ЗА. —8.

за _ >

>> Se

-> > >

=> < >

СООБЩЕНИЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков

О разрушениях, грабежах и злодеяниях неменко-фашистских захватчиков
и их сообщников в городе Ровно и Ровенской области

Обнаруженные в г. Ровно — резихен-
ция быв. рейхокомиссара Украины Эриха
Коха документы и многочисленные свиде-
тельские показания, данные Комиссии в со-
ставе генерал-майора Бегма В. А., предее-
хателя Ровенского облисполкома депутатов
трудящихся Фасильковекого И. И., учителя
Новак Т. Ф., депутата Верховного Совета
СССР Ефимчук-Дьячук У. Б., протоиерея
Владимира Пижицкого, ксендза Феликса Са-
вицкого и предетавителя Чрезвычайной Го-
сударственной Комиссии Готцева Б. Т., pac-
следовавшей  преступления немецко-фашиет-
ских захватчиков в Ровно и Ровенской 06-
ласти, еще раз подтверждают, что гитлеров-
ские бандиты стремились создать на захва-

ченной ими территории Украины рабеко-
крепостнический режим и искоренить ук-
раинекую государетвенность и культуру.

Потеряв надежду на сохранение Украи-
ны, как своей колонии, немецко-фашист-
ские бандиты стали, по заранее обдуманно-
му плану, опустошать украинскую землю,
разрушаль государственные, общественные
и частные здания и сооружения, в особен-
ности украинские культурно-просветитель-
ные учреждения и грабить все, что попада-
ло им под руку. Не довольствуясь этим,
озверевшие гитлеровские палачи с безудерж-
ной жестокостью иетребляли мирное укра-
инское население.

1. Расчленение Украины и установление
рабско-крепостнического режима

С целью уничтожения государственного
единства Украины указом Гитлера от 1 ав-
густа 1941 г. украинская территория. бы-
ла расчленена: часть Западной Украины—

`\ Львовская, Дрогобычекая, Станиеславская и

Тарнопольская области — была включена
в состав «польского тенерал-губернатор-
ства». Южная часть Украины — от Нико-
лаева и далее на север по реке Буг до ли-
нии Бершадь—Мюогилев-Подольский—была
передана Румынии. Остальная часть Ук-
раины была включена в рейхскомиссариат
под управлением  рейхскомиссара Эриха
Коха.

По распоряжению министра Розенберга
ст 19 ноября 1941 г. местным жителям за-
прешалось переезжать и переходить из од-
ной части Украины в другую.

Во мноРих случаях установленные меж-
“Ky частями Украины границы проходили
так. что земли крестьян, живших в одном
губернаторстве, оказывались в другом гу-
бернаторстве и обработка их была сопря-
жена с трудностями и даже риском для жиз-
ни. Заместитель генерал-комиссара Волыни
и Подолий Швайгер приказом от 26 июня
1942 года разрешил жителям «переходить
границу хля проведения хозяйственных ра-
бот на принадлежащих им за границей зем-
лях только в определенные часы и в опре-
деленных местах»..

Неменко-фантистсвие оккупаяты ввели на

территорни Украины  рабеко-крепоетниче-
ский режим. Советские граждане на за-
хваченной немецкими фашистами терриго>
рик были поставлены в положение бесправ-
ных париев.

Вее приказы и распоряжения Гитлера,
Розенберга, Коха и представителей немец-
кой власти на оккупированной территории
содержат в себе угрозы советеким гражда-
нам разного рода наказаниями и больше
всего смертной казнью, Особенно харак-
терно в этом отношении распоряжение Po-
зенберга от 17 февраля 1942 года о введе-
нии для советских граждан особых уголов-
ных законов.

Цо этим законам советскому гражданину
угрожала смертная казнь з& оскорбление
«чести» немецкой армии, немецкой похи-
цри, национал-социалистекой немецкой map-
тни и даже за антинемецкие настроения или
поведение, «понижающее уважение к ние-
мецкому государству или немецкому на-
роду».

