От трудящихся

_ партизан и партизанок Слонимщины
Верховному  Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза

товарищу

Дорогой наш вождь, отец и учитель,
Иосиф РВиссарнонович Сталин!

Мы, трудящиеся города Слонима, парти-

заны и; партизанки Слонимщины, собрав-
шиеся на митилг, носващенный освобожде-
нию славной Красной Армией нашей род-
HOW слонимекой земли от самой стралиной
неволи в мире — от немецко-фашиетских
захватчиков, — шлем Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович, привет и искреннюю благо-
харность за спасение наз от неминуемой
гибели. Мы сильно верили, что пох Вашим
тениальным руководством доблестные. вои-
ны Красной Армви разгромят озверелых
гитлеровских варваров, которые уничтожа-
ти белорусский нарэт и нашу орденоносную
Белорусскую Советскую Социалистическую
Республику.
- Наши чаяния и мечты исполнились в
исторический ‘лень 10 июля 1944 года. В
этот день’ отважные советские танкисты
ворвались в город и положили конец ди-
кому разбою немецких бандитов.

За три года и 16 дней подлые оккупан-
ты превратили наи цветущий Слонам и
деревни района в сплошной концентраци-
онный лагерь и кладбище. Ето проходил че-
рез надпи поля и луга, тот не слышал сво-
бодных советских и народных песен, кото-
рые звучали раньше над прекраюным живо-
писным пейзажем. Путник видел только
кресты над одинокими и братскими моги-
лАМи замученных мирных советских граж-
дан, видел колючую проволоку вокруг де-
резень, видел измученных людей, до кото-
рых не дошла еще очередь страшной смерти
от рук палачей. Он слышал плач осиротев-
ших детей, стоны стариков и женщин, сло-
ва проклятья кровавому Гитлеру и ero x0-
луям,` вырохкам - человечества.

0 громадных преступлениях немецких
извергов говорят следующие данные: из 38

‘тысяч зарегистрированных во паспортном

столе’ города Слонима в 1941 году граж-
дан ‘ немецкими оккупантами замучено
больше 29 тысяч человек. Есть могила на
Ченелевеких полях, Tae лежит 9’ тые. тру-
пов. Одно воспоминание о Чепелевских по-
лях или Петралевичеких горах наводит
ужас на всех жителей Слонимщины. Всего
погибло в районе около 40 тысяч наших
лучших людей.

Из 1.842 ломов в городе уничтожено и
сожжено 1.180, осталось 662 дома, кото-
рые не успели уничтожить отступающие
немцы. Полностью укичложено 33 пред-
приятия из 52, существовавших до войны.
Уничтожены 2 кинотеатра, 2 средние шко-
лы, уничтожена большая городская биб-
тиотека, читальня, родильный” дом, две
церкви, татарская мечеть, повреждены три
костела, а также рад исторических архи-
тектурных памятников Слонимщины. Раз-
рушена городская электростанция, водопро-
вол, полностью уничтожена железнодорож-
ная линия. Немцы ограбили крестьян и
уничтожили сельское хозяйство.

На территории района полностью comme-
но 30 деревень с 2.030 домами, уничто-
Жены 15 средних школ, 3 больницы и т. д.
инт. д. Вывезено на каторгу — на голодную
смерть в проклятую Германию — более
12.000 молодого трудоспособного поколения.

Да будут навеки прокляты изменники бе-
лорусского народа — Родослав Островский,
Юрий Соболевский и их ставленники в Сло-
нямском районе — провокатор Синяк Сер-.
гей (Хмара), Василеня Алексей, Цитович
Семен, Дакинеич Иосиф, Суравый Борис и
другие душегубы, которые 3a деньги, за
спирт, за медали и пречие личные выгоды
от оккупантов продали на издевательство,
страдания и смерть тысячи лучших наллих
братьев и сестер. Нигде не спрячутся под-

Принято на митинге трудящихся г. Слонима, партизан и партизанок

18 августа 1944 г.

3-я сессия Верховного

ВИЛЬНЮС, 31 августа. (ТАСС). В Виль-
нюсе состоялась 3-я сессия Верховного Co-
вета Литовской ССР.

