=> А >>.

ПУТИ

Долл молодых колхозников-посеять быстр
*

*

*

Грактористки

По усадьбе MTC шагает  левушка.
Замасленная спецовка и густой слой
пыли на сапогах показызают, . ЧТо На

только сейчас с поля. Девушка быстро пе-
ресекает двор и скрывается за дверью,

Мастерская Беловодокой МТС считается
в республике одной из лучших. Отнако
сейчас в цехах тихо. Ремонтные рабочие
и посланцы из бригад собрались группами,
курят, разговаривают.

— Движок стоит,— уныло сообщает де-
вушке тракторист.-— Мастер обещал его
пустить только часа через два, :

Варя Савина-——трактористка 7-й брига-
ды Беловодской МТС, завоевавшей в 1942
году в соревновании ‘женежих тракторных
бригах второе мостю в Союзе и награждён-
ной ЦВ ВЛЕСМ. Она уже третий раз при-
ходит в мастерскую, — расплавилея под-
шитник. Когда Варя прибежала с поля,
выяснилось, что старший мастер не ука-
зал в дефектной ведомости на её «Уни-
версал» размера шейки вала. Поппипник
расточили наугад, он оказался велик. То-
гда Варя попросила послать к трактору
рабочего с микрометром. Её бригада рабо-
тала всего в трёх километрах от МТС, но
никто, туда не пошёл, и подпипник снова
сделали слишком большим. И вот теперь,
в третий раз, мастер принимается за то
Ke дело, но зная точно размера и надеясь
лишь на то, что бригадир подгонит под-

Только к вечеру вернулась Варя в бри-

гаду. Трактор простоял 3 смены и остал-
ся стоять четвёртую: подогнать подигиц-
ник до наступления темноты бригадир не
‘успел. ,
— Вся yma noadorexach,—mxamnyerca Ba-
pi,—Yy подруг тражторь гудят, работают, a
мой будто умер. Четыре смены — это
11—12 гектаров.

Варя искренне ‘удивилась, когда мы
спросили, обращалась ли она, за помощью
к секретарю комсомольской организации
МТС. Нет, такими вопросами секретарь не
занимается. 0 знатных тракториетках здесь
вспоминают только в парадных случаях,
на торжественлых собраниях или во время
отерелного отчёта секретаря.

Действительно, молодые трактористки—
комсомолки Ульяна Долгополова, Анна Со-
колова и Варвара Савина—в пронелом году
работали очень хорошо. Но этому очень
мало способствовала, комеомольская орга-
низация МТС. Успех тракториетлок — ре-
зультат их личной труповой самоотвер-
женности и вдумчивого руководетва моло-
moro бригадира Константина ` Ильича
Ананко.

Он начал работать в апреле 1940 года,
и тогда бригада девушек была на пред-
последнем месте в МТС. Ананко поручили
вывести её из прорыва, и он принял на
себя эту почётную, хотя и очень трудную
обязанность.

Железная дисциплина, установленная
молодым бригадиром с первого же дня, и

сейчас остаётся одним из самых отличи-
тельных качеств 7-й бригады. Без разре-
шения бригадира никто не оставит трак-
тора, не отлучитея из бригады.

Так же строго соблюдается установаен-
ный распорядок дня. В 5 часов утра
под’ём и завтрак, с 6 до 8 ночная смена
сдаёт тракторы дневной емене, исполняет
все правила технического ухода за маши-
нами, С 8 часов дневная смена присту-
пает к работе, ночная уходит отдыхать.
Завтракают и обедают трактористки в. 60-
розде. На это время за руль садится либо
сам бригадир, либо прицетиик-пражтикант.
В 6 часов вечера онова сдача смены, 0-
MOTD и исправление машины. В 8 часов
вечера принимает тракторы ‘ночная смена.

