БЕРЕГИТЕ

ПОСЕВЫ,

КАК ЗВЕНО ЧУВИЛИКИНОЙ

ПОРА НАЧАТЬ ПРОПОЛКУ

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ КОЛХОЗНИКАМ

Я только что вернулся из поездки по кол-
хозам Тамбовской области. Тамбовщина, ле-
„дит в полосе замечательного чернззема, го-
торый принадлежит к самым богатейшим
почвам мира. И радостно было наблюдать,
что эти неоглядные колхозные поля с ве-
иколопной почвой так заботливо, любовно
вепаханых засеяны и теперь покрыты яркой
зеленью дружных всходов,

Мне пришлось побывать. на полях неко-
торых передовых ‘районов Тамбовщины.

“4 есь в коние мая ‘выпали теплые и обиль-
вые дожди, золотые весенние дожди, взбод-
рившие отличные зеленые всходы и озимых
к яровых хлебов. Надолго запоминаются по-
дя прекрасной озимой пшеницы, замечатель-
ные овсяные поля, отличнейшие свеклович-
ные плантации. Хороши горох, подсолнух,
просо. Особенно выделяются посевы моло-
лежных звеньев высокой урожайнобти. Мо-
хно со спокойной совестью сказать: сель-
сих комсомольцам и молодежи Тамбовщины
принадлежит почетное место в борьбе за вы-
conn урожай.

Прилежно трудятся тамбовекие комсо-
уольцы на полях передовых колхозов. В
толхозе «Ново-ПЛуговое» молодая трактори-
мка Кузнецова засевала на своем «Универ-
але» по 16—17 гектаров за смену. В Жер-
двской MTC  комсомольцы-трактористы
бригады № 2, работавшие на весеннем севе,
вжедневно перевыполняли нормы. В этой же
бригаде комсомолец Мурин уже обработал
па своем 16-сильном тракторе 147 гекта-
oop, B соседних колхозах неплохо поработа-
тк молодые плугатари Михаил Крапивин,
Владимир Воронов, Николай Мурин и мно-
тис другие. В колхозе «Вторая большевиет-
ская весна» Покрово-Марфинского’ района
14-летний пахарь Салиов во воемя весен-
nero сева вспахал 27 гектаров под\овес, го-
pox, подсолнух, просо.

Велад за весенним севом встают на 0ч®
т другие неотложные и важные работы.

аступает пора самого’ усиленного ухода за

посевами. Дожди образовали корку на по-
ях, ускорили повые всходы сорняков. В
их условиях боронование яровых посевов,
нужно всячески приветствовать. Пока_сор-
ники только еще начинают куститься, 69-
ронование очень полезно. Оно и сорняки
уничтожает и ломает корку на полях. На
участках, засоренных пыреем, хорошо и вы-
дно заменять многократную культивацию
и боронование ручным выгребанием корне-
pit,

В этом отношении очень ценную инициа-

тиву проявили колхозники  сельхозартели
«Правда» Жердевского района. Здесь за один
день было пробороновано ручными грабля-
ми 36 гектаров. Такое прогребание дает зна-
чительно лучшее качество работы в сравне-
нии с бороновапием конной бороной. Оно
являетоя наилучшим с1060бом против по-
следующего засорения посевов сорными тра-
вами. В этой развернувшейся борьбе с сор-
няками все больше возрастает роль сельских
комсомольских организаций, роль молодеж-
ных звеньев.

Прополка не должна ограничиваться толь-
ко срыванием сорняков. Некоторая часть
колхозников, занятых этой работой, долж-
на быть вооружена легкими самками не-

‘большой ширины. Такими узкими сапками

легче выбивать розетки осота из междуря-
ani, (С помощью обычных сапок очень удоб-
но очищать от сорняков более широкие ме-
ждурядья и менее заросшие сорняками уча-
стки. Особенно важно при прополке подаль-
ше выносить ворную траву с полей. Нельзя
успокаивать себя тем, что она будто бы за-
меняет мульчу. Брошенные и гниющие на
поле сорняки только увеличивают опасность
грибных заболеваний и способетвуют раз-
множению различных сельскохозяйственных
вредителей.

