Одна страсть, одно желание горят в сердце партизан — месть. С этим
словом партизан идёт в бой, этим словом начинает свои теплые, ещё неумелые
стихи для отрядного журнала или газеты.

В чащах Полесья, в непроходимых белорусских болотах выходят партизан-
ские журналы. Их создатель — народ, армия народных мстителей Нод носом
у немцев неуловимые партизаны устраивают подпольные типографии, ухитряются
выпускать об’ёмистые журналы. Художники и поэты работают над ними на OuB2-
ках, сменив штык на карандаш, автомат на перо.

На снимке: подпольные партизанские журналы

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

=”

Белоруссии.

(Окончание. Начало см. на 1-й стр.).

т грабили и всячески издевались над мир-

Юго-западнее Одессы наши бойцы подо-  ными жителями. Немецкие власти устано-
брали раненого командира 1 батальона 717   вили чудовищные денежные и натураль-
полка 153 немецкой резервной пехотной   ные налоги. Каждый владелец коровы дол-
дивизии капитана Вилли Шульц. Членный   жен был сдавать все пелученное им MO-
рассказал: «Вечером русские атаковали! локо. У кого сохранилась курица, тот
наши позиции. Атака была так стреми-  обязан был сдавать 200 яиц. Каждый фа-
тельна, что мои подразделения не выдер-  шистекий сатрал грабил колхозников. От-
-жали натиска и в замешательстве отсту-  ступая, немцы сожгли сотни жилых домов,
пили. Впереди солдат бежали офицеры — разрушили молочно-товарные фермы, ферму
Бомандир 2 роты обер-лейтенант Грюн,   племенных тонкорунных овец, колхозные
командир 3 роты капитан Кротэ, командир   пасеки, поломали весь сельскохозяйствен-
4 роты капитан Хемпель. Я был ранен в ный инвентарь. Фашшистские изверги pac-
плечо и не мог подняться. Солдаты и офи-   стреляли колхозника A. A. Hanapexoro 1
церы видели, как я упал, но никто из них   его четырех детей, учителя Богдана Вой-
ве оказал мне помощи. Каждый  думал  деховского, Любу Стахивскую и других

только о себе и спасался как мог. Я про-
«служил 25 лет в немецкой армии, но ни-
котла еще нё видел, чтобы офицеры и сол-
даты вели себя так трусливо. Они теперь,
как огня, боятся окружения русских».

% +*

Ниже публикуется акт о зверствах не-
мецко-фашистских мерзавцев в селах Ту-
ровецкого сельсовета, Воростышевекого
района, Житомирской области: «Захватив

жителей. Много молодежи гитлеровцы уг-
нали на каторгу в Германию.

Освобожденные родной Красной Армией
советские люди сейчас вздохнули полной
грудью. Они восстанавливают разрушенное
немцами колхозное хозяйство и горят же-
ланием помочь Красной Армии скорее ло-
бить неменко-фаптистских мерзавцев».

Акт подписали: майор  Монастырев,
председатель Туровецкого сельсовета Рат-

деревни Туровецкого сельсовета, немцы‘ винский, предеедатель колхоза Кушнари,

НАРОДНАЯ ТРИ

БУНА

кумент! И каждый читатель близко к
сердщу принимает клятву Петра Лукьяно-
ва: «Истреблять буду немцев, пока хватит
моих сил и жизни». :

Таких писем много. Это и понятно. Бой-
цы идут на запад. Они видят сожженные
фашистокими мерзавцами родные города и
села. Они видят трупы замученных гитле-
ровцами мирных советских граждан. И го:
рестное зрелище это наполняет священной
ненавистью душу советских воинов. Они
не могут молчать. Они делятся своими мы-
слями и чувствами на страницах газеты, они
хотят, чтобы все знали, какой перед нами
враг, чтобы все горели ненавистью к нему и
били немцев нещадно.

