и

и

ПАШЕ ОРУЖИЕ

Солнце в трубу-золотую трубит:
«Слава герою-бойцу,
Враг ненавистный будет разбит,—
Слава герою-бойцу »

«С врагами я бьюсь, — говорит боец, —
На это и жизни не жаль,

Но меч для меня ковал кузнец,
Крепка и бела его сталь»

«Я`выкозал меч,— кузнец говорит,—
И меч мой, как солнце, горит.
Но сталь для него, дорогой товар,
Принёс мне мой брат-сталевар».

«Конечно,— сказал  столевар,— металл
Я сам из руды достал,

Но. в тёмные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтёр»,

«Достал я руду,— шахтёр сказал,—
Забой у меня каменист,

Но на заводы и на вокзал

Привёз её машинист».

«Ну да,— сказал машнанист,— по стране
Я езжу во все концы,
Но хлеба дают и вам и мне_-
Родные наши жнецы».

«Да, это правда, я всех кормлю —
Сказал машинисту жнец,—

Но землю, которую я люблю,
Сберёг мне мой брат-боец».

Е. ТРУТНЕВА.

ВЫРАСТИМ
овоши м ягоды

Звонок. Ученики гурьбой плут вниз—

в емловую. Здесь уже дымятся тарелки с

горячими щами. На второе сегодня-—фу-
мяные оладьи. Катуста и картофель, ко-
торые етят ребята, выралцены на школь-
HOM огороде своими руками.

В прошлом толу школа имела неболь-
пюй участок — 1.2 тектара. Не было ло-
пат, граблей, мотыг. Всё это ребята при-
носили из дома и старательно засадили
0.5 тектарх картофелем, столько же ка-
пустой, остальное огурцами, морковью,
свеклой, редиской... С окончанием учебно-
TO года огородников стало меньше: ©тар-
ие ребята уехали в колхозы и ‹0вхозы.
Н6 и работы осталось мало, и с ней легко
справились малыши. .

Ученики получили трудовые навыки и
энания. В процессе работы воэникали во-
просы. на которые прихотилось отвечать:
почему и как нато прорежизать морковь,
как уничтожить капустн тлю, как го-

вить и вносить местные удобрения”
Учащиеся познахомилиеь с размножением
картофеля глазками и ростками. При pac-
care свёклы и моркови мы применили
метод прищипки корня, что обеспечивает
развитие сильной корневой системы.

Заботливый и правильный уход за pa-
стениями обеелечил хороший урожай. Op-
танизация горячих завтраков He ToTpedo-
вал» почти никаких заират.

В этом году мы получили“ участок в 2,5)

гектара. Уже начали вокапывать его. Яро-
визируем на свету картофель. Школьваки

Спецподразделение истребителей танков
района гор. Москвы ка занятиях.

военню-учебного пункта Кировского
i @cto T: MART.

Бойцы-азербайджанцы дают

Их было двадцать пять, хороших, друж-
ных ребят из одного комсомольского под-
разделения ссевобуча. В день от’езда они,
попрощавшись с секретарём райкома, дали
слово не посрамить на фронте добрую сла-.
ву степанакертских комсомольцев. А меся-
ца полтора спустя почтальон вручил Гурге-
ну Акопяну письмо с треугольным штам-
пом вместо марки:. :

‘

«Привет из Действующей армии от из-
вестных вам Ашота Григоряна, Вартана
Арустамяна, Варташеса` Дарьяна и других, —
читал секретарь райкома комсомола.— Со-
общаем, что слова своего не забываем —
6béM фрицев нещадно. Спасибо всевобучу
за науку, а особенно за русский язык. С
ним мы и на фронте, как дома, не так, как
иные из бойцов, которые его не знают.
Русский язык на фронте — первое дело.
Без него трудно: ни ты никого не пояи-
маешь, ни тебя не понять. Вот и просим.
вас передать всем степанакертским друж-
кам-призывникам наш фронтовой наказ —
получше учить русский язык. Пойдут` вое-
вать — пригодится...»

Письмо бывалых фронтовиков-земляков
обошло весь Степанакерт. Секретарь рай-
кома побывал во `всех подразделениях все-
вобуча и всюду прочёл это письмо. Свые
ше шестисот  молюдых  степанакертпев
усердно изучают сейчас русский язык на
учебных пунктах.