Заодно с прополкой пора начинать и дру-
гие работы. В колхозе «Осоавиахим» . звено
Чувиликиной за четыре дня провело тща-
тельную шаровку свеклы на всей планта-
ции в 10 гектаров. По окончании шаровки
звено. тотчас же приступило в прорывке
свеклы. Важно отметить, что эту работу
колхозницы обязались закончить в пять

‚дней. Такие наиболее сжатые сроки заслу-

живают всемерного поотрения. Звено Чуви-
ликиной взяло обязательство получить не
меньше 300 центнеров свеклы © каждого
гектара. Проведение прорывки в наиболее
короткий срок — серьезнейшее подкрепле-
ние этого обязательетва. 4

Большое значение для повышения ур9-
жайности полей имеет своевременное и пра-
вильное проведение. подкормки посевов в
рядках. Так, при подкормке сахарной свек-
лы можно уверенно рекомендовать примене-
ние птичьего помета в количестве 3—4
центнеров на тектар. В этом отношений луч-
WU опыт передовых молодежных звеньев
заслуживает самого шгирокого распростране-
ния. В борьбе за урожай должны’ быть ис-
пользованы все агротехнические. способы и

средства: \ у
т ‚ Академик И. ЯКУШКИН,

*

Соршуп траву © шоля Bom

(Письмо в

Хороши озимые на полях артели «Kpac-
ный фронтовик» Лабинцского района Красно-
Царского края, С каждым днем все выше
поднимаются густые хлеба. Но растут и сор-
няки, отнимая у злаков влагу, питательные
вещества. Комсомольцы ‘и молодежь артели
дружно вышли на прополку посевов.

Вот впереди идет Анна Джевелева, про-
ворно выдергивая молодые побеги сорняка,
Трудная работа: ростки: -сурепы и пырея-
цепко держатся в земле. Но Анна работает
от зари до зари. Она звеньевая, }

редакцию)

По соседству трудится звеньевая Ната-
ша Половинкина.

Она ревниво следит за работой своей
подруги. ; > tS

— Сколько пропололи? — кричит Анна,

—_ 20 сотых, отвечает Наташа. — А вы?

— Четверть гектара;

И звеньевые еще старательнее принима-
ются за работу. ° а
``Молодежные ‘звенья ‘уже о тропололя
60 гектаров озимых. р -

д. Ляхов,

————

Почему их хата с краю?

На заводе, где директором тов. Алешин, не выполняют приказа

я   наркома вооружения

Вот что говорят бригадиры, молодые ра-
: бочие и работницы: x
Николай Еньков. Все члены моей брига-
ды работают по третьему разряду. Нужно
повышать квалификацию, но как это сдв-
ath? Технических школ или кружков ии
для бригадиров, ни для членов бригад в
цехе нет,
  Евгения Домнина. Моя бригада создана
в феврале 1944 года. Норму перевыполня“
ем. Комсомолка Катя Малыгина совмещает
рабофу станочницы и слесаря-установщика.
Если бы всё рабочие научились налаживать
свой станки, То бригада обошлась бы 6e3
двух станочников и наладчиков. Об этом
говорилось не раз, но техунеба не нала»
жена,

Нина Малых. Работа в нашей бригаде
сложная — универсальная шлифовка.
чертежах плохо разбираемся. Но никто, нас
не учит...

у Таких жалоб от бригадиров и членов мо-
лодежных бригад поступает немало. Никто
на заводе не оспаривает того факта, что
молодежные бригады стали большой силой.
Наоборот, всё признают, что они во мно-
гом решают судьбу производственного пла-
на. Только за последнее полугодие возник-
20 76 новых молодежных бригад. В жар-
ком соревновании за увеличение выпуска
боевой продукции 69 бригад завоевали
звание фронтовых.
‚Кто не знает на заводе бригаду Дуси
›“ @ыпельниковой? Не было месяца, чтобы она
‹ дала менёе 9 норм. Воспитанницы этой
‘ бригады тт. Романова и Компаниец, пере-
веденные на другой участок, возглавили
две вновь созданные бригады. Бывают дни,
+ когда девушки обгоняют свою учительницу
’ Оспельникову, выполняя нормы на 300 про-
Я. центов‘
р Молодым ‘бригадам нужна повседневная

aly

18 техническая помощь. Как лучше организо-
‚г. вать труд, как Усовершенствовать техно-
И логический, процесс -= эти вопросы волну“
0° ют молодых бригадиров.
ye Но ответа на них они не находят,

очему бы технологу Малининой и ме-
‘у.  ханику Влалимирову, мабтерам Павлову и
се Лодинскому не организовать у себя в цехе
и’ Техническую школу, где вожаки молодеж-
‘Kk’ ных бригад и молодые рабочие могли бы
аз совершенствовать свой опыт, повышать
а” Свою квалификацию?
10° Мы спросили технолога Малинину, ка-
TH кую бригаду она сделала лабораторией опы-
16° 14, над какой бригадой она шефствует.
10° — Видите ли, мы так загружены,
й Просто некогда этим Заниматься...
ди ®Так отвечает технолог цеха. Кто же дол-
of жен заботиться о повышении квалификации
  производственном росте бригадиров и
gre ¥
ом
pi
HO* ; ]
or B редакцию поступило письмо о том, win
il Дирекция Воронежского педагогического
ae > ИНститута плохо заботится о бытовых нуж-
ом. Дах студентов, :
gar В общежитии теснота, грязь. Постельные
р Принадлежности редко меняются, у
ko: Столовая находится за три километра 07
ни! ИИститута. Студентам приходится тратить
vii “MOTO времени на получение обеда. К. тому