Горячо любят и уважают воины своих
товарищей, которые умело разят врага.
Естественно, что у них является желание
прославить героев. Пишут в.газету, а че-
рез нее—<емье и землякам отличившегося
бойца. Красноармейская газета «За сча-
стье Родины» ‘поместила недавно такое
письмо. Личный состав подразделения пи-
шет матери Ануфрия Выцыховского: «Ваш
сын-— патриот. и герой». Спустя некоторое
время газета опубликовала ответы матери,
председателя колхоза, колхозников. «Бей-
Tech крепко! Мы с вами!» — заявляют
олносельчане бронебойщика. А мать пишет:

Среди массовых народных праздников День
печати п особое значение как празд-
ник советской культуры, смотр нашей
прессы.

В дни Отечественной войны побтив гитле-
ровской Германии замечательные черты со-
ветской прессы проявляются особенно ярко,
особенно величественню. С помощью газет,
журналов; брошюр, листовок духовные нити
между партией и массами стали еше замет-
ней, ощутимей, выражая нерушимое, кровное
единство партии и народа. Десятки миллио-
вов экземпляров газет ежедневно расходятся
по стране вплоть ло окопов на передовых
позициях и партизанских ртрядов.

Десятки миллионов писем красноармей-
цев, сержантов, офицероз, трудящихся горо-
дов и сел поступают в редакпии газет. В
этих письмах — рапорты боевых и трудовых
побед, ненависть к озверелому врагу, реши-
мость до конца разпромить гитлеровских за-
хватчиков. Это голос народа.

Пасьма публакуются в тысячах фабрич-
но-заводских, районных и центральных га-
зет в тылу, в дивазионных, армейских и
фронтовых газетах Действующей Красной
Армии, а также в многочисленных стенных
тазетах и «боевых листках». Это трибуна
народа. Отсюда вся страна слышит голос

героев-воинов, рабочих и колхозников, го-

лос нашей интеллигенция:

Могучаим боевым отрядом советской
прессы является фронтовая печать. Крас-
ноармейские газеты издаются большами ти-
ражами и состоят из писем бойцов, сержан-
тов. офацеров. Тут нет даже условного
разделения на читателей и писателей. Са-
ма вояны — и читатели и корреспонденты.
Средь них много молодежи. Вот перед нами
комплект красноармейской газеты «На раз-
гром врага». Страница писем воинов роты
орденоносцев. О своих двух днях боя пи-
шет красноармеец М, Рияка, награжденный
орденом Красной Звезды и медалью «За
боевые заслуги». В лесу он увидел взвод
немцев. Они навьючивали на себя маноме-
ты. «Я подал сигнал командиру, — продол-
жает автор. А что дальше делать? Отпол-
зать нет смысла: они могут заметить. Нем-
цы уже уходила. Огнем бы их накрыть! —
полумал я— Самый подходящий момент.
Посмотрел на <вой автомат: три диска. Эх,

` можно  воеваты! И я начал строчить.
Немцы были в одной куче, и первой же
очередью многах я <косил- Потом бросил
гранату. Тут подоспели товарищи. Я на-
чал — они закончали. Мы истребили целый
` ‘немецкий взвод.

Славные боевые подвиги описываются и
остальными  военкорами — красноармейцем
П. Постновым, старшиной Е, Григорьевым и
гвардии капитаном Н. Мельниковым.

Или вот странипа писем красноармейцев
и сержантов о воинском долге. Скромвно и
просто рассказывают скупые строчки о ма-
стерстве и мужестве советских солдат,
сзято выполняющих воинскую присягу Ро-
дине. Через свою газету красноармейцы
делятся боевым опытом, учатся бить врага
наверняка. , ‚.

Волнующее письмо прислал в газету
старший сержант Петр Лукьянов. И оно
нашло: свое место в газете. Вот оно:

«Товарищи мой! Я житель села Соснов-
ки, Брянского района, колхоза «Зеленый
гай». В первые дни войны ушел на фронт
и ничего не знал о своей семье, А недавно
пришло письмо от брата. Слушайте все, что

лелали немцы © моей семьей».