Ночью работают только старшие трах-
тористки. днём — их молодые напарни-
цы, первый год ставиие водительницами.
Старииие тракториетки передают трактор
обязательно на полном ходу. Они могут
уйти © поля, лишь когда исправлены ма-
лейнгиею недочёты, устранены’ вое неполад-
ки в маптине,

Константин Ильич сам тотовит кадры
тля своей бригады. Он убеждён, что лю-
бая прицепщица может стать тракториет-
кой. Так оно и получилось. Трактористка
Евгения Шитикина в пропьхом году была
прицептцицей, Вера Юштина — повари-
хой. Бригадир всё pero занималея © де-
вушкалми, зимой взял их в свою ремонт-
ную бригаду, а весной они пришли в поле
Трактористками. И работают отлично.

Сейчас Константин Ильич ‘решил повто-
pura stor ons. Подобрав в бригаду 6 но-
вых прицепщиков, Ананко обязался к бу-
дущему сезону обучить их водить трак-
торы. Утром и вечером, после омены, бри-
тадир улехяет время для занятий © моло-
ибжью. При каждой неисправности и оста-
новке трактора Ананко подробно раз’яс-
няет практикантам-прицепщикам, почему
произошёл простой, как скорее ПУСТИТЬ
трактор.

Не перестаёт учить Константин Ильич
и старших тракториеток, с каждым днём
доверяя им всё более сложный ремонт.

— Раньше подтяжку шатунных под-
пгитеников,—расеказывает Ананко,—яЯ де-
лал только сам. Теперь поручаю это стар-
шим трактористкам.

Так постепенно совершенствуетея ма-
стерство трактористок. Ha вёсеннем севе
7-я тракторная бригада прочно держит
первое место. Бригада почти в два pasa
перевыполнила план весенних работ и
сэкономила свыше 300 килограммов горю-
чего. К концу посевной бригада рассчи-
тывает втрое перевыполнить своё весеннее
задание.

Надо, чтобы комсомольцы  маятинно-
тракторной станции, помполит по pROMCO-
молу. создали все условия для успешной
работы трактористок на колхозных полях.

Г. КНЯЗВВА.

Сталинский район

Фрунзенской области.

КАНЦЕЛЯРИЯ—ИХ ЛЮБИМОЕ МЕСТО...

Работа на «полях».

ДЕТИ ГЕРОИЧЕСКОГО ГОРОЛ

Весной прошлого’ года я провёл несколь-
ко месяцев в осаждённом Ленинграде. Сре-
ди множества встреч, впечатлений, наблю-
дений, может быть. самое незабываемое—это
маленькие ленинградцы, которые прошли
все тяготы и лишения вместе со своим го-
ролом. О них нельзя вспоминать без вол-
нения и теперь, когда остались позади глав-
ные трудности, выпавшие на долю мужест-
венных людей города Ленина.

Ленинградцы и, прежде всего, ленинграл-
ские женщины могут гордиться тем, что в
условиях блокады’ они сохранили детей,
которых не успели эвакуировать. Была со-
здана широкая сеть детских домов, которым
голодный город отдавал лучшее из того, что
имел, За три месяца я побывал во многих
детских домах Ленинграда. Но ещё чаше,
присев на скамейке где-нибудь в городском
скверике или в парке в Лесном, я, не за-
мечаемый детьмй, часами наблюдал за их
играми и разговорами. В апреле, когда я
впервые увидел ленинграйских детей, Они
уже вышли из самого трудного периода
своей жизни, но печать тяжёлой зимы ещё
лежала на их лицах, сказывалась в их иг-
рах. Многие дети играли в одиночку. Даже
в коллективные игры они играли молча, с
серьёзными лицами. Я видел детские лица,
полные такой взрослой серьёзности, видел
детские глаза, исполненные такой думы и
грусти, что эти лица и эти глаза говорили
больше, чем все рассказы об ужасах го-
лода.

В июле таких детей было уже немного,
главным образом, из числа сирот, родители
которых погибли совсем недавно. У подав-
ляющего большинства детей вид был впол-
не Нормальный, здоровый.