№, обеды готовили из. недоброкачествен-
ных продуктов,

членов молодежных бригад? Разве это не
кровное дело технолога, да и любого спе-

циалиста цеха, завода?
Мастер-комсомолец Павлов, обладающий

солидными техническими знаниями, наог-.
рез отказался обучать группу молодых ра“.

бочих, f
-- Что вы мне платите по 30.рублей за

обучёние человека! В другом’ месте больше
дают...-= нагло заявил он начальнику ог-
дела подготовки кадров тов. Плоткиной.
Еше в начале января на заводе был по-
лучен приказ народного комиссара воору-
жения тов. Устинова о работе молодежных
бригал. Нарком потребовал: «Создать все
‚необходимые условия ‘для повышения ква-
лификации и производственного роста бри:
гадиров и членов бригад и лучших из НИХ
выдвигать на более ответственные работы
и вышестоящие руководящие должности».

Тем не менее на заводе, в частности В’

цехе начальника тов. Саяпина, стаханов-
цам, дающим по 4—6 норм, не доверяют
руководства бригадами.

Директор завода тов. Алешин в соот-
ветствии с приказом наркомата издал свой
приказ о молодежных бригадах. ‚Здесь го-
ворилосвь о том, что надо организовать mu-
рокую техническую учебу членов моло-
дежных бригад. Всем инженерно-техниче-
CKHM работникам завода предлагалось
взять шефство над молодежными брига-
дами.

Не плохие замыслы! Но слова и остались
словами. Только один специалист тов. Обу-
хов взялся обучить группу бригадиров в 13
человек, Ни в одном цехе учеба так и не
организована.

Как это ни печально, но заводёкой коми-
тет комсомола мирится с безразличным от-
ношением администрации К молодежным
бригадам. Комсомолец Павлов, поставив.
ший личную выгоду выше общественног?
долга и отказавшийся обучать молодых ра-

бочих, до сих пор комитетом комсомола

даже не привлечен к ответу.

В начале апреля комитет слушал ‘отчет.

начальника отдела подготовки кадров тов.
Плоткиной о состоянии технического  обу-
чения молодых рабочих на заводе. ‘

Вот‘что сказано в резолюции: «Заводской
комитет комсомола отмечает, что продела`
на колоссальная работа по подготовке нб-
вых Молодых кадров (?!)...» .

Комитет снова постановил (в который
раз!) организовать во всех цехах школы
технического обучения бригадиров и чле-

чго  нов молодежных бригад,

Прошло еще два месяца, но воз и ныне

там. ; ;
Ни одна школа не. создана,
: М. ЛИДОВ.

По следам неопубликованных писем

‚Письмо было направлено редакцией в

эбком партии;
Как сообщили нам из’ Воронежского
обкома партии, все факты, ‘указанные в
письме, полностью подтвердились.
За бездушное отношение к студентам бю..

ро Кагановичского райкома партии об’яви-
ло выговор директору института т. Митро-
фанову. Приняты меры к улучшению бы-
товых условий студентов.

Наша помощь
школе

Заводская комсомольская
организация выполняет решения
ХИ пленума ЦК ВЛКСМ
Признаюсь, когда были опубликованы ре-

шения ХИ пленума ЦК ВЛКСМ, налт ком-

сомольский комитет не сразу понял своя за-
дачи. Нам думалось, что решения относятся
исключительно к школьным и сельским OD
ганизациям. Но комсомольские собрания, 10:
священные итогам пленума, прошли наред-
кость активно, наши комсомольцы с такой
заинтересованноетью обсуждали указания
Центрального Комитета, что мы как нико-
гда. остро ощутили, какая ответственность
ложитея на заводские организации за в06-
питание детей. : 4

Наш завод — шеф 1-й средней школы и
детского дома № 21. _

Прежде всего мы побывали в подшефной
школе и детдоме. Из разговоров е диревто-
рами узнали, в чем они нуждаются. После
этого посоветовались с комоомольскими аб-
тивистами, Вместе с ними комитет вырабо-
тал план практических мероприятий на бли-
жайшие два месяца.

