ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

° Успехи Красной Армин стали возможными благодаря правильной
стратегии и тактике советского командования, благодаря высокому
моральному духу и наступательному порыву наших бойцов и командиров,
благодаря хорошему оснащению наших войск первоклассной советской
военной техникой, благодаря возросшему искусству и выучке наших
артиллеристов, миномётчиков, танкистов, летчиков, связистов, саперов,
пехотинцев, кавалеристов, разведчиков.

(Из приказа Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского Союза товарища И. СТАЛИНА).

SSE ee ae) ae

Орган Центрального и Московского Комитетов ВЛКСМ

He 105 (6816)   man 1944 Г Wea 20 Kon

ЗА ПОЛНЫЙ РАЗГРОМ ВРАГА!

Четверг, 4

ЕВ EST

ЗН coe) oP

SS eee

Указ Президиума Верховного Совета CCCP Указ Президиума Верховного Совета СССР

ЗАРА. > > <

По всей нашей стране и далеко 3a ee
пределами разнеслись мудрые слова перво-
майского приказа Верховного  Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина.

(; чувством великого удовлетворения,
словами горячей благодарности, искренним
зеланием. и непреклонной решимостью
ускорить разгром врага встретил советекий
изрод, и вместе с ним вся наша молодежь,
замечательный сталинский анализ истори-
ческих побед Красной Армии на фронте и
зеликих успехов советских рабочих, кол-
хозников и интеллигенции в тылу.

Более года ведет Красная Армия почти
утепрерывное наступление против врага. За
вто время наши войска отбросили! гитлеров-
хкие полчища от Волги до Серета, от пред-
торий Кавказа ло Карпат. В ходе наступле-
лия Красная Армия вызволила из фашист-
ского рабства десятки миллионов советских
зюдей: освободила от немецких захватчи-
ков почти всю Украину, Молдавию, Крым,
Ленинградскую и Калининскую области,
значительную часть Белоруссии; возврати-
за Родине богатейшие промышленные и
сельскохозяйственные районы; вышла к на-
шим государственным границам с Румы-
лией и Чехословакией и продолжает теперь
тромить вражеские войска на румынской
территории.

Эти выдающиеся успехи Красной Армии
стали возможными благодаря правильной
стратегии и тактике советского командова-
ния, благодаря высокому моральному духу
и наступательному порыву наших бойцов
и командиров, благодаря хорошему оснаще-
нию наших войск первоклассной советской
боевой техникой, ‘благодаря возросшему
искусству и выучке советских воинов, ма-
стеров различных видов оружия.

Товарищ Сталин в своем приказе пол:
черкнул также, что этим успехам Красной’
 Армий в значительной степени солейство-
тали наши великие союзники, Соединенные
Штаты Америки и Великобритания, кото-
рые своими действиями против гитлеров-
ской Германии отвлекают от нас значитель-
ную часть немецких войск, снабжают нас
весьма ценным стратегическим сырьем и
вооружением, подвергают систематической
бомбардировке военные 0б’екты Германии,
подрывая ее военную мощь.

«Но успехи Красной Армии, — говорит
дальше товарищ Сталин,— могли бы она-
заться непрочными и они были бы сведены
на нет после первого же серьезного контр-
удара со стороны. противника, если бы Крас-
ную Армию не подпирали с тылу весь наш
советский народ, вся наша страна». Высо-
ную оценку дал в первомайском приказе
великий вожль и полководец нашего народа
трудовым успехам советских рабочих, кре-
стьян, интеллигенции -—в особенности
женщин, имеющих неоценимые заслуги в
теле защиты Отечества, — самоотверженно
работающих в интересах фронта, мужест-
венно переносящих все трудности военного
времени, вдохновляющих на ратные под-
виги воинов Красной Армии.

