HAH ГОРОЛО

*

*

7 мая под Севастополем грянули могучие
залпы советских пушек, возвестившие на-
чало репгатю его. штурма немецкой долго-
временной оборонительной полов;

Немецкая артиллерия пыталась огрызать-
ея. Десятки вражеских артиллерийских: и
мнномётных батарей, зенитные орудия,
Бвоторые немцы вынуждены были повернуть
на борьбу против наземных целей, вели
ответный огонь, но их голое заглушалея
все нарастаюпихий залпами могучей совет-
ской артиллерии. Севастополь знал бурные
морские штормы, но все они бледнеют перед
артиллерийских штормом, бушевавшим B
эти часы над городом и подетупами к нему.

Пленные, захваченные потом в. больших
количествах в районе Севастополя, говори-
ли. что немецкие части, оборонявшие. го-
род, понесли огромные потери не только от
осколков снарядов и бомб, но и от мириадов
мелких и крупных камней, отлетавших от
ехал под ударами снарядов.

Это было начало штурма, который изо
Дня в день,.из ночи в ночь долго; тщатель-
но и терпеливо готовился армией, собран-
ной у Севастополя. Нам вспоминается тот
день, когда старший лейтенант комсомолец

Вубышкин, прошедший до этого на своем

танке дальний путь от Сиваша через весь
Врым к тороду-герою, первым на своей
машине «1-34» вскарабкался на 200-ю
горизонталь Сапун-горы, увлекая за собой
‚роту бойцов. После этого рота четыре дня
отбивала на 200-й горизонтали яростные
атаки сидевших на вершине горы немцев
и румын. Майор Кудряш, раненный в голо-
ву, шатаясь на ослабевших ногах, полни-
мал и водил на бой с противником таявшую
с часа на чае гореточку измученных; об-
ливавшихея кровью бойцов.

Нам вспоминается и другой день, когда
мы сидели под Севастополем в расщелине
скалы и слушали по радио далекий, про-
падавший временами в эфире’ голос танки-
ста Погребняка, который первым’ прорвал-
ся Ha своей машине к воротам в Инкер-
манекую долину и теперь звал своих това-
„рищей, шедших за. ним.

— За мной, друзья, вперед! — звучал
его взволнованный голос. ‘

Призывы Погребняка перебивали удары
немецких пушек и злобную трескотню пу-
леметов, но все же они неё могли заглу-

пить  [г0л0е отважного = буревестника
победы.

— Риеред, друзья, перед нами Севасто-
поль! —- звал отважный танкист.

И. еше многое можно и надо было вепом-
ВИТЬ В этот день и час, когда начался ге-
неральный штурм, — и о том, как  лет-
чики ходнли бомбить ‘и утюжить бухту
Северную, бухту Южную, бухту Казачью;
H O TOM, Kak экипажи некоторых самоле-
тов, сбитых немецкими зенитками, десятки
часов, не сдаваясь, плавали в морской во-
де, а потом ночью добирались до занятого
немцами берега и тайными тропами проби-
рались чрез фронт к своим; и о том, как
ва протяжении двух недель шла ярост-
ная, нечеловеческая борьба за каждый кло-
чок земли, каждый крохотный кусок дороги
в горах; и о том, как неукротимо. ползли
й ползли наши люди на высоты. окружав-
шие Севастополь.

Тот, кто был в эти дни под Севаетопо-
лем, тот знает, что значила эта борьба за
дороги и за высоты с историческими на-
званиями Мекензи, с сердитыми — Ca-
пун-гора, с уменьшительными, ласковы-
ий — Сахарная головка. Вокруг этих вы-
сот, контролировавших дороги, собственно,
И сосредоточивалась вся борьба. Взять эти
высоты — значило проложить путь к 06-
вастополю.