Комсомольцы завода обязались оборудэ:
вать в школе и детдоме столярную и елесар.
ную мастерские, спортивные площадки, п0-
мочь отремонтировать помещение детдома,
снабдить воспитанников бумагой ‘и черни
WaMu, сделать для них ручки, пеналы, Ha-
етольные игры, собрать иголки и пугови-
цы, достать Пионерские галстуки.

При комитете комсомола теперь создав
специальный. сектор, отвечающий за пеф-
ство над школой и детдомами.

Актявисты сразу же начали проверять,
как цеховые комсомольские коллективы вы-
полняют решения заводского актива. Ona
рассказали, что нужно делать, контролиро-
вали, некоторым помогали, нерасторопных
подталкивали. Благодаря пристальному вни-
манию комитета цеховые организации в
короткий срок изготовили большую партию
инструментов и оборудования для мастер-
ских школы и детдома. Им передали более
400 штук молотков, ножевок, сверл, тис-
ков. метчиков и других инструментов.

По просьбе военрука средней школы 16-
шено ‘было приготовить для военного каби-
нета макеты оружия. Комсомолец-столяф тоз.
Лазарев в свободное время смастерил 50
деревянных винтовок.

Для ремонта помещения детдома требова-
лись такие детали, которые никогда не из-.
готовлялись на нашем заводе, например,
дверцы для печей; колосники, дверные руч-
ки, петли дай окон. За это дело взялись
комсомольцы филиала завода и цеха шир-
потреба.

06 играх для воспитанников детского до-
ма позаботились девушкья из цеха, где ком:
соргом тов. Спицына. Они отлично п0раб0-
тали. Чего только. нет. теперь. у ребят: го-
родки, крокет, шахматы, шашки, домино.

Комсомолец Спицын оказался неплохим
резчиком по дереву. Школьникам подарено
100 ручных пеналов тонкой работы, приго-
товленных им. у

50 пионерских галстуков мы приобрели
в матазине на деньги, собранные комеомоль-
цами завода. Но этих галстуков нехватило.
Директор тов.Гулай помог нам раздобыть ма-

`териал. Шить, конечно, пришлось девуш-

кам. И на празднике в честь 20-летия при-
своения пионерской организации имени
Ленина все пионеры детского ‘дома были в
алых галстуках, i é

Свои шефекие обязанности мы не ограни-
чиваем материальной помощью. Наш долг—

помогать преподавателям также в воспита-

нии ребят. Лучшие производотвенники, py
ководители фронтовых бригад постоянно бы-
вают в детдоме. Во время последнего посз-
щения мастер-орденоносец Абрамович, уча:
стник Отечественной войны, рассказал вос-
питанникам о подвигах фронтовиков.

В ближайшие дни мы познакомим ребят
с нашим производством, проведем экскурсий
по ` некоторым” цехам завода.

Мы отлично понимаем, что все проделан+
ное — только начало большой, постоянной
работы. Но уже первые шаги вселяют уве-
ренность в том, что наша комсомольская
организация полностью выполнит все, 919
от нее требуют решения ХИ пленума ЦЕ

ВАКом.
А. АЛЕКСИН,
комсорг, ЦК ВЛКСМ на’ заводе,
где директором тов. Гулай.
о

‘

Учителя—вожатым

КИВВ, 2 июня. (Наш корр.). Здесь. про-
велен Т1О-дневный семпнар пионервожатых.
Лекции читали, помимо‘ работников ЦВ и
обкома ЛКОМУ, научные работники Украин-
ского научно-исследовательского инетитута
педагогики и Института убовершенствова-
ния учителей. Виднейние педагоги говори-
ди с вожатыми о воспитании у детей Boal,
мужества, делились опытом своей работы.

Преподаватели Института физкультуры
читали лекции 0 военно-физической под-
тотовке детей.

На. сборе пионеров отличница 6-го клас-
са железнодорожной школы Гомеля
Клава КОБОК рассказывает своим
подругам, как она хранила пионерский
галстук вовремя немецкой оккупации.

Фото Б. ЛУПЕЙКО, (ТАОС),

В комнате отдыха студентов Московского энергетического‘ института.

Гордость села Кубенского —

видеть гордость и славу публичной библиотеки не в том, Сколько в ней
редкостей, сколько каких-нибудь изданий XVI Beka или рукописей Х века, а
в том, как широко обращаются книги в народе, ‘сколько привлечено новых чита-
телей, как быстро удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг

роздано на дом, сколько детей привлечено к.чтению и пользованию библиотекой...

