&

В награду за поставляемые румынским
и Германии пушечное мяго,
нефть, хлеб; скот и т. п. гитлеровское пра-

вительство разрешило клике Антонеску гра-

бить и истреблять население на оккупиро-
ванной советской территории между Бугом
и Днестром, ныне освобожденной Красной
Армией. Установив свое «управление» на
этой территории, Антонеску об’явил ее «ис-
вони румынской» и назвал «Трансмаст-
рией» — частью румынского королеветва,
Нентром «Транснистрии» румывы сделали
Одессу, оккупированную немецко-румынски-
ми. захватчиками в октябре 1941 года.
_В-так называемой «Траненистрии» румы-
НЫ, в полном согласии со своими немецкимя
хозяевами, установили кровавый произвол и
неслыханный национальный гнет над укра-
инцами, русскими и молдаванами” Они хо-
тели «румынизировать» Одессу — горох ста-
ринной украинской и русской  вультуры.
Вместе с тем румынские захватчики преда-

Румынское «управление» И «Юстиция»

«Управление» Транснистрией возглавля-
10сь румынским губернатором Алекехану.
Губернаторство делилось на 13 уездов, во
главе которых были поставлены румынские
префекты, Административный анпарат се-
стоял из специально вывезенных из Румы-
нии чиновников, для которых этот апнарат
итал средством грабежа, спекуляции и`лег-
кой наживы. :

B Onecce «управляли»: Одесская городская
префектура во главе с префектом Чоновичем,
комиссар сигуранцы Никулесву, генераль-
лый примарь «горолекой голова) Нынтя я
aro заместители — Видрашку, Нибреску, Си-
неклиу, Биореску. Все они являлись также
участниками целого ряда спекулятивных
предприятий. о

Административный комиссар «Нрефектур
полиции» города Одессы Санду Габриэль,
тчопрошенный Вомиссией, сообщил: «Заняв
часть территории Советского Союза. присое-
динив ее к Румынии и назвав «Транени-
отрией», мы грабили этот край и проводили.
эумынизацию». Санду Габриэль в своих по-
казаниях охарактеризовал румынскую ад-
министрацию, как воров, взяточников и
грабителей.

’«Нервая категория, говорит банду Габ-
риэль в своих показаниях, —это полиция,
сигуранца, военный суд. ЧиНовиики этих
‘органов изучали у себя в Румынии кри-
минальное дело и являются .«профессиона-
лами без идей»... Они служат тому, кто
платит и, естественно, лгироко берут взят-
BH. ;

Вторая категория — чиновники тубер-.
наторетва и прочие. Они — коммерсанты,
нажившие здесь крупное. состояние, Так,
например, заместитель примаря (гофодското
головы) Биореску в Румынии был бедня-
ком, в. Одессе же он разбогател и купил в
Бухаресте гостиницу за несколько миллио-
нов. лей. Заместитель примаря Видрашку
имел в Одессе гостиницу «Бухарест» по
Дерибасовской улице и дом терпимости. Ту-
досе до войны проживал в Румынии, в г.
Текуч, и имел маленькую лавчонку возле
аэродрома, в Одессе стал крупным коммер-
сантом и владельцем гостиницы «Пассаж»,
кинотеатра «Виктория», ресторана «Карпа-
ты», типографии, завода сельтерских вод.
нескольких лавок и комиссионных магази-
нов».

Взяточничество стало неот’емлемой си-
стемой «управления», нормой поведения
всех румынских чиновников. На Веех руко-
водящих должностях в губернаторстве и
примарии были только румыны. Делопроиз-
водство велось на румынском языке.

Основным судебным органом в Одессе был

Неменко-румынские палачи истребили в Одесской области
200 тысяч советских граждан

Захватив Олесеу, немецко-румыиские ос-
купанты приступили к массовому истреб-
лению советских людей, проводившемуся
систематически и самыми зверскими споео-
бами;

19-го октября 1941 года они сожтли в
помещениях бывших пороховых складов
свыше 25 тысяч мирных советских граж-
дан и их детей. .

