3°

‚ SEBAeT урожаи сельскохозяйственных Куль-

сил всему сразу: обогащал бы народы, уде-
 еатерил плодородие земли.

уре в 10-м классе 13-й школы Москвы.

‘дышный, безвольный и эгонстичный чело-
peters. И совсем по-иному говорит она. о Ле-
° винсоне, настоящем человеке и воине, Сопо-

ДЕСЯТИКЛАССНИЦЫ

Шивая ясноглазая девушка рассказывает
® докторе Фаусте, о беспокойном человеке,
тремившемся постичь «всю мира внут-
реннюю связь» и нашедшем себя в творче-
стве и борьбе.

ЖДУ от духа слов и сил,

Чтоб мне открылись таннства природы.
Нытливый дух Фауста влечет эту де-
вушку. ЕЙ тоже хочется все узнать и воз-
ножно больше слелать лля людей. В сочи-
пении на тему «Кем я хочу быть» она на-
зиисала, что будет химиком, потому что
жхимия спасает людей, обогащает народы,
оздает чудеса современной техники, увели-

тур». И девушке хочется, чтобы труд ее слу-

Идут выпускные испытания по литера-
 Класс почти сплошь комсомольский. Отве-
чает Галя Шабашова. Она рассказывает 0
Мечике — персонаже Фадеевского «Разгро-
ма». По юмору, с которым она описывает
его переживания, по тому, какие слова она
‘подбирает для его характеристики, чувст-
вуетел, как чужд и смешен ей этот нику-

ставляя эти два образа, она, свободно и тол-
хово ставит проблему подлинного и ложно-
го гуманизма.

0 Лезинсоне рассказывает и Лора Дык-
ман: «Такой маленький и слабый физиче-
RM, он обладал большой душой, огромным
внутренним героизмом. Его человечность,
туманизм в горьковском смысле этого слова
чувствовали бойцы, видели, с какой лю-
бовью он относится к ним, и сами искренне
любили своего командира. Они знали. что
у него и у них одна цель, и он ведет. их
верным путем».

Видно; что этой вдумчивой девушке бли-
зок скромный и мужественный герой Фаде-
ева, что, говоря о нем, она вспоминает сво-
их друзей на фронте, таких же смелых и
преданных Родине.

Девушкам близки и дороги бесстрашные,
неукротимые герои раннего Горького, и они
торячо говорят 0 самоотверженном Данко,
который серлцем своим осветил дороту лю-
дям, о гордом Буревестнике, зовущем к
№орьбе, о старой Изергиль, которая выше
Beero на свете ценила свободу.

Одна за другой отвечают десятиклассни-
цы, и видишь, что они любят литературу,
что герои прочитанных книг вошли в их
жизнь, как живые люди. Так чувствовать
книгу мог научить хороший, любящий свое
дело педагог. Но сверх этого Tak чувство-
вать научила школьниц: война. у

«Война! Это очень суровое, жестокое ‘и
неумолимое слово. дна заставила нае о мно-
rom подумать. Мы повзрослели», — пишет
одна девушка.

Девушки действительно повзрослели. Эт
ВИДНО ИЗ TOTO, Kak серьезно — много серь-
езнее, чем выпускники довоенных лет.—
относятся они к выбору профессии. Они соз-
нают свою большую ответственность перед
близкими, перед своими защитниками на
фронте, перед страной. Поэтому о будущем
они говорят не только в специально задан-
ном на эту тему сочинении, но и в дру-
гом — «Письмо из фронт». Они делятся
‹воими планами с отцом, братом, другом,
подчас с незнакомым воином, спралиивают

изучать

щем. Война заставила многое испытать. Сре-
ди девушек есть приехавшие в Москву ©
Украины, из Ленинграда, Одессы, Смолен-
ска. Они узнали, что значит остаться без
крова, потерять родных. Гибель отца, бра-
та, близких наполнила их сердца нестер-
пимой болью и ненавистью. Повзрослевитие
от горя, школьницы тем’ требовательнее, тем
вдумчивей проверяют себя, решая, кем
стать, по какой дороге пойти.

