ные:

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ФРАНЦИИ

НАСТУПЛЕНИЕ СОЮЗНИКОВ НА СЕВЕРЕ

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного. командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«Войска союзников 1 сентября освободи-
ли Дьепп, Аррас и Верден.

В Дьеппе противник оказал лишь слабое
сопротивление. Части занявшие Дьепп,
продвинулись к северу в направлении Ле
Трепор. Дальше к западу наши войска за-
хватили Больбек, Фовиль-ан-Ко и вступили
в Ивто. Бронетанковые части, оперирующие
к северу от Амьена, прошли через Аррас
вскоре после полудня, а к вечеру заняли
сильные позиции к северу от города. Дру-
гая колонна захватила город Дуллан. Еще
дальше к западу передовые отряды союз-
ников достигли реки Соммы к юго-востоку
от Абвиля. Войска союзников, продвигаю-
шиеся к северо-востоку от Бовэ, встретив
слабое сопротивление противника, захвати-

[ aH Кульмель и Виллер-Турнель — в 6 ми-
лях к западу от Мондидье.

В ходе продвижения через Компьенский
лес войска союзников встречают ожесто-
чённое сопротивление. К’ северу от реки
Эн бронетанковые части союзников взяли
Монкороне в 17 милях к северо-востоку от
Лаона. Другие части вступили в Ретель в
20 милях к северо-востоку от Реймса и про-
двинулись к опушке леса Синьи. Войска
союзников заняли Верден. Они пересекли
реку Маас в самом городе, а также между
Сен-Мииэль и Коммерси. К западу от
Мааса войска союзников, продвинувшиеся
через Аргоннский лес, находятся в районе
Больни, Варенн и Сервон. Войсха, насту-
пающие в районе к северу от Сен-Дизье,
достигли пункта близ канала, соединяюще-
го Рейн и Марну..К юго-востоку от Сен-
Дизье бронетанковые части продвинулись
к предместьям Жуэнвиля».

Вступление американских войск в Бельгию

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пе-   нерала Ходжеса вступили утром 2 сентября
редает агентство Рейтер, две колонны аме-  за территорию Бельгии.

риканской 1-й армии под командованием ге-

Сообщение штаба вооруженных сил союзникев -
на средиземноморском театре опэраций

ЛОНДОН, 2. сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооружённых сил союзникоь
на средиземноморском театре операций  го-
ворится, что. в Южной Франции высадка
войск союзников и выгрузка снаряжения
протекает удовлетворительно. :

Американские и французские части 7-й
армии, задержанные дождями, продолжают
продвигаться вперёд по пятам отступающе-
го врага в.долине реки Рона, к югу от Ли-
она. Американские войска продвинулись от
района Гренобля к северо-западу, и неко-
торые части находятся за Вуароном. На
правом фланге войска союзников вступили

в Колт, в 8 милях к северо-востоку от Ниц-
цы. Французские войска, наступающие к за-
паду от Роны, продвинулись за Сент-Агрев
и Шарм. Число пленных, захваченных в
Южной Франции, превысило 55 тысяч. Ия
этого числа французскими войсками захва.
чено около 35 тысяч, главным образом в
Марселе и Тулоне.

В Северлой Италии, в адриатическом сек-
торе, части 8-й армни предприняли при под-
держке авиации ряд мощных атак на «Гот-
скую линию» и прорвали эту последнюю
подготовленную линию обороны немцев к
югу от реки По на фронте протяжением в
20 миль и в глубину на 3—4 мили.

Новый состав болгарского правительства

СОФИЯ, 2 сентября. (ТАСС). Как coo6-
иает болгарское радио, регентский совет
назначил премьер-министром Коста Мура-
виев. Он же назначен по совместительству
министром иностранных ‘дел. Министром
внутренних дел и по совместительству ми-
нистром путей сообщения назначен Виргил
Димов; министром финансов и по совмести-
тельству министром торговли — Гиргинов;

министром юстиции и по совместительству
министром народного просвещения — Борис
Павлов; военным министром — генерал-
майор Иван Маринов; министром земледе-
лия — Христо Петров; министром общесг-
венных работ— Ст: Даскалов и министра-
ми без портфеля — Мушанов, Буров и Ги-
чев.

