а

Отклики ‘иностранной nevaril Ht радио
Ha первомайский приказ Верховного Главнокомандующего! *°®
_Маршала Советского. союза тов, И, В, Сталина

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английская печать ука-
зывает сегодня, что первомайский приказ
Маршала Сталина воодушевит миллионы
людей за пределами Советского Союза.

«Таймс» заявляет в редакционной статье,
что приказ «является посланием ко всем
зленам Об’единённых наций и предостереже-
нием для их врагов. Это — взвешенный и
воодушевляющий документ». Газета отмеча-
ет, что для народов вассальных Германии
стран приказ имеет особое значение.

Газета подчеркивает, что бомбарлировки
ЯБЛЯЮТСЯ необходимой прелюдией, но «раз-
Гром германской армии — обязательное ус-
ловие капитуляции Германии».

«Дейли экспресс» приветствует ‘высокую
оценку, данную Сталяным масштабам англо-
американской помощи. «Таким образом, —
пишет газета, — в то время как поибли-
жается решающий час, растут и процветают
взаимное доверие и уважение среди союзных
народов».

«Йоркшир пост» пишет, что в приказе
Сталина «голодные и угнетённые во’ всей
оккупированной Европе прочтут сигнал то-
го, что освобождение и помошь уже при-
ближаются. Для врагов — ‘это смерть’ на-
дежд на раскол Об’единённых наций»,

«Дейли экспресс» в редакционной. статье
пишет, что первомайский приказ Сталина
подчеркивает важность событий, когорые
должны развернуться с берегов Англии. От-
метив, что Сталин в своем приказе рассказал
русскому народу о значении англо-американ-
ской помощи, газета пишет, что «в обеих
странах сердечная похвала Сталина будет
встречена с одобрением». Газета указывает,
что первомайский приказ Сталина способст-
вует росту взаимного доверия и уважения
между союзниками, которые разрушили все
попытки нацистов посеять раздор между
ними. ;

«В преодоленных трудностях, — пишет в
заключение газета, — заключается великий
и назидательный урок. Нации, об’единенные
в настоящее время для величайших совмест-
ных усилий в пелях преодоления наиболь-
него зла, которое когда-либо творилось,
должны работать вместе во время мира так
же, как и во время войны».

Обозреватель лонлонского радио Томас
Кадетт, комментируя первомайский приказ
товарища Сталина, заявляет, что Маршал
Сталин никогда не делает необоснованных
заявлений и всегда говорит о главных мо-
ментах. Он правильно охарактеризовал гер-
манские войска, как раненого зверя, который
вынужден уползать к границам своей бер-
логи — Германии, и предупредил, что необ-
ходимо преследовать немецкого раненого
зверя по пятам и добить его в его собствен-
ной берлоге. Охотники, заявляег обозрева-
тель, хорошо представляют себе, как ведет
себя раненый зверь; они знают, что раненый
зверь особенно опакен и его надо обязатель-
но прикончить. Бывают такие охотники, про-
должает Кадетт, про которых их товарищи
говорят: «Я бы не хотел иттги с ним против
тигра». Но. три охотника — Англия, США и
Советский Союз, — которые преследуют ра-
неного зверя — Германию, знают свои силы
и охотятся вместе.

Отметив слова товарища Сталина о помо-
щи, ноторую США и Англия оказывают Рос-
сии в борьбе против Германин, и указав, что
огромное бремя войны на суше целиком ло-
жится на плечи русских войск, обозреватель
приводит заявление товарища Сталина о
том, что задача освобождения народов Ев-
ропы от гитлеровского ига может быть реше-
на лишь на основе совместных усилий СССР,
Великобритании и США. путем совместных
ударов с Востока и Запада и что только
такой комбинированный удар может полно-
стью сокрушить гитлеровскую Германию

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). «Йоркшир
пост» в редакционной статье, посвященной
первомайскому приказу Сталина, пишет:

Русский военный лидер великодушно
признает, что англо-американское воздушное
наступленйе за последние месяцы значи-
тельно способствовало подрыву боевой
мощи Германии. Но действие этой длитель-
ной кампании систематических бомбардиро-
вок на дух немцев должно значительно
усилиться в связи с советскими успехами
последних месяцев. Эта героическая борьба
Красной Армии, остановившей наступление
врага и затем отбросившей его за пределы
русских границ, поставила нацистов перед
лицом несомненного разгрома. Последнее
триумфальное русское наступление создало
возможности решающих действий, которые
должны быть использованы на обеих сторо-

Заявление Идена о переговорах между командованием союзников

; =

ной ивформации США опубликовало текст
згявления тов. А. Я. Вышинского на пресс-
конференции в Наркоминделе CCCP o co-
ветско-чехословацком соглашении на слу-
чай вступления советских войск на терри-
торию Чехословакии. Ряд газет напечатал
изложение этого заявленая, которое было

транено также американским радио.
ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Все газеты
поместили заявление тов. А. Я. Вышинско-

нах континента, а также на Средиземном
море в ближайшие недели.