«19 октября 1941 года в помещениях
пороховых складов, расположенных по
Чюстдорфскому‘ поссе, возле моего дома, —
сообщила жительница Одессы Бобкова
М. И. — румыны начади тысячами егонять
арестованных мирных жителей — мужчин,
женщин и детей. Когда они заполнили +со-
ветскими людьми 9 пустых складских по-
мещений, тогда стали подкатывать к скла-
дам бочки с горючим... Я лично видела,
как румыны насосами качали горючее из
этих бочек и через шланги поливали скла-
ды, в Которых находилиеь согнанные ими
жители города. Когда склады были облиты
горючим, румынские солдаты их подожгли.
Поднялея странный крик... Женщины и
Дети, об’ятые пламенем, кричали: спасите
Hac, He убивайте, не сжигайте! Подож-
женные румынами склады продолжали го-
реть несколько дней. Когда пожар! прекра-
тилея, румыны к месту пожариша при-
гнали жителей города, которые выкопали
большие ямы, длиною метров в 100, ши-
риною в 5—6 метров и глубиною около

2-х метр. каждая. Потом появились ру-
мынские солдаты, стаскивали обгоревшие
трупы в эти вырытые ямы и закапывали».

Аналогичные показания о массовом сжи-
тании заживо советских людей в помеще-
пиях пороховых складов. дали граждане:
Поладиенко Л. М., Неживенко П. П., Скли-

фасовскяй И, И., Кручкова А. И., Мушек
Н. А.. Стрельникова А, П. и другие.

Исключительные по своей жестокости
злодеяния немецко-румынские захватчики
совершили над советскими людьми в районах
Воглановки, Доманевки и др. Они. истребили
ни в чем не повинных мужчин, женщин и
тетей, предварительно подвергнув их. нече-

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр.

СООБЩЕНИЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии

`по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими

_в городе Одессе и районах Одесской области

ритории села Доманевка, в совхозе им. Эн-
тельса, Карловсвого сельсовета ив селах
Мареновка, Маренбург, Новоселовка. `Нико-
лаевка, Владимировка и Молдавка. Расстре-
лами советеких людей руководили — на-

вались безудержному грабежу и взяточниче-
ству, разрушили в Одессе ряд зданий и с00-
ружений. г

Специальная Комиссия в составе: лепута-
та Верховного Совет» Союза. ССР А. Г. Ro-

лыбанова, И. А. Сосновского, депутата Вер-   чальник районной жандармерии старший’

ховного Совета Сеюза ССР В. Ф. Михайли-
ченко, члена Академии Наук УССР Г. И.
Маркелова, протоиерея В. Брага, с участием   В Мостовеком районе немецко-румынекие
представителя Чрезвычайной Государствен-  захватчики с августа 1941 гола по март
ной Комиссии Д. И. Будрявцева, & также   1944 тода расстреляли свыше 35 тысяч 0-
специально командированный член Чрезвы-   ветских граждан. Многочисленные могийы
чайной Государственной Комиссии, академик   с расстрелянных мирным советским населе-
Н. П. Трайник произвели расследование тре-   нием обнаружены на территории’ Голова-
Seay SK RATNER a NOTAAOBENH ueorno.   невокого и Веселовского сельсоветов.
атчиками становили неопро- а
gopkeusie fuer ВАНО Заррора пе отно.   По предварительным халных, установ-
ленным комиссией, немецко-румынские эк-

шению к мирному населению, варварских
разрушений и бестабашного- ограбления ках   КУПанты расстреляли, замучили и сожгли в

государственных и общественных учрежде-
нийм предприятий, так и отдельных граж-
wan.” ‘

лейтенант Голиторий и старший лейтенант
ours. :

румынский ` военно-полевой суд. Следствие
производилось, главным образом, в сигу-
ранцах (охранках). Обыкновенным методом
допроеа были истязания й пытки. Режиссер
кинохроники Бранивный Павел, подвер-
тавшийся пыткам и истязаниям в сигуран-
це, рассказал, что в. кзчестве орудий пыток
применялись электрический стул, подвепги-
вание за плечи и другие истязания, «Ру-
мынские солдаты привязывали к снецизяь-.
ному стулу поделехственного и через ручки
стула включали электрический ток... Сле-
хователь включал стоящий на столе рео-
стат и когда подследственный He Tak OTBe-
чал на вопрос; как того хотел елелователь,
рукоятка реостата безжалостно шла на на-
пряжение, тело поделедственного начинало
дрожать, а глаза вылезали из орбит».

Или: «Поделедственноге со связанными
назад руками подвешивали к потолку... и
начинали его крутить вокруг собственной
оси. Покрутивитись, таким образом, до 200
раз, висящий на веревке поделедственный
с бешеной’ скоростью раскручиваяся в 0б-
ратном направлении. В этот момент палачи
с двух сторон били его резиновыми палка-
‘ии. Человек терял сознание не только от
бешеного вращения; но и от побоев». (Из
показаний брапивного П.). ь

:Аресты; пытки, истязания, произвол
сплошь и рядем применялись, как ередстве
вымогательства взяток.