Немцы › цеплялись ‘38 выботы ‘изо: всех
сил. Они сосредоточили на них большое
количество ‘артиллерии. Пушки были на-
дежно укрыты в дотах. Но наша артиле
лерия и авиация сокрушали бетон; велед
за огневым валом двигалиеь вперед пехо-
тинцы, царапая руки о колючий кустар-
ник, 00 острые кремни. Они отбивали у
помцев одну траншею за другой, олин дот
за другим. Повсюду разгорались жаркие
рукопашные схватки. Bee тропинки, Bee
лощины, вов скаты были усеяны трупами
немцев, обломками вражеской техники.

Соллаты и офицеры Захарова, продви-
нувшиеся вперед раньше всех, атаковали
тород с северной стороны. Koma. bon mim
в открытой степи, темп и. успех. наступле-
ния измерялись десятками и сотнями. кило-
метров. В нынешней битве темп и успех
наступления  определялиюь десятками и
сотнями метров.

Слово «штурм» принято понимать тах,
что по военному об’екту наноситея одно-
временный удар со всех сторон. Но особен-
ность нынешнего пегурма под астото-
лем в том и заключалась, что удар здесь
вначале наносился только на’ одном уча-
стке —с севера. Немцы же, по всем при-
знакам, ожидали. решительното ‹ удара с
юта. И когда по ‘ним ударили у Северной

От военного корреспондента «Комсомольской правды» .
Запожнях: ‘эту дату: Bo 9 92608 Ута бухт ‘и там обозначился наш успех, то’

*

это не могло не спутать расчетов немец-
ких генералов. Увидев угрозу севастополь-
скому рубежу на северном участке, они
начали перегруппировыватьея, во тут но-
следовал наш удар и с юга.

ro ‘было уже нь’ другой день. До этого
с рассвета дотемна и потом уже, когла
стало совсем темно, шли и шли на Сева-
стополь наши бомбардировщики и штур-
мовиыи. Все небо нал городом — черное,
бархатное крымское небо — было убелно
желтыми и белыми блестками зенитных
разрывов. Вак уже неоднократно сообща-
лось в печати, зенитный огонь немцев под
Севастополем был’ очень сосредоточен и до-
стигал большой плотности и’ отневой наеы-
щенности. И всё же наша авиация была
в эти дни хозяином в севастопольском
небе.

Выше мы говорили’ об ‘артиллерийском
шторме. Теперь к нему прибавился неиз-
меримо более могучий авиационный шторм.
Немцы в самый напряженный день своего
наступления на Сталинград совершили
2.800 самолетовылетов. В решающий день
штурма Севастополя мы с лихвой рассчи-
тались © ними. :

— Это был кромешний ад,— лепечут
немцы, взятые в плен.

Рушились скалы, ‹ взлетали на воздух
доты, горели сула и баржи.

Особенно ожесточенная битва разторе-
лась на подступах к Сапун-горе. Она была
усеяна разрывами наних снарядов, каЕ
большая папаха завитками меха. Погла
бойцы Врейзера взобрались на вершаяну
Сапун-горы, то там оказалось столько тру-
пов немецких и румынских солдат и ови
были раскиданы огненной стихией так хад-
тически по склонам горы, что это был на
стоящий апофеоз смерти немецкой армии.

Захват высот, разумеется, был наиболее
важным моментом штурма. Достаточно ска-
зать, что до той поры, пока немцы держали
в своих руках Сахарную толовку, Сапун-
гору и гору Корань, они замыкали фланкч-
рующим огнем все проходы в Инкерман-
скую долину и не давали возможности на-
шим подразделениям проникнуть туда. Вю-
тда же высоты были нами захвачены, все
дороги, ведущие к Севастополю, оказались
под нашим контролем, и перед бойцами
Крейзера и Мельникова ‘открылея путь в
город с южной стороны. В то же время сол-
даты Захарова, захватившие горы Мекен-
зи, получили возможность совершить но-
вый бросок вперед и выйти к северной од-
panne Сёвастополя.

