a eaeie tt ane ee pee

Иностранная печать о наступлении советеких войск
_ ва Карельском перешейке

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Приказ

товарища И. В. Сталина о наступлении на

Карельском перешейке опубликован на пер-
вых страницах всех газет. Вчера вечером
Британская радиовещательная компания
прервала передачу для того, чтобы сделать
специальное сообщение о приказе,

Газета «Ньюс кроникл» пишет в редак-
ционной статье: «Финны скоро дорого за-
платят за свой упорный отказ. от принятия
умеренных мирных условий, предложенных
им весною Москвой»,

Газета «Дейли экспресс» пишет в редак-
ционной статье, что в результате насту-
пления Красной Армии пробита общирная
брешь в неприятельских линиях. На этот
раз место удара было неожиданным —и
в первую очередь для финнов. «Финны
ошиблись в 1941 году. Ошибки немецких
вассалов могли быть оправданы германския-
ми успехами. Не так было дело весной
этого года, когда Финляндая имела воз-
можность выйти из войны на сносных ус-

ловиях. Теперь на Карельском перешейке
финские войска пожинают первые плоды
ошибок. и ‘слепоты своих фуководителей,
Они получили первый — и только пер-
вый — удар из тех, которые предстоят с
Востока».

Газета «Ивнинг. стандард» заявляет, что
«наступление против Финляндии по всем
признакам является крупным ударом. Фин-
ны имели возможность избежать этого».

НЬЮ-ИОРК, 12 июня. (ТАСС). Утрен:
ние газеты подают сообщение о ваступле-
ний Красной Армии на Карельском пере-
шейке почти так же живо, как вести о
вторжении союзных войск на севере Фран-
ции. Американские радиостанции передают
частые сообщения о наступлении на Ка-
рельском перешейке и подчёркивают ero
согласованность с наступлением союзников.
Заголовок «Нью-ЙИорк  геральд  трибюн»
гласит: «Русские начинают окончательный
поход на Финляндию», Таковы же заголов-
ки других газет.

ДЕНЬ ОБЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В АНГЛИИ

Послание Уинстона Черчилля

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что день 14 июня:
отмечен в Англии как день Об’единенных
наций. Агентство передает текст специаль-
ного послания Черчилля, написанного в
связи с этим днем:

«В то время, как мы идем вперед к окон-
чательной победе, которую мы горячо ждем,

=~

ВАШИНГТОН, 12 июня. (ТАСС). Высту:
пая по радио в связи с начавшейся в США
кампанией по распространению 5-го воея-
ного займа, Рузвельт заявил, что, хотя в
США, примерно, всего.. линь 67 млн. че-
ловек имеют тот или иной доход, 81 млн,
человек уже приобрели свыше 600 млн. об-
лигаций (во время различных кампаний) на
сумму свыше 32 млрд. долларов.

Отвечая, повидимому, на некоторую кри-
тику политического характера, Рузвельт
заявил: «Тот, кто счел бы это возможным
несколько лет назад, был бы назван звез-
дочетом и мечтателем. Из таких мечтаний,
однако, соткана вся Америка. Конечно,
среди нас всегда были пессимисты. Я вспо-
минаю, что после падения Франции в 1940
году я потребовал производства в США 50
тысяч самолетов в год. Я был назван су-
масшедшим. Утверждали, что эта цифра
является фантастической, что она не мо-
жет быть реализована. Сегодня мы строим
самолеты по норме 100 тысяч в год».

В своей речи Рузвельт между прочим зая-
вил: «Сегодня, открывая кампанию но рас-
пространению 5-го военного займа, мы дол-
жны представить себе общую картину ми:
ровой войны, ибо успех или провал этой
кампании имеет серьезное отношение к во-
просу о сроках, в которые мы сможем до-
стигнуть победы и мира, Хотя я знаю, что
главный ‘интерес прикован сегодня к 6e-
регам Ла-Манша и к деревням и городам
Нормандии, мы не должны упускать из ви-
да тот факт, что наши вооруженные силы
ведут бон на других фронтах. во всем мире
и что ни один из каших фронтов не может
рассматриваться изолированно без его свя-
зи со всеми остальными,