Тут же напечатано письмо Антона
нова:

«Помнишь, браток, поляну, куда Мы во-
лили лошадей з ночное? Вот на этих ме-
стах остановились отдохнуть партизаны.
Были там наш папаша, сестра Маринка,
сват Пашака, сторож Меркул и Сенька —
сын Прова Савельева. У родника сели OT-
дохнуть.

Пока мы сидели так, немцы оцепиля
поляну. Начался бой. Дрались два с лиш-
ням часа. У нас выходили патроны. Отец
обнял меня и Сеньку и сказал: «Умрите,
но доберитесь до наших». Мы поползли в
болото и допоздна просидели здесь.

Немцы окружили наших. Шомполамв
стали сечь Марину, пристрелили Меркула
и Пашаку. Отец еле держался на ногах.
Ой бросился к Маринке, тут немцы его a
закололи».

Какой это волнующий человеческий д-

`Лукья-

«ОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр.

ся у брата, пусть H о нем разнесется по

вых позиций в редакции гражданских га-

торов и инвентаря?» Герой Советского Союза

но тревожимся часто; как в тылу, в колхо-

ганда передовых методов труда в письмах

а сельского хозяйства находит горячий от-
клик масс. Под влиянием писем, нацечатан-
ных в газетах, разгорается могучее социз-

‘po тов. Сливанский получил со всех концов

5 мая 1944 г.

«Пусть и другой мой сын Алексей учит-

нашему селу добрая слава. ,

Дорогие сыны! Народ надеется на вас,
что скоро вы освободите от немца нашу
землю. Не давайте врагу уходить живым,
чтобы во веки веков не было ему пути з
нашту страну». -

Устами матери солдата говорит Родина-
мать, говорит народ, говорит партия. Пс-
тому так сильны и волнующи эти газетные
строчки. d
Обильным потоком идут письма < передо-

зет, а также на фабрики и заводы, в вузы
и школы, где они печатаются в многоти-

ражках, в стенных газетах. Например,
«Курская правда», как и многие друге
газеты, часто публикует такие вести с

фронта. у
Фронтовики спрашивают земляков: «А
как идут ваши дела? Как с ремонтом трак-

Денис Гусельников побывал в гостях дома,
в колхозе «Завет Ильича» Золотухинского
района, «Посмотрел и остался доволен,—
пишет он в тазете.— Дружно работают
люди. Расскажу о нах на фронте. Хотя мы
там ни в чем не нуждаемся, обуты и сыты.

зах работают, вырастят ли хлеб, ‘столько
хлеба, чтобы всей ‘стране хватило? Солдат
думает об этом».

Газеты советского тыла оказывают серь-
езное влияние на под’ем народного хозяй-
ства в условиях военного времени. Пропа-

рабочих-стахановцев, колхозников, борю-
щихся за многопудовые урожая, в статьях
руководителей и специалистов” предприятий

листическое соревнование, растет число
молодежных фронтовых бригад, развивает.
ся советский патриотизм.

В прошлом году в нашей газете было ва-
печатано письмо хирурга Петра’ Сливин-
ского, воспитывающего приемного сына, ко-
торого ослепали немцы-изверги, После это-:

страны 8 тысяч писем! Нелавно его призва-
ле в ряды Красной, Армии, Куда опреде»
леть сына? Но это не оказалось пробле-
мой — 80 славных жеящин-патриоток юбра-
тилась К Петру Сливанскому с горячей
просьбой передать им мальчика на воспи-
тание. Тысячи откликов получают авторы-
фронтовики на свои письма, которые поме-
шщаются в газете. я

Работники большевистской прессы, раб-
селькоры и военные корреспонденты, весь
советский народ с удовлетворением оце-
нят сегодня растущую мощь нашей печати,
укрепление ее связи с массами, ее высо-

кую партийную прачцийиальность в поста-

вовке и освещении коренных задач воен-
ного времени; Печаль, являясь самым
острым и самым сильным оружием в руках
нашей партии, будет и‘\=предь верой и прав-
пой служить своей Родине, поднимать
ярость народную против злейших врагов
Советской страны, помогать партии восни-,
тывать и вести массы к новым победам на

фронте и в тылу.
Н. ГОЛЫШЕВ.