Смертная казнь угрожала каждому со-
ветекому гражданину, если он не доносил
гестапо и другим немецким властям об ан-
тинемецких настроениях или действиях,

По распоряжению Розенберга от 37 ав
густа 1942 года, «вее жители занятых во-
сточных областей, независимо от возраста»,
привлекались к обязательной трудовой по-
винности. ^

2. Разгром гитлеровцами украинской культуры
и уничтожение украинской интеллигенции

Немецко-фапгистские оккупационные вла-
стя принимали все меры к тому, чтобы иско-
ренить украинекую культуру и уничтожить
украинскую - интеллигенцию; =~

Имеющиеся в распоряжении Чрезвычай-
ной Комиссии многочиеленные материалы,
основанные на документах, показаниях сви-
детелей и личном осмотре членами Комис-
сия и ознакомлении их с состоянием раз-
личных культурно-просветительных учрех-
дений на территории Украины, освобожден-
ной Красной Армией, не оставляют ника-
кого сомнения в том, что немецко-фашиет-
ские варвары имели своей задачей уничто-
жить украинскую культуру, истребить луч-
ших представителей украинского искусства
и науки, попавших в их руки, школы, выс-
шие учебные заведения, клубы, библиоте-
ки, музеи, театры, созданные украинским
народом на протяжении почти четверти ве-
ка советской власти, титлеровцы безжалост-
но уничтожали. 06 этом свидетельствуют, в
частности, факты, установленные Чрезвы-
чайной Комиссией в гор. Ровно и Ровенской
области. Немецко-фашистские захватчики
закрыли в Ровно почти все культурно-про-
стетительные учреждения. 30 ноября 1941
года в газете «Волынь» было официально
об`явлено о закрытии школ в генералкомис-
сариате Волыни. и Подолии. =

Городской театр обслуживал только нем-
пев. Местным жителям разрешалось смот-
реть в нем спектакли и слушать концерты

один раз в неделю. Из репертуара театра
гитлеровцы из’яли произведения украин-
ских классиков. Большинство украинских
артистов вынуждено было уйти из театра
и многих из них гитлеровцы убили. Так, ле-
том 1943 гола были расстреляны артист
Дозгоцольский, артистка Ирина Янковская,
артист Борис Курганов и ряд других.

В тяжелом положении оказались работ-
ники школ, библиотек и других культур-
ных учреждений. «Bee школы города, —
сообщил учитель В. ШКобалевекий,— немцы
превратили в казармы. В казармы они ире-
вратили прекрасное здание’ пединститута.
Учителя, которым удалось избежать физи-
ческого уничтожения, принуждены были
стать чернорабочими, деквалифицироваться
и влачить жалкое существование. Мне ляч-
но пришлось пойти на работу в слесарпую
мастерскую, хозяином которой был немец
Эдуард Нейман. Как и другие рабочие мд-
стерской,, Я на себе испытал вею тяжесть
немецкой эксплоатации».

Таких фактов имеется много. Но этим
леле не ограничилось. Отетупая под уда-
рами Красной Армии, гитлеровцы жгли,
взрывали и уничтожали и школы, и музен,
и другие культурно-тросветительные УЧ-
реждения. Так, оставляя Ровно, они уняч-
тожили институт усовершенствования учя-
телей, серьезно повредили Краеведческий
музей и сотни школ, библиотек, больнин,
клубов ит. д.

3. Разрушения в городе Ровно и Ровенской области

Как и веюду, откуда их выгоняла hpac-
ная Армия, гитлеровцы перед своим уходом
из Ровно и Ровенской области разрушили
все, что успели разрушить до прихода co-
ветских войск. В городе Ровно гитлеровцы

‚ полностью уничтожили 845 строений, 2 го-  ЧИКИ ИоДВ
‚’ стиницы, 24 столовых и ресторанов, 83 ма-
тазина, 5 хлебопекарен, 5 кирничных заво- Острогожеком, Ровенском,

дев, 2 кондитерских, 2 щеточных, колбас-
ную и макаронную фабрики; прачинили
серьезные повреждения 2 больницам,
4 церквам и 2 костелам. Гитлеровцы при-
вели в негодность 40 километров линии на-
ружного освещения и связи, 2 хололиль-
ника, электростанцию, 22 километра во-
допроводной сети,

В Корецком районе Ровенской области
они уничтожили 909 крестьянских хо-
зяйств, разрушили 50 процентов жилых
домов в самом районном центре. В Берез-
ненском районе они сожгли и взорвали 3
механизированных мельницы, 3 пекарни,
5 медицинских пунктов, 2 кирпичных за-
вода, электростанцию; 6 сел полностью еме-
ли с лица земли. В Александрийском рай-

оне ими разрушено электростанция, масло-
завод, 2.203 хозяйственных постройки и
1.231 жилых домов.