Это результат великого, святого труда
ленинградских женщин, многие из которых
добровольно отдали свои силы делу спасе-
ния и воспитания детей. Рядовая ленин-
градская женщина проявила здесь столько
материнской любви и самоотверженности,
что перед величием её подвига нельзя не
преклониться. Ленинградцы энают примеры
исключительного мужества и героизма, про-
явленного женщинами — ра иками  дет-
ских домов — во время опаюности.

*
В колхозе «Светлый
путь» Кировского рай-
она Кировской области
пять комсомольцев. Нн-
кто из них не работает
на решающих участках
весеннего сева. Все они
отсиживаются в конторе
правления артели, вы-
полняют  канцелярскую
работу. Секретарь ком-
сомольской организации
тов. Чернышёва редко
бывает в поле, не инте-
ресуется работой моло-
дёжи, не энает, как идёт
весенний сев.

Рис. Б. ФРИДКИНА,

*

A. ФАДЕЕВ

> ‘
‚ Из ленинградских
зарисовок
<

Утром в Красногвардейском районе на-
чался интенсивный артиллерийский обстрел
Участка, где расположены ясли № 165. За-
ведующая яслями Голуткина Лидия Дмит-
риевна вместе с сестрой-воспитательницей
Российской и санитаркой ровой под
огнём стали выносить детей в укрытие. Об-
стрел был так силён и опасность, угрожав-
шая детям, была настолько велика, что
женщины, торопясь снести всех детей‘в ук-
рытие, сваливали их по нескольку человек
в одеяло и так кучами и’выносили. Артил-
лерийским снарядом выбило все рамы и
внутренние перегородки тех домиков, в ко-
торых были расположены ясли. Но все де-
ти, их было 170, были спасены.

Я не преувеличу, когда скажу, что мне
пришлось видеть сотни женщин, молодых
и старых, показавших такое знание детской
души и такой педагогический талант, какие
могут сравниться со знаниями и талантом
величайших педагогов мира.

Предоставляю слово одной из этих жен-
щин:

«24 февраля 1942 года‘в суровых усло-
виях блокированного „Ленинграда начинает
свою жизнь наш дошкольный детский дом
№ 38 Куйбышевского района. _

У нас сто детей. Недавно, совсем недав-
но перед нами стояли печальные, сгорблен-
ные дети. Все, как один, жались к печке,
и, как птенчики, убирали ‘свои головки и
плечики в воротники, спустив рукава хала-
тиков ниже кистей рук, с плачем отвоёвы-
вая себе место у печки. Дети часами могли
сидеть молча, Наш план работы первого
дня оказался неудачным. Детей раздражала
музыка, она им была не нужна. Детей раз-
дражала и улыбка взрослых. Это ярко выра-
зила Лерочка, семи лет. На вопрос воспита-
тельницы—пючему она такая скучная,— Ле-
рочка резко ответила: «А почему вы улы-
баетесь?»

Отлично окончив курсы

о и хороию!

трактористов,
Маруся Гаврилова и Дуся Леонтьева выехали на поля колхоза имени, Молотова
Чувашской АССР. В первые же дни они показали, что умеют хорошо работать.
На снимке: Маруся ГАВРИЛОВА (за рулём) и Дуся ЛЕОНТЬЕВА.

Фото Б. НЕВЗОРОВА. (ТАСО).

молодые колхозницы — комсомолка

ВОЖАКИ МОЛОДЕЖИ

В сельхозартели имени Чапаева Кинель-
ского района Куйбышевской области с0-
стоялся кустовой семинар атитаторов. ко-
торым руководила пропагандист райкома
партии тов. Колеоникова..

