НАЛЕТ АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИЯ

Военные действия в Северной Франции   в мнные веть противника

Сообщения штаба верховного командования

экспедиционных

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). В опубли-
кованном сегодня утром коммюнике штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«Американские войска продолжали про-
двигаться восточнее реки Вир. На полу-
острове Котантен подвижные батареи про-
тивника подверглись ожесточённому огню
союзных кораблей. Достигнуто некоторое
продвижение западнее затопленной долины
реки Мердере, В районе Тилли-сюр-Селль
продолжались ожесточённые бои против
германских танковых войск.

Воздушные операции резко сократились
во второй половине дня 11  июня, когда
облачность и дождь значительно ухудшили
условия в районе боёв. :
`Истребители, в том числе снабжённые
ракетным вооружением, вместе со штур-

*

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). В опублико-
ванном сегодня вечером коммюнике штаба
верховного командования’ экспедиционных
сил союзников говорится: $
` «Слияние наших отдельных плацдармов
сейчас закончено. Полоса побережья про-
тяженностью в 96 километров находится
прочно в наших руках, ее глубина непре-
рывно продолжает возрастать. Небольшое
продвижение было осуществлено к востоку
от города Кан. Американские войска, опе-
рирующие на полуострове Котантен, ocy-
ществили дальнейшее продвижение на се-
вер и запад. Ожесточенные схватки между
английскими и вражескими бронетанковы-
ми силами продолжались между Тилли-
сюр-Селль и городом Кан; г

*

cust Союзников

мовиками атаковали нефтехранилища, же-
лезнодорожные и шоссейные узлы и по-
движной состав, в том числе несколько сот
железнодорожных вагонов, танков и броне.
машин. Из всех этих операций не верну.
лись на свои базы 24 самолёта, включая
3 тяжёлых бомбардировщика.

В. течение ночй на 12 июня тяжёлые бом-
бардировщики нанесли удар по железнодо-
рожным центрам в Нанте, Эвре и.Туре и по
железнодорожному мосту в Масси-Палезо
(к югу от Парижа). Средние и лёгкие бом-
бардировщики союзников, а также самолё-
ты. снабженные ракетным вооружением,
наносили удары по подвижному составу,
транспортным средствам и перепоавам про-
тивника. Союзная авиация успешно дейст-
вовала над вражескими ‘аэродромами в
Голландии и Франции».

я

Военные суда оказывали значительную
поддержку своим огнём наземным силам на
центральном участке фронта и на флангах.

Крупные силы нашей авиации в течение
12 июня нанесли сокрушительные удары
по вражеским аэродромам и коммуника-
циям в районе радиусом 640 километров,
простирающемся от Сен-Назер до города
Лилль. Наиболее крупные силы тяжелых
дневных бомбардировщиков, когда-либо дей“
ствовавшие с аэродромов в Англии, упюм
12 июня атаковали 16 аэродромов в районе
между Дрю и Лиллем. Одновременно бом-
бардировке подверглись 6 мостов в Сен-
Назере и в районе Парижа. Крупные силы
истребителей, ‘сопровождавших бомбарди-
ровщики, на обратном пути атаковали раз-
личные железнодорожные об’екты».

Положение в районе высадки войск союзников

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Военный
корреспондент Британской радиовещатель-
ной компании при штабе союзного коман-
дования во Франции сообщает, что на всем
80-километровом фронте в Нормандии идут
ожесточённые бои.

По словам корреспондента, в течение
19 июня высадка союзных войск в Норман-
дин была самой крупной со времени нача-
ла вторжения.

После взятия Изиньи и соединения аме-
риканских войск с английскими союзники
держат в своих руках район протяжением,
примерно, в 72 километра от ‚устья реки
Вир к востоку от реки Орн. За Изиньи по-
леса побережья удерживается американ-
скими авнадесантными. частями, высадчв-
шимися на полуострове Котантен. Правый
фланг американских войск находится сей
час, примерно, в 28 километрах к юго-во-
стоку от Шербура.

