;

К 191 вю

БИБЛИОТЕК CA

Орган Центрального и Московского Комитетов BAKCM

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
иона баки шение нивы инт

аля

пои 10 июня 1944 г.

и КОМИТЕТ.

КОМСОМОЛА

Недавно Центральная детская’ библиотека
в Москве отмечала 10-летие своего суще-
ствования. На скромный библиотечный юби-
лей пришли бывшие юные читатели, ныне
бойцы и офицеры Красной Армии, знатные
стахановцы, студенты высших учебных за-
ведений, научные работники. Этих людей
связывает с Центральной детской библиоте-
кой многолетняя дружба. Они справедливо
называют библиотеку своей второй шко-
лой и признательны ей за все то, что полу-
чили в ее стенах.

Огромно значение библиотеки в жизни со-
ротского молодого человека. Здесь проводит
оц многие часы своего досуга с ЕНИГОЙ в
руках, здесь приобщается к.мировой сокро-
вищнипе знаний. Зоя Космодемьянская, На-
Tama Ковшова, Лиза Чайкина — любимые
герои советского народа — были друзьями
КНИГИ.

За книжными страницами в тихих библио-

течных залах мечтали они 0 подвиге во ИМЯ,

Родины.

Сотни тысяч, миллионы молодых яюдей

страны” являются в нанти дни ‘читате-
лями библиотек. На карте Советского Союза
не найдется, верно, такого места, где бы не
работала библиотека. Около 300 тысяч биб-
лиотек имеется в наших городах и селах.
В работе комсомольских организаций эти
богатства должны быть использованы ши-
роко.

Hamu библиотеки уже накопили нема-
лый опыт массовой работы среди молоде-
жи. Недавно Московский городской коми-
тет комсомола совместно © Московским го-
родским отделом народного образования 60-
звал совещание библиотекарей столицы.

Библиотечные работники автозавода име-
ни Сталина, ремесленного училища № 36
и многих. районных библиотек рассказали о
TOM, как они изучают запросы юношеетва,
как отвечают на эти залтросы.

Наши библиотеки обладают замечатель-
пыми кадрами, любящими книгу, предая-
ными своему делу.

До войны далеко за пределы района шла
слава о Волоколамской детской библиотеке.
Здесь велась большая работа, но пропаганде
гаиги среди детворы. Для юных читателей
было собрано свыше 9 тыеяч книг. Немпы
уничтожили библиотеку, сожгли книги. Но
первым же делом волоколамских комсомоль-
цев после освобождения города от’ немцев
тало возрождение библиотеки. Эту работу
гыполнили комсомолки Иванова и Захарова.
Им удалось собрать 5 тысяч книг. Райком
комсомола постоянно заботится о библиоте-
ке. И библиотека помогает райкому в его ра-
боте. Не так давно здесь проходило .обсуж-
доние книги Гайдара «Тимур и его команда».
Читатели-пионеры не только. обсудили эту
книгу, но и создали из своей среды ти-
муровскую команду, которая проводит сей-
час большую работу по оказанию помощи
семьям фронтовиков. Хорошо провела библио-
тека семинар пионервожатых на тему: «Вак
работать © книгой?»

(Сейчас лето, библиотечную работу надо
выносить на воздух — в парк, в поле. Воло-
коламская детская библиотека организует
хногочисленные передвижки’ и выставки.
Активисты библиотеки читают книги в по-
левых бригадах;

Но бывает и так, что райком комсомола и
библиотека, хотя и находятся на одной ули-
це или даже в одном здании, между собой
вовсе не связаны. Очень редко культурно-
массовые комиссии райкомов имеют в своем
составе библиотечных активистов, редко
привлекают они к своей работе опытных би-

.

блиотекарей, не советуются с ними. Бяблио-
текарь — друг и советчик юного читателя,
руководящий кругом его чтения, — должен
стать своим человеком в комитете комсо-
мола.

Широкое поле деятельности имеют завод-
ские библиотеки. Они расширяют кругозор
молодого рабочего, помогают ему в самооб-
разовании, способствуют его техническому
росту. Библиотека, рекомендует молодому чн-
тателю специальную литературу, связывает
его с консультантом, оказывает помощь в
рационализаторской работе. Но, как правило,
заводские комитеты комсомола не интере-
суются работой библиотек. И когда библио-
тека ограничивает свою работу лишь выта-
чей книг, комитеты комсомола не помогают
ей развернуть массовую работу среди моло-
дых читателей.

