Два письма

Орудие  сержанта-комсомольца’ Мячина
стояло на опушке леса. Его расчет сидел.
неподалеку от укрытий в ожидании коман-
ды. Вдруг все кругом загрохотало. Немцы
бросили-в.атаку тяжелые танки, :

Телефонист на огневой позинии принял
команду. Батарея открыла ‘огонь. Снаряды
корежили танки, валили на землю немец-
кую пехоту. \ $ :

За рекой шумели моторы. С наблюда-
тельного пункта на огневую передали:
«Внимание, на вас идут семьдесят «Юнкер?
08», огня не прекращать!»

— Усилим огонь! — крикнул в ответ
командир орудия сержант Мячин. :

Над головою уже ревели пикировщики.

Земля дрожала. Людей обдавало пла-
менем взрывов. Тучи черной пыли и
дыма поднимались вверх. Пахло гарью.

Выбыли из строя люди расчета Мячина,
по сам он был жнв и орудие его жило.
Сержант продолжал бить врага, работая
один за всех, Четвертый заход’ делали
«Юнкерсы». Один самолет спикировал на
стреляющее орудие сержанта.

Сержант’ Мячин  погиб смертью храбрых,
но он не уходил от своего орудия до по-
следнего вздоха. Немецкие танки не про-
шли;

На высоте 202.5, возле двух развеси-
стых берез бойцы и офицеры молча, с не-
покрытыми головами хоронилч боевых дру-
зей.

В тишине ночи прогремел троекратный
салют — клятва мстить врагу.

Было три часа ночи. Едва брезжил рас-
свет. В нолутемном блиндаже, склонившись
за шатким столом, лейтенант Петр Кетов
писал письмо матери сержанта Мячина, Он
написал все, как было: ^

«Дорогой товарищ Мячина!

Вы русская мать. Не падайте духом. Я
Вам расскажу правду, Она горькая
знаю это сам. Сын Ваш Александр был хо-.
рошим командиром. Он крепко бил немца.
Был один трудный боевой день. Сын Ваш
пал смертью храбрых. Он и его товарищи
под разрывами бомб отражали атаку не-
мецких танков. Воины-артиллеристы  бла-
годарят Вас — русскую мать, вырастив-
ную богатыря Родины, героя Ленинского
комсомола. Ои погиб за родные села и го-
рода, за торжество нашей победы.

Будьте мужественны, Родина не забудет
Вас.

На могиле Вашего ‘сына мы поклялись
мстить врагу. Мы отомстим!

Лейтенант Петр КЕТОВ».

И лейтенант мстил. За рекой лежали ты-
сячи трупов немцев, на полях и дорогах—
сожженные и разбитые танки. Это была
месть.

ли дни. Лейтенант Кетов и его артил-
леристы наступали. Они освобождали го-
рода и села Украины. Как-то вечером лей-
тенанту передали письмо. Писала мать
‘сержанта Мячина. Лейтенант наложил су-
хих сучьев, разжег костер и стал читать:

«Да, я русская мать. Мой муж и сын
погибли смертью храбрых. Глаза мои сухи,
слез больше нет, есть только ненависть к
врагу. Вы молоды, я стара и одинока, У
меня был один сын, Кончится война, оста-
нетесь живы, приезжайте ко мне, будете
моим родным сыном, я — Вашей матерью.
Так бей же, сын мой, немва! Будь здоров
и счастлив в бою! Жду тебя с победой!»

Лейтенант бережно свернул письмо и
положил в левый карман гимнастерки, где
‘лежал партийный билет. Костер погас. Све-
тало. Ударили наши пушки. Пехота двину-
лась вперед. Лейтенант Кетов снова шел
в бой. :

Лейтенант Федор ШЕРЕМЕТЬЕВ.

Действующая армия.

yes

СТРОИТЕЛЬСТВО

ВТОРОГО МАРТЕНА

ТАШКЕНТ, 6 июня. (ТАСС). На Узбек-
еком металлургическом комбинате в разгаре
строительство и монтаж второго мартена.
Возвелены регенераторы, ванна, закончена
установка водоснабжения печи, опробовано
механическое оборудование. Кладка второго
мартена завершена значительно быстрее,
нежели первого.
$%%%%%5%%9 ь

`

у

ОБЩЕЕ.

Доклад секретаря ЦК комсомола Азербайджана
на заседании коллегии Наркомпроса

БАКУ, 6 июня. (Наш корр,). Секретарь
ЦК комсомола Азербайджана тов, Бабаев
выступил на расширенном заседании колле-
гии Наркомпроса республики с докладом о
мероприятиях комсомольских организаций по
улучшению деятельности комсомола в шко-
ле. Рассказав о большой работе, проведен-
ной но раз’яснению постановлений ХИ пле-
нума на комсомольских активах учителей
учащихся, о первых практических делах ком-
сомольцев, тов. Бабаев выдвинул перед Нар-
компросом ряд актуальных вопросов, тре-
бующих совместного разрешения органов на-
родного образования и комсомола. :

— Задача идейно-политического роста и

повышения педагогического мастерства учи-
телей, — сказал тов. Бабаев, —— может быть

решена только в содружестве с работниками

народного просвещелия.