В 30 километрах от железной дороги, по
обеим сторонам древнего тракта, который
пролегает среди бескрайных просторов с®-
верной равнины, высятся добротные . бре-
венчатые дома села Кубенского—районного
центра Вологодской области. Многим сла-
вится это село, но, перечисляя местные до-
стопримечательноети, кубенцы прежде все-
го называют районную библиотеку.

«В ней собрано 18.000 книг», — говорят ©
восхищением одни. «Все кубенцы’ читают,
от мала до велика»,— заявляют не без гор-
дости другие. А третьи < уважением до-
бавляют: «Нашу библиотекаршу сама Круп-
ская знавала».,

А всего 6—7 лет’ назад, судя по рас-
сказам старожилов, в здешних местах и не
слышно было о книголлюбах. В. библиотеке
был скудный запас книг, хранились . OHA
небрежно, часто терялись; комната, где вы-
давалась литература, напоминала сарай. Но
вот в 1938 г. в районном центре посели-
лась молодая женщина Валентина Марты-
повна Лукина. Лишь немногие знали о том,
что, будучи машинисткой по специально-
ctu, Валентина Мартыновна сама, без по-
мощи извне, создала при политотделе Нов-
ленской МТС, где, работал ее муж, луч-
шую в области колхозную библиотеку. Как
и следовало ожидать, Лукина была назна-
чена заведующей районной библиотекой.

С присущей ей энергией принялась она
налаживать запущенное библиотечное хо-
зяйство и в сравнительно короткий срок

достигла поразительных успехов.
Оказалось, что можно найти для библио-
теки Отдельное помещение — деревянный
двухэтажный домик. Зданьице, правда, не-
важное; с полуобваливШейся стеной. Ну
что же, его можно отремонтировать, И на
глазах у изумленных кубенцев пусговаз-
ший домик © помощью актива, который
сколотила вокруг библиотеки Лукина, как
‘в сказке, оживает, сбрасывает подпорки.
становится бравым молодцом. Идут дни,
недели; комнаты, где выдаются книги, чи-
тальный зал преображаются. Сверкает

на столах появляются ‘белоснежные клеен-
ки, на окнах кружевные шторы,

Все больше становится книг, они выстру-
иваются длинными рядами на ‘стеллажах,
заполняют шкафы.

Настойчиво, кропотливо собирала Вален-
тина Мартыновна книги: покупала их в ма-
газинах Вологды, у частных лиц, требова-
ла в областных организациях пополнения
своего фонда; по ее поручению каждый
партийный, советский работник, выезжав-
ший в командировку в Москву и другие
торода страны, приобретал нужные изда-
ния. Так в три раза вырос фонд библио-
теки. ; +

Нет, не стыдно теперь подвести к пол-
кам читателя. Лучшие творения человече-
ского гения собраны здесь. Среди них все
произведения Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина, Широко ‘представлена русская’
классическая. литература: Пушкия, Гоголь,
Толстой, Гончаров, Чехов, Горький... Здесь,
в Кубенском, знают ‘и любят поэзию Рус-
тавели, Шевченко, ‘Туманяна. “Литература
древних эллинов — Гомер, Эсхил, творения
Шекспира и Бальзака, Сервантеса и Гёте
 собедствуют здесь с современной литерату-
рой, русской и переводной. История, есте-
ственные и точные науки; военное дело, ме-
дицина, сельскоё хозяйство—нет почти та-
кой отрасли знания, которая не была бы
представлена в библиотеке солидным науч-

1ным трудом и популярной‘ броппорой,

Путь к читателю

Огромный круг населения пользуется бо-
татствами районной блиотеки: партий-
ные, комсомольские работники, врачи, кол-
хозники, агрономы, учителя, учащиеся.

Вот две цифры. В 1943 году за книгами
явились 95.509 человек, а только за три
месяца этого года — 10.000 человек. Ска-
чок огромный! Значит, и в тяжелые воен-
ные годы библиотека нё только не расте-
ряла, а укрепила свои связи с читателем,
приобщила новые тысячи людей K куль-
туре. `

Каждые две-три недели в Кубенское при-
ходит колхоэница Виринея Кириллова из
деревни Деревково.

- Книжку мне,— просит она.

— Что же дать вам? — задумывается на
минуту Лукина, - «Записки охотника» Тур-
генева читаяи? si hie peg Pala

— А как же! Еще прошлым летом.

