Всему миру известны величественные па-
мятникй искусства ий архитектуры городов

2х Петролворен (бывший Петергоф), Пузкин

x

г
х

$

№
$

#

©

(бывшее Царское Село), Павловск. Лучшие
зодчие мировой архитектуры создавали в
ХУШ и ХЕ веках дворцы, постройки, нарЕн
этих горолов-музеев.

Петродворец (Петергоф) был основан в
1705 голу Петрох Первым первоначально,
как место остановки по пути на остров hor-
лин. где была начата постройка крепости
Кронштадт. Злесь, на берегу Финского за-
лива, были построены пристань и неболь-
шой лом, получивший название «Нетров-
двор». С 1714 гола на берегу Финского 3а-
дива было развернуто огромное строитель-
ство Петрохворца (Петергофа). По замыслу
й аол наблюдением самого Нетра в Петро-
творце строились дворцы—=Монилезир, Мар-
ли, Эрмитаж, центральная часть Большого
хворца, большинство фонтанов, парков, гра-
нильная фабрика самоцветов.

Французский архитектор Леблон построил
в Петродворне замечательные дворцы Мар-
ля й Эрмитаж, Верхний и Нижний парки;
итальянёц Растрелли созлал Большой хво-
тен; мастерству Джакомо Кваренги принад-
лежит Английский дворец; знаменитый руе-
ский зодчий Воронихин, вышедший из кре-
поетных, дополнил Нижний парк изялны-
ми павильонами. Замечательные хворцы и
парки Нетродворпа получила шировую из-
вестность как исключительные памятники
уяровой архитектуры ХУШ u XIX веков,

Фонтаны Цетродворца были известны во
всем мире. Большой каскад— водопад фонтан-
ной системы Нетродворца вместе с Большим
зворцом, фонтаном «Самсон» и каналом, вы-
хыящим в море, представлял собой исторя-
ческий памятнив, посвященный побелё руб-
ского оружия над шведами под Полтавой.
Бронзовая фигура Самсона, разрывающего
пасть льва, изображала историческую 1006-
xy Петра Первого над Швецией (лев —- го-
«ударственный герб Швеции), которая 0т-
крыла для Россий широкий выход в евро-
пейские страны.

Co времена Октябрьской революции Пет-
родворец етал местом, куда ежеготно гриез-
жали тысячи экскурсий пе только с0 всех
конйов Советского Союза, но и из многих
зарубежных стран. До 150 тысяч ленин-
градцев выезжало в Петродворен для отды-
ха в выхолные дни. 7

В течение двух веков создавалась худо-
нественные архитектурные памятники —
дворцы, парки, екульштуры в городе Пуш-
нин (Царское Село), бывшем до 1917 года
царской резиденцией. Великие зодчие ХУШ
п ХХ веков: Квасов, Земцов, Растреляя,
Кваренги, Ринальди, Воронихин, Фельтен,
Нееловы, Камерон, Стасов,  скульнторы
Гордеев, Мартое, Демут-Малиновевий, №03
ловекий. живопиеды Скотти, Щедрин, Гон-
заго и тругие своими произвелениячи co-
злали Царекому белу заслуженную слав
в всем мире.

Памятникя Царского Села тесно ввязаны
с целым рядом крупнейших событий в ис-
торий Россия. В Екатерининский аворен
6 июля 1757 гола были привезены включи
и знамена завоеванного русскими войсками
прусского города Мемель. В лхворцовых пар-
гах были возлвигнуты: Чесменская колонна
в память побелы русского флота нал турец-
ким в 1770 толу при бухте Чесме; Кагуль-
ский обелиск — в ознаменование победы в
6104 ме году рубсвих войск над турвами
при реке Кагуль в Моллавии; Башняз
руйна — в честь Кучук-Кайнардживекого
мира, заключенного Росеней с турками в
1774 году; Ооловские ворота — в ознаме-
нование нобех русских войск под Командо-
ванием графа Григория Орлова. В Царско-
сельском алмиралтействе была собрана иск-
лючительная по своей исторической ценно-
сти коллекция гребных и парусных судов;
здесь же в алииралтействе находился зна-
менитый Готториский глобус, сделанный по

,

СООБЕНИЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии.