Первым вопросом сессия обсудила доклал
председателя Презилиума Верховного Сове-
та Литовской ССР тов. Ю. Палецкиса —
«Освобождение литовской земли и хальней-
шие задачи литовского народа в борьбе с
немецкими захватчиками».

—- Полномочное и суверенное представи-
тельство литовского народа — Верховный
Совет Литовской ССР,— говорит он,/— н-
чинает свою работу на освобожденной ли-
товекой земле, в древней литовской столипе,
которая извечно была очагом нашей госу-
дарственности и национальной культуры и
колыбелью советской власти в Литве. Наш
парод снова стал хозяином своей земли. Свое
первое слово от его имени мы обращаем к
тому, чей гений и железная воля руково-
дят Красной Армией и народами Советекого
Союза в борьбе с немецкими захватчика-
ми, — обращаем к великому  Маршалу
Сталину. Мы шлем привет и благодарность
рероической Красной Армии и всем брат-
ским народам СССР, во тлаве с великим
русским народом!

— Сейчас наша задача, говорит тов.
Палецкие,— усилить участие литовского на-
рода в освобождении от врага всей нашей
земли, протянуть братскую фуку помощи
литовцам, томящимея под немецким ярмом
у Клайпеды и в Восточной Пруссии. Ната
задача — помочь Врасной Армни всем, что
в наших силах.

Наша задача — быстрее восстановить
разрушенную промышленность и сельское
хозяйство, возродить нашу национальную
культуру и искусство. 0б’единив все тв0=
ческие силы нашего народа вокруг партии
большевиков и Советского ‹ правительства,
мы справимся с этой задачей. Нам помогут,
kak я в борьбе против немцев, братские
народы Советского Союза.

ae

города Слонима,

СТАЛИНУ _

лые изменники. Мы везде их найдем, и на-
род осудит их по заслугам.

Преступления, совершенные нахлынув-
шими бандами неменких и других Фалтиет
ских разбойников над нашим трудолюбивым
народом, были бы еше больше и чудовищ-
нее, если бы на Ваш зов не восстал на
борьбу за свободу наш свободолюбивый бе-
лорусскай нарол.

Наши’ родные леса приняли в себе ты-
сячи отважных народных мстителей. Днем
и ночью верные сыны и дочери Советской:
Родины — партизаны и партизанки не ла-
вали покоя оккупантам, громили их везяе—
на железных, ‘пюссейных и проселочных
дорогах, в местечках и селах, врывались в
города и метили за все-все, что причи-
нил нам кровавый фаптизм.

Только партизаны бригахы им. Poroccos-
ского в 1944 году скинули под откос 78
вражеских эшелонов, разбили 93. автома-
шины. уничтожили 359 километров теле-
фонно-телеграфной связи, разбили три не-
мецких гарнизона, провели 69 боев и засал.
Во время крушения поездов нашли себе за-
служенную ‘смерть 750 фрицев, в боях уби-
то 517 и ранено 176 гитлеровцев, взято в
плен 64 оккупанта, г.

У нас по деревням и в городе выросла
подпольная антифаитистская’ организация.
Около 1.000 антифашистов активно ломога-
ли партизанам бить врага. Били сами и 38-
ранее раскрывали все ero преступные
планы. ^ в

_ Дерогой. Иосиф Виссарионович! Сегодня
мы вновь вольные, хотя у многих из нас не“
хватает отца, брата. матери, сестры, мужа,
жены, погибших в борьбе, в тюрьмах и ла-
терях смерги. Под Вашим тениальным руко-
водством в свободной семье народов Совет-
ского Союза мы залечим все свои раны и
с новой силой булем бить врага в его cob-
ственной берлоге, ежедневно будем укрет»
лять в тылу добытые достижения. i

Многие наши товарищи-—партизаны вме-.
сте с прославленными воинами Красной
Армии гонят немецкого раненого зверя в
предгорьях Карпат, на предместьях Варша-
вы, около границ Восточной Пруссии. `

Мы.’ собравшиеся сегодня на митинг,
включились в стройку уничтоженного нем-
цами хозяйства. У нае работают уже 4 боль-
ницы, поликлиника, дом соцкультуры, 60-
лее 12 промышленных предприятий, пущен
водопровод, восстанавливается и скоро на-
чнет работать электростанция, производится
сбор книг для восстанавливаемой библио-
теки, скоро примет посетителей районный
историко-краеведческий музей. 3-го авгу-
ста через поля и реки Слонимщины прошел
на запад первый советский поезд.