За зиму колхозница Кириллова, уже че-
молодая женщина, отягощенная домашними
заботами, прочла восемь книг. Среди них —
ассказы Чехова, Толстого, «Отцы и дети»
Тургенева, «Западня» Золя и т. д.
`” Шофер Михаил Петрович Хапов, вернув-
шись после ранения с фронта, сильнее,
чем прежде, тянется к исторической лите-
ратуре. Его интересует прежде всего опи-
саниё великих битв, жизни полководцев.
Читает он много, жадно, и’ библиотека
умело удовлетворяет его запросы. Мы по-
смотрели его библиотечный формуляр:
«Чингисхан» Яна, «Нахимов» Тарле, «Сева-
стопольская страда» Сергеева-Ценского,
«Цусима» Новикова-Прибоя и.много дру-
гих замечательных книг.

Достаточно побыть день-два в библио-
теке, чтобы убедиться: юноши, девушки,
подростки— завсегдатаи библиотеки. Хо-
роший пример подает секретарь райкома
комсомола тов. Голубева. Она следит за
периодической литературой, политической з
хуложественной, ‘изучает труды Ленина,
Сталина, Энгельса, читает. произведения
Горбатова, Ванды Василевской, рассказы и
очерки. о комсомольцах — героях партизан-
ской борьбы. На заседании бюро райкомз,
когда решается вопросе о приеме юноши
или девушки в комсомол, тов. Голубева и
члены бюро интересуются, что читает бу-
дущий комсомолец, состоит ли он абонен=
том библиотёки, рекомендуют ему заняться
самообразованиемг

Любимый писатель комсомолки-активист-

В. И. ЛЕНИН.

ки Анны Баскаковой Лев Толстой, Она
уже третий раз перечитывает «Анну Каре-
нину» и каждый раз’ открывает в романе
‘новую прелесть.

— Я раныне совсем мало читала, — встю-
минает Баскакова.— Валентина Мартыновна
привила мне любовь к книге, научила по-
нимать и чувствовать то, о чем пишет ав-
тор. Помню, по ее совету я взяла «Анну
Каренину», читала ее не отрываясь, зал-
пом. А потом уже и другие произведения
Толстого перечитала. . - я

Внимательно и любовно руководила чте-

нием Баскаковой ‘Валентина Мартыновна;
она вплотную подвела молодую женщину
к серьезной литературе. Достаточно ска-
зать, что уже в 1942 г. Баскакова прочла
свыше 100 книг. Сейчас она, секретарь
комсомольской организации, занята слу-
жебной, общественной работой, воспиты-
вает двух детей, но, как бы ни складывал-
ся ее трудовой день, Баскакова читает ре-
гулярно, вдумчиво, с разбором. Книга стз-
ла подлинным спутником ее жизни. Неудн-
вительно, что и среди комсомольцев учре-
ждения, где работает   Баскакова, ‘книга
пользуется уважением, что здесь уже вош-
лов систему совместно читать и обсуж
дать все выдающиеся произведения, со:

зданные: в дни Отечественной войны.

Не все читатели ‘могут приходить в
библиотеку, иные! ведь живут за 20—40, а
то и за 60 километров. В таком случае
библиотека должна приходить к ним. На

карте Кубено-Озерского района, хранящей-
ся у Валентины Мартыновны, маленькими
кружками отмечены деревни и поселки, где
созданы передвижные пункты (при избах-
читальнях, начальных школах, детоких до-
мах, совхозах и т. д.). Таких пунктов 20.
Они обслуживают около 500. читателей.

Много интересного можно было бы рас-

сказать и 6 книгоношах Кубено-Озерской:’

‘библиотеки. Это сельские учителя, школь-
ники, колхозники, служащие.
Отправляясь по выходным дням в родное

село Бугрино, что в 15 километра ig
глянцем покрытый масляной краской пол.   tee 7 ee tee

онного центра, инспектор райсобеза комсо-
молка Капитолина Папина бережно укла-
дывает в плетеную сумку пачку книг. На
ее попечении —три читательницы: - учи-
тельница начальной школы Чистова, кол-
хозницы Куклина и Смирнова. по-
следние уже в зрелом возрасте обучились
грамоте, несколько лет назад стали само-
стоятельно читать рассказы, повести, pc-
маны. Всю жизнь очи прожили в деревне,
никогда не бывали в больших городах, и
вот теперь книги, совершившие длинное
путешествие в плетеной сумке, выводят их
за околицу села, заставляют перенестись
мыслью к далекой и таинственной «Земле
Санникова»; которую Tak увлекательно
описал академик Обручев, проследить яр-
кий жизненный путь замечательного боль-
шевика Николая Баумана, познакомиться
с миром героев Тургенева.

Тысячи книг получают из рук книго-
нош — этих ревностных друзей библиоте-
ки — жители сел и деревень, веером рас-
сыпавшихся. вокруг Кубенского.