Таким же разрушениям немецкие захват-
ергли и другие населённые пунк-
ты области. В Гощанском, Межречевском,
Ракитновском,
Злолбуновеком. Клеванском, Клесевеком, Ко-
стопольском, Людвинольском, Сарненском и
Тучинском районах разрушено 286 населён-
ных пунктов. :

В отношении разрушений, произведен-
ных гитлеровцами в Ровенской области, . пв-
мецкий военнопленный, старший сапёр са-
пёрной роты Франц Ярбот показал: «Мы
24 января 1944 года уходили из деревни
Станы. Команлир сапёрной роты обер-лейте-
нант Кребс выделил группу поджигателей в
составе фельдфебеля Опиц, обер-ефрейтора
Ерястиансен и сапёра Блюм и приказал им
сжечь деревню. Приказ обер-лейтенанта был
немедленно выполнен. Когда загорелась де-
ревня, Кребе сказал: «Мы не должны остав-
лять русским ни одного целого дома»..

4. Ограбление государственных и общественных.
учреждений и гражданского населения

В течение всего периода евоего пребыва-
ния в Ровно и Ровенской области гитлеров-
ские офицеры, солдаты и чиновники 6ез-
удержно грабили мирных советских граж-
дан и растаскивали имущество культурно-
просветительных учреждений. Из областно-
го музея искусств, историко-краеведческо-
го музея, Дома народного творчества, фи-
лармонии, из библиотек. дворца пионеров и
икольников захватчики забрали обетанов-
ку, книги, экспонаты, картины, музыкаль-
ные инструменты.

Значительную часть награбленных цен-
ностей руководители оккупационных влА-
стей присваивали лично себе. В качестве
примера такого грабежа можно указать на
юграбхочие Краеведческого музея так назы-

ваемым немецким окружным комиссаром
Beepom. По свидетельству директора Крае-
ведческого музея М. Дубовского, окружной
комиссар доктор Беер при поездке в Гер-
манию захватил с собой более 30 чемода-
нов с награбленными вещами.

Многочисленные свидетели подтверлили
организованный характер грабежей. Так,
папример, житель села Глинки Ровеяского
района С. М. Подгаюк показал; «Ранним
утром 27 сентября 1943 года немецкие сол-
даты и офицеры начали обходить лворы на-
шего села и отбирать хлеб, скот, птицу, ло-
шадей, повозки и другое имущество».

Такие же показания дали и жители дру-
гих сел и деревень.

Нет ни одного навелённого пункта в Ро-
венской области, который не ограбили бы
немецкие солдаты и офицеры,

В шести районах Ровенской области (To-
щанском, Здолбуновеком, Корецком, Ровен-
ском, Сарненском и Тучинском) немецво-
фашистские грабители похитили у жите-
лей 13.998 лошадей, 19.599 голов круп-
ного и 23.026 голов мелкого екота.

Попытки спасти свое имущество от гра-
бежа влекли за собой зверские пытки и
истазания советских граждан, Яков Уша-
ков сообщил Комиеспи, что в Ровенской
тюрьме вместе с ним сидел гражданин Ме-
ленчик, которому «на допросе вырвали во-
ловы с головы и лопатой перебили два реб-
ра за то, что он спрятал один центнер
хлеба».

5. Массовое истребление мирных граждан
и военнопленных

Осуществляя свой чудовищный план
истребления мирного советского населения,
гитлеровские палачи в Ровно беспощадно и
систематически уничтожали мирных совет-
ских граждан. Ровенская тюрьма постоянно
была переполнена обреченными на смерть.
Это подтверждается показаниями. многочие-
ленных свидетелей и локументальными дан-
ными, Гражданка В. Вайдан сообщила:

«В течение 5-ти меевяцев мне пришлось
быть в заключении и испытать вее ужасы
тюремного режима гитлеровцев. Фашиетекие
разбойники ежедневно избивали десятки
мужчин, женщин и подростков. Два раза в
месяц они вывозили на расетрел большие
партии заключенных. Часто во двор тюрьхы
заезжали рерметически закрытые машины.
Когда в такие машины бросали людей, раз-
давались дущераздирающие крики и вопли».

18 марта 1943 года ровенская` газета
немецких оккупантов «Волынь» онублико-
вала следующее извещение; «8 марта 1943
тода пытались убежать заключенные Ровен-
свой тюрьмы. При этом они убили одного
немецкого тюремного чиновника и одного
часового.