8 мая немцы уже не могли пользовать-
ся Северной бухтой для своих ‘кораблей. В
их руках оставались лишь небольшие бух-
ты Казачья, Стрелецкая, Камышевая. Но
и этих бухт уже достигал огонь наших ба-
тарей,

В ночь на 9 мая крупные силы нашей.
авиации обрушили на бухты мощные бом-
бовые удары. Детчики насчитали десятки
пожаров. Были 0б’яты пламенем немецкие
транспорты и другие пловучие средетвз,
причалы и склады. Несколько транспортов
попытались ускользнуть из этого ‘огнен-
ного ада, но их настигли наи лихие тор-
пелные катеры, и два транспорта общим

водоизмещением в 7.000 тонн пошли ко дну

под ударами торпед.

Штурм продолжалея ночью и днем 66з
перерыва. Один за другим были прорваны
все три пояса немецких долговременных 060-
ронительных сооружений. Десятки дотов и
дзотов, слившихся в одну мощную бетони-
рованную крепость, сложенную еще рука-
ми черноморских моряков в 1941—1942
годах, вновь перешли в наши руки.

С волнением отлядьвая их стены, мы уви:
дели чудом сохранившуюся надпись, ‘оде-
ланную два года тому назад химическим
карандашом: «Иван. Епишко, старшина».
Tie он ‘сейчас. этот участник ‘славной 0б0-

М. РУССКОЙ СЛ

i

лись к тебе,

АВЫ СНОВА ВЗВИЛОСЬ

* Е

—<—

Салют
освободителям
Севастополя

Сегодня, 10 мая, в ! час ночи, 24 мощ-
ных артиллерийских залпа из 324 ору-
  дий возвестили о новой блистательной
победе советского оружия: войска 4-го
Украинского фронта’ в результате трех-
дневных наступательных боев прорвали
сильно  укрепленную ‹ долговременную
оборону немцев и штурмом овладели кре-
постью и важнейшей военно-морской ба-
зой на Черном море — городом Севасто-
  поль.

От имени Родины столица нашей Ру-
дины Москва славила героических BOH-
нов 4-го Украинского фронта, вернузших
советскому народу Севастополь — базу
Черноморского Военно-Морского флота,
овеянный немеркнущей воинской слг-
  вой город-герой, (ТАСС).

Ра

Лев ДЛИГАЧ

Сияй, победа!“

Потомственный моряк, бесстрашный воин,
Насквозь пропитан солью штормовой,
Бессмертной славы дважды удостоен,
Он в наши дни легендой стал живой.

По Балаклаве и по Корабельной,

По Северной упрямой стороне

Враг месяцами вел огонь прицельный,
Но город жил в осаде и в огне.

Забыть ли нам, кто был, казалось, впаян
В гряду его неукротимых гор,

Хаос его истерзанных окраин

И синей бухты замкнутый простор,

К воде вели разбитые ступени,
Июньским солнцем озаренный дом
Обрушился, и волны в мутной пене
От берега отпрянули с трудом.

Мы город оставляли по приказу,

Мы кровью омывали берега,

Мы поклялись вернуться в нашу базу —
И вот мы в море сбросили врага.

Наш гордый флаг в бескрайном небе
Крыма,

Колеблемый весенним ветерком,

Неугасимо и неукротимо

Горит над Херсонесским маяком.

Руины справа и руины слева,
Сражений незажившие следы,
Курганы славы, бастионы гнева,
Сияние ликующей воды.

Как мощный голос мести и расплаты,
Как моря нарастающий прибой,
Салютов орудийные раскаты

Уже гремят над бухтой голубой.

——_е

Подвиг моряков

Лва катера против каравана

От военного корреспондента `

‚ «Комсомольской правды»

Глубокой ночью в боевую операцию вы-
шли два советеких катера. По морю туляла
резвая волна, палубы и рубки катеров то и
дело захлестывало потоками воды. Ище из-

ру, что Севастополь

ния. Это осчовательно проделано.

дали моряки увилели полыхавшее зарев».  в последнем бою этого года.

Эта книга еще не написана. ‘Ее страницы
еше не собраны вместе. Но в сердцах на“
шего народа уже назеки запечатлена вели-
чезтвенная поэма о бесиримерном муже
стве и стойкости севастопольцев. Такая
книга — это не дань истории. Это — книга-
призыв. книга-набат,

Мы знаем: на первом листе книги будут
сиять слова товарища Сталина: «Самоот-
верженная борьба севастопольцев служит
примером героизма
изсоветского народа».