Тов. Бабаев предложил укомплектовать
для сельских учителей передвижные биб-
лиотеки, улучшить работу педарогических
кабинетов в районах республики, создать их
там, где нет. Нужно, чтобы научные педа-
гогические институты укрепляли свои связи
со школой, глубже и больше ‘разрабаты-
‘вали насущные проблемы педагогической
науки,
лучших учителей республики. Ученые долж-
ны: выносить на обсуждение педагогов тео-
ретические вопросы, чаше выступать в ме-
стной печати на темы, волнующие учитель-
ство. Надо, чтобы в научных трудах нашли
отражение вопросы комсомольской и пио-
нерской работы.

— Решения пленума, — говорит доклад-
чик, — потребовали улучшения деятельности
детских внешкольных учреждений. Как это
ни печально, но многие Дома пионеров, тех-
‘нические станции республики работают еще
плохо. В Астаринском районе здание Дома
пионеров нустует. В круннейшем центре рес-

- публики — Ленкорани—Дома пионеров нет.

Средства, отпущенные на организацию вне-

акольной работы с учащимися, в ae ee

районах остаются неиспользованными,
публиканский Дом пяонеров, Центральный
HOM  художеетвенного воспитания детей,

Центральная детская техническая стаяция’

также могут работать лучше. Внешкольные
учреждения должны быть постоянно в цент-
ре внимания комсомольских организаций
Наркомпроса. :

Тов. Бабаев вынес на обсуждение колле-
гии также ряд предложений по педагогиче-
ской пропаганде среди родителей, молодежи,
заочлому обучению молодых учителей, пио-
нервожатых, подготовке новых педагогиче-
ских кадров и др.

По докладу развернулись оживленные
прения. Директора школ и работники орга-
нов народного образования, ученые и ком-
сомольские руководители делились опытом,
вносили свои предложения.

Директор Бакинской средней школы тов.
Ахунов рассказал о том, какой интересной
становится комсомольская жизнь в школе с
тех пор, как работу комсомола направляют
учителя. Советы и помощь педагогов внесли
в деятельность комсомольцев школы № 1
много нового: оживляется военно-физкуль-
турлая работа, содержательней становятся
занятия кружков, комсомольцы строже и
требовательнее относятся к нарушителям
дисциплины и неуспевающим,

Профессор педагогического института тов.
Комаровский заявил, что еше два с полови-
ной года назад кафедра педагогики инсти-
тута подготовила большой труд с наслед-
стве Макаренко. По предложению ЦК ком-
сомола и Наркомпроса ученые разработали
ряд теоретических вопросов: по организации

Доска почёта передовых людей, _
восстанавливающих город,

ОРЕЛ, 6 июня. (ТАСС). На одной из
центральных площадей города установле.
на лоска почета. Сюда заносятся именз.
людей, особо отличившихся на восстаков-
лении родного города. Среди них — дирек-
тор городского водопровода т. Журавлев,
сумевший в исключительно короткие сро-
ки, используя местные материалы и 06бо-
рудование, восстановить водопроводную
сеть, 3 насосных станции и м ие.
Город бесперебойно получает воду в до

Ue CTOPOHY

6. Весточки с родимых мест.

Кажется, все по-старому, и в то же
время что-то изменилось в жизни солдата,
чего-то недостает ему.

Взошло солнце, ласково сияют его. лучи
в теплом голубом небе, но что-то томит
солдата, что-то как будто не так, не по нем
в этом тихом утреннем небе. Долго приелу-
пгивается он, долго смотрит вокруг, сидя
на краю своего окопа и держа на коленях
котелок с неначатым завтраком.

— О чем, земляк, задумался? — спросит
солдат солдата.

И ответит солдату солдат:

— Что-то мне жаворонки вспомнились.
Отнего, скажи на милость, их здесь не
слышно? : : :

И потом завтракает он — и в каше ему
как будто недостает чего, хотя и жир стоит
в ней каплями, и соли в меру, и горяча. она,
и хорошо как будто уварилась.

Среди боевых забот или в схватке все
забывается. Снова как будто двое на свете:
ты и враг; он заслоняет все, и, пока не убе-
решь его с дороги, тебе ничего не нужно.

Но случилась минута отдыха, и опять
чего-то недостает. Заиграл баян плясовую:
«Камаринского» или «Барыню», и вдруг от-
чего-то взгрустнется солдату.