В результате успешного наступления
Жрасной Армии фашистская Германия стоит
на краю своей гибели. Даже гитлеровские
<союзники» отчетливо увидели, что немец-
тие фашисты проиграли войну. Вот почему
хивотный страх и смятение царят ереди
румынских, венгерских, финских и болгар-
ских сподручных Гитлера. У Румынии, Вен-
трии, Финляндии и Болгарии есть только
одна возможность избежать катастрофы:
разрыв с немцами и выход из войны. Пер-
вомайский приказ товарища Сталина зву-
чит, как суровое предупреждение народам
этих стран, «И чем. скорее народы этих
стран поймут, в какой тупик завели их
гитлеровцы, чем быстрее прекратят они
всякую поддержку своих немецких порабо-
тителей и их сподручных-квислингов В
своей собственной стране, тем меньше
жертв и разрушений понесут эти страны
от войны, тем больше они могут рассчиты-
вать на понимание демократических стран»
(И. Сталин). $

Великие исторические задачи ставит при-
каз товарища Сталина перел советским наро-
дом и его Красной Армией. Эти задачи пели-
Ком вытекают из сталинского анализа воен-
ной и политической обстановки.

Красная Армия очистила от вражеской
нечисти 34 охкупированной советской зем-
ли и вышла на наши государственные гра-
ницы на протяжении более 400 километров.
Но это лишь часть решения великой и благо-
родной задачи освобождения родной земли.
«Дело состоит теперь в том, чтобы очи-
стить от фашистских захватчинов всю
нашу землю и восстановить государствен-
ные границы Советсного Союза ПО ВСЕЙ
ЛИНИИ от Черного моря до Баренцева моря»
(Стали). у

Но наши задачи, как подчеркивает это
товарищ Сталин, не могут ограничиваться
изгнанием гитлеровских полчищ из преде-
лов нашей страны. Раненого немецкого зве-
ps Hato лобать в его же собственной берло-
те — в Германии, кула он вынужден сей-
чае уползать под уларами наших войск.
Зверь может залечить свой раны. Чтобы на-
зотда избавить себя и своих союзников от
опасности порабощения, чтобы освободить

из фашистской неволи наших братьев по-
ляков, чехословаков и другие союзные нам
народы Западной Европы, находящиеся пол
пятой гитлеровской Германии, необходимо
беспощадно и неотступно преследовать и,
наконеп, добить врага.

Решение этой задачи, как указывает то-
варищ Сталин в приказе, еще более труд-
Hoe дело, чем изгнание немецких войск из
пределов нашей страны, и решить ее
можно лишь путем совместных ударов с Во-
стока -—— силами советских войск и с Запа-
13 — силами войск наших союзников, (06-
хнненных Штатов Америки и Великобрита-
Ни.

Великие исторические перспективы 06-
рисовал перед советскими людьми товарищ
Сталин. Но советский народ — народ-
богатырь, которому подобные задачи по пле-
чу. Вот почему каждое слово первомайского
приказа товарища Сталина наполнено вели-
кой верой в силы советского народа, верой в
нашу окончательную и близкую победу над
гитлеровской Германией.

«Отечественная война поназала, что с9-
ветский народ способен творить чудеса и
выходить победителем из самых тяжелых
испытаний. Рабочие, колхозники, советсная
интеллигенция, весь советский народ пре-
исполнены решимости ускорить разгром вра-
га, полностью восстановить  разрушенное
фашистами хозяйство, сделать нашу стра-
ну еще более сильной и зажиточной».
(И. Сталин). :

Эта высокая оценка усиляй советского
народа, данная в приказе товарища Сталина,
He может не взволновать каждого патриота
нашей Родины. Каждый спрашивает себя:
а все ли я сделал, чтобы и впредь оправ-
дать эту высокую оценку, и что должен я
слелать, чтобы сражаться еще, лучше, ра-
ботать еще продуктивнее?

Вместе со всем советским народом наша
молодежь с воодушевлением встретила при-
каз товарища Сталина- На многочисленных
митингах и собраниях советские юноши и
хевушки выражают свои горячие патрио-
тические чувства, заверяют партию и пра-
вительство в своей готовности отдать все
силы для выполнения исторического при-
каза.