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС), Раднокоч-

° ментатор лондонского радио Томас Ка-

детт, анализируя ход военных операций в
Северной Франции, отмечает, что в настоя:
щее время союзные войска, действующие в
Нормандии, имеют четыре возможности
развития операций. Во-первых, они могут
направить главный удар на полуостров Ко-
тантен с тем, чтобы овладеть Шербуром.
Во-вторых, войска союзников могут разви
вать наступление вдоль побережья этого
полуострова и затем отрезать его, пол-
ностью изолировав германские войска. Со-
юзники могут также вести наступление на
юг с тем, чтобы овладеть всеми коммуни:
кациями этого участка фронта и таким об-
разом облегчить захват Шербура и затруд-
нить немцам его оборону. Четвертой воз-
можностью комментатор считает направле-
ние главного удара на Гавр. _

НЬЮ-ЙОРК, 12 июня. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед Пресс, нахо-
дящийся с американскими войсками в рай-
оне Карантана, сообщает, что всю ночь с
11 на 12 июня на окраинах Карантана про-
исходили ожесточенные рукопашные беи.

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Немецкое
радио сообщило, что сегодня южнее Кз-
на были высажены новые авиадесантные
войска союзников. Е

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Германское
радио передало сегодня, что «основнаятя

жесть атак союзников в настоящее время
переместилась непосредственно в окрест-
ности Сен-Ло». : :

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер в рай-
оне высадки войск союзников сообщает,
что общее положение рассматривалось в
полночь 11 июня в штабе верховного ко-
мандования как удовлетворительное.

Важное продвижение ‘достигнуто на
крайнем северном участке плацдарма, где
войска союзников в настоящее время ве-
дут бои на окраинах города Монтебур. Это
пункт, наиболее близко расположенный от
крупного порта Шербур. :

Прибрежные плацдармы союзников в ос-
новном находятся теперь вне зоны артил-
лерийского обстрела противника. Все гер-
манские береговые батареи подавлены ли:
бо обстрелом с моря, либо бомбардировка--
ми с воздуха. Побережье подвергается
лишь разрозненному обстрелу самоходной
германской артиллерии.

Бои вокруг Тилли-сюр-Селль стали бо-
лее упорными и превратились в ожесто-
чённое сражение с участием больших масс
танков. . 3

В течение всего воскресенья погода в
районе Ла-Манша была благоприятной, и
разгрузка снаряжения продолжалась бес-
перебойно.

Сегодня ‘в течение первой половины дия
авиация союзников совершила больше сз-
молетовылетов, чем за весь вчерашний
день. Сегодня утром во время бомбарди-
ревки вражеских позиций самолеты «Сан-
дерболт» встретили со стороны германской
авиации самое сильное сопротивление. за
все время с начала вторжения.

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Английское
министерство информации сообщает, что, по
последним данным, в руках союзников нахо-
дится полоса побережья общим протяжением
примерно в 96 километров, причем глубина
ее быстро возрастает. В результате послед-
них операвий осуществлено ‘слияние отдель-
ных глацдармов войск союзников в Норман-
дии, Восточнее реки Вир противник выбит из
леса Серизи (юго-восточнее Лизона). Между
Тилли-сюр-Селль и Каном продолжаются
ожесточенные танковые бои. Войска союзни-
ков несколько продвинулись восточнее Кана
и в райсне между Монтебуром и морем.

“>

A

8 июня. Американские штурмовые BOlicKa B полном вооружении высаживаются
с десантного судна на побережье в Северной Франции. Гавачь полна судов, дожи-

дающихся своей очереди на высадку.

(Получено но бильду из Лондона).

Английские планеры-танконосцы

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации.
значительная доля успеха в сражениях за
расширение плацдармов в Нормандии обу-
`словлена применением одного из видов аег-
лийского «секретного оружия» — огром-
ных планеров, которые немцы считали де-
сантными машинами. Буксируемые англий-
скими тяжелыми бомбардировщиками, эти
планеры, названные «Гамилькар», несут на
себе быстроходные легкие танки и другое
тяжелое вооружение. На танке имеется
пушка. Моторы танка запускаются еще то.