Энергичным выступлением  тюремная
стража предотвратила беготво, По расторя-
жению командующего немецкой полиции
безопасности н СД, в тот же день были
расстреляны все заключенные в тюрьме»,

В ноябре 1943 года неизвестным лицом
был убит немецкий областной судья, В от-
вет на это гитлеровцы опять расстреляли
свыше 350 заключенных, содержавшихея в
Ровенской тюрьме,

Работавший в немецком хозяйстве, распо-
ложенном нелалеко от улицы Белой. Я. Кар-
пук рассказал: «Я не раз видел, как гитле-
ровцы уничтожали советских граждан —
украинцев, русских, поляков, евреев. Про-
исходило это обычно так: немецкие палачи
привозили к месту расправы обреченных,
заставляли их копать яму, приказывали
раздеваться хонага и ложиться в яму ли-
цом вниз, По лежащим гитлеровцы .стре-
ляли из автоматов в затылок. Потом на
трупы расстрелянных -таким же образом
клали второй слой людей и умерщвляли
их, затем третий, до`тех пор, пока яма He
наполнялась, После этого трупы обливались
хлорной известью и засыпались землей».

Гражданка села Выдумка А. Морозов-
окая показала; «Из евоето дома я видела,
как немцы расстреливали советоких людей
в карьерах у нашего села; В июне 1943
гоха к этим карьерам пох’ехали 4 маши-
ны, из которых гитлеровцы стали выводить
мужчин и женщин, одетых в одно нижнее
белье. Векоре послышалаеь стрельба. Ког-
ха машины уехали, я позила в карьеры и
перед моими глазами раскрылась ужаеная
картина: трупы людей, слегка заесынанные
землей, и всюду лужи крови. В июле 1943
гола в карьеры прибыли 10 Mammy, на-
полненных советекими гражданами. Разда-
лась автоматная стрельба, крики и стоны,
а немного позже к вечеру в карьерах. за-
пылал костер и в воздухе запахло горелым
мясом. Трупы горели два дня. Подобные

зверства немцев я. вилела в сентябре И OR-
тябре 1943 гола и в январе 1944 ‘тода».

Таких повазаний имеется очень много.
Зверства гитлеровцев  позтверждаются и
многочисленными показаниями попавших в
руки Красной Армин германских военно-
служащих. Так, например, военнопленный
Франц Ярбот показал: «В середине ноября
1943 года я в числе 30 солдат из 68 ре-
зервного сапёрного батальона прибыл в Ров-
но. На восточной окраине города мы заня-
лись созданием обороны, Этим были заняты
также около 300 мужчин и женщин —
жителей Ровенской и Львовской областей,
преимущественно украинцы и поляки. Для
них был евоздан каторжный режим труда.
Их морили голодом, за невыполнение норм
били. 15 декабря утром мы явились на ра-
боту и нё застали ни одного из этих лю-
дей. Мы стали спрашивать солдат из ох-
ранного батальона, куда девались рабочие,
на что получили следующий ответ: «Унич-
тожены сегодня ночью при помощи газо-
вого автомобиля».

Солдат 4-го эскадрона 17-го кавалерий-
ского полка 8-й кавалерийской дивизии СС,
Адольф Матцке сообщил: «Наш эскадрон
принимал участие в расстрелах мирных
траждан местечка Колки. Я сам участвовал
 в расстреле `З граждан, Затем мы сожгли
часть местечка. При отступлений, когда мы
переправлялись через реку Стырь, мы 60-
жгли первую леревню за рекой. В этой xe-
ревне наш 2-й взвод, которым командует
унтерштурифюрер Корн, расстрелял 25 че-
левек. Я лично расстрелял 2 человека. Cpe-
ди расстрелянных были также женщины.
Из нашего взвода особенно активное уча-
етие в расстрелах принимали: ротенфюрер
Ванек; унтершарфюрер Полин, унтершар-
фюрер Штайкдель, кавалеристы Ширман и
Фаут. Расстрелы производились по прика-
зам командира полка штандартенфюрера Це-
хендера».

Немецко-фашистекие захватчики беепо-
щадно уничтожали попавших в их руки
офицеров и бойцов Красной Армии, coxep-
жавшихея в трех ровенских лагерях, где
для военнопленных былн созданы невыно-
спмые условия существования,

ЕКсендз города Ровно Феликс Савицкий,
лично наблюлавший то, что происходило в
этих лагерях, рассказал: «В результате
невероятных условий в лагерях и сиетема-
тического голодания среди военнопленных
была высокая смертность. Тысячи люлей
гибли от сыпного тифа и других эпидеми-
ческих заболеваний, . Но. большинство mo0-
гибало от штыка и приклада, от пули я
пыток немецко-фалгистских мерзавцев. Поч-
ти ежедневно из лагерей выезжали малци-
ны, доотказа нагруженные трупами плен-
ных. Многих закалывали живыми».