Молодые воины клянутся еще беспощад-
нее бить врага, еще искуснее овладеть бое-
вой техникой. Молодые рабочие и колхоз-
наки обязуются умножить успехи социали-
стического соревнования. чтобы еще боль-
ше давать фронту вооружения, боеприпасов,
продовольствия.

— Приказ товарища Сталина указывает
нам путь к окончательному разгрому гер-
манской армии, заявил на митинге охно-
го из подразделений 3-го Украинского фрон-
та Герой Советского Союза старший лей-
тенант Сухоненко.—Самоотверженно выпол-
няя этот приказ, мы добъем черную фашиет-
скую гадину.

Так лумают, так чувствуют, так уже
действуют бойцы и офицеры нашей герои-
ческой Красной Армии!

На митинге горняков шахты Ново-Муш-
кетово (Сталино) взволнованную речь про-
изнесла комсомолка Мария Медведская. Она
сказала:

— Rorza Красная Армия освободила наш
поселок, я на другой же день спустилась в
шахту, чтобы добывать уголь для страны.
З» мной последовали десятки женщин. Труд-
но было в забое, но я добилась своего и
стала мастером угля... Прочитав первомай-
ский приказ нашего любимого вождя, я даю
слово работать еще напряженнее, в мае вы-
работаю не менее двух месячных норм.

Так говорят, так думают, так уже дей-
ствуют тысячи и тысячи молодых стаха-
новцев, колхозников, интеллигентов —
патриотов нашей Родины. :

Новый патриотический под’ем советских
люлей, вызванный приказом товарища

тием, ралостно взволновавшим весь наш на-
род, с учреждением новых медалей — «3a
оборону Москвы» и «За оборону Кавказа».

Героическая оборона Москвы осенью 1941
гола и героическая оборона Кавказа осенью
1942 гола— как и оборона Ленинграда и
Сталинграда, Севастополя и Одессы, — за-
нимают свое. особое место в истории Отече-
ственной войны, являются одними из са-
мых славных ее страниц. Учреждение новых
мелалей — еще одно свидетельство могу-
шества нашего нарола, его способности
совершать великие, героические подвиги во
славу своей любимой Отчизны.

Почетные медали украсят грудь многих
молодых защитников Москвы и Кавказа —
бойцов и офицеров Красной Армии, рабо-
чих, колхозников и интеллигентов Москвы,
Ставропольщины и Кубани, Северо-Осетин-
стой и Кабардинской автономных респуб-
лик. Вместе с ними сегодня радуются мо-
лолые патриоты всего Советского Союза
радуются, гордые их замечательными. под-
вигами, совершенными во славу нашей лю-
бимой матери-Рохины.

Воолушевленные историческим приказом
товарища Сталина, согретые новым прояв-
лением великой заботы партии и правитель-
ства, советские люди готовы отдать все свои
силы для достижения окончательной победы
нал ненавистным врагом.

Е.
Награждение орденами и медалями за успешную работу

по разгрузке и отправке импортных военных
и продовольствия, поступающих через северные порты С

За успентую работу по разгрузке и от-
правке импортных военных материалов и
продовольствия, поступающих через север-
ные порты СССР, Указом Президиума Вер-
ховного Совета СССР награждены:

орденом Ленина — В. В. Бассаргин, ад-
мирал А. Г, Головко, инженер-контр-адмирал
Н. П. Дубровин, генерал-майор А. А. Заба-
луев, вице-адмирал С. Г. Кучеров, генерал-
лейтенант Т. И. Шевалдин и другие» всего
23 человека:

орденом Красного Знамени — 17 человек;

материалов

ССР

орденом Отечественной войны   степе-
ни — 12 человек;
орденом Отечественной войны И степе-
ни — 33 человека;
орденом Трудового
91 человек; з а а
орденом Красной Звезды — чел
sian «Знак Почета» —— 246 человек:
медалью «За трудовую доблесть» — 277
ловек;
i медалью «За трудовое ТЕ 509

человек. CC).