«Взятки, — как показал одесский адво-
ват. Дьяконов, — брали в полиции, в. сигу-
ранце, в прокуратуре и суде. Так, напри-
мер, когда летом 1942. года центральная
сигуранца, находившаяся на Пушкинекой
улице, возбудила против меня дело за
укры $ евреев, ведший мое дело
комиссар .Йонееку взял взятку за более
легкие выводы в заключении по моему
делу. После этого дело перелью в военный
суд и попало к следователю (прокурору)
Avanacny, который арестовал меня я взял
взятку у мозй семьи за благополучный
исход по делу»...

Свидетельница Анжелина Нутис сообщя-
ла комиссии: _ i

«Семья, хлопотавшая o60 MHe, давала
взятки — деньгами и Bella == на сумму
около трех тысяч марок. Взятки давались
через румынского адвоката Сырбу. Взятки
получали: прокурор Атанасиу и Шеф поли-
ции УП района Одессы Аврамеску». .

нно известны своим взяточничест-
вом шефы сигуранцы Розван, Стоврат, ко-
миссар Нагру, генеральный военный про-
sypop Солтан К., прокуроры Радулеску,
Габрилович, Ионеску Ион, шеф полиции
1-го района Никулеску.

Одесса — крупный индустриальный и
первоклассный портовый город, город пере-
довой культуры, город курортов. До захвата
его немецко-румынекими оккупантами в
нем было 18 вузов, 29 техникумов, 42 на-
учно-исследовательских инетитута, 12 те-
этров, много библиотек, клубов и другях
культурно-просветительных учреждений.

Германское военкое командование orpa-
било Одесские музеи, вывезя из-музеев сот=
ни уникальных предметов — 200 картин,
80 предметов фарфора, 60 предметов брон-
зы, 40 экземпляров старинного оружия,
30 ковров, 10 изделий из слоновой кости
и другие музейные ценности (акт № 22).

Румынские оккупанты, по примеру не-
мецких оккупантов, разграбили и уничто-
жили вультурно-просветительные учрезкде-
ния и разрушили жизненно-важные об’екты
городского хозяйства.

«Мне известно, — говорит администра-
тивный - комиссар «Префектур. полиции»
Санду Габриэль,— что чиновники Одесско-
го муниципалитета, от рядового ло руково-
дителя, грабили жизненно важные об’екты
городского хозяйства Одессы, вывозили вс
в Румынию и продавали там в Иелях лич-
ной наживы, В Румынию вывозились: под-
земный кабель электромагистрали, трам-
вайные линии, вагоны, станки и машины
заводов, дорогостоящая мебель и пианино,
знтикварные и художественные ценности...

Этим занимались: примарь гор. Одессы
Пынтя и его заместители Киореску, Видраш-
ку, бинеклиу... Помимо грабежа, взяточни-
чества и спекуляции все эти.лица занима-
лись своей официальной деятельностью как
представители государственных органов Ру-

Для ограбления культурно-просветитель-
ных и научных учреждений румынские ок-.
купационные власти создали так называе-
мые трофейные комиссии во главе с тене-
ралом Василиу,

Трофейная комиссия, возглавлявшаяся
румынеким профессором Михулом, вывезла,
в Румынию из Одесского Университета цен-
ное оборудование физико-малематического
факультета, все лаборатории, оборудование
географического факультета, уникальные
экспонаты геологического и палеонтологи-
ческого музея. Ограбление ценностей Уня-
верситета производилось при участии ру-
мынских профессоров Рантя, Ходарча, Дже-
ордысеску и ассистента Бухарествкого Уни-
верситета Поп.

Румынский генеральный ты» Уни-
верситета Мойсев вывез из Медицинского
института ценное оборудование, анпаратуру
и инструментарий.

Из Индустриального института трофейная
комиссия вывезла в Румынию дорогостоя-
щее оборудование физической лаборатория,

оккупанты в ноябре 1941 года согнала

14 июня 1944 г.

