалмерс-Митчелл и др. с восхи-
нтением отозвались о героизме и мужестве
Красной Армии и советского народа в
борьбе против гитлеризма. С речами вы-
ступили также супруга советского посла
в Ловдоне тов. Майская и представитель
Всесоюзного общества Красного Креста и
Красного. Полумесяца в Англии проф. Сар-
кисов. ии :

На собрании было об’явлено о том, что
Об’единённый комитет организует сбор’ 75
тыс. фунтов стерлингов для устройства гос-.
питаля на 500 коек в Сталинграде.

—_-

Действия союзной авиащин

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). В коммюнике
командования английскими. военню-возду-

никсз в Северной Африке

направляющаяся к юго-востоку

ротивление противника, занимающего
позиции в горах. Американцы атаковали
немецкие позиции на некотором расстоянии
от возвышенности Джебель-эд-Декхилла и
заняли возвышенность Масс, лежащую  во-.
сточнее, а.также возвышенность, располо-
женную к юго-западу от Джебель-эд-Дек-
хилла.

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС) Штаб союз-
сообщает, что
наступление, начатое вчера 1-Й армией к
востоку от Меджез-эль-Баба, продолжает
успешно развиваться. . 5

корреспондент агентства Рейтер при штабе.
союзников в Северной Африке сообщает,
что вчера утром английские 1-я и 8-я ар-
мии и американский 2-й корпус перешли
в наступление. В результате ожесточённого
сражения; продолжающегося ‘несколько
дней, войска 1-й армии с боями пробились
к возвышенности Джебель-бу-Ауказ;, вы-

‘били оттуда противника и, полностью очи-   проникли в предместья Бизерты и Туниса.
‘стив возвышенность от неприятеля, прочно

удерживают её. Сейчас англичане занимают
позиции, с которых просматривается равни-
на перед Тунисом. К востоку на местности
‘нет ни одного холма. Равнина постепенно
понижается. .

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Штаб фран-
цузских сил в Северной Африке сообщает,
что продвижение французского корпуса в
береговом секторе в направлении к Бизерте
развивается успешно,

корреспондент агентства Рейтер при штабе
союзников в Северной Африке сообщает
о тяжёлом положении  итало-немецких
войск. На севере итало-немецкие войска во
всех пунктах находятся под угрозой. На
южном участке фронта противнику угро-
жает 8-я английская армия и французские
войска. Указывая, что неприятельские вой-
ска начали. повидимому, общее `отступле-

ние, корреспондент подчёркивает смятение,

вызванное ‘у немцев атакой англичан, и

отмечает, что было взято много пленных
из различных частей.

Наступление сразу

ными силами на Ближнем Востоке с00б- было начато в крупном масштабе; едва

шается, что в ночь на 6 мая тяжёлые бом-
бардировщики английской авиации совер-
шили налёт на порт Реджио-ди-Калабрия
(Южная Италия). Бомбы разорвались в
районе об’екта, вызвав по крайней мере
один пожар. Диём 6 мая на этот город со-
вершили налёт американские ‘тяжёлые бом-
бардировщики. Зарегистрирсваны — прямые
попадания в два судна. Сбит один самолёт
противника. Из этих и других операций на
свою базу не вернулся один самолёт союз-
НИКОВ. р

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). В дополни-
тельном сообщении штаба английских

достигнув Массико, передаёт корреспондент,
англичане прорвали: оборонительные позиции
противника и вышли: на тунисекую равнину.
Дезорганизованные возлушными и наземны-

ми атаками, передовые немецкие части от-

ступают, не будучи в состоянии оказать
какого-либо сопротивления натиску англи-
чан,
превращённый ими в опорный пункт их
системы обороны, только в течение несколь-
ких часов. Английские танки и артиллерия,
в сопровождении
вступили в Массико после полудня. Первая
стадия наступления закончилась. Передовые

Немцы могли удерживать Массико,

пехоты Ha грузовиках

воздушных сил на Ближнем Востоке го- части англичан находятся в 16 милях от

ворится.
лёте` на итальянский порт’ Реджио-ди-
Калабрия участвовало более 50  бомбар-

этот налёт был’ даже

шительный налёт на Бари.
на

K предстоящей встрече Жкро
и де Голля

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что, по сообщению штаба,
союзников в Северной Африке, генерал
Жиро отклонил просьбу генерала де Голля
© том, чтобы предстоящая их встреча про-
изошла в Алжире. Жиро настаивает на’
том, чтобы встреча состоялась где-либо в
другом месте.