Вее трудящиеся нашего района, искрен-
не любящие ‘свою Родину, партизаны ий
партизанки, пролившие кровь за дело
Ленина — Сталина. за освобождение, шлют
Вам, великий вождь народов, Верховный
Главнокоманлующий, ‘Маршал Советского
Союза, дорогой ‘нал Иосиф Виссарионович
Сталин, сердечную благодарность за спасен-
ную жизнь и возвращенную свободу.

В наших сердцах никогда не погаснет
чувство благодарности Вам, Красной Армии,
великому русскому народу и всем бралеким
народам СССР, подавшим руку помощи бело-
русскому народу. .

Слава Вам, Маршалу Советского Союза!

Слава героической непобедимой Красной
Армии! а

Да здравствует свободная Советская Be-
лоруссия!

Да здравствует Союз Советских Социали-
стических Республик!

_ Да здравствует великий друг белорусска-
го народа. вождь Советского государства —
товарищ Сталин!

Совета Литовской ССР

После прений по докладу тов. Палецки-
са, в которых приняли участие депутаты
ТГригалавичуе, Мешкаускене, Вайшнора и
другие, сессия единодушно приняла peso-
люцию, полностью одобряющую политику
и деятельность ‘правительства Литовской
СОР. a :

Выступивший с докладом по второму во-
просу — «0 мерах во ликвидапии поелед-
ствий немецкой окхупации в сельском хо-
зяйстве Иитвы»— секретарь ЦК &П(б) Лит:
вы т. Снечкуе подчеркнул, что первооче-
редная залача—вернуть трудящемуел кре-
отьянству фитвы права, данные ему совет-
ской властью в 1940—1941 тг., вернуть
ему землю, которая была отнята немецкими
захватчиками, помочь крестьянству быстрее
восстановить свое хозяйство.

После обсуждения доклада т. Снечкуса
сессия приняла закон © возвращении тру-
дящимея крестьянам захваченных у них
в период немецкой оккупации земель, еко-
та, инвентаря и о помощи пострадавшим
во время войны крестьянам. т ;

С докладом 06 образовании союзно-рес-
публиканского Народного Комиссариата, 0бо-
роны и союзно-республиканского Народного
Помиссарната Иностранных Дел выступил
председатель Совнаркома Литовокой COP
тов. М. Гедвилае. После обсуждения этого
вопроса депутаты единоглаено приняли за-
Бон 06 образовании новых союзно-реепуб-
ликаноких наркоматов, : e

Депутаты сессии посетили могилы maB-
ших в боях за освобождение Вильнюса офя-
церов и бойцов Красной Армии и брат-
окне могилы расстрелянных немецкими за
хватчиками мирных граждан и военно-
пленных в Панарах и возложили на них от
имени Верховного Совета: венки.

С исключительным воодушевлением cec-
сия приняла приветствие товарищу
Сталину. :

Вручение орденов организаторам партизанского движения

МИНОВ: 31 августа. (ТАСС). В помеще-
нии Первого Белорусскего государственного
драматического театра состоялось вручение
орденов организаторам партизанского лви-
жения и партизанам Белорусеня. Предееда-
ЯВ ОН НИЕ НЕЕ ВОС ССОонаВоовасносной

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр.   1 сентября 1944 г.

- в Бепоруссии

тель Совнаркома Белорусени тов. Понома-
ренко вручил орден Ленина организаторам
партизанского движения реснублики. т.т.
Былинскому, Малину, Горбунову, Бельчен-
50, Бударину; орден Суворова 1 степени
получили т.т. Цанава и Лобанок. Большой
труппе командиров партизанских отрядов,
  болта п соединений были вручены прави-
тельственные награды, `

Ну т в

Ночь, предшествовавшая встуллению на-
ших войск в столицу Румынии Бухарест,
выдалась душная. Ни ветерка, прохла-
ды. И когда мы ехали по’шоссе, в черных
клубах пыли было трудно различить обго-
няемые машины. А все дороги, ведущие к

`Бухаресту, были запружены нашими частя-
ми. Шли могучие танки, проделавшие в те-

чение нескольких дней с боями путь, изме-
раемый сотнями километров. С.грохотом ка-
тила мощная артиллерия, разметавшая в
щепы укрепленные районы, за стенами ко-
торых рассчитывали отсихеться немцы. Не-
екончаемой лентой растянулись колэнны
автомашин, мотопехоты. Ватили мотоцякли-
сты. Колонна за колонной шли грузовики
е боеприпасами, горючим, продовольствием.
Армия, отличившаяея в нынешних боях
исключительной подвижностью и гибкостью

маневра, продолжала свой победный путь.