Они дежурили в госпиталях, как сестры,
работали в поле, заботились о детях фрон-
товиков, посылали хорошие, дружеские
пневма защитникам Родины. Им хочется
стереть следы врага с нашей земли, хочется
поскорее приблизить время, когда, — пишет
одна из них — «енова зацветут чудесные
вишневые сады на нашей Украине, снова
будут с трепетом входить в комнаты Яеной
Пеляны тысячи людей, преклоняющихся пе-
ред величием нашего русского Льва Тол-
того». Хочется исцелить раненых воинов,
вернуть им силы, счастье, полное ощуще-
ние жизни. «Искусство возвращения чело-
веку здоровья — самое прекрасное искус-
ство в мире. Но врач не только здоровье воз-
вращает человеку, так как вместе со здо-
ровьем приходит и бодрость, и веселье, и
энергия» — пишет другая десятивлассница.
Вот почему очень многие девочки стремятся
стать врачами.

И очень многие решили стать инженера-
ми, строителями. В своем сочинении Янина
Успенская пишет: «Сколько придется Boc-
станавливать городов, разрушенных фаши-
стскими захватчиками, прекрасных домов,
музеев, театров, школ!.. Какой простор для
творческой, созидательной работы!..>

Девушки знают: это им, их поколению
предстоит восстановить города, заводы, му-
зеи, залечить тяжкие раны, нанесенные
войной. Вид изуродованных домов, искале-
ченных парков, вырубленных садов He
должен омрачать жизни детей, не должен
напоминать людям. о пережитых ужасах.
Они будут строить великолепные города,
театры. школы, электростанции — лучше
прежних. Им будет трудно, но это не пугает
их, так как за эти военные голы они хоро-
шо узнали, что именно в преодолении, труд-
ностей радость всякого труда и всякого
творчества. i

Они все хотят сделать очень много, эти
девушки. Они мечтают о будущем по-разно-

му; иные еще очень по-детски, наивно, не-
уверенно: «Разбегалотся глаза, все еще никак
не решишь, что выбрать. Воображаелть себя

то на сцене в роли Джульетты, то геологом,
непременно открывающим новое богатейшее

Они понимают — хоть и не все, быть
может, одинаково ясное, — что мало овладеть

какой-то профессией, стать снепиалистом

только в своей узкой области: надо читать,
языки, философию, историю.
«Я ставлю перед собой цель быть культур-
ным человеком, — пишет А. Огурчикова.—
А для достижения этой пели необходимо

иметь большую силу воли, твердый, настой-
чивый характер, над формированием кото-
рого надо работать постоянно, изо лня в
`день... Самое главное, по-моему, не бояться

трудностей. Я всегда помню слова из за-
писной книжки 30и Космодемьянской:
«Упоретво и мужество рождаются в преодо-

лении препятствий».

Поэтому так близки школьницам герои

нашей литературы — настоящие, большие,

смелые люди, И слушая их ответы нз, экза-
менах, читая их работы, чувствуешь-—они
хотят стать такими же, веришь — они дей-
ствительно будут настоящими людьми. _

Поэтому сейчае на испытаниях так
взволнованно повторяет девушка слова
Фауста:

совета. Выбирая специальность, они пони-
мают, как трудно было Родине в эти суро-
вые годы дать им возможность учиться, по-
прежнему раскрыть перед ними все двери
вузов, все дороги в жизнь. И поэтому преж-
де веего девушки думают о том, как стать.
наиболее полезными ей,

месторождение...» -

Перед нами пачка сочинений десятикласс-
ниц на тему: «Кем я хочу быть». «Нехва-
тает слов, чтобы выразить благодарность
Родине за то,

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Вто каждый день за них идет на бой.

Черты подлинного советского человека,

что в тяжелые дни войцы она ! творца, строителя надо воспитать в себе.

КОГДА ИНТЕРЕСУЮТСЯ
ТОЛЬКО «ОХВАТОМ»..,

Александровский горком комсомола.
плохо руководит политкружками
молодёжи

До начала занятия политкружка остава-

лось еще 15 минут. Из шеслналцати слу-
шателей пришло только пять. Они молча
сидели за столом. Томительное ожидание,
видимо, тяготило слушателей и пропаган-
диста. Все знали, что остальные, как и
в прошлый раз, не придут: одви работают
в цехах, другие выехали за город. Реши-
ли приступить к занятию...
: итель тов. Чувылева прочитала
волух первую часть первомайского прикз:
за товара Сталина, пересказала прози-
танное, потом поставила несколько вопро-
сов. Ответы на них были односложные,
поверхностные.