Красного Знамени —

Об учреждении медали «За оборону Москвы»   Об учреждении медали «За оборону Кавказа»

‹ 1. Учредить для награждения участников героической обороны Мо-
сквы медаль «За оборону Москвы».
2. Утвердить Положение о медали «За оборону Москвы».
3. Утвердить описание медали «За оборону Москвы».
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

1. Учредить для награждения участников героической обороны Кав-
каза медаль «За оборону Кавказа».
2. Утвердить Положение о медали «За оборону Кавказа»:
3. Утвердить описание медали «За оборону Кавказа».
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

Москва, Кремль. 1 мая 1944 г.

ШО ЛО н м Е
о медали «За оборону Москвы»

Т. Медалью «За оборону Москвы» на-
граждаются все участники обороны Моск-
вы — военнослужащие Красной Армии и
войск НЕВД. з также лица из гражданского
населения, принимавшие непосредственное
участие в обороне.

2. Вручение медалей производится от
имени Президиума Верховного Совета СССР
на основании локументов, удостоверяющих
фазтическое Участие в обороне Москвы,
выдаваемых командирами частей, началь-
никами военно-лечебных заведений и Mo-
сковскими областным и городским Совета-
ми депутатов трулящихся.

3. Вручение производится:

лицам, находящимся в войсковых ча-
стях Красной Армин и войск НКВД, — ко-
мандирами войсковых частей, а лицам, вы-

бывшим из состава армии, — областными,
городскими и районными военными комис-
сзрами по месту жительства награжден-
вых:

лицам из гражданского населения—уча-
стникам обороны Москвы — Московскими
областным и городским Советами депутатов
трудящихся,

4. Медаль «За оборону Москвы» носит-
ся на левой стороне груди. При наличии
орленов и других медалей медаль «За 0бо-
pony Москвы» (или лента ее в случае но-
тения без мелали) располагается после ме-
лали «За оборону Ленинграда».

5. Мелаль «За оборону Москвы» лиц,
погибших в боях при обороне или умерших,
передается семье награжленного вместе с
улостоверением Е медали.

ОПИСАНИЕ _
медали
«За оборону Москвы»

Медаль «За оборону Москвы» изготов-
ляется из латуни и имеет форму правиль-
ного круга диаметром 32 ми.

На лицевой стороне мелали кремлевская
стена. На фоне кремлевской стены изобра-
жен танк с группой бойцов на нем: в ле-

вой части— изображение памятника Минину

п Пожарскому и в правой части медали—
башня.

Над кремлевской стеной вилнеется ку-
пол здания Правительства с флагом, на фла-
ге серп и молот; нах куполом силуэты ‹а-
молетов.

В верхней части медали по окружности
падпись: «За оборону Москвы».

В нижней части по окружности лавро-
вый венок, у нижних концов ветвей пяти-
конечная звездочка.

На оборотной стороне мелали надпись:
«За нашу Советскую Родину». Над над-
писью изображение серпа и молота.

Все надписи и изображения выпуклые.

Медаль при помощи ушка п кольпа со-
елиняется с пятиугольной колодочкой, по-
крытой шелковой муаровой лентой шири-
Бой 24 мм.

На ленте три продольные оливковые по-
лоски шириной 5 мм каждая и две Kpac-
ные полоски шириной 4 мм каждая. Края
ленты окантованы узенькими красными
полосками.

Москва, Кремль

Вверху — лицевая сторона медали,
внизу — оборотная.

поло
о медали «За о

1. Медалью «За оборону Кавказа» на-
‘граждаются все участники обороны Кавка-
за — военнослужащие Красной Армии, Во-
енно-Морского Флота и войск НКВД, а так-
же лица из гражданского населения, ‘прини-
мавшие непосредственное участие в обороне.

2. Вручение ‘медалей производится от
имени Президиума Верховного Совета
ССОР на основании документов, улостове-
ряющих фактическое участие в обороне
Кавказа, выдаваемых командирами войско-
вых частей, начальниками военно-лечеб-
ных заведений, Ставропольским и Красно-
ларским Советами депутатов трудящихся,
Презилиумами Верховных Советов Северо-
Осетинской АССР и Кабарлинской АССР.