Сравните сегодняшнее положение с тем,
которое было ровно два года назад в июне
1942 года, В это время Германия контро-
лировала практически всю Европу и посте-
пенно оттесняла русских назад к Ураль-
ским горам. Германия практически контро-
лировала Северную Африку и Средиземное
море и сражалась у ворот Суэцкого кана-
ла, на путях в Индию. Италия все еще яв-
лялась для немцев важным фактором снаб-
жения военными материалами. как это до-
казала последующая длительная кампания.
Янония контролировала западные Алеут-
ские острова; а в южной части Тихого оке-
ана стучалась в ворота Австралии и новой
Зеландии, угрожая также Индии, Она уста-
новила свой контроль почти над половиной
всей центральной части Тихого океана.
Американские вооруженные силы на суше,
на море и в воздухе все еще`находились в
обороне и в стадии накопления сил, Наши
союзники несли основное бремя’ борьбы, В
1942 году Вашингтон почувствовал некото-
рое облегчение от того факта. что подпи-
ска на 1-й военный заем была перевыпол-
нена американским народом. В те дни Аме-
рика все еще слушала многих ‘«любите-
лей-стратегов» и политических критиков,
часть которых делали больше добра Гитла-
ру, чем Соединенным Штатам. ^ ге

Сегодня мы наступаем во всем мире,
атакуя наших противников. В Тихом окед-
не в результате непрекращающихся атак
подводных лодок и надводных сил, ком-
бинированных ударов и всз усиливающих-
сл воздушных налетов мы лишили япон-
цев возможности остановить продвижение
наших все растущих и все продвигающих-
ся вперед вооруженных сил. Мы сократили

удет.

уместно, чтобы мы подчеркнули единство,
которое только и может обеспечить победу.
Если среди нас возникнет рознь, тб можно
будет ждать только смятения и хаоса. Ког-
да мы едины, то перед нами возникают самые
блестящие надежды, когда-либо воодушев-
лявшие человечество».

Выступление президента Рузвельта по ` радио

их судоходство более чем на 3 млн. тонн,
Мы преодолели их первоначальное преиму-
щество в воздухе. Мы лишили возможно-
сти десятки тысяч осажденных японских
войск вернуться на родину. Перед ними в

настоящее время стоит лишь один выбор

голод или капитуляция. Мы настолько
сократили их силы. на море, что. в течение
многих месяцев они всячески избегали
встреч с нашими военно-морскими силами.
Правда, нам еше предстонт долгий путь
до Токио. Но осуществляя наш первона-
чальный стратегический план, предусмат-
ривающий уничтожение в первую очередь
нашего европейского противника, а затем
переброску всех наших сил в Тихий океан,
мы можем заставить японцев пойти на
безоговорочную капитуляцию или нацио-
нальное самоубийство значительно быстрее,
чем это считалось возможным.

Обращаясь теперь к нашему противнику,
который стоит первым в <писке тех, кого
мы. должны уничтожить, следует сказать,
что Германия теперь приперта к стене,
или лучше сказать, одновременно к трем.
стенам. На юге мы прорвали германские
линии в Центральной Италии. 4 июня го-
род Рим пал перед армиями союзников. Не
давая противнику отдыха, союзники в на-
стоящее время преследуют немцев по нпя-
там, в то время как они отступают на
север во все увеличивающемся беспорядке.
На Востоке наши храбрые советские союз-
ники гонят противника с земель, подверг-
шихся вторжению три года назад. Великие
советские армии в настоящее время начи-
нают наносить сокрушающие удары. В воз-
духе огромные воздушные флоты бомбарди-
ровщиков и, истребителей ведут ожесто-
ченную воздушную войну над Tep-
манией в Западной Европе. Перед ними
стояли две крупные цели: уничтожить гер-
манскую военную промышленность, которая
поддерживает германские армии и воздуш-
ные силы, и изгнать германскую авиацию из
воздушных просторов. В результате, гер-
манское производство все время падает и
германская. истребительная авиация сейчас
располагает лишь частью своей былой си-
лы. Эта великая воздушная кампания, стра-
тегическая и тактическая, будет продол
жаться со все возрастающей силой.

На западе сильный удар, нанесенный на
побережье Франции утром 6 июня, явился
завершением  многомесячной тщательной
разработки планов и усиленной подготовки.
Миллноны тонн оружия, материалов, сотни
тысяч людей, собранные в Англии, в насто-
ящее время вступают в великую битву за
Европу. С точки зрения нашего противни-
ка, мы добились невозможного. Мы про-
рвались через его якобы неприступный
«вал» в Северной Франции. Атака стоила
нам людей и материалов. Некоторые из на-
щих десантных высадок казались отчаян-
ным риском, но из сообщений, полученных
до сих пор, явствует, что потери оказались
меньшими, чем это предполагала наши
командующие. Мы установили прочный
опорный пункт и теперь готовы уверенно от-
разить неизбежные контратаки немцев. Мы
все молимся за то, чтобы получить нечто
большее, чем прочный опорный пункт».

‚ В заключение своего выступления прези-
дент Рузвельт настойчиво призывал амери-
канцев к покупке облигаций военного
займа.