Молодые атитаторы рассказали, как они
помогают быстрее провести весенний сев.
Комсомолка Маруся Кучер прикреплена к
свекловодческой бригаде. Девушка бывает
здесь ежедневно. Закончив работу в ам-
булатории. она беселует с колхозниками,
читает им сводки Совинформбюро, выпу-
скает «боевой листок», раз’яеняет, какое
значение имеет хорошая трудовая дисци-
плина. Маруся — настоящий политический

оргализатор молодых колхозников. При её
участии сев свёклы в колхозе близится к
концу. ;

Секретарь комсомольской ‘организации
колхоза Дуся Тюбко работает прицешци-
цей у трактористки Нади Жуковец. Де-
вушки ежедневно перевышолняют норму.
Стахановский  труд Дуся Тюбко умело с0-
четает © массово-политической работой epe-
ди колхозников и трактористов. По её на-
стоянию создан пост по экономии торю-
чего, возглавляет который  энерпичный
комсомолец Миша Болкун.

К. ПОГОДИН.

НАСТОЯЩИЕ ХОЗЯЕВА

На полях колхоза имени Шитинкина вой в полеводческих. и тракторных брига-

Уярекого района Красноярского края вез
сенний сев в разгаре. Комеомольцы рабо-
тают всюду, где решается судьба посев-
ной. Секретарь комсомольской организа-
ции Александра Графова исполняет 0бя-
завности инспектора по качеству. Она на-
блюдает за тем, чтобы быстрее и лучше
работали. сеялки, чтобы ни одно зерно не
оставалось незалеланным.

Недавно комсомольское собрание обсу-

Дило в0прое 0 колхозниках Генералове и

Поэтове, посеявших 15 тектаров пшеницы
на незаборонённом участке. ` Комсомольцы
осудили этот поступок. Теперь во всех
полеводческих бригадах колхозники тша-
тельно исполняют все правила anpopex-
НИКИ,

В колхозе хоропюо поставлена политико-
массовая работа. Под руководством апита-
тора-кКомсомолки Анастасии Веретеннико-

дах выпущено 16 стенных газет.

Колхоз отставал с повевом пшеницы.
Тогда комсомольская организация в по-
мощь второй и третьей бригадам послала
комсомольцев” Евгения Рихтера и Зинаилу
Селезнёву. Сразу ‘закипела работа. В те-
чение двух дней вся площадь была за-
сеяна. :

Комсомольская организация составляет
план работы на каждый месяц, включая
в него вопросы, подсказанные самой жиз-
нью. Недавно. например. комеомольны про-
верили, как выполняется их решение о
подготовке к. уборке урожая. Результаты
оказались. отрадными. Уже построено
8 удобных зернохранилищ, 5 зерносупии-
лок, приведены в образцовый порядок
тека.

Н. ПСУРЦЕВ.

В воскресенье вечером

По соседству расположены в Ленинском
районе Московской области два колхоза:
Борисовский и Братеевский. Колхозы со-
ревнуются между собой. Соревнуются и
колхозные комсомольскне организации.

Каждое воскресенье вечером молодёжь
двух соседних сёл собирается в клубе се-
ла Братеево, которым заведует комсомолец
Андрей Балыков. На сцене клуба по оче-
реди выступают борисовские и братеевские

ca
ay G2

танцоры, декламаторы, кружки °самодея-
тельности. Драмкружок борисовцев поста-
вил недавно пьесу «Минские партизаны»,
имевшую большой успех. Хорошей славой
пользуются братеевские плясуны.

К воскресным смотрам самодеятельности
молодёжь двух сёл готовится всю неделю,
стремясь не отстать друг от друга. Плясу-
ны и гармонисты разучивают новую про-
грамму, драмкружки репетируют короткие
пьесы.