Наши библиотеки в городах и селах, на
заводах и в школах, в клубах и общежити-
ях рабочей молодежи нуждаются в серьезной
помощи комсомольской организации.

Надо широко пропагандировать книгу ере-
ди нашей молодежи.

У нас иногда несерьезно относятся к под-
бору книгонош. Книгоноша—это пламенный
агитатор книги, продвигающий ее в самую
гущу молодежи. Он не только раздает кпиги
среди молодых читателей, связывает их 6
библиотекой, но и сам читает велух в брига-
де, в цехе самое интересное, организует 00-
суждение прочитанного. Сотни тысяч книго-
нош — это целая армия агитаторов, воору-
женнай сильным оружием — книгой.

В кружках выразительного чтения, кото-
рые, по примеру лучших библиотек, следует
организовать мовсеместно, должны быть под-
готовлены тысячи молодых чтецов.

Следует также оживить работу библиотеч-
ных советов, включить тула лучших комео-
мольских активистов, любящих книгу, ies
ющих работать с ней.

За годы войны многие библиотечные зла-
ния пришли в ветхость. Они требуют сроч-
ного ремонта. Починить крышу, окна, произ-
вести необходимый ремонт библиотеки свои-
ми силами — вот одна из первоочередных
задач местных комсомольских организаций.

Сейчас во всех библиотеках страны проис-
ходит переучет книг. В- этой большой рабо-
те должны принять участие тысячи вомео-
мольцев, особенно школьников. Иниги— это
государственное достояние. ` Надо выявлять
расхитителей книг и привлекать их к стро-
гой ответственности.

Книга должна жить долго. Rayacke пере-
плетного дела, организованные из юных чи-
тателей, должны привести книги в порядок,
переплести их, отремонтировать. :

Есть еще немало библиотек, где книги
лежат под замком, нод спудом, оказываются
недоступными для читателя. Нужно добить-
ся, чтобы эти книги пошли к читателю.

Надо «...видеть гордость и славу публич-
ной библиотеки не в том, сколько в ней рел-
костей, сколько каких-нибуль изданий ХУ[
века или рукописей Х века, а втом, как пи-
роко обращаются книги в народе, сколько
привлечено новых читателей, как быстро
удовлетворяется любое требование на книгу,
сколько книг роздано на дом, сколько детей
привлечено к чтению и пользованию библио-
текой...» Это указание В. И. Ленина о ра-
боте наших библиотек никогда не слелует
забывать.

“Книга — наи друг, наш учитель, Hatr co-
ветчик. Миллионы замечательных книг по-
мотут нам воспитать могучее, сильное духом,
преданное Родине молодое поколение.

Сберечь каждый учебник!

Заканчивается учебный год. И в 446-й
Московской школе подходит к концу сбор
учебников. Их сейчас сортируют: отбирают
и связывают” те, которые совбем целы; от-
дельно откладывают  1, которые надо под-
глеить. Завод, где директором тов. Козлов,
оборудует в школе переплетнуто мастерскую,
ipy гие шефы дадут материал, и к новому
учебному году школьницы все ЕНИГИ по-
„правят, переплетут.

7 В этой школе строго учитывают и бере-
тут каждый учебник, и никто из учении
пе держит их без надобности дома. Это ре-
сультат большой работы с ученицами и © их
родителями. Эту работу вели учителя, ком-
‘омольская и пионерская организации. Они
рассказали; что каждой: книгой надо’ доро-
пить. Если она тебе не нужна, ‘не дер-
Жи её. пусть по: ней учатся’ младитие
икольники. Нельзя каждый год издавать
для всех школьников новые учебники, тем
более нельзя это: сделать в военное время.

Будущей осенью сядут за парты не толь-
ко восьмилетние ‘дети, но и несколько мил-
эпонов семилетних. В. остальных классах
также увеличивается количество учеников.
Всех их надо обеспечить книгами. Й едва
ли надо доказывать, насколько важно сбе-
речь каждый учебник и передать его Tel
кто, придёт в школу. ;

В этом году только. по РСФСР. надо. за-
купить 40 миллионов подержанных учебни-
гов. Эту работу ведут Когиз и Центросоюз.
Но торгующим ортапизациям нужна боль-
шая помощь самих школ и комсомольских
организаций.