Обстановка на фрочте менялась ежечас-
но. После взятия Бузэу войска 2-го Украин-
ского фронта с нарастающей силой развер-:
нули стремительное наступление р направ-

лении на Плоешти. Стремление немцев во’
что бы то’ ни стало удержать“ Плоешти!

было понятно; нертявые вышки и заводы:

Плоешти являлись главными поставщиками
горючего для гитлеровской армии. Герман-
ское командование спешно стало перебра-

сывать в район Плоешти все свои налич-

ные резервы, в том числе бронетанковые

Части, снятые с других участков фронта.
Нужно было упредить противника, не

дать ему сосредоточить свои силы и‘орта-

низовать оборону. Здесь. решали быстрота.
и суворовский маневр. И наши танкисты,

совместно ‘с мотопехотой совершив бросок
вперед по’ шоссе, ведущему на Плоешти,
уже к исходу дня 29 августа подошли

вплотную к этому крупнейшему промыт-

ленному центру Румынии. Колоссальную

работу в ходе этой операции проделали

автомобилисты полковника Ермолаева. Во-
дители машин и автотехники обеспечили
успешное проведение стремительного мар
ша белее. чем в 200 километров и в уста-
новленный командованием ‘срок подвезли
войска, горючее, боеприпасы в район бобв.
Большая заслуга принадлежит и сапёрам,
которые в рекордный срок разминировали
шоссе и обеспечили бросок напгих частей
‘вперёд. МН

Немцы, стараясь во что бы то ни етало
задержать продвижение напгих танков, со-
средоточили на левом берегу реки Бузэу
две механизированных дивизии, подтянули
сюда большое количество зенитной артил-
лерии из района Плоешти, используя зе-
нитные орудия против танков. Однако с0-
гласованными ударами авиации, артиллерии
ий танков наши войска пробили брешь в
немецкой обороне и проложили нуть к рай-
ony Плоешти. Танки и авиация действовали
© такой четкой согласованностью, что нем»
цы подчас не успевали даже открыть отовь
из своих орудий, — велел за сокрушитель-
ными бомбовыми ударами наших самолётов
вперёд устремлялиеь танки и мощные Ca-
моходные орудия, и противотанковая систе-
ма немецкой обороны окончательно совру-
шалась, *

Пройдя е боями путь от Бузэу ло Пло-

ешти, наши войска обрушили новые мо-
гучие удары по немецкой обороне на ближ-

них подступах к’ городу. Нефтяные mpo-
мыелы были об’яты пламенем — их подо».
жгли немцы. Прорываясь сквозь огонь, Ha-

ши подразделения вступали в город и за-

вязывали уличные. бои. Эти бои длились.
вчера всю ночь. Установив пулемёты и.

орудия в окнах домов, под воротами, на
улицах, немцы оборонялись с упорством
отчаяния — это была их последняя ставка
B OuTBe 3a столицу Румынии.

И когда вчера наши войска закончили
очищение Плоешти от противника и ликви-
дировали сопротивление немцев южнее
Плоешти, перед ними открылась прямая 30-
рога на Бухарест. Сегодняшний рассвет
застал наши войска уже на подетунах
к столице Румынии. Гравийный тракт
сменился асфальтированным пгоссе, и пыль
осела. Теперь бесконечные колонны наших
войск двигались уже по асфальту, и ничто
не мешало обозреть их и от души порадо-
ваться. Наши бойцы с гордостью глядели
на свою мощную технику. Они шли под-
тянутые, молодцеватые. Перед самым вхо-
дом в тород мы наблюдали, как с машин,
танков, орудийных  лафетов  соскакивали
солдаты, сержанты, офицеры, чистились,
мылись, а некоторые даже ухитрялись тут
же на ходу и побриться.

