ТРУДОВЫЕ ПОДВИГИ
молодых

ЛЕНИНГРАДЦЕВ

СИЛАМИ МОЛОДЕЖИ ИЗГОТОВЛЕНО
СВЕРХ ПЛАНА

НА 36 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
ПРОДУКЦИИ

Молодые новаторы
я внесли

151] предложений

Молодые ленинградцы, отважно
защищавшие свой город в дни бло-
нады, ныне умножают славу Ленин-
града замечательными трудовыми
подвигами.

В период предмайского соравнова-
ния юноши и девушки изготовили
сверх плана более чем на 36 миллио-
нов рублей продукции. Они внесли
1.511 рационализаторских предло-
шений.

Ленинградская молодежь упорно
борется за энономное и бережливое
использование сырья, топлива, элен-
трознергии. +

— Будь бережливым, — этим ты
помогаешь фронту!

Этот лозунг пользуется большой
популярностью в молодежных брига-
дах. Молодежь уже сберегла более
3 миллионов киловатт-часов элен-
троэнергии, 5.285 тонн топлива, 22
тысячи  нилограммов черного и
цветного металла и много других
ценных материалов.

Более 40 тысяч тонн металличе-
смого лома отгрузили для нашей ме-
таллургии Молодые  денинградцы.
Много пушек, таннов, орудий будет
изготовлено из металлолома, собран-

ного в Ленинграде.

Серьезных успехов в социалисти-
ческом соревновании добилась моло-
дежь старейшего Кировского завода.
Молодые кировцы изготовили сверх
плана на 1.100 тысяч рублей про-
дукции, сэкономили 110 тысяч
киловатт-часов электроэнергии. За
счет повышения. производительности
труда нировцы высвободили из моло-
дежных бригад свыше 200 рабочих.

Большую известность приобрели
молодые стахановцы завода имени
Орджоникидзе. Здесь нет не выпол-
- няющих ‘норм. Наждый молодой ра-
бочий дает полторы нормы.

Большинство молодых ленинград-
es ‘успешно ‘совмещает работу с
учебой. Из 16 тысяч молодых рабо-
Я чих около 15 тысяч обучаются в
кружках техминимума и на различ-
ных производственных. курсах. За

зиму 4.270 юношей и девушек ус-

пели повысить свою ‘квалификацию.

Хорошо работают молодые ленин-
градские, железнодорожники. В дни
вбороны Ленинграда они показывали
образцы героизма. Сейчас они до-
биваются образцового порядка на
транспорте, улучшают начество ре-
монта паровозов и вагонов. Силами
молодежи отремонтировано в’ неуреч-
ное время 4 паровоза, сэнономлено
свыше 400 тонн топлива.

С уважением называют ленин-
градцы имена лучших бригадиров
молодежных бригад Мишкина, Тума-
ковой, Поцуцковой — передовиков
соревнования. Тельно одна бригада
Поцуцковой изготовила сверх плана
в фон Верховного Главнокомандова-
ния 58 тысяч изделий.

«Вручить переходящее Красное Знамя ILK
ВЛКСМ и Наркомата среднего машино-
› Строения Союза ССР и выдать первую
премию  бригаде тов. Максимовой».
(Из постановления ЦК ВЛКСМ и На-
родного комиссариата среднего маши-
ностроения Союза ССР).

Клава Максимова, бригадир механо-с00-
очного цеха, недавно побывала на фронте.
(на была там вместе с заводской делегаци-
сй. Дорога, по которой ехали Клава и ее по-
други, лежала в зоне обстрела. Й ей, чело-
LORY штатскому, пришлось немного поню-
хать пороху.

Путь к фронту пролегал по непролазной
грязи, Машина проваливалась. Приходи-
лось спрыгивать и вытаскивать грузовик;
А Клаву все-таки не покидало блаженно-
счастливое состоятие,

Паконец, она добралась и попала в зем-
лянку к разведчикам. Ее поразили там хо-
мовитый порядок и уют временного сурово-
го жилища бойцов.

Клава пробыла здесь около часа. Потом

‘бойцы простились с ней и отправились
брать «языка».

«Как на работу пошли». — подумала
Клава.