Чрезвычайной Государственной

анию‘ злодеяний неме
произведённых немецко-фашистскими
в Новгородском районе

no установлению. и расследов
О разрушениях и злодеяниях,
захватчиками в ГОР

‘

Древний русский город Новгород немецко-
фашистские захватчики превратили в груду
развалин. Они разрушили исторические па-

„мятники, а часть из них разобрали на по-

стройку оборонительных сооружений.

На обмовании документальных  материа-
лов, свидетельских юказаний, зазлючения
технической экспертизы спепиальная Ко-
миссия в составет председателя тов. Штыко-
ва Т. Ф., членов комиссии — денутата Вер:
ховного Совета РСФСР Белокуровой К. Д.,
председателя Исполкома Новгородекого Го-
родекого Спвёта “Донутатов ^ Трулябихся
Юлина М. В:, члена правления Союза совет-

‘ских писателей Груздева. И. А., предетавите-

_ Разрушение города Новгорода _

До Отечественной войны Новгород являл-
ся крупным научных и культурным цен-
тром. В нем сохранялись исторические” па-
мятники русского искусства и культуры.
ЭЗлесь находились филнал Института исто-
рии Академии наук СССР, музей, учитель

ский институт, медицинский и автодорож- о

ный техникумы, педагогическое училище.
фельхшерско-акушерская и фармацевтиче-
ская школы. —

Немецко-фапгистские захватчики сожгль

и разрушили древний русский город Новго-
род. Из 2.346 жилых домов в городе сохра-
нилось только 40. Фашисты разрушили в
Новгороде. мясокомбинат, хлебокомбинат,
обувную и мебельную фабрики, литейный,
механический, судоремонтный,  лесопиль-
ный, два кирпичных и черепичный. заводы,
судоверфь, фабрику вольных принадлеж-
ностей. железнодорожное лето, ‘ремонтные
мастерские НКИС; вывели из стоя водепро-
вод, водонапорную и водонасоеную стазии:
разрушили все электрохозяйство, городскую
телефонную стапцию, почту, телеграф, ра-
киоузел. т

Туи своем отетуплении фашисты расхи-

тили в Музее пеннейнтие коллекции по ар-.

хеологий, история и искусству, а здание
музея н его художественную галлерею par-

рушили; они разграбили научную библиоте-

ку, редчайшую фототеку и библиографиче-
скую картотеку филиала Института истории
Академии наук СССР; разрушили и сожгли

учительский институт, техникумы, педаго-.

гическое училище, медицинские школы,

5 клубов. 2 кинотеатра, лом Красной Армии,

городской театр на’ 1.040 мест, 3 больницы,

5 амбулатерий, родильный дом, детскую по-
у у

Разрушение исторических памятников Новгорода

Немецко-фапистские вандалы разрушили
и уничтожили в Новгороде величайшие па-

‘мятники древнего русского искусства. В
Георгиевском

соборе Юрьева  монасты-
ря, построенном в начале ХИ века, фапи-
еты разрушили своды и стены башни с0-
бора с фресками ХИ века. .