— Как же можно иначе? — сказал один
лихой пехотинец.— Bee ж таки, как ви-
как, в их столицу пришли. Немножко сей-
час почистимся и поднажмем, будет полный
порядок : :

Румыны на всем пути — и в глухих дё-
ревушках из мазанных глиной халуп, и в
пригородных поселках, где расположены
заводы,— с одинаковым вниманием и из-
умлением осматривали наши танки, наши
пушки, наших бойцов. Когда танки оста-
нозились у одного небольшого селения,
крестьяне окружили их, а один, не вытер-
пев, подошел к танку, постучал о броню,
прислушалея к звуку И восклиЕнул:

— 0, это настоящие танки! А немцы
говорили, что у русских танки из фанеры.
Мы, конечно, но верили, потому что фа-
нерными танками разбить гитлеровекую
армию невозможно. Но все ж таки хоте-
лось самому пощупать и убедиться...

В пригороде Бухареста к одному нашему
бойцу подошли два румына и, точно непо-

.

€

Byx

‚ . От военного корреспондента
«Комсомольской правды»

>

нятную диковинку, фазтлядывали ero.
Ведь гитлерювокая пропаганда так долго
убеждала их, что каждый красноармеец
держит-во-рту два кинжала и убивает всех
встречных... i ‘ ss

И вот— Бухарест, румынская столица.
В центре города многоэтажные дома, буль-
вары, многочисленные памятники генера-
лам и «господарям», магазины и банки.
Здесь много внешнего, напускного шика,
и невольно вспоминаются меткие слова’ од-
ного французского журналиста, посетив-
шего Бухарест незадолго перед войной,
когда клика Антонеску пировала и торже-
ствовала свою дешевую победу, придя в.
власти. Этот журналист писал: «Никогла
и нигде не видана такая показная рос-
коть, такая масса экипажей и автомоби-
лей, как в этом «цыганском» Париже. Да-
же в настоящем Париже не увидишь ниче-
то подебного. Этот разгул, кутежи и по-
пойки об’яснимы только воровскими  дохо-
дами чиновников, в общем’ получающих
скромнзе жалованье».

Елика Антонеску стремилась на крови и
народном горе построить 6800’ беспечное
благополучие. Она заботилась только о том,
чтобы нажиться, натрабить побольше, на-
бить ‘свои погреба и склады ворованным
хобром. г я §

Мы об’ехали и оемотрели квартал, где
жили временные властители Румынии, вы-
сасывавшие из ‘народа последние соки. 50-
галство, которое они сосредоточили в своих
замках, трудно описать. Но также трудно
описать и ту нищету, то убожество, кото-
рое мы видели в районах, где ютятся
чие` и мелкие ‘служьщие Бухареста.

Бухарест — довольно большой город. В

нем 647 тысяч жителей. Здесь сосредотол

чены важные предпризтия румынской про»
мьпиленноети: армейский арсенал, произво-
дящий патроны, гильзы, ручные гранаты,
зарядные ящики; филиал арсенала, Ha Ko-
тором собирали и ремонтировали самолеты,
изготоваяли в ним запасные части, ремон-
тировали авиабомбы; звиазавод «СЁТ», вы-
пускавший примерно’ 20. истребителей-раз-
ведчиков в месяц, звиазавод «Икар», выпу-
скавший примерно столько же паесажир-

ских и тренировочных самолетов; в семи].

километрах от города — пороховой завод,
пзготовлявший около двух тонн пороха в
сутки; в городе. расилюожены также наро-
возостроительный завол «Малакса», метал-
лообрабатывающие заводы «Вулкан», «Д.
Война», «Леметри»; около 100 тысяч. ра-
бочих запято на предприятиях Бухареста.
Й все эти люди при ‘тосподстве Антонеску’
жили стралино убогой, нищей жизнью.