Женя, шести лет, пришёл в детский дом,
и в этот же день показал всем портрет ма-
мы. При этом он говорил: «Рассказывать

“me буду, пускай папа рассказывает». Женя

скучает, вечером он’ долго не засынает,
молча лежит с открытыми глазами. Ночью
росит няню поднести свет, чтобы посмот-

п
Пятилетняя Эмма сидит и горько плачет. реть на портрет мамы. На вопрос няни, по-

Причину её слёз мы не можем выяснить,
она молчит, и всё отталкивает от себя. А
позже
ботин

чему он не спит, Женя отвечает: «Я думаю

всё о маме. А вот Вова (его млалиший брат,

узнаём, что ей трудно зашнуровать трёх лет) спит, он, наверное, забыл про ма-
‚ она плачет, но не просит помощи. му.

Можно мне к Вовочке на кроватку

У детей младшей и средней группы все лечь? Тогда я. засну, а так я до утра не за-

просьбы и требования выражаются слезами,
капризами, хныканьем, как будто дети ни-
когда не умели говорить.

Больно было видеть их за столом, во вре-
мя еды. Суп они ели
бульон,

сну. Я сам не хочу думать, а все думаю, да
думаю».

Вот перед нами чудный мальчик, его имя
Эрик. Дети и взрослые любят его за иск-

и в два приёма, сначала   лючительную. нежность, которую он прояв-
а потом всё остальное. Кашу или ляет ко всем. Но Эрик не любит никаких

кисель намазывали на хлеб. Хлеб крошили   занятий. Он говорит: «Что-то не хочется»,
на микроскопические кусочки и прятали их или: «Я плохо себя чувствую». Молчаливый,
в спичечные коробки. Хлеб дети оставляли, он часто подходит к окну или выходит на
как самую лакомую пищу, ели его после  балкон. Его взоры сейчас же устремляются
третьего блюда; кусочек хлеба ели часами,  на противоположный дом, откуда его. при-

рассматривая его, как диковину,

вели и где он потерял свою любимую маму.

Лорик пришёл к нам на второй день пос- Однажды во время дневного сна Эрик, за-
ле смерти мамы. Ребёнок физически не сла- КРЫвВшШись с головой, тихо плачет, не пока-
бый, но его страдания, его печаль ярко вы- ЗЫВая своих слёз. На расспросы воспита-
ражены во всём его поведении. Лорик не Тельницы Эрик отвечает: «Я вспомнил, как
отказывается ни от каких занятий, но нуж- У Нас мама умерла, мне жалко её, она ушла

но видеть, как трудно ему сосредоточиться. За хлебом рано утром и целый день до ночи
Он живёт своими` мыслями, а задания педа- не возвращалась, а дома было холодно. Мы
гога мешают ему думать © маме. Лорик   Лежали в кроватке вместе с братом, мы всё
хранит в тайне маленькую пудреницу, ко- Слушали, не идёт ли мама. Как только
торую он приспособил для медальона и но- Хлошнет дверь, так и думаем, что это наша
сит на тесёмочкена шее; Одиннадцать дней  мамочка идёт. Стало темно, а мама наша
Лорик прятал эту вещь, но вот в бане, не  Всё не шла, а когда она вошла, то упала
зная, куда её спрятать, он вдруг страшно  На пол. Я побежал через дом и там достал
смутился, когда заметил, что я наблюдаю  Воды и дал маме воды, а она не пьёт. Я
за ним. Я ничего ему не сказала, не спро- её на кровать притащил, она очень тяжё-
сила ни о чём. Сам Лорик раскрыл мне   лая, а потом соседки сказали, что она умер-
свою ‘тайну. «У меня моя мама, я берегу ла. Я так испугался, я так! испугался, но
её, —шопотом сказало он» мне.— Я сам это я не плакал, а сейчас не могу, мне её очень
сделал, сам чесёмочку привязал». Он от- Жжаль»...