Г. русского сердца рассказывает нам
о беспредельной отваге воинов Севастополь-
ского гарчизона, воинов, воплотивших в се-
бе неугасимую волю к победе, сделавших
своим девизом слова, раскаленные огненной
ненавистью к врагу: «Стоять насмерть!»

Пядь земли, над которой возвышалось
красное знамя, обильно политая кровью,
вздыбленная немецкими снарядами и бомба
ми, олицетворяла нашу страну.

И тогда люди понимали: опаленный по-
кров. видавшей виды. севастопольской зем-
ли зарубцуется, и жизнь снова восторже-
ствует, возродится голубой город. Надо дер-
жаться, надо выстоять, и выстоять так, что-
бы обескровить немца!

30 октября 1941 года.. Дыхание войны
уже опалило симферопольскую землю, и
огненный вал катился к морю, к Севасто.
полю.

Часы на городской Минной башне
своим обычным ходом, и только в 16 часов
35 манут стрелки едва вздрогнули. Это бы-
ло мгновение, ставшее началом летописи
второй героической обороны Севастополя.

Батарея береговой обороны главной базы
под командованием комсомольца лейтенан-
та Заики первая открыла огонь по танковой
колонне противника, двигавшейся на Сева-
стополь. В этом первом бою за свой город
черноморцы показали чудеса храбрости и
бесстрашия. В решительной схватке OHM
уничтожили десять немецких танков.

Залпы береговой батареи возвестили ми-
не распахнет ворота
своей крепости, а будет сражаться, как за.
вещали адмиралы Нахимов и Корнилов,
матрос Кошка и Даша Севастопольская.

И с той поры часы на Минной башне на-
чали отечитывать время исторической обо.
роны Севастополя:

Шли фронтовые дни. На крепком фунда-
менте отваги, веры в правоту своего дела.
любви к лучезарному городу росла несокру+
шимая стена нашей линии обороны. Ее це-
ментировали храбрые в@рдца воинов-черно-
морцев.

Озверелый противник несколько раз пы-
тался ззять Севастополь. Враг штурмом хо-
тел сломить упорство моряков. Гитлеровский
генерал фон-Манштейн, стоявший на  под-
ступах к Сезастополю, 16 декабря 1941 года
издал приказ, начинавшийся истерическими
восклицаниями, что «время выжидания про-
шло». «Для того, чтобы обеспечить. успех
последнего большого ‘наступления в этом
голу, — писал Манштейн, — было необхо
димо поедпринять все нужные приготовле-
Я знаю,
что я могу положиться на мою пехоту, са-
перов и артиллеристов. Вы мЕе это неодно+
кратно доказали. Вы и на этот раз в первой
же атаке разобьете врага и продвинетесь
глубоко вперед. Я также знаю, что все дру-
гие рода оружия, как всегда, сделают все
от них зависящее, чтобы проложить дорогу
пехоте. Наша артиллерия сильней и лучше
Наша авиация опять на месте. Непоколеби-
мая уверенность должна сопровождать вас
: Оль

Это над самым Севастополем шел бой... падет!»

Грохбтала артиллерия, в воздухе гудели
самолеты:

Катеры держали курб к выходу из сева-
стопольской бухты, — оттуда должны быля
появиться немецкие суда. Ждать дол-
го не пришлось. (Со стороны Севастопо-

Враг ринулся на город.

Севастопольцы теснее сомкнули ряды и
в кровопролитных битвах отстаивали честь и
славу морской столицы.

В те дни разгорелась золотая звезда до-

ля показался вражеский караван. Шли два   блести черноморцев. В поступке пяти моря-

крупных транспорта, шесть быстроходных
десантных барж под охраной до десятка сто-
рожевых калеров. Командиры советских ка-

‘теров Юрченко и Чилипенко смело вступл-

роны Севастополя 1941—1942 годов? Вер-

нулся ли он на Эти же рубежи или, быть
может, бьет немцев. где-нибудь на другом
фронте, или же сложил свою голову в упор-
ных боях? Кто знает! Но пусть дойдут до
тех, кто знал. храброго моряка, эти строки,

и пусть узналот они, что воины-освободите-.