И даже ночью, когда земля так сладко
тенла, когда ветер еле шевелит листья бука,
когда притихшая земля смиренно ждет рос-
ных капель, когда, кажется, спать бы да
спать, вдруг очнется солдат, и CHa— HH B
одном глазу. Сядет он, закурит. Что бы оно
такое? И вдруг вспомнит: давно не идут
письма с родины! Хотя бы маленькая ве-
сточка, хотя бы несколько слов, написан-
ных знакомой рукой.

Как ждут здесь писем!

Нам пришлось быть на своего рода тор-
жестве — читалось письмо из-за Прута.

Только что отбомбились немецкие пики-
ровшики. Было тихо, как у реки на рас-
свете, когда далеко разносится даже
всплеск рыбы. И так же царило радостное
спокойствие. Солдаты вылезали из щелей
и. смущенно улыбаясь, трясли головой и
руками, отряхивая пыль. Некоторые побе-
жали в долину — там дымно горел упав-
ший самолет.

— Это что же за война такая? — говорил
солдат с выгоревигими, побуревшими усами.—

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВЛА»

2 стр.

7 июня 1944 г.

Сеня, где ты там? — закричал он. —— Акку-
ратный почтальон! Сеня... Да уж он жи-
Bo ли?

— Живой, живой, — проговорил почталь-
он, появляясь из щели на дне крутой котло-
вины. Он был мокрый до пояса.

— Да как тебя занесло туда? Забыл
ты, что ль, про вчерашний дождик. Письма-
то не замочил? Ну давай-—лучше быть ни-
чего не может, как письмо получить после
бомбежки.

Почтальон подал небольшое, треугольни-
ком сложенное письмо.

Солдат не сразу его открыл. Сначала
осмотрел с обеих сторон, прочитал адрес,
написанный знакомым почерком, потом сел
здесь же, у щели, на дикий, мхом об-
росший камень, наклонился внеред, оперся
локтями о широко расставленные колени и
лишь тогда развернул тетрадный листок, и
листок затрепыхался на ветру и засверкал
белизной.

Тем эжеменем стало точно известно, что
бомбежка вреда не причинила, ‘если не счи-
тать двух убитых на дороге, прямо в упряж-
ке, лошадей. Люди же были: только конту-
женные, и то не сильно, а ни убитых, ни ра*
неных не было.

Отдыхая сердцем от перенесенного стра-
ха, солдаты расположились вокруг камня
на траве, которая и теперь, после бомбеж-
ки, была чиста и приятно холодна. Перед
ними лежала глубокая долина, за ней, мель-
чая и толпясь все теснее, уходили за гори-
зонт горы. В западинах расстилались белым
и розовым туманом цветущие сады. А где-
то далеко, далеко, за этими горами и до-
лами, лежала родина всех этих людей.

На товарища, получившего письмо, все
поематривали с завистью. И, выражая об-
щее желание, старший сержант, командир
расчета, сказал счастливцу, с которым не
раз готов был разделить близкую смерть:

— ты не скупись, земляк, почитай
вслух:

Счастливец послушался и стал читать:

«Лрагоценный мой ‘супруг, Афанасий
Иванович. Шлю я тебе свой низкий поклон,
а также кланяется тебе сынок твой Миша,
сестрицы Любаша и Дунька, а еще кла-

няется тебе дедушка Фрол Мосеев -—— он
у нас телерь за председателя колхоза.
 . Слава богу, мы все тут живые и здоро-
вые, и тебе того желаем...»
] - Слова шли самые простые, и другие пись-
ма начинались именно так, но уже откры-
лось глазам солдат что-то родное и дорогое

Maia и’ пропагандировали опыт.

ЩЕЛО

внешкольной работы + детьми летом) по во-
енло-физкультурному воспитанию учащихся,
К сожалению, ЦК ЛКСМАз. и Наркомпрос
не способствовали тому, чтобы работы уче-
ных увидели свет, стали достоянием учите-
лей. ;

— Комсомольские оргавизании, — говорят
тов. Комаровский, — должны помогать нам
растить в педагогических вузах и училищах
молодые кадры
своего дела. Воспитание молодого учителя
начинается в стенах вуза. Комсомольцам
нужно больше интересоваться учебой и жиз-
нью студенчества. Серьезного внимания трей
бует педагогическая практика будущих учи-
телей. Студенты-практиканты должны серь-
езно ознакомиться с комсомольской и пио-
нерской работой.