гда, когда планер находится в полете. В
момент посадки носовая часть планера ог
брасывается наверх, и танк выезжает из
планера. Размах крыльев планера’ превиа-
шает размах крыльев бомбардировщика
«Ланкастер». Маневренность планера. та-
кова, что он_ может совершить посадку на
небольшой площадке. Как в дневное, так
и в ночное время планер может с почти
математической точностыю приземляться в
заданном пункте, отстоящем на несколько
миль от места, в котором прекращается его
буксировка самолетом.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Главный
штаб союзников в Италии сообщает, что в
Адриатическом секторе войска союзников
выбили противника с южного берега реки
Пескара. В Апеннинском секторе войска
союзников продвигаются вперед, стремясь
настигнуть отступающего противника. За-
нят город Авеццано.

Восточнее реки Тибр наступление ведет-
ся в направлении Риети (северо-восточнее
Рима). Западнее реки Тибр передовые ча.
сти союзников находятся в окрестностях
Ваньореджо (юго-западнее Орвието). Важ-
ный узел дорог в Монтефьясконе (юго-во-
сточнее озера Больсена) в настоящее, вре
мя находится в руках союзников. Передо
вые части войск союзников приближаются
к Орбетелло (севернее Чивита-Веккиа).

Крупные соединения тяжелых бомбарди-
ровщиков, сопровождаемые истребителями,
вчера подвергли бомбардировке об’екты на

Балканах. Тяжелые бомбардировщики, от:
правившиеся с баз, находящихся на совет-
ской территории, бомбардировали аэродрэ-
мы Фокшани (Румыния) и принимали тзк’
же участие в бомбардировках нефтескладов

в Констанце, нефтескладов и портовых со:
оружений в Джурджу (Румыния) и, кро-
ме того, сортировочной станции и нефте-
очистительных заводов в Смедерево (Юго-
славия).

Минувшей ночью бомбардировщики союз-
ников подвергли бомбардировке также об’-
екты в Болгарии. у

АПРЕО РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этак. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д.3-80-56; секретарнат — Д 3-36-89 и 31. =
oe д 3 31-96; учантейся» молодёжи — Д 3-37-43; отдел. крестьянской молодёжи — Д 3-38-88; отдел литературы и те = Bai oa. nae ах 3.38.40;
стевографин — -04-76 и ы

трудовых реаервов —

Эйзенхауэр, Кинг, Маршалл
и Арнольд в районе высадки

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Как: переда-
ет корреспондент агентства Рейтер, находя-
щийся ири штабе верховного командования
экспелиционных сил союзников, генерал Эй-
зенхауэр, адмирал Кинг, генерал Джордж
Маршалл и генерал Генри Арнольд сегодня
посетили район предмостного укрепления во
Франции.

Посешение Черчиллем

плацдарма союзных войск.

во Франции
ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Корреспон-

‚дент агентства Рейтер при штабе верховно-

го командования экспедиционных сил союз-
ников передает, что, как сегодня официаль-
но сообщается, английский премьер-министр
Черчилль в сопровождении фельдмазмнала
Смэтса и начальника имперского генерально-
го штаба Алана Брука посетил плацдарм
союзников во Франции.

Американские войска
в 19 километрах от Шербура

НЬЮ-ЙОРК, 12 июня. (ТАСС). По со-
общению корреспондента агентства Юнай-
тед Пресс при штабе верховного командо-
вания экспедиционных сил союзников, аме-
риканские патрули обошли город Монте-
бур и находятся в 19 километрах от Шер-
бура.

Генерал Монтгомери
о ходе операций во Франции

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Командую-
щий 21-й армейской группой во Франции
генерал Монтгомери в своем обращении к
войскам отмечает, что «после 4-х дней боёв
войска союзников хорошо и прочно закре-
нились на материке Франции. Английские,
канадские и американские войска достигли
большого успеха и обеспечили себе хоро-
шие позиции для развития этого успеха».