=

что столько живого, человеческого чувства
могло сохраниться среди всей этой беспо-
щадной убогости и нищеты. :

Наконец песня смолкла. Ребёнок уснул,
погасла печь, и в большой комнате всё
постепенно погрузилось в тяжёлый, беспо-
койный сон, прерываемый то вздохами жен-
щин, то внезапными выкликами голодных
детей.

Я задремал на лавке у окна. В полусне я
услышал, как дверь отворилась и кто-то,
войдя, молча остановился у двери.

— Кто там? — спросила из темноты де-
вулика.

— Ты, Уля? Выдь на слово одно, — по-
слышался встревоженный женский голос.
Некоторое время у порога шептались, по-
том дверь снова захлопнулась.

— Чего там, Ульяна? — позвала лежав-
шая на полу мать.

— Варвара Набокова прибегала, говорит,

‘немцы болотами идут. Мужики будто Пор-

фирия поймали, он сказывал.

`Мать приподнялась над ложем,

— Чтой-то боя не слышно, — заметила
она. — Будить командира-то или спит
Пусть?

— Неужли не будить? Они, чай, втихую
идут. Вставайте, в землянки надо ухо-
дить  — позвала она, тронув меня за пле-
чо, и вместе с матерью принялась подымать
детей.

Недоумевающие и заспанные, они тороп-
ливо одевались, прислушиваясь к вою вет-
ра за окном, заткнутым куделью. В избе
было почти совсем темно, и только печной
огонь бросал желтоватые отблески на встре-
зоженные лица и рваные одежды людей,
Белоголовый мальчуган, должно быть, не
на шутку разболелся’ Слабыми ручонками
он пытался откинуть тулуп, в который его
завёртывала Ульяна, и, задыхаясь, ‘плакал
так жалобно и беспомощно, что по липу
девушки скатилась слеза. Я заметил, что ей
стоило большого труда, чтобы не расила-
каться,

Наконец все было готово. Один за другим
мы вышли во двор и, минуя пустырь, прямо
по снегу вошли в кустарник, из которого
начинался спуск в балку. Здесь в крутом
скате было выдолблено отверстие, напоми-
навшее пешеру. Я осветил её фонарём: на
земляном полу валялась помятая солома.
Женщины начали укладывать детей, но
сразу же стало ясно, что больного мальчи-
ка оставить в землянке нельзя, о

— Пойду, обратно, —— решительно заявила
Ульяна, — не убьют, чай, с ребёнком-тб.

— Лучше пусти меня, —‘ запротестовала
мать, — ты молодая, приставать начнут!

Но Ульяна не хотела слушать. Она ок-
ликнула Клашку, свою маленькую сестрич-
ку-подростка, и с ней вместе ‘пошла к до-
му. Я тоже вышел из землянки, раздумы-
вая, что мне делать. Что-то мешало мне
теперь же уйти отсюда. К тому же надо
было позаботиться о машине. Признаться,
‚я не был вполне убеждён, что. немцы уже
сейчае могут здесь появиться.

д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

что во вчерашнем ‘дневном. на- Туниса.

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). По сообщению

Ферривилля.

НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА

АМЕРИКАНСКОЙ АРМИЕЙ НА ЕВРОПЕЙСКОМ ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

ВАШИНГТОН, 7 мая. (ТАСС). Военный, училища в Фортсилл (штат Оклахома). С
министр США Стимсон об’явил о назначе-  1930 гола Деверс специализировалсея воб-
нии командующего бронетанковыми силами

США генерал-лейтенанта Джэкоба  Девер-
са главнокомандующим ‘американской ар-
мией на Европейском театре военных опе-

раций вместо погибшего недавно во время

авиационной катастрофы генерала. Эндрю-
са. Во время прошлой мировой войны Де-
верс был помощником: начальника военного

` На всякий случай я обошёл овраг, чтобы
посмотреть, что делается на дороге, но бы-
ло слишком темно, Метель улеглась, но ве-
тер выл с прежней силой и покрывал все
ночные звуки.

Сильно промёрзнув, я решил вернуться
в землянку. Когда я’уже спустился в ов-
раг, за моей ‘спиной со стороны дома’ раз-
дался глухой крик и вслед за ним прогре-
мел выстрел.

Я снова бросился наверх и, выбежав из
кустов, едва не столкнулся с Ульвяной.
Увязая в снежном сугробе, она с трудом
тащила на ‘руках ребёнка, завёрнутого в
полу шубы. Увидев меня, девушка тихо
вскрикнула и опустилась на снег вместе со
своей ношей. Я заметил, что она вся дро-
жит.

— Что там случилось? — спросил я.

Она долго не могла говорить, голос её
срывалкя, и она с трудом дышала, словно
кто-то. невидимый душил её.

Я взял из её рук мальчугана. Он не
плакал, не двигался. Страшная догадка
осенила меня. Откинув край овчины, я
прильнул лицом к ето маленькому, ещё
недавно разгорячённому лбу. Он был сух,
холоден и безжизнен. )

— Тащите его’ скорее, — попросила
Ульяна, поднимая поникшую было на
грудь голову, и по её тону нельзя было
понять, знает ли она, что мальчик мёртв.
Идите, я сейчас; — добавила она тре-
бовательно и нетерпеливо оглянулась на
дом.

Я молча пошёл со своей ношей к землян-
ке. Гуда же за мной прибежала одна из
девочек.

— Они, видать, еле дошли, — говорила
она про немцев. — Мокрые, на. ногах не
стоят. Спирту выпили и храпеть, а’один
рыжина, как кот... лопочет по-ихнему.

Девочка перестала говорить и заплакала...

— Уля отбиваться, стала, так он Мат-
вейку схватил да прямо‘с дверей как ки-
нет... д

Она снова и уже неудержимо расплака-
лась, а мать, взяв от меня мальчика, поло-
жила его перед собой на скат землянки и,
опустившись на колени, принялась молить-
ся, подняв лицо к небу. Ветер трепал’ её
седые волосы и, подхватывая ‘слова молит-
вы, уносил их в пустынное поле.

— Господи, прости ты её! — донёося
мне её шюопот,

И тут в тёмном пространстве под наве-
сом дома я увидел живые языки огня. Вы-
тягиваясь и ‘возвышаясь, они ‘лизали сухую
стену постройки. Вдруг пламя гибким ‘и бы-

KO

стрым прыжком переметнулось на соломен-

ную крышу и охватило её. .

В дыму и отсветах разгорающегося пожа-
ра мелькнула фигура Ульяны. Свалив на
загорающееся крыльцо охапку сухого сена,

женщина быстро, не оглядываясь, пошла K  )

оврагу. Мы побежали ей навстречу. И мать,

охватив голову дочери руками, прижала её
к своей груди.

Не прошло и нескольких минут, как ста-

-79; отделов пропаганды и
писем —Д 3-30-69; иллюстрации — Д. 3-30-22; бюро стенографии —

Типография газеты. «Правда» имени Сталина. Я

АМосква сегодня

ТУНИСЕ

Тунис и Бизерту

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). По сообще-
нию алжирского корреспондента’ агентства
АФИ, сегодня утром американские войска

Рейтер сообщает, что генерал Александер
накануне наступления войск Союзников
издал приказ, в котором заявляет: «Мы
вступили в последнюю ’ фазу этой KaMila-
нии, Мы сосредоточили нашли победоносные
армии и прилагаем усилия к тому, чтобы
сбросить протизника в море». d

Выразив надежду на то, что закаленные
в боях войска союзников выиграют эту
последнюю битву в Северной Африке, ге-
нерал ‘Александер заканчивает приказ. сло-
вами: «Вперед — к победе!»