Среди самых юных

Ровно‘ в  10 часов утра открывается дет-
ское отделение районной библиотеки. Но
еще задолго ребята стайками собираются на
крылечке, в нетерлении поглядывают на до-
рогу— не идет ли Александра Ивановна,
«детская библиотекарша».

- И вот дверь распахивается, веселый ре-
бячий гомон наполняет просторную библио-
течную комнату. Впрочем, стоит только
Александре Ивановне об’явить: «Сейчас я
буду читать», как шум стихает. Малыши
проворно усаживаются за огромный глад-
ко отполированный стол, десятки аю-
-щих ребячьих: глаз. устремляются на. Алек-
‚сандру Ивановну. Русские народные сказ-
ки, сказки Андерсена, стихи Маршака, Бар-
то, рассказы «про войну» — сколько книг
уже перечитано за этим овальным столом.

Районная библиотека в состояний удов-
летворить запросы требовательного юного
читателя. Среди 3.000 книг, собранных Вя-
лентиной Мартыновной для детского отде-
ления библиотеки, есть классические про.
изведения мировой детской литературы,
фантастика, приключения, широко пред.
ставлены всё советские писатели, пишущие
для детей и о детях.

cf я фебяг на популярные книги
‘удовлетворяются сравнительно быстро. Сек-
рет . прост. Наиболее распространенные
издания имеются в 9—3 экземплярах, но
главное — дети быстро возвращают книги,
бережно относятся к ним. Дюбросовестность,
аккуратность культивирует библиотека у
ребят. Самые прилежные читатели-школь-
ники следят за тем, чтобы в классе
не было «должников», чтобы библиотечные
книги содержались в образцовом порядке.
Под руководсгвом Александры Иванов-

ны ребята каждую неделю «лечат»,
«омолаживают» книги старых изданий,
прошивают корешки, подклеивают  об-

ложки, — смотришь, иная ветхая от  te
мени книга словно ожила, похорошела. Но
юные ‘друзья библиотеки — не только пе:
реплетчики, они ‘делают альбомы, рисуют
иллюстрации к книгам, привлекают новых
читателей, — у них много увлекательных
обязанностей.

Таким испытанным, верным другом книги
оказалась, например, маленькая девочка,
Нина Мохова, ученица 3-го класса Пого-
реловской начальной школы. Зимой, в мо-
розы, когда малышам из первого класза
трудно, было самим ходить ‘за 3—4 кило-
метра в библиотеку, Нина стала книгоно-
шей. Десяток с лишним сельских ребяти-
шек.в течение нескольких месяцев перечи-
тали с помощью. «друга книпи» все доступ-
ное их возрасту, а когда потеплело, они
сами побежали в Кубенское и впервые
своими глазами увидели чудесный дом, о
котором им рассказывала Нина.

Это не преувеличение: библиотека, дей-
ствительно, таит в себе много яркого, кра-

сочного в глазах фебят. Здесь. нередко,
устраиваются литературно-музыкальные ве+.5
чера, где школы окрестных сел блистают.:
своими лучшими чтецами, певцами, танцо-
рами. Большой след оставили в памяти ре-_
бят дзе конференции. Одна из них была.
посвящена книгам Гайдара. К ней долго и.
тщательно готовились с помощью Школ.
Классные руководители 5-х классов Читал.
вслух «Военную тайну», «Дальние страны»,
«Клятву Тимура»; другие произведения, пи
сателя были прочитаны в

4-х. классах...
Каждый класс — участник конференции — ,
выделил докладчика по одной из книг пи-
сателя. СЫ
Одновременно. готовилась и ‚библиотека,
Ребята с увлечением составляли ‚альбом,
рисовали иллюстрации к разлицьым эпизо-.
дам из повестей Гайдара, собирали gw. 3a-_.
писывали, мнение читателей о героях и т. д. ,
О произведениях писателя ‚было. коротко.
рассказано на щите-плакате, Разные изда-.
ния его книг были отобраны для выставки, ..
приуроченной к конференции. : woke
„В этот день собралось свыше’ 300 ребят.
Большинство ‘из них впервые участвовало“.
в таком массовом детском собрании. “Учи:
тельница Молчанова сделала ‘доклад ooo
творчестве Гайдара, вслед. за‘ этим ‘высту:о®
пили школьники-докладчики; бесхитростно’ ”
и просто они ‘говорили о том, ‘Что им нра-“
вится в книгах Гайдара н почему нравится, *
о любимых героях. x rep
Вскоре библиотека Hatayia “ BMetTe “co”
школами готовить вторую детскую конфё-
ренцию. Тема ее была определена“ так?”
-«Юный терой Шура Чекалин». Ноелё этой“.
конференции образ Чекалина стал ешебли: ^
же, дороже ребятам, живущим вдали от”
линии фронта, заставил их. глубже понять
героику наших дней. ; Bs ase