; В другой землянке девушке дали подер-
‚ жать автомат. Ей чудилось, что ствол еще
горяч. Безусый сержант-автоматчик убил
йз него в тот день трех немцев.

У связистов Клаву угощали чаем пз ко-
„ толка. Он был заварен крепко и чуть п0-
‚  пахивал дымом.
Вея семья Клавы.

па, который был очень я
войну шинели. Лейтенант Михаил Макси-

; мов учился в академии, брат_ Александр,
служил в артиллерии, Иван воевал в пе-
хоте, погиб в бою с немцами. И сестра Аня,
немного старше Клавы, ушла добровольно
связисткой.

А вот Клава, самая младшая в семье,

«

- ao

=U ee м

за исключением от,
стар, налела в эту

Товарищеская поддержка

Деловая помощь молодым трактористам

ПЕРРЕюсТ

В середине дня, когда половина участка
уже была вопахана, молодой тракторист
Масим расплавил подшипники. 3& эту в-
нупную небрежность приходилось распла-
чиваться дорогой ценой. В самый разгар
пахоты трактор надолго выходил из строя.

— Вот что получилось, полюбуйся,— В
сердцах сказал Масиму бригадир Али Гаса-
HOB.

Минутное раздражение прошло. Бригадир
задумался. «Что же нужно сделать, чтобы
эта неприятная оплолтность в будущем не
повторилась? Такое может случиться и с
Агамелом Агаевым, с Аскером Курбановым
или Магеррамом Алекперовым, может слу-
читься с каждым. Они ведь новички, они не
знают еще всех повадок трактора». И, спо-
койно обдумав, Али Гасанов решил терпели-
во учить новичков тракторнаму. делу.

Вечером по окончании работы бригадир
вместе с новичками отправился к трактору
Масима. Четверо трахтористов слушали тол-
ковый рассказ о том, что случилось с маши-
ной молодого водителя. Масим подогнал под-
шипники слишком торопливо, небрежно и
пеправильно. Доходчиво и просто разобрав
ошибку Масима; Али Гасанов, не жалея вре-
мени, с гаечным ключом в руках залез пох
машину, показал, как нужно подгонять под-
шипники, подтягивать болты. Затем он 34-
ставил сделать это и самих слушателей.

Беседа о Грасплавленных подитипниках
оказалась серьезным практическим уроком
для новых членов бригады. Она положила
начало систематической учебе водителей. С
тех пор каждый вечер у зеленого вагончика
в степи Масим и его друзья стали слушать
«лекции» Али Гасанова. Бригадир учил бе-
режному обращению с машиной, экономному
расходованию горючего и смазки, знакомил
с правилами технического ухода за тракто-
рами. Эти свои интересные и содержатель-
пые технические беседы Али Гасанов под-
креплял примерами, взятыми из трудовых
бухней самих тражтористов. Вот Аскер Кур-
банов неправильно отрегулировал клапаны.
Из-за этого упала мощность двигателя,
тракторист пережог горючее. Ати Гасанов
показал и об’яснил ребятам все тонкости ре-
гулировки.

Больше половины трактористов Таузской
МТС, работающих в поле,— новички-подро-
стки. Поэтому вопросы повышения квали-
фикации трактористов и организации тех-
нической ‘учебы в тракторных бригадах
встали перед комсомольской организацией
Таузской МТС е первых же весенних дней.

Секретарь комитета Джамина Джабарова
чосоветовалась с директором МТС Зейнало-
вым и старшим механиком Гудковым. Она
побывала в 8-й бригаде, работающей в кол-
хозе имени Шаумяна, познакомилась, как
идут дела у новичков. Джабарова узнала их
запросы, нужды, поговорила. с ними по-ду-
Mam, посоветовалась с трактористами-ком-
сомольцами. ,

— Было бы неплохо, если бы вы взялись
подучить своих товарищей, — сказала она
комсомольцам.— Нужно помочь новичкам.

