me te oN

re ees

рь без номе

В сводке Совинформбюро за 4 июня сообщалось: «Юго-восточнее города Витебск.
наши отряды в одном населённом пункте освободили 8 тысяч. мирных жителей, согнанных

гитлеровцами в концентрационный, лагерь»,

Ниже мы печатаем корреспонденцию об ужасах и мучениях, пережитых советскими
людьми в этом концлагере, и о том, как их освободили наши воины,

lc EN eS ET oe

1. Это был кошмар
_Концентрационный лагерь находился на
территорни военного городка, в двух кило-
метрах от Витебска, по Полоцкому шоссе.

{ Этот лагерь был своеобразным ситом, через

ee A tt

которое за последние четыре месяца 1944 го-
’ да немцы пропустили несколько раз все на-

‘селение города я близлежащих районов. Со-
‘ ‘тнав сюда на неделю-две десятки тысяч
‚людей, гитлеровцы тотчас отбирали всех
трудоспособных людей от 13 до 60-летнего
возраста и угоняли их под страхом смерти
на каторжные работы в Германию. Только
‚3 марта было отправфено из Витебска 15
эщелонов с людьми.
  Кымаю город Витебск и десятки окрестных
деревень совершенно опустели. Тысячи детей,
стариков и калек были согнаны в концентра-
пионный лагерь, обнесенный высоким  забо-
ром и колючей проволокой. Потянулись
страшные дни пыток, мучений и надру-
тательств. Вот что’ рассказали нам вырвав-
шиеся из этого кошмара люди.

— Неотапливаемые, с крохотными неза-
стекленными окнами. бараки, — говорит Ека-
терина Петровна Фавненко, которая раньше

“” проживала в Витебске по 2-й Гуторовской,

д. 3, — имели трех’ярусные сплошные нары.
Жили вместе и здоровые и тифознобольные.
С целью издевательств и увеличения забо-
леваемости гитлеровцы ежедневно голяли

‚ нас в баню. Там они воровали наше белье.

‘ Из бани малые и старые полуголыми воз:

вращались в холодные бараки:

— Немецкие охранники, чтобы не ходить

! далеко. за водой, — рассказывает Яков Люд-

вигович Лаский, — нередко поили нас гряз-

ной, вонючей жидкостью, оставшейся у них
от купания лошадей. Холод, голод, эпиде-

мические заболевания ежедневно уносили в

могилу 10—20 человек.

2. Ограбление

27 мая немцы начали эвакуацию лагеря,
 `об’явив заключенным, что их повезут по на-

. правлению к Орше. Здоровые и больные, де-

ти и старики были погружены в товарные ва-
гоны.

‘1 Целые ‘сутки эшелояы были наглухо за-

крыты. Потом поезд тронулся.
— На раз’езде Лучковский, — рассказывал

Григорий Матвеевич Иванов, житель дерев-

ни Казюлино, — поезд остановился. Нам при-
казали выйти всем из вагонов, но вещей с
Cobo никаких не брать, так как, мол, через

час, дескать, будет медицинский осмотр. Но

a

He
  час-другой поезд двинется дальше, а сей-
i

‘  Qerp.

мы хорошо знаем немцев и не верим им. Из

вагонов выпрыгиваем и поклажу кое-какую
  за собой тянем. Ну, тут и налетели на нас

охранники и давай мешки с плеч срезать и

нас дубасить. Осмотрелся я и вижу— только
: ножи блестят да палки, точно цепы на току,
: мелькают. При мне сестра моя Марфа была,
70-летняя. Как спрыгнула она из. вагона, так
подняться и не может. Я помогать ей. А тут
подоспел немец с засученными по локоть
рукавами да как хватит меня палкой по го-
лове, так я и сел на месте. Вырвал ол у ме-
ня из рук мешок и пинками да зуботычина-
ми отогнал от сестры. Так она там и оста-
лась лежать под откосом. Убили, наверное,
старуху. А поезд тут же на наптих глазах -с
пожитками нашими отправили с раз’езда ку-
да-то дальше, — закончил Григорий Матвее-
BHY.

3. По выжженной земле

Четверо суток восьмитысячную  толиу
обессиленных, голодных и оборвачных лю-
дей гитлеровцы гоняли с места на место по
выжженной. земле. Тех, кто не мог дальше
итти, конвойные давили лошадьми, избивали
палками или пристреливали на месте.