Софийский собор, построенный в Х[ веке,
ЯВЛЯЛСЯ одним ИЗ древнейших памятников

русского зодчества, выдающимся памятни-
KOM мирового искусства. Благодаря фрескам

ХПИ века, иконам ХП-_ХУЛ веков, древним
иконостасам и другому внутреннему убран-
ству. собор представлял собой сокровищни-
цу древне-русского искусства. Здание со-
бора немцы разрушили. Разрушение сред-
ней главы собора привело в полному унич-
тожению фресок; в северо-западной главе
разрушены купол и часть стены. Во многих
местах пробиты стены, разрушены несколь-
&G сводов и верхняя часть северного порта-
ла. Гитлеровцы полностью разграбили внут-
реннее убранство собора, увезли все иконы
 иконостасов, древние паникадила, в том
числе паникадило, принадлежавшее Борису
Годунову.

Установлено, что ограблением Софийско-
ro собора непосредственно руководил коман-
пир 1-й немецкой авиаполевой дивизии, ге-
нерал-майор Вильке.

Немецкий военнопленный старший еф-
рейтор 5-й роты 2-го батальона Кулик Валь-
тер показал: «13 мая 1943 тола я про-
ходил через Кремль и видел, как немецкие
волдаты снимали с купола церква позоло-
ченные листы. На земле валялиеь листы
размером не менее одного квадратного мет:
ра и толщиной 2—3 миллиметра. Сам ге-
нерал-майор. Вильке стоял у подножья
собора и наблюдал эту картину. Шофер ге-
перал-майора Вильке рассказывал мне, что
Вильке приказал  казначею батальона
Штинцгофу изготовать для него из золоче-

`813».

бооОБНЕНИЕ

ля Мётронолита “Ленинградекого и Новго-
родского — благочинного церквей Ленив-
гралской ^области протоиерея Ломакина
Н. И. заведующего отделом лревие-русского
искусства Тосударственного музея Дмитрие-
ва Ю. Н., начальника государственной ин-
спекции по охране памятников —— архитек-
тора Давыдова С. Н. — установила факты
разрушения города Новгорода и уничтоже-
ния его мировых художественных сокровищ
немецкофапистскими оккупантами, а так-
же совершенных ими злодеяний нал мирны-
лит советскими гражданами и захваченными
ими в плен офицерами и бойцами Прасной
Армии.

ликлинику, 5 летских яслей, главный кор-
пус психиатрической больницы.

Все разрушения в Новгороде произведены
неменко-фаптистскими оккупантами предна-
меренно и по определенному плану, что
подтверждается многочисленными показани-
ями свидетелей.

Немецкий военлопленный, старший  еф-
рейтор 9-Й роты 3-го батальона 1-й авиз-
полевой ливизии Шмидт Пауль показал: «Де
начала сентября 1943 года по правому бе-
регу реки Волхов от Новгорода на Хутынь
производилось бтронтельство новой moccell-
ной хороги. Строительный материал подво-
зился на автомашинах из Новгорода, для
чего специально подрывалиеь амоналом го-

оде Новгороде и
Ленинградской области

Гибель памятника является огромной утра-
той лля русской и мировой культуры.
Более чем лвухгодичное. . хозяйничание
гитлеровцев в Новгороде привёло к разру-
шению целого ряда и других замечательных
памятников древис-русского зодчества,
числе последних особенно пострадали древз
нне башни Кремля; разрушена верхняя
часть северо-восточного угла балини‘ Кокуй,
нижний свод Спасской башни; на 5 башнях
уничтожены покрытия; во Владимирской
башне немцы пробили свод. Немецко-фалии-
стскими захватчиками были также разгром-

лены лревние здания в Кремле, относящие-

ел к ХУ -ХУП векам. Здесь были разме-
щены казармы. солдатские клубы, оружей-
ные мастерские” склады и т. п.