Использование немцами «нейтральной» территории Болгарии

БУХАРЕСТ, 2 сентября. (ТАСС). Здесь
получены сведения, что в северо-восточных
районах Болгарии, а также в Софии и ее
окрестностях, укрываются остатки бежав-
пих из Румынии разбитых немецких воин-
ских частей. Через Софию в северо-запад-
вом направлении ежедневно проходит не-
сколько эшелонов с немецкими солдатами.
Успевшие бежать из Румынии немцы вме-
ете со своим вооружением через Северо-

Западную Болгарию и через Югославию
снова отправляются в Румынию и на другке
участки советско-германского фронта.
Болгарские власти предоставляют транс-
порт и оказывают содействие бежавшим из
Румынии немцам.
Таким образом так называемый болгар-

ский «нейтралитет» при явном попуститель.

стве болгарских властей широко исполь-
зуется немцами, бегущими из Румынии.

АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ О ГИТЛЕРОВСКОМ ЛАГЕРЕ
СМЕРТИ В МАЙДАНЕКЕ

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Газета
«Дейли экспресс» поместила на видном ме
сте сообщение своего московского коррес-
пондента Джэйкоба о лагере смерти в Май-
дзнеке, близ Люблина.

Комментируя это сообщение, газета «Дей-
ли экспресс» в редакционной статье пишет,
что ум англичанина не в состоянии постиг
нуть, какими мотивами руководствовались
немцы, умерщвляя людей в Люблине. Од-
нако все это видел английский журналист.
Приведенные им факты являются достаточ-
ными комментариями.

Газета «Ньюс кроникл», комментируя в

ХХХ ХХХ УХУ

редакционной статье сообщение московско-
го корреспондента Уинтертона о лагере в
Майданеке, заявляет, что трудно предста-
вить себе преступников, которые по степе-
ни деградации могли бы превзойти тех, кто
совершил преступления в  Майданеке.
«Лагерь смерти в Майданеке — пишет
газета «Йоркшир пост» в редакционной
статье, — безусловно, имеющий прототины в
других местах и, по всей вероятности, в
самой Германии, был ареной хладнокровно-
го «научного» массового истребления лю-
дей, которому не может быть дано сколь-
ко-нибудь рациональное об’яснение».

Голос. освобожденной юности

На с’езде Союза крестьянской молодежи Польши

В далекие времена, когда славянские
народы поднимались на борьбу со смер-
тельным врагом, когда надо было собрать
народное ополчение, чтобы защищать род-
ную землю, по всей стране зажигались ко-
стры. Ови пылали на вершинах гор, на
скалистых берегах рек. От деревни к
деревне скакали гонцы. Они держали в
руках горящие факелы из конопли, заж-
женной на священных кострах, и отблеск
факелов звал: в бой, славяне! Это был
«Вити» — священный призыв на борьбу.

«Вити»... Так вазывается самая крупная
молодежная организация Польши — Союз
крестьянской молодежи.

Свыше двадцати лет существует с0ю3,
об’единявший до войны сотни тысяч мо-
лодых крестьян Польши. Двадцать с лиш-
ним лет на его знамени стоит эмблема:
четырехлистная ветвь конопли как напо-
минание о боевом призыве, ‘завещанном
польской молодежи ее предками.

Как и все другие молодежные органи-
зации, «Вити» была запрешена немцами.
Молодежь, об’единенная в союзе, ушла в
глубокое подполье.

Мы видели архив «Вити». Гут были раз-
личные документы и газеты, выпущенные
союзом. Это была история организации.
Архив хранился в земле, в лесу под Сед-
лецом. И запах сырости, который сохра-
нила еще бумага, милее и дороже сердцу
молодого поляка всех благоуханий мира.
Это воздух борьбы, стойкости, волн.