Налет америнанской авиации
на германские аэродромы
во Франции

_ ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Штаб аме-
риканских стратегических военно-воздут:
ных сил на европейском театре операций
сообщает, что 12 июня весьма крупные
соединения бомбардировщиков «Летающая
крепость? и «Либерзжейтор» совершили на-
лет на ряд германских аэродромов во Фран-
ции, в том числе — в Лилле, севернее Лил-
ля, севернее Мондидье, в Дре и Витри-ан-
Артуа. Другие соединения подвергли бом-
бардировке несколько мостов. Бомбарди-
ровка проводилась в условиях хорошей ви-
димости. Бомбардировщики сопровожла:-
лись крупными соединениями  истребите-
лей «Мустанг», «Лайтнинг» и «Сандер-
болт», которые обстреливали из пулеме-
тов и бомбардировали различные об’екты.

Прибытие в Нормандию
французских офицеров связи

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Как сейчас
стало известно, в Нормандию прибыли 20
французских офицеров связи, прикоманди-
рованных к экспедиционным войскам со-
юзников. Их задачей будет осуществление.
связи между французскими властями и со-
юзным командованием. Они будут нести от-
ветственность за то, чтобы администрация
на освобожденной территории содействова-
ла военным усилиям командования союзни-
ков.

ЕЕ =

Использование немцами
шведских судов
для военных целей Германии

СТОКГОЛЬМ, 9 июня. (ТАСС). 8 июня
газета «Тротс Альт» пишет; «Швед-
ские танкеры, вместо того, чтобы служить
только для транспортных целей, находи-
лись с полным грузом в важных немецких
портах. Однажды, когда в Германию посту-
пило сообщение о том, что приближаются
союзные самолеты и что авиация будет,
возможно, бомбить склады горючего в
этих портах, шведским. танкерам, имеющим
на борту немецкое горючее, было чириказа-
нс выйти в море и рассеяться. Благодаря
этому, немцы смогли спасти свое горючее
от концентрированных атак. Кроме того,
как уже указывалось, эти суда служили в
качестве станций для пополнения горючим,
как в открытом Балтийском море, так и
в его портах. Союзники заявили Швеции
протест. Однако последствия таких отступ-
лений от нейтралитета исчезают не так-то
легко. Конечно, шведский народ никогда не
был об этом осведомлен. Он должен был
оставаться в неизвестности в отношений
этого факта, как, по всей вероятности, и в
отношении многого другого. Это — новый
скандал в наших отношениях с Германией.
Говорят, что шведские танкеры работали в
Балтийском море, как пловучие склады го-
рючего для немцев, и служили базой для
снабжения горючим немецких. подводных
лодок и торпедных катеров, находившихся
в открытом море. И все это происходило
еще полгода тому назад».

9 июня газета «Арбетарен» полностью
перепечатала эту заметку, заявив, что она
«не имеет возможности о проверить- этот
факт, но все же в нем не сомневается».

Заместитель начальника отдела прессы
министерства иностранных дел сообщил no
этому поводу. корреспонденту ТАСС сле-
дующее: «Этот случай имел место, пример-
но, год тому назад, однако не в открытом
море, а в одном из портов. С момента, как
толькю об этом стало известно соответ-
ствующим шведским властям, подобные слу-
чаи не повторялись».

—о—-

Изменения в составе
болгарского празительства

СОФИЯ, 12 июня. (ТАСС). Софийское ра-
дио сегодня поздно вечером сообщило, что
Регентский Совет произвел следующие изме-
нения в составе болгарского правительства:
министром иностранных дел назначен Пар-
ван Драганов (до этого назначения обязан-
ности министра иностранных дел исполнял
по совместительству премьер-минист> Багря-
нов; Русев освобожден от’обязанностей ми-
нистра юстиции, на его место назначен
прокурор города Софии Александр Сталий-
ский; Борис Колчев освобожден ‘от обязан-
ностей министра благоустройства, министром
благоустройства назначен полковник Славей-
ко Василев; министр земледелия профессор
Дончо Костов освобожден от своих обязан-
ностей «по состоянию здоровья».