ловеческии пыткам и истязаниям. Убий-
ства мирных жителей они, обычно, совер-
шали в концентрапионных лагерях. В один
из таких лагерей в совхозе «Богдановка»
Доманевского района неменко-румынекие

свыше 55 тысяч советеких граждан. За-
включённые советские люди содержались
под открытым небом и в свинарниках сов-
хоза. Им не давали пиши и воды. Тяжелые
антисанитарные условия стали источником
массовых заболеваний, Люди умирали от
голода, холода и болезней.

21 декабря 1941 года румынские жан-
дхармы приступили к расстрелу заключён:
ных в лагере. „Заключенные выводились
под охраной к полуразрущенному строецию,
находящемуся на опушке леса, стави-
лись на колени на краю обрыва и расстре-
ливались. С края обрыва убитые, а часто
только раненые, падали на дно оврага, гле
был сложен гигантский костер из соломы,
камыша и дров. Маленьких детей палачи
сбрасывали живыми в пламя этого костра.
Слигание трупов. производилось круглые
сутки. По ночам жители села Богдановка
видели из своих домов большое зарево в рай:
оне совхоза. Колхозник Стонога Павел Ива-
нович сообщил комиссии. что в селе Вогла-
новка «целыми днями были слышны вы-
стрелы, & пламя горевшего костра было
видно днём и ночью; ветер доносил в село
запах человеческого мяса».

Расследованием установлено, что румын-
ские палачи расстреляли в этом лагере око-
л952.000 мирных советских граждан и евы-
mie 2.000 человек сожгли в бараках. Факты
зверского истребления румынами мирных
советских людей‘ на территорий совхоза
Богдановка подтверждены многочисленными
показаниями свидетелей и судебно-медицин-
ской. экспертной комисеней в. составе:
действительного члена Академии Наук
УССР Г. И. Маркелова, профессора судебной
медиципы Одееского. Медицинского Инёти-
тута 0, H, Жмайлович; доцента A. H.
Целлариус, главного патолого-анатома 3-го
Украинокого фронта подполковника меди-
  цинской службы Р; Д. Штерн.
  В том же Доманевеком районе румынские
`оквупационные. власти с 19 декабря 1941

8 станков из лаборатории резания и дру-
гое ценное оборудование, :
Из института инженеров водного транс-

порта румыны вывезли в Констанцу науч:
вые пособия и рентгеновекую лабораторию
во исследованию металлов.

Директор румынского национального тв-

атра Аурель Майкан вывез в Румынию все
тезтральное имущество Украинского театра.

секретарем отдела культуры городской уп-
равы Влеопалрой Консоларино, ограбила pyc-

Одессе и Одесской области ю 200 тысяч
человек.
Среди обнаруженных при расследовании
трупов замученных немецко-румынскими
извергами ‘советских людей были опознаны:
рабочие одесского порта братья Петр и Ми-
хаил Емельяновы, ученик 98-й школы Гре-
дин Октябрь, рабочие государственной мель-
ницы Волесниковы Георгий и Аннз, студент
5-го Медицинского института Горячев Васи-
лий Дмитриевич, инженер-механик Сологуп
Петр Степанович, Белоконь Елена, Федорен-
ко Таисия, ученик музыкальной школы
Пуговский Владимнр, артист Госцирка Пу-
говский Анатолий, Коровансвий Григорий,
братья Кузнецовы Иван и Петр, Ануров
Анатолий, Мозуркевич Николай, капитан
парохода дальнего ‘плавания Ратоное Ми-
хаил и многие другие,

__ Ивмецко-румынские оккупационные власти разграбили
й разрушили культурно-просветительные учреждения
й коммунальное хозяйство Одессы

Ms Ox й Гобударственной Консерва-
тории вывезены в Румынию вое инструмен-
ты, ‘ноты, лучшая мебель, ковры, кабинет
звукозаписи, оборудованный по последнему
слову техники.

Румынские оккупанты вывезли все тезт-
ральные костюмы, нотный материал 109
опер и 16 балетов, редчайшую библиотеку
00 историй, музыке и живописи из Одез-
ского театра, оперы и балета. Здание театра
немецко-румынские захватчики перед сво-
HM отступлением заминировали и подрото-
вили к взрыву. Только благоларя быстро-
му занятию Красной Армии Одессы им не
улалось осуществить свой варварский план.