Немцы рыскали по селам и деревням, они
бросали карателей в леса, но польская мо-
лодежь не сгибалась. Она научилась со-
противляться тем, кто своей предатель-
ской политикой выжидания толкал моло-
дых поляков на путь габели. Она научи-
лась действенной ненависти к немцам. Де-
сятки спущенкых под откое немецких
эшелонов, сотни уничтоженных немцев, тай-
ные собрания в лесу, тайные беседы
в наглухо закрытой избе, короткие встре-
чи под покровом темной ночи, где-нибудь
на глухой улице — так работали члены
«Вити» в дни немецкой оккупации. Так
продолжают они борьбу в той части Поль-
ши, где еще есть немцы.

Молодой партизан К. сказал мне: «Мы
знали о борьбе советских партизан, мы
учились у них искусству этой борьбы. Мы
энала также, что Красная Армия сражает-
ся не только за освобождение советской

“земли, но и за уничтожение фангизма. Мы

надеялись, мы верили, что Красная Армия
поможет нам освободиться от гитлеров-
ских оккупантов».

И вот пришел день, когда польская мо-
лодежь, ‘освобождекная Красной Армией и
частями Польского войска, вновь может
собраться открыто, вновь может говорить
полным голосом, не боясь преследований.

У польской молодежи большой празд-.
Hux. В Доме польского солдата в

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56;
трудовых резервов — Д 3-31-96; узащейся молодёжи—Д. 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи—Д 3-38-38 и Д 3-34-93;

58295.

Люблине открылся первый с’езд Союза
крестьянской молодежи Польши.

У входа рядом с национальным флагом
Польши — эмблема союза.

Сюда, на первый с’езд крестьянской мо-
лодежи, приехали и партизаны из Парчев-
ских лесов, и молодежь из-под Варшавы, и
молодые крестьяне Люблинского воевод-
ства. Сюда пришли представители «Союза
борьбы молодых», организации польской
рабочей молодежи, студенты и много дру-
гих гостей.

О чем говорили молодые поляки на сво-
ем первом с’езде?

В довоенной Польше крестьянская мо-
лодежь не имела возможности учиться В
школах, польская санащия преследовала
молодежные организации в дезевне, поли-
ция запрещала собрания. Но молодежь
стойко защищала свои права. Когда нем-
цы захватили Польшу, молодежь заяви-
ла, что ке хочет жить в рабсгве у немцев.
Однако польское правительство, исходя
лишь из своих узких, эгоистических инте-
ресов, не только не организовало сопро-
тивления народа немецкой оккупации, но,
наоборот, всячески тормозило освободи-
тельное двяжение. Тогда молодежь пошла
в партизанские отряды и вместе с поль-
ским народом, наперекор воле и желаниям
предательского ‘эмигрантского правитель-
ства, начала беспощадную, истребательную
борьбу с немцами.

Теперь, когда Красная Армия вместе с
Польским войском освобождает Польшу,
перед молодежью стоят чевые задачи.
Молодым полякам нельзя сейчас медлить
или раздумывать хотя бы OEY лишнюю
минуту. Сейчас ‘решается судьба Польши.
Бои идут на польской земле. Каждый день
промедления несет гибель новым тысячам
поляков. Впереди — Варшава, Краков, По-
знань, впереди — десятки польских горо-
дов и деревень. Они ждут освобождения
от немецкого ига. Польская молодежь
должна сейчас мобилизовать все силы,
чтобы помочь Красной Армии и Польско-
му войску разбить и уннчтожить гитле-
ровские армин.

Немцы уже уничтожили пять миллионов
поляков и три с половиной маллиона поль-
ских евреев. Среди нах много юношей и
девушек. Сейчас немецкий губернатор
Кракова грозит польским патриотам же-
стокой расправой, если они не явятся с
повинной. Чем может грозить гитлеров-
ский людоед из Кракова? Майданеком?
Так поляки ке только знают Майданек, не
только видели, но и хорошо запомнили
его, чтобы расквитаться за лего с немца-
ма. Новыми пытками? Новыми тюрьмами?
Да разве Польша, вся порабощенная нем-
цами Полыша, не. есть гитлеровский засте-
нок Европы? Чем еше могуг грозить нем-
цы полякам? Нет таких казней, пыток, ис-
тязаний, которые бы не испытал польский