ли, взявшие штурмом Севастополь, побыва-
ли сегодня в том доте, где сражались Иван
Епишко и его друзья, и поклонились зем-
ле, за которую проливали кровь севасто-
польцы в 1941—1942 годах...

До позднего вечера 9 мая шли упорные
бои на последних севастопольских рубежах.
Прижатые к морю, немцы сражались с упор-
ством отчаяния. Но они были бессильны
предотвратить свою катастрофу. Несколько
часов тому назад штурм города был завер-
шен. Уцелели только те немцы, которые
слалиеь в плен. Непреклонные в своем бла-
городном гневе, герои севастопольского

пиурма завершили истребление остатков
немецкой аруни, прижатой к морю.

А. КАЛИНИН.
СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая. (По телеграфу),

ли в схватку с врагом.

Катер Пилипенко завязал бой с враже-
скими баржами и катерами, а в это время

ков Фильченкова, Цибулько, Паршина,
Красносельского, Одинцова, преградивших
своей грудью путь фашистским танкам к го+
роду, мы видим кристальной чистоты душу
советских людей.

Записка, найденная в противогазе комсо-

мольца Калюжного, сражавшегося в дзоте
№ 11, как нельзя лучше об’ясняет поступок

торпедный катер Юрченко стал выходить в   моряков-героев, как нельзя лучше передает
атаку на самый большюй транспорт. Первая величие духа защитников города: «Родина

торпеда угодила в нос судна. К ночному не-   моя,

земля русская! Любимый товарищ

бу взметнулось ослепительное пламя. Транс-   Сталин! Я, сын Ленинско-Сталинского ком-

порт,
море.

Врат был ранен, но не уничтожен. Юр-
ченко вновь пошел в атаку. По двум совет-
ским калерам стреляли со всех сторон. Но

потеряв ход,

артиллеристы катера Пилипенко надежно   сдержал».

прикрывали огнем своих товарищей.
Вторая торпеда попала в борт другого

транспорта и он затонул. Караван.
немецких судов. потеряв строй, по-
вернул обратно. Вышедшие из Севасто-

стал погружаться в Сомола, его воспитанник, дрался так, как

подоказывало мне сердце. Истреблял гадов,
пока в груди моей билось сердце. Я умираю,
но знаю, что мы победим. Моряки-черномор-
цы! Держитесь крепче, уничтожайте фа-
шистоких бешеных собак! Клятву воина я

Бессмертная клятва Калюжного стала в
ряд с бессмертным призывом адмирала Кор-
нилова: «Отстаивайте же Севастополь!»

Как ни бесновался немец, но город не пал.

поля другие немецкие корабли уже ничем   Город выстоял в тот суровый декабрь. Толь-
не могли помочь каравану. Два советских   © больше морщин появилось ма его муже-

катера, с честью выполнив задание, веряу-
лись на свою базу.
H. 30TOB.

een ФЛОТ. (По телегра-
у).

«твенном челе.

Шли фронтовые дни, и крепили доблесть,
отвага защитников главной базы. Уже не
одиночные подвиги храбоецов, а массовый
героизм сплачивал воинов и приносил
победу.

СЕВАСТОПОЛЬ.

Снято специалыным корреспондентом «Красного Флота» b, ШЕЙНИНЫМ и Б. ВЕЛЬЯШЕВЫМ в пвредовы mie,
Фото доставлено на самолёте лётчиком старшим лейтенаегом Ф, TIAXYHROBEIM. ee .

)

i

для всей Красной Армии:

шли

Ceeacmonoal
КРАСНОЕ ЗНАМЯ

АРФДА

*

Севастополь никогда ме чувствовал себя
наковальней. Нет, он был молотом, под же-
стокими, неумолимыми ударами которого
гибли фашистские полчиша.