3. Вручение производится:

лицам, находящимся в войсковых частях
Красной Армии, Военно-Морского Флота и
войск НЕВД,-— командирами войсковых ча-

oh don ly Mo

борону Кавказа»

стей, а лицам, выбывшим из состава ар-
иии,—— областными, городскими и районны-
ми военными комиссарами по месту эд-
тельства награжденных;

лицам из гражданского населения —
участникам обороны Вавказа—Ставрополь-
ским и Краснодарским краевыми Советами
тепутатов трудящихся и Президиумами
Верховных Советов  Северо-Осетинской
АССР и Кабардинской ACCP. :

4. Мелаль «За оборону Кавказа» носит-
зя на левой стороне груди. При наличии
орленов и других медалей мелаль «За 060-
рону Кавказа» (или лента ее в случае но-
шения без медали) располагается после мё-
дали «За оборону Сталинграда».

5. Медаль «За оборону Кавказа» лиц,
погибших в боях при обороне или умер-
тих, передается семье награжденного вме-
сте с удостоверением в медали.

ОПИСАНИЕ
медали
«За оборону Кавказа»

Медаль «За. оборону Кавказа»  изготов-
ного круга лиаметром 32 мм.

На лицевой стороне медали изображен
Эльбрус.

В нижней части-у подножия горы неф-
тяные вышки и группа движущихся тан-
ков. Над вершинами горы виднеются силуэ-
ты самолетов. В верхней части медали по
окружности надпись «За оборону Кавказа».

Медаль окаймлена фигурным ободком, на
котором изображены  грозлья_ винограда и
цветы. В верхней части ободка пятиконеч-
ная звездочка: в нижней части ободка лента
е буквами «СССР» и изображением серпа и
иолота между ними. у

На оборотной стороне медаля надпись:

Mexax при помощи ушка и кольца соеди-
няется с пятиугольной колодочкой, покры-
той шелковой муаровой оливкового цвета
лентой шириной 24 ми.

В середине ленты две белые полоски ши-
риной 2 ни каждая, разделенные оливковой
‘полоской такой же ширины.

По краям ленты синие полоски шириной
2,5 мн каждая.

внизу — оборотная.

Сталина, совпал с0 знаменательным собы-

Председателю Государственноло

_ Комитета Обороны
товарищу СТАЛИНУ

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Оперативная сводка за 3 мая

В течение 3 мая на фронтах существенных изменений не произошло.
За 2 мая наши войска на всех @ронтах подбили и уничтожили 58 немецких.
танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 38 самолетов

Локладываем Вам, Иосиф Виссарионович,
что строители и монтажники  стройтреста
№ 20 Наркомавиапрома и коллектив завода
№ 268, выполняя задание партии и прави-
тельства, закончили строительство и ввели
в эксплоатацию первую очередь Уральского
металлургического завола № 268 по произ-
водству проката и титамповок из алюжиние-
вых сплавов, необходимых для обеспечения
выпуска самолетов и авиационных моторов.

Завод приступил к выпуску готовой про-
ДУкЦии.

На заводе № 268 построено 80 тысяч
квадратных метров производственных пло-
щадей. Закончены строительством  литей-
ный. профяльно-прессовый, кузнечно-прес-
совый (первая очередь) и прокатный цехи.
В литейном цехе построены, смонтированы
и введены в эксплоатацию крупные электро-
плавильные нечи для плавки алюминиевых
сплавов. В профильно-прессовом и кузнечно-
прессовом цехах смонтированы и введены в
эксплоатацию мошные = гидравлические
прессы, комплектно с насосно-аккумулятор-
ными установками, нагревательными и тер-

ническими печами и вспомогательными ме-
ханизмами.

Под Вашим мудрым руководством славная
героическая Красная Армия беспощадно
громит поллых захватчиков, посягнувших
на честь и независимость наней любимой
Родины. Победы, одержанные Красной Ар-
мией, воодушевляют строителей и коллек-
тив завола на новые трудовые подвиги. Мы
обещаем Вам приложить все силы и уменье,
чтобы еще больше увеличить производ-
ственную мощность завода и обеспечить вы-
пуск изделий, необходимых для  производ-
ства самолетов и авиационных моторов.