Слов нет, Степанакертский райком нема-
ло потрудилея над. тем, чтобы пробудить
у будущих бойцов любовь к русскому язы-
ку. Можно было надеяться, что ЦК ЛКСМ
Азербайджана подхватит и передаст ‘по-
хвальный опыт в другие города u cana,
Тем более, что ещё 31 июля 1942 года эн
вынес специальное решение об изучении
бойцами всевобуча русского языка, обязал
обкомы, горкомы и райкомы комсомола
республики помочь военкоматам ‘и органам
народного образования учесть мололёжь,
ве владеющую русской речью, подобрать

прорашизают люма семена” Часть рассады
нам ласт Ham шеф -— ватонный завод,
умеющий овюё подсобное хозяйствю.

Ероме огородных культур, мы часть зем-
ли используем под яблони, груши, сливы,
уалину, смородину и клубнику.

Небольшой участок отволим для семен-
ников. Хотим вывести свои семена морко-
ви, свёклы, лука и других культур. Ha
опытном участке ученики будут наблюдать
посадку картофеля различными способами,
прививку помиторов на картофеле, выра-
щивать многолетний лён. ‘

Ученики очень хотят работать, и, чтобы
это желание у них не остыло, надо очень
чётко организовать их труд и учёт этого
труда. Это представляет известную трул-
ность. Нужно, например, установить нор-
мы выработки. Нам поияётея тоходить и
опыла первых дней. При этом педагог не
должен ошибаться: слишком большая нор-
Wa снижает интерес ребят в работе, а
уменьшенная может способствовать лоды-
рям.

И школьники и мы уверены, что в 6у-
дущем учебном голу-у ‘нас будут завтрака
6щё разнообразнее и сытнее.

А. ЛЕБЕДЕВА, М. АНДРЕБВА,
учителя-биологи 8-й средней школы.

г. Калинин.

для учебных пунктов подготовленных пре-
подевателей. Но бесполезно искать мате-
риаль по этому важному вопросу в пап-
ках = военно-физкультурного отдела ЦК
ЛКСМ республики. Никаких другах доку-
ментов, кроме забытого решения, у секре-
таря ЦК ЛКСМ Азербайджана по военной
работе тов. Багирова не имеется. А межлу
тем во многих районах творятся дела, ни-
сколько не похожие на то, что происходит
в Степанакерте.

В Зангеланоком районе ‚ русский язык
должен изучать 371 боец всевобуча. Около
1150 из них школы не `посещает\ Сотни бу-
‚ цущих бойцов всевобуча не изучают рус-
ского языка и в других районах.

Проверка, проведённая республиканским
военкоматом, показала, что учебные пункты
Кахского, Кельбаджарско: Лачинского и
ряда других районов работают неудовле-
творительно. Очень многие бойцы, не знаю-
шие русского языка, не являются на уро-
ки; занятия срываются из-за отсутствия
преподавателей.

Недавно в город Евлах прибыла боль-
шая пруппа молодых колхозников из Кель-
балжарского, Шуинского,  Агдамского
районов. Это были выпускники всевобуча,
направляелниеся в Красную Армию. Спустя
немного времени.к секретарю Евлахского

`Мы хотим, нам надо знать
русский язык

хороший совет землякам

понимают! — обратился он к Насирову—
Выкрой часок, побеседуй с ребятами...

В этот день молодые колхозники впер-
вые. услышали от секретаря райкома —
фронтовика доходчивое ‘слово о том, как
важно для них знать русский язык. От
своих секретарей райкомов они ни разу об
этом не слыхали. ;

Не беседуют на такие темы и в Кахском
районе. 150 призывников отдалённых <еле-

В КОМСОМОЛЬСКИХ   Удары ‘нашей. авиации, по ‘аэродромем
м железнодорожным ‘узлам противника

ОРГАНИЗАЦИЯХ

90 новых организаций

7 мая наша авиация нанесна новый

Секретарь Орловского обкома ВЛКСМ истребителей, крупные соединения нашей
тов. Батов сообщает нам, что в освобож- АВИаЦии устенгно выполнили поставленную   Мпенок, Новгорох и другие. В результате
дённых районах области проводится боль- Задачу. На аэротримах противника и в воз- налёта наблюдались меногочиеленныхе тожа
шая работа по созданию первичных комсо- ЛУШнНыЫх боях уничтожено. и ювреждено!ры я сильные взрывь воинских  склалов:

мольских организаций. На
учреждениях,
артелях за последние месяцы создано 90
новых организаций. Во главе- их стали мо-
лодые комсомольцы. На семинарах, орга-
низованных обкомом, секретари комсомоль-
ских организаций прослушают беседы о
практике внутрисоюзной работы.

Друзья красноармейских семей

Хабаровский крайком комсомола подыто-
жил работу комсомольцев по оказанию по-
мощи семьям фронтовиков.