В рабочих кварталах ютились в тесных
конурах по две-три семьи. Здесь кузница
мелкого кустаря отгорожена: от жилого по-
мещения лишь ситцевой занавеской; здесь
дети не знают радости; здесь больные лю-
ди умирают, не ‘имея возможности пригла-
сить врача. : :

Режим Антонеску кривел Румынию на

край тибели, Недавно ‘Антонеску, поибыв

из гитлеровской ставки, потребовал топод-
нительной мобилизации пушечного мяса —
Гитлер хотел весь румынский народ сжечь
в пекле войны, чтобы лишь хоть немного
отдалить час своего неизбежного конца.
Увидев, что Румыния вот-вот окончательно
свалится в пропасть, румынские генералы
отказались подчиняться Антонеску. Король
арестовал диктатора. Была-издана деклара-
ция, в которой король и новое правитель-
ство об’явили о свозм желании выйти из
войны и повернуть гушки против немцев.
Народ встретил эту декларацию © ликова-
нием, и ; i

И вот сегодня наши войска, разгромив-
шие немцев в районе Плоешти и предот-
вратившие опасность вемецких атак на сто-
лицу Румынии 6 севера, вступают в Бу-
хареет. На улицах толны народа. Люди оде-
зы празднично. У сотен горожан: в руках
цветы. Они забрасывают ими улицу, ло ко-
торой идут мощные советские танки. Гре-
мит «ура». На румынском, молдаванском,
французском, польском языках. раздаются
возгласы в честь славных. воинов. Красной
‘Армии, прошедигих путь от Сталинтрала ло
Бухареста. Многим бойцам непонятны сло-
ва приветствующих их горожан, Во язык
улыбок и цветов  доходчивее любого дру-
гого.

На бульваре Братиану к машине еквозь
огромную толпу протискалась какая-то жен-
щина. Она кричала по-русски: «Товарищи,
родные, хорошие мои!» И слезы катились
‘10 ее щекам. Растолкав толпу, она пробра-
лась к нам, протянула руки и заговорила
оввозь слезы:

— Я из Одессы... Я Лихия Михайлова...
Меня сюда увезли... Больше двух лет я бы-
ла горничной у немецкого генерала. Не могу
рассказать простыми словами все то, что
пришлось пережить. Сколько побоев при-
плось вынести, какие унижения пришлось
претерпеть... Меня не считали человеком,
со мной обращались, как со екотиной...

`И десятки голосов из толпы дополняют
рассказ Михайловой. Злесь много советоких
людей, вывезенных из оккупированных
районов СООР немцами и их холуями из
лагеря Антонеску. Русские, украинцы, мол-
даване наперебой рассказывают о новых и

зреет.

женко. ;

‘али титлерововие палачи. _

`Краеная Армия, разгромив:

«разрушения немцы Bee me успели сделалъ:

ответил:

замечание громким «ура»...

‘еще более могущественной. Насколько хва-_
‚тает глаз, тянется по 11066е „бесконечный:
поток автомобилей. :

новых фактах страшных PAOD TEREST! Me
советскими людьми. Вот стоит ba eae oe
хайловой — Татьяна Фуженко. ри
та из Кировограда, Из. вагона, В а
она. ехала, ее вытащили. ПИН 2
выжила, но жизнь ее была сплошный

чением.
— Немцы издевались
хотели, говорит ©0 слезами

нало мной, kak
Татьяна Фу-

м броси-
ой ua yaun навстречу нам

ae an похудалых, оборванных людей.
На’ плечи их были и ены mast их
биша. Почти “Bcé OnE были coc a
рили эти измученные люхи по-русск Pgs
быля наши бойцы и офицеры, которы :
разное время были захвачены ранеными В.

плен.
Бывший боец т Армии Enon
ченко из города Коростень и *.
ов па. ы подробно и обстоятельно Советские танки`в столице Румынии,

нам, ках их схватили ране-
как их заковали в пепи и OT-
№ 7/13 близ селения

рассказывали Фото 0. КОРОТКОВА,

ных в плен,
правили в лагерь“
Будешти.
Гитлеровские мерзавцы в этот лагерь на-
рочно занесли эпидемию тнфа и уморили
толодом и болезнями много Совет
еких военнопленных. Юфченко и’ Наво-
зов пытались бежать из латеря. Румыны
приговорили их к 20 годам тюремного 387
ключения. Они сидели в тюрьме сигуран»
цы, Только несколько. дней назад, когда
клика Антонеску была свергнута, совет-
ских военнопленных освободили. Юфченко
п Навозов показыв еще не заживитие
рубцы на теле, следы от цепей на вогах,
синяки, которыми их ‘ежедневно ‘награж-

Констанца
От военного корреспондента
«Комсомольской правды»

Адмирал сказал морским офицерам, сидез-
шим у него в кабинете, гдё разрабатывал
план всей операции: тя ia

— Всего четыре минуты, но от них зави.
сит судьба нашего замысла. Надо послать
в Цареградское гирло самых отчаянвых
людей... ee:

Так началась эта сложная и большая опё.