В РУМЫНИИ И ЮГОСЛАВИЯ

11 июня американские тяжёлые бомбар-
лировшики, действующие с баз, находящих-
ся на советской территории, приняли уча-
стиёе в налёте, совершённом 15 авиацион-
ным корпусом Возлушных Сил США, на во-

Прибытиз

г-на М, Камель Абдель

1-   Абдель Рахим бей был ветречен и. о. Зав.

11 июня в Москву прибыл Чрезвыча

В 6057 египетского посланника

Рахим бея

ный Посланник и Полномочный Министр   дующего Протокольным Отделом Народного

Египта в СССР г-н М. Камель Абдель   уомиссариата
ь   Г. И. Фоминым.

Рахим бей.
На Центральном аэродроме г-н М. Камел

енные об’екты противника в гг. Констаядца и  .

Джурджу (Румыния) и г. Смедерово (Юго-
славия).

Всего в налёте участвовало свыше
1.000 самолётов, включая и самолёты,
вылетевшие с аэродромов, расположенных
на территории СССР.

По сообщениям лётчиков, бомбардировка
была осуществлена успешно. Американская
авиация потеряла один самолёт. (ТАСО).

о

Заявление генерала Экера

© «челночных» операциях

НЬЮ-ЙОРК, 1! июня. (ТАСС). По co-
общению  неапольского корреспондента
агентства Ассошиэйтед Пресс, командую-
щий военно-воздушными силами союзников
‘на Средиземноморском театре генерал-лей-
тенант Экер после окончания «челночной»
огерации на обратном пути из Советского
Союза в Италию заявил, что благодарность
и восхищение «наполняют сердца всех,
принимавших ‘Участие в этой операции».
Генерал Экер дал высокую оценку налетам
советской авиации на аэродромы против-
ника.

Генерал Экер заявил, что русские «бу-
дут так же довольны этим новым сотруд-
ничеством, как мы горды тем, что уча
ствуем в нем».

—@—-

Налет английской авиации на Берлин

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). В Лондоне
об’явлено, что в ночь на 12 июня англий-
ские, бомбардировщики совершили налёт
на оккупированные немцами территории.
Соединение самолётов «Москито» третью
ночь подряд бомбило Берлин. Английские
самолёты производили также минирование
вражеских вод. Два самолёта не вернулись
на свои базы.

о

Распоряжение французских властей
в Северной Африке
АЛЖИР, 11 июня. (ТАСС). Опубликова-
но сообщение французского комиссариата
иностранных дел, в котором говорится, что
«по причинам военной безопасности, легко
понятным при нынешних обстоятельствах»,
французские власти решили принять сле
дующие меры: :
1} Граница между Французским Марокко
и Испанским Марокко закрывается впрець
до нового распоряжения для всех лиц, кро-
ме дипломатических и консульских аген-
тов союзных стран; . eae
2) временно, впредь до нового указания,

‘прекращается шифрованная переписка меж-

ду дипломатическими и консульскими пред-
ставителями нейтральных стран и их пра-
вительствами.

&

Выступление вице-
Генри А.

TOBOCHBUPCK, 12 una. (TACC). Ha-
ходящийся здесь проездом вице-президент
США г. Генри А. Уоллес выступил с речью
на состоявшемея в помещении тгатра Опе-
ры и балета собрании интеллигенции и пред-
составителей общественных организаций го-
рода. Тепло  встреченный — аудиториеи
г. Уоллес в своей речи, произнесенной н%
русском языке, заявил:

«Граждане! Возможность посещения ва-
шего города меня очень обрадовала. Ero на-
звание весьма знаменательно. № понятию о
Сибири присоединено нечто новое.