— Моя старуха и сейчас нагнуться не мо-
жет, — говорит витебский старожил Максим
Демьянович Баранов. — Только она остано-
вилась передохнуть на минутку, глядь, а
‘позади немецкий офицер-на лошади. Не ус-
пела моя Ивановна посторониться, как очу-
тилась под копытами. Сейчас у нее весь бок
будто синими чернилами вымазан.

`«ЛЕТАЮНЩЛАЯ
; КРЕПОСТЬ,

Как уже сообщалось в нашей печати, не-
сколько дней назад значительное количе-
ство американских тяжелых бомбардиров-
щиков приземлилось на авиабазах, находя-
щихся на советской территории. Эти са-
молеты вылетели со своих прежних аэро-
дромов с боевым заданием и, после того
как сбросили бомбы на военные об’екты
противника, прошли курсом на свою новую
базу в Советском Союзе. Автору этих строк
довелось быть на одной из таких баз.

Мы приехали немного раньше, чем при-
летели первые отряды американских са-
молегов. В ожидании их мы познакомились
с «населением» базы. Оно довольно разно-

‘образное. Здесь и русские, и американцы,
и много людей других национальностей.
Повсюду слышна речь то на английском,
то на русском, то еще на. каком-нибудь
другом языке. Правда, многие друг друга
понимают очень плохо, но тем не менее
умеют находить общий язык. Я видел, как
молодая советская девушка в комбинезоне
военного образна об’яснялась с американ-
цем. Девушка и американец работают на
кухне при американском госпитале. Девуш-
ке потребовалась вода. Она попросила аме-
риканца принести ее. Тот некоторое spe-
мя смотрел на девушку, пытаясь догадать-
ся о сути ее просьбы. Подумав, он улыб-
нулся и сказал:

— Да-да (это пока единственное слово
на русском языке, которое он знает и хо-
рошо произносит).— Сказав это, он ждег
подтверждения от девушки. А она смотрит
й тоже улыбается. у

— Что «да-да»? Воды принесите.

Американец не понимает. Тогда девушка
берет в руки ведро и делает вид, что Na-
ливает воду. Затем нагибается под воо5-
ражаемой тяжестью, и американец, поняв-
ший, в чем дело, говорит:

— Бринг уотер?

— Ну, да, уотер,/— говорит девушка.
Американец хватает ведро и через минугу
возвращается с водой.

— О-кей! — одобрительно говомит девуш-
ка, и оба смеются.

У столовой американцы выстраиваются
в очередь. У каждого две миски; одна —
пля первого и вторая с двумя отделения-
ми-- для второго. На длинной ручке од-
пой из мисок висят продетые через ушко

ложка, Вилка, ножик, Пообедав, солдаты
сами моют свои миски,

ie

-— @XOMCOMONLCKAR NPABILAD

о

ххх
По телеграфу от’ наших
корреспондентов
хх®

От массового обворовывания беззащитных
стариков и детей в поезде и на пути в но-
вый безымянный концлагерь немцы перешли
к мелкому грабежу Они снимали с плеч

пальто, обувь, отнимали часы и даже мелкую

серебряную монету. На одном из привалов
солдат-конвоир отозвал Анну аа
Соколову — жительницу ‘деревни Рыбки —в
кусты и силой стащил с нее сапоги. Другой
гитлеровец отнял сумочку с бельем у Пела-
геи Яковлевны Себежко из города Велиж.
Перед нами стоит. с. синяками и шишками на
лбу 10-летний Шура Витковский, одзосель-
чанин Соколовой. Он мало жил, но много
видел и испытал. Когда немец выхватил из
рук Шуры узелок, то он, не задумываясь,
вступил в неравную борьбу. Гитлеровский
выкормыш, вооруженный автоматом, вышел
победителем из этого поединка. Он избил ре-
бенка и отнял у него последаюю крошку
хлеба.

4. Последняя ночь

Колючая проволока и свежие трупы, дет
ский крик и тяжелые стоны—вот чем запол-
нен лес. Мы слышали очень много о немец-
ких` бандитах, мы знаем о краснодарских
рвах и харьковских «душегубках». Но как
наэвать то, что мы увидели сейчас? Где взять
слова русскому человеку для того, чтобы
рассказать о нечеловеческих муках и вели-
ком горе тысяч белорусских граждан — де-
тей, юношей, женшин, стариков. Это лагерь
без номера. Здесь за колючей оградой содер*
жалось 8.000 мирных жителей города Витеб-
ска и близлежащих районов. Они пробыля
тут всего 48 часов, но никогда не забудет
эти черные два дня тот, кто был здесь, ни-
когда не забудет этого тот, кто видел свои-
ми глазами это страшное место.