Газета «Франс» в передовой статье пишет:
«Приказ Сталина является не только гим-
ном героизму советского народа и его ар-
мии, не только похвалой’ сотрудничеству
союзников. В нем, кроме того, выражена
надежда, воодушевляющая все народы на
пороге нынешнего мая; в нем указывается
предстоящий этап борьбы и способы добить-
ся окончательной победы».

Далее газета подчеркивает, что, как

предусматривает Сталин, освобождение по
ляков, чехословакрв и других народов За
падной Европы будет осуществлено совмё-
слными усилиями и комбинированными ‘дей-
ствиями СССР, Великобритании и Соединен-
ных Штатов Америки. Отметив реализм и
трезвость, которыми проникнут . приказ
Сталина, газета пишет: «Приказ Сталина —
это Подтверждение воли СССР продолжать
борьбу до полного разгрома Германии и
освобождения Европы. Он является доказа-
тельством веры в сотрудничество союзников
и в окончательную победу».

НЬЮ-ИОРК, 2 мая. (ТАСС). Утренние
американские газеты опубликовали   мая на
первых страницах и на видном месте перво-
майский приказ Верховного Главнокоман-
дующего Маршала Советского Союза тов.
И. В. Сталина. В заголовках, пол которыми
опубликозан приказ, газеты попчеркивают
особенно; те места, в которых тов. Сталин
дает оценку англо-американской помощи и
в которых он отмечает, что необходим ком-
бинированный удар с Востока и с Запада
для того, чтобы добить раненого немецкого

ловлонских кругов,
поводу

Отклики в США и Англии на заявленне
А. Я. Вышинского на пресс-конференции
в Наркоминделе СССР

НЬЮ-ИОРК, 2 мая. (ТАСС). Бюро воен-   го на пресс-конференции в Наркоминделе

СССР о советско-чехословацком соглаше-
нии на случай вступления советских войск
на территорию Чехословакии.  Э% заявле-
ние было передано также лондонским ра-
дно. Московский корресповлент агентства
Рейтер воспроизвел отчет об этой пресс.
конференции и привел вопрбсы, заданные
тон. А. Я. Вышинскому, и ответы послед-
него на эти вопросы,

Агентство Рейтер об ответе Англии
по поводу советско-чехословацкого соглашения

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Дипломати-
ческий обозреватель агентства Рейтер пе-
редает, что, по сообщению из авторитетных
английский ответ по
советско-чехословацкого  соглаше:
нкя передан уже советскому послу в Лон-

¥

поне. Английское правительство приветст.
вует соглашение. По заявленаю обозрева.
теля, небольшая запержка английского от-
вета вызвала тем, что считалось желатель-

ным проконсультироваться по. этому вопро-
су с правительством США.

*

Заявление председателя конференции
Международного Бюро Труда

НЬЮ-ИОРК, 29 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Ахсошиэй-
тед Пресс из Филадельфии, председатель
конференции Международного Бюро Труда
ново-зеландюкий послазник в США Ныш на
пресс-конференции заявил, что он привет-
ствовал бы участие советской делегации на
конференции МБТ. Нэш указал, что. «Совет-
ский Союз, повидимому, желает создания
организации Об’единенных наций. Когда
война окончится, мы будем иметь организа-

зверя в его собственной берлоге. Заголовок
газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» гласит:
«Сталин призывает к совместному удару про-
тив нацистов, призывает начать англо-аме-
риканское наступление в то время, как со-
ветские войска ударят с Востока», Газета
«П. М.» поместила приказ тов. Сталина под
заголовком: «Сталин говорит, что задача за-
ключается в том, чтобы убить зверя в его
берлоге».