Трактористы согласились:

— Хорошо, Джамина,

Из 8-й бригады Джамина отиравилась В
колхоз им. Молотова. Здесь в бригаде №7
работали отличные стахановцы Мина Шири-
нова, Шевкет Шахназарова, Ругия Сулейма-
пова и Атлас Асланова. бни хорошо порабо-
тали в 1943 году, сэкономили 7 тонн горю-
чего. Успех девушек не случаен. Им помог-
ла влумчивая учеба, товарищеская взаимо-
помощь. Комсомолка Атлас в прошлом году
старательно учила своих подруг Сулеймано-
ву и Ширинову, и через несколько месяцев

ПАСЫНКИ»

Так была озаглавлена помещенная 22
марта в «Комсомольской правде» коррес-
понденция о невнимательном отношении ад-
министрации к нуждам молодых рабочих на
участках Архангельского торгового порта
морского пароходства.

Начальник Архангельского торгового
порта тов. Дикой признал корреспонденцию
совершенно правильной. Он сообщил, что

er

принадлежала к поколению, которое войну
встретило у самого входа в жизнь.

В тот самый день, когда братья Клавы
явились в военкомат, чтобы получить на
значение, она сидела, волнуясь, в малень-
кой душной канцелярии конструкторских
курсов. Ей тогда предстояло получить ли-
плом.

Клава вернулась домой. А мать уже су-
шила сухари, собирая братьев в путь-дорогу.

..Опустел домик в Ростокине. Через не-
сколько дней и Клава пошла работать на
один из больших заводов.

И вот она стояла растерянная, словно бы-
ла олна в цехе. А рядом рабочие клепали
рамы. В цехе то заторалиеь, то гасли искры
электросварки.

Конечно, Клава могла бы устроиться по
специальности. Но, видно, бывает пора,
когла человек больше рад тяжелому труду,
чем легкому, и ничего не может быть му-
чительнее сознания, что делаешь меньше,
чем можешь, чем должен делать...

Клаву поставили на конвейер, на сборку
гусениц. Девушка, подчиняясь самому рит-
му конвейера, накладывала пайбу, завер-
тывала гайку и делала еще несколько не-
сложных операций. Она испытывала чув-
ство робости: вдруг рука ee ше успеет, и
деталь уйдет дальше...

Может быть, именно здесь. в страстном
желании преодолеть эту робость перед ме-
ханизмом, и началаеь та борьба, которая
привела потом Клаву к успеху.

У конвейера в то время было людно. Де-
вяносто слесарей-сборщиков стояли, почти
касаясь друг друга. Клава была самой мо-
лодой и, конечно, самой неопытной среди
них. Случалось, конвейер иногда капризни-
чал, останавливался, и тогда участок
делалея похожям на мастерскую. Стучали
ключи, лязгало железо, кто-то шумно KH-
дал на пол возле стенда груду деталей. Ра-
бота шла медленно.

Рялом с Клавой стояли ее подружки, та-
кие же, как она, бывшие школьницы,

девушки стали работать не хуже самой

Аслановой.

собрании. После отчета бригадира молодеж-

тета, старший агроном Керим Мамедов, pac-

лять тракторы. По вечерам бригадиры за-

ют их знания о свойствах машины.

—_—————Ш—Ш—Ш———-
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Комсомольны поставили вопрос о техни-
ческой учебе молодых трактористов на своем

ной бригады Новруза Байрамова поделились
опытом девушен-трактористки. Член коми-

сказал о том, как обучают новичков в дру-
гих колхозах.

По почину комеомольцев опытные тракто-
ристы взяли шефство над новичками: учат
их экономить горючее, правильно залфрав-

пимаются с молодыми водителями, углубля-

Слово свое крепко держат комсомольцы.
Гасан Абасов обучает Сабира Мамедова,
комсомолка Мина Ширинова следит за рабо-
той Велиханова. 0 Магире Годжаеве, Войдже
Абасове и друтих заботятся взрослые стаха-
новцы Алиев, Зейналов и Мамедов. Теперь
всем новичкам обеспечена товарищеская
поддержка. На пахоте ли, севе или бороно»
вании работу новичков направляют опыт-
ные трактористы.