крыл крышку от круглой пудреницы, по-

<мотрел, крепко поцеловал и не успокоил- ального отчёта заведующей детским домом
ся, пока сам не увидел место, где будет  № 38 для того, чтобы показать, какой вы-
храниться пудреница во время мытья его соты понимания детской психики и любви к
в бане, После открытия этой тайны Лорик детям достигли лучшие женщины Ленин-
стал более откровенным. В этот же день града, посвятившие себя делу спасения де-
он подробно рассказал и о смерти мамы, и тей-сирот и делу их воспитания. Я должен
о смерти тёти, и о том, почему ине хотел  сказать,
«Я хотел’ отчёт попал мне в руки, все дети были
больше не уже более или менее свободны от страш-
нашёл слов сказать.— Этот портрет мне сл- ной травмы.

никому показывать медальон.
только один... только, один...—-И

ма мама дала перед смертью». И у Лорика
навёртываются слёзы,

Я привёл здесь эти отрызки из офици-

что к тому времени, когда этот

Налеты

нашей авиакии

на железнодорожные узлы, аэродромы
и автоколонны противника

10 мая наша авиация произвела круп-

дейск — Велосово, Витебск — Новосоколв-

ные налёты на железнодорожные узлы и, ники, Невель — Пустошка и других. В

станции — Киев, Унеча, Дебальцево, Вол-
новаха, Брянск, Орёл, Змиевка, Харцызек,
Успенская. Наши самолёты бомбардировали
также железнодорожные составы и авто-

результате бомбардировки разбито много
паровозов, железнодорожных эшелонов и
автомашин противника. Нз железнодорож-
ных узлах Киев и Унеча наблюдались

колонны противника ва дорогах Брянск— взрывы огромной силы.

Орёл, Людиново — Брянск, Орёл — Отрада,
Харьков — Белгород. — Полтава — Врас-

Одновременно наша авиация подвергла
сильной бомбардировке ряд немецких аэро-

ноград, Лозовая — Барвенково, Краонюгвал-   дромов. ,

Налеты немецкой авиации

Ha район Ростов — Батайск

и железнодорожную станцию . Черемисиново

В ночь с 10 на 11 мая немецкая авиа- дали. В воздушных боях и опнём зенитной
ция пыталась вновь совершить налёт на   артиллерии сбито 5 немецких самолётов.

район Ростов — Батайск. Через затради-

тельный огонь нашей зенитной артиллерии   произвели налёт

11 мая 24 бомбардировщика противника
на железнодорожную

к Ростову и Батайску прорвались лишь  етанцию Черемисиново. Сброшено несколь-
одиночные самолёты противника. Сброшен- ко бомб. Сторело 11 вагонов с фуражом.
ными бомбами в нескольких местах по- Нашими истребителями и огнём зенитной
вреждено железнодорожное полютно. Воен- артиллерии сбито 14 немецких самолётов.
ные и промышленные об’екты не постра-!Наша авиация потерь не имела.

АПРЕЛЯ

МЕСЯЧНИК ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ   ES
РАБОЧИХ ОБЩЕЖИТИЙ:

ПРОВЕРЬТЕ, ЧТО СДЕЛАНО

Это только начало

Совещание в Куйбышевском обкоме ВКГ(б)

=

КУЙБЫШЕВ, 11 мая. (Наш корр.). B] Председатель исполкома Куйбышевского

Куйбышевском обкоме партии состоялось
совещание руководителей партийных, хо-
зяйственных, профеоюзных и комсомоль-
ских организаций. С докладом о ходе ме-
сячника по благоустройству общежитай и
юнгородков выступил ‹екретарь обкома
ВЛКСМ тов. Сатанцев. Он критиковал не-
которых директоров заводов за бюрократи-
ческое отношение к бытовым нуждам pa-
бочих. Например, на заводе, где комсоргом
ЦЕ ВЛЕСМ тов. Бузынник. администрация
сделала, единственный «вклад» в благо-
устройство общежитий: на одной мз бумаг
написана резолюция, одобряющая  месяч-
НИК.