лышко бутылки, Цареградское ‘гирло было
нелегко пройти бронекатерам.` Дело в’ том,
что ширина этого знаменитого гирла еле.
‘еле; доходит до 200 ‘метров. А длина’ кор.
дора, по которому должны были. промчат.-
ся десантники, равнялась полумиле.

Ночью вступали в гирло. Противник от.
крыл ураганный огонь. Наши катера велн >.
стрельбу из всех своих орудий. Бали -
по косе прямой наводкой. На носу катер
сидели сигнальшики и стреляли по врагу
из. автоматов. Снаряды- противника рвались
рядом; Казалось, что вода кипит.

Так и пробились.

А потом моряки ворвались на катерах в
лиман. Это было начало больших событий,
и события эти развертывались молниеновю.
Наши корабли и’ десантники двигались Bie
ред неудержимо, наводя ужас на врага,

В это же время матросы майора Катан:
ва пробирались по болотам. на юг. Здесь
же высаживались матросы с катеров” Про
ценко. Противник был. ошеломлен. Коман
дование Черноморского флота, великолепия
проведя десанты в ‘разных’ местах, сбил
с толку противника, свутало все его ка.
ты. Bigs bs

В результате стремительного. наступль
ния наших моторизованных и танковых 4
стей во взаимодействии с кораблями. и де.
сантными частями флота Констанца захва:
цена. м:

В шесть утра батальон майора Катанова
уже проходил по ‘улицам города. И эдеь
его орлов приветствовали румынские com
даты и офицеры.

С+суши к городу с боями подходили тан
кисты гвардии. подполковника Завьялова,
Мы кстретили прославленного подполков-
ника на окраине города. В одном из домов
он разместил свой штаб.

— Якорь бросилотут не надолго, —сказал
Николай Иванович Завьялов.— Вот чуточку
подремонтирую свдих лошадок и Двину
дальше. : не

Е вардейцев-танкистов можно было утром
видеть на улицах города. Под вечер, когда
мы под’ехали к домику, где был штаб Завь
ялова, там стоял только румынский солдат,
Он показывал рукой вдоль улицы и говорил:

—. Уехали, уехали уже!

`.Сегодня море неспокойное, бурное, я
белые чайки с писком летают над волнами.
В порту тихо; только’ ‘изредка раздаются
свистки на румынском корабле. Неподале-
ку. от него, стоят у гранитных причалов на:
ши корабли и катера. Матросы—на палубе.
Где-то играетлгармошка, и чёй-то звучный
голос выводит: «Выходим завтра в море».

Бухарест мало’ пострадал ot Goes —
основные вилы
пемецкой армии, действовавшей в. Румы-
нии, тем самым спасла ынокую столи-
цу от полного’ разгрома.’ Однако кое-какие

жжены и ззорваны некоторые здания,
па северной окраине взорван мост. Немцы
бомбили Рухарест и обстреливали его 3е-
нитной артиллерией, пока их не прогнали
от города. Когда румыны, сокрушенно по-
вазывая на разрушенные здажия, жалуют-
ся на’ немцев, налти бойцы справедливо 3а-
мечают: ; ae

— Разве раньше не ясно вам было, что
немцы — это разрушители, поджигалели
й убийцы?

Над Бухарестом стоит неумолчный гул.
Беспрерывно идут и идут тяжелые совет-
ские танки, артиллерия, мотонехота. Алые’
знамена дивизий и полков горло реют над
головами наших воинов. На многих знаме-
нах — ордена, заслуженные в боях. Поток
Полвов и дивизий настолько могуч, что дви-
жение на улицах приходится временно при-
останавливать. Полицейские, регулирую-
шие движение, стоят по получасу, по часу
в одном и том же положении, так как про-
нустить поток машин. и экипажей с других
улиц нет никакой возможности, ah

Ё вечеру мы поспешили на аэрелром,
чтобы поспеть на самолёт, отправляющий-
ся в Москву. Мы обратились к одному. ру-.
мыну с просьбой показать нам дорогу. Он

<= На аэродром дорогалвот сюда... ..
И, повернувшиеь изираво, продолжал:

< —А из Берлин — вот`по этому шоссе.