Мы пришли в лагерь ча следующее утро.

. Еще издалека ветер донес смрадный трупный

запах. Кричали дети, причитали взрослые.
Перед самым входом за колючую проволоку
у небольшого рва лежал в крови мужчина
средних лет с пробитым затылком и разо-
рваным ртом.

Вот лежит в бессознательном состоянии
Евдокия Романовская, мать шести детей.
Немцы избили ее палками за то, что она не
могла сама ходить. Все ее лицо в синяках. В
таком же состоянии 65-летняя Анна Ипатов-
на Леонова — крестьянка деревни Красно-
полье Витебского района. Около нее плачет
пятилетний внук Семен. Его тоже не обошла
немецкая дубийка. И так нет конца этой
трагедии, этому большому человеческому
горю.

Мы проходим мимо сотен шалашей. Не-
мые, они говорят остатками вещей, следами
пыток, трупами. Они обвиняют. Они молят
о возмездии. Валяются детские шапочки, пе-
ленки, игрушки, ботиночки, женские сороч-
ки и платья. Тут же недалеко сорок шесть
могил. Здесь похоронены умершие от исто-
щения и издевательств. Все трупы трудно

`опознать. От пыток и зверств некоторые из

них потеряли человеческий облик. Но оста-
лись живые. Они говорят.

Страшную, неслыханную историю о пос-
ледней ночи пребывания в лагере рассказал
нам Григорий Вакулович Иванов, бывний
сменный мастер Витебской льнопрядильной
фабрики имени Кагановича.

— Вечером нам об’явили. что все насе-
ление с 13 до 50. лет должно выйти на обо-
ронительные работы. В лагере поднялись

о

плач и крик. Люди сердцем чуяли чедоброе.
Многиеначали бегать по лесу, выискивая ме-
сто, где бы спрятаться. На следующий день
никто не вышел: Немецкие солдаты и офи-
перы с. собаками начали искать. В тот день
они отобрали до 40 человек и. увели. Вече-
ром приехал какой-то их начальник. Они
долго совешались. А потом снова начались
поиски молодежи, грабеж, Я. сам видел, как
одного мужчину, не хотевшего отдать свои
серебряные часы, немцы увели:в бункер, по-
том его под конвоем вывели за проволоку,
где он начал копать яму. Поздно ночью раз-
‚дались выстрелы. Мы тесно прижались друг
к другу, ожидая своей смерти. Так мы про-
были до утра. Когда рассвело, немцев уже
не было. Мы вышли из шалашей и увидели
советских бойнов. Мы надели белые платки
на палки и начали махать. В нас никто не
стрелял. Около ‘проволоки лежало много
а Там я узнал и мужчину, у которого
хотели отобрать часы, и моих знакомых Ес-
ленкова, отца четырех детей, Алексея Пере-
стлагина и бывшего завхоза больницы посел-
ка Марковщина. Анна Ивановна Сыроежкова
опознала своего 16-летнего сына Владимира.

Нам повезло. Мы сейчас, видать, будем
долго жить.

Это было на рассвете 3 июля. Солнце
впервые засверкало над лагерем настоящим
теплом и лаской. Люди плакали от счастья.
Первые наши освободители — это три раз:
ведчика -—— лейтенант Коваленко, старший
сержант Кулимбаев и старший сержант Сте-
панов.

5. На свободе

Это необычайное шествие началось с того

‘момента, когда первые три наших разведчика
мужчин,  .

увидели белые флажки. Тысячи
женщин, детей нескончаемой вереницей, ра-
стянувигись на несколько километров, уходи-
ли от своего смертного жилища. Может
быть, эти люди, изможденные от. голода и
побоев, походили на ту огромную толпу, ко-
торая в февральскую стужу 1944 года ухо-
дила из Витебска, Да, возможно, издалека
это и так. Но присмотритесь ближе. Глаза
их сверкают радостью. Некоторые начинают
петь. И тогда еще больше начинаешь пони-
мать, какое большое дело сделал русский
боец, сколько жизней верлул он к свободе и
свету.