Массовое истребление военнопленных
как путем прямых убийств, так и путем
лишения их необходимых средств сущест-
вования подтверждается и целым рядом
других доказательств, отмеченных в соот-
ветствующих актах Бомиссии.

6. Заключение судебно-медицинской экспертизы

По поручению Чрезвычайной Государет-
венной Комиссии судебно-медицинокал эк-
спертная комиссия в составе: Ровенского
областного  судебно-мелицинекого экеперта,
майора медицинской службы  Рыбаковой
Н. В., майора медицинской службы Желез-
новокого В, Ф. и военного судебно-меди-
цинского эксперта армии, майора медицин-
ской службы Молчан В. А., с учаетием
калятана юстиции  Вогопольского Л. С.,
учителя Новажа Т. Ф., протоиерея Влади-
мира Пижицкого и ксендза Ровенского кл-
стела Феликса Савицкого, а также жителей
города Ровно и 0 окрестностей, с 1-го
по 10-е марта 1944 года произвела судей-
но-мелицинскую экспертизу трупов, извле-
ченных из мест захоронения уничтоженных
немпами мирных советских граждан и во-
еннопленных, и установила:

«1. Во всех исследованных местах захо-
ронения трупов в горе Ровно я ето ок-
рестностях обнаружено свыше 102 тысяч
расстрелянных и умерщвленных немцами
мирных советежих гражхан н военноплен-
ных, из них:

а) в городе Ровно по Белой улице

У дровяного оклада. 49.000
6) в городе Ровно пе Белой

улиие на опоре. . . . . 32.500
3) в седе (осени. . . .. 17.500
т) в карьерах у села Вылумка 3.000
1) на территории тюрьмы горо-

О: 500

2. Судя по состоянию трупных измене-
ний и на основании данных вокрытия
трупов, необходимо считать, что:

а) массовые  расетрелы и захоронение
трупов в селе Сосенки производились во
второй половине 1941 года;

0) массовые расстрелы по Белой улице
около дровяного склада е последующим за-
катыванием трупов производились в конце
1941 тода;

в) массовые расстрелы тю Белой улице
на огородах относятся к периоду 1942—
1943 годов;

г) умепивление мирных граждан путем
отравлення угарным газом в «душегубках»
и последующее захоронение трупов относиг-
ся к концу 1943 гола;

Х) расстрелы и сожжение трупов в селе

Выдумка, в карьерах, относятся ко второй
половине 1943 года;

е) расстрелы и закапывание трупов на
территории тюрьмы произведены в начале
.1944 года.

3. Уничтожение мирных граждан и воен-
нопленных в городе Ровно производилось
путем массовых расстрелов из автоматов и
пулеметов. умерщвлением угарным газом в
машинах-‹«лушегубках» и в ‘отдельных
случаях люди сбрасывались в могилы и за-
сыпались живыми. Часть расстрелянных
людей, в частности в карьерах у села Вы-
думка, подвергалась сожженитюо на заранее
подготовленных и приспособленных  пло-
щадках.

4. Во многих случаях (при исследовании
трупов в могиле по Белой улице и на тер-
рятории тюрьмы) обнаружены еледы внеш-
него насилия, свидетельствующие об избиг-
ниях незадолго до смерти.

5. Показания свидетелей -—— граждан го-
рода Ровно о массовых зверствах и уничто-
жении военнопленных и мирного населения
в городе Ровно на протяжении 1941—1944
годов полностью подтверждаются данными
судебно-медицинской экспертизы».

?

te *

То оботоятельство, что все эти праступле-
ния совершались в резиденции бывшего
рейхскомиссара Украины Эриха Коха, слу-
жит ещё одним доказательством того, ч
все преступления гитлеровских бандитов
совершались в осуществление. плана истреб-
ления советеких людей и опустошения вре-
менно занятой гитлеровцами советской тер-
ритории, задуманного и проводившегося в
жизнь гитлеровских правительством.

Чрезвычайная Государственная Комиссия
считает ответственными за разрущения,
грабежи и злодеяния, совершенные в городе
Ровно и Ровенской области, правительство
гитлеровской Германии, рейхсминиетра Ра
зенберга, рейхскомиссара Коха, генерально-
то комиссара Волыни и Подолии Шене, его
заместителя Швайгера, Ровенского окружно-
то комиссара локтора Беера и всех лиц из
числа немецко-фашистских захватчиков,
упоминаемых в настоящем сообщении.