Расследованием, произведенным специ-
альной комиссией, установлено, что из ху-
хожественных музеев украинско-русского п
западного искусств расхищены различны-
ми румынскими должностными лицами ред-
чайшие музейные ценности: картаны рус-
сках и иностранных художников (Ретина,
Иванова, Куинджи, Маковского, Нестерова,
Строцци, Бассолини и лр.), старинные ху-
дожественные гарнитуры мебели высокой
ценности, старинный фарфор, статуи, ковры
и пр. В частности, по. распоряжению на-
зальника отдела искусств губернаторства—
Ливио Руссу, были вывезены на дачу Ан-
тонеску стильная мебель, фарфор, скульч-
тура. рояль художественной ценности ети-
ля роккоко; картины известных художни-
ков — Куинджи, Саврасова и др. (Акт от
4.ХП.1943 года, листы №№ 48—53, 70,
12, (4).

Румынские оккупанты ограбили Одес-
скую: Государственную Библиотеку имени
Ленина. Они вывезли в Румынию ценные
книги но истории, языковедению и литера-
туре: ;

Румынские оккупанты разграбили также
научные учреждения, предприятия и учре-
ждения городского хозяйства. Они. вывезли
в Бухарест, Констанцу и Яссы 108 мотор-
ных трамвайных вагонов, 25 километров.
трамвайных путей, 10 троллейбусов, pas-
рушили Городскую и Междугородние теле-
фонные станции, Центральный челеграф,
радиостанцию, 122 начальных и средних
школы, 6 музыкальных школ, театр оне»
ретты на 1200 мест, Вольшефонтанский
летний театр на 1000 мест и Областной
дом народного творчества; сожгли учебный
корпус Института инженеров тгражданско-
го и коммунального строительства; взорва-
ли студенческое общежитие; вывели из
строя водопровод и канализацию.

Такая же участь разрушения постигла
научные учреждения Одессы: Электротех-
нический институт инженеров связи,
Научно-исследовательский институт гидро-
техники и мелиорации, Научно-иселедова-
тельский институт холодильной промыш-
ленности, механический и автомобильный
техникумы, Выбшее морское училище и
другие. 2 tes

По заранее составленному плану немец-
ко-фашистские захватчики разрушили зна-
вительную часть городского хозяйства
Одессы. Они взорвали и сожгли 2.290 нзи-
более крупных, представляющих зрхитек-
турно-художественную HK историческую
ценность зданий, в том числе: Дом Крас-

ский драматический театр имени Иванова и НОЙ Армии, здания — Одесского почтамта,

вывезла из него все костюмы, обувь и дру-
гой реквизит. 2

Коммунального банка, домик А. С. Пушки-
ва, Главный пассажирский вокзал; здание

По распоряжению румынского предетави-   Городской больницы, Сабанские казармы,
теля дирекции искусств Цикулеску из Одес-   построенные в 1827 году, и другие, пред-
вы вывезено в Румынию более 2.000 роя-   ставяяющие собой ценные памятники мате-

лей и пианино.

ризльной культуры начала Х]Х столетия.

Гитлеровцы разрушили в Одессе курорты
И учреждения здравоохранения

Немецко-румынские захватчики разру-
шили в Одессе: первую инфекционную, BTO-
рую окружную, соматическую, исахиатри-
ческую и 2 детских больницы, детскую по-
ЛИБлИнИКу, 7 детских консультаций, 55
детоких яслей, 2 родильных дома, диспач-
cep, люпазорий, 6 поликлиник и научно-нг-
следовательские институты: Туберкулезный,

Институт Курортологии и другие. Они раз-
рушили 29 санаториев, расположенных
вблизи Одессы. Ценниое оборудование, аппа-
ратуру, инструментарий, медикаменты, а
также мягкий инвентарь, принадлежавшай
лечебным учреждениям и курортам, румыч-
ские захватчики вывезли в Румынию.

Немешко-румынекие захватчики уничтожили м pasrpadunu

За ‘время своего хозлйничания румыны
причинили народному хозяйству Одессы
большой ущерб. Они полностью разрушили,
взорвали и сожгли заводы, фабрики, пред-
приятия промысловой кооперация и коопе-
рации инвалидов. Техническое, энергета-
ческое оборудование, инструменты и мата-
риалы вывезли в Румынию. № чиелу унич-
тоженных крупных предприятий относятся:
судостроительный ‘и: судоремонтный завод
им. Марти со всеми вепомогательными со-
сружениями и оборудованием, завол имена
Январского восстания, Второй Государствен-
ный кожевенный завол, табачная фабрика
И Др. }

Разрушение завода имени Марти проийзёе-
дено румынским инженером Купфер Ромео

года по 15 февраля 1944 года расстреляли   и его заместителем инженером Олазу.