Задача комсомольских организаций —
помогать школам, добиваться высокой успе-
ваемости. Ясно, что чем больше будет учеб-

`Нало их привести в порядок:

ников, тем выше будет качество работы
школ. И ‘поэтому забота 0б учебниках —
важнейшее дело комсомольских организа-
ций. Там, где это поняли комсомольские
работники, где они развернули работу
‹ учащимися и их родителями, по-деловому
помогают торгующим организациям, — каж-
дый учебник учтен, и закупка идёт успеш-
но. В Чувашии, например, план выполнен
больше чем на 60 процентов. А в Алтай-
ском крае едва дотянули до 4 процентов.
Очевидно, что в Алтайском крае комсомоль-
ские работники всё ещё _ мало заботятся о
школе, не вникают во все её нужды.

В подготовке к новому учебному году
организованная закупка подержанных учеб-
ников — важнейшее дело.

Но закупить учебники — это её не всё.
подклеить,
переплести. Эту работу также нельзя от-
кладывать, и комсомольские организации
обязаны заняться этим делом. Во многих
школах, Дворцах if Домах пионеров. есть
уже переплетные мастерские. Гле их нет,
нало создать. Не обязательно ждать хоро-
шего специального оборудования и материа-
лов. Изобретательные школьники. сами мо-
гут изготовить простенькие приспособления.
Заводские комсомольцы им обязаны, помочь
в оборудовании мастерских. Й за лето не
один миллион учебников будет приведён
учениками в порядок.

Сохранить каждый учебник — важная
задача комсомольских организаций. К реше-
нию этой задачи необходимо привлечь ро-
дителей учащихся, пионерские организации,
самих школьников. И тотда, в будущем учеб-

Ном году успешнее пойдёт учёба в школах,  .

ee

° На заводе ‘«Нрасный Октябрь» ‘пущена еще одна Co
мартенозская печь

СТАЛИНГРАЛ, 9 июня. (ТАСО). Сегодня
па металлургическом заводе, «Красный Ок-
тябрь» вступила В строй еще одна марте-
новсгая печь. Вылана первая плавка.

Вахту у вновь пущенной печи иесяз

лучшая. молодежная, брягада  сталевара

Дьячкова.

И - seh

Е 3

= У

т ;
Le $

п ин.

Е ЖИВОТновОДСТвУ—
- ПРОЧНУЮ. КОРМОВУЮ БАЗУ! т

< Чем ‚лучше fie будет те
печен. кормами, тем. больше
животноводческой продукции
получат наша Красная аи
и население. :

(Из. письма Народного обода
-Земледелия’ Союза ССР А: ‘А.
‚ АНДРЕЕВА комсомдльцам. и KOAXO3-
_ ной молодежи Шуйского района ес
5 новской области).

—

OT C OBETCK or 0 ИНФОРИБЮРО

¥
Myelin ot

Оперативная сводка за 9 июня

> В течение 9 июня на фронтах существенных изменений не. произошло,
За 8 июня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 25 ‘немецких
танков. В воздушных боях м огнём зенитной артиллерии сбито 27 самолётов про-

тирнина.

* OR

Северо-западнее ropora Тарнополь полк
немецкой пехоты, усиленный танками,
атаковал позиции Н-ской ‘части. Ценою
больших потерь противнику удалось вор-
ваться в населенный пункт. Ночью наши
бойны перешли. в контратаку ‘и выбили
немцев из населённого, пункта. Нолбито и
сожжено 10 немецких танков. и 2 гам-
ходных орудия. Захвачены трофеи и ‘плен-
ные.

кхжя

Северо-восточнее города Станислав нат
удним участком нашей обороны появилоеь
12. немецких истребителей «Фокке-Вульф-
190». Зенитная батарея старшего лейте-
santa Кузнецова открыла отонь и сбила
4 самолета противника.

Севернее торода Яссы подразделения
Н-ской ‘части в результате боя овладели
охной высотой и улучшили ©вои позиции.
Уничтожено более роты гитлеровцев. Взя-
то 60 пленных. Ha друтом участке раз-
ведывательный отряд противника  просо-
чилея в.тыл советских частей. Наши ‘ав-
томатчики отфезали немецкому отряду пу-
ти отхода и полностью gre ликвидировали.

У северного побережья Норвегии летчи-
ками флота потоплены две самоходных бар-
жи, шхуна и лва мотобота противника.