Комсомольцы Хабаровска только за по-
следние месяцы собрали для летей ‘крас-
ноармейцев 1.670 вещей и около 70 тысяч
рублей денег.

В Благовещенске мололёжь взяла шеф-
ство над 500 семьями бойцов. Юноши и
девушки подвезли и распилили 360 кубо-
метров дров, отремонтировали 59 квартир.

Кто соберёт юбилейный станок?

Коллектив завода, гле секретарём коми-
тета ВЛКСМ тов. Коровкин, должен
в скором времени дать стране юбилейный
станок № 1000.

По почину комсомольцев на заводе раз-
вернулось соревнование комсомольско-моло-
дёжных бригад’ за право собрать юбилей-
ный станок. Каждую неделю комитет

ний Элису, Сарбаша и Зегама по-русски   комсомола подводит итоги соревнования и
почти не говорят. Олнако секретаря рай“  определяет, кто кандидат на право сборки

кома комсомола тов. Мамедова это не тре-
BOOKHT. у

станка. Сейчас кандидатами ‘являются

в колхозах и промысловых самолёта:

Hama авиация также подвергла бомбар-.

мотщный удар по з9родромам пропивеика.  тировке крупные железнодорожные узлы и
Несмотря na противодействие немецких станции —— Брянск. Полтава, Орёл, Харь-

ros, Лозовая, Иловайекая, ‘Барвенково,

фабриках, ‚ в 190 немецких самолётов. Наши потери 62  Разбито большое количество желевнолорож=

ных эшелонов противника,

ТАК РАСТУТ РУКОВОДИТЕЛИ

Трудную, суровую школу воспитания
прошли за месяцы войны ия блокады opra-
низаторы ленингралекой молодёжи — ком-
сомольские активисты. з

Опытные, знающие практику комсомоль-
ской работы руководители ушли в Красную
Армию. На смену им к руководетву пришли

олотые активисты. Достаточно сказать,
что больше половины секретарей первач-
ных организаций имеет стаж руководящей
работы в пять-шесть месяцев.

Такое положение обязывало нас в пер-
вую очередь заняться воспитанием актива,
его обучением. Г

В аогусте 1942 пода секретари комсомюль-
ских ортанизаций прослушали на семина-
pax беседы: «Устав ВКП(б) и участае
комсомольцев в хозяйственной м шроизвол-
ственкюй деятельности предприятий», «0
массово-политической работе во время вой-
ных, «06 организационном. укреплении
первичных комсомольских организаций».
В лекабре начали свою работу районные
тиколы комсомольского актива. Их слуша-
телями были секретаря комитетов и вне-
штатный актив райкомов.
  Мы pasleamau cocrap cayMarerei walrmx
школ ма три основных группы: секретари
иромьииленных предприятий, военизирован-

и Пойдут в армию — как-нибудь поду- бригады моледых мастеров Стасиловича и HBIX формарований, учреждений. Беседы

чатся,— рассуждает тов. Мамедов. А у
нас всё равно не выйдет, — какой учитель
захочет в такую глухомань забираться? —
Опять же и ламп нехватает...
Мартунинском районе Наторного Ka-
рабаха учебные пункты всевобуча не по-
сещает около 30 молодых рабочих и кол-
хозниксв. Перестала работать школа в се-
лении Каракямзлы Дивичинского района.

По существу развалилась школа ив
Шаумяновском районе. До февраля она по-
мещалась в здании одной из средних школ,
но вскоре бойцов всевюбуча выселили на
улицу. После долгих поисков и перегово-
ров школе предоставили уголок в помеще:
нии райвоенкомата. Раньше воней o6y4a-
лось около 30 человек, сейчас посещает
занятия не более 10—15 ребят.

Ешё 7 ноября на склад Бакинского воен-.
торга прибыло 12 тысяч экземпляров «Крат-
кого учебника русекого языка для бойцсв
всевобуча, не владеющих русским языком».
Долгий путь из Москвы в Азербайджан
они совершили без задержки, со скоростью
важнейших воинских грузов. Но стсило им
достигнуть места назначения, как вокруг
них заварилась крутая бюрократическая ка-
ша,

— Я не я, и книжха не `моя— отказал-,
ся платить за учебники Наркомпрос,

Пока  сторговались, прошла неделя.
Столько же времени заняло сочинение раз-
нарядки‹ для распределения литературы по
районам; Казалозь: бы, можно, наконец,
приступить и к рассылке учебников на ме-
ста. Не тут-то было...

— Нет ящиков для посылок,— хватились
в военторге.