Резкой критике была подвергнута дея-
тельность профсоюзов. Завкомы  большин-
ства предприятий до сах пор не включи-
лись в работу. ИПредетавитель BICC
тов, Адлер потребовала от профеоюзных
организаций самого активного участия в
месячнике.

— Необходимо, — говорила тов. Ад-
лер. — закрепить дело, начатое ‘комеомо-
лом. Забота о бытовых нуждах рабочих

должна стать повседневной обязанностью
профсоюзов.

городского Совета депуталов трудящихся
тов. Коновалов обратил внимание на не-
Уудовлетворительное состояние общежитай
некоторых ‚вузов. В индустриальном  ин-
ституте студентам негде даже постирать и
высушить бельё. В студенческих общежи-
тиях месячник не даж еще конкретных ре-
зультатов. Е :

В пренаях приняли участие секретарь
Чапаевекого горкома ВЁЛ(б) тов. Tpoun-
кий, комоорти ЦЕ ВЛАСМ на заволах
тт. Чиркова и Васильева, помощник ди-
ректора одного из предприятий тов. Боков
и другие. ¢

С заключительным словом выступил се-
кретарь обкома ВКП(б) тов. Муратов. Он
предупредил руководителей прелприятий, a
также партийные и профсоюзные комите-
ты, что они несут полную ответственность
за ход месячника. .

— Необходимо, — заявил тов. Мура-
тов, — уже теперь начинать подготовку
общежитий к зиме. Месячник — это лишь
начало большой повседневной работы по
благоустройству общежитий.

На подписи №   директора...

Рабочий день секретаря комитета
ВЛЕОМ завода тов. Фиша начинается в
приёмной директора: Он терпеливо ждёл,
пока секретарь директора кончит говорить
по телефону, и тогда задаёт всё один и
тот же вопрос:

— Hy как, подшисал?

— Нет, — строго отвечает секретарь, —
директор занят...

— Опять не подииеал!-—сокрушается
тов. Фиш, уходя в комитет комеомола.

Эта сценка повторяется ежедневно. Ли-
ректор завода тов. Никулин каждый день
собирается подписать приказ о проведе-
пии месячника Мо благоустройству обще-
житий, но вот беда: никак ню может най-
TH для этого времени! А месячник уже
подходит к концу.

Может быть, тов. Никулин считает, что
в общежитиях завода и без того наведён

одним из тех великих и страшных счетов,
которые наш народ должен пред’явить и
пред’явит врагу. Пусть позор преступления
против жизни, счастья и души наших детей
навеки ляжет проклятием на головы убийц.
За каждую их слезинку они заплатят по-
токами своей чёрной крови.

А в памяти человечества навеки сохра-
нится прекрасный. и величественный облик
ленинградской женщины-матери, как сим-
 вол великой и бессмертной всечеловече-
ской любви, которая — придет время!—бу-
дет господствовать над всем миром.

=

В начале мая я видел такую сцену: на
панели Лиговской улицы, зажав в горсти
сетку с учебниками, полулежала девочка в
белом беретике, сложив тонкие ножки на
мостовую, склонив набок головку, как ране-
ная голубка. Она шла вместе с подружка-
ми и товарищами < уроков домой и вдруг
ослабела. И они все стояли вокруг неё с
серьёзными лицами, держа в руках сумки
ий сетки с учебниками и.тетрадками, и мол-
ча смотрели на неё.

На леще девочки не было выражения ни
грусти, ни физического мучения. Лицо её
было бледно, спокойно, сосредоточенно. Без
всякого ‘внутреннего испуга она пережида:
ла, пока пройдёт слабость. Но нет слов,
чтобы передать выражение лиц и глаз пюд-
руг и товарищей, окруживших её. Все они
прошли через то, что испытывала она те-
перь, хорошо энали, что грозит ей, знали
цену жизни и смерти. И теперь, когда
смерть уже не грозила им, на их лицах
было выражение такого понимания и такого
серьёзного и глубокого сочувствия товари-
щу, что я впервые понял: это не ‘дети, но
это и не взрослые,— это просто новые лю-
ди, люди, каких ещё не знала история. Ме-
ра их любви равна мере их ненависти. Если
бы видели, какой мрачный огонь горед в
глазах некоторых из них!