свыше 22 тысяч советских граждан па тер-  Станкостроительный- завод им. ХУ! Парт-

промышленные предприятия и сельское хозяйство

с’езда, завод сельскохозяйственных машин
им. Октябрьской революции, сталепрокат-
ный завод им. Дзержинского, завод «Ки:
нап», джутовая фабрика, суконная фабрика,
завод «Врабный Профинтерн», ’трикотаж-
ная фабрика им, Н, В. Врупекой, мясоком-
бинат, макаронная фабрика, молочный за-
вод, кофейная фабрика, хлебозаводы, все
мельницы, кондитерская фабрика, рафинад-
ный завод и другие прехприятия румыны
превратили в развалины.

В течение 7—8 апреля 1944 года немец-
во-румынские захватчики разрушили пер-
воклассвый, полностью механизированный
Одесский порт; взорвали Воронцовский ма-
як, холодильник, элеватор, механический
амбар, пловучне, портальные паровые крае
ны; разрушили причалы, 56. складов: вы-
вели. из строя электрохозяйство порта; со-

жгли жилые дома и служебные помещения.

Еще в середине марта 1944`года немцы
окончательно ликвидировали  румынское
«управление» в Одессе и установили свой
режим, довершивигий разрушение всей про-
мышленности города Одессы. 9 апреля 1944
года, накануне вступления Врасной Армии
в Одессу, по приказу немецкого командова-

ния был разрушен последний крупный про-.

мншленный 0б’ект -—— консервный завод

имени Ленина.

Лишь стремительное наступление Врас-
ной Ариил спасло от гибели население DANA
кварталов Одессы и его жилища от разру-
шения,

Военный ефрейтор подрывной команды
420 батальона 203 немецкой дивизии —
Альбрехт Эмиль показал:

&8 апреля утром мы получили схему от
обер-лейтенантз Миллера, на этой схеме
были указаны кварталы, которые я и мой
товарищ должны были взорвать. 7 апреля
1944. года я должен был выяснить, сколько
семейств живет на Гаванной улице. Зайдя в
один из дворов, я узнал, что в нем.40 квар-
тир. Я должен был вернуться и доложить
об этом обер-лейтенанту Миллеру, который
8-го утром дал нам распоряжение: в ночь

Bee cee ; , я ССР
ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям И учреждениям CCCP

О злодеяниях, совершённых немецко-румынскими захватчиками.

с 8 па 9 по схеме взорвать эти квартиры

вместе с населением».

Немецко-румынские захватчики отобра.
ди у колхозов и колхозников и вывезли в
Румынию 1042013 центнеров зерна, 45227

лошадей, 87646 толов крупного рогами

31821 свичей, 64778 овец; 1741

скота, )
4860 различных  сельскохозяй.

трактор,
ственных машин, 1134 ко)
мобиля. Они разрушили 3195 колхозных

ний.
домов и строе ыы

На основании документальных даны,
свидетельских показаний, протоколов оу
са,.
пертизы и других
альной Комиссии, a также
всех ‚фактов и личным расследование,
произведенным членом Чрезвычайной  ‘.
сударственной Комиссии’ Акалемиком Lt
Трайниным, Чрезвычайная Гобулаетветь
ная Комиссия установила, Ч 1
совое ограбление и истребление мирно 1.

селения. разрушение промышленных 15)

приятий, научных учреждений, иикол, For.

ниц и курортов производилось цо сиециаь: )

ному указанию терманского  верховних

командования,
правительств.

К ответу немецко-румынских грабителей и палачей!

Чрезвычайная Государственная Комиссия
установила, что непосредственными винов-
киками указанных выше преступлений яв-
ляются следующие немецкие генералы и
офицеры: командир. 44 армейского корпуса
тенерал-полковник  Д’Ангелис, командир
9 пехотной дивизии  генерал-лейтенант
ПШейденау, командир 36 пехотного полка
подполковник Коль, командир 57 пехотного
полка полковник Шенхайг, командир 116
пехотного полк» майор Кельнер, командир
9 артгиолка полковник Бальтазар, командир
17 пехотной дивизии полковник Брюккер,
командир 21 пехотном полка полковник
Прой, командир 55 пехотного полка под-
полковник Гауль, и. о. командира 95 пехот-
ного полка капитан Шобер, командир
17 артполка полковник Бауэр, командир
саперного батальона катитан Фогель, комал-
дир 302 пехотной дивизии генерал-майор
Боген, командир 572 пехотного полка пол-
ковник Вейс, командир 302 артполка 101-
ковник Фишер, командир 306 пехотной ди-
визии генерал-лейтенант Веллер, командир
579 пехотного полка полковник Хольн,
командир 580 пехотного полка подполковник
Шредер, командир 500 батальона особого
назначения капитан Бунцман, командир
304. пехотной дивизии. генерал-лейтенант
Зиллер, командир 57р пехотного полка пол-
ковник фон-дер Гольц. 9