‚— Нехватает гвоздей и обёрточной бу:
маги — вспомнили коммерческие работники,
когда первую причину для проволочки
устранили.

— Не. на чем «подбросить» б4гаж из
станцию, — нашёлся третий предлог, когда
и гвозди и бумага были получены. (А от
склада до вокзала 4 квартала).

Чиновники из Наркомпроса. и военторга
возвели между учебниками и
кую непрёеодолимуо стену, что за полтора
месяца тысячи книжек не пошли даже ло
Бакинского вокзала. ЦК ЛКСМ Азербайл-
жана ничего не сделал для Toro, чтобы
прекратить эту канитель.

ЦК ЛКСМ Азербайджана почти не за-
нимается подбором преподавателей для
учебных пунктов всевобуча. Между тем в
азербайджанских городах и’ селениях мно-
го учащихся старших классов — молодых
интеллагентов, прекрасно владеющих pyc-
ским языком. Можно ве сомневаться, что
сни ¢ радостью пойдут в подразделения

военком.

райкома комсомола тов. Насирову Pa
— Huxax не Cromkyloch c народом; не

=

По дороге нам встретилась девушка.
Зыла она в просторном ватнике, в тяжз-
лых’ рабочих сапогах и в пуховом платке,

Г скрадывающем стройность её, фигуры. Ми-

}

ловидное лицо девушки, с узкими линиями
губ, Казалось озабоченным, и задумчиво
глядели большие тёмные глаза.

Старый возчик, широколицый, скуластый
волжанин, попридержал лошадь.

— Здравствуй, Маруся,— сердечно при-
ветствовал он’ ее, — Куда путь держишь?

— Домой, Степан Акимович.

— Что ж ты к нам не заходишь? Но-
сказал

BOOTH = есть, — многозначительно
ок ей.

Лицо девушки зарделось.

— Зайду, вечером зайду... y

И, не добавив ни слова. она быстро

зашагаля по талой, порыжевшей дороге с
заснеженными проседями по краям

— Из вашего колхоза, отец?

— Нет,— покачал он головой.— Из того,
что напротив, из «Красного маяка»

Вопомнились нешнирокая тахая речка ©
камышевыми зарослями за мостом, низкие,
слегка покатые берега и мва селения, од-
но против другого. Это и были колхозы
«Красный маяк» и «Ленинский путь».

Много интересного рассказывали про
них в Районе. Будто соперничают они
между собой, стараются обогнать один

другого, ла пока никому из них это не
удаётся. ‘4 i

А началось это соперничество с TO
поры, когда в самом начале войны в род-
ные колхозы возвратились однокашники
Василий Таленов и Григорий Колосов.

Учнлись ‘они оба, только ® разных Me-
стах. Общего между ними было мало; что

\ во внешности, что в характере. Только

вот оба считались первыми гармонистами.
Бывало, выйдут они летним вечером к ре-
Эх, до чего

ке и растянут мехи баянов.
же хорошо! Густая теплая ночь окутала
всё кругом, и тихо повсюду, только в воз-
духе, напоённом ароматом садов, перекли-

каясьу поют гармони.
А на другой день начинаются разго-
воры

— Василий-то наш здорово вчера

‚ играл,—бахвалятся односельчане.

— Что ваш Василий, — отвечают coce-

ди, — вот’ Григорий действительно играл.
— Ничего ваш Григорий против нашего
не стоит.

Поговорят, поругаются, да и разойдутся
каждый при своем мнении. —

Ну, а парни, может, от этих разговоров,
может, от чего другого, стали косо по-
глядывать друг на друга. Встретятся где,
иной раз даже руки не пожмут, а так]
лишь холодно кивнут головой.

В ту пору их бригадирами полеводче-
ских бригад назначили. Комсомольцы се-
  кретарями избрали. Тут страсти ещё пуще
‚разгорелись: 3

Узнали однажды в «Красном Make»,
что ребята из «Ленинского пути» за де-
ревней адва столба в землю врыли, пло-
щшадку между ними расчистили и в 00е-
денный перерыв мяч через сетку гоняют.
И у себя такое жеё сделали: А потом 3a-
зывают’ соседей померяться силами.

День как раз выдалея свободный Ко-
совИца ешё не началась, а с сенокоса
колхозники ужё возвратились. Обе дерев-
‘ни сошлись смотреть на состязания.
Играли с азартом. Вначале гости всё
 одолевали, а далыше хозяева разыгрались,
‘стали соседей теснить. Так и пошло: то
одни, то другие, А кто лучше, и сказать
трудно.