Инструктор ЦК партии Азербайджана тов.
Стригунов говорил © возросшей ответствен-
ности директоров, учителей, школьных ком-
сомольских организаций за работу детских
внешкольных учреждений. Считая, что необ-
ходимо всемерно повышать педагогическую
культуру пионервожатых, он предложил вне-
сти в программу педагогической практики
студентов вопросы комсомольской и пионер-
ской работы. Часть будущих педагогов сле-
дует прикомандировать на лето к пионер-
ским лагерям, где они смогут приобретать
навыки руководства отрядамн. -

На заседании коллегии выступила секре-
тарь ЦК комсомола Азербайджана по шко-
лам тов.  Ахиндова. © Е ‘

— Наша общая обязанлость, — говорит
она, — широко пропагандировать педагоги:
ческую науку среди родителей школьников
и студенчества. Почему-то в бакинских пе-
дагогических училищах и вузах нет круж-
ков, где бы студенты, помимо программы,
изучали историю педагогики, труды великих
русских педагогов. Нет таких кружков и в
бакинских школах. Комсомольскне органи-
зации, органы народного образования и пе»
‘дагоги должны ярко и убедительно раскры-
вать перед учащейся молодежью увлека-
тельность профессии советского учителя,
воспитывать горячую любовь к этому благо-
родзому пруду. ;

С речью выступил нарком просвещения
Азербайджана тов. Ибрагимов, Коллегия
Наркомпроса приняла развернутое постанов-
ление, направленное на реализацию рёшезий
пленума. В нем предусматривается увеличе-
ние в вузах количества. часов, отведен-
ных для ознакомления с работой ком-
сомольской и пионерской организаций,
прохождение студентами педагогической
практики в школе, издакие серии бро-
шюр «В помощь молодому учителю», систе-
матическое обсуждение на педагогических.
советах школ работы комсомольской и пио-.
нерской организаций, Коллегия. предло-
жила Научно-исследовательскому институту
школ приступить к научной педагогической
разработке вопроеов работы комсомольской
и пионерской организаций в школе, изме-
нить программу но педагогике для педаго-
гических вузов, расширив раздел, посвящен-.
ный комсомольской и. пионерской организа-
циям и представить ее на рассмотрение Ко-
MUTeTa HO делам высшей школы.

А, ПОДХОМУТНИКОВ.
{По телеграфу).

военном количестве. Вторым на доске по.
чета—т. Фомин, бригадир городской элек
тростаеции. Из разрушенного вемцами обо
рудования он’ собрал дизель и ‘обеспечил
город светом. -

В городе развернулось соревнование за
право быть занесенным на доску почета.
Каждый вечер и в неурочное время на
восстановительные работы выходят 3—4
тысячи горожан.

им, и как-то даже друг другу они стали
ближе.

«Сын твой растет, — говорилось дальше
в письме, — без тебя уже сшила ему другое
пальтишко, с покрова дня пойдет ему чет-
вертый год».

— Да ты видал ли сына-то? — спросил
сержант.

—- Нет, не довелось, — смущенно и почти
виновато ответил Афанасий Иванович и
опять стал читать:

«Ружье твое я берегу, смазываю его гу-
синым салом, как ты приказал. Тут у нас
бабы вздумали зимой на промысел ходить,
и я пошла — пять штук белок убила, а
больше не могла. Не знаю, как дальше
прикажешь, — отпиши...»

Солдат прервал чтение и пальцами с за-
некшейся на‘них глиной потрогал под гла-
зами.

— Вот тоже стрелки нашлись,— растро-
ганно сказал он. — Ну и смешные же вы
там.

«В деревне у нас пока все живы и здо-
ровы. Золовка твоя Нюша взяла на воспи-
тание приютского сиротку...»

Все шло хорошо, и солдат читал легко,
делясь радостью своей, как табачком на
привале. Дальше в письме рассказывалось,
как курочка-хохлатка проглотила стек-
лышко и околела и как вся семья по этому
поводу убивалась. И опять солдат улыб-
нулся растроганно и понимающе. Но потом
ов нахмурился. Дальше шла жалоба на со-
седку, которая нарочно выпускает со двора
свинью. «А это -— не свинья, а чистая ведь-
ма, — говожлоеь в письме. — Изрыла весь
палисадник, так что сиреневый куст нынче,
скорее всего, и цвесть не будет,. Но
я ей эту свинью не забуду, так и знай, за
себя постоять сумею...» :

Не по душе это солдату. Думает он: «Уж
это напрасно. Был бы кусок хлеба, да здо-
ровье было, да силы бы все собрать для
прыжка к вражескому горлу — ну, время
ли сейчас жить мелкими обидами!»

Как с высокой горы, видит солдат из-за
Прута лишь крупные предметы, лишь спра-
ведливые страсти. Он видит мысленно де-
ревню свою за сиренёвыми далями, он слы-
шит лепет сынишки своего, ему близки и
дороги все усилия близких, направленные
к победе над врагом. ь

Заметив раздумье. бывалого солдата,
почтальон, не обстрелянный elle lowell, за-
метил:

— Писали бы поо одно дело. Сколько за-

сеяли, как колхоз справляется с кампа-
ВИЯМи.
— Нет,  зеправда твоя, — говорит на