Для каждого американца со словом Сибирь
ассоциировалось понятие о громадных Ma-
лонаселенных проетранствах, покрытых. гУ-
стыми лесами, озерами и тундрами, стране 2
неисчерпаемыми, но неразработанными бо-
гатствами, с сильными и долгими холодами.
С Сибирью были также связаны воспомина-
ния о горе, страданиях, кандалах и 0б из-
гнаний. ;

Долгие годы развитие Сибири шло очень
медленно, не было’ заметно никаких пере-
`мен. И вот за послелние 15 лет картина ма-
гически изменилась. В новом пионерском
движении быстро были построены и разви-
лись грандиозные фабрики и заводы, были
проведены новые дороги и разработаны но-
вые рудники. Научно поставленные исслелэ-
вания открыли неожиданные пути для че-
ловеческого гения, и новые типы маптин на
фабриках и в землелелии начали применять-
ся в Сибири, предвещая скорое повышение
жизненного стандарта. “

Можно сказать, что если климат Сибяри
не изменился, то изменился дух населения
Война ускорила это превращение. Сибирь.
несмотря на холодные зимы в некоторых ее
частях, является одной из немногих больших
областей, оставшихся открытыми для пио-
неров. =
’Моя надежда на лучшее будущее значи-
тельно окрепла, когда я увидел блестящее
уменье, с которым Сибирь была организо-
вана за последние 15 лет, благодаря которо-
му она производит максимальное количе-
ство земледельческих и фабричных продук-
тов с минимумом рабочих рук. :

OcobexHo разительны цифры выпуска
промышленной продукции по Новоеибир-
ской области. Еели в 1930 году валовой

Иностранных Дел ть

президента СА
Уоллеса

выпуск промышленной продукции состазил
215 миллионов рублей, то в 1943 roxy oy
составил 5 миллиардов 238 миллионов руб-
лей. или ‘увеличение в 24 раза.

Мне сказали, что общая продукция Сиб.
ри возросла в 10 раз за последние пятнал-
цать лет, и я бы хотел, чтобы население
Западных Штатов Америки, в частности Ce.
верной Дакоты, Монтаны, Вашингтона, ‘у
также территории Аляски сумело бы уви-
деть то, что я видел здесь во время моей

поездки.

Северо-западная часть Соединенных
ГИтатов Америки и Сибирь имеют много %-
щего, и я убежден, что они могли бы uno.
гому научиться друг у друга. Соединенные
Штаты должны понять, как надо umy-
стриализировать свой северо-западные об.
ласти так же, как вы поняли и индустриа-
лизировали Сибирь.

Мы в Северо-Западных Штатах Америка
думаем, что мы проделали хорошую работу
в области земледелия в найпей стране, но
вы здесь в Сибири проделали прекрасную
работу и в земледелии и в промышленно-
сти.

Как только текущая война зажончится
победой Советского Союза и его союзников
над ненавистным врагом, весь мир должен
будет вернуться к усиленной мирной ра.
боте для восстановления всего разрушен-.
ного и создания наилучнгих возможных ус:
ловий жизни для всех своболных людей,

Тогда, так же как и во время этой войны,
тесное сотрудничество наших двух великих
народов и их союзников явится нанлучией
гарантией успешности их трудев.

Залогом такого тесного сотрудничества
между нашими народами являются боевые
действия англо-советско-американских
войск на севере Франции, в Италии \ на
советско-германском фронте».

Речь г-на Уоллеса была выелушана с
огромным вниманием. Заключительные сл-
ва присутствующие встретили продолжи-
тельнымхи аплодисментами.

После собрания г-н вице-президент при-
сутетвовал на концерте, который был дан
оркестром и артистами Ленинградекой го-
сударственной филармонии и Академическо-
го театра им. Пушкина.

= ——— 3

ПОПРАВКА.