Образцово поставил техническую учебу в
поле бригадир Кара Байрамов. У него из сте-
нах походного вагончика развешаны плажа-
ты: разрез трактора, схема двигателя внут-
реннего сгорания, чертежи коробки скоро-
стей. Есть спепиальные брошюры по трак-
торному делу. Неподалеку от участка стоял
полуразобранный трактор. Байрамов и
его ученики в свободные часы взялись в0с-
становить малину. Они отыскали запасные
части, сами реставрировали или изготовили
многие детали. Работа принесла двойную
пользу: пополнила машинный парк и
помогла молодежи еще лучше узнать трак-
тор. 1

Каждый лень приносит новые заботы. Но
практическая учеба молодых трактористов
попрежнему стоит в центре внимания комсо-
мольской организации. Джамина Джавадова,
Керим Мамедов и другие члены комитета
систематически бывают в бригадах, проверя-
OT, Kak комсомольцы выполняют решение 0
шефстве над новичками. Недавно был заслу-
шан отчет бригадира Байрама Алиева о том,
как учатся и работают молодые трактористы
в его бригаде.

В труде и учебе приобретает молодежь
знания, сноровку, опыт. Важдая тракторная
бригада Таузской МТС — это своеобразная
школа в поле. Здесь трактористам привя-
вается любовь к машине. В прошлом году
Маил Алекперов был приценщиком, Ком-
сомолец Иван Саркисов взялся подготовить
из ‘него тракториста. Он научил подростка
задтравлять и чистить трактор, крепить и
проверять болты. Потом Алекперов стал де-
лать перетяжку подшипников, регулировать
клапаны, постепенно изучил всю мапину.
Весной Алекперов сел на трактор и вопахал
первые 40 гектаров. Так же были подготов-
лены и другие молодые трактористы.

‚ Таузская МТС на месяц раньше срока за-
кончила весновстыику и успешно подгото-
вила почву под посевы американского хлоп-
ка. Немалую долю своего труда влюжили в
это юноши и девушки, впервые взявшиеся
за руль трактора.

т зари до зари гудят машины на кол-
хозных полях Тауза. Вместе с бывалыми,
опытными водителями уверенно ведут трак-
торы вчерашние курсанты, новички. Они
и работают и учатся, накапливают опыт.
В этом заслуга комсомольцев.

А. ПОДХОМУТНИКОВ.

- АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР. (Наш корр.).

за грубое и невнимательное отношение к
молодым рабочим на инженера участка
Пряснухина наложено взыскание. Главно-
му инженеру Кутукову предложено немед-
ленно принять меры к улучшению дела. В
настоящее время ученики Березина, Ильи:
на, Шкаричев и Савина сдали техэкзамен,
и им присвоены разряды соответственно их

Б сельхозартели имени 8 марта Иванов-
сксй области. На снимке: 15-летний. па-
харь колхоза Павел ЗОРИН, выполняю-
щий ежедневно по полторы нормы.
В прошлом году он выработал 480 трудо-
дней. Ныиче Зорин решил выработать
больще — 600 трудодней.

* Фото Ф. КАРЫНТЕВА. (ТАСС).

В КОМСОМОЛЬСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ

Подарок юным краснодонцам

Комсомольцы Яблуновского района Чер-
ниговской области завязали переписку ©
учащимися школ города Краснодона. Не-
давно яблуновцы собрали и отправили в
подарок краснодонским школьникам 6 тонн
зерна, 6 тонн семенного картофеля и мно-
го другого посевного материала для при-
школьных делянок. В ответ с родины ге-
роев «Молодой гвардии» пришло письмо,
в котором краснодонцы от всего сердца
благодарят друзей за помощь.

Пропагандисты передовой
агротехники

Завьяловский райком комсомола Удмурт-
ской АССР создал группу докладчиков для
пропаганды передовой — агротехники, B
группу- вошли агрономы, работники район-
ного земельного отдела, зоотехники, вете-
ринары. За время подготовки к весеннему
севу молодые специалисты провели 17 лек-
ций. Они беседовали с молодыми колхоз“
никами о звеньях высокого урожая, об
агроправилах, о подготовке коня к севу-
Докладчики, бывая в колхозах, помогают
организовать техническую учебу.