Цедалек час, когда все они ‘понесут заслу-
женную кару за совершенные ими злодел-
ния,

а ЕЕ ЕЕ а Е О ое

О И И И ИА В И нач

ВСЕМЕРНО

РАЗВИВАТЬ

ПТИЦЕВОДСТВО!

ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ КОЛОМЕНСКИХ КОЛХОЗНИКОВ

На-днях в деревне Речки Коломенского
района состоялось необычное — собрание,
Здесь присутствовали колхозники местной
сельхозартели имени ! Мая; их гостями бы-
ли птичницы, заведующие птицефермами и
председатели многнх колхозов района.

На собрании обсуждался один вопрос: что
надо сделать для того, чтобы двинуть впе-
ред развитие колхозного птицеводства и по-
высить. его продуктивность. С докладом по
этому вопросу выступил заместитель народ-
ного комиссара земледелия Союза ССР тов.
И. А. Бенедиктов.

Коломенский район-—-один из передовых в
Московской области по развитию всех отрас-
лей животноводства. Славился он когда-то
и своими породистымя курами, утками, гуся-
ми. Но за время войны поголовье птицы
здесь не увеличилось, а сократилось на пять
процентов. И если из’ 134 колхозов района
132 имеют птицефермы, то многие из них
насчитывают не более 20—30 кур. Низка
продуктивность птицы; Есть колхозы, кото=
рые за год получили по 24 яйца на несушку.
Велик отход цыплят.

Между тем именно птицеводство быстрее,
чем какая-либо другая отрасль хозяйства,
при правильной постановке дела может рез“
ко`увеличить ксличество животноводческой
продукции. Докладчик рассказывает об опы-
те лучших ферм и птнчниц района, добив-
шихея высоких показателей, Анастасия Мак-
симовна Сидорова, итичнина колхоза имени
1 Мая, вырастила 236 цыплят из 250, На
птицеферме артели «Пески» выращено 97
цыплят из 100, полученных с инкубаторной
станции,

Тов. Бенедиктов подробно рассказал при-
сутствующим колхозникам и колхозницам
о том, что необходимо сделать в нынешнем
году для развития птицеводства в кол-
хозах. Прежде всего надо улучшить
работу инкубаторных станций, увеличить
выход. цыплят, сохранить их от гибели,
Успех дела будет зависеть от вним
ния к птицеводству со стороны руководи-
телей колхозов и всех колхозников, от пра-
БилЬнОЙй организации труда на фермах, от
людей, которые будут работать на них.

Тов. Бенедиктов призвал колхозников вы-
ращивать больше птицы в своем личном’
хозяйстве. Устав сельскохозяйственной ар-
тели дает в этом отношении широкий про-
стор, не ограничивая количество птицы, ко-
торое может разводить колхозник,.

— В Коломенском районе,— говорит до-
кладчик,— 7,000 колхозных дворов, Если
каждый колхозник посадит дополнительно
по одной наседке, то в районе будет выра-
щено еще 40—50 тысяч голов лтицы. Значит,
только один ваш район сможет осенью до-
полнительно дать для фронта 40—50 тысяч
килограммов мяса. А если дополнительно
по одной наседке посадят колхозники всей
страны, то наша Красная Армия, наши горола
и промышленные центры дополнительно по-
лучат сотни тысяч тонн ценной мясной про-
дукции, которая сейчас особенно нужна лля
питания раненых бойцов, для улучшения
питания воинов и населення. 7

В заключение тов. Бенедиктов указал на
огромную роль колхозной молодежи, пионе-
ров и школьников в развитии птицеводства.
К этому делу надо привлечь все сельские
школы, организовать при них разведение
птицы. Под руксводством учителей дети мо-
гут быстро научиться приготовлению корма
из муравьиных яиц, выращиванию дождевых
червей и сбору других кормов для птицы.
Пионеры и школьники могут выращивать
цыплят у себя дома.

На собрании выстуннла колхозница артели
имени 1 Мая Сидорова, Птичницей ona pa-
ботает несколько лет. Из 600 цыплят она
вырастила 567 кур.

— В 1943 году, — говорит Сидорова, — я
получила по 133 яйца ст каждой несушки.
В порядке дополнительной оплаты колхоз
начислил мне 1.300 яиц. Нынче я обещаю
собрать по 150 яиц от каждой курицы.