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Алжирское
радио. передаёт, что наступление войск
союзников по направлению к Тунису и
Бизерте’ продолжается = на фронте. в
50 миль. 1-я английская армия в течение
12 часов продвинулась на 8 миль. Союз-
ники приближаются к Тунису. Войска
союзников заняли ещё одну высоту боль-
пюй стратегической важности к северу от
озера Гарает-Ашкель.

Большая часть высших офицеров неприя-
тельских войск уже покинули Тунис на
самолётах.

адио передает специальное коммюник Молодые рыбаки
‘уходят в море

штаба союзных сил в Северной Африке, в
котором говорится, что войска ‘союзников

ВЛАДИВОСТОК, 7 мая. (Маш корр.),

рыболовы южного побережья

первыми выводят

путину. Молодые

Александровского

вести

не

На улице Форького.
Фото Д. ЧЕРНОВА. (ТАСО),

корреспондент агентства Рейтер, находя-
щийся при штабе союзных сил в Северной   Молодые а
Африке, передаёт, что сегодня, когда пере- Советского Rana
довые части’ английских войск достигли р т о
окраины Туниса, им оказали мощную под- р en 2 а Unk това
держку воздушные силы, которые непре- раиона i A Cie одна REA
рывно атаковали отступающего противника,   ЛОВ круглы уни

; менее чем на 130 процентов.
Повсюду на дорогах видны неприятельские И

отх. - Призыв подхвачен. р

о и, ты капитана Станиславчика (Тангинский

м комбинат) на 15 дней раньше срока 3a.
ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Корреспон-  кончила ремонт своего\ катера.

дент агентства Рейтер, при штабе воору-  Комсомольская бригада  Неприна из
жённых сил союзникоф в Северной Африке   колхоза «Молот» за стахановскую. работу
передаёт, что, по официальному  сообще-   первой занесена на областную доску по-

нию, Тунис м Бизерта заняты войсками с0- чёта передовиков рыбной  промышлен-
юзвиков. Henn

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Специальный   Почти на каждом рыболовецком судне,
корреспонлент агентства Рейтер при ‘штабе   выходящем в море, есть девушки. Они
войск союзняков в Северной АФрике пи-  хорошо осваивают трудную и, опась\о
шет, что тунисская кампания приближается   специальность. Комсомолка Андрейчик,

к концу. Крупнейшая военно-морская база   воспитанница ремесленного училита, ‘ра:
Бизерта и город Тунис ‘находятся в’ руках  ботает помощником капитана. Надежда
союзников. Быстрый натиск в глубь обо-  Воронова, Матрёна Преснякова, Анаста-

роны противника сломил и дезорганизовал  сия Ковалёва — ловцы на малых дриф-
войска держав оси. Английские танки бы- терах.
стро’ проникли в Тунис, миновав открытую io
местность после ожесточённого натиска’ со 3
стороны района. Мелжезоль-Баба. В ге-  Снайперская винтовка
зультате прорыва неприятельских мы А и
тельных линий, произведённого английски-
ми и американскими войсками, противник тульских сружеиников
не способен больше ‘оказать сколько-ни- ТУЛА, 7 мая. (ТАСС). В прошлом году
будь организованного сопротивления НИ В тульские оружейники преподнесли  геме-
районе Туниса, ни в районе Бизерты, хо- рал-лейтенанту Белову подарок — винтовку
тя ещё сохранилось несколько существен- (с оптическим прибором. На слёте снайпе-
ных очагов сопротивления’ противника. ров Н-ской части тенерал вручил эту вин-
У противника, пишет корреспондент, ос-   товку бойцу Комарецкому, имевлтему к то-
талась ешё слабая надежда на то, что ему   му времени ‘на своем счету 127 убитых
удастся отвести некоторые силы в районе   немцев,
мыса Бон. Возможно, что противник смо-  -— Эту винтовку, — заявил генерал, я
жет там оказать некоторое сопротивление;  вручаю Вам как переходящий прив.
HO остатки \итало-германской армии, кото- 25 годовщине Октября  Комарецкий