Беседы о комсомоле

Комсомольцы и молодые колхозники се-
ла Свищевки Ивановского района Вороши-
ловградской области своими ‘силами отре-
монтировали клуб. В клубе работают
кружки художественной самодеятельности,
часто проводятся беседы. Секретарь ком-
сомольской организации Галина Касьянова
часто рассказывает в кругу молодежи о
том, каким должен быть комсомолец, о
комсомольцах Украины — героях Отечест-
венной войны. За то время, что Галина
Касьянова ведет  агитационную работу
среди молодежи, комсомольская организа-
ция выросла на девять человек,..

Учеба вузовского актива

В Киевском горкоме комсомола состоя-
лось интересное собрание секретарей н чле:
нов комитетов вузовских комсомольских
организаций.

Доклад о содержании политико-воспита-
тельной работы комсомольских организаций
в высших учебных заведениях сделал заве-
дующий кафедрой  марксизма-ленинизма
Киевского медицинского института’ профес-
сор Каган. Этим горком начинает система-
тическую учебу комсомольских работников
вузов.

В ближайшие дни открывается семинар
по практике комсомольской работы.

Гле-то в переулке...

Школа и дом художественного воспитания детей
тельность тем, что некоторые режиссеры-

Есть в Москве, в переулке Садовских,
дом, в котором, как в ларце, собраны 69-
гатства детского творчества.

Летопись, созданная детьми, переживши-
ми тревожную московскую осень 1941 года...

`Акварели подростков, изображающие по-
пранную немцами русскую землю, пейза-
жа, в которых даже вётлы вопиют © мще-
ним... -

Темы зойны и любви к родной земле без-
раздельно владеют нашими иикольнакама!

В этом же доме каждое воскресенье зву-
чат девичьи голоса — образцовый хор
школьниц разучивает песни. Детский op-
кестр репетирует произведения Чайковско-
то. Старый профессор-ваолончелист, играю-
nai тут же, среди мальчиков и девочек, за-
ражается от своих подшефных молодостью
и радостью жизни...

Ho люм этот, называющийся Централь-
ным домом художественного воспитания
детей,— не запертый на замок ларец и не
музей. Художественное воспитание—один из
основных элементов коммунистического вос-
питания. Центральный и местные дома худо-
жественного воспитания детей призваны быть
лабораториями по художественному воспи-
танию подрастающего поколения. От них
ждут помощи тысячи и тысячи кол и до-
мов пионеров.

А помощи этой не чувствуется. Об этом
говорят даже в школах столицы.

Дмитрий Петрович Преображенский, ста-
OH учитель, воспитавший несколько поко-
лений и работающий. сейчас директором
31-й мужской школы Фрувзенского райоча
Москвы, говорит: Г

— У меня в школе много способных ре-
бят. Районный дом художественного воспи-
тания помог развить дарование только од-
ному из моих патомщев.

Одному ученику на целую школу!..

В 59-й школе Каевского района Москвы
просто разводят руками:

— Никакого домов художе-
ственного воспитания Ие чувствуем. До всего
доходам своим умом... ‘

Чем же заняты дома художественного во-
спитания?.,

В Центральнюм доме художественного
воспитания детей есть спепиальный отдел
игр и танца. Отдел необходимый: ведь та-
Hel язвляелся немаловажным средством
эстетического и физического воспитания
детей. Школьники — и мальчики и девочки
в равной степени — хотят танповать. Но в
школах никто не заботится, чтобы ребят
правильно учили танцам.

Что же дал школе отдел игр и танцев
Пентрального дома? Ничего—ни программ,
ни руководителей кружков. М даже те
школы, которые хотят научить детей тан-
пам, часто вынуждены обращаться к хал-
турщикам, которые работают нивесть по. ка-
KOH «программе» и «методаке».

Есть в Центральном доме театральный
отдел. Заведует им тов. Ширяева, которая
откровенно признается, что задачи отдела
«настолько расплывчаты, что их трудно
даже определить». Отдел занимается ч
кружками художественного слова, и драма-
тическими, и кукольными. За многие годы
работы созданы только... проекты(!) про-
грамм для кружков. Чуть ли не в течение
десяти лет идет возня с этими проектами.