Такую же ответственность песут следую-
щие представителя румынских властей:
гражданский губернатор Транснистрии Але-
вопану. военный губернатор генерал. Пото-
пяну, командующий военным округом диви-
зионный генерал Гуго Шваб, командир
4/24 пехотной румынской дивизии генерал

Пе прьн он аигвьный афигеть

ку, инженер Купфер Ромео, В. ‘Олару, №
‘миссар Негру, прокурор Радулеску, хе

Наста, командир 21 пехотной румынсвй
дивизии генерал Тринпотанас; генеральный
примарь (городской толова)

его заместители: Видрашку, Виореску, Ил.

бреску, Синеклиу; директоры кабинета гу
а Фотяале, М
Чон

вич, префект. Голтовского уезда подполвов

бернатора Ротару, Попеску,
неску; Одесский городской префект

ник Исопеску, комиссары сигуранцы 10.
ковник Никулеску, прокурор Ионеску, 101
ковник жандармерии Гросиу, префект Одес
ской полиции Попович, mew прое
сигуранцы  Стоврат, Розван, пачальшиь
1-го района полиции — Никулеску, 1$
полиции УП района Аврамеску, предо
тель военного суда полковник Велчау,
военный прокурор Атанасиу, Габралови,
Солтан; директор Одесского порта Д. Поли
ку, Пивио Pyccy, генеральный директ
музыки Антони Чолан, директор’ румын
го национального театра Аурель Майка,

сёкретарь отдела ‘культуры Городовой уе.

равы Консоларино, директор“ детского тва
ра Нани, профессор Штефан, Попеску Г,
архитектор губернаторства Ионицу, 1%
ставитель дирекций искусств Цикулежу,
глава трофейной комиссии генерал Василиу,
профессор Михул, профессор Рантя, а
стент Бухарестекого университета По,
профессор минералогии Бухарестского уни
верситета Ходарча, профессор Джеорльой»

тектор Тудореску, тенеральный cexperaph
Мойсев, директор завода Т. Сазаколу, сти
шие лейтенанты Голиторий и Шонтя, Canty
Габриэль.
Bee они должны понести суровую от
ственность за свои преступления, совершей.

ia

мбайна и лок:

заключения судебно-медицииевой экс.
малериазлов Сие:
проверкой

немецкого и PYMBICKON

Герман Пынт,

р»

(

}

у

№

ные против советского народа.

От военного корреспондента «Комсотольской правды»

Мы сидели в. шалаше, напоминающем
издали стог сена. На небольшом квадрат-
HOM столике безраздельно господствовал
радиопередатчик, Дежурный связист, не
обращаясь ни к кому, бросал изредка’ ко-
роткие фразы: - :

—= Миновали линию фронта...

— Движение одиночных машин...

Он передавал слова двух воздушных раз-
ведчиков, находившихся в полете.

Принесли. почту. Страницы местной газе-
ты <На страже Родины» были заполнены
материалами о воздушных сражениях.

Несколько раз упоминалось имя молодо-
го летчика Шевцова, сбившего уже 15 не-
мецких самолетов.

— Да, в истребительной авиации ббль-
шие возможности, — сказал молодой офи-
цер, показывая на газету,— люди на наших
глазах творят чудеса.

— А вы разве не истребитель? — спро-
сили Ковырзина.

— Не совсем. Я бы сказал: истребитель,
который не участвует в бою,— ответил
младший лейтенант.

В это время на аэродром доставили обед.
Ковырзин с другими летчиками пошел к по-
ходной столовой. Дорогой он рассказал, что
уже во время войны два. года учился в
школе, освоил несколько типов самолетов-
истребителей, давно рвался в Действую-
щую армию. И когда, наконец, ему уда-
лось попасть в полк, он получил назначе-
ние воздушного разведчика. =
А вы знаете, что это таков? Это же
прогулки по тылам противника. Причем
при встрече с немцем боя не принимай. Ухо-
ди в облака. Буду проситься в настоящее
дело. Сегодня же подам рапорт.