ЛОНДОН, 12 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает:

«Остатки  вишийского режима быстро
распадаются под ударами союзных армий
на севере и французских партизан на юге.

Немцы взяли в свои руки всю полноту ис-

` полнительной. власти в Виши, местопреби-

вании правительства Петэна, и в. Клермоз-

(  Ферране — вотчине Лаваля. Эти два глав-
} ных города в Центральной Франции взяты
  немцами под свою власть. К такому реше-
  нию немцы пришли в разгар потрясающих

событий внутри Франции, во время которых
правительство Виши ароявило себя неепо’`
собным эффективно служить германским
целям. Это выявилось, когда видные лиде-
  ры Виши открыто передали по радио про
  тиворечивые распоряжения. Петэн и Ла-
  валь в своих речах в день вторжения под*
  черкнули, что все французы обязаны, со-
гласно положению о перемирии, не возо-
бновлять борьбы и выполнять приказы не.
мецких военных властей. После этого гла-
ва милиции Жозеф Дарнан и министр тру-
` да Марсель Деа открыто критиковали по:
  побную политику, выступая по вишийскому
гадио с призывом ко всем французам ак-
’ гивно бороться на стороне немцев, несмо
  тря на нейтралитет правительства Виши.
  Леа декретом распустил также «трудовые
it пагери» петэновской молодежной органя-
\ зации, чтобы заменить их особыми трудо-
  выми мобилизациями для срочных работ.
Министр пропаганды Филипп Анрно, ко-
торый разделяет взгляды Деа и Дарнана.
находится в Германии. Анрио ‘публично
выразил сожаление о том, что не получил
предложения от’ правительства вернуться
га родину в такой критический момент. On-
нако немцы не предпринимают никаких ша
гов для того, чтобы он вернулся, несомнен-
ио учитывая то, что воззвания, идущие от

АДРЕО РЕДАКЦИИ: Москва
‚ трудовых резервов — Д 3 31-96; учащейся моло.

58203.

40. Улица gre inne Sat 28

Рейтер о разброде в лагере Виши

того и другого крыла правительства Виши,
одинаково вредят делу. Приказы Дарнана
относительно ‘мобилизации фашистской
милиции были опубликованы через. день
после вторжения и с тех пор ежедневно
повторялись со все большей настойчиво-
стью. Члены. милнции получили указание
явиться во что бы то ни стало на сборные
пункты. :

«Если вы боитесь за безопасность своих
семей, берите их с собой», — об’явило вчера
‘вечером радио Виши. Это является дока-

зательством, что даже отборные дарнанов-

ские люди слишком деморализованы, чтобы
сражаться на стороне немиев в такой мо-
мент, когда обычная франнузская полиция
и отряды мобильной гвардии переходят на
сторону партизан. Немецкое решение о пе-
редаче исполнительной власти в руки нем-
цев даже в местах, удаленных от фронта,
является, повидимому, окснчательным до-
казательством полного провала политики
сотрудничества. ;

В то же время маршал Петэн и его при-
верженцы силятся сохранить за собой свое
положение и основу вишийского режима
‚даже в освобожденной Франции. Бывший
военный министр полховник Фабри, близ-
кий друг Петэна, и гелерал Вейган, — как
сообщают, — находятся в Мадриде, где
претендент. на французекий престол граф
Парижский и вилные соперники де Голля—
Лемегр, Дюбоейль и Риго группируются
вокруг посла правительства Виши Пьетри,
после того как они бежали из Алжира.
Бывший мадридский представитель алжир-
ского комитета полковник Малэз перешел
в лагерь Виши. Граф Парижский, как пе-
редают, находится в настоящее время око-
ло французской границы, куда приехал из
Памплоны».

Военные действия в Северной Франции

Сообщения штаба верховного командования

экспедиционных

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). В опубли-
кованном сегодня утром коммюнике штаба
верховного командования ‘экспедиционных
сил союзников говоригся:

«После двухдневных ожесточенных боев
американские войска освободили Карап-
тан, занятие которого значительно ‘укреп-
ляет связь между двумл нашими главными
‚плацдармами, В секторе Тилли враг про:
должает оказывать сильное  сопротивле-
ние. На других участках союзники система-
тически добиваются успеха, хотя заметно-
го продвижения не отмечалось. Hapamu-
вание сил идет удовлетворительно.

Железнодорожные об’екты. и скопления
вражеских войск и транспорта на  протя-
жении второй половины дня и вечера
12 июня вновь подверглись ударам  круп-
ных сил нашей авиации. Средние бомбарди-
ровщики и зитурмовики совершили налеты
на различные пункты железнодорожной
сети за неприятельскими линиями фронта.
В числе других об’ектов атакам подверг-

сил союзников

лись скопления войск и автотранспорта в
районе боев и артиллерийские позиции.
Ожесточенной бомбардировке. подверглись
скопления танков в лесу Гримбоск, к юго-
западу от Кана. В результате этой атаки
взорван склад боеприпасов.