На этом занятие кончилось. Оно продол-
жалось ровно тюлчаса. И пронагандиет ни
слушатели ушли неудовлетворенные.

Kro же виноват, что занятия тут,

Комитет комсомола непродуманно  ском-
илектовал кружок. В него записана моло-
дежь из трех смен. Неудивительво поэте-
му, что посещаемость плохая. Занятия про-
ходят между сменами, когда одни спешат
заступать на работу, а другие давно отды-
хают. Попробуйте-ка их собрать! По уров:
ню политической подготовки в кружке со.
стоят разные товарищи:

и, только что

[serymemenine в члены ВЛКОМ подростки, и

комсомольцы, готовящиеся стать кандида-
тами в члены ВКГЦб). Естественно, что
вести. нормально занятия с такой разно.
родной аудиторией трудно.

Так же непразильно скомплектованы и
слабо фаботают политкружки на фабрике
имени Калинина и на Н-ском заводе, Сек-
ретарю горкома комсомола тов. Афанасье-
вой все это хорошо известно. Но oma He
приняла викаких мер к тому, чтобы устра-
нить эти недостатки. Почему кружки со-

‘бираются не регулярно, а с болышими пе-

рерывами? ему посещаемость их пло:
xan? Все эти вопросы следует разрешать
оперативно. А горком этого ке делает. Он
по существу не руководит кружками, а
только учитывает их количество и число
«охваченной» молодежи.

А если посмотреть глубже, то окажет-
ся, что членов кружков не так уж много.
Например, на заводе, где секретарем ко-
митета ВЛКСМ тов. Романова, ‘учится
только четвертая часть всех комсомоль-
nes. На железнодорожном узле — лишь
20 человек. А ведь в этих комсомольских
организациях есть немало юношей и деву-
шек, которые хотят. заниматься в кружках,
рассчитывают получить там квалифинциоо-
ванную помощь, сообща разобраться в том,
что осталось  неясвым.

Тов. Афанасьева непрочь пожаловаться,
что в городе, мол, нег пропагандистов. Да
их и действительно не будет, если прело-
ставить дело самотеку, если не заботиться
о подготовке, росте кадров  пропаганди-
crop. Несколькими кружками руководят
секретари комсомольских организаций, в
том числе тов. Романова и ‘тов. Чувылева.
Они с большим желанием взялись за ра:
боту. А опыта у них мало. Следовательно,
им надо как следует помогать. Правда, он!
посешщатот инструктивный семинар, органа.
зованный горкомом партии. Ну, а как
быть, если темы семивара и очередного
занятия кружка не совпадают? Вот тут п
должен притти на помошь горком комсо-
мола — организовать консультацию,  обес-
печить пропагандиста литературой, нако.
Hel, провести ряд докладов о самостоя:
тельной работе нал книгой и газетой.

Пора понять” руководителям горкома
комсомола, что политические кружки нуж-
даются в их повседневном внимании в
серьезной помощи,

А. КАНШИНА,

Александров
Ивановской области.
Oe

Имени Амангельды

АЛМА-АТА, 7 июня. (Наш корр.). В ce-
редине июня общественность Казахстана от-

дает возможность учиться и выбирать себе! И тот, кто хочет заниматься своим люби-   мечает 25 лет со дня смерти героя казах-
любую работу», — пишет одна из них, и мым делом на любимой земле, сумеет это

эта мысль повторяется почти в_каждом со-.
чинении, x
‚ Большинство уже решило вопрос о буду-

сделать.
Р. ОБЛОНСКАЯ.

студентка Полиграфического ивститута.

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ...