Несколько лет тому назад отдел решил
«все перечеркнуть» и начать разработку
программы драматического кружка заново.
Мы далеки от того. чтобы ть за-
дачу создания такой программы. Однако
допустимо ли. чтобы она разрабатывалась
тодами? Не об’ясняется ли’ эта медли-

профессионалы, оторванные от
клонники «чистого искусства»,
ются против...
школе вообще? Дескать, в кружках могут
ребятам привить неправильные навыки.

жизни, по-
высказывз-
драматических кружков в

Такие лозоды можно  об’яснить только

неправильной ‘установкой на выработюу из
каждого кружковца профессионального ак-
тера. Отдел думает заняться такой темой.
как «система Станиславского и

школьный

драматический кружок», но забросил рабэ-
ту по созданию репертуара для драматиче-
ских кружков. ,

Театральный отдел, несмотря на много-

летнюю работу, не сумел об’единить в2-
круг себя детских драматургов, зато во-

круг него въется немало явных халтурщи-

ков.

Когда обращаешься к практике третьего

оснозного отдела — литературного, убежда-
ешьбя, что и здесь за многие годы мало. чем
помогли школе. «Мы начинаем все заново», —
говорит нынешний заведующий этим отде-
лом тов. Кривошапкин. Отдел ставит од-
ной из своих задач добиться, чтобы школь-
ник мог свяэно записывать и высказывать
свою мысль. Созданы  эюспериментальные
кружки, Они. явятся «базой, на основе ко-
торой отдел будет строить свои методиче-

ские документы».

Вот и все! Даже те немногие методиче-

ские указания, которые успели тут разра-

ное искусство
советского
учиться

но и воображать и предвидеть», — го-
ворял Горький. Точное выражение своих
мыслей, наблюдательность, изящный вкус
и хорошие
ность—все это
под- возлействием искусства. А Централь-
ный дом художественного воспитания де-
тей не помогает школе в этом важном де-
ле. Превратившись ‘в заповедник талантов.
работая только с ‘узкой группой «одарен-
ных
школы; на которую возложена ответствен-
ность за воспитание подрастающего поко-
ления.

ботать, до школ и домов пиооров не до-
ходят. Тираж изданий Центрального домз.
печатающихся на шапирографе,
ничтожен. что их не видят. даже столич-
ные школы,

настолько

Отдел изобразительных искусств более’

других связан с жизнью. Он издал много
методических руководств по рисованию в
сельской школе, проводит заочную учеб-
ную консультацию для учеников прович-
пиальных школ, соэдал для женской шко-
лы альбом образцов вышивок. Но все же
и тут влияние на школы невелико. Кроме
художественных студий,
только
школьников не получает помоши.

занимается
наших

где

горсточка детей, масса

В Центральном доме художественного

воспитания обходят народное творчество.
Сочиняют,
но за многие века народом, не доводят по
детей. Это большой порок в работе Домг.

вылумывают, а то, что созда-

В школах жалуются: «Нет руководиге-

лей кружков...» А разве нельзя подгото-
вить этих руководителей из среды педагс-
гов? Ведь и сейчас, без подготовки, мно-
гие
Почему бы этим не заняться домам худо-
жественного воспитания? Органы народного
образования и комсомольские организации
поддержали бы любое хорошее начинание
в этом направлении.

руководят—и неплохо — кружками.

.„..Музыка, живопись, танец,  театраль-
способствуют воспитанию
«Ребенок должен
считать, измерять,

человека.

не только

манеры,
воспитывается

вежливость,  опрят-
в ребенке

детей», он оторвалея от жизни, от

`И. АРАЛИЧЕВ.

Ученицы 183-й средней женской школы Коминтерновского района Москвы помо-

гают своей преподавательнице

Елизавете Алексеевче Солнцевой обработать огород.

На снимке (слева направо): Е. А. СОЛНЦЕВА и ученицы А. ВАРГАНОВА,
Л. ГРИБОВА, Е. СОКОЛОВА,` Н. ПЕТРОВА, А. УСТАЛОВА за работой на

огороде,

и ———

знаниям,

В ли себя как-то смелее. Им
полюбилась работа на кон-

вейере, где все основано на трудовом кон-

такте и сноровке. Люди, как руки в дружном

хороводе, связаны здесь между собой.