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников
разрушениях памятников искусства и архитектуры
в городах Петродворец, Пушкин и Павловск

Гитлеровские бандиты разрушили

распоряжению герцога Готторпекого в сере-
длине ХУН века и в 1713 голу подаренный

{етру Первому. Огрохный глобус, внутрен-

с ее ae a ea ЕСИ

ee et i a ae чины
en re RN

OA поверхность’ которого  прелетавляла
звездное небо, вращалея в соответствии 6

На уступах воляной лестницы фонтана
‚ «Самсон» были расположены статуй perky
Волхов в образе старика и реки Невы в
образе женщины. Немцы вывезли и эти
статуй. так же как и большую фонтанную

движением земного шара; внутри глобуса   бронзовую фигуру «бога морей» Нептуна,

ловек.

С Царекях Селом связана деятельность
лучших рбелставителей русёкой литерату-
ры: Ломоносова, Сумарокова, Жуковекого,
Карамзина, Лермонтова, Чаадаева, Тютчева,
Гоголя. В Царскосельеком лицее воспиты-
зался великий русский поэт А. С. Пушкин.

Великолепные Екатерининский дворец,
возлвигнутый в городе Нушкин Варфоломе-
ем Растрелли, Александровский твореш, по-
строенный тах же Джакомо Кваренги, В3-
мероновы термы и Камеронова галлерея,
носящие HMA их знаменитого создателя.
являлись лучшими образцами мировой ap-
хитектуры. р

Павловский  дворвн и парк в гороле
Пазловск являлись выдающихлея памятни-
вачи  зрхитектурлого и садово-паркового
искусства. Дворец и Парк создавали про-
славленные мастера архитектуры: Камерон,
Роеси, Воренихин, Бренна; скульнторы:
Maproc, Козловский, Демут-Малиновский.
Прокофьев: живопиецы: Скотти, Шедрин,
Меттбнлайтер, Гонзаго. В 1823 году ap-
зитектор К. Росси в левом крыле дворца
построил и отлелал известную всему миру
библиотеку.

Советский народ бережно хранил города-
музеи Петболворен, Пушкин и Павловек,
в которых были сосрелоточены памятниюя
истории России, созданные творчеством и
трухом нароза. Ежегодно затрачивались ог-
ромные средства на благоустройство этах
горолов и их парков, на работы 00 ремонту
я реставрации лворпов, фонтанов и других
построек. Bo лворцах были помещены бее-
ценные сокровища русского и мирового
искусства; редчайшие образцы мебели, фаз-
фора. живописи, гобеленов и скульптуры
русеких и иностранных мастеров.

К моменту вторжения немецких захват-
чихов в Петротворце ноеле эвакуации оста
валось еще 34.214 различных музейных
экспонатов (картия, художественных изде-
лий, скульптуры) и 11.700 ценнейших
книг дворцовых библиотек. В нижних 1п0-
зещениях Екатерининского и Алексанлров-
ского лворцов города Пушкин были coepe-
лоточены гарнитуры мебели руюской п фран-
дузской работы середины ХУШ века. 600

предметов художественного фарфора кониа

УМХ и начала ХХ веков, большое количе-
ство мраморных бюстов. мелкой скультту-
DH, 10 35.000 томов книг дворцовых биб-
лиотек,

Нз основании жокументальных материа-
лов, заявлений и свидетельских показани
учевялцев, показаний немецких  военно-
пленных и тщательного раселелования, про-
веленного специальной комиссией в соста-
ве: прелеелателя Аенинградевой городекой
комиесии генерал-лейтенанта &. А. Вузне-
пова, председателя Исполкома Ленинград
ского городского Совета лепутатов трудя-
шихея П. С. Попкова, главного архитек-
тора Ленинграла Н. В. Баранова, митропо-
дита Ленинералекого и Новгородского Алек-
сия, вице-президентов Академии наук СССР:
якалемика А. А. Байкова и академика 1. А.
Орбели. предевтателя Союза советевих пи-
сателей Н. С. Тихонова, народной артист-
ra COOP Ace Мичуриной-Самойловой, чле-
на-корреспондента Акалемий архитектуры
СССР А. И. Гегелло, профессора В. А. Ма-
нуйлова, начальника Государственной Ин-
спекций по охране паматников ЛДенянграда
Я. Н; Белехова, директора Говударетвенного
Эрлитажа академика И. А. Орбели, доктора
искусствоведческих наук профессора М. В
Доброклонского, профессора М. В. Фарма-
ковсвого, капдилата архитектурных наук
В. Й, Пялявекото, секретаря комиссии Л. И.
Куприяновой, а также на основании лич-
вого раселелования фактов разграбления и
разрушения памятников искусства и архи-
тектуры, произведенного членами ЧФрезвы-
чайной Государственной Комиссия акаде-
инкох А. Н. Толстым и Николаем митропо-
литом Крутицким, установлено:

.