Когда началась косовица, игру На вре.
мя бросили. С рассвета до поздней ночи
все в степи находились.   Хлеб убирали
колхозы дружно. Три раза холили соседи
друг друга» проверять, потери считали,
поля осматривали, да опять-таки спора
не решили: кто же из них впереди идёт?

А прошлой весной, когда только сошёл
снег, глядят колхозники «Ленинекого  пу-
ти»: соседи вышли в степь с граблями.
Даже чудно им это показалось, Чего они
сгребать будут?

Решили проверить. Григорий, словно не.
взначай, завернул на чужие поля. Глядит,
озимые вышли, и молодёжь меж. ними
граблями землю взрыхляет. ЗН

Поснешил он домой и прямо к` предсе-
датёлю;:

всевобуча, чтобы помочь своим товаришам,
.‹ А. ПОДХОМУТНИКОВ.

бойцами Ta- /

Порецкова.

Помощь раненым

На ‘улицах одного из прифронтовых го-
родов рядом с регулировщиками вы всег-
да увидите юношей с повязкой Красного
Креста на рукаве. Они заглядывают в ма-
лиины, проходящие с фронта, нет ли ра-
неных. Если необходимо, тут жё сделают
перевязку, укажут, где находится госпи-
таль, или вызовутся сопровождать маши-
ну.

Это .— учащиеся-старшеклассники мест-
ных школ. По совету райкома комсомола
они создали бригады помощи раненым.
Юноши и девушки постоянно навешают
раненых в госпитале, приносят им свежие
газеты, помогают обставить госпиталь
удобной мебелью, собирают среди населе-
ния посуду, бельё;

На строительстве моста через Большой

Чуйский канал в Киргизской CCP.
На ‘снимке: комсомолен  Сатыбалцы
МАМБЕТОВ, выполняющий ‘ежеднэвно
по полторы-две нормы.

Фото К. ВИЛЬЧИНСКОЙ. (ТАСО.

— А что. у нас, рук нет? Вон у ой а, расторопный, отзывчивый, посове-

вручную начали. Что же, мы хуже?
них Василий на всякие выдумки

горазд, — словно ‘невзначай, завернул прел- чи о j
селатель. — Хозяйственный парень. Ты вот таются словами, дела за ними никакого не в колхоз командование: OT самой

организуй молодёжь! Плохо ли вручную
забороновать?` 4

Промолчал Григорий, хоть mu обидным
‘ему показались слова председателя. Про
себя он одну ‘мысль затаил.

Перед самым севом узнали в «Красном
мзяке», что комсомольцы соседнего кол-
хоза новую масличную культуру сафлор

азводить вздумали, Откуда-то достал
гори семян er th

Хоть и горд был. Василий, но смирил
‘себя, пошёл на поклон к соседу: дай, мол,
немного и нам новых семян, засеем у
себя опытный участок.

— Не дам, набтрез отказал Григо-
‘pu Y нас самих их © тулькин нос,
могу сообщить. ;

— He yeneem выписать. Пока придут,
время упустим.
это уж не моя вина. Хорошие xo-
зяёва заранее обо всём заботятся,

Рассердился Василий;
i Ладно, и мы припомним... А тебе луч-
ше забыть дорогу в нашу деревню
Больно мнё нужно ходить к вам,

И вдруг Зина Волкова, колхозный cue-
товод, таинственно сообщила Василию, что
видела она Григория, который ходил у
них по деревые с кем-то в обнимку.

С кем ходил? Толком говори.

— Не разглядела я, темно было, а его
знала, когда потом у моста встретила.
Спасибо, девушки —с сердцем ска-
зал Василий, — так-то ‘наше достоинщетво
берэжёте!

— Ты. чего же кричишь? — обиделась
Волкова. — Разве это я?

А осенью призвали обоих парней в ар-
MUN.

Провожали ребят пышию, обеими дерев-
нями, но прошался каждый в отдельности.
Каждый‘ клятву односельчанам дал — че-
сти ‘своего колхоза на войне не ронять.

— Ну; я вы тут смотрите, — просили
ребята, — перед соседями ве осрамитесь.

Только колхозу «Ленинский путь» не
повезло. Вместо Григория избрали секре-
тарём комсомольской организации учётчи-
ка второй бригады Семёна Дубасова. На
собраниях он бывал. самым активным, ну
и не раскусили ребята, не узнали настоя-

— Михаил Давыдович, будем мы нынче

озимые бороновать?
— Надо бы, да туговато с тяглом.

щей его цены. Поверили, что ne подведёт
он своего друга Григория. Да (И то’ ска-

Гросите у селекционной станции, адрес’

товать может, план какюй угодно составят;
но пройдет неделя, другая, ‘месяц; и на-

ВИДНО.