Лето застало Кировский горком комсомола врасплох

И в Кирове наступило лето. Где прове-
сти часы досуга после напряженного ‘тру-
ДовогО ДНЯ? :

У агрегатного завода когда-то был ста-
дион, оснащенный по последнему слову
спортивной техники. В городе этот стади-
он вряд ли имел себе равных. Здесь были
хорошее футбольное поле, гаревая дорож-
ка, площадки для ручных игр, полоса пре-
пятствий, гимнастический городок. Свы-
ше 250.000 рублей государственных средств
было вложено в строительство. Где теперь
этот стадион? Почему молодежь не можёг
найти места для занятий физкультурой и
спортом? Там, где был стадион, теперь по-
ле, изрезанное тропками, дорогами, канав-
ками и ямами.

А ведь еще весной у комитета комсомо-
ла и завкома профсоюза были благие на-
мерения: восстановить стадион. Составили
даже смету. Почему. же теперь, когда на-
ступило время осуществить эти планы, о
них забыли? $

Даже стадион «Динамо», который по
праву считается любимым местом отдыха
молодежи, не готов к приему посетителей.
Пока используются для спортивных встреч
только футбольное поле и городошная пло-
Щадка. В серьезном ремонте нуждаются
трибуны, беговая дорожка, волейбольная и
баскетбольная площадки, гимнастический
городок.

Не в лучшем состоянии находятся спор-
тивные площадки большинства предприя-
тий и учреждений, детские парки. Еще 20
мая предполагалось открыть городской дег-
ский парк. Сроки прошли, а парк все еще
на замке. Требуется большой: ремонт. Есть
материалы, но нет рабочей силы. Дело до-
шло до того, что директор’ парка и
манская чуть ли нё на рынке ищет плот-
ников и маляров. А ведь все было бы иначе,
если бы комсомол взял шефство над пар-
ком,

Положение можно быстро исправить; ес-
ли горком комсомола призовет на помощь
всю молодежь. Руками молодежи можно и
нужно навести порядок на спортивных пло-
щадках, стадионах и в парках.

Комсомольцы, молодые рабочие машино-
строительного завода так и поступили. Они
привели в порядок заводской парк, у об-
щежития и на территории завода оборуло-
вали волейбольные и городошные площад-
ки. Комсомольская организация цеха, где
комсоргом С. Глизер, около. своего цеха
сделала площадку, разбила цветники, из-
готовила скамейки, стол для красного
уголка. По их примеру такая же ‘работа
проведена молодежью других цехов,

Этот опыт горком комсомола обязан бы-
стро перенести во все организации.

Юноши и ‘левушки, приходя в горком
комсомола, часто жалуются — нет камер
для мячей, легкоатлеты не имеют маек,
трусов, тапочек... Где взять бутцы?.. Мо-
лодежные ходоки не могут пожаловаться
на невнимательность секретаря горкома
комсомола тов. Стрежовой. Она чутко вы-
слушает каждого посетителя, пюсочувствует
и скажет; что... сейчас война, достать ин-
вентарь трудно.   }

Так ли действительно трудно ‘с инвен-
тарем? В городе есть шанный завод. При
желании на нем можно организовать изго-
товление камер для футбольных и волей-
больных мячей. Кожевенно-обувные и три-
котажные фабрики, а также артёли пром-
кооперации могли бы изготовлять и бут-
цы, и тапочки, и трикотажные изделия. По-
чему бы горкому комсомола не стать ини-
циатором этого большюго, нужного дела?
Главное — инициатива, желание, умение
организовать разумный отдых юношей и де-
вушек. -

‘ Лето не ждет. :
А. КОЗЬМИНЫХ:

Возобновлено производство охотничьих ружей

ТУЛА, 7 июня. (ТАСС). На Тульском   затыльник сделан из слоновой кости. Ружье

оружейном заводе возобновляется произ- отличается

кучностью боя, безотказным

водство охотничьих ружей всех систем и  действием ударного и запирающего меха-

конструкций. Возглавляют STO дело ста-
рейшие мастера. На-днях здесь состоялась
встреча потомственных оружейников, посвя-
щенная возрождению этой ‘отрасли произ-
водства.

Мастер И. С. Федосеев,
на заводе более четверти века, рассказал
о последней новинке.

— Недавно мы, — говорит он, —, выпу-
стили бескурковое ружье 20-го калибра
с тончайшей художественной
Ствол ружья отчеканен золотом и серебром,

проработавший

HH3MOB,

Потомственный оружейник Соколов `поде-
лился воспоминаниями, как изготовлялось
ружье, подаренное В. И. Ленину в 1922 го-
ду. «Сейчас, — сказал он,—я организую
кружок художественной резьбы по дереву и
обучу своему искусству молодых рабочих».