12—15 километров, которые прошли осво-
божденные от безымянного лагеря до перво-
го своего ночлега, были дорогой волнующих
встреч. Из лесов и перелесков, из блинда-
жей и землянок выходили бойцы и офицеры.
Они молча смотрели на измученных людей, и
руки их сжимались в кулаки. Детки протя-
гивали ручонки, и наши солдаты отвечали им
приветственными помахиваниями рук,

А люди все идут и идут, и кажется, нет
и не будет конца. Усталые и голодные гра-
ждане долго не ложились спать. Ведь ‘почти
три года они не слышали родную речь. Ведь
три года некому было поведать о своем горе.

Утром привезли продукты. Ровными
струйками потянулся дым. Ожил, зашеве-
лился кустарник. Загремели котелки и мис-
ки.

Приехал секретарь Витебского обкома пар-
тии тов. Стулов. Мяогие рабочие витебских
предприятий его узнали. Они говорили:

— Мы придем в-свой Витебск. Мы ‘подни-
мем наш город. ‘

М, МАККОВЕЕВ.
Ал. ФРИДЛЯНСКИИ.

Действующая армия,
Юго-восточнее Витебска.

«Летающая крепость».

В ожидании самолетов американские и
советские механики проверяют инструмен-
ты, разбирают вспомогательные механизмы.
Несмэтря на различие языков, американ-
ские и советские механики не встречают
трудностей в работе и обходятся без услуг
переводчика. Это об’ясняется не только
тем, что американцы знают несколько слов
по-русски, а русские — по-английски, но
прежде всего тем, что и те и другие --
подлинные мастера своего дела.

Наступает момент прилета американских
машин. На горизонте в серой дымке пояз-
ляются крошечные точки. Они напоминают
рой пчел, с той лишь разницей, что поря:
док их особенно строен. Точки быстро ра-
стут, и уже вскоре над головой появляют-
ся огромные птицы стального цвета. При-
летает первый отряд, за ним — второй, тре-
тий. На широко  заспластавшихся крыльях —
американские опознавательные знаки, «На-
селение» аэродрома приветственко машет
гостям. Вскоре мощный, все нарастающий
рев моторов заглушает приветственные
крики. Американские самолеты, совершив
круг над аэродромом, уверенно идут на
посадку. Первым приземлился «Яйки-
Дуддль». В’ этом самолете прилетел аме-
риканский военный. Он сошел с кораблл,
поздоровался с присутствующими и в знак
признательности за ту заботу, которую про-
явили советские органы для организации
американской авиабазы, приколол на грудь
советского генерала Перминова американ-
ский орден «Лиджен оф Мерит».

Среди встречающих, кроме генерала Пер-
мннова; были с советской стороны генерал-
лейтенант авиации Грендаль, генерал-майор
Славин; с американской стороны — посод
США в СССР Гарриман с дочерью Катлин,
глава американской военной миссии в
CCCP генерал Дин, генерал Уолш и дру-
гие.

Церемония встречи была краткой. Лет-
чики спешили в щтаб, где должны были
дать отчет о выполнении боевого. задания.
Пилоты, видимо, устали, но вид у них был
бодрый и довольный.

Через несколько минут из штаба выхо-
дят первые летчики, отдавшие рапорт. Их
забрасывают вопросами, но американцы
немногословны, Они сдержанно, скромно,
как бы с неохотой; говорят о своих бое-

9 июня 1944 г.   вых делах. Вот молодой летчик родом из

города Джонстона штата Пенсильвания.
Ему 26 лет. До войны он окончил Колум-
бийский университет. На боевых кораблях
он летает давно. Он был на многих фроп-
тах, его бомбы сеяли смерть в стане врага.
О последнем полете он говорит так:

— Мы не встретили никакого сопротив-
ления со стороны истребителей противника.
Зенитный огонь был очень слабый и неточ-
ный. По всему чувствовалось, что нацисты
неё ждали нас. Мы летели «не с той сторо-
ны». Видимость была хорошая. Наши бомбы
легли в цель.

О том, что мы летим в Россию, мы узнала
перед самым полетом, на последнем инст-
руктаже. Правдг, мы. кое-что разведали
раньше и стали высказывать различные пред-
положения. Кое-кто говорил, что мы летим
в Англию, некоторые—в Индию, а наиболее
юмористически настроенные говорили, что
нас направляют домой, в Соединенные Шта-
ты, помогать в кампании по распростране-
нию военного займа и сниматься в кино.
Когда же мы узнали о том, что летим в Рос`
сию, нашей радости нё было козца, За по-
следнее время мы так много слышали о Со-
ветском Союзе, что теперь рады своими гла-
зами увидеть эту страну.