Великий труд охраны и спасения‘ городз,
обслуживания и спасения. семьи выпал на
полю ленинградских мальчиков и девочек.
Они потушили десяткио тысяч ‘зажигалок,
©брошенных с самолётов, они потушили
не один пожар в городе, они дежурили мо-
розными ночами на вышках, носили воду
из проруби на Неве, стояли в очередях за
хлебом, ловили шиионов и диверсантов. И
они были равными со своими отцами и ма-

В то же время этот официальный отчёт

терями в том поединкз благородства, когда

заведующей детским домом № 38 является старшие старались незаметно отдать свою

образцовый порядок и что поэтому приказ
Наркомата миномётного вооружения о про-
ведении месячника к нему, директору Ни-
кулину, не относится? Нет, положение в
общежитиях далеко не’ блестяще, но тов.
Никулин оказывается всегла, занятым, ко-
гла нужно проявить заботу о быте рабо-
чих. Много‘раз горком комсомола ставил
перед директором вопрос об улучшении бы-
TOBOTO обслуживания рабочих. Тов. Нику-
лин всетда обещал принять нужные меры
и никогда не находил времени, чтобы вы-
полнить свои обещания»

А пока что секретарь комитет» ко\мсо-
мола завода тов. Фиш завтра, очевидно,
снова будет спрашивать в приёмной ди
ректора:

— Hy как, воё ещё не подписан при-
каз о месячнике?

© 1. CEPEXKKHH:

АЦ.
———[—и—

долю пищи младшим, а младшие’ делали то
же самое по отношению к старшим.
Но самый великий подвиг школьников
Ленинграда в том, что они учились. Да, они
учились, несмотря ни на что. А вместе и
рядом с ними навеки сохранится в истории
обороны города прекрасный мужественный
облик ленинградского учителя, Они идут
вместе, рядом, и они стоят один другого
учитель и ученик. И тот в другой из
мёрзлых квартир, сквозь стужу и снежные
заносы шли, иногда километров за 5—7, а
то и 10, в такие же мёрзлые, оледеневшие
классы, и одни учили, а другиё учились.

В июне я был приглашён в одну‘из школ
на собрание учащихся и преподавателей де-
сятых классов этой и соседних школ. Весь
фасад здания был побит осколками снаря-
дов. Стёкла наполовину вылетели и были“
заменены фанерой, передний вход закрыт.
Весь двор школы был разделан под огород,
зелень только ещё всходила. Помещенае
школьной библиотеки было. полно учащихся
и преподавателей. Молодые люди, семна-
дцатилетнего возраста, особенно девушки,
были уже то, что называется, в полной
форме, некоторые же из юношей ещё несли
на себе следы лишений. Но это была уже
обычная наша молодёжь” цельная, жизне-
радостная, пытливая. У учителей, особэнно
У стариков, вид был не. то что измождён-
ный, но усталый, они медленно, я бы ска-
зал, экономно двигались, и только глаза с
их живым и умным блеском, вдруг словно.
освещавшим худые, тёмные лица, говориля
© том, какая великая сила духа управляла
поступками этих людей.

В беседе возник вопрос о так называемом
«новом человеке». Нельзя было без волне-
ния слушать, как мои собеседники старше-
го и младшего поколений говорили о но-
вом человеке, как о мечте будущего, как
о чём-то таком, чего ещё нужно достичь,
не подозревая; что они-то и есть живые но-
вые люди, каждый шаг которых в Великой
Отечественной войне нашего народа осве-
щён светом самых больших мыслей и дел,
какие только знало человечество;

нисан носноннно оао нооониенововоноее

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

3 стр.

12 мая 1943 г.