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Комментируя
первомайский приказ товарища Сталина, га-
зета «Нью-Йорк таймс» в передовой пишет,
что этот приказ показывает, какая огромная
задача все еще стоит перед союзниками.
Газета пишет, что приказ Сталина дает наи-
более авторитетную оценку обстановки, ибо
«благодаря своему опыту Сталин лучше, чем
кто-либо другой, может оценить как силу,
так и слабость врага»,

Какаясь пункта приказа товарища Сталина,
Mle говорится, что вызволение из немецкой
неволи народов оккупированных стран яв-
ляется более трудным делом, чем изгнание
немецких войск из пределов СССР, газета
пишет, что это «является также мощным
аргументом в пользу установления тесного
единства всех об’единенных наций как в во-
енной, так и в политической областях, по-
скольку обе они в настоящее время стано-
вятся неразрывными. Слепень единства, ко-
торой нам Удалось достигнуть, в основном
определит скорость достижения победы».

По словам газеты «Балтимор сэч», приказ
Сталина «является многозначительным заве.
рением в том, что дух сотрудничества ме-
жду союзниками продолжает расти, несмо-
тря на прошлые ‘трудности и попытки про-
паганды. противника внести раскол между
Советским Союзом и его западными союзни
ками».

Радиокомментатор Генлё заявил, ‘зто за-
мечание Сталина о важном вкладе США и
Англии в войну показывает, что Ст. яв-
ляется великим политическим руководите-
лем и реалистом. И

Газета «Стар леджер» (выходит в Ныо-
Арке) пишет: «Приказ Сталина свидетель:
ствует о правильном понимании силы и сла-
бости. противника Сталин знает, что влага
нельзя быстро разбить, если враг ведет
борьбу только на одном фронте, но Стайин
знает также, что враг не сможет долго вы:
держать, если он окажется вынужденным

я одновременно на двух фронтах».

МЕКСИКО, 2 мая. (ТАСС). Столичные

СТОКГОЛЬМ, 3 мая. (ТАСС). По сведе-
ниям, поступающим из Германии, среди на-
селения страны все шире распространяются
пораженческие ‘настроения. Даже среди
видных, занимающих весьма ответственные
посты гитлеровцев крепнет убеждение в
том, что Германия уже проипрала войну и
что в лучшем случае ей удастся оттянуть
еще на некоторое время свой полный крах.

О царящей в Германии крайней нервоз-
ности свидетельствуют сообшения шведской
газеты «Сюдсвенска дагбладет», которая
пишет: «По многим улицам Берлина патру-
лируют вооруженные отряды гестаповцев,
которые следят за порядком и проверяют
документы у солдат, приезжающих в от-
пуск. Это связано с тем, что многие сол-
даты, прибывшие с Восточного фронта,
предпочитают скрываться. Скрывающихся
солдат стало так много, что в Берлине
пришлось ввести непрерывное патрулирова-
ние на улицах. По сообщению датского
пресс-бюро, 28 апреля в Фредериции (Да-
ния) выпрыгнуло из поезда несколько гер-
манских солдат, которые намеревались де-
зертировать. Только двум из. них удалось
скрыться».

Стокгольмский корреспондент газеты
«Гетеборге  хандельстиднинг» сообщает,
что среди германских войск в Дании также
господствует крайняя нервозность.

Для борьбы с пораженцами гестапо при-
нимает жестокие репрессивные меры. Так,
швейцарская газета «Журналь де Женев»
в статье, озаглавленной «Борьба с пора-
женческими настроениями в Германии», пи-
щет, что фашисты осуществляют новые ре-
прессии в стране в связи с усилившимися
пораженческими — настроениями. Нужно

Японский профессор о.

НЬЮ-ЙОРК, 1 мая. (ТАСС). Стокгольм-
скай корресповдент газеты «Нью-Йорк
таймс» передает беседу с бывиим работни-
ком японского посольства в Берлине про-
фессором Сакимура, который решил боль-
ше не возвращаться в Берлин. По словам
корреспондента, Сакимура работал в япон:
ском посольстве в Берлине с 1941 г. до
конца 1943 года, когда он посетил Швецию

мексиканские газеты опубликовали подо ог-
ромными заголовками подробчое изложение
первомайского приказа тозарища Сталина.
Комментируя этот приказ, правительствен-
ный орган «Эль насиональ» пишет: «Един-
ственной возможностью разгромить Герма-
нию является одновременный удар с Востока
и с Запада». р

Газета «Эль популяр» подчеркивает, что
«решающим ударом по Гитлеру н его сател-
литам коалиция может навсегда покончить
с фашизмом».

и французской военной миссией

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, Иден заявил сегодня в
палате общин, что в соответствии с заявле-
нпем государственного секретаря’ СИТА
Хэлла, сделанным им 9 апреля относитель-
но управления освобожденной Францией, в
настоящее время происходят переговоры
между верховным командующим союзников
н Французской военной миссией в Англли,
возглавляемой генералом Кенигом. Перего-
воры имеют целью разработку детальных
соглашений. Иден подчерквул, что англий-
ское правательство полностью согласно с
заявлением Хэлла.