ПЕРЕХОД ПОЛЬСКОГО КОРПУСА БЕЗОПАСНОСТИ НА СТОРОНУ
ПОЛЬСКОГО КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

ЛЮБЛИН, 30 августа. (ТАСС). В поль-
ской печати в Люблине была опубликована
декларация командования польской военной
организации Корпуса’ безопасности (КБ). В
декларации говорится, что во имя создания
сильной независимой — демократической
Польши командование КБ приняло реше-
ние о своей полной поддержке Польского
Комитета Национального Освобождения.
Командир КБ полковник Тарнава и началь-
ник штаба этого корпуса полковник Равич
в своем обращении к генералу Роля-Жи-
мерскому сообщили о передаче ‘в его подчи-
нение всего состава КБ со всеми подразде-
лениями, а также’ о передаче командованик,
Польского войска всего вооружения и сна-
ряжения. :

Ha фоле последних событий в Варшаве
этот шаг командования КБ, несомненно
представляет значительный интерес пры
оценке положения в Польше. Корпус безо
пасности, созданный в 1940 г. по приказу
генерала о из остатков разбитых
польских йск, находился до событий в
Варшаве в составе так называемой Армин
краёвой, состоящей из сторонников поль-
ской эмигрантской клики. В КБ числилось
дс 2.500 офицеров, из них примерно 1.500
кадровых. Он об’единял ряд организаций:
«Скала», «Збройне вызволенье», «Союз
верхнесилезских повстанцев», молодёжную
организацию «Орлята», вспомогательную
службу женщин. В дни, предшествовавшие
событиям в Варшаве, командование КБ при-
яяло решение о выходе из состава так на-
зываемой Армин краёвой.

В беседе с представителями печати нол-
ковник Тарнава, касаясь причин, вызвавших
разрыв с группой авантюристов из АК (Ар:
мии краёвой), сообщил, что, будучи в Вар
шаве, он 25 июля получил приказ АК бы:
стро подготовить свои части к выступле-
нию. Уже до этого в Варшаве чувствова-
лась напряжённая обстановка. Немцы явно
готовились к новой расправе с населением.
Они ввели в горол две дивизии, которые п
всем признакам предназначались отнюдь не
для фронта. 28 июля немецкие оккупаци,,
онные власти издали приказ, категорически
запрешающий выезд автомашин за черту го-

рода. Пускаясь на авантюру в Варшаве, за-

НЬЮ-ЙОРК, 2 сентября. (ТАСС). Вид-
чый польский деятель д-р Пенжик опуб-
ликовал в детройтоком ежеведельнике
«Глос людовы» статью, в которой заявля-
ет, что польская эмигрантская военная
клика в Лондоне, возглавляемая Соснков-
ким, несет всю ответственность за преж-
девременное восстание в Варшаве.

«Варшава вновь пылает и вновь сра-
жается,— пишет Пенжик,—не по приказам
руководителей польского народа, а только
из-за преждевременных приказов военкой
клики, возглавляемой Соснковским. Это не
является борьбой за честь польского на-
рода. Это — борьба по политическим со-
ображениям для удовлетворения личного
честолюбия некоторых членов польского
эмигрантского правительства. Соснковский
отдал приказ о восстании. Он и его под-

чиненные не ждали приказа командующего
Красвой Армией, которая одна вправе оп-
ределять сроки и масштаб боев. Коман-

явил далее Тарнава, польское эмигрантское
правительство преследовало лишь политиче-
ские цели, полагая. что АК удастся захва-
тить польскую столицу. Оно рассчитывало
таким образом усилить позиции. Миколайчи-
ка, выехавшего в этот момент в Москву лля
переговоров. Тарнава указывает далее, что,
будучи не согласен с планом восстания, OF
покинул Варшаву.

Через посредство генерала Роля-Жимер-
ского, рассказывает он, я надеялся добить-
ся разговора с Миколайчиком и информи
ровать его, что восстание невозможно и что
необходимо сделать всё, чтобы не допустить
до восстания. Однако этот разговор не со-
стоялся, так Kak, по словам полковника
Тарнава, он и его сторонники в течелие
двух недель не могли перейти линию фрон-
та. Корпус безопасности принял решение о
переходе в подчинение генерала Роля-Жи
wepcxoro.