Вечером для американских гостей был дан
концерт. Выступал самодеятельный джаз-
оркестр Н-ской гвардейской части. Кон-
церт понравился американцам. Особенно теп-
ло были приняты пляски. Гости наградили
исполнителей шумными аплодисментами
и,. свистками. Последняя форма выражения
восторга сначала несколько озадачила ис-
полнителей, но потом им об’яснили, что аме-
риканцы именно так выражают свое особое
восхищение.

После концерта были танцы. Сначала тан-
пующих было мало, но вскоре появилось
много танцующих пар. Советские офицеры
приглашали американских медицийских се-
стер на танго, а американские летчики на
манер фокстрота отплявывали с советскими
девушками «Во саду ли, в огороде». Во всем
чувствовалась непринужденность; °Слыша-
лась неправильная русская речь, а также
мало правильная американская. Каждый ста-
рался отыскать в своей памяти слова, ко-
торыми он мог бы об’ясниться с коллегой
по оружию.

На этом же вечере американские летчики

За время своего- хозяйничанья
в Смоленске немцы превратили древ-
ний русский город в груды развалин.
Особенно пострадал центр. Все луч-
шие здания были превращены в руины.
Сейчас Смолечек восстанавливается.
На снимках: 1. На Советской улице.
2. Ремонт жилого дома, 3. Ученики
школы им. Крупской озеленяют ули-
цы, Они посадили уже более 3.009
саженцев. 4, Каждый день в Смоленск
приходит большая почта. Жителям
Смоленска пишут со всех концов Со
ветского Союза, с фронтов Отече-
ственной войны. Муж Марии Михай-
ловны СИМОНОВОЙ—фронтовик. Она
читает только что полученное от него
письмо. Вместе с ней радуется папи-
ному письму дочка СВЕТЛАНА.

Фото специального корреспондента

«Комсомольской правды»
М. САВИНА.

В часть славной годовщины
ВБАЗАНЬ, 8 июня. (Наш. норр.). Вюмсо-
мольские организации Татарии готовятся
отметить 20-летие со дня присвоения ком-
сомолу имени В. И. Ленина. 18 июня в
Казани, Чистополе и: Зеленодольске  со-
стоятся военизированные походы. :

С 1$ по 25 июня будет проведен единый
политдень на тему: «0 Ленинском комсо-
моле». Организуются экскурсии казанских
комсомольцев, молодежи, пионеров и школь-
ников по памятным местам, где жил, учил-
вя Владимир Ильич Ленин,

20  студентов-комсомольцев. Государет-
венного университета выступят в общежи-
тиях вузов города с лекциями о студенче-
ских. годах Владимира Ильича, © револю-
ционной деятельности Ленина во время его
пребывания в Казани, Группа студентов
совершит экскурсию в село Вукушкино
(ныне Ленино Пестречинского района) —
место первой ссылки Владимира Ильича. .

начала «охоту» за сувенирами. Они проси
ли на память красноармейские звездочки,
эмблемы родов войск, автографы. Один из
американцев в благодарность за данный ему
автограф вынул пачку жевательной резинки
и одну из них предложия русской девушке.
Когда она осторожно попробовала ее жевать,
американец спросил:

— Нравится?

— Пока не очень,— ответила девушка.

Так же, как девушка не могла. «освоить»
американскую жевательную резинку, так
американцы ле могли «освоить» «русский
дедушкин квас». .

На другой день мы с интересом наблю-
дали за тем, как американцы с увлечением
играют в безбол. Эта игра напоминает нашу
лапту. Вокруг много «болельциков». Они
приходят в неописуемый восторг, когда кто-
нибудь из играющих удачно бьет, и ядо-
вито смеются над неудачниками.

Недалеко от безболистов играют чаши
волейболисты. Они вызывают команду аме-
риканцев, но последние мало знакомы с этой
игрой и быстро проигрывают. Советские бой-
цы и американцы присматриваются друг к
другу и, несомненно, в ближайшее время
смогут отлично соревноваться как в безболе,
так и волейболе. ‘

Вечером летчики присутствовали на оче-
редном инструктаже перед вылетом на. но-
вые боевые задания. Ранним утром, когда
еще землю окутывала предрассветная мгла,
летчики, быстро позавтракав, начали приго-
товления к полету. Советско-американские
наземные команды в последний раз осматри-
вали машины, проверяли работу каждого
винтика. Механики прекрасно понимают, чтд
от их усилий во многом зависит успех опе-
рации.