Неменкие громилы разграбили и разрушили

памятники искусства Петродворка

Ворвавтись в Петродворец 23 севтября
1941 года. немецкйё захватчики сразу же
праступили в грабежу пенностей хворцов-
Музвев и вывозили имущество дворцов в
течение нескольких месяцев:

Из дворцов — Большого, Марли, Мониле-
sup и Коттеджа они разграбили и вывезли,
в Германию около 84.000 предметов му-
зейных экспонатов и среди них 4950
предметов уникальной мебели английской,
птальянской, французской и русской pa-
боты Екатерининского, Александровского и
Николаевского времени: много. редких cep-

54305 фарфора иностранных ий русских за-
водов ХУНГи ХХ веков. Немецкие варва-
pH содрали шел, гобелены и другие де-

коративные материалы. украшавигие стены

IBOPMOBHIX зал. и

В ноябре 1941 года немиы сняли брон-
завую скульптуру Самсона работы скульн-
торд Козловского и увезли ее. Жители
Петродворна Е. С. Андреева и М. Р. Бара-
банова сообщили комиссий, что в начале
воября 1941 гола они вилели машину,
увозившую фигуру Самсопа. прикрытую
брезентом,

дворцы города Пушкин.

Разграбление и разрушение исторических

были помешены стол и екамья на 10 `че-   стоявшую в центре композиции большого   я хуложественных дворцов г. Нушкин (Цар- ; разруши

ные золоченые украшения солраны. Нехиы
ли личные комнаты Екатералы И,

бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в   ское Село) производилось преднамеренно,   отделанные художественным стеклом, брон-
Германию хуложественные решетки, ограж-   иб указаниям высших германских властей.   зой. фарфором, зеркалами, майоликой, ми-

лавикие парки.
Разграбив музейные пценноети. немелкие
бандиты подожгли Большой лворен — гени-
альное творение золчего Варфоломея Pac-
трелли. Во дворце полностью погибли:
Танновальный зал, Аудиенц-зал, парадная
лестница и церковь. украшенные. херевян-
  HOH золоченой резьбой, выполненной по ри-
  сунках Растрелли: Тронный, Чесменский в
Столовый залы, созданные Фельтеном, дубо-
  вая лестница и дубовый кабинет, отделан-

ные тончайшей резьбой.

При своем отступлении из Петролворца
пемны с помощью мин замелленного дей-
ствия разрушили дворен Марли, Дворец
ииел тончайшую лепную отделку и резьбу.

Неипы разрушили Нетровекий Монпле-
зир. Они уничтожили все деревянные ча-
CTH навильонов и Галлерей, внутреннюю
отлелку кабинета. спальни” и китайских
комнат: во время оккупации среднюю. най-.
более ценную в историко-хуложественном
отношении часть дворца — превратяли в
ДОТ. в западном павильоне лворпа устрон-
ли конюшню и уборную. В помещениях
Ассамблейното корпуса пемцы разобрали
полы, вынилили балки, уничтожили двери
и оконные рамы, ободрали обшивку н0-
тэлка. :

В парковом павильоне — Эрмитаж гит-
леровцы устроили пулеметво-артилязрий“
скую отневую точку. уничтожив внутрен-
зюю отделку здания и старанный под’е-
пый механизм обеденного стола,

В северной частя парка, так называемой
Алексапдрии. они взорвали дачу Николая
И. полноетью унячтожили леревянный офи-
Церский домик, Алексанлрийские ворота,
павильоны фонтана Адама, пилон главных
ворот Берхнего парка и Розовый павильон.

Дворец Николая Г— Коттедж немцы 3a-
няли под медицинский пункт, & в Фермер-
ском’ дворце разместили свой штаб, Bee
внутреннее убранство этих хворцов унич-
тожено.

Неицы разрушили знаменитую фонтан-
ную систему петродворцовых нарков. Она
подорвали питающую фонтаны линию на
всем протяжении от плотины у «Розового
павильона» до Верхнего парка.