+ ж*

В ночь на 8 июня группа сторожевых
кораблей и катеров ‘противника напала на
наши тральщики, ттроизводившие траление
в Нарвоком заливе. На помощь тральщи-
кам вышли торпелные катера. Атаковав
противника, Halla катера потопили 2, не-
мецких сторожевых корабля.

Партизанский отряд, действующий В
Волынской области, в течение четырех
дней отбивал атаки батальона эсэсовцев.

Партизаны убили и ранили до 100 гитле-
ровцев, уничтожили 2 бронемашины и
17 автомашин. В другом районе советские
патриоты оргаяизовали крушение двух
немецких железнодорожных эшелонов, В од-
ном из этих эшелонов во время крушения
произошло несколько сильных взрывов.
* я +

Hae „сторону Красной Армии. за последнее
время переходят мелкими группами и в оди=
ночку десятки солдат различных немецких
штрафных батальонов. Перебежчик, солдат
14 немецкого штрафного батальона Эвальд
т. „рассказал: «Я просидел полгода в воен-
ной тюрьме в крепости Торгау. Эта огром-
ная тюрьма битком набита заключенными.
Военные тюрьмы в Гермерсгейме на Рейне,
в Грауденце, Вене, Кельне, Анкламе и дру-
гих городах также переполнены. Задолго 10
истечения срока заключения меня отправя-
ли на Восточный фронт в штрафной баталь-
он. На фронте я вместе с другими солдата-
ми бежал и перешел на сторону русских».

Перебежчик, солдат 9 штрафного баталь-
она Альфрел Л. ‘рассказал: «Условия в ба-
тальоне невыносимые. Многие. штрафники
предпочитают умереть, чем’ оставаться в
нем. Нередко происходят ‘групповые `побе-
ги. Беглецы скрываются в лесах. Из 2 ро-
ты бежали больше 20 штрафников вместе с
охранявитими их солдатами. Кроме того, 19
штрафников из этой ‘же роты: бежали в оди-
ночку».

Перебежчик, солдат 561 штрафного ба-
тальона Курт Н. сообщил: «С последним
пополнением в наш батальон прибыло мно-
го заключенных из различных тюрем. Мно-
гие из них отбывали наказание за неверие
B победу Германии. В составе пополнения
были разжалованные офицеры — майор,
дра обер-лейтенанта, несколько лейтенантов,
два старших врача, интенданты и военные
чиновники».

Награждение орденами и медалями колхозников,
колхозниц, ‘работников сельского хозяйства,
науки и искусства Дагестанской АССР

За достижения в развитии сельс го
хозяйства, науки и искусства’ Yrdsom Tipe-
зилиума Верховного Coseta CCCP marpam-
дены:

орденом Ленина —- первый. секретарь
Дагестанского обкома} ВЕЛ(б) А. №. Алиев,
заведующий фермой колхоза им. Дахадаева,
Кахибского района, М. Гаджиев, бахтерио-
лог, заведующий ветбаклабораторией Даге-
станокой АССР В. В. Глагольев, предсела-
тель СНК Дагестанской АССР А. Д. Дания-
лов, чабан колхоза им. Буденного, Рутуль-

Rh. Курбан-Алиева, народный комиссар зем-
леделяя Дагестанской АССР ЛД. М. Магоме-
дов, первый секретарь Ауховского райкома
ВКИ(6б) А. Г. Цахаев и’‘другие, всего 18 че-
ловек;

° орденом Трудового. Красного Знамени —
45 человек:
орденам
века; :
медалью «За трудовую доблесть». — 98

человек;
мелалью

«Знан Почета» — 102 чело-

«За труповое. отлич и:
мольских организаций, ‘послать 35 комео-

мольских активистов для оказания АН

силосования. i

`Во всех колхозах провести рейды по про-
верке готовности силосных вооружений (аи
башен, траншей).

Св no. 10 июня провести пятидневку
по ремонту. силосных ям, башен, транше :
силами комсомольцев и молодежи полгото
вить и отремонтировать 2 силосные cay
10 траншей и 268 ям.

До 15`июля силами комсомольцев и т
лодежи заложить 10,000 тонн ‚ силоса из!
15.000 тонн, намеченных по  райбнному
плану, и 100 тонн веточного корма. Рас
чет следующий: 6 тонн силоса на каж-
лую корову, 2 тонны —- на каждую телку
полтонны — на свиноматку и 3 oem
ра — на овцематку.