Отвечая на вопрос лейбориста Мартина,
явится ли’ Французский Комитет Нацио-
нального Освобождения той властью, кото-
рая будет действовать в освобожденной
Франции, Иден сказал: «Да, мне не извест-
на какая-либо другая власть, кроме Виши,
а мы не имеем никаких намерений иметь
дело с Виши при любых обстоятельствах:
Дело французского народа в свое время
самому избрать правительство, как это не-
олнократно заявляли лидеры Французского
Комитета».

Заявление государственного департамента США
о результатах переговоров с Испанией

ВАШИНГТОН, 1 мая. (ТАСС). Государ
ственный департамент США опубликовал
заявление, в котором говорится, что после
длительного периода переговоров с иснан
ским правительством американское и англий
ское правительства получили от испанского
правительства заверения, ‘которые позво
ляют урегулировать некоторые неразрешен
ные вопросы. Испанское правительство- со
гласилось выслать некоторых, конкретно
указанных агентов оси из Танжера, испан
ской зоны в Северной Африке н испанского
материка, закрыть германское консульства
и другие учреждения .оси в Танжере, освобо
дить некоторые итальянские торговые суда,
интернированные в настоящее время в испан
ских водах, и передать на арбитраж вопрос
об освобождении итальянских военных ко
. раблей, интернированных в испанских водах
В заявлении указывается, что испанское пра
вительство отозвало все испанские военные
силы с Восточного фронта и согласилось
резко сократить экспорт вольфрама в Герма
нию в течение оставшейся части года. «Од-

ной из наших целей, — говорится в заявле-
нии,—было в этих переговорах лишить Гер-
манию испанского вольфрама. Соглашение
достигнуто на базе неполного эмбарго на
экспорт вольфрама в силу настоятельной
просьбы английского правительства с целью
добиться немедленного соглашения». По
урезанной программе. продолжает заявление,
в Германию может быть отправлено из Ис
пании «не больше чем по 20 тонн вольфрама
в мае и июне. После этого срока в течение
оставшейся части года экспорт не должен

и не пожелал возвратиться в Берлин. Са-
кимура работал экспертом при яповской

промышленной комиссии з Берлине В на-

стоящее время он находится в медицинском
неституте в Стокгольме и существует на
средства Шведското академического инсти-

тута, специально выделенные для бежен-
цев.

По словам корреспондента, Сакимура за-
явил, что война вызвала огромное напря-

жение в германской промышленности и за-
ставала немцев зв течение долгого времени

целиком использовать всю имеющуюся
сталь для производства вооружения. Пре-

цию Об’единекных наций. У нас не может
быть одновременно Об’единенных наций и
Лиги наций». «Я считаю. — сказал Нэш, —
что Советский Союз пемедленио присоеди-
нится к такой организации».

Нэш к этому добавил: «Международное
Бюро Труда не может работать в течение
длительного срока без участия прелставите-
ля одной из крупнейших стран. Работать без
Советского Союза будет почти невозможно».

Широкое распространение пораженческих настроений в Германии

очень немного, чтобы быть арестованным в
Германии: для этого достаточно пустяко-
вого замечания, сделанного на улице илн
на заводе, достаточно во время ночной
бомбардировки или же утром, копда восхо-
дяшее солнце освещает руины, произнести
гитлеровское приветствие с небольшой
усмешкой. °

Газета считает, что в среднем в каждом
крупном городе южной части Германии
происходит 3 казни в неделю за поражен-
ческие настроения. С особенно болышим
подозрением германские власти относятся
к иностранным рабочим. Власти обвиняют
чзюстранных рабочих в сигнализации ан-
гло-американским самолетам во время на:
летов. За последнее время, пишет газета —
немецкие власти помещают на страницах
печати многочисленные предупреждения о
том, что против распространителей пора-
женческих слухов будут приняты строгие
меры. Все это, по словам газеты, показы-
вает, что гитлеровцы всерьез встревожены
положением, создавшимся на внутреннем
фронте в Германии.