Как заявил Тарнава, он располагает све-
дениями, что. население Варшавы резко осу-
ждает политику эмигрантского польского
правительства, спровоцировавшего  крово-
пролитие в Варшаве ради своих эгоистиче
ских интересов. Разрыв Корпуга безопаз-
ности с Армией краёвой является новым по-
казательством провала антинародной поли-
тики польской эмигрантской клики. Он сзи-
детельствует о развале реакционной АК.
Вместе с тем он свидетельствует © все
болышем укреплении национального елии-

ства в освобождённой части Польши, где
вокруг Польского Комитета Национального

Освобождения и Польского войска сплачи-

ваютея национальные

силы.

Б связи с упомянутым обращением комал-
дования КБ генерал Роля-Жимерский из-
дал приказ, в котором устанавливается по-
рядок использования кадров бывшего Кор*
пуса безопасности и входивших в него под-
разделений и организаций.

В беседе с корреспондентом ТАСС гене-
pan Роля-Жимерский отметил важность
этого нового свидетельства национального
единства, подчеркнув, что Польское войско
получило новые значительные коятингенты
польских офицеров.

все прогрессивные

ПОЛЬСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ В США ОСУЖДАЕТ
КЛИКУ СОсНнОВСКОГО

‚дующий“военной организацией варшавско-
го подполья, подзиняющийся Соснковско-
`му, был обязан вступить в связь с поль-
ской армией, возглавляемой Роля-Жимер-
ским, и с командующим Красной Армией,
ожидать их приказов и согласовать свою
леятельность с операциями Красной Ар-
MHH.

Польские официальные лица в Лондоне
и в СПА хотели присвоить себе честь
освобождения Варшавы. Эти круги не со-
общали, что Бур не вступил в связь `с
Краской Армией. Они знали, что помогать
подпольщикам вооружением и продоволь-
ствием нельзя, так как у ‘них нет поса-
дочных площадок и так как материалы,
сброшенные с самолетов, могут попаёть к
немцам. Генералы из клики санации, воз-
главляемые Соснковсоким, несут ответ-
ственность за неудачу восстания, за из-
лишние страдания и муки народа Варша-
вы. Эти гекералы должны отвечать за
последствия». :

Выступления гг, Фр, Немеца и ген, Виеста на преес-конференщии

2 сентября руководители находящейся в
Москве чехословацкой правительственной
делегации для освобожденной территории
Чехословакии приняли представителей со-
ветской и иностранной печати. Выступив-
ший на пресс-конференции глава’ делега-
пии—уполномоченный чехословацкого пра-
вительства министр г-н Франтишек Немец
сделал сообщение о задачах и составе че-

народ от гитлеровских палачей. Теперь
пришел час расплаты с немцами.

В освобожденных районах Польши про-
ходит сейчас мобилизация в части Поль-
ского войска. Сотни молодых поляков
приходят каждый день ‘на призывные
пункты. Они заявляют о своем желании
с оружием в руках сражаться е вемцами
в рядах польской армии. Запача «Вити»—
помочь в работе призывных нунктов, по-
мочь. молодым полякам быстрее овладеть
военным мастерством и отправиться в бой
за полное освобождение Польши. Обо всем
зтом говорили делегаты с’езда.

Молодые польские патрноты должны,
говорили также делегаты с’езда, вести
большую работу среди населения, среди
крестьянства, раз’ясняя манифест Поль-
ского Комитета Национального Освобож-
дения, сплачивая вокруг Комитета как мо-
лодых поляков, так и весь польский Ha-
род.

Вместе с тем организации «Вити» дол-
жны вести среди крестьян, и в первую
очередь среди крестьянской молодежи,
массовую просветительную работу. С’езд
поставил перед «Вити» задачу — так по-
ставить дело, чтобы в каждой деревне бы-
ли клуб, школа, аптека. С’езд высказался
за введение бесплатного обучения в шко-
лах Польши.

Но выполнить эти и другие задачи
«Вити» сможет лишь при условии быст-
рейшего и полного восстановления союза.
Поэтому сезд избрал комитет, который
немедленно займется восстановлением ме-
стных организаций и проведением конфе-
ренций «Вити» в воеводствах и районах.