это бывалый солдат, опять приглядываясь к
письму.—Я хочу, чтоб писали мне все, как
есть. Да хочу я еще, чтоб жили они, как
положено. Чтоб старались жизнью своей=—
ну, известно, и работой тоже — меня здесь
порадовать. Чтобы они все время про меня

а а а и ри пони и неона

педагогов — энтузиастов

{

СТАЛИНГРАДСКИЙ
ТРАКТОРНЫЙ
НАКАНУНЕ ПУСКА

СТАЛИНГРАД, 6 июня, (Наш корр.).
Пусть еще ме ушли строители, камен-
щики продолжают заделывать вы-
боины в стенах, арматурщики, плот-
ники, кровельщики кладут потолоч-
ные перекрытия, во цехи уже живут.
Под временными вавосами стоят стан-
ки малых и болыних размеров, умные
в точные, ;

Издали все они кажутся совсем но-
выми, Блестит краска, отчетливо вы-
ступает: фабричная марка. Но подой-
дешь поближе-—и видишь на металли-
ческом теле станка ссадины.

В тракторном цехе, почти у входа,
стоит высокий фрезерный — станок
№ 329, Он почти ничем не отличается
от своих ‘соседей. Но станок за этим
номером мы видели почти год тому
назад на заводском дворе, средя
страшных стальных уродин с отбиты-
ми частями, выгоревшими внутренно-
`стями.

Станок № 329 валялся набоку за
механосборочным цехом. Покрытый
ржавчиной, он казался металлической
рухлядью. И ‘кажется чудом, что ста-
‚ вок этот вновь. живет, что на этом
станке товарищ Басов, старый кадро-
вик СТЗ, и молодой рабочий Bono-
ладков фрезеруют коробки перемен-
ных передач для первых тракторов.

Еще более тернистый путь прошел.
зубофрезерный станок № 1091 импорт-
ной марки «Гульде-Эбергард», при-
бывший в 1930 году на завод из Аме-
рики. Когда немцы прорвались к воро-
там завода, этот станок вместе с дру-
Рими наиболее ценными станками ре-
шили переправить на другую стороиу
Волги. Но в пятидесяти метрах от
берега немецкая бомба угодила в бар-
жу, и станки пошли ко дну. В февра-
ле 1943 года, вскоре после разгрома `
немцев ‘под Сталинградом, группа ком-
сомольцев, пробив во льду проруби,
‘без специальных приспособлений, ра-
ботая в ледяной воде, подняла все
станки и доставила их на завод.

И вот снова стоит в тракторном це-
хе американец’ «Гульде-Эбергард».
Комсомолка из Кировской области
`обрабатывает на нем шестерни для
тракторов. eet

Более 50 пронентов станков, необхо-
- димых для выпуска тракторов, вос-
становлено на заводе.

Помогли Сталинградекому. трактор-
ному и коллективы заводов «Красный
пролетарий», имени Орджоникидзе,
имени Ленина, приславшие в Сталин-
град часть оберудования. В трактор-
ном и моторном цехах стоят и совер-
шенно новые станки американских

фирм Цинциннати», <«Глиссоны»,
`«Лидинс», прибывшие недавно из
Америки и Англии.

И вот станки работают, грохочут
тяжелые молоты, штампуются, наре-
заются, ‘обтачиваются и шлифуются.
детали, идущие на сборку первого
трактора.

17. июня, в знаменательную для за-
вода дату — 14-летие со дня пуска
Тракторного, с конзейера после долго-
го перерыва снова должен сойти.
‚ трактор, К этому направлены все мыс-
ли рабочих. Потому и сводки, посту-
пающие из цехов, напоминают фронто-
вые донесения.

Закончен монтаж станков и приспо-
соблений! на; линии .коленчатоРо- вала.
Коленчатый вал прошел все стадии
обработки, Запущена главная деталь
мотора — блок цилиндра, На ней над-
much: «Для первого мотора первого
трактора», А два дня тому назад был

собран и первый мотор.

По всем цехам, пролетам, линиям
щироким фронтом идет трудовое на-
ступление.

Молодежь показывает пример.
Сегодняшний Сталинградский трак-
торный завод по праву может
считаться молодежным: во всех Wexax
‚ молодежь составляет основную  мас-
су рабочих. 184 молодежные бригады
борются’ за_ первенство; они многое
сделали для’ускорения выпуска пер-
вого трактора. Они еще многое сде-

лают, 3
: А. ШЕЙНИН.

ITO

помнили, а`не только как письмо писать.
На то я — голова семейства.

Пришли те солдаты, что ходили смотреть
сбитый самолет. Не нужно было спраши-
вать их, чья машина сгорела. Каждое лицо
так и сияло радостью. Не смеялись они,
нет, а только радовались, и, кажется, на
каждом лице написаны были торжествую-
щие слова: «Фриц! Одним меньше!»

Счастливец опять развернул письмо.