На подступах к городу воины сковывали
орды немецко-фашистеких войск. Они спу-
тали и расстроили планы немецкого коман-
дования.

Севастополец никогда не говорил: «Я ви-
жу немца». Он мог сказать только так: «Я
видел немца и убил его»,

Когда говоришь о бессмертных делах сё-
вастопольцев, невольно вспоминаются слова
Льва Толстого из его «Севастопольских
рассказов». Рассказывая © защитниках горо-
па, он писал: «На дне души каждого ле-
жит та благородная искра, которая сделает
из него героя.. придет роковая минута,
она вспыхнет пламенем и осветит великие
дела».

Да, сердца защитников города хранили
искру настоящих воинов, и в соприкоснове-
нии © врагом эта искра разгоралась в пламя,
сразившее врага и Озарившее бессмертием
имя севастопольцев.

Среди многочисленных документов оборо-
ны города сохранилось письмо защитницы
Севастополя Веры Томилиной к подруге по-
гибшего воина морской пехоты. Строки это-
го письма обжигают. Они заставляют уча-
щеннее биться сердца, и люди с благогове-
нием повторяют нетленное слово: Севасто+
Юль.

Боец Томилина пибала: «Дорогая незнако-
мая подруга! Это письмо я пишу тебе из ге-

роического города Сёвастополя. Оно, мое
письмо, так же сурово, как и город... Слова
мои, как волна, тяжелы.

Дорогая незнакомая подруга! Это письмо
несет тёбе горе. Но я выполняю последнюю
просьбу твоего друга — Геннадия Годыны.

Твой друг погиб. Проклятая пуля оборва-
ла эту короткую, но красивую, честную
ясизнь. Он умер героем. Его похоронили в
лесу под вечер на закате солнца.

Друг Геннадия нес для тебя его послед:
ний привет, последние слова. Но вражеский
снаряд оборвал и эту молодую жизнь. И вот
я среди крови и земли нашла маленький
окровавленный клочок бумажки и разобрала
несколько прощальных слов, написанных

слабеющей рукой умирающего Геннадия.

Дорогая незнакомая подруга! Я не знаю,
где находишься ты. Если ты не на фронте, =
иди на фронт. Возьми винтовку своего друга
И отомсти за его смерть. Иди на наш гроз-
ный Севастопольский фронт. Я‘ покажу те-
бе Геннадия. Иди к нам. Ты ото-
мстишь. Русские женщины умеют и должны
мстить. Нас много, женщин, на фронте, и
ночти у каждой свое горе. И это горе уде:
сятеряет силы и зовет к беспощадной мести
Иди! Кровь Геннадия зовет тебя. Иди сме-
ло, без страха и боязни,

Тебе будет тяжело дышать воздухом, на-
полненным запахом крови и пороха. Вчера я
видела восьмилетнего мальчика с оторван:
ными снарядом ногами. Его унесли санита-
ры, а обезумевшая мать искала среди разва-
лин его ножки.

Ты посмотришь на наших героев, и у тебя
пройдет страх. Ты увидишь, как спокойны и
суровы лица людей осажденного Севастопо-
ля».

Неутихаемым ревом снарядов  ярилась
осада. Кольцо блокады сжимало горло горо-
да, но, верные своему девизу, воины Сева-
стопольского гарнизона отбрасывали костля-
вую руку смерти и продолжали сражаться.

Воинккую славу защитников Севастополя
по праву разделяли трудящиеся города. Они
были бойцами. Они работали на фронте и
для фронта.

На маленьком клочке земли никогда не
замирала жизнь. А ведь как терзали немцы
Го

же к 8 июня 1942 года в е было
разрушено 4.640 и повреждено 3.000 ‘зда-
ний, Город терял свои изумительные конту-
ры, и руины становились его двойником.

20 июня противник сбросил на город 4.700
`фугасных и 38.000 зажигательных бомб,

С 25 мая ло 6 июня на легендарный

тра в», прорвавшийся сквозь
блокаду в тополь, налетало ‘по
несколько сот самолетов противника.