Желаем Вам, родной Иосиф Виссарионо-
вич, здоровья и многих лет жизни на сча-
стье и пропветание нашей великой Родины.

Начальник строительно-мантажного
треста № 20 ГЕРАСИМОВ.

Дироктор завода № 268 МАЛЕНОН,
Главный инженер треста МАРКИН.
Главный инженер зазола БАРБАНЕЛЬ.
Секретарь партбюпо треста
ЖЕМЧУЖНИНОВ,

Секретарь партбюро завода ФЕДОРОВ.

ЗАВОД № 268 НАРКОМАВИАПРОМА

товарищам ГЕРАСИМОВУ,

MAJIEHOH, MAPHUHY,

БАРБАНЕЛЬ, ЖЕМЧУЖНИКОВУ, ФЕДОРОВУ.

Поздравляю строителей, монтажников, рабочих, инженерно-техни-
ческих работников и служащих завода № 268’ Наркомавиапрома с
окончанием строительства и вводом в эксплоатацию первой очереди

завода.

Своей напряженной работой Вы создали производственную базу по
выпуску алюминиевого проката и штамповок, необходимых для увеличе-

ния выпуска боевых самолетов.

ь 2

Желаю Вам ‘дальнейших успехов в Вашей работе по освоению 3a-
конченных строительством производственных мощностей и по оконча-

нию строительства второй очереди завода.
: И. СТАЛИН.

противника,
%

=

`Бомбардировка нашей авиацией железнодорожных узлов
Львов и Самбор

В ночь на 3 мая наша авиация хальнего
действия подвергла бомбардировке  скопле-
ния немецких воинских эшелонов на же-
лезнодорожных узлах Львов и Самбор.

На железнодорожном узле Львов бомбар-
дировкой создано до 20 очагов пожаров, в
том числе 5 особенно больших размеров. По-
жары сопровождались взрывами. Взрыв ог-

ромной силы произошел в центральной ча-
сти железнодорожного узла. :

На железнодорожном узле Самбор в pe-
зультате бомбардировки также возникли
крупные пожары. Горели вагоны и платфор-
мы на путях, а также только что прибыв
ший железнодорожный эшелон. Пожар эпе-
лона сопровождался взрывами яркого’ пла-
мени.

* & 8

Удары нашей авиации по аэродромам противника
в районах Станислав, Львов, Роман

2 мая крупные соединения нашей авиа-
ции нанесли массированный удар по аэра-
дромам противника в районах Станислав,
Львов, Роман (Румыния). В момент налета

на этих аэродромах находилось много н6-
мецких самолетов. В результате бомбо-
штурмовых ударов уничтожено более 90 са-
молетов противника. :

+ ях =

Юго-восточнее города Станислав бойцы
Н-ского соединения, отражая атаки про-

тивника, сожгли и подбили 8 танков, 2 са-

моходных орудия и уничтожили до 400 не-
мецких солдат и офицеров. На другом уча-
стке наши разведчики проникли в тыл про-
тивника и ворвались в его траншеи. В ко-
роткой рукопашной схвалке уничтожено не-
сколько десятков гитлеровцев. Захватив
пленных, разведчики вернулись в свою
часть.

# $ +

Южнее города Тирасполь противник пред-
принял атаку, стремясь вернуть потерян-
ные им позиции, Советские бойцы встрети-
ли немцев метким огнем и вынудили их по-
спешно отступить. На поле боя осталось

бслее 200 вражеских трупов. Зенитчики
Н-ской части, охраняя переправу через
реву Днестр, за три дня сбили 11 немец--
ких самолетов.

# * *

Авиация 2 Украинского фронта бомбар-
дировала скопления войск и техники про--
тивника. В результате боевых действий
наши летчики уничтожили большое число
танков и автомашин, подавили огонь 16 ap-
гиллерийских и минометных батарей п
взорвали несколько складов боеприпасов. В
воздушных боях сбито 24 немецких само-
лета,

(Окончание сн. на 2-й стр.).