Дан сигнал. Одна за другой громадные
стальные птицы отрываются от земли и вы-
страиваются четкими звеньями в воздухе,
Сделав прощальный круг, бомбардировшики
ложатся на курс и вскоре исчезают. Аме-
риканцы летят на румынский город Галац,

Тянутся часы. На аэродроме жизнь идет
обычным чередом. Все работают спокойно, но
ни у кого не выходит из головы мысль ©
том, как действуют бомбардировщики, Вско-
ре приходит весть, что самолеты удачно до-
стигли цели, результаты бомбежки хороши.
Через несколько часов после вылета амери-
канцы благополучно возвратились на свою
базу. у

Во время этой операции пришла весть о
том, что войска союзяиков вторглись в Ев-
ропу. Узнав об этом, летчики заявили:

—- Это хорошо! Мы счастливы, что в та-
кой момент мы находимся здесь, в России,
и с другого конца наносим удары по нро-
тивнику, ь

Так начались регулярные полеты амери-
канских бомбардировщиков на военные `0б-
екты противника с советской территории,

Г, ВОЛГИН.

База американских военно-
воздушных сил в СССР;

ПРАЗДНИК ЮНЫХ

Вчера в Москве выдался наредкость
солнечный и яеный день.

— Это для нае нарочно солнышко по“
старалось,— шутили ребята.

Чеканя шаг, держа равнение, с алыми
талетуками, подходили все новые, колонны
ребят к залу имени Чайковского, Здесь с0-
стоялся шестой слет пионеров города Мо-
сквы, посвященный 20-й годовщине со лия
присвоения пионерской организации имени
В. И. Ленина. Полторы тысячи школьников
собрались на свой праздник.

Но вот разговоры смолкли. Торжествея-
ный звук фанфар возвестил о начале слета.
Начальник городекого штаба пионеров тов.
Ваторина отдает рапорт секретарю. Москов-
ского и областного комитетов ВЛЁСМ тов.
Красавченко. Лучшие пионеры Москвы, от-
дичники, выносят на сцену знамена. № ве-
дущей слет тов. Баториной подбегает свя-
зиет: 9

— Товарищ начальник городского штаба,
к нам на слет прибыли марщал бронетан-
ковых войск Ротмистров, секретарь Москов
ского Комитета BRIL(6) тов. Леонтьева, пред-
ставители Красной Армии, партийных, со-
ветских и общественных организаций.

Ребята вскакивают со своих мест, при-
ветствуют почетных гостей. Тов. Баторина
открывает пионерский слет и дает слово

‚ представителям лучших дружин и отрядов

города Москвы. На трибуне начальник шта-
6a 5-й дружины 20-й школы АЛенинского
района Саша Бриндзинский,

— Мы, юные ленинцы города Москвы,
рапортуем сегодня‘о своих пионерских де-
лах. 20 лет назад пионерской организации
было присвоено светлое имя Ленина, и пио-
неры поклялись работать, учиться и жить
по-ленински. С первого дня войны мы поня-
ли, что каждый пионер должен стараться
как можно больше помогать взрослым. Де-
сятки тысяч подарков послали мы для лю-
бимых бойцов и офицеров Красной Армии.
Девять тысяч пионерских звеньев Москвы
помогают семьям фронтовиков. Из лома, Ео-
торый мы собрали за время войны, можно

‘  сделать 29 миллионов 900 тысяч винтовок

или 2.600.000 станковых пулеметов. 100
тысяч пионеров столицы имеют оборонные

значки. Летом’ мы поедем в лагери, буди
отдыхать на площадках, Мы обещаем чеетол
трудиться на колхозных полях, еще боль
заботиться о семьях фронтовиков, QB fy.
дущем году хорошо учиться. Мы влянег,
быть достойными имени веливого Acuna

Старейшая Заслуженная Учительница
республики Екатерина Васильевна Марты.
нова передает слету от учительства Москву
привет и поздравления и желает робятал
хорошо отдохнуть летом, чтобы с нозымь
силами приняться 3& учебу.