Тов. Сидорова рассказала собравшимся о
своем опыте кормления, ухода н содержания
цыплят и взреслой птицы. В ее рассказе бы-
ло много поучительного. Большую помощь
птицеферме оказывают дети. Летом они сс-
бирают зеленый корм, клеверные листья, ло-
вят в пруду головастиков, которых цыплята
охотно поедают.

Выступившие на собрании птицеводы и
руководитзли колхозов говорили о больших
резервах увеличения поголовья кур, уток
и гусей, о необходимости повысить их про-
дуктивность,

Об этом говорил в своем выступлении и
секретарь райкома партии т. Абрамов. Коло-
менская инкубаторная станция может вы-
вести за сезон до 180 тысяч цыплят. Кол-
хозы и колхозники могут вырастить их, не
допуская больших потерь, и дать стране,
фронту отличное мясо. Надо только любовно
относиться к птице, улучшить уход и кор-
мление, организацию труда. на птицефермах.

— В нашем районе много озер, прудов и
речек,— говорит тов. Абрамов.— Мы имеем
возможность в больших размерах разводить
гусей и уток, Увеличить поголовье птицы
в три-четыре раза — такую задачу мы можем
н должны решить ‘уже в 1944 году,

Колхозники сельхозартели имени   Maz
приняли решение: увеличить птнцеферму до
150 кур-несушек; получить от каждой не-
сушки в среднем по 150 яиц; обеспечить
сдачу государству в 1944 году 250 кило-
граммов мяса за счет птицы, сдать 15 тысяч
яиц; сверх этого, 5.000 яиц продать в поряд-
ке госзакупок и 2,000 яиц внести в фонд
здоровья воинов-фронтовиков. Колхозники
обязались у себя дома посадить нынче не
менее двух наседок на каждый колхозный
двор.

+. ©

В конце собрания заместнтель народного
комиссара земледелия Союза ССР тов. И. А.
Бенедиктов вручил ‘лучшим птинцеводам Ко-
ломенского района значки «Отличник социа-
листического земледелия», которыми они на-
граждены за успехи в развитии птицеводства.

С. ЛЮБИМОВ.
Московская область.

БЕЗ ПРОМ

ЕДЛЕНИИ

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО!

На собрании первичной комсомольской организации учащихся,
посвященном реализации решений Х!] пленума ЦК ВЛКСМ

В прениях по докладу о решениях ХИ
пленума ЦК ВЛАСМ первой взяла слово
Валя Деевз.

— Пленум потребовал от нае сознатель-
него, добросовестного отношения к учебе,
высокой дисциплины и организованности, —
сказала она. — Выполняем ли мы эти тре-
бевания? Все комсомольцы нашей группы—
пионервожатые. В отрядах они как будто
бы работают неплохо, но учиться стали за
поеледнее время хуже. Нам нехватает ор-
ганизованности, у многих комсомольцев нет
еще большого чувства ответственности за
учебу...

Комсомольская группа призвана играть
первостепенную роль в борьбе за высокую
успеваемость. Она должна приучать  ком-
сомольцев к строгому порядку, к системати-
ческой работе. И многие группы добились в
этом деле больших успехов. В 7-м классе,
напрямер, комсомольцы учатся только на
четверки и пятерки. Выступавшие нё собра-
нии рассказывали, как эта группа добилась
таких результатов.

Первое дело — ‘высокая требовательноеть
г комсомольцу в учебе. Но этим нельзя огра-
‘ничиваться. Вомсомольцы говорили о том,
что нужно почаще проводить такие, напри-
мер, вечера, какие уже устраивались в
школе: «() смелости и храбрости», «Твой
товарищ», «Любимый герой».

— Если. наша комсомольская  оргализа-
ция станет по-настоящёму организовывать
интересные вечера, диснуты, кружки, экс-
курсии, мы тогда не будем вздыхать о том,
что у нас «рост маловат». — заявила ком-
сомолка Кузрящева. — Сейчае у нас ком-
сомольцев — 100, а тогла будет вдвое
больше, потому что мы дадим школьникам
интересную работу, приблизим их к. комео-
мольской организации, к творческой работе,
расширим их кругозор.

Секретарь комитета ВЛКСМ тов. Кучер-

кова рассказала, как, по ее мнению, долж-
ны сейчас работать труппорги:
— У нас в одних грунпах комсомольцы
учатся прекрасно, умеют организовать свой
Косуг, хорошо и быстро выполняют обще-
ственную работу и придумывают всегда
что-нибудь интересное. В других группах,
наоборот, царит скука, собрания проходят
монотонно. по-казенному... Почему так про-
исходит? Хороше работает комсомольская
группа там, тде группорг всегда советуется
с класоным руководителем, с учителями в
пользуется их помощью и потдержкой!