Голос жизни

Читальный зал Кубено-Озерской библио-
теки посещает за день от 60 до 100 чело-
век. Одни захолят на час — другой, чтобы
посмотреть центральные газеты, Почитать
свежий журнал (библиотека выписывает все =
значительные периодические издания), дру-
гие затем, чтобы получить справки. Е

Кубенцы призыкли в библиотеке видеть
друга, советчика, помощника. И когда им
надо начать новое дело, они прежде всего
обращают свой взор к книгам,

Как выращивать сахарную ‚ свеклу? С
чего начинать овощеводетво? Как разво-
дить табак? Случайно ли сегодня задают
библиотекарю эти вопросы? Нет, не слу-
чайно. В сельском хозяйстве ра про»
‚исходят сдвиги == на северные, вологодские >
земли продвигаются новые культуры. В, по-_-
мощь читателю   библиотека составляет
«Указатель литературы по овощеводству Hy
плодоводству». maT зая

Десятки альбомов, справочников; темати- д
ческих указателей, плакатов, выпущенных -
библиотекой, подтверждают: здесь своевре»,
менно и ‘умело откликаются на важнейние `
события в жизни страны. an:

Уже в первые дни войны в читальном
зале появляется тематический указатель
литературы с кратким, ‘выразительным за.
головком: «Что должен знать мобилизован».
-ный в. Красную Армию». Выходит в: сверл.
книга товарища Сталина * «О. Великой».

`отечественной войне’ Советского. Союза»: =
без промедления составляется. подробный».

‚  исчернывающий` указатель’ литературы в:по- зо

мощь ‘людям; приступившим к изучению
  этого труда: сле евиаас АВ
Обилие и разнообразие справочного, люд
`собного материала привлёкают в читальный
`зал` пропагандиетов, агитаторов; ‘лекторов;
Постоянно работает здесь местная интелли-›>
генция—врачи, агрономы, педагоги, ocoGex-
но педагоги. Надо ли говорить, что читаль- —
ный зал--излюбленное место для занятий
старшеклассников, что самые серьезные. —
`классные работы’ подготавливаются в тиши.
этой уютной комнаты...
«Bor я и возвращаюсь опять в ‘Яения:
грал. Послалний день моёго пребывания в:
 убенсыюм мнё хочется провести_в. библиол ‹:
теке, где так тепло, светло, где. я встрё-и: о
чаю’ самое радушное- отношение работни-»
ков, как-то по-особенному близких мне.
людей. я

Са

Врач Поярковах.-
<..Как я вам благодарен. Вы же ‘была.
мне матерью... Валентина Мартыновна, mpo-

uly вас, берегите своё здоровье (оно у вас
подорвано), вы много ‘приносйе пользы”
фронту своей работой. НЕ

Желаю успеха!
Привет знакомым читателям библиотеки. —
Ваш Алексей Артющенко.

Действующая армия», НЕ

Две тетради отзывов читателей. Толетая
пачка писем с фронта, из дальних уголков
страны. Как много теплых и хороших ел =
сказано здесь о библиотеке и библиотека —
ре. небольшой. хрупкой на вид женщине,
сумевшей оставить глубокий слёд’в серлг”
цах людей. SAGAS Heres

Когда видишь сейчас идеальный . поря-.
док, царящий в двухэтажном домике, длин
ные шеренги книг, плакаты, альбомы, ты
сячи библиотечных формуляров, запечат-
левшие прямой, светлый” путь ‘кубенцев к
знанию, с трудом веришь, что этот под =
линный очаг культуры, делающий честь =
любому большому горощу, вырос. за. какие-.
нибудь 5-=6 лет! ge

Шесть лет, но какого поистине самоот-.
верженного труда! `Чтобы вывести. район:
ную библиотеку сначала на первое место. в
области, а затем и во всей. республике, ,
надо было видеть огромную. будущность.
своей работы, подходить к ней творчески, .
горячо, влюбленно, ревниво. следя за всем
новым, что появлялось в. библиотеках. стря-.
ны, упорно стремясь к-совершенству.

Зорко вглядываясь в жизнь, внимательчо ..
прислушиваясь к ее зову, Валентина Мар-
тыновна Лукина скромно делает ‚большое _

патриотическое дело, is a
С. РОМАНОВА..

с. Кубенское и
`Вологолской области; О

sit

«ОМЕОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА:

3 мая 1944 г. CTP.

ма