Мастерство подруг все совершенство-
валось,

Й теперь был близок день, когда они са-
ми могли предложить конвейеру свой темп.

Прошло яесколько месяцев, и на конвей-
ере уже с успехом работало всего двадцать
пять слесарей-сборщиков. Клава Максимо-
ва, Ата Солнцева, Шура Семенова счита-
лись лучшими среди них.

С прилежанием недавних школьниц
приходили подруги на занятия по техниче-
скому минимуму. Внимательно записывали
домашние задания, шевеля губами, заучи-
вали трудные названия деталей и даже под-
сказывали друг другу на испытаниях, Kak
в былые времена...

Они решили основательно изучить все
операции сборки гусеничных лент.

Теперь Клава могла бы, пожалуй, собрать
ленту с закрытыми глазами, как хороший
стрелок свою винтовку. Читая газету, Бла-
ва всякий раз отмечала в сообщениях с
фронта какие-то особенно волнующие ее
места:

«...Водитель под огнем ловко сменил гу-
сеницу, и ммпина двинулась виеред»...^

«...Наши доблестные бойцы расстрелива-
ли немцев из автоматов, забрасывали их
гранатами, давили гусеницами машин»...

Гусеницы, которые собирали Клава и ee
подруги, — это походная обувь наших бое-
вых машин, их сапоги-везлеходы. Они в
самом деле делали славное дело. Самые глу-
бокие снега и болота ставовились проходи-
МЫМИ. :

Три девушки с конвейера хорошо знали
это. Они стремились, чтобы фронт не чув-
ствовая недостатка в изделиях, творимых
их руками. Им давно казалось, что гусе-
ничные ленты можно собирать быстрее, чем
собирали до сих пор. В то время они уже
знали о замечательном почине комсомолки
Кати Барышниковой, сократившей число

Ата Солнцева и Шура Ceme-
нова. Вместе они чувствова-

рабочих в своей бригаде вдвое и попрежне-
му с успехом выполнявшей программу. Это
была обычная московекая девушка, такая
же. как Клава и ее подруги с конвейера.

Прежде чем притти в комитет комсомола
го своим предложением о создании молодеж-
ной бригады из пятнадцати работниц, кото-
рые должны теперь заменить на конвейере
лвадцать пять слесарей-сборщиков, Клава
Максимова подготовила совершенно точный
расчет.

— ели установить вдоль конвейера
ящики для деталей, можно будет освободить
большую группу подсобниц. Если правиль-
но расставить людей, вывести сборку замка
в особую группу, можно будет освободит
значительную часть слесарей. ,

Расчет был основан на точном знании
дела.

Когда на конвейере станет работать мо-
лодежная бригада, кажлый участник кото-
рой хорошо знает все операции сборки, не
будет больше заторов. Каждый сумеет прит-
ти на помошь товарищу. И сама Клава за-
вершит поток. `

К исходу первого дня работы молодежной
бригады у конвейера собрались руководи-
тели цеха. Тяжелые гусеничные ленты ле-
жали рялом, у стенда. Их было тридцаль
пять... Люди вопоминали время, когда ра-
ботали левяносто сборщиков. За смену они
никогда не собирали свыше двадцати лент.

Так утвердил себя молодежный конвей-
ер. Весть 06 усиехах девушек расиростра-
нилась по всему заводу. В смежных цехах
поставщики деталей заволновались: «Нет,
на этих не напасещься». Когда сборка ощу-
тала недостаток в плицах, в пех, где они
изготовлялись, явилась вся бригада Влавы.
Максимова собственными руками прикрепи-
да к стене большой плакат: «Прессовщики!
Вы срываете нашу программу. Дайте пли-
цы!» Й плицы появились.

Слава дезушек росла. :

Г Клава Максимова приняла TREp_oe ps-
нение — поспорить с К-тей Барышниковой
н победить ее в упорном труде.