Прославленные мастера обязались в бли-
жайшее время наладить массовый выпуск

отделкой.   высококачественных охотничьих ружей и

передать свой опыт молодежи,

ского народа Амангельды Иманова. Памяти
народного батыра посвящаются ‘лекции,
доклады, концерты, выставки. В столице со-
стоится большой спортивный праздник. Ко-
митет физкультуры и ЦК комсомола Казах-
стана организуют восхождение молодежи на
Талгарский пик. На Талгарском перевале бу-
дет построен альпинистский лагерь имени
Амангельды.

$

В болышом светлом классе, приспособ-
ленном под операци было тихо. Тя-
жело дышал больной. Капала вода из во-
допроводного крана. во ‘тикали,
отмеряя время, чья-то часы. Шла битва за
человеческую жизнь. Обычный поединок
хирурга со смертью. Ассистенты в белых
халатах, словно секунданты, стояли мол-
чаливо чуть вдали.

Хирург отрывисто командовал:

— Иинцет, скальпель!

ация выдалась наредкость трудвая.

Это было ранение в затылок. Дно раны за-
крывали осколки костей, обрывки ткани.
Рана кровоточила, и кровь заливала, ее,
мешая хирургу‘ работать.

— Кудряшова, быстро! — крикнул врач:

И сестра привычным движением подала
тампон, смоченный тромбином. Это. было
новое кровеостанавливающее средство про-
фессора Кудряшова.‘ Операция продолжа-
лась. И только один человек, находящий-
ся в это время среди ассистентов, услы-
шав хирурга, по старой армейской
привычке чуть‘ вытянулся и’ вздрогнул,
словно, его кто-то позвал. Это и был сам
Борис Кудряшюв, биолог, профессор Мо-
сковского университета, приехавший сюда,
чтобы присутствовать на испытаниях изо-
бретенного им вового кровеостанавливаю-
щего препарата.

История этого человека не менее при-
мечательна, чем история найденного им
средства.

Ha
фабрике «Исксждеталь», проходят плохо?

та

рами. Комсорг
зовичкам заводскую
700 молодых рабочих,

Это общежитие приготовлено для
новичков. В комнатах уютно, чи-
сто. Здесь приятно отдохнуть после ра-
бочего дня за раскрытой книгой...

WA

Пустынное, неуютное. здание. Окна зало-
жены кирпичами; оставлены только Ma:
ленькие просветы. В комнатах старенькие

столы: туалетные, кухонвые, всех сортов и

фасонов; их принесли родители. Вместо
парт — табуретки и просто чурбаны. На
стенах ни географических карт, ни таб-
лиц... Это школа.

Немцы разрушили, разорили ‘учебные з3-
ведения Новороссийска, детские библиоте-
ки, Дворец пионеров. Нобывав в этом о го-
роле,` видишь, как много надо помогать
школам ‘и отделам народного образования
освобожденвых областей, чтобы они могли
вормально работать.

Я ездила в Краснодарский край с деле-
тацией свердловчан. Мы сопровождали
очередной эшелон подарков. Было в эше-
лоне кое-что и для детей: мебель, посуда,
белье, игрушки для детских садов; для
школьников — книги, учебники... _

Побывав в освобожденных городах, мы
убедились, как еще мало делаем для них.

Я хочу привести здесь отрызок из пись-
ма учителей. 3-й школы Новороссийска.

«До немецкой оккупации наша ‘кола
считалась передовой в Краснодарском
Крае. Мы имели прекрасно оборудованные
кабиветы и ‘лучшую в городе. библиотеку.
Наш город превращен в руины. Нет и на-
шей любимой 3-й школы. Бе немцы сожг+
ли, облив горючей жидкостью. Большинство

В ЛАБОРАТОРИЯХ НАШИХ. УЧЕНЫХ
RSS a SOE IE ENE

ЖИВАЯ ВОЛА_

свой боттырожий рост, вынул. булатный
меч и срубил голову змею... о ›‚ :
‘Мальчик слушал сказку, как зачарован-

ный, и отец казался тогда ему богатырем
из сказки, а шашка  — славным булатом.