Шо приказу командующего 18 германской
армии, генерал-полновника Линдемана, пе-
мецкие варвары разобрали и подготовили
для отправки в Германию памятник 1000-
летия России, Этот памятник был воздвиг-
нут на Кремлевской площади в 1862 году

по проекту известного русского скульптора

академика Микешина и запечатлевал в’ ху-
дожественных. образах основные этапы раз-
вития нашей Родины до 60-х rogon XIX
столетия. Композицию памятника составля-

‘ли бронзовые фигуры вилнейших, русских
‘тосударственных, общественных и военных

Комиссии

цко-фашистских захватчиков

деятелей, а также выдающихся деятеле]
науни и искусства, являющихся лучшим
предетавителями величия культуры и твор...
ческого развития русского народа.

Гитлеровские варвары разобрали памят-

В пик на части, разбили скульптурные изо-

бражения. Но отправить памятних, ка ме
таллический лом наосплав, Фалгистам ве
удалось. Советские, воилы выбили их HR)
Новгорода.
` Немецкий  военнопленный, старшина
10-й роты 49-го егерского полка 28-й лег.
кой пехотной дивизии читабе-фельдфебель
Иоган Поде показал: «В ‘начале января
1944 года я видел, что памятник был ра.
зобран по частям, каждая часть была залу.
  мерована. Я слышал из разговоров солдат,
  что генерал-полковник Линдеман” приказа
разобрать памятник и перевезти его в Ге].
манию». Другой военнопленный солдат 1-1
роты 1-го батальона 1-й авиаполевой ди.
визии Вальтер показал: «8 января 194:
года я видел, как солдаты снимали фигуры
в нахолящегося в Ёремле памятника, {
слышал, что памятник разбирзется для от.
правки в Германию». ы
Таких показаний, уличающих немецк!”
фашистскую солдатчину в грабеже и ванда-
лизме, имеется немало.

Истребление мирных советских граждан
и военнопленных

родские здания и сооружения».

Из показаний Дерюгиной Пелагеи Нико-
лаевны видно, что немецкое командование
преднамеренно разрушало лучшие здания
города; <В- августе 1941 гола немцы  за-
ставляли советских пленных разбираль кир-
пичные дома. а кирпич увозили по желез-
ной дороге, причем разбирали не разрушен-
ные дома, а именно хорошие».

Разрушения не ограничивались только

Спепиальная комиссия установила мно-
гочисленные факты планомерного истреб-
ления немецкими оккупантами мирных 60-
зстских граждан и военнопленных. В Бол-
мовской психиатрической больнице пахо-
длилось на излечении 500 человек больных.
В ноябре— декабре 1941 года все эти боль-
ные были гитлеровцами умерщвлены. В
октябре 1941 года фашистские изверги за-
мучили и убили 250 человек больных Ху-

зданиями. Немцы разрушали и расхищали и
другое ценное имущество, вилоть до раз-
личных подземных сооружений. Немецкий
военяопленный солдат 5-й роты 2-го ба-
тальона авиаполевей дивизии Кулик Валь“
тер показал: «В-конце ноября 1943 года я
видел, как по дороге из Новгорода на Де-
ревеницы, в районе Погорелиц, солдаты ap-
мейской связи выкапывали подземный ка-
бель. По словам этих солдат, медный ка-
бель отправлялся в Германию. В ноябре ими
было извлечено до 25 километров такого
кабеля».

о:

ных листов блюда, бокалы и чайный cep-

Церковь Baarovemenna ~Ha Apramxe XII
века с фресками, выполненными в том же
веке, была обращена фаптистами в дот и
казарменное помещение. В окнах алтаря
устроены амбразуры, в южном полукружий
сооружено деревянное перекрытие на бал-
ках, врубленных в стены с древней рос-
писью. В южной стене пробита амбразура.
Фрески южного полукружия на значитель-
ном ‘участке стены сбиты.