а патрулировали зоны побе-
режья и Ла-Манша; уничтожен ряд враже-
ских самолетов на аэродромах.

В ночь на. 13 июня крупное . соединение
тяжелых бомбардировщиков союзников со-
вершило налет на. железнодорожные об’ек-
ты в Амьене, Аррасе, Камбрэ и Пуатье, а
также на мосты в Кане. 23 бомбардировщи-
ка не вернулись на свои базы. В течение
ночи средние бомбардировшики и штурмо-
вики подвергли бомбардировке переправы
на Сене в Кодебеке, ‹ железнодорожный
узел в Мезидоне и другие об’екты на шос-
сейных и железных дорогах в этом же рай-
оне. Четыре самолета не вернулись на ба-
зы. Ночные истребители сбили 9 враже-
ских самолетов над плацдармом и зоной
боев».

4 *
ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСО). В опублико-   жалн налеты на аэродромы к западу от Па-

ванном сегодня вечером коммюнике штаба
верховного ‘командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«Войска союзников осуществили общее
продвижение во всех секторах и, главным
образом, к югу от Байё между лесом Сери-
зи и Тилли-сюр-Селль. Освобождены еще два
города: Троарн на’левом фланге и Ле.Ам на
‚ полуострове. Котантен. В настоящее время
уже взято более 10 тыс. пленных.

Ночью 12 июня вражеские катеры пыта-
лись приблизиться к нашим линиям комму-
никаций. Они были пеоехвачены нашими
патрульными судами и отогнаны. Неблаго-
приятная погода не способствовала нашему
воздушному наступлению. Несмотря на это,
тяжелые дневные бомбардировщики продол-

Положение в районе высадки войск союзников

ЛондоОН, 13 июня. (ТАСС). Специальный
корреспондент агентства Рейтер, находя-
шийся при штабе верховного командования
экспедиционных сил союзников, сообщает,
что к юго-западу и юго-востоку от Тилли-
сюр-Селль в настоящее время прололжаются
ожесточенные‘ танковые бои. Передовые
части союзных войск пересекли дорогу
Байё—Сен-Ло в пункте, находящемся на
расстоянии около 11 километров от Сен-Ло.
Продвижение в этом районе осуществляет-
ся значительными темпами. .

Корреспондент сообщает, что сегодня
ночью в штабе верховного командования
было‘ об’явлено, что число пленных, захва-
ченных в Нормандии, достигло 10 тысяч.

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС): Английское
министерство информации сообщает, что
к югу от дороги Байё—Кан происходят
крупные танковые бои, наиболее ожесто-
ченные за всё время с начала кампании
в Нормандии.

После того, как английские и американ-
ские войска соединились в районе Байё—
Кан, немцы предприняли здесь наступление
крупными силами танков, поддержанных
пехотой, пытаясь отрезать дорогу Байё—
Кан и вбить клин между английекими и
американскими войсками. Однако войска
союзников отбросили немцев. Английские и
американские корабли поддерживали атаки
наземных войск в этом районе.

Рейтер сообщает, что сегодня бомбардиров:
щики авиации союзников совершили налеты
Ha сортировочную станцию в Инсбруке
(Австрия) и аэродромы западнее Мюнхена.
Прошлой ночью английские самолеты `совер-
щили налет на нефтеочистительный завод
в Комарно, в 80 клм. к северо-западу от
Будапешта (Венгрия). В результате бомбар-
дировки возникли крупные пожары.

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщило, что англий-

‚ рисуется в следующем виде:

Действия авиации союзников

рижа. Средние бомбардировщики также про-
являли активность и снова совершили налет
на аэродромы в городе Ренн.

Торпедные катеры, которые были атакова-
ны в районе Булонь утром 13 июня самоле-
тами береговой авиации, вновь были атакова-
ны несколько позже истребителями, имёю-
щими ракетные установки. По меньшей мере
три вражеских судна были потоплены, а
другие подожжены или серьезно повреж-
дены. Фотос’емка, произведенная разведыва-
тельными самолетами, показывает, что зна-
чительные повреждения были причинены же-
лезнодорожным узлам Орлеана и Ренн, ко-
торые были атакованы тяжелыми бомбарди-
ровшиками в течение двух ночей 10 и 11
ИЮНЯ», ©

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). По данным
военных ‘корреспондентов, находящихся на
всех участках района` высадки, положение
на плацдарме союзников к вёчеру 13 ‘июня

Протяженность района побережья, нахо-
дящегося в руках союзников, достигла к
вечеру 13 июня 150 километров.