Главная аллея Нижнего парка, имижая
параллельно берегу Финского залива, на уча-
стке от канала до Алексанлрин полностьо
вырублена: из деревьев: немцы сделала 337
минированный завал. В центральной частя
Верхнего парка вывопан противотанковы
ров.

Поеле занятия Нового Петролворца части
291 немецкой пехотной дивизий огнем тя-
желых орудий полностью уничтожили зна-
иенитый Английский дворен в Старом Пет-
родворце, построенный по указу Гкатери-
ны Н архитектором Еваренги. Немцы вы-
пубтили по дворну 9.000 тяжелых артил-
длерийских снарядов. Вместе с дворцом уви-
чтожен живописный Английский парк в
все парковые павильоны.

316-й пехотный полк 212-й немецкой
дивизии артиллерийским огнем уничтожил
так пазываемую «Собственную лачу Алеёк-
сандра П», построенную при Николае [.

`В Старом Петролворне немпы унизчтожие
ли все перкви и В том числе Знаменекую,
в которой хранились военно-исторические
реликвии эпохи Отечественной войны 1812
года. Разрушен храм-музей Серафимовекого
монастыря с замечательным иконостасом в
стиле древнего беверо-русского перковного
зодчества.

Установлено, что немециие захватчики
преднамеренно, с целью разрушения, вклю-
пали дворцы и парки. имеющие исторяче:
ское значение, в систему немецкой обороны

06 этом свидетельствует найленный в о
How из помещений Фермерекого дворца ма-

жет немецких укреилений Нетродворио-

вого района. На макете показаны важней-
шие злания, зеленые мабеивы с пх плани”
ровкой, водные зеркала, протоки и нанесены
узлы сопротивления, минные поля и дру
гие фортификационные сооружения немец
ких захватчиков. Макет дает полное пред:
ставление системы обороны немцев в Петро-
дворпе, в которую включены в качестве
опорных узаов вое дворцовые постройки бе-
реговой полосы: Марли. Эрмитаж, Иллюхи-
национный дворе, Монплезир ‘и хругие.

р

+

Захваченный в плен в феврале 1944 гола
капитан медицинской службы 61 пехотной
тивизни Хельмут Антес показал: «Мне из-
вестно, что в 1941 голу: в Германии была
создана специальная комиссия «Нунетко-
уиссяон». В функции этой комиссия вхоли-
ло изымать хворновое имущество в оккуни-
рованных районах России и вее из’ятое пе-
ревозить в Германию. Эта комиссия в 1941
и 1942 годах все ценное имупество Пуш-
кинских дворцов грузила в эшелоны и вы-
возила в Германию. Сколько было вызезена
пенностей этих дворцов, — я ве знаю. но..
во всяком случае, брали все, Вак мне из-
вестно, в Екатерининском дворце в городе
Пушкин -имелась комната, стены которой
были выложены янтарем. Янтарь был со.
дран и вывезен в Германию».

Значительную часть  Екатерипинского
пворца немцы сожгли. В огне погибла зна-
менитая Растреллиевская трехсотметровая
амфилала паралных зал. Погибли знамени-
thie Антикамеры («Залы ожидания»). 0т-
пеланные Растрелли. Все стены Антикамер
были покрыты золоченой резьбой. огромные
потолки затянуты великолепными холста-
ии работы хуложников середины ХУШ в.
Валлериани. Градинци, Бельского и тругих-
Не имея возможности снять эти огромные
полотна,
произведения искусства на куски.

Страшную картину разрушения представ:
ляет вобой Большой зал — гениальное тво-
рение Растрелли. Уничтожены уникальные
плафоны работы Торелли, Джорлано, Брюл-
лова и других крупнейших итальянских и
русских мастеров; содран и похищен ста-
ринный расписной китайский шелк ХУШ
века со стен китайской гостиной и спальни
Александра Ри желтый шелк с тканым ря-
сунком лебедей и- фазанов русской ручной
фаботы ХУПТ века, которым были обтянуты
стены Малой столовой; погибля наборные
паркеты из ценных порол дерева, выполнен-
ные по рисункам архитектора Ринальди.
Разгромлена и разграблена изучитель-!
ная по своей внутренней отделке Meuse
вая церковь —= одно из лучших произве-
дений Растрелли. Иконостае перкви разбит,
иконы вывезены, часть плафопов срезана,
& часть уничтожена, полы выломаны, лен-