датель колхоза, сильно заболел.
‚род увезли, И колхоз’ понемногу ‘сдавать
начал. Зимой хватились — семян недоста-
ёт, Потом с картофелем беда случилабь:

`шло:“ то одно, то ‘другое. Добрые люди,

рения на поля, а здесь всё откладывают.
А Дубасов Григорию пишет, что, дескать,
всё у них в порядке, соседи едва за ними
поспевают в работе. г

Но шила в менке не утаишь. К. годов-
mune Красной Армии пришли к ним со-
седи проверять, Kak весну встречать ду-

мают, Тут ^всё`и выяснилось. Комиссия
была строгая: Маша  Таленова, родная
сестра Василия, и его товарищи:

Когда проводили Таленова в армию,

комсомольцы её секретарём избрали. Года
на полтора она младше брата, с виду
тихая, а сердце, как у брата, горячее.
И по хозяйству мало в чём ему уступит.
Её к любому участку поставь — не под-
ведёт, справится. a)

И послала она брату письмо: плохи де-

ыы

пока санная дорога была, вывезли удоб-

строились на местном материале, на зна-
комых слушателям примерах, поэтому они
хоропю. слушались, запоминались.

«Учась — работай, работая — учись».
Нетрудно пред’явить такое требование к ак-
тивисту, но надо номочь ему это требова-
ние выполнить. Мы стали на созываемых
горкомом совещаниях ‘обсуждать  месяч-
ные планы работы двух-трех райкомов.
Разгоралось оживлённое обсуждение, стю-
ры, активисты обстоятельно критиковали
нелостатки. полсказывали новые вопросы,
полнятые самой жизнью. Для секретарей и
работников райкомов эти совещания были
  своеобразной школой. Такие же совешания
вошли в практику райкомов, где в обсуж-
дении планов участвовали секретари я
члены комитетов первичных комсомольских
организаций.

Большую помошь активу оказывают
также отраслевые ‘совещания секретарей
организаций. В работе этих совещаний
принимают участие партийные и хозяйст-
венные руководители. Так, в ноябре 1942

. Года горком созвал общегорохекое советна-

ние секретарей комитетов комоомола мели-
цинских учреждений. На mopecTke дня
стоял олин исключительно важный B Yc-
лозиях Ленинграла вопрос — подготовка к
мелицинскому обслуживанию трудящихся В

зимнее время. Комсомольские комитеты Уч-

реждений  злравоохранения получили на
этом совещании деловую программу дейст-
вий. Не меньшее значение имело и сове-
щание секретарей комитетов ‘комсомола
Жжилишно-коммунальных учреждений горола.

Но только на совещаниях нельзя осно-
 вательно разобраться в деловых качествах,
в личных обобенноотях руководителей, по-
этому работники горкома стараются поча-
ще встречаться < секретарями, беселовать
в ними ос глазу на глаз. В таких бесе-
дах активиеты, не стесняясь, расоказыва-
ЮТ 0 <воей паботе, о своих планах. о лич-
ной жизни. Во-время поданный совет, под-
держа, участие веегда подбодрят юношу
шли девушку.

Есть немало средетв лля повышения де-
ловых качеств комсомольского актива.
Жизнь ‘показала, как важно, напрамер,
привлекать ‘комсомольских ‘работников к
подготовке тех вопросов, которые предсто-
ит разрешать на бюро торкома и ‘райко-
мов, как полезно поручать активистам про-
верку работы организаций. Этим мы рас-
ширяем кругозор активиста, вплотную
сталкиваем ето с полезным опытом, с наи-

‘рий скрылся. Уж где он там ходил, как
искал Григория, где нашёл его, ни я,

чинаешь применцать: слова его так и 0с- никто другой не скажет, Только. написало. переходим, Сами

смерти

унёс он Григория. Окружили его бело-

А тут ешё Михаил Давыдович, предсе- финны, —это в карельских-то лесах, — ду- Давыдович, — это вы У ‘своего
Его в го-  мали живьём взять. Ранили, а он всё не  комсомола, да у самих себя’ спросите.

давался. Потом обессилел, в беспамятство
впал. Лишь в больнице очнулся. Спохва-
тилея, спрашивает о своём  спасителе.

много помёрзло его в подвале. Так и по- А его уже нет: от ран скончался, соко- жите?.

THK...

Старик замолчал.

— А Григорий как, поправляется?