Наиболее тяжелые бои к исходу дня про-
исходили на участке протяжением в 48 ки-
лометров. в районе восточнее реки Вир. В бо-
ях участвует большое количество танков с
обеих сторон. На этом участке войска со-
юзников предпринимают обходное движе-
ние, имеющее ‘целью отрезать город Кан
с юга. Первый клин «клещей» идет из рай-
она западнее Тилли-сюр-Селль на’ юго-
восток, второй клин — из района восточнее
Кан, с плацдарма У канала Кан. Действую-
щие с этого плацдарма английские и ка-
надские части взяла город Троарн, в 8 ки-
лометрах восточнее Кана.   ‘

Войска, действующие юго-западнее Бай&,
заняли город’ Баллеруа, находящийся Ha
шоссейной дороге, соединяющей Байё с
Сен-Ло. Со взятием Баллеруа войска co-
юзников вышли южнее шоссе Байё — Сен-
Ло. ‚

На полуострове Котантэн продолжатются
ожесточенные бон к юго-западу от Каран-
тана, где войска союзников встречают силь-
ное сопротивление.

ская бомбардировочная авиация возобновила
крупные налеты на центры германской воен.
HOH промышленности.   В ‘ночь на сегодня
крупные соединения самолетов «Ланкастер»
бомбардировали завод. синтетического горю-
чего в Гельзенкархене. Одновременно совер-
шен налет на Кельн. На свои базы не воз-
вратились 17 самолетов. В результате бом-
бардировки, в которой принимало Bos:

1 свыше 1.000 самолетов, в ‘районе об’екта

возникли взрывы больщой силы и пожары,
дым от которых поднимался‘ на высоту до
5 тыс. метров.

Неделя боев в Северной Франции

(ВОЕННЫЙ ОБЗОР)

Вчера, отвечая на вопрос корреспондента
«Правды», товарищ Сталин высоко оценил
операции по высадке десанта союзников в
Северной Франции. Товарищ Сталин сказал:

«Подводя итоги семидневных боев осво-
бодительных войск союзников по вторже-
нию в Северную Францию, можно без коле-
баний сказать, что широкое форсирование
Ла-Манша и массовая высадка десантных
войск союзников на севере Франции,— уда-
лись полностью. Это — несомненно блестя-

щий успех наших союзников.

Нельзя не признать, что история войн не
знает другого подобного предприятия по
широте замысла, грандиозности масштабов
и мастерству выполнения».

Эта высокая оценка, данная товарищем
Сталиным действиям наших союзников,
подтверждается всем ходом военных опе-
раций, развертывающихся на севере Фран-
‘ции. Е ,

Операции англо-американских войск, вы-
садившихся ‘на побережье Франции, успеш-
но развивались в течение всей кедели.

Во-первых, войскам союзников к концу
недели удалось соединить отдельные план:
дармы и ликвидировать немецкие опозные
пункты, очистив от противника значитель-
ный плацдарм, протяжением  150 километров
и глубиной от 10 до 21  километра. По за-
явлению штаба союзников, прибрежные
плацдармы, где происходит высадка союз-
ных войск, в основном находятся вне зовы
обстрела немецкой артиллерии.

Во-вторых, союзные войска, овладев
плацдармом, перебазировали на побережье

Нормандии часть своей авиации. Части 9-го:

авиационного американского корпуса по-
строили в Нормандии три посадочных пло-
щалдки. Таким образом, значительные груп-
пы авиации союзников имеют  возмож-
ность непрерывно обеспечивать < воздуха
действия наземных войск союзников на по-
бережье Нормандии, ведя борьбу © тан-
ками, артиллерией и авиацией противника.

В-третьих, благодаря быстрой переброске
союзниками танковых войск во Францию им
удалось прорвать оборону немцев у Бай&
и, развивая успех, продвинуться вдоль до-
лины реки Селль, в юго-восточном направ-
лении. Танковые войска союзников сумели
во встречном бою в районе Кан и Тилли-
сюр-Селль вести успешную борьбу с немец-
кими танковыми дивизиями, брошенными
Роммелем на Байё с целью расчленения
группировки союзников:

По сообщению английской печати, в районе
Kan действует не менее трех германских
танковых дивизий.

6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ

; справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3-36-89 и д 331-79;
уры п искусства — Д 3-31-94;
стенографяи —Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

Типография созоты «Павдаь: имени бин Ш

-87-43; отдел крестьянской молодёжи — Д 3-38-38; отдел лнтерат

Таким образом. к исходу первой недели
боев во Франции гитлеровское командова-
ние, чтобы приостановить продвижение
союзников, вынуждено уже бросить в бой
войска танковой группы Роммеля:

Командование союзникоз имеет большое
преимущество перед немцами в коротких и
более обеспеченных путях подвоза резерв-
ных свежих войск. Благодаря господству
авиации” союзников: в воздухе и морского
флота на море союзное командование поо-
должает непрерывную переброску войск на
побережье Нормандии.