Когда мальчик подрос, ob не захотел
расставаться со своей детской мечтой и

инской части, а затем лихим ординарцем.
Однако судьба Бориса Кудряшова сложи-
  лась иначе, чем он предполагал. Командо-
  вание заметило необычайные способности
юного ординарца и решило направить его
на учебу. И через некоторое время’ крас-
ноармееи Кулряшюв в дливной не ‘по’ ро-
сту кавалерийской шинели сидел среди
экзаменующихея для поступления на био-
логический факультет Казанского’ ‘универ-
ситета. Прошло немного лет, и Кудря-
шов окончил биофак © отличием, имея не-
сколько научных работ, сразу открывших
перед ним дверь в алтирантуру Московско-
го государственного университета. ОтныЕю
ему надлежало воевать по «научной ча-
сти». >

К тридцати годам Борис Александрович
стал уже доктором биологических наук и
профессором Московского государственно-
го университета. Он выбрал своей гене-
ральной темой учение о витамиках. Здесь
таились многие секреты роста и развития
человека. Заманчивые перспективы откры-
валискь перед молодым ученым. Живая и

Борис Кудряшов родился в семье воен- мертвая вода раскрывала свое колдовство

Horo. Отец ero, капитан ‘русской армии
Александр Павлович Кудряшов
под Августовом в 1914 году был награ-
ждек золотым оружием. Кгчитану Кудря:
шюву удалось тогда вывести из окружения
крупную воинскую часть и захватить не-
сколько сот пленных пруссаков с пушка-
ми и пулеметами. Храбрый офицер и чест-
ный патриот, он служил затем в Красной

мии, где командовал батальоном.
тан Кудряшов завещал сыну любовь
енному делу. Он хотел,
как и все Кудряшовы,

за дело   Пах.

в простых и строгих химических форму-
Открыв’ эти секреты, можно было
влиять на самые сложные из процессов,
происходящих в организме человека, по-
беждать болезни, а. может быть, и самую
смерть,

Профессор ` Кудряпюв принялся изучать
сравиительно малоизвеетный витамин «К».
От каличия этого витамина в крови зави-

Капи-  села ее способность’ к свертыванию. Мо-
К воО-   лодой ученый стал частым посетителем хи-
чтобы и сын. его,   рургических клиник. Здесь ему удалось
был военкым, Бо-  наблюдать многочисленные операции пече-

рис запомнил золотой эфес отцовской ша- ни, желудка, сложные мозговые операции,
шки, длинные шелковистые отцовские > усы сопровождающиеся обычно большюй поте-

да старинную сказку о живой воде,
которую ‘любил рассказывать ему отец.

— Лежал Иван-царевич мертвый на зе-
леной траве. Прилетела к его телу пти-

рей крови. Кровь захлестывала руки хи-
рурга, больной обессилевал, а иногда и
умирал от потери крови. Кудряшюву уда-
лось заметить, что препарат витамина «К»,

ца-соколица, обернулась свет-девицей, рас- хороню действуя при некоторых видах 34-
прекрасной Марьей-царевной. Вынула белый   болеваний, когда кровь теряет свою. спо-

плат, трижды спрыснула его живой и

собность к свертыванию, бесполезее, если

мертвой водой и приложила к ране царе:   дело идет о здоровой крови.

вича. И ожил Иван-царевич, встал во весь

Нет, витамин «К» не мог помочь бойцу,

после смерти отца стал воспитанником во-

— ПОПОЛНЕНИЕ ИДЕТ! —

1 Этот завод станет родным для молодых рабочих. Пройдёт немного времени, и.
юные слесари и токари сделаются знатными стахановцами, бригадирами, масте-

ЦК ВЛКСМ Александра ПЕНКИНА (седьмая справа) показывает
территорию. Скоро в цехи прибудет новое пополнение
недавно окончивших
традицией гостеприимно встречать. новичков.