— Плоховато, тяжёлое ранение, Род.
ственник он мне; сынок родной сестры,
Давеча письмо пришло из госпиталя Уте.
шительней ‘пишут, легче парню. Вот Мару-
се и ‘хочу сообщить радость.

— А она при чём? — }

‘

сердце девичьем. Стар я. Вот Василий,
на что парень умный, в людях понятие
имел, а в родной сестре не разобрался.
Григорий у нёё в мыслях был. М обидно
ей было, что с братом они нё ладили,
А сказать что-нибудь  стыдилась. Так
иногда тайком и встречались. И теперь
тяжелее всех ей пришлось. Брата жалко,
и за Григория сердце болит. Но скажу
тебе, с характером девушка, на людях

ла у соседей, отстали они от нас, даже
сеять не знают чем...
Так рассказывали люди. И сейчас, ког-

ра девушки, я спросил у возчика:
— Так это Маруся Таленова?

— Она самая.

И добавил:

— Душевная девушка.

— А что ребята из армии пишут?

зал:

— Вы ‘разве не слышали?

— A uTo?

—B беду попал наш Григорий. Ушел
как-то в развелку, ночью назад следовало

отвечает:

бойцом Колосовым.
Потупился Василий.

зать: ©O стороны посмотреть — стоящий

оставить. \

- ней горе, когда в глаза поглядишь.

да растворилась в ‘сероватых далях фигу-Гсем заленившуюся лошадь

хоз. Беду! отвела. Вскоре после того, как

Старик обмяк, сгорбился. Глуховато ска- с лечения возвратился... Погоревали вме-

возвратиться. Утро пришло, его всё нет. Нынче же я с молодёжью поговорю. Как
Забеспокойлись ‘в части, а больше всех при них, это значит при ребятах, наши
Василий. Они с первого дня в одну РотУ  колхозы впереди всех в районе шли, так
попали, Пошёл он к командиру, просит и будем итти/ И викуда за помощью не
разрешить поискать пропавитего.. А TOT H обращайтесь, — свойми

— Если когда и ссорились с ним, то за дела-то какие! Мало что своё зерно нам
дело. Земляки мы. Не могу в беде-я его  дали, ещё на себе его к нам везли. Со-

виду не подаёт. Только и заметишь у

Старик замолчал, подстегнул yxe сов-
и, когда ta
прибавила шагу, снова вернулся‘к волно-
вавшим его мыслям,

— Спасибо ей, Выручила она ваш кол-

пришла горестная весть, повстречалась
она с нашим председателем. Он в аккурат

сте, а потом он о наших колхозных бедах
рассказывает. До Cena совсем ничего не
осталось, а чем сеять и. как — неизвестно:

Маруся ему ‘И говорит:

— Поможем вам, Михаил Давыдович,

И пошёл он в ‘ту сторону, где‘ Григо- но, что’и сказать не сумею. Собрались y

— Эх, ‘мил человек, не мне судить о!

более характерными недостатками, sacTaBs
ляем ero об’ективнее оценивать работу.
своей собственной организации. i:
В каждом райкоме имеется группа из.
16—20 активистов, выполняюнщеих  постю-
‚янные задания (внештатные анетрувторы,
члены группы оперативного контроля) или
же работающих по отдельным заданиям:
У каждого инструктора горкома есть «пох.
PYRO» тройка-пятёрка активистов, на. ко-
торых он всетла может опереться.
Проверка работы Смольнинского и Кирев-
ского райкомов ешё раз убедила нас; что
мы  нередко без всякой налобности передви-
лаем комсомольских работников. По лва и.
три раза  оменялась на некоторых прел-
приятиях секретари. Горком указал Виров-
скому райкому на неправильное отношение
катрам. В решении «06 укреплений ком-
сомольских организаций и участии  моло-
лжи в выпелневии заказов фронта» 06960
подчеркивалась неотложная запача — за-
крепить руководящие комсомольские калры.
В работе с комсомольским активом мы
узнали людей, смогли выдвинуть ряд то-
варищей. Зинаита Самафбина, секретарь
вомитета, способная, энергичная — девуи-
ка, сумела за го сколотить крепеий_
актив и, опираясь на него, поднять вю
работу заводского комсомола. Дисциплини=
рованно, аккуратно выполняла она sara
ния горкома. и эти качества сумела при»
ВИТЬ комсомольцам своето завола. Её оргаз
низащия стала передовой в районе. В фев- °
рале 1943 года пленум Василеостровскоге
райкома избрал Зинаиду Самарину вторым
секоетарём. Е
Таких примеров в ленинградекой opra-
низации немало. Но онл не дают нам `по=
Bola для самоуспокоения. d
При вылвижении актива Ha руководя
щую комеомольекую работу бывали слу-
чаи, кола мы утверждали людей, плохо.
знающих комсомольскую жизнь. Это про-
исходилю оттого, что горком недостаточно
знаком с активом соелних и мелких прех-
приятий, учреждений. Сейчас мы стремим-
ся тщательно изучить всех напгих аЕтя-.
вистов,
Городской комитет и райкомы. комсомола
JO последнего времени не уделяли долж-
HOTO внимания повышению итейно-политяа
ческого уровня актива. Межлу тем повеел-^
певная проверка самостоятельной учёбы
комсомольеких кадров приучает их к 9р-
ганизованности, к настойчивости в сзла-