Так, в течение 10 иючя высадка союз-
ных войск в Нормандии была самой. круп-

Е
Им
U
<

sMOHnTebyP IV Oxy
He WR
TE. <2 25°

ЩИ

ope

Флер\%

Занятие Нарантана
ройсигми союзников

ЛОНДОН, 13 ‘июня. (ТАСС). Как пере-
дает специальный корреспондент агевтст-
ва Рейтер, находящийся с авиадесантными
войсками во Франции, важный узел желез-
ных дорог на полуострове Котантен — Ка-
рантан захвачен вчера в результете сокру-
шительного. двойного штурма, проведенно-
го артиллерией и ‘отборными авиадесант-
ными войсками ‘101-й ‘дивизии,

Войска союзников вошли в город 12 ию-
ня на рассвете. Очишая дом за домом, в
результате: энергичного штурма они’ заняли
весь город.

В течение всего дня 11 июня американ-
ская артиллерия обстреливала укрепления,
окружающие город. Крупные немецкие
силы глубоко закопались в землю. Onn от
ражали наступательные операция 101-й ди-
визии, но в ночь на 12 июня немецкие вой-
ска заколебались.

Американсние войска заняли
город Монтебур

НЬЮ-ИОРК, 13 июня. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед Пресс, находя-
щийся с американскими войсками на полу-
острове Котантэн, сообщает, что американ-
ские войска заняли город Монтебур, в.24
километрах к юго-во:току от Шербура.

ЗАЯВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛА МОНТГОМЕРИ
ВОЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТАМ

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). Tenepan
Монтгомери вчера беседовал с находящи-
мися при его штабе в Нормандии 50 воен-
ными корреспондентами.

Мы выиграли битву за плацдармы, —
сказал Монтгомери. — Я безусловно дово-
лен создавшимся ‘положением. но еше
предстоит многое сделать. Больше нет ни-
каких брешей между позициями английских
и американских войск. Ширина территории,
на которой мы закрепились, превышает
96 километров от восточного берега реки
Орн до позиций американских войск, кото-
рые находятся лишь в 29 километрах от
Шербура. Глубина‘ плацдарма различна в
разных местах. Местами она’ составляет
16 километров. Это хороший, прочный
плацдарм, который мы можем использовать
как солидную базу для развертывания опе-

раций. .
‚Сегодня, -—— продолжал генерал Монтго-
мери, — положение таково, что десантные

войска на побережье Нормандии’ соедини-
лись в прочную линию и создали прочный
плацдарм. За время операции взято около
7 тысяч немцев в плен. Противник понес
большие потери убитыми.

Моральное состояние. наших солдат, —
заявил генерал Монтгомери, — американ-
ских и английских — великолепное. Войска
настроены чрезвычайно бодро. Они полны
уверенности и они уже померялись силами
с врагом. Поддержка со стороны флота и
авиации была великолепной —- без нее мы
не могли бы выполнить своей задачи.

Гибель немецкого генерала
в Нормандии
ЖЕНЕВА, 13 июня. (ТАСС). Гитлеров-
ское агентство — Германское информацион-
ное бюро сообщило сегодня о гибели на
полуострове Котантен немецкого генерала
Маркса, командующего армейским корпу-

сом.
ЕЕ

Заявление итальянского
правительства

НЬЮ-ЙОРК, 12`июня. (ТАСС). Как пе-
редает римский корреспочдент агентства
Юнайтед Пресс, итальянское правительство
об’явило, что его главной задачей являет-
ся «усиление войны против гитлеровской
Германии», и обещало после освобождения
всей итальянской территории созвать Уч-
редительную ассамблею ‘для разработки
новой конституции.

Отзыв югославского посла в США

НЬЮ-ЙОРК, 11 июня. (ТАСС). Как‘ пере-
дает из Лондона агентство Юнайтед Пресс,
представитель югославского правительства
заявил, что король Метр отозвал из США
югославского посла Фотича.