алжирского радио, сегодня после полудня рая была расчленена на несколько частей ловёл счёт истреблённых гитлеровцев до

дировщиков \«Либерейтор», На порт было! a В }
,  американс» e дместий Е Я   иехал в Тулу. Тепло
сброшено около 120 тонн бомб. По заяв- ЗМериканекие войска достигли предмес в течение 36 последних часов, вероятно,  170`и с рапортом приехал в Тулу

лению лётчиков, ;
более эффективным, чем недавний разру-

встретили его, оружейники, После митинга
к снайперу подошёл старый мастер Верен-
ков. Он пристально посмотрел на вичтов-
ку и, обращаясь к смайперу, сказал:

Моя работа. Я трудился над винтов-
кой. Молодец, сынок! -— поблагодарил on
снайпера и, как отец родного сыма, обнял
и поцеловал его.

; Вокоре знаменитый слайпер, награждён-
ласти механизации армии. В 1939—40 г.,  ный орденом Красного Знамени, уехал на
находясь Ha посту начальника штаба Па-  учёбу. Винтовка была передапа лучшему
намского военного округа, руководил 069- снайперу соединения, истребившему к это-
ронительными работами в зоне Панамско- му времени 220 немцев; сибиряку Ивану

го канала. С 1941. года Деверс ‘командо-   Гореликову. Сейчас на его счету уже 328
ный.   УНичтоженных немцев. 108 из них он уло-

будут невелики:

ДЕВЕРСА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ

вал американскими бронетанковыми >
. жил из винтовки тульских оружейников,
овами. На-днях Президиум Верховного Совета
CCCP присвоил Твардии младшему лей:
= — Sere
i т тенанту Ивану Павловичу  Гореликову

звание Героя Советского Союза;
poe сухое здание вместе с широким соло-

менным навесом пылало, юхваченнюе со

—ю_—-
всех сторон яростным, бушующим пламе-
нем. А

Ветер рвал огонь на части, выл и носил- Яблоневый сад,

ся над полем в дикой и радостной пляске Подмосковный плодово-ягодный питомник

мщения. у: Далеко в овраг. спускается  берёзовая
Немного спустя, взметнув огромный фон-  аллея — прямые серебряные стволы; на-
тан искр, обрушилась крыша, и клубы чёр-   перерез ей прошла’ аллея  лиственниц,

ного, жирного дыма повалили в зимнее не- едва одетая зеленью весенней хвои, А за
бо. Видно было, как раскрылось малень-  строем лиственниц яблони. голые ку-
кое оконце в сенях и тёмная фигура, на- сты вишенника, крыжовник. Потом пока-
половину высунувшись наружу, бессильно  зываются крыши построек. Это плодово-

повисла над пламенем. ягодный питомник имени Ленина под
Ульяна отвернулась и вместе с матерью   Москвой.
пошла к землянке, у которой, выбравшись  Подсобные хозяйства, колхозы и. COB

наружу, столпились ребята и жадно, удив- Хозы области приобретают здесь саженцы
лёнными и испуганными глазами смотрели  для своих садов. В этом году с планта-
на. величественное и страпиюе зрелише ноч- ций питомника будет продано 450 тысяч
ного пожара. усов-отводков ‘земляники четырёх сортов,

Клавка притащила большие салазки и  Готовится к продаже 100 тысяч  сажен:
принялась укладывать на них тело маль-  Цев чёрной и красной смородины, 26.500
а, черенков вишни пяти сортов. Питомник

stay Куда же вы теперь? — спросил я ста- стремится к разнообразию ассортимента,
рую женщину. Я В яблоневом ‹аду на 15 гектарах — за.