— А бумажка-то из тетрадки, — заметил
кто-то.— Тут на другой стороне диктант
писан. :

И листок пошел по кругу. Солдаты раз-
бирали строчки письма и оборванные строч-
ки диктанта и покачивали головами.

— У тебя, случаем, жена не учительница?

— Нет, обыкновенная она у меня колхоз-
ница. А это девочка жила у нас одну зиму,
племянница, так, должно быть, ее тетрадки.

— Небось, жена уж огород посадила?

— Обязательно. У нас сажают против
других деревень много раньше.

— Огурцы, капусту, лук? Что в вашей
местности заведено?

И долго еще продолжается этот разго-
вор — о школе, об огородах, ‘о лесных
птицах. И чего бы ни коснулись — все ка-

‚жется теперь значительным, все дорого,

Кто-то показывает ложку, выдолбленную
из березового корня там, на родине; кто-то
уберег засушенный пузок травы, помогаю-
щий от зубной боли; кто-то до сих пор
бережет рыболовный крючок, унесенный в
кармане из лома. Легко понять эту неж-
ность в солдатском сердце ко всему,
пришло с родины. Ведь как бы ни относи-
лось к нему румынское население, а все он
чужой здесь. По ту сторону Прута он вхо-
дил в любой дом у фронтовой дороги и
всюду мог отдохнуть душой. Со стен смот-
рели на него из простеньких рамок такие
же парни, как сн, братья его по оружию. И
язык был общий с хозяевами, и радости, и
горести, и воспоминания, и надежды оди-
наковые,

А тут даже с портретов смотрят на него
чужие. Он видит ту самую пилотку с ши-
шаками, в которую он целился из окопа.
Разумен и справедлив наш солдат. Не топ-
чет он этих карточек, не ругает и не выго-
няет мать румынского солдата, хоть и зна-
ет, что. иемцы и румыны выгоняли наших
матерей за наши портреты, Война по-румын-
ски называется разбоем.

Нельзя не поверить нашему усталому, но
непреклонному, столько  выстрадавшему,
нашему сурово-справедливому солдату, ко-
торый хотя и отступал до Кавказа, но те-
перь, нгступая, дошел до Карпат; и, когда
будет на то ‘приказ, пойдет дальше с ору-
жием в руках, с бессмертной любовью в

сердце. . -
С. КРУШИНСКИЙ.

что.

, ёжна слесарей, которой руководит к
Monon я бригада рей, применение скоростных методов ремонта парозозоз

заданий занесена иа
бригадиром награждены значками «Отличный паровоз-

по Баку), за отличную работу,
систематическое перевыполнение
Шесть человек во главе с

омсомолец. И. Синдяшкин (де-

доску почета дороги,

ник». На снимке: И. СИНДЯШКИН (второй слева) ‘об ясняет бригаде новое задание,

„Фото Г. СЕДЫХ. (ТАОО,

—.

Заметки о недостатках воспитательной работы Елецкого райкома ВЛКСМ
 Орловской области среди сельской молодёжи

Война явилась болышой и суровой шко-
лой для нашей молодежи. Она возложила
на молодых колхозников ответ-
ствекностль ва’ сельское хозяйство. Моло-
дежь понимает это. Она понимает также
что и после а немцев ей придется
многое восстанавливать и созидать вновь,
крепить наше государство. А для этого нуж-
на культура, нужны знания и притом не ма-
ABE,

Факты говорят о том, что Елецкий рай-.

ком комсомола недооценивает высокое
призвание нашей сельской молодежи, ее
роль в укреплении и строительстве нашего
государства. Райком далек от молодежи,
не знает ее стремлений, не удовлетворяет
ее насущных вапросов. Райком комсомолз
вспоминает о молодежи лишь топда, когда

очередная хозяйственная кампа-
ния. «Наше начальство», — так окрестила
елецкая молодежь свой райком, который
все время толыко требует, а сам для мо-
лодежи ничего не делает.

За время войкы часть сельской молоде-
жи вынуждена была уйти из школы. He
закончив начального или неполного сред-
него образования. В районе насчитывается
иесколько сот юношей и девушек, не п>-
пучивших даже и начального об) ия.
Так, в колхозах Федоровского сельсовета
работают 87 молодых колхозеиков и кол:

хозниц, закончивших 2-3 класса сельской

школы; в Казащком сельсовете — 111 чело-
век, в Паниковском — 81, в Лавском — 96,
в Чернышевском — 59, в ©созхозе «Мирный
труд» — 41 и в совхозе «Воронец» — 93
ловека.