войск, обороняющих район Кан. Войска с0-
юзников ведут успешные бои за город Кач.
Гитлеровское радио 11 июня сообщало, что

английскими войсками’ занята железно-
дорожная станция в юго-восточной части
города Кан, превращенная в опорный пункт
союзных войск. Ожесточенные бои, кото-
рые в течение нескольких дней идут за го-
род Кан, важный узел дорог, запирающий
пути в глубь Франции, вынуждают гитле-
равское командование бросать на этот
участок новые подкрепления. Отражая про:
движение союзников со стороны Тилли-
сюр-Селль, гитлеровское командование так-
же бросило в этом направлении свои танко-
вые войска. Таким образом, бои в районе
Тилли-сюр-Селль превратились в крупное
танковое сражение;

Вторым участком, где союзники также
успешно ведут бои, является район города

Е

uw ——L Apx sens

HOH CO времени начала вторжения. В то
же время ‘гитлеровское командование 60-
лее затруднено в маневрировании и подвозе
резервов ввиду господства авиации» союз-
ников в. воздухе и крупных разрушений
железнодорожных узлов, мостов и комму-
никаций, идущих к западному побережью
Франции.

К исходу первой недели основными оча-
гами сражения, развернувшегося на Нор-
мандском побережье, являются следующие
три участка.

Главный участок — район между реками
Орн и Вир. На этом участке, в районе Кан,
Тилли-сюр-Селль, ожесточенные встречные
бои развернулись между германскими и
английскими танковыми дивизиями, Заняв
Тилли-сюр-Селль, войска союзников, про-
двигаясь B юго-восточном направлении,
угрожали флангу группировки немецких

отдел пропаганды и агитации —Д 3-37-22; комсомольской жизни —
отдел информации — Д 3-38-49; военный

Сен-Ло, важного узла шоссейных и желез-
ных дорог на правом берегу реки Вир. Го-
род Сен-Ло, находясь в 34 километрах от
железнодорожного узла Кутанс, на желез-
ной дороге Кутанс—Шербур, является важ-
ным пунктом на путях к западному no-
бережью полуострова Котантен. Герман:
ское радио передало 12 июня сообщение,
что «основная тяжесть атак союзников в
настоящее время переместилась непосрел-
ственно в окрестности Сен-Ло». Важность
этого пункта об’ясняется его близким рас-
положением от железнодорожной линии
Кутанс—Шербур. В случае занятия союз-
иками города Кутанс перерезаются сухо-
путные коммуникации группировки немец-
ких войск, обороняющихся на полуострове
Котантен, а также гарнизона крепости Шер-
бур.

‚ К утру 13 июня союзники одержали но-
вый успех, заняв после упорных уличных

отдел — Д 3-36 24; писем — д 3-30-69;

Ha

Д 3-31.39; отдел рабочей молодёжн —
иллюстрации —

газеты

Шреелекие
о положении в Финляндин

СТОКГОЛЬМ, 12 июня. (ТАСО). На.
‘днях финское правительство закрыло’ из.
дававшуюся в Хельсинки газету на’ швед.
ском языке «Свенска прессен», Шведская
газета «Стокгольме тидниютен», сообщая 05
этом ‘факте, ‘писала, что закрытие газеты
«Свенска прессен», повидимому, был Bhi.
вано использованием этой газетой сообще-
ний из союзных ‘источников. о вторжении в
Северную Францию. Другая шведская га.
зета «Арбэтарен» отмечала, что «Свенска
‘прессен» неоднократно писала о необходи,
мости для Финляндии принять московские
условия перемирия,

Ряд шведских газет комментирует факт
‘закрытия финскими властями газеты «Свен.
ска прессен» и в связи с этим касается
внутренней обстановки в Финляндии,

Газета «Дагенс ‘нюхетер» в передовой
статье чишет:

«Некоторые деятели финской оппозиции,
требующие мира, начали недавно издавать
тектографе финскую газету, выходя.
щую помимо цензуры. Первый’ номер га.
зеты вышел; примерно, месяц тому назад,
Вступительные строки ее гласят: «Широкие
круги < ‘растущим беспокойством следят
за развитием событий.