— Да ведь куда? — сказала ‘она. —Не Кладки 1942—1943 годов. Тут собранб
мы первые‘ без крова остались. Живут лю- ОКоло 120 наиболее ценных сортов яблок,
ди, и мы проживём. На хутор, что ли, СРеди которых мичурииские сорта, рус-
Ульяна? — ласково обратилась она к ло- СКИе, среднеевропейские и американские,
чери, всё время поглаживая рукой её пле-  Спустя четыре года в молодом саду будет
чи. снят первый-. урожай,

По всему тону старой женщины было вид-  ‘Летом москвичи получат из питомника
HO, что ‚случившееся сейчас только укрепи- ТОННы земляники, смородины, вишни, раз-
ло её силы и, мне казалось, как-то увели- ЛИЧНых овощей. ` о
WHO её надежды на’ жизнь. Е

Ульяна выпрямилась, освобождаясь из
об’ятий матери. Лицо её, освещённое от-
светом пожара, казалось. спокойным, HO
глаза необыкновенно светились. И когда
она подозвала к себе ребят, я заметил лег-
кую, как дыхание, улыбку на её твердых
й тонких губах, :

Семь футбольных команд

Турнир мастеров кожаного ‚ мяча

а стадиотах столицы 16 мая начиётся
розыгрый первенства Москвы по футболу.
; В первой группе — семь лучших коллек

# * * Ттивов: ЦДКА, «Спартак», «Динамо», «3e-
Через час к месту пожара подошёл боль-   ИТ», «Крылья Советов», «Торпедо» я фут-
июй отряд наших разведчиков, и с ними поя-   болты Н-ской воинской части, Пераеи-
вился «сын степей». В окрестностях села ство разыгрывается в два круга.
завязался ожесточённый бой. Я проводил Мастера кожаного мяча в свободное от
женщин и ребятишек через поле к опушке   Работы время усилению готовились к пред
леса и долго смотрел вслед, пока их мед.  СТОЯЩИМ матчам. Состоялись товарищеские
ленная процессия не исчезла за поворотом   Встречи.
тропы, уходящей в глубину заснеженного  Первокласоными. игроками пополнилась
зимнего леса, к скрытой за деровьями дере- команда «Зенит» (тренер заслуженный Ma
вушке. стер спорта К. Квашнии): вратарь —
Ветер стих. В торжественном и безмолв-   Иванов защита — Г. Мазанов, В. Сма-
ном величии занималась над холодной рав- гин, Г. Тучков; полузащита — К, Рязанцев,
ниной утренняя заря. Унылюе поле с тор- Н. Гуляев, нападение — А. Пшеничный
чащими над ним развалинами печных труб: и П. Дементьев, В.. Сидоров И
чахлый болотный лес, обглоданный минами,    Корнилов. В команде московского «Ди
покрылись розоватым сверкающим светом и 2МО» прибавилось два игрока—Н. Махиня
засияли тысячами  игольчатых снежных  й В: Латков. После значительного переры“
искр. Откуда-то, с той стороны поля, доно-  2 Нападение команды ЦДКА вновь воз-
сился деловитый рокот пулемёта, а’ когда  лавляет Григорий Федотов. У него то-
он смолк, в глубине леса послышался стук! 1И СЯ Новый партнёр В. Шиловский, вы
дятла, ступавший ранее за команду киевского
Всё это было началом нового дня, вста- «Динамо». Среди футболистов Н-ской во-
ющего над развалинами, над пеплом ноч- ИНСКОЙ части следует назвать Проворнова,
ного пожара, — словно в награду за благо- Яковлева, Бычкова, Л. Соловьёва.
родную чистоту совершённого здесь QO = etree oerantessticrescnens naeesorenersees

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

агитации —

Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-57-29; школ

Д 1-04-76 и Д 3-35-20,

\

Изд. № 342.