По полученным сведениям, гестапо, стре-
MACb воспрепятствовать проникновению’ за
‹границу сведений о нарастании пораженче-
ских настроений в Германии, берет у всех
от’езжающих в Швецию немцев, в том чи-
сле и у крупных чиновников и видных гит-
леровцев, подписку в том, что они при каж-
дом удобном случае будут уверять шведов
в «непобедимости» Германии. Многие швз-
ды говорят по этому поводу, что плохи
дела у чемцев, еслчя они вынуждены де-
лать своим соотечественникам подобные
внушения и прибегать к таким трюкам,
чтобы внушить веру в силу Германии.

положении в Германии

крашено всякое производство стальных из-
пелий для гражданских вужд. Основной
проблемой для германской промышленности
является нехватка угля. Гермавия имеет
огромные запасы угля, но не может добы-
вать его в достаточно крупных масштабах
ввиду нехватки квалифицированных  гер-
мавских рабочих. На иностранных рабочих
немцы, как правило, не могут полагаться,
в эта рабочие работают не энергично.

Как указывает корреспондент, Сакимура
предлагает Англяя и Америке свои услуги
в борьбе против Германии. Сакимура при-
знает, что державы оси не могут выяграть
войну. Он заявляет, что среди других при:
чин, по которым он решил покинуть япок-
ское посольство, было то, что японский `по-
сол в Берлине генерал Осима является
рьяным поклонником Гитлера и запрещает
малейшую критику по адресу Гитлера, на-
цистов и германской армия, а это, по сло-
вам Сакимура, «серьезно противоречит
ястанным интересам Японии».

Положение

СТАМБУЛ, 1 мая. (ТАСС). По полученным
здесь сведениям, правящие круги Болгарии
тщетно пытаются заглушить нарастающие
в стране антиправительственные и антигёр-
манские настроения. Министры и депутаты
продолжают выступать в прозинция с реча-

ми, в которых безуспешно стзраются оправ-

дать нынешнюю политику Болгарии. Вла-

сти заставляют население являться на эги

‚в Болгарии

СОФИЯ, 1 мая. (ТАСС). Вновь назначен:
ный директор болгарской полации Димчо
Соколов отдал приказ, согласно которому
в Софии и других крупных городах весь ав-
тотранспорт ‘должен покидать город до на
ступления так называемого «полицейского
часа» (18 час. 30 мин.) и возвращаться толь-
ко на следующий день утром. Вторым пра

собрания в обязательном порядке. Перед! казом установлен строгий контроль за пе:

тем как представитель властей выезжает
в то илн иное село, старосте села дается
предписание привести крестьян на собрание
и следить за тем, чтобы во время выстунле-
ния представнтеля ‘властей не произошло
«нежелательных» инцидентов и чтобы слу-
шатели не задавали «каверзных‘ вопросов».
Министры выезжают теперь в уезды в со-
провождении усиленной охраны.
Обстанозка в стране напоминает осадное
положение. Административная жизнь  стра-
ны дезорганизована. Многие государствен-
ные учреждения до сих пор не работают.
На-днях населению было об’явлено, что
проезд по. железным дорогам ‚допускается
лишь по специальному разрешению военного
министра. В Софии н ее окрестностях двн-
жение автомашин прекрашается с 9 ч. ве-
чера до 5 утра. Газеты «Утро» и «Зора» не
выходят в течение двух недель. Правитель-
ственная газета «Днес» излается
провинции и имеет мизерный тираж:

превышать 40 тонн в месяц, если он вообще
будет практически возможен». ‘

В заявления указывается, что в связи
с заключением соглащения сейчас будет вы-
дано разрешение на возобновление погрузки
нефтяных продуктов на испанские танкеры
в Караибском море и на отправку в Испа-
нию из американских портов некоторого ко-
личества нефтяных продуктов в бидонах
согласно программе, бывшей в силе ‘до при-
остановления таких погрузок.

ЧИСЛЕННОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ

анолийское министерство информации, ан:
глийский министр военного производства
Оливер Литтлтон заявил в своей недавней
речи, что Англия и Британская империя име-
ют под ружьем более 9 млн. мужчин и
500 тыс. жейщин, исключая из этого числа
личный состав отрядов местной обороны
в Англии.

Английские доминионы . вместе взятые

Американская газета о соглашении США и Англии с Франко

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Газета
«П. М.» резко осуждает англо-американское
соглашение с Испанией.

Газета считает лжизыми утверждения
Франко 06 отводе всех испанских воору
женных сил с советского фронта. «Такое
же заявление относительно отвода «Голу-
бой дивизии» с Восточного фронта, — пишет
газета было сделано несколько раз, но

сведения, полученные из  нейтральрых
источников, всякий раз показывалян лжи-
вость этого заявления. Франко просто ме:
нял названия испанских вооруженных сил,
отводил одни частая и заменял их другими
дивизиями, а также соединял испанские
части с германскими войсками. Таким об
разом, франкастскае испанцы продолжают
бороться против союзников Ha русском

фронте».