школу ФЗО. Здесь стало хорошей

учителей погибло или угнано на немецкую‘,

каторгу. Но мы восстановим родную школу,
хотя нам и придется все начинать сначала»,

Вернувшись в Свердловск, я начала с
того, что рассказала учителям 65-й школы
о своих впечатлевиях и о нуждах наших
краснодарских коллег. Мы провели беседы
с учащимися в классах, пионежких отря-
дах. Все отзывчиво отнеслись к нуждам
новороссийцщев. Мы решили взять шефство
над 3-й пиколой. Собираем книги, учебни-
ки, изтотовляем пособия. Мы не ждем,
когда все будет готово, и отправляем бан:
дероль за бандеролью. Послали книги И
методические пособия по истории, конепек-
ты YPOKOB, планы методической работы.
Комсомольская организация школы взя-
лась комплектовать библиотеку. Книги со-
бирают по классам и пионерским отря-
nam. Уже собрано около 400 кеиг. Юные
техники изготовляют учебные пособия по
физике. ;

Помочь
нов —— Наш святой долг. Пусть каждый
учитель, каждый школьник и пионер, каж-
дый комсомолец, каждый патриот сделает

освобожденного края. Мз малого склалы-
вается большое. ^ ea

Е. ДАВЫДОВА,
директор мужской средней школы № 65.

$5%3%55535%45%5% 555%

истекающему кровью. на поле битвы, о судь-

бе которого думал молодой биолог. ;
Где же была та чудодейственная. живая

вода, чтоб, приложив ее к ране, можно

было, как по заговору, остановить. кровь? .

одюй биолог засел за книги. Он пе-
релистал много томов русской и иностран-
ной литературы. Где-то здесь могли та-
иться следы животворяиего, источника..
Оказывается, еще в конце прошлого ве-
ка русские ученые отыскали: в крови: че-
ловека протромбин, который, соединяясь с
тканевой жидкостью, образовывал тромбин,
тромбующий, закрывающий, кровеносные со-
суды. Тогда же этим ученым удалось
впервые выделить тромбин из крови жи-
BOM DIX, : :

— Если получить такой препарат высокой.

концентрации, нельзя ли, приложив к ра-
не марлю, смоченную тромбином, остано-
вить кровотечение?— думал ‘молодой уче-
Hb.  ry

Напав xa верный след, он решил уси-
лить свои поиски, создать Новое могучее
кровеостанавливающее  средство ‘массового
применения, дешевое, доступное:

В маленькой университетской лаборало-
рии на Моховой професеор Кулряшов вме-
сте с аспиранткой комсомолкой Андриенко
начал кропотливую работу по. изготовле-
нию. советского тромбина. Наконец, после
полугодового напряженного. труда было
добыто три грамма’ препарата’ Этого
должно было хватить на многие месяцы
научно-исследовательской. работы. Разре-
шекие проблемы массового - производства
тромбина, по самым скромным подсчетам,
требовало годы.

Но как раз в те дни, копда ученый скло-
нилея над колбой с первыми граммами’ но-
вого ‘препарата, словно над колыбелью но-
ворожденного, началась война. Время то-
ропило. Профессор” Кудряшов ‘и его 10-
мощники тушили «зажигалки» и возвра-
щались к своим занятиям. Опыты на жи-
вотных подтвердили догадки ученого. Там-
пон, смоченный тромбином, заставлял свер-
тываться кровь на ране в течение трех
секунд. Рана покрывалась ровной розовой
коркой. Теперь надо было получить сте-
рильно-чистый препарат, чтобы применить
его в хирургической клинике. Война’ за-
ставляла сжимать сроки. Для разрешения
этой проблемы в распоряжение ученого ‘бы-
ло дано всего десять дней. Между тем
стерилизация тромбина представляла 0со-
бые трудности, Этот аппарат разрушается
при температуре в 55 градусов. Обычные
фильтры не пропускают тромбина, И вот
профессор Кудряшов получил несколько
граммов стерильного препарата. Однако про-
верка показала, что, достигнув стерильно-,
сти, тромбин переставал быть тромбином,
то-есть свертывать кровь. Живая вода те-

ряла свою волшебную силу. Надо -было

К приходу молодого пополнения готовы клуб и парк.