На всесоюзном совещании бригадиров мо-
лодежных бригад среднего машиностроения
Клава Максимова — тоже делегат совеща-
ния — встретила Катю Барышникову, Она

узнала Ватю по многочисленным фотогра-
фиям, но вдруг застеснялась и не подошла
к ней. И Батя Барышникова так и не уз-
нала тогда о решении девушки с конвейера
победить ее в соревновании.

Между тем молодежный конвейер полным
ходом развертывал свое наступление.

Елава Максимова приступила к выпол-
нению плана механизации работ. Она давно
решила сменить неуклюжий прижим, слов»
но рассчитанный на рекордсмена по подня-
тию тяжестей, а не, на девушек с руками
быстрыми, легкими. Влаве пришла в голо-
ву мысль использовать для этой цели пнев-
матику... По предложению Максимовой на
конвейере был установлен мощный пневма-
тический наживитель. Клава теперь суме-
ла по-новому расставить людей.

Так появилась возможность сразу 0сво-
бодить из бригады семь работниц.

Теперь на конвейере осталось
восемь подруг.

И если мерно текущая конвейерная лента
с бесконечным количеством плывущих  ю
ней деталей попрежнему напоминала реку,
то Клава не испытывала больше робости пе-
ред этим могучим потоком.

Она стала бывалым, опытным мастером.

Еще очень давно на конвейере был уста-
‘новлен электрический гайковерт, некогда
пленивигий серлце Клавы, Это был добрый,
умный механизм, выполнявигий за людей по
мере сил своих самую скучную и тяжелую
работу. А вот сейчас Клава была недоволь-
на гайковертом. Он был недостаточно раз-
воротлив, тяжеловат, медлителен. И по ее
просьбе на конвейере был установлен новый
мощный гайковерт, работающий в несколько
раз быстрее.

Случилось очень важное — девушки с
конвейера переросли технику, раньше слу-
жившую им.

И вот пришла новая возможность 0евобо-
дить еше двух человек из бригады Макеи-
мовой.

Их осталось теперь шесть на том месте,
гдо недавно стояло пятнадцать, а еще рань-
ше двадцать пять и в начале — девяносто
сборщиков. Но каждый вечер у стенда по-
прежнему лежали 35—40 готовых лент.

Уливительнее всего — снова появились
у девушек свободные минуты и свободные

только

Фото М. ОМИРНОВА.

руки. Но девушки не хотели сидеть без де-
ла. Клава и ее подруги сами привыкли
искать работу для рук своих.

Давно Клава поглядывала «критическим
оком» на соседний участок, где трое рабо-
чих собирали систему бегунков.

Дело там шло ни шатко, ни валко, и 6с-
ли принажать...

Когоче говоря, недавно Влава Максимо-
ва обратилась к администрации с настой-
чивой просьбой дать ей и ее девчатам в
«аренду» приглянувигийся им участок.

Й теперь девушки с успехом `еправля-
лись и со сборкой гусениц и с системой бе-
гунков. А трое сборщиков с этого участка
уже работали в другом месте.

Прошед год, как организовалась бригада
Клавы Максимовой.

..Выла Клава в ту пору на фронте. Туда
послали ее, как лучшего бригадира. А в
Москве к этому времени был подведен
итог всесоюзного соревнования молодежных
бригад среднего машиностроения. ~

Бригада Клавы Максимовой завоевала
первенство.

Она победила в соревновании бригаду Ка-
ги Барышниковой.

Й если бы узнали фронтовики, в гостях
у которых была Клава, о скромном юбилее
этой бригады, о славной победе девичьего
вонвейера, как горячо они поздравили бы ее.

Конечно, здесь, на фронте, было немало
людей, прошедших с боями дорогу от Бали-
нина до Невеля, от Волги до Буга.

Но и путь московской комсомолки Блавы
Максимовой, прошедшей за голы войны от
школьной скамьи к всесоюзному первен-
ству, — славный, боевой путь.

Это комсомолка Клава’ Максимова и ее
пять подруг собирали гусеницы боевых ма-
шин, что мнут нынче дороги за Днестром и
Прутом и оставляют след звой на камени-
стых тропах Варпат.

Евг. МАР.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
16 мая 1944 г. 3 стр.

$9