`Толпа, окружавшая нас, ответила на это

..Мы делаем круг над городом. С высоты
пелета картина вступления налних войск в
Бухарест кажется еще более торжественной,

И невольно вепоминаетея  лаконичная
справка военной энциклопедии: «Бухарест
редставляет- собой крепость первото клас-
са, может послужить оперным пунктом для
значительных сил (до 200 тысяч) и счи-
таетея, как ‘укрепленная столица, послед-

рация, Из Черного моря в, узкое, как гор: +.

ним убежищем всей румынской армии».
Антонеску рассчитывал, что Бухарест

будет последним убежищем его разбойни-

чьих орд. Обстоятельства сложились так,
что’ он стал пленником в Бухарест»,
а Красная ‹ Армия  победеноено, вету-
пила в столицу Румынии. Наши войска
не в первый раз входят победителями в Бу-
харест. Они входили сюда е победно раз-
вернутыми знаменами и в 1769 году и во
всех последующих кампаниях русской. ар-
uuu на Балканах, В 1812 году здесь; в
Бухаресте, был подписан мир с Турцией,
закончивший птестилетнюю войну, по усло-
виям которого Прут был определен грани-
цей России. :

Anronetky, © благословения Гитлера,
хотел отодвинуть эту границу на восток.
Красная. Армия восстановила границу. ОССР
и шагнула дальше на запад, чтобы пол-
ностью разгромить и уничтожить немецкие
войска, остающиеся на территории Румы-
нии. И наши танки, наши малины mpo-
должают. свой победоносный путь.

Подлетая к Москве, мы увидели в побе
тысячи разноцветных ракет и багровые от-
светы орудийных залпов. Это Москва, сто-
лица нашей Родины, салютовала от имени
Родины доблестным Бухарестским дивизи-
ям. Эхо громового московского. салюта в
Бухаресте наши воины слушали по радио.

; Р. ИЮЛЬСКИЙ.
БУХАРЕСТ oe МОСКВА, 31 августа,

С палубы румынского корабля смотрят в.

наших моряков’ румынские ‘матросы. Он
показывают коробки. с сигаретами, — дес.
кать, угощайтесь! Один рослый моряк, до:
став кисет, громко крикнул: ,

— Благодарствую. Наш ‘крепче!

Мы побывали на румынском корабле
«Морджеску». Капитан корабля Антон Фо’
ка рассказывал о наглости немецких моря,
ков.

— Они’вели себяв порту вызывающе,
говорил он,— Можно .было подумать, чт
Констанца — немецкое, поле, которое мож.
но топтать двумя ногами сразу. Вы знаете,
рядовой немецкий военный моряк никогда
не отдавал чести. старщему румычском)
офицеру. f

Из порта сразу попадаешь в центр, #2 +
улицу. Кароля. Как.и во всех румынских
городах, главная улица Констанцы отдана
магазинам и ресторанам, ;

Мы узнали неприглядную историю TpaN:

f

oe

вая в городе Констанца. В 1942 году румы: 1

ны по распоряжению Антонеску сняли © /

многих улиц Одессы трамвайные рельсы и 1

вывезли трамвайные вагоны. И. только в   (

этом году в. мае в Констанце был пущен   }

трамвай. ; {

По улицам Констанцы бегают и наш

«эмки», За рулем, как здесь говорят, сидят I
«цивильные», что значит гражданские, ру:

МЫвЫ: 0

— Это награбил Антонеску, — сказал ми :

один румын,.— Придется их возвращать... :

По городу ходят наши патрули. 0

cae В. ЛЯСКОВСКИЙ, 1

КОНСТАНЦА, 31 августа. :

т

a

С

hy

a

hy

Mg

па

Ne

Ca

ky

на

No

ay

To

Kn

5 Зы

чи

lye

Th

Ma

Ne,

Up

@oro 0. КОРОТКОВА. ck