На период силоеования создать” 100 мо
лодежных бригад во’ главе с опытными,
знающими людьми. Во время силосования
провести пять молодежных воскресников
участием. всех пионеров и школьников.

В период силосования в каждом колхозе!
совхозе ‘создать посты, в обязанность кото-
рых вменить наблюдение за закладкой, пра-
вильным заделыванием силосных башен!
ям, траншей, за ‘правильных’ возведение
защитных сооружений от осадков и снега! 4

Для организации массово-политическо:
работы среди комсомольцев и молодежи, ра-
ботающих на силосовании, подобрать аги
таторов из числа комсомольцев и Heco13,
ной молодежи.

Ход силосования широко освещать я
районной печати, радио, стенных газетах
«боевых листках». i

Комсомольские организации, молодежные.
бригады, передовиков силосовання, отли
чивнеихея на заклалке силоса, заносить Ha)
районную Доску ‘почета;»награждать pas
мотами райкомов партии и комеомола.

Из пионеров. и школьников под руковод-
ством учителей создать 45 бригад по заго-

лодежная сенокосная бригада. Дружно иле
уборка сена в Нахтаабадеком районе. Злес
уже накошено и сметано в стога около ты
сячи центнеров сена. Затотовленный кор
перевозится к местам зимовки скота,

ЦЕ комсомола Таджикистана одобрил ини!
циативу молодежи колхоза имени Вороши
лова и рекомендовал комсомольским OpTa:

низациям создавать в колхозах специаль.
ныв РЕНИ бригады по заготовке кор
MOB.

Рабочие, работницы, колхозники, колхо
ницы ‘и интеллигенция Калининской обла
CTH, горя желанием ускорить окончательны!
разгром врага, приложат и в дальнейше:
все. усилия`к досрочному выполнению про’
изводственных планов текущего года, к по.
лучению высоких урожаев на колхозны
полях, к выполнению всех обязательств пс

ред Родиной, они будут упорно трудиться.
приближая час окончательного разгрома не. ;
навистного врага.

Желаем Вам, дорогой и. Оби товари!
Сталин, Здоровья. H долгих лет жизни в

ской Отчизны.

Председатель исполкома Калининско:
областного Совета депутатов трудящихе
_ А. СТАРОТОРЖСКИЙ, секретарь испол
кома областного Совета И. ТОПУНОВ.

КАЛИНИН, КАЛИНИНСКОЙ. ОБЛАСТИ г

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ` ИСПОЛКОМА КАЛИНИНСКОГО ОБЛАСТНОГО
’СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ тов. СТАРОТОРЖСКОМУ,

СЕКРЕТАРЮ ИСПОЛКОМА ОБЛАСТНОГО СОВЕТА тов. ТОПУНОВ:

Передайте трудящимся Калининской области, собравшим 33.000.00°
рублей деньгами и 7.000.000 рублей облигациями госзаймов на строи ›

тельство танков и самолетов, — мой братский   привет” и блатодарност,

ао Армии.

Москва, Кремль товарищу С ТАЛИНУ _

Воодущевлённые   историческими ‘победа-

ми Красной Армии, научные работники,
студенты и сотрудники Харьковского педа-
гогического института иностранных языков

имени Врупской и филиала института в
городе Марке, Саратовской области, внесли

ХАРЬКОВ,

ХАРЬКОВСКИЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  ИНОСТРАННЫ`
ЯЗЫКОВ имени КРУПСКОЙ
ДИРЕКТОРУ ИНСТИТУТА тов. ДОБРУСКИНУ
СЕКРЕТАРЮ. ПАРТОРГАНИЗАЦИИ тов. ВЕНЦКОВСКОМУ
Прошу передать научным‘ работникам, студентам ‘и сотрудника
Харьковского педагогического института иностранных языков имен
Крупской и филиала института в городе Маркс, собравшим 54.000 ру
лей на строительство танка’ «Советский лингвист», — мой братский при
вет и олзгодарноеть Красной Армии.

и присвоить ему название
ЛИНГВИСТ».

и. СТАЛИН.

из своих средств в фонд строительства та
ков 54.000 рублей, i
Просим.построить на наши срелетва тан!

«Вт 7

,
i
р

Директор института ДЭБРУСКИН, сох
тарь парторганизации ВЕНИКОВСКИЯ.

М. СТАЛИН;