«Германская проблема,— пишет далее эта
газета, — это ‘основное затрущиение, но пра.
вительство ничего не сделало для ее устра.
нения. Триумвират Линкомиес — Таннер —
Рамсай даже ве захотел или не посмел
предложить немцам покинуть страну. Пра-
вящие круги боятся, что © ними поступят
по примеру Венгрии. Финский народ дол.
жен знать, что правительство не имеет до.
статочной смелости для того, чтобы по-
рвать‘ отношения с Германией и этим спа:
сти Финляндию. Паасикиви и Энкеля по-
слали в Москву не для переговоров, а за
информацией. Мы вообще не вели перего-
воров с русскими. Мы только попытались
заставить русских высказать свою точку
зрения, тогда как мы отказались от вн.
сказывания своего собственного ‘мнения,
Это плохая дипломатия по отношению к
побелоносной ‘великой державе! ‘Теперь
наибольшее ‘затруднение’ заключается в
том, что русские не доверяют руководящим
членам финского правительства. Мы ue
старались установить контакт с русскими с
серьезным намерением добиться результа»
тов..» Отметив, что финское правительство
«сделало этот жест» только для того, что:
бы удовлетворить Америку и унять ра:
стущую внутреннюю оппозицию», газета пи:
щет далее: «Правительство заявляет, что
подходящее время для млра все еще не
настало, так как Германия: еще не разбита
и общественное мнение Финляндии еще не
созрело для него. Но даже сами намцы
не верят больше в победу. Нацисты пы-
таются только отодвинуть момент пора-
жения. Неужели Финляндия будет единст-
венной стравой в мире, которая откажется
признать этот факт? Мы должны понять,
что мы теперь страшно одиноки. Какому
малому: госудерству предлагали мир столь-
ко раз, как Финляндии? Неужели можно
верить, что теперешнее финское правитель:
ство проявит. инициативу. к заключению
мира или сделает что-нибудь положитель-
ное?» Статья кончается этим ‘вопросом, пи-
шет «Дагенс нюхетер», Одвим из ответов
на него является запрет «Свенска прес-

сен».

ПОЛОЖЕНИЕ ,
НА ИТАЛЬЯНСНОМ ФРОНТЕ

ЛОНДОН, 13 июня. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер при штабе войск со-
юзников в Италии сообщает, что арьергард-
ные отряды немецких войск оказывают со-
противление в 120 километрах севернее Ри.
ма, прикрывая отступающую- к северу ‘je:
зорганизованную . 14-ю армню. Преследую-
щие немцев войска союзников быстро на:
ступают по обе стороны озера Больсена,
Части американской 5-Й армии! заняли Ва-
лентано на западном берегу озера Больсе-
на и, таким образом, почти завершили
окружение озера.

Войска союзников продолжают беспре-
рывное наступление на побережье Адриати-
ческого моря. Они переправились через не-
большую речку Салине, в пяти километ-
рах севернее Пескара.

боев город Карантан. Карантан ‘является
важным узлом дорог у основания полу:
острова Котантен, и с занятием его союз-
никами обеспечивается связь между двумя
плацдармами союзников.

Третьим участком боёв является район
Монтебур—Валонь. На этом участке союз-
ники сосредоточили значительную группу
войск, которые предназначены для штурма
крепости и порта Шербур. Войска союзни:
ков обошли город Монтебур и находятся
в 19 километрах от Шербура. По сообще’
нию германского радио, для атаки на Шер-
бур союзники сконцентрировали 3 пехотных
дивизии, 2 десантных дивизии, 1 танковую
дивизию ‘и многочисленные специальные
части, в том числе ударную инженерную
бригаду.

Таким образом, операции союзников к ис-
ходу первой недели развернулись на обшир-
ROM фронте, и в настоящее время идет
ожесточенное сражение на 150-километровом
фронте в Нормандии. Основная борьба раз-
вернулась с танковыми войсками немцев,
которые стремятся остановить продвижение
союзных войск в глубь Франции, Одновре-
менно с этим союзное командование `осу-
ществляет наступление ‘в направлении к
Шербуру с’ целью ‘овладеть этим _ важным
оксанским портом. Занятие Шербура позво-
Лит союзникам еще более усилить пере-
ороску войск во Францию и обеспечить гос-
HOACTBO Ha полуострове Котантен.

Наступление наземных войск‘ союзников
поддерживается мошными соединениями
авиации союзников с воздуха. Днем 12 ию-
ня абиация союзников нанесла мошный удар
пс 16 немецким аэродромам и одновремен-
HO по железнодорожным узлам и 6 важным

‚мостам в. районе, Сен-Назер. и. у Парижа,

Гитлеровская пропаганда разноречивыми
путаниыми сообщениями стремится скрыть
прорыв обороны немцев и успехи союзников.
Агентство «Трансоцеан» 10° mona передава-
ло, что представитель германских военных
кругов заявил: «Германское верховное
командование стремилось не предотвратить
высадку, а дать вторжению развиться, по:
скольку оно рассматривает это вторжение
как возможность решительного исхода вой:
ны». Таким образом, получается, что немцы
напрасно создавали укрепления «Атланти-
ческого вала», так как они якобы «ве
стремились предотвратить высадку союзни:
ков». Сообщение германского агентства
лишний раз выдает растерянность и нервоз
ность гитлеровского командования которое
под ударами Красной Армии на Востоке и
войск союзников в Италии и Франции теряет
последние остатки своих резервов.

Полковник А. КОНОНЕНКО.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

д 8-34.93) orne у
Д 3-30-22; ‘бюро

==
Е

Е
Е

Е

Изд. № 339, +

ee,