имеют под ружьем приблизительно 2 млн.
мужчин и женщин. Из этого числа на долю
Канады приходится 750 тыс. человек, Новой
Зеландии — 197 тыс. Южно-Африканского

Союза—271 тыс.. Австрални—800 тыс. чел.
В индийской армии имеется около 8 млн,
индусов, помимо колтингентов, прибывших
из Англии. Английские колонии дали 250

тыс. чел. Численность английской армии
составляет примерно 5.250 тыс. человек..

где-то в   из

редвижением населения по стране. Пере:
движение населения из одного населенного
пункта в другой впредь будет разрешаться
голько по специальным разовым пропускам,
которые будут выдаваться полацией с ука:
занием цели им времени путешествия. В езд
8 Софию, Пловдив, Стару-Загору, Горна-
Оряховица, Русе и Варну разрешается толь:
ко в исключительных случаях. По распоря:
женяю директора полиции произведен рял
арестов и ссылох на прирудительные рабо.
TH лиц, обваняемых в пораженчестве, са:
мовольном уходе с работы, неподчинекии
зсторяжению властей. В числе их жена
бывшего премьера Рацо Петрова, сослан:
ная в кснилагерь по обвянерию в поражен-
ческих настроениях, начальник медицин.
ской службы в Горна-Оряховице д-р Зал-
затор Марко, отправленный на принудя-
тельвые работы в каменоломню за бегство
города по <игиалу воздушной тревоги, и
др.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Главный штаб
зойск союзников в Италии сообщает, что на
основном фронте в Италии и на предмост-
ном укреплении союзников в ряде пунктов
было отражено нескольхо вылазок враже-
ских разведчиков. Патрули союзников про-
цолжали свои операции.

—о—-

Египетская печать о поражении
четников Михайловича в боях
с партизанами в Югославии

КАИР, 30 апреля. (ТАСС). Египетская
печать приводит сообщение штаба Нарол-
но-освободительной армии Югославии 0
сражении партизан маршала Тито с четня-
ками Михайловича. В боях, продолжавших-
ся несколько дней, в районе Яблоница пар-
тизаны нанесли четникам поражение ‘и за-
ставили их отступить.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный -- Д 3-30-56; секретариат — Д 3-36-89 и ДЗ 31-79; отдел Е
ponents резервов — ДЗ-31-96; учащейся молодёжи — Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжы — Д 3-38-38; отдел литературы и искусства — Д 3-31-94; д пропаганды и агитация

стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

иллюстрации — Д 8-30-22; бюро
mo Типография газеты «Правда» имени Сталина,

отдел информации — д 8-33-49;

Д 3-37-22; комсомольской жизни —
военный

Владимир СОСЮРА,

PN АВ да

Он явился в громах и пожарах.
багряный удушливый ae

В о счастья горит и сияет в очах его карих, ’
о веры, любви и надежды под шлемом Аи
Сколько вешних цветов расцвело по садам Beet к ri
Что шумят над Днепром, как в былые счастлив а
Люди, люди идут... И порыв их упрям и Bene? ay

И глаза, как штыки, устремнли на запад они. a

Все их мысли и сны, каждый вздох и биение RPOF i
Каждый шаг и усилье упрямых испытанных ee

Все затем, чтоб страданья не стало иа свете сур 1
Чтобы все расцвело и в лучах засверкало вокруг,
Чтобы вечное солнце свободно и щедро сияло

Первомай наступил,
Зеленея, прошел сквозь

На широких просторах счастливо
Еще пламя гудит и разно

И по воздуху гибель на запад
Мы на запад их шлем. А ужн

Все дороги в крови,

И все шире яснеет от крыльев лазурь ии J
HJLIbOH

Чтоб весна расцвела на земле на м

я — мы сбросим пропахшие дымом шинели,

Будет врем
А теперь мы в

Первомайская песня плывет по ш

й и гордой земли, .
сится грохот металла,
несут корабли. }
очь от лучей убегает, i

но свободна земля OT оков,

милльонов веков,

мы для жизни готовы на смерть.

бою
: ирокой панели,

ь.
А над ней тишина и зажженная звездами тверд

Звезды в сердце моем. Звезды, звезды,

В каждом сердце они...
Цвет вишневых знамен в неоглядном

как звездное море

Праздник радостью встретили мы.
весеннем просторе,

На зеленых полях — ни следа, ни приметы зимы.