Церковь Успенья на Волотовом поле, па-
мятник новгородской архитектуры ALV—XY
веков, немцами превращена в груду кам-
ней и кирнича, из-под которых выступают?
остатки стен: роспись этого храма, выпол-

тынской больницы. В деревнях Вшентицы
и Заолешье гитлеровцы уничтожили 30 че-
ловек жителей, среди них были женщи:
ны, старики и даже 2 грудных ребенка.
Зарегистрированы многочисленные факты
истребления также и в00бще мирного. со-
ветского населения. Так, в совхозе «Заве-

ряжекие Покосы» весной 1942 года немцы

расстреляли жителя города Новгорода Ма-
сальского Семена Васильевича вместе с его
семьей.и родными. В этом же совхозе нем-
цы расстреляли еше 25 человек, в боль-
пинстве женщин и детей. В леревне Же-
стяная Горка немецкий карательный отряд
истребил свыпте 2000 мирных жителей.

В Новгородском районе немцами было ор-
ганизовано в бараках и сараях 10`лагерей
для советских военнопленных, Эти загери

были расположены на территории совхозов:

«Заверяжские Покосы», «Чайка», на че-

репичном заводе, в деревнях Вяжище, Лю-
боляды, Григорово и в других. Военноплен-

ные содержались здесь в тяжелых антиса-

витарных условиях, подвергалиеь побоям и

пстязаниям, В результате голода, непосиль
ного труда, расстрелов только в 6 лагеря
Новгородского района из 5.000 челов
военнопленных к концу 1943 года уцелел
336 человек. i

Немецко-фапгистские изверги подвергал

советских людей и особенно ‘попавших т
пемцам в руки советских военнослужанщи.
жестоким пыткам и истязаниям, В`дереви
сия комиссия обнаружила 30 трупов в»
ветских военнопленных, на телах которы
нмелись слелы пыток. Из них опознаны:
лейтенант Калмыков А, Ф., ефрейтор №№
пов М. Г., боец Ситник М. И. и другие,
° Тражданин Кузнецов Даниил Федоровиу,
житель деревни Малое Подосенье, сообщи
комиесии, что «военнопленные работали №
дороге, они были голодные, распухшиь
каждую ночь из лагеря выносили мертв
цов, ия видел, как люди умирали Ha palo
те. Немецкие конвоиры всегда носили, к]
ме оружия, дубинки. Избиение советским
людей у них было системой». дительнии
совхоза «Заверяжекие Покосы» сообщил
«Я сама ЛИЧНО РИДела, как падавших с Ни
советских военнопленных немецкие с01да
ты тут же на работе или на дороге расстре
ливали».

Пленный унтер-офицер полевой жанда
мерип Ионла сообщил комиссии: «Мне и
вестно, что немцы широко практиковал
расстрелы советских военнопленных. Рае
стреливали больных, слабосильных п те
кто не был в состоянии двигаться».

Угон советских граждан в немецкое рабство

По приказу командующего 1-й герман-

ской авиаполевой дивизией генерал-майора
Вильке, немецкий комендант города капи-
тан Руф в сентябре—ноябре 1943 года op-

ганизовал насильственный угон в Германию

тысяч мирных советских’ граждан.
Немецкий военнопленный, старший еф-
рейтор штаба 2-го батальона Хенген Роберт
по поводу насильственного угона советских
людей в Германию сообщил следующее: «В
сентябре 1943 года комендант города капи-
Tan Py, используя солдат дивизионного
обоза, произвел выселение всего русского
населения из Новгорода и его. района. Рус-
ским жителям был дан срок $ часа для
того, чтобы они упаковали и забрали сваи

пенная в ХГУ веке, являлась одним из луч-
ших произвелений монументальной живо-
писи и пользовалась широкой известностью.