в городе

Батальоном особого назначения Риббен-

трона и командами штаба Розенберга из   помика

Павловского хворна вывезена в Германию

ценнейшая дворцовая мебель, созданная a

эскизам Воронихина и крупнейших масте-
ров ХУШ века. Во дворце сият паркет из
дорогого дерева художественной ценности.
(о стен сорваны барельефы, гобелены,
стенные и потолочные плафоны. Сняты да-
же все ручки и дверные украшения из
бронзы a дерева, Варварски изуродованы
фрески Гонзаго, прелставляющие громадную
художественную ценность,  скульштуры
Прокофьева, мраморные вазы илле.
Большие разрушения произведены в пар-
re. Commen дотла Розовый павильон, по-

é

немцы  изрезали замечательные

ннатюрвымя фресками и наборным лере-
вом. Они разбили на мелкие куски все
пластинки молочного, фиолетового я сине-
го стекла, которыми были покрыты стены
«Табакерки» ий спальни Екатерины И.
Нри отступлении в январе 1944 года
немецкие захватчики подготовили полное
уничтожение того, что ещё оставалось от
Екатерининского лдворна и примыкающих
к нему зданий, С этой пелью в нижнем
этаже сбхранившейся части дворца, а так-
же под Камероновой галлереей было зало-
meno 11 больших авиабомб замедленного
действия весом от одной до трёх тонн. —

`Гитлеровевие банлиты разгромили в

Пушкине знаменитый  Алексанлровекий
творец, построенный в конце ХУШ века
знаменитым зодчим Лжакомо Кваренги.

Bee помещения дворца, в Тем чиеле п.

‘центральная амфилада зал, имевшая от-
хелку, выполненную Reaperra, были ис-
пользованы под казармы. Размещавтниеся
во дворце немецкие команды разграбили
Bee оборулование, мебель и. другое дворцо-
вое убранство, хишнически выломлли все
двери, вывезли металлические украшения,
вплоть до лверных ручек и замков, разбили
мраморную отлелку парадных зал и нодо-
рвали правую часть дворпа.

Bea музейная мебель; сосредоточенная
в подвалах Екатерининского и Алекеанд=
ровекого дворцов, прелметы хупожествен-
ного фарфора. книги из дворцовых библио-
тек вывезены в Германию. ;

Знаменитый плафон «Пир богов на Олим-
пе» в Главном зале павильона Эрмитаж

‘енят и Увезел в Германию. Разрезаны на

части плафоны русских и итальянских
мастеров в боковых галлереях и кабинетах.
Старинные шлюпки, уникальные памятни-
ки петорни русского флота, немпы исполь-
зовали для увеселительных прогулок по
прудам. Большинство этих шлюпок погиб-
ло. Знаменитая «Турецкая баня», отделан-
пая внутри олонекким мрамором с п6золо-
той, взорвана. Сожжен Турецкий киоск,
построеняый Еваренги в 1771—8[ годах.

Большие разрушения произвели гитле-
ровцы в великоленных Пушкинеких пар-
ках, тысячи вбёновых деревьев вырублены.

Разрушение Павловского дворца.

Павловск

строенный Воронихиным. От Охотничьего
«Крик», построенного в ХУН веке,
остался лишь входной тамбур. Уничтожев
также Копетантиновекий дворец н примы-
вающие к нему служебные постройки.

Отступая, фаптистокие захватчики 30ло-
жтли Павловский лворен. Большая чаеть
здания дворца совершенно выгорела. Кунвол,
венчавший центральную часть, обрушился.
Со стороны фасада огнем уничтожены трель-
яжи над колоннадами галлерей с деревян-
ной резьбой ХУШ века; а также п библио-
тека К. Росси. Деревянные части хуложест-
венной отдельн дворца сгорели AOTAY BO
всех этажах. Погибли живопись и аепка
плафоноз, скульптурные панно, мраморные
вамины и пилястры;

К ответу немецко-фашистских варваров!