В опубликованное 11 июня сообщение «0
поставках Советскому Союзу вооружечия,
стратегического сырья, промышленного 969-
рудования и продовольствия Соединёнными
Шталами Америки, Великобританией и Ra-

5% 6

К пятидесятилетию со дня

Если иллюстратор или исторический
живописем верно поняли и выразили глу-
бокий художественкый смысл литератур-
ного творения или истинное значение исто-
рического собылия, если им удалось сде-
лать эти образы зримыми и покоряюще
убедительными, какой благодарностью пре-
исполнены мы к ним, какую силу воздей-
ствия на наше е обретают эти
произведения! Оши привлекательны вдвой-
не — и как создавие творческой воли ху-
дожника и как яркое воплощение наших
собственных представлений, остававшихся до
сих пор смутными и неопределенными.

К таким замечательным произведениям.

исторической живописи относится у

известная картина, изображающая допрос
царем Петром-Т его сына. Автор этой карти-
ны — Николай Николаевич Ге, один из

`талавтливейших русских худюжников ХХ

века.

Молодой Ге пришел °в Академию худо-
жеств в 1850 году, когда ее старые сте-
ны еще согревал блеск славы К. Брюл-
лова — автора монументальной  романти-
ческой картины «Последний день Пом-
пеи»—и когда, вместе с тем, в картинах

`Федотова и Перова наметились уже новые

пути русского искусства — пути обращения
к живой действительности, служения на-
роду.

Ге всегда оставался под обаянием Брюл-
лова и правилыно ценил в нем мастера
драматических ситуаций и столкновений.
В то же время об прочню связал свое имя
с историей славной реалистической рус-
ской школы живописи. Своим творчеством
Ге как бы соединил две ступени развития
русского искусства, являясь преемником
лучших традиций академии и вместе с тем
новатором, который добился победы реа-
лизма в труднейшем жанре живописи —
з исторической ‘картине.

После окончания академии Н. Н. Ге
прожил некоторое время за границей. Са-
мым ярким событием в его жизни тех лет
была встреча с Герценом, ставшим близ-
ким другом художьика.

Первый период творчеспва Ге завершила
картина «Тайная вечеря» (1863 г.). Еван-
гельской сцене он стремился придать но:

Н. Н. ГЕ.

вую, реалистическую трактовку, увидев в Ча лицах — все

ней сложную психологическую драму.
В Петербурге Ге получил за эту карти-

HY звание профессора. Но он не сделал
академической карьеры,— он стал душой
кружка передовых художников, боровших-
ся за создание русского нациювальнюго де-
мократического и реалистического  искус-
ства. Огромное личное обаяние Ге, его об-
разованнюсль, остроумие, доброта влекли к
нему художников. В своих воспоминаниях
И. Репин посвятил Ге восторженный очерк.
Ге, Перов, Крамской и Мясоедов были
создателями «Товарищества передвижных
зыставок», сыгравшего огромную роль в
начатом ими большом деле приближения
искусства к вароду. На первой передвиж-
ной выставке в 1871 г. всеобщее внимание
привлекла картина Ге «Петр и Алек-
сей»; в 1875 году появилась его компози-
ция «Пушкин в селе Михайловском».
«Петр и Алексей» — картина, занимаю-
щая в творчестве Ге выдающееся. место.
Озтвлеченная тема борьбы идей, столкнове-
ния прогрессивной мысли с коснюстью на-
полнилась конкретным историчейким со-
Чень»

Н, Н. ГЕ, «Пушкин в селе Михайловском».

д 3-35-20.

Д 3-37-22; комсомольской жи аз
военный отдел — Д 3-36 4

УВ : - Ь i — Д 3-30-22; бюро Е
58202, ‚ Типаграфия газеты «Празда» имени Сталина,

писем — Д 3-30-69;

Д 3-31. 39; отдел рабоч

надой» вкралась опечатка. В первом разле-
ле сообщения, относящемся к Соединенным
Штатам Америки, последнюю’ фразу второго
абзаца следует читать: «На 1 мая 1944 г.
находилось в пути 684 тысячи тон».