Дети вольной земли! С Первым Мая,

друзья боевые!

Мы в степях Украины, куда мы стремились в мечте,
Отходя на восток, покидая селенья родные,
Й на запад идя, возвращаясь к заветной черте,

Мы вернулись сюда... А она вся в цвету,
Хоть в развалинах много таится

Льется песня в лесу, льется песня ве
 Черный путь отступленья. далек,

Украина,

и горя и ран.

сной соловьиной,
отгрёмел он и канул в туман,

В сизый, сизый туман отошел, чтоб назад не вернуться отныне

шли учашиеся 7-го ремес-
ленного училища и команда

щества «Локомотив»
турниром открылся  фуг-
больный
встретились команды  заво-
дов имени Ворошилова, име-
ни Фрунзе, Дома
Армии, «Локомотива». Блиц-

; Никогда, никогда, никогда! Наступает на запад народ.
Яснолица, в лавровом венке, героиня моя Украина,
Ты в века устремляешь свой светлый победный полет.
А с тобою и мы! Черноморские волны, сверкая,
Стелят белую ‘пену, шумят и ложатся у ног...
Ой, отчизна моя, Укранна моя дорогая!

Ой, пветущие вишни, калины у милых дорог!
Мой Крещатик родной! Мы залечим теперь твои раны,
И твои и свои... Я  по Ленинской снова иду...

Скоро свечи зажгут на бульваре Шевченко каштаны,
Все потонет тогда в золотистом весеннем чаду.

Я иду, нет — лечу над святой возвращенной землею,
Снова к ней мы пришли и, как прежде, шагаем по ней.
А на западе бой, и отходит свинцовою мглою . в
Дальше, дальше гроза под гремящим огнем батарей. :
Я глазами целую прохожих и радуюсь с ними,

Всех обнять я хочу, словно мать, Украину обняв,

Пыйду, выйду за Киев, полями пойду голубыми,

А за ними синеют туманные дали дубрав.

А над ними весна... Первомай! Я твоими устами

Всех целую, кто вместе со мной поднимает алеющий стяг,
Первомай наступил. И над битвой грохочет громами
Шаг грядущей победы. — уверенный сталинский шаг.

Перевод с украинского В. ТУШНОВОЙ.

#

Киев,

НА УЛИЦАХ И СТАДИОНЕ

КУМБЫШЕВ, 3 мая. (Наш
корр.). 1 мая шла упорная
борьба за первенство среди
коллектизов спортивного об-
щества «Смена». 15 школ го-
рода участвовали в соревно-
ваниях. Первое место заняла
команда 81-й мужской шко-
лы.
На другой день стартова-
ли команды добровольных
обществ «Трудовые  резер-
вы», Динамо», «Спартак».
Победителями эстафеты вы-

ЯН BARRE

«Динамо».

Вечером на стадионе об-
блиц-
На

сезон. поле

Красной

$

турнир выиграли футболи-
сты завода имечи Фрунзе.

ПАРАД,
ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ

ЕРЕВАН, 3 мая. (Наш
корр.). В дечь 1 Мая на ере-
ванском стадионе «Динамо»
состоялся парад физкуль-
турников, в котором приня-
ли участие шесть тысяч че-
ловек. Затем началикь со-
ревнования по гимнастике и
легкой атлетике. На фут-
больном поле состоялась
встреча между тренирующи-
мися в столине Армении
командами «Динамо» (Ле-
нинграл) и «Трактор» (Ста-
линград).

ТРАДИЦИОННАЯ
SCTA@ETA

КАЗАНЬ, }3 мая, (Наш
корр.). Вчера была проведе-
на традиционная первомай-
ская эстафета на приз газе-
ты «Красная Татария». Бо-
лее 60 команд оспаривали
первенство в первых весен-
них соревнованиях, По
празднично украшенным
многолюдным улицам горо-
да бежали участники эста-
феты — «партакозцы, дина-
мовцы, бойцы частей Казан-
ского гарнизона.

Прнз газеты «Красная Та-
тария» вручен команде ча-
стей Казанского гарнизона.

)

Вступила в строй
новая шахта

Обычно тихая Большая Черкизовская ‚ улица 1 Ми  .
преобразилась: мостовую запрудили автомашины, оди  )
за другим следовали переполненные доотказа трамва’
густой толпой шли пешеходы; все это двигалось К стё
диону «Сталинец». Здесь в 3 часа дня должен начаться
первый весенний футбольный матч между командам
мастеров ЦДКА и «Торпедо».