Выступивший на с’езде
Польского Комитета Нациовального Осво-
бождения Осубка-Моравский призвало мо-
лодых патриотов:

— Бульте еще организованнее, живите и
боритесь, как полные хозяева своей ‹стра-
ны, а мы обещаем вам разрешить все про-
блемы, волнующие и тревожащие поль-
скую молодежь.

Командующий Польским войском гене-
pan Роля-Жимерский ‘сказал делегатам
С’езда:

— Правительство, которое не опирается
на молодежь, не может быть народным.

Правительство, которое не помогает моло-
дежи в разрешении всех ее проблем, не
выполняет своего долга перед народом.
Вы, молодежь, —надежда и будущее Поль-
ши. Каковы наши задачи сейчас? Разгро-
мить вемцев, очистить от ных Польшу с
помощью великой союзнической Красной
Армин, с помощью народов всех об’еди-
ненных свободолюбивых наций, Помните,
что труд каждого из вас, как бы он ни
был скромен и незаметен, чужен народу,
особенно сейчас. Ваши братья, молодые
партизаны, помогали нам в Парчевских
лесах, помогают оки и в других местах.
Помогайте же и вы всеми силами, всеми
eek

орячие приветствия, °которыми с’езд
встретил появление председателя Поль-
дения Осубка-Моравского, генералов Ро-
ля-Жимерского и Завадского, министров
: Чзховского и Грубецкого, говорят о боль-

и

председатель

хословацкой правительственной делегации.
Затем г-н Немец ответил ‘на ряд поставлен-
ных ему вопросов.

Отвечая на вопросы, касающиеся послед-
них событий в Словакии, заместитель гла-
вы делегации дивизионный генерал Виест
рассказал об обстановке и ходе восстания
в Словакии против немецких оккупантов.

(ТАСС).

ших симпатиях, которые питает польская
молодежь к Краевой Раде Народовой и
Польскому Комитету Национального Осво-
бождения. . :

Буквально шквал оваций поднялся в за-
ле, когда делегация молодых воинов 1-го
Белорусского фронта вышла приветство-
вать Сезд`от имени советской молодежи.
В своей речи гвардии капитан Герой Со-
ветского Союза Новичков ‘сказал:

— Идет великая битва за осБобождение
польской земли, и в этой битве крепнет
дружба между советским и польским на-
родами. Дружба эта скрепляется кровью,
пролитой Hd польской земле воинами
Краской Армии и Польского войска.

Молодые поляки! Нам с вами предстоят
еще жестокае бои. Враг еще топчет поль-
скую землю, сжигает и разрушает города
и села, убивает наших соотечественников.
Поднимайтесь все, как один, на решитель-
ную борьбу, дружно идите ча призывные
пункты, вступайте в ряды славного Поль-
ского войска! ;

Молодые свободные граждане Польши!
От всей души желаем вашему союзу
успехов по об’единению всей польской мо-
лодежи, по быстрейшему возрождению
сильной и независимой Польши.

Новая буря аплодисментов, возгласы:
«Нех жие дружба советского и польского
народов!», «Нех
дежь!» покрыли
Новичкова.

А когда в зале, наконец, наступила ти-
пщна, полковник польской армии Равич
вышел вперед. и сказал, обращаясь к де:
легатам:

— Вы видели сейчас перед собой бога-
тырей русских, освободителей земли поль-
ской. Честь им!

— Честь им! Честь им!
прогремел зал. :

C’esaq послал приветствия Верховному
Главнокомандующему Маршалу Советско-
го Союза Сталину, премьер-министру Ан-
глии Черчиллю и президенту США Руз-
вельту.

В заключение с‘’езд принял обращение к
крестьянской молодежи Польши и про-
грамму, в которой говорится, что «Вити»
горячо приветствует дружбу советского и
польского народов и стоит за еще боль-
шее укрепление едиЕства славянских на-
родов и всех Об’единенных наций. «Вити»
полностью поддерживает Краевую Раду
Народову и Польский Комитет Нацио-
нального Освобождения.