После обеда Ковырзин получил боевое
задание. Ведущим был старший лейтенант
Власов.

В куполообразном шалаше жизнь шла
своим чередом. Радист попрежнему следил
за своими самолетами, принимал  донесе-
ния летчиков и наносил их на карту:

— Миновали линию фронта:

‚ = Вижу пятерку — «Мессершмиттов»...
Уходим в облака.

И тут же наступила пауза.

— Вышли на цель,— снова заработал
передатчик.

— Вижу машины... Танки... Много ма-
wititt:.. ‘

Последние слова, точно электрический
ток, привели в движение весь аппарат yu-
равления командира части.

Разведчики Власов и Ковырзин находи-
лись еще над территорией противника, но
предварительная информация о вражеских
мотомеханизированных колоннах уже ста-
ла известна командующему:

Легли на обратный курс...
— Движение машин...

— Вижу шестерку «Фоккеров»... Замети.
ли нас... Идут в атаку.

В шалаше снова наступила длительная
пауза.

Скоро над азродромом показался само-
лег Sane Es лейтенанта Власова. Где же
ведомый? Младше
ты, дшего лейтенанта Ковырзина

Через несколько минут Власов доложил
командиру части, что задание по разведке

выполнено, в районе железнодорожной
станции обнаружено большое скопление
танков и ‘орудий противника и что все это
улалось сфотографировать.

— На обратном пути нас встретила ше
стерка «Фоккеров». Меня все время пр
крывал Ковырзин; одного он сбил, но. его Ci:
мого подожгли.— Погиб, — с горечью ска
зал Власов и опустил голову.— Хороший
очень хороший был товарищ!

Несколько позже ведущий пилот рас.
сказал нам некоторые подробности воздуш
ного боя.

— Это был первый бой Ковырзина, 0
показал себя героем, Я выполнил задан
благодаря ` ему.

Спустя несколько дней наши части с 60%
ми продвинулись вперед и установили связь
с партизанами. Оказывается, у них в отр:
де вели день за днем учет уничтоженной
техники и живой силы врага, причем запи.
сывали потери немцев от действий нашей
авиации, которые наблюдали партизаны,
Мы поинтересовались, какие потери понес
ли немцы в тот день; когда не вернулся
на аэродром Ковырзин.

— Штурмовики,— сказал ‘начальник шта
ба партизанского отряда,— в тот день уни’
чтожили около 70 танков, свыше 100 машин
и 14 «Фердинандов». Очень удачный бы”.
налет. А, знаете, потом мы встретили в де
су летчика. Он у нас пробыл двадцать один
день.

— Фамилию его не помните?

— Как же, помню: Ковырзии. Летчик
разведчик. Вчера поехал разыскивать св
аэродром:

Мы встретились с комсомольцем Ковыр
зкным на новом азродроме, День’ был He
летный, и можно было потолковатв не спе
ша, по душам. Он рассказал:

— Самолет загорелся. Сбив’ одном
«Фоккера», я пытался уйти, но мой’ сам.
лет уже начал рассыпаться. Я выброснихя
на парашюте в полном сознании, что 64
лал все, чтобы спасти своего ведущего.

Вокруг меня кружился  «Фокке-Вуль}».
Пулеметными очерёдями он изрешетил nol
парашют, я упал на землю, и TYT Ke 11%
терял сознание.

Очнулся я на возу с какими-то мешками,
Спиной ко мые сидел немец. Это я с
понял по тому, как он понукал лошадей.
Куда меня везут? Тихонько потрогал свой
ноги. Целы. Ломило спину, шумело в 1.
лове. Но я собрал силы и сполз с возм
Огляделся. Оказалось, я был как раз” око
и той станции, над которой летал, С пла

орм все еще выг я,
а. ружали танки, оруди

Вдруг кругом все загрохотало. На ста!
цию налетели наши штурмовики. Там 00

рилось такое; что мне и не передать. OF j

ненное море, адский грохот. Я лежал!
канаве и, выглянув, увидел, как бегали?
панике немцы,

Пришел вестовой. Ковырзина ` вызвали *
командиру полка. я

— А как же насчет перемены. проф
спи? —= спросил. я : о
Он ответил твердо:

— Я — воздушный разведчик.

А, БАШКИРОВ,
Действующая армия, .

прощаясь с Ковырзины*