Тепло встретили мионеры старого Kajpo-
вого рабочего завода «Красный пролетарий»
тов. Волкова, _

_— Mae, ребятки, 63 года. Но дома со.
час сидеть He могу, хочу своим труду
бить врага. На заводе я работаю за двох,
Вас, мои маленькие друзья, Я призываю
всем, чем вы можете, помогать Красной
Армии.

‚ Маршалу бронетанковых войск Ротнист.
рову долго ne дают говорить. Но вот aay
стихает. Маршал желает пионерам быть здо-
ровыми, отлично учиться, чтобы стать при.
мерными тружениками и мужественным
воинами. i

Делегатов приветствуют секретарь МПА
ВКП(б) тов, Леонтьева, Герой Советеком
Союза капитан Зонов, писатель Лев Каосиль,
0т ЦК комсомола передает горячий комо-
мольский привет полковник Пегов. Or MI
комсомола выступает тов. Морозов.

Слет приветствовали. представители в.
инских частей.

Маленький школьник Борис Илбнсон
предлагает слету. послать письмо пионерам
города Ленина. Взволнованно читает oy
свои стихи, посвященные ленинтрадцам,

Слет решает послать приветствие велр-
кому учителю и полководцу, другу пионеров
товарищу Оталину. Письмо зачитывает пу
бурные аплодисменты слета начальник пн-
ба дружины 230-й школы Дзержинском
района, тов, Леонова.

Гремит гимн Советского Союза. Вынос
со сцены знамена. Лица делегатов серьезны
н торжественны. Руки замерли в торже
ственном салюте. Слет закончен. После то].
жественной части состоялся большой кон.

церт, .
И. ИЛЬИЧЕВА.

Парад пионеров   Большой костер

НОВОСИБИРОЙ, 8 июня. (Наш  корр.).
Здесь состоялся парад юных пионеров, по-
священный 20-летию со дня присвоения
пионерской организации имени В: И.
Ленина. Утром стройные колонны юных
ленинцев заполнили площадь имени
Сталина. Перед колоннами — секретари
районных комитетов комоомола, старшие
тионервожатые, начальники тттабов, лру-
жин, отрядов. Кюмандует парадом старигяй
лейтенант тоз. Бессчастный,

Принимавшие парад пачалььиь  город-
ского штаба пионеров секретарь торкома
партии тов. Яковлев и секретарь обкома
вомсомола тов. Морщаков обходят колон-
ны, приветствуют Участников парайа.
  водители партийных,  комсомоль-
ских и еозетских организаций города под-
вимаются на трибуну. С привететвенным
словом выютупает секретарь обхома комоо-
мола тов. Морщаков.

Рассказав 0 славном пути пионерской
организации и 0 помощи школьников Но-
восибиракой области взроельну, он призы-
вает юных ленивцев хоропю учиться,
быть трудолюбивыми и дасциплинирован-.
НЫМИ.

Пионерсвий праздник закончился пара-
дом юных физкультурников, гимнаетиче-
скими упражнениями и юсоревновалтием на
породоком стадионе «Диналю».

XABAPOBCK, 8 июня. (Наш норр.). Ha
общегородской пионерский тостер, побвя
щенный 20-летию присвоения пионерской
организации имени В. И. Ленина, с0бра-
лось 6,000 пионеров города. Под звук
оркестра и.о барабанную дробь колонны
пионеров ‘ двинулиеь по улице имен
К. Маркса на площадь Свободы. Здесь у
гранитного памятника Ильичу был разло-
жен в форме пятиконечной звезды боль
шой костер.

Ппонерские дружины выстроилиеь на
плошали вокруг кострах Начальник м:
родекого ‘петаба ‘пионеров тов, Лимонник
отдает рапорт заместителю командующем
войсками Дальневосточного Фронта rere
рал-майору Дубкову, который в’ сопим-
ждении представителей паупийных”и ко
сомольских организаций“ оботтел: ‘Кололны
пионеров: зи. поздоровалея с ребятами. ^
’Затем ‘подается комамиа ‘зажечь костер,

лучших представителей. ‘пионерских
дружин под пружные крики ребят «TH
гори, гори, костер, пионерекий. наи кос
тер» подожтли. хворост. Громадным коль
цом расположилиеь ребята ‘вокруг. торяще-
0 костра. Они внимательно слушали бе.
ду секретаря Хабаровского горкома партий
тов. Рябова о лениноких заветах пион
рам, о великой. чести называться юными $
ленинцами.