Наконец настала долгожданная минута. Судья Латы на
шев протяжным свистком вызывает футболистов. По) в
громкие аплодисменты многочисленных зрителей масте yo
ра кожаного мяча появляются на поле: команда ЦДКА
(Никаноров, Базовой, Калинин, Виноградов, Лясковский
Шлычков, Гринин, Бабич, Федотов, 1Щербатенко, Демин]
за ней команда «Торпедо» (Разумовский, Мошкарки
Ремнн, Ильин, Загрецкий, Морозов, Яковлев, Г. Жарко»
Пономарев, Проворнов, В. Жарков).

Команда ЦДКА— чемпион Москвы 1943 года. Команд
«Торпедо»—победитель «Кубка Москвы» 1943 года. Иь
ра с первых же минут принимает острый характер. Ар
мейские футболисты проводят одну атаку за другой
вскоре молодой игрок Бабич забивает первый гол в вс
рота «Торпедо». Затем в эти же ворота влетает второй
мяч, пробитый Деминым. 2:0. Хороший старт. Но эти
счет долго не удержался. Меньше чем за две минут
мяч дважды побывал в воротах ЦДКА. Первый гол 32
бил В. Жарков, второй Проворнов. Перерыв.

Второй тайм. Мощный удар Пономарева. И тепер 1
счет повели футболисты «Торледо». Еще один удар По

=
=

op
TH

номарева, и снова команда ЦДКА вынуждена начать иг.
ру с центра. Прекрасно защищает ворота Никаноров. 0! .
берет труднейшие мячи и спасает свою команду от боле
крупного счета. Армейским футболистам удалось откви
тать один гол. Результат 4:3 в пользу комаиды «Top
педо» остался без изменений до конца этой интересной
встречи. и
На снимке: выход команд на поле. На переднем план
НИ команды ЦДКА лейтенант Григорий ФЕДОТОВ
\слева) и капитан команды «Торпедо» Алексанл.» ПОНО.
МАРЕВ. г
Фото Л. БОРДУКОВА,

‚ Похороны
А. ©. Новикова-Прибоя

ТУЛА, 3 мая. (ТАСС). Строители «Тул-
шахтостроя» сдали в эксплоатацию мощную
шзхту № 7 на вновь осваиваемом Скуратов-
ском угольном месторожденки. Все процес-
сы работы в ней механизированы. Шахта
выдала первые сотни тонн угля,

—о_—-

ПОДАРКИ ДЕТЯМ

КИРОВ, 3 мая. (Наш корр.). Бойцы и
офицеры Н-ской части, где комсоргом
старивий сержант Головков, собрали 93.000
рублей на первомайские подарки детям-си-
ротам, находящимся в Медянском детском

После тяжелой продолжительной болезни
скончался выдающийся созетский писатель
А. С. Нозиков-Прибой.

3 мая был открыт доступ к‘телу покойное
го. Отдать последний долг ему пришли мно’
гочисленные друзья и читатели. У под!
жня постамента, на котором  установлей
гроб, — венки от президиума Союза совет
ских пясателей, Наркомата Военно-Морского
Флота, литературных организаций братских
союзных республик,

На гражданской панихиде с речами высту.
пили писатели Н. Тихонов, К. Фелил, А. Же
ров, представитель Наркомата Boeuiro-Mop

доме Кировской области. На
были приобретены одежда,
предметы. На первомайских

детдоме побывала делегация бойцов и офи-
церов Н-ской части. Гости вр
сиротам подарки. Каждый из
танников детдома получил новые калоши,
ботинки,

тапочки, сапоги или
свитеры, учебные пособия.

отеческую заботу.

отдел — Д 3-36-24;

обувь и другие

Ребята горячю
благодарили воинов Красной Армии за их

Д 3-31-39; отдел жи —
писем — Jk о очей молодёжи

эти средства   ского Флота генерал-майор Рябов; генерал
лентенант А. Игнатьев, охарактеризовазмииие
Новикоза-Прибоя, как замечательного рус
ского писателя-патриота, отдавшего все свой
силы и незаурядный талант делу служения
Родине. х

В 15 часов трёурцая процессия направи’
лась к Ново-Девичьему к. F

: евичьему кладбищу, где co
стоялось. погребение. (ТАСС).

РЕДАКЦИОН НАЯ КОЛЛЕГИЯ —

ЕЕ

торжествах в

учили детям-
120  воспи-

костюмы,

Д 3-34-23; отлел

=

Изд. № 260,