Во всех этих населенных пунктах есть
школы, есть и ъские кадры. Разве
райком комсомола не мог бы добиться, что-
бы вначале хотя бы в этих населенных
пунктах были открыты вечерние и воскрес-
Ente  общеобравовательные школы  сель-
ской молодежи? Мог и должен был дот
биться! Но в райкоме решили иначе: «Раз
от нак этого не требуют, зачем же утру-
ждать себя». ._. ¥

Райком ие понимает, что ом стал бы бли-
же к молодежи, если бы позаботился о ее
образовании, организовал для нее школы,

Известно, что болышую часть своих зна-
ний люди черпают из книг. Книгу поэтому

и называют другом человека. Вести пропа-

ганду книги, воспитывать у молодежи лю-
бовь к чтению = святое дело райкома ком-
сомола. Однако в райкоме не знают, что
читает молодежь, какие книги она хотела
бы читать.

Секретарь райкома тов. Ютилова гово+
рит: «У нас мало книг». Так ли это?

В районной библиотеке насчитывается
3 тысячи книг; кроме того, существуют
4 сельские библиотеки и 19 библиотечек:
передвижек. Есть книги ‘у педагогов, кол-
хозников. Но ‘беда в том, что книги эти
плохо обращаются в народе.

Владимир Ильич Ленин придавал боль-
ое значение библиотеке. Ленин считал,
что гордость и славу библиотеки нужно
видеть в том ‹..как ишроко обращаются
книги в народе, сколько привлечено новых
читателей, как быстро ` ‘удовлетворяется

„любое требование Ha книгу, сколько книг

роздавю на дом...»,

Если бы райком комсомола вдумчиво
подходил к работе библиотек, он бы не
допустил, чтобы Мало-Боевская изба-чи-
тальня не меняла библиотеки-передвижки
с 16 ноября прошлого года, а Казацкая из-
ба-читальня —< 7 ноября 1943 года. Рай-
онная библиотека находится в нескольких
шагах от райкома комсомола. Однако по-
рядка в ней нет. Ни в прошлом, ни в этом
году библиотека не провела ни одной кон-
сультации для читателей, ни одного лите-
ратурного вечера, ни одной читательской
конференции. Нет в библиотеке и рекомен-
дательных списков литературы. Эти  беспо-
рядки тем более непростительны, что в
районной библиотеке работают комсомолки
тт. Ефанова и Парфенова,

Колхозная молодежь берет кеиги глав-
ным образом из библиотечек-передвижек.
Но райком не интересуется, как эти
библиотечки  укомплектовываются, какая
Литература идет в деревню, поступают ли
туда книги о комсомоле и молодежи.

В райкоме утверждают: «У нас слишком
мало библиотекарей, чтобы широко пропа-
гандировать книгу». Это верно. Ho passe
нельзя найти в` каждом колхозе начитан-
ных ребят, истых книголюбов, которые с
болыпим удовлетворекием проводили бы
коллективные чтения хуложественных про-
‘изведений. В колхозе «Трудовое кресть.
янство» Федоровского сельсовета 50 юно-
шей м девушек. Большинство из них лишь
понаслышке знает, что есть такая заме-
чательная кеига «Тихий Дон». А ведь эта
книга в колхозе есть. Мы видели ее на
полке в доме: бригадира. Взять бы комсо-
мольцам да прочитать «Тихий Дон» моло-
дежи. И времени было достаточно. Зимой
чуть ли ме каждый вечер собирались на
посиделки. Но комсомольцы не догадались
этого сделать, а райком не натолкнул их
на это.

Райком мог бы организовать и литера-
турные вечера, и читательские конферен-
ции в колхозах. Ведь в районе только мо-
лодых учителей 78. Да каждый. педагог
охотно пойдет навстречу райкому, если он
всерьез займется этим болышим и благо-
родным делом.

Райком комсомола старается, чтобы‘ мо-
лолежь знала лучших молодых пахарей,
звеньевых, трактористов. Ставит их в при-
мер и на собраниях, и в печати, и по ра-
дио. Так же, и еще ярче, следует расскя.
зывать о юношах и девушках, горячо лю-
бящих книгу. Валентина Карташнова, ком-
сомолка из села Крутянское, за год про-
читала: «Рассказы о Ленине», «Радугу»
«Комсомол в боях за Родину», «Жизеь на
льдине», «80 дией вокруг света», «Гордая

я» и многие друга книги. Таких,

ках Валентина Карташова, немало в Елец
wom районе. Им должна подражать сель
ская молодежь.

Молодежи от природы свойственно позе
селиться, попеть, поплясать. Разумный о
дых дает зарядку, повышает культуру че
ловека. Кто же, если не райком комсоже
ла, должен выктупить организатором досуз
га молодежи?

Между тем  избы-читальни и красные
уголки, как правило, в районе работают пло
хо. В двух избах-читальнях, Зыбинской и
Мало-Боевской, до сих пор даже ве подо-
браны избачи. В Федоровском сельсовете
помещение избы-читальны целый год было
занято под картофелехранилище. А ведь в
этом колхозе имеется комсомольская орга
низация, К тому же в село не раз приезжала
и работники райкома комсомола,

В колхозе «Трудовое крестьянство» ле
TOM oro года красный уголок xe.
пользовали под детские ясли, хотя дя
них вполне можно было подыскать другое,
более ‘удобное помещение. В соседием кол.
хозе «Красный Октябрь» в красном уголке
летом также были ‘устроены детские ясли,
а зимой. его закрыли на замок.