С особым вниханием комсомольцы  елу-
тают учительницу Екатерину Григорьевну
Бойкову. Екатерина Григорьевна всегда
принимает близко к сердцу комсомольскую
работу. ‘

О сорокалетии со дня

По постановлению Совнаркома ССОР об-
разован Всесоюзный Комитет по проведе-
нию сорокалетия со дня смерти великого
русского писателя Антона Павловича  Ie-
хова.

В состав его вошли: Потемкин В, П.
(председатель), Тихонов Н. С. (замести:
тель прелеедателя), Книппер-Чехова 0. J.
(заместитель председателя), Большаков
Й. Г., Вересаев В. В., Герасимов А. М.,
Гладков Ф. В., Глиер Р. М., Горкин А. ®.,
млин А. М., Завалекий Ю. А., Качалов
В. И., Киачели Л., Комаюв В. Л., Кола“,
Якуб,  Корчагина-Алексанлровская Е. 1.
Куприянов М. В., Крылов П. Н., Леонов
A. М., Москвин И. М,, Млековский Н. Я.,
Павленко П. А., Петров В. М., Поликар-

[7 мая 1944 г.

——Комеомолен обязан служить примером
для всех учащихесл, — начала свою речь
учительница. — Но можно ли комсомольца
считать примером, если ен ‘учится хоро-
шо, весь, как говорится, © головой ушел
в учебу, а вокруг себя ничего не замечает?
По-моему, — нельзя. Шсть у нас комсо-
мольцы, которые считают, что, если у них
самих нет двоек, значит, все уже обстоит
хорошо. Мне кажется, что от комсомольца
надо требовать большего: чтобы он не толь-
KO сам хоропю училея, но, и от других, от
своих товарищей, требовал хорошей учебы,
хорошего повеления. Вот 0 чем надо поду-
мать и поговорить не только сейчас, но и на
групповых комсомольских собраниях,

— Иеше я хочу высказать свое мнение
по такому вопросу. Решения пленума очень
серьезны, И вам, комсомольцам-учащимся, и
нам, учителям, надо их глубоко ‘изучить,
продумать, очень хорошо понять. И выпол-
нять их надо теперь же, буквально начиная
с завтрашнего дня. а не откладывая до сле-
дующего месяца или будущего учебного
года,

В прениях выступили также директор
колы тов. Докудовская, заведующая учеб-
ной частью тов. Соколова и другие работни-
ки школы. Они справедливо критиковали нс-
которых нерадивых комеомольпев, непюва-
ротливых активистов, вносили ценные пред-
ложения к плану, который намечают ком-
сомольцы.

Особенио обстоятельно говорили участни-
ки собрания о том, что и как должна делаль
комсомольская организация для того, чтобы
помочь учителям в подготовке школы к ис-
нытаниям Комсомольцы, икольники стар-
ших классов, сейчас чаще наведываютел в
младигие классы, помогают классным руко-
водителям следить за дисциплиной на пере-”
менах, интересуются, как ученики готовят-
ся Е ИСПЫТаниям,

Выетупления учителей, классных руково-
дителей, директора школы показали, что
работники школы, принимая близко к серл-
цу вопросы комсомольской работы, готовы
оказать комсомольской организации всяче-
скую помощь н моддержку. Они будут на:
правлять ее, будут активно помогать коми-
тету ВЛИОМ правильно организовать сво1о
работу.

Работа по-новому ‘начинается. И собра-
Hue ocoho потребовало, чтобы комитет без
задержек. организовал практическое испол-
нение решений ХП пленума ЦК ВЛКСМ,

Л, ШОРОХОВА,

Люберецкая средняя школа № 1
Московской области.

смерти А. П. Чехова

пов Д. А,, Пришвин М. М.  Рыльевий
М, Ф.. Серафимович A. (., Сертеев-Цен-
‘щий С. Н., Соколов Н. А., Телешев Н. Д.
Толстой А. Н., Турчанинова Е. Д., Хмелез
Н, П., Урапченко М. Б., Шишков В. Я.,
Шолохов М, А,

Всесоюзный Комитет разработает все ме-
роприятия по узековечению памяти A. JI.
Чехова к сорокалетию со ‘дня его смерти,
которое’ исполняется 15 июля 1944 года.

(TACC),

ЕСО ВОС ое ое соо ооо воно соесчаесоас о»

«КОМООМОЛЬСКАЯ ПРАВДА».
  3 стр.