„.Когда в заключение ансамбль красно-
армейской песни и пляски 1-го Белорус-
ского фронта исполнил польский нацио-
нальный гимн «Еще Польска ее сгинела»,
весь зал поднялся в едином порыве. До-
статочно было видеть сверкающие глаза
молодых поляков, которые впервые за
пять лет громко и свободно пели свой
гимн, достаточно было видеть пх вдохно-

носледвие слова тов.

Честь им! —

-сскретариат — Д 3-36-89 и д331-79;
отдел литературы и искусства—

зенные лица, чтобы сказать: да, ‘польская
молодежь вновь возродилась к сзободной,
демократической жизни, к борьбе за но-

вую Польшу!
О. ЧЕЧЕТКИНА.
Люблин,
  Польша.

сте::ографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.
Типография газэты «Правда» имени Сталина.

* Составали

<

Чтобы разгадать кроссворд, надо все
квадраты заполкить буквами, чтобы по’ го-
ризонталям и зертикалям получить слова
следующего значения, .

По горизонтали:

7. Музыкальнс-вокальное произведение.
8. Великий математик и механик древно-
сти. 9. Персонаж пьесы А. М. Горького.
12. Сорт ткани. 13. Задняя часть судна.
#5. Город -в СССР. 17. Река в СССР.
20. Галерка. 21. Специально оборудован-
вый пункт остановки транспорта. 23. Муж-
ское имя, распространенное во Франции.
96. Князь Киевской Руси. 27. Город во
Франции. 28. Выражение боли. 30. Инди-
видуальное музыкальное исполнение. 32.
Город в Норвегии. 33. Известный компо-
зитор, автор оперы «Фауст». 34. Водово-
рот на реке 37. Архитектурное сооруже-
ние. 38. Старинная крепость на берегу

жие советская моло-.

отдел пропаганды и агитации —`/1 3-37-29; комсомольской жнани —
Д 3-31-94; отдел информации—Д 3-33-49; военный 1 3-36 24;

Дона. 39. Советский карикатурист. 44. Ле-
стница на судне. 45. Сатирическое произ-
зедёние. 46. Известный оперный компози-
тор. 49. Вид литературного произведения.
50. Возвышевность. 52. Персонаж истори-
ческой поэмы А. С. Пушкина. 53. Газообраз-
ное состояние, в которое перешло жидкое

капитан КУРТИЙ и капитан ФИЛИН.

или твердое тело при испарении, 56. Город во

По вертикали:

1. Независимо от опыта. 2. Событи,
момент, от когорого ведется летоисчисление,
3. Парусная спортивная лодка. 4. Река
в СССР. 5. Вечер с танцами. 6. Рус.
ский композитор. 10.  Долговременная
огневая точка. 11. Город и станция
под Ленинградом. 14. Роман А. М. Горь:
кого. 16. Наркотическое средство. 18. Про.
узведение М. .Ю. Лермоктова. 19. Об’яв
ление. 22 Популярный литературно-хухо-
жествензый журнал в старой России. 4,
Историк Древней Греции. 25. Основопо-
ложник  военно-полевой хирургии. 29,
Часть собрания сочинений. 31. Отверстие
в палубе корабля. 35. Прием боя. 36. Ге:
рой фантастического романа Жюль-Верна,
37. Хранилище старых докумеетов. 40,
Место для спортивных занятий и состяза.
ний. 41. Государственное учреждение. 4%,
Река в Италии. 43. Французский поэт,
 17. Шифр. 48. Произведение Н. В. Гоголя.
El. Свозобпазный условный язык. 52. Пт
ца. 54. Женское имя. 55, Река в Польше,

Отвечайте метко

$2 Кто был первым русским драма-
тургом и директором первого рус-
ского театра?

5: Есть ли такие деревья, которые
боятся воды? ;

2 Почему в железнодорожной
практике для остановки поезда при-
нят красный цвет?

3 Чьи это слова:

«О русска грудь неколебима!

Твердейшая горы стена,

Скорей ты ляжешь трупом зрима,

Чем будешь кем побеждена.

Не раз в огнях, в громах, средь

‚бою,

В крови тонувши ты своей,

Примеры подала собою,

Что Россов в свете нет храбрей...»

о
Знаете ли вы?