иколай Николаевич Ге

смерти

держанием. Как мыслитель, как ‘передовой
общественный деятель своего времени, Ге
безошибочно‘ угадал, на чью сторону сле-
дует стать, изображая трагический кон
фликт Петра с ‘изменником-сыном. Пса.
тель Салтыков-Щедрин говорил 06 эй
картине: «Всякий, кто видел эти дзе про
стые, вовсе не эффектню поставленные фи-
гуры, должев будет сознаться, что он был
свидетелем одной ° из тех потрясающих
драм, которые никогда не изплаживаются
из памяти... Повидимому, личность Петра
чрезвычайно симпатична Ге, да сою чю
может быть иначе, потому что в глазах
художника воспроизвюдимое им лицо Ha
столько привлекательно, насколько оно че.
ловечно, т. е. насколько доступно всему
разнообразию человеческих отщущекий. Та-
кова именню личность Петра Великого. Вся
жизнь этого человека есть непрерывная
эпопея...»

Любонно изучавший быт эпохи, Ге, кк
мастер картины, композиции, находит сфед-
ство подчинить все подробности главному.
Строгий колорит, распределение света
гармонически соединяет.
ся в этой картине, поражающей жиз:
незностью, конкретностью. И вмесле с тем
она полна глубокого драматизма и мон):
менталыности. Нет нужды говорить, #1
сколько превзошел эдекь Ге своих предше.
ственников на Западе-—Деляроша, Мейсо-
нье и в России—Шварца. Он проложил до’
pony Сурикову,

В картине «Пушкин в селе Михайловском»
художник сумел воссоздать живой

‘ушкина в обыденной, домашиней обстанов-
ке и в то же время показать его как ве.
ликого русского народного поэта, увидеть
его глазами нашего современника,

С волнением волушивается старая нйня
в строфы стихов, словню узнавая в НХ
преображенный язык своих песен и с
30K; поэт читает стихи своему другу-дека-
бристу Пущину; оз обращаелся к нему #
к таким же, как Пушщин, своим друзьям, —
K передовой России.

Картина «Пушкин в селе Михайловском»
не была оценена по достоинству в момент ее
появления, а неудача с третьей историч»
ской композицией тех лет («Екатёрина Пу
гроба Елизаветы Петровны») заставила впе-
чатлительного Ге забросить на некоторое
время живопись. И больше ол уже че в03-
вращается к той ее области, в которой не:
многими произведениями сумел сказать так
много.

Увлеченный — толстовотвом, ведью
нравственного  самосовершенствования, Ге
в 80-х годах обрыцаелюя к картинам
жизни Хриюта. В изображении Христа Kan
страда: ‚ поруганного, униженного че
ловека он достигает порой исключительной
выразительности, но в этих картинах чув
ствуется какой-то надрыв, нечто болезнен
ное. ‘

Очень значительный раздел в наследия
Ге составляют по ты. Может быть, oT
того же Брюллова. Ге унаследовал интерес
к ярким, сильным, исключительным харак

$)

га
a,

5 54 = о

мы.
ы 4

ce,

sat oy

OT
  Ye

OT}

BO
тру
} we
Nig
  бу:

Uk
On
Зам

Un

терам. Великолетны его портреты MICE,

телей и художников — знаменитый пор“
рет Герцена, превосходный портрет Л. Н
Толстого, склонизшегося Hat рукаписью,
портрет историка Костомарова и др.

Н. Н. Ге мы назсегда будем блатола:
ны за создание  интедеюнейшей галлереи

разоз лучших, передовых людей Haller
народа.

М. ОРЛОВА.
ии иииинананннииеиаезавананинннявя
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ей мол =
и 713-834-293; ornes

=

Изд. № 333. .

ре
Г

ну
Же
Uke
ley

Pay

Она

бд

‘gy

bagd

Nerd

i} у

Rep
ey
Ко
T
Nou
ten,
ko
Раба
Keng