Долго в этот вечер юные хабаровчане
водили у костра хороводы, ‘пели боевые
пионерские песни. ‘

ХОЧЕШЬ ПОБЕДИТЬ 8 СОРЕВНОВАНИИ —
‚ ТРУДИСЬ С УДВОЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ]

*

‚Бригада Гака снова завоевала знамя

В широких степях Приазовья растет сла-\

вА вожаков молодежных тракторных бригад
Петра Гака и Виссариона Роенко. Соревну-
Ясь за переходящее Красное Знамя Ocunen-
вовского райкома ЛЕСМУ, молодые тракто-
ристы показывают высокие образцы произ-
водительности труда. *
Тракторная бригада Цетра. Гака работает
на полях колхоза имени Котовского. Тремя
тракторами она досрочно закончила сев на
площади в 150 тектаров. За стахановскую
работу ей присвоено звание. фронтовой.

Однажды комсомольский агитатор Тоня
Лозовая сообщила молодым трактористам о
том, что их обгоняет бригада Роенко, рабо-
тающая в колхозе «Червоный Жовтень».
Эта бригада уже засеяла 290 гектаров и
сэкономила 714 килограммов горючего. Мо-
лодые трактористки Нина Шевченко и Галя
Шумейко, впервые: в этом году севшие за
руль трактора, выполняют по две нормы.
Еще более высоких результатов добился
тракториет Костенко: он выполнил три нор-
мы за день.

В апреле бригада Роенко завоевала пер-
венство. Ей было вручено переходящее
Красное Знамя райкома комсомола, отобран-
ное у бригады Гака.

С этого времени трактористы отставшей
бригады стали особенно тщательно ухажи-
вать за машинами, заправку тракторов го-

фючим проводить в борозде. Днем бригадир

лично осматривал участок, предназначен
ный для,ночной пахоты, а в ночь сам сз-
дился за руль трактора или назначал опыт:
ных водителей Федера Шаповалова и Васл-
лия Науменко. Четкая организация трула в
бригаде ‘обеспечила бесперебойную работу
тракторов, повысила их выработку.

Настойчивые трактористы своего доби-
лись: бригада Петра Гака завоевала пер-
венство. Молодые трактористы перевыол-
нили задание почти в два раза и обработалти \
каждым 15-сильным трактором по 225 тек ›
таров. Бригада Петра Така сэкономила
1.200 килограммов горючего.

Районная комиссия дала отличную опен:
ку работы трактористов бригады Петра Газ
на пахоте, севе и культивации.

Бригада снова завоевала знамя.
Колхозная молодежь Запорожской obs
сти с болыпим интересом следит за pas
вертывающимеся соревнованием двух. пере
довых молодежных тракторных бригад и

учится у них умелому использованию Ma
пин.
П. БЕССМЕРТНЫЙ.

ЕСТЬ ГОДОВАЯ НОРМА!

351 гектар на колесный. трактор

чательных показателей до-
стигла и комсомолка-тракто-
ристка Ольга Коневец, на-

Больших успехов в co-
циалистическом  соревнова-
нии добилась молодежная

прицепщик бригады Семен
Богадюк. С помощью vel

дань at Ивана   гражденная за стахановскую   ДИРа он изучил трактор. 37)
ec и работу в прошлом году   15 дней подросток выработал
дым 15-сильным ан ВЛКСМ, H М к.
здесь выработано за время   зельз ona А te граммов горючего. Сейчас о!

весеннего сева по 351
гектару мягкой пахоты: Та-
ким образом годовой план
тракторных . работ бригада
уже выполнила. i
Пример стахановского тру-
да показывает комсомоль-
ский группорг бригады Ма-
рия Марушкина. На тракто-
ре «ХТЗ» за свою смену она
вспахала 259 га при зада-
нии в 73 Заме-

чего.
в

чего,

гектара, Отличился

свою смену 450 га, сэконо-
мила 860 килограммов горю-

два с половикой раза
перевыполнили задание
весеннем севе комсомолки-
трактористки Екатерина Ka-
зарская и Фекла Семененко.
Каждая из них сберегла по
800—900 килограммов горю-

выполняет ежедневно по д®
нормы,

Хорошо выполняют сво
обязательства и другие пер
довые молодежные трактор”
ные бригады Славгородско“
го района. 17 молодежных
бригад досрочно выполнийя

на

задание на весеннем севе.

и 16-летний В. ВИНОГРАДОВ.