школам освобожденных palio-

и 9s a} (Ne 7—8) и К. Воронкова «Комсомольская)
хотя бы самый скромный подарок школе

© Мастер Фёдо> ШУМОВ (справа),
бывший учених школы ФЗО, сей:
час носит звание «лучитего мастера» за- $.
вода. Он рассказывает Анатолию ЧЕР-
НОВУ, ‘только’ что окончившему шко- ¢
лу ФЗО, о его будущей работе. Совсем ›
еще недавно с Шумовым беседовал в

этом же цехе друтой старигий мастер —
его учитель.

Их привели в порядок
комсомольцы. На заводской лодочной, станции зсегда можно получить лодку.

Фото А. ГЛИЧЕВА.

Беседы для молодежи
в жсурнале
«Спутник агитатора»`

«Каждый из вас, молодых рабочих, хо-
чет выйтн в ряды передовых стахановцев,
мечтает стать такими, как Стаханов, Бо-
сый, Кривонос, Лунин. В этом нет ничего
невыполнимого. Что для этого нужно?»

Так начинается беседа для молодежи,
опубликованная в журнале «Спутник згита-!
тора (№ 10, 1944 г.) на тему «Настойчиво
и упорно овладевать мастерством». Assen
беседы ‘известный стахановец депутат Вер- i
ховного Совета СССР И. И; Гудов подроб-!
HO, Ha OCHOBe конкретных примеров, отве- i
чает на ‘поставленный вопрос. В своей бе-!
седе товариш. Гудов раскрывает «секреты»
успехов знатных стаханозцев и расскавы-!
вает молодым рабочим; чему и как надо!
учиться, ]

В предыдущих номерах журнала были
помещены беседы для молодежи К. Саха.

ровой «Выше производительность мы

забота о детях» (№ 9).
Беседы для молодежи, публикуемые в)
«Спутнике агитатора», являются ценным. по-

собием агитаторам в их работе с моло
дежью, :

отвез’ материал. на испытание в лабораторию.
бактернологического ‹ института. ‹ Препарат
оказался сперильным. ое
Борис Алекс присутствовал пря
первом испытании своего препарата. Како-
во же было изумление врачей, когда пос
ле применения тромбика кровь стала свер-.
тываться- в ‘течение трех секуйд.
Теперь надо было решить главное
раз ать методы массового произволе
ва тромбина, без чего работа молодого а.
лога теряла свой практический смысл. ‘

В одном из срежнеазиатеких горолов, ку
> 2

Кудряшов, ,
вого метода. М задача была решена, Мож:
но было уже’ производить тромбин в’ лю- .
бых количествах, необходимых для армии,  .
для ‘страны. ‹ i
 Pa6ora, Kaganoch, Opina sakousena. Ho. ист
следователя ожидали’ новые трудно!
сти. Уже не граммы, а литры добытого М!
средства через две недели вовсе потеряли!
свое, качество, Тромбин’ «старел» чрезвы-
чайно быстро. Надо ‘было начинать ве
сначала, Борис Александрович провел евы-.
me 300 опытов. Упорству и усилиям это-.
го человека можно было позавидовать.
Наконец и эта задача была решена. Куд
ряшюву было предложено выехать ва’
фронт, чтобы практически научить хирур-.
гов применению  нозого замечательного.
средства. и
Кудряшов с ящиком тромбина в “4

Bie

ном. мешке появлялся ‘то. в одном. то  }
другом полевом госпитале. Ему ‘удалось!
побывать в Калинине, а затем в араче]
ве—под Орлом. И
Он. двигался с армией н ее rocnt- /
талями. Он работал как рядовой хи!
рург на переднем крае, жило в шалаше н
был. счастлив.
В исторической битве под Орлом‘ тром-!
бин Кудряшова уже. получил. широкое при’
менение. К этому средству привыкли фроч-
товые хирурги. — i
Мечта жизни. Кудряшова исполнилась,
Он: снова: стал бойцом, вернувшимся. в pond
ную армию. Замечательное оружие было у
него в руках! il.
„.Ползет санитар по полю, откликаяен
на зов раненого. И’ в его сумке рядом ik
) и марлей лежит маленькая ампула!
с «живой водой», Он смочит белый плат!
как в сказке, приложит к ране’ и пере:
станет кровоточить рана’ бойца, He
Евг, МАР,

ОВЕН е вооон воно во неавиановизсеон

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» ›
8 июня 1944 г. 3 erp,