Чрезвычайная Государственная Кочиссия:
установила, что разрушение памятников
искусства в Петродворне, Нушкине и Пав-
ловске произведено по прямому указанию
германского правительства и верховного
военного командования офицерами и сэлла-
тами немецкой армии под руковохством ге-
нерал-фельдуаршалов: don deeb, фон Вюх-
дер: поманлующего 18-й армией геяерал-
полковника Линдемана, командующих 50
ариейским корпусом генералов пехоты Ёлее-
фель и Вегенер, командиров 58-Й пехотной
хивиэни генерал-майора Альприхтер я ге-
нерал-майора фон Граффен, команлира 10
авиаполевой хивизии генерал-майора Ве-
лель. комантира 1-й пехотной дивизаи ге-
нерал-лейтенанта Грязс, командира 3 авиа-
полевого корпуса генерала зенитных войск
Оченбрехт: командира 291-й пехотной ди-
визии генерал-лейтенанта Герцог, команди-
р& 504-го пехотного полка 291-й пехотной
дивизии полковника Гиммлер, командира,

219-й.
Рихман, командира 316-го пехотного полка
212-й пехотной дивизии полковника Бизли,
командира 2209-го пехотного полка пэднол-
ковника Гофиан, командира 9-го неменкого
АП тенерал-майора Эрдман, командира
17-0 егерского полка полковника Рюкеес,
воманлира 1-го батальона 17-го erepexoro
полка подполковника Оттенмайер, команди-
ра 5-й горно-стрелковой дивизии генерал-
лейтенанта Рингель; командующих 26-м
артиллерийским корпусом генерала `артилле-
рии Волриг п генерала пехоты Лайзер, во-
манлира 11-й пехотной дивизии генерал-
лейтенанта Вурлах, командира полицейской
дивизии СС генерал-лейтенанта Крюгер. ге-
нерал-майора, Вандель, командира 121-го
артиллерийского полка подполковника Рихт-
ман, майора фоя Дивиц, полковника Ваден,
командиров 250-й испанской ливизии ге-
чералов Муниос Гранлес и Инфантее.

За свои злодеяния всё они лолжны понв-
сти суровую кару.

На снимках: 1. Разрушенный немцами Екатерининский дворец в

городе Пушкин. 2. Фочтаны и Большой дворец в городе Петродворец, разрушенный немцами. 3. Представители Чрезвычайной Государственной
Комиссии осматривают разрушенный фашистами зал Екатерининского дворца.

пехотной дивизии генерал-майора

«CT3—3>

Первый эшелон тракторов Сталинграда
ушел на колхозные поля

СТАЛИНГРАД, 2 сентября. (Наш корр.).
Год тому назад Тракторный завод отправлял
на фронт из ремонта грозные боевые машины.
В июле, августе, сентябре уходили с Трак-
торного эшелоны на запал. Танки с
простой, суровой надписью «Ответ Сталин-
`града» громили немцев под Харьковом и
в Донбассе, под Полтавой и у Днепра.
Трудясь днем и ночью, сталинградцы мсти-
ли врагу за свой родной город, родной за-
вод, преврашенный фашистскими извергами
в руины и пепел.

° Прошел год. Отстроились цехи и корпуса.
Завод снова начал выпускать тракторы.

В августе коллектнв тракторостроителей
  выполнил план по выпуску тракторов.
  1 сентября с завода ушел первый эшелон
с тракторами марки «СТЗ-3». Тракторы от-
` правлены в колхозы и совхозы освобожден-
ных районов Крыма, Украины и Краснодар-
ского края. На митинге, посвященном от-
правке первого эшелона, выступил директор
завода тов. ПРОСВИРОВ. Он отметил ста-
хановскую работу тракторостроителей и при-
звал их трудиться еще упсрнее, самоотвер-
женнее. На митинге выступили  секре-
тарь Сталинградского обкома ВКП(б) тов.
  БОНДАРЬ, начальник сборочного цеха за-
вода ‘тов. ЛЕВАНДОВСКИЙ, начальник
тракторного цеха тов. ЛОПАТИН, токарь-
стахановка моторного веха тов. НЕЛЯШО-
ВА. .
Узастники митинга дали слово с честью
закончить месячную программу.
Митинг окончен. Паровоз дал гудок, и
первый эшелон сталинградских тракторов
покинул территорию завода, чтобы ‘доста-
вить мащины на исля Украины, Крыма,