Немцы сбросили на корабль 1.560 бомб.
Это была варвазская охота за -
портом, Немцам удалось подбить «Се-
ров». Он, изрядно поврежденный, накра-
нился и стал погружаться в воду. Тогда,
осыпаемые градом снарядов, моряки и. пор-
товые рабочие принялись поднимать «Серов»,
Этот труд был венцом непреклонности сева-

у
  стопольцев. Когда корабль через нёсколько

дней был подият и уходил снова на Боль-

`шую Землю, моряки. стоявшие на берегу.
  выТтяГгивались по стойке «смирно!» и радост-

ным взором провожали его.
Немцы неистово бомбили город, обстрели:
вали его снарядами чудовищных калибров.
Они хотели запугать героев, расстроить их
  нервы. Но оказывалось, что действовало это

а на зэвинченные нервы самих фри-
  hee. :

Город стоял, как утес, как меч, острие ко-
торого было направлено против saxaatohicon.

Немцы тешились кровавым зрелищем —

пылающим городом, Они с присущей им са-

дистекой методичностью разрушали краса-
вец OIE. rare meee

Вывернутые рельсы и балки разбитых до-
мов сплетались в замысловатые фигуры, и

‘казалось, что они невидимыми руками держат

линейку улицы. Снова взрывы, Рушится
Сеченовокий институт. Разбиты чудесные
лестницы нагорных улиц, напоминающие
морские трапы. И вот взрывная волна разби-
ла часы на Минной башне.

* Немцам почудилось: конец Севастополю!
Часы не будут больше вести счет времени
героической обороны

Ho нет! Счет времени самоотверженного
сопротивления врагу вели кремлевские Ky-
ранты. Их славный ход остановить фаши-
стам не удалось,

Шли фронтовые дни. Ритм осадной жизни
делал людей героями. Напрасно вы будете
искать среди них людей саженного роста с
непомерно широкими плечами. Говорят, что
все великое просто. Да, это так. Вот один
из многих штрихов севастопольских будней.
Немецкие — автоматчики, — просочившиеся
сквозь линию фронта, захватили бухту
«Голландия» и открыли ураганный огонь по
находившемуся на другой стороне бухты
входу в подземный завод, Нельзя было дви-
нуть на фронт боезапас и вооружение, а
люди не могли выйти B3 штольни, чтобы
подышать свежим воздухом. Ведь в эти дни
температура в цехах штолен была очень вы:
сока. Тогда инженер завода Теличев и груп:
па рабочих-добровольцев взяли три полко-
вых миномета и мины, изготовленные своими
руками в цехах подземного завода, и уста-
новили их вблизи входа. Творцы боевых ма.
шин стали воинами. Это был пунктир одной
линии. Прошло немного времени, и меткий
огонь настиг врага.

Огонь противника слабел, Теличев, увле:
ченный боем, командовал громко, и на его
лице можно было прочесть такое удовлет-
ворение, какое может испытать только кон.
структор-воин, И когда противник, не вы-
держав отпора, сдал и убрался во-свояси,
вновь открылись ворота штольни, и забрыз-
ганные грязью автомобили повезли боезапас

на фронт,

Заводом этим годился город. Героиню
стахановского труда Анастасию Чаус знали
на фронте так\же, как и мастера снайперско-
го дела Людмилу Павличенко.

Фронт требовал все больше оружия. Заз
вод. набирал темпы. Вот. две цифры. В янва
ре 1942. года завод выпускал изделия вось-
ми наименованяй, а в июне — двадцати семи!

Рука войны неумолимо перелистывала
странички календаря. Шли горячие дни
июньской битвы. Враг собрал все, что мог, и
двинул против гарнизона героев. В эти тя:
желые дни с енной силой проявилась
трогательная забота фронта © детях. Снаб-
жение населения, находящегося в бомбоубе-
жищах, затруднялось. Тогда Военный Совет
Черноморского флота из скудных запасов
продовольствия выделил продукты для ре-
бят и передал им подарки, пришедшие на
фронт,— масло, мед. р

Город горел. Тяжелые облака дыма за.
стилали солнце; Люди уже давно переста-
ли замечать, как чередозались ночи и дни,
Все слилось в одну беспрестанную битву.
Каждый войн гарнизона думал только об
одном — как можно  добросовестнее, ¢
честью выполнить свой долг. И уж если
придется умереть, так только так, чтобы эта
смерть стоила десяти, двадцати, ста, жизней
врага.