«Топить было нечем», — об’ ясняет секре
тарь колхозной комсомольской организация
тов. Сивачев. Село в 70 дворов всю зиму
отапливалось, а для красного  угола
20 комсомольцев этого села дров не смог.
ли найти. И здесь бывали работники рай
кома, HO они не придавали этому кикакоо
значения,

Зимой в районе проходил смотр художе.
ственной самодеятельности. ’Среди сель
ской молодежи много ‘даровитых певцов,
плясунов, музыкантов, рассказчиков, дек.
ламаторов. Казалось, смотр должен был
всколыхнуть всю молодежь, Однако рай.
ком комсомола отнесся к этому важному
Mery формально, делячески, ках к очеред»
ной кампании. В результате в смотре уч.
ствовали всего лень 6 самодеятельных

коллективов,

В районе более ста  гармоний, мною
струнных музыкальных инструментов.
Часть музыкального инвейтаря требует ре-
монта и поэтому не используется. Райком
комсомола мог бы организовать ремовт ни’
вентаря в Ельце или в райпромкомбинат,
HO этом даже и не подумали. Часть
гармоний не используется потому, что в:
кому на них играть. Почему бы райкому
не организовать обучение девушек игре ва
гармонии? Ведь есть же в районе хорошие
гармонисты. Об этом в файкоме тоже №
подумали.

Во многих колхозах района по двали
года. не демонстрировались кинофильмы.
Имеющаяся кинопередвижка используется
по вине работников межрайонного комите
та кинофикации плохо, В совхозе «Мирный
труд» почти три года лежит без дела еще
одна кикопередвижка. Об этом знают р
ботники райкома комсомола, но очи ничею
не оделали для того, чтобы ее отремонти
ровать. Наконец, даже от самых дальйх
колхозов района всего 15—20 километров
дю города, где ежедневно демонстрируют.
ся новые фильмы: При желании райкох
комсомола мог наладить массовые выезды
колхозной молодежи в город на просмотр
ховых кинокартин.

Наступило лето —= благодатное время ди
физкультурных занятий, спортивных и}.
Но и лето застало райком врастлох, А
ведь сколько интересных дел можно пр:
вести, На реке Сосне, протекающей тю
Елецкому району, можно своими силам
построить водные вышки, устраивать с
ревнования по плаванию и гребле (лол
в районе немало). Среди молодежи есть №
лосипедисты. Молодежь с удовольствием

приняла бы участие в велопробеге по рай
ову. В деревне очень любят городки. Сде
лать городки несложно. Но обо всем нуж
#0 своевременно заботиться,

Во всей работе по воспитанию молодежи
огромную помощь может и должна оказать
комсомолу сельская’ интеллигенция, 05%
бенно учительство. В районе 296 учителей
3 врача, 42 средних медицинских работи»
ка, 15 агрономов, 10 зоотехеиков. В само
Ельце три педагогических высших учеб.
ных заведения, Суворовское училище; биб:
лиотеки, театр.

Что же сделал Елецкий райком комсо
мола для привлечения к работе с мо:
дежью сельской интеллигенции? Пока в!
чего. Даже собрания интеллигенция, №
котором можно было бы договориться }
совместных действиях, не было проведето,

Как видно, многие пути ведут райкоч
комсомола к мололежи, Но движения №
этих дорогах не видно.

Андрей Андреевич Андреев, выступая 8)

1935 году на пленуме ЦК ВЛКСМ, rope
рил, что надо +..повернуть аппарат и ак
тив комсомола от вопросов хозяйственных
к  организационно-воститательной работ
среди молодежи. Это, конечно, нельзя
толковать так, что комсомол должен окой
чательно отойти от всяхого участия в про:
изводетвенной и хозяйственной жизни. Э19
неправильно. Отход комсомола or ‘участия
в ховянственном строительстве просто ке’
мыслим. Но это значит, что главным в pe
боте комсомола должны стать залачи ©

циалистического воспитания молодежи, 1

эта работа должна стать мерилом ‘успехоз
всего комсомола и каждой
комсомольской организации».

в отдельности

-

Вот о чем следует настоятельно напом

НИТЬ Eneuxomy райкому комсомола,
Райкому нужно ближе стать к молоде’
жи, знать ее запросы и нужды, всемере

раззъивзать и поддерживать ее WHHINATHBY

HW самодеятельность, стать душою молод
жи, Тогла районная комсомольская органи:
зация окажет значительно болыную по’
мощь партийной организации: и в решения
всех хозяйственно-политических задач, сто
мцих. перед районом.

А. НАБАТЧИКОВ,