Е ` А. КОСЯК

Успехи черной
металлургии

Выплавка чугуна за год
возросла на 355 процентов

Предприятия черной металлургии в авгу-
сте добились новых ‘успехов. Уровень про-
изводества по основным вадам продукции
значительно выше, чем в июле. По сравне-
няю с августом прошлого года выплавка чу-
гуна увеличена на 35 процентов; стали — на
29, прокат металла — на 26, добыча рудыр—
на 29 и выжиг кокса—на 45 процентов.
Большюе количество предприятий перевы-
полнило план по всему металлургическому
циклу. Среди них Кузнецкий комбинат,
Златоустовский, Нижне-Тагильский, Челя-
бинский трубный, Чусовской, «Электро-
етальз, Белорецкий, «Амурсталь», Выксун-
ский и другие заводы. Оли выдали десятки
тысяч тонн сверхпланового металла. Высо-
копроязводительно работали сталеплавиль-
щики и прокатчики Магнитогорского комби-
вата, доменщики и прокатчики Серовского в
доменщики Ново-Тульского заводов.
Донецкие металлурги, готовясь достойно
отметить головшину освобождения Донбас-
са, изо дня в день увеличивают выпуск чу-
гуна, стали и. проката. Успешно работают
коллектив Елакиевского завода, доменшики
Макеёвки, коксовики, доменники и марте:
новны Константиновки, ‘Коксовики Сталик-
ского и Ново-Макеевского заводов.

С отличными показателями заверила ме-
сячную программу железорулная и огне-
р промышленность: .

— nye ayn ene te ————————щ—щ A AI TT

Во всесоюзном соревновании коксовик
зпереди идут коллективы Кемеровского и
Губахинского заволов.

о

Пленум ЦК КПСб) Латвии
о ЛАТВИЙСКАЯ ССР, 2 сентабря. (ТАСС).
  Закончил работу пленум ЦЕ №П(б) Латвия.
ic докладом «О мерах ликвидация последст-
  Bull пемецкой оккулации в сельском хозяй-
  стве Латвийской ССР» выступил секретарь
  В ВИ) Латвии тов. Валнберзин.

На пленуме был заслушан доклад секое-
rapa UK 616) Латвия тов. Нельше 06 op-
ганизации ма6с0во-политической и куль-
турно-просветительной работы и доклал
председателя Совнаркома Латвийской ССР
тов. Лациса о ходе выполнения постанов-
ления ЦА ВИ (б) Латвии и СНА Латвяйской
  CCP о первобчерелжных мероприятиях на 96-
  вобожденной территории.

По всем обеужденным вопросам пленуи

принял соответствующие практические ре-
шения.

ue
Новый выдающийся рекорд
Марии Гришутиной

ГОРЛОВКА, 2 сентября. (ТАСС). Горлов-
ская забойшина 18-летняя комсомолка Ма-
гия Гришутина 7 месяцев назад установила
вседонецкий рекорд высокой пройзводитель-
ности труда, выполнив за смену 1.145 про-
центов залания. Сейчас она лобилась ново-
то вылающегоея уенеха. На-хнях Гришути-
на выработала почти 14 сменных норм, уе-
тановив, таким образом, новый вседонецеий
  рекорл для женщин-забойщиц.
коры

Забота о детях фронтовккое

Многие москвичи берут из детских ло-
мов на воспитание детей воинов Красной
Армии, павших смертью храбрых в боях с
неменко-фашистскими захватчиками. Так,
рабочий московского завода «Красный 6бо-
гатырь» тов. Дежурнов pe в свою
семью двух бестер Лиду и Аню Бельтовых,
работница одного из московских предприя-
тий тов, Богомолова — трех детей, бухгал-
тер тов. Гаврилов — двух. Проходчик Мет-
ростроя тов. Кочубей усыновил воспитан-
ника детдома шестилетнего Толю Каливи-
на, которого красноармейцы подобрали у
Наро-Фоминска после изгнания немцев из
этого района.

Всё эти дети вновь обрели родную семью.

На-днях Наркомпрос РСФСР утвердил
порядок передачи воспитанников детдомов
5 семьи трудящихся и обязал все местные
срганы народного образования оказывать
эсемерную помошь этим семьям.

—©—
Тетради и карандаши
для школьников

Предприятия местной промышленности
РСФСР увеличивают выпуск школьных
письменных принадлежностей. Возобнови»,
ла в частности работу ленинградская фаб-
рика «Светоч». Здесь налаживается произ-
водство ученических тетрадей.

В этом году местная промышленность
выпустит для школ полтора миллиона Гри-
фельных тетрадей и досок: Уже изготовле-
но 500 тысяч таких тетрадей: Значительно
расширяется производство школьных ручек,
линеек, пеналов, акварельных красок и дру*
гих принадлежностей.

панов сениесссетасовесоссевоноа

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

3 сентября 1944 г. 3 стр.