Немцы продвигались вперед по трупам
своих солдат и офицеров. Потоки, черной
вражеской крови хлюпали под их ногами,

© они, остервенелые, сведенные с ума
непреклонностью  севастопольцев, нещадно

штурмовали город.

Краснофлотцу-комсомольцу   Александру
Чекаренко командование поручило взорвать
наш военный об’ект, к которому прорвались
немцы. Громадная штольня терялась в полу-
мраке. Где-то в глубине тикал часовой ме.

хапизм взрывателя, установленный на опре

деленное время взрыва. Моряк должен был
проследить за работой часового механизма и

в последний момент покинуть штольню,

Когла стрельба немного утихла, Чекарейко
вышел из штольни, Он увидел, как немецкие
солдаты бежали к нему. Мысль заработала

быстро. Сразу стало ясно, что пройдет не:
сколько минут и немцы предотвратят взрыв
Собрав силы, Чекаренко вбежал в штольню
и сжал контакты взрызвателя. На несколько
километров вокруг все задрожало, загудело
Камни летели на другую сторону бухты.
Этот взрыв похоронил около двухсот фа-
шистов.

Геройской смертью погиб тогда юный мо-
ряк. Ол сражался до последнего дыхания.

Днем 2 июля 1942 года, закрепившись в
районе 85-Й батареи, бойцы и командиры
вели кровопролитные бои. До двадцати раз

их атаковали немцы, но храбрецы отбрасыва=

ли их. Иссякал боезапак, орудия выходили
из строя. Тогда большая группа морякоз
решила пробиться к партизанам.

Из кузовов разбитых машин они сооруди-
ли три маленьких плота. Для того, чтобы
усилить их пловучёсть, они прикрепили авто
мобильные скаты. Бойцы слили из всех фляг
в одну остатки воды-—ее набралось не боль:
ше чем стакан, Это был неприкбсновенный
запас.

Потом моряки сплели телеграфный кабель
и по нему спускались с 70-метровой скалы к
морю. И вот перед спуском моряк с окро-
вавленной повязкой на руке припал к земле,

Он поцеловал ее. Взмахнув раненой рукой в

сторону города, он спустился на плот.

Это уходили севастопольцы в тыл
чтобы там продолжать борьбу,
вуться в родной Севастополь.

Так закончился двухсотпятидесятый день
героической обороны Севастополя — одной

из самых блестящих с .
я траниц истории Ore

‘врага,
чтобы вер.

Счет мести севастопольцев грозен и ве:
лик. Триста тысяч солдат и офицеров истре*
били севастопольцы. За это, за беспредель-
но мужественную защиту каждой пяди род:

земли народ славзит севастопольцев,

Современники и грядущее поколение бу-

дут с благоговением ‘
See gare вспоминать дни жёсто

Будет иекогда день, и в Севастополь при-
едут и человека. Кто они, эти люди?
Зина Шеста ‚ Леонид Шершнев. Они po-
дились 30 октября 1941 sk a nepal
день осады Севастополя. Детишек вывезли
в далекий тыл. Отцы и матери, друзья, исто-
рия расскажут им о героях города. И они,
преисполненные сердечной благодарности
воинам, народам, великому Сталину, спас
шим землю русскую от рабства, пройдут по
улицам легендарного города. Они увидят
ско цветущим и солнечным, гордым и вели-

Каждый клочок земли, каждый камень
будут говорить им: я
и
— Здесь дрались герои!
: И среди множества
Терного моря-они, быть
того бойца, что покидал город в послед-

нюю минуту. Он сказал, что вернется,
ot 3 рнется, И он

моряков — хозяев

С. КЛЕБАНОВ.

Александр Добранюк, Лиля Колтун.

может, увидят и

=