Церковь Спаса Преображения на Ильина
улице — один из. лучших образцов новго-
редекой архитектуры ХГУ века, особенно
известная своей росписью. выполненной в
dTO же время великим византийским масте-
рем Феофаном Греком. В барабане главы
церкви и в верхней части восточной сте:
ны оккупанты пробили широкие амбразу-
ры, западную часть здания разрушили,
уничтожили средний западный свол, про-
били верхние угловые своды. В результате
разрушений юго-западный утол отделился
UT здания широкими трещинами. Значи-
тельная часть фресок погибла, а уцелевшие
испорчены гитлеровскими солдатами. F

Фашисты варварски разрушили знаме-
натый памятник лревне-русского и мирово-
го искусства ХИ века — церковь Спаса-
Нередипы, расписанную внутри всемирно
известными фресками. Церковь предетавля-
ла собой уникальный памятник византий-
ской и русской живописи ХИ века. Здание
церкви немцами превращено в развалины.

Новгородский район ‘имел развитое сель-
ское хозяйство, лесную, торфяную про-
мьпиленность. За время оккупации гитло-
-ровцы сожгли и разрушили 96 сел и де-
ревень. Из 8849 жилых домов оккупанты
уничтожили 5630 и частично разрушили
1705: из 76 школ сожгли 75; в том чи-
сле: 3 средних, 13 ненолных средних и
52 начальных школ, в которых обучалось
свыше 15 тысяч человек; сожгли 3 боль-

вещи. Солдаты нашего батальона, со)
вождавшие выселяемых, рассказывали, VW,
им жутко было наблюдать, как плакы
русские женщины и дети, вынуждении
оставлять свои родные селения».

За отказ выехать на работу в Германи
Фашисты подвергали советских людей ю
биениям и расстрелам,

В результате насильственного угона пи
селения в немецкое ‘рабство при 0610б0я
хении Новгорода от фашистских оккупае
тов в нем осталось только 30 жителей,
в Новгородском районе из 80 тысяч гра
лан после освобождения района от нем
ко-фашистских захватчиков  зарегистрире
вано только 900 человек.

Разрушение государственных предприятий
и колхозов Новгородского района

‚ ницы, 10 фельдшерско-акушерских пуп!
тов, 7 сельских зобветпунктов, контро
но-семенную и ветеринарную лабораторий
инкубаторную и метеорологическую ста!
ции, 165 магазинов и ларьков; разрушия
Десятки культурно-просветительных Yh
реждений — клубов, изб-читален, сельски
библиотек ит, д.; были также разрушен
немцами все кирпичные и лесопильные 3%
воды и торфяные предприятия, м
Гятлеровцы причинили’ колхозам, при
приятиям, учреждениям и населению Ни
городского района огромный ущерб. (м
угнали из района свыше 2.000 лошадей
10.000 коров, 18.000 голов мелкого рее
того скота; вывезли сельскоховяйствении
продукты, имущество и весь сельскохозЯ
ственный инвентарь, вплоть до деревяняы
лопат и граблей; полностью уничтожи
все жилые и хозяйственные постройки
Шолоховском, Никольском,  Хутынеки
Пубровоком, Любецком и Котовицком com
ских советах.

3 =

На основании документальных матери
10в расследования, произведенного (пе
альной Комиссией, свидетельских пока
ний и залвлепий потерневигих, Чрезвычай

вая. Государственная Комиссия установи
что преднамерениое разрушение древе!
русского Города Новгорода, с его памяти
ками выдающегося мирового  искуссти
M&CCOBOE истребление мирных советски
людей и военнопленных, а также угон #
  ветских граждан на каторгу в Гера
произведены офицерами и соллатами нем!
кой армии по приказам гитлеровского п!
вительства и под руководством: команду
щего 18 германской армией генерал-пы
ковиика Линдемана Георга, командира 2
испанской «голубой дивизии» генерзл-м
ора Муньое Гранде, командира 1 номе
авиаполевой дивизии генерал-майора Вий
ке, командира 1 немецкой  авиаполом
дивизии генерал-майора Петраушке, зай
шего этот пост в декабре mecane 1943
1a, коменданта города Новгорода — wall
тана Руф.

Все они должны понести суровую Kapy!
свои злодейские, кровавые преступлениях,