— Что впервые воздушную бом-
бардировку применили австрийские
войска, осаждавшие Венецию B
1849 году. Пользуясь попутным вет-
ром, они пускали на город воздуш-
ные шары, к которым подвешивали
традцатихилограммовые разрывные и
зажигательные бомбы.

— Что население земного шара
составляет около двух миллиардов
человек.

— Что Ленинград расположен се-
вернее Камчатки.

— Что в знаменитой картине Репи-
на «Мван Грозный убивает своего
сына» лицо жертвы написано с из-
вестного русского писателя В. Гар-
шина.

— Что чайка на занавесе Москов-
ского Художественного театра поме-
щена в память блестящего успеха
льесы Чехова «Чайка», поставленной
Художественным театром в 1898 го-
ду.

— Что обычай снимать средние

#
&

$

#

#

11.

ОТВЕТЫ

На викторину «Отвечайте метко»

«Война и мир» — так называются роман

Л. Н. Толстого и позма В. В. Маяковского.

Гелий — газ, которым’ наполняют аэроста.

ты и дирижабли. В 1868 году он был обнаружеи
на солнце с помощью спектроскопа и только че
рез 13 лет найден на земле.

Романс М. И. Глинки «Не искушай ме

без нужды» написан на слова Е. А. Баратык
ского. ws

32 Звезда — это раскаленное светило, испус:
кающие лучи, а планета—темное, остывшее тело,
отражающее солнечный свет.

$ Сразу из твердого в газообразное состояние
переходит так называемый «сухой лед»—твердая
углекислота.
снегообразную массу, имеющую температуру м!
ус 78 градусов.

Он представляет собой твердую

‹..Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой».

(Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»,

Северный полюс лежит на уровне моря, &

южный — на высоте 2765 метров, поэтому темпе:
ратура воздуха на Южном полюсе ниже,

$ Берегов не имеет Саргассово море. Оно пред
ставляет собой часть Атлантического океана,

На ребус

«Мускул шлифуй, спорт! Тело к борьбе крепи?»
Эти строки принадлежат В. В. Маяковскому.

На чайнворд «Спорт»

1. Футбол. 2. Лидер. 3. Рекорд. 4. Диск. 5. К!
ток. 6. Кик. 7. Кубок. 8. КЪосс. 9. Сет. 10. Тренер.
Реванш.
15. Мяч.
19. Турнир. 20. Ринг. 21. Гонг. 22. Гол, 23, Лен.
точка. 24. Атлет. 25. Трюк. 26. Капитан, 27. Нас\
28. Толчок,
32. Велосипед. 33. Дуплет. 34. Трек. 35. Крикет.

12. Шест.
16. Чемпион.

14. Слалом,
18. Спурт

13. Тонус.
17. . Насос.

29. Корнер. 30. Раунд. 31. Драйв.

уборы при встрече возник в средние   36. Тур. 37. Рапира. 38. Аут. 39. Турник. 40. Кор .

века, когда рыцари снимали шлемы в
знак доверия. i

вурнал «Cmeman

Вышел из печати и рассылается подпис-
чикам № 14 литературно-художественного
и общественно-политического журнала
«Смена». Е

Столетию со дня рождения великого. рус-
ского художника И. Е. Репина посвящена
напечатанная в номере статья академика
Игоря Грабаря «Гениальный живописец».

В номере помещены также рассказ Бо-

отдел — Д 3-36 24; нисем — Д 3-30-69;

Д 3-31-39; отдел рабочей молодёжи —

41. Тайм. 42. Молот. 43. Трамплин. 44. Ничья.

145. Ядро. 46. Офсайд. 47. Дубль.

No 14

риса Лавречёва. «Навзикая»; продолжение
повести Льва Никулина «Золотая звезда»,
фельетон В. Карбовской «Загадочная нагу“
ра», очерки и статьи В. Викторова «Дерев-
ня Чернушки», Вл. Орлова «Гость с Дона»,

инж. А. Морозова «Оружие мо rae
материалы. г о

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЗЕГИЯ.

д 3-31-9 .
иллюстрации — Д 330-920  ‘sie

Изя. № 502.

=
Франции. 57. Болезнь. 58. Грузовое судно, pe