дения знаниями. : es
Теперь мы помогаем активистам, само-
стоятельно изучающим «Араткий курс

‚истории ВЁП(б)». Секретари горкома’ ком-
сомола и инструкторы проводят беседы по
пройхенным темам дают указания, советы. ©
Регулярно ‘читаются ‘лекции по истории
партии, по вопросам текущей политики.

В ближайшее время начнут работать
курсы секретарей первичных организаций”
и комсомольских ‘группоргов. Пристунили
5 занятиям курсы торотокого актива, “150
активистов посещают куреы.

В условиях города-фронта каждый день
ставит перед нами всё новые и новые во-
енно-политические и военно-хозяйственные
задачи. Комсомольские организации Ленин-
града направляют все свои силы на’ реше-
ние этих залач. В то же время мы стре-
мимся не ослаблять работы с руковедящи-
ми KOMCOMOIBCRAMH кадрами.   ав

Повселневное воспитание актива — дело.
кропотливое, трудное, особенно в дни вой-
ны, но лело совершенно обязательное. Мы
должны воспитать в наших людях стой-.
кость, организованность,  целеустремлён-.
ность в решении больших и малых дел,
настойчивость в преслолении любых тпуд- .
ноетей. Е ‚Н. ПЕТРОВ, *

i секретарь Ленинградского
- горкома ВЛКСМ.

ее

председателя, шумят:

— Выходит, совсем на чужое иждивение

на’ печке отлёживаться
будем. Е
— Уж я He знаю говорит Михаил

секретаря:

‘— Какой он секретарь! `Размазня он.
  ‹коли. так,— замечает  председа-
тель,— зачем размазню. в секретарях. дер-

Ну, и сменили Дубасова. А молодёжь .
наша к соседям присоединилась. Вот так
на себе они вместе в степь весь торф’ за’
полтора километра на’ ручных санках  во-
зили. До. ночи работали. торопились. боя-
лись, весна. обгонит. Вчера и закончили. .
А дорога, глядите, какая. На ней и ло-. -
шади пуд в тяжесть, а они без малого,
считай, 200 тонн перевезли... apr

Весна пришла дружная. Нё успели ог-
лянуться, обнажились густые пряди влаж-
ной земли. И зовёт земля и манит к себе.
На третий день, как потеплело, правления `
обоих колхозов решили начинать выбороч-
вый сев. Накануне председатели предуп-
редили бригадиров:   aka tes

— Завтра поднимать пораньше. ;

Но утро началось негадано. Ещё тем-
нели в окнах предрассветные сумерки,
когда разбудили всех звуки баяна, играв-
шего где-то у реки.

Давно он не звучал в этих местах. —
с тех пор, как проводили ребят в армию:
Торопливо одеваясь, колхозники выходили
на улицу. Утро ешё не родилось. Только.
в бесцветном небе погасли посладние звёз-
ды. Свежий ветерок лениво прошелестел
в реке и убежал в степь. И вода опять
сонно улеглась в берегах.

там, где когда-то собирался вокруг
Василия хоровод, сейчас сидела левушка,
Тонкий её силуэт отчётливо выделялся. на. .
фоне просветлевших далей. ‘

Растягивая мехи, онз играла что-то не-
знакомое, ню близкое, залушевное.

Стало. светлеть. Розовая вуаль. припод-
нялась на востоке.

Внезапно девушка

поднялась, ‘и все.

силами  управимся,
Глядим, через. пару’ дней чудной такой

— А я слышал, что вы не ладите с обоз в нашу сторону потянулея: ручные

CaHKH, гружённые мешками с зерном, тя-
нули девчата из «Красного. маяка». Вот!

вестно ребятам нашим стало, так совест-

узнали Марусю.
Не торопясь и продолжая играть, она
уводит песню в степь. И люди медленно .

идут за нею. ;
А. ЩЕЙНИН.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

9 мая 1943 г. 3 стр.