к
=

=...

‚< И сетодия, спустя четверть века © того

он.
a =, как седые волны реки Урал скрыли от — Нет, Василий Иванович, — отвечаю, —
< Чапаева, сегодня, когда советский на-

he вспоминаем легендарного Чапаева.

<

¥

t

< Иорке показалась кояная ‘лавина белых. <
УЛ обнаженные сабли зловеще сверкали на   Ворил серьезно и тут же направился к гау
‚Ролнце, Белые устремились в атаку; И вот
S33 этот напряженный момент я услышала по-

Молодые шахтеры Кузбасса взяли обязательство — добыть за год во внерабочее

время 500 эшелонов угля. Они с честью

выполняют свое слово. Комсомольцы

шахты «Полысаевская» треста «Ленинуголь» Уже выдали на-гора сверх плана

свыше трех тысяч тонн. угля. На снимке

(справа налево): комсомольцы шахты

«Полысаевская» Иван МАЙОРОВ — начальник комбината рабочего образованкя,
Валечтина АНЦЕВИЧ — секретарь комсомольской организации шахты, Антонина
СПИРИНА — вахтер; Александр ПОЛЯНСКИЙ — маркшейдер, Геннадий НОВО-

{ СЕЛОВ — ученик маркшейдера.

Фото А. ФАТЕЕВА. (ТАСО).

УЛУЧШИТЬ КОМСОМОЛЬСКУЮ РАБОТУ
_В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ
И ШКОЛАХ $30

На собрании комсомольского актива Куйбышевской области

В Куйбышеве состоялось собрание ком-
OMOIBCKOTO актива ремесленных, железно-
дорожных училинг и школ ФЗО области. С
докуадом о мерах по улучшению работы
50% учных комсомольских организаций в
уччищах и школах 230 выступил cexpe-
тарь обкома ВЛЕСМ тов. Каймов.

За голы войны в области подготовлено
05010 55 тысяч мололых рабочих. В учеб-
ых мастерских силами учащихся изготов-
‘eno продукции на 250 миллионов рублей.
“SAMY помощь в воспитании учащихся
` аказывает комсомол. Вомсомольцы показы-
вают пример в учебе, в поведении.

Но зачастую работа комсомола в учили-
щах и школах O30 Ree еше строится в от-
рыве от задач, разрешаемых мастерами, пре-
ползвателями и русоволителяяи учебных
заведений.

Ва многих учалищах и школах слабо
поставлена военно-физкультурная работа.
редко проводятся массовые военные игры,
физкультурные соревнования, Все это сви-
детельствует 9 нелостаточном руководстве
первичными организациями ремесленных
‘училищ и школ 930 со стороны райкомов,
торкомов ВЛЕСМ.

Докладчик указал, что в заботе област-
ного управления трудовых . резервов также
имеются большие недостатки. В частности

ии ——/—АА——_——_-

здесь увлекаются проведением смотров, сле-
тов и прелают забвению повседневную чер-
вовую работу в учалишах, в группах.

Выступившие на активе тт. Нартман,
Бабикоза (Чалаевский горком ВЛАСМ), Ва-
вильез (Кировский райком ВИКОМ Куйбы-
шева) и другие также критиковали област-
ное управление труловых резервов.

Тов. Зинина (секретарь комитета комео-
мала Сызранекого железнодорожного узла)
поделилась опытом организапии социали-
стического соревнования, борьбы за повы-
шение ‚произволительноети труда учащихся
в школе Ф30` № 31.

Тов. Грачез, заместитель начальника 00-
ластного управления трудовых резервов по
политчаюти, считает справедливой критику
работы управления. Ho он  прегявляет
счет комсомолу Куйбышева. Он указывает
ка то, что горком а райкомы ВЛКСМ слабо
руководят комсомольскими ортанизациями
училащ и школ. O30.

В работе актива принял участие секре-
тарь обкома ВКП(б) тов. Чезнышев,

Областной комсомольский актив наметил
конкретные меры по улучшению работы
первичных комсомольских организаций в
ремесленных училищах и школах O30.

И. БУРОВ.

Героини «Уральской кочегарки»

В начале этого года на шахту № 4-6
пришло письмо с фронта,

«bon нашего’ подразделения, — писал
фронтовик  Фелор Потапенко, — недавно!
узнали 0 трудовой доблести славных гор-
„нячек ‘бригалы “Кати  Похорвановой. * Опа-
ибо вам, родные! В честь вашего вамо-
отверженного труда, во’ славу Отчизны мы
дали артиллерийский залп и разрушила
вражеский ASOT с пулеметной установкой.

‚ Честь и слава вам, патриотви!»
== В те дни девушки из бригады молодой!
торнячки Кати Подорвановой только осваи-
вали новое для них дело. Фронтовое опз-
_ вибо окрылило девушек.

Было решено’ по примеру московских
комсомольцев высвободить из бригады пять
девушек и созлать на птахте второй жен-
ский коллектив. Руковолить новой брига-
той комсомольская организация поручила
молодой горнячке Алексанлое Солдатовой.
Векоре в забоях шахты^ разгорелась горя-
чая борьба за первенство между двумя
женскихи бриталами.

С тех пор прошло много лей, по на
махте не помнят случая, чтобы участок,
на котором работают девушки, не выпол-!

Нил государственного задания. Ежелневно
на тоске почета против фамилии Полорва-
новой и ее подруг нормировщик выводит
Бруглую пиру «200».

Пример молодых ‘патриоток подхватили
многие девушки” “ «Уральской  кочегаркя».

На соседней шахте № 22 во главе
23 молодых торнячек стала знатная ста.
хановка Надежла Лоза. За три месяца a
бригада выросла в замечательный шахтер-
ский коллектив, дающий Pomme сотни!
тонн угля ‘сверх плана. Многие члены!
бригалы стали ударнипами и стахановка-
ми, а восьми из них присвоено почетное
звание мастеров угля первого и’ второго
классов. При плане в 18 вагонов бригада
Належлы Лоза ежелневно вылает на-гора
25—30 вагонов угля.

же

Сойчае на шахтах Колейска работают
15 женских мололежных бригад. 323 де-
вушки ежедневно спускаются в забой
шахт, чтобы добывать драгоценное топли-
во для родной страны; :

И, ЛЕРНЕР.

Гор. Копейск Челябинской области.

советско-Финских

отношениях

25 августа финский посланних в Стовгольме г. Гринпенберг вручил советскому.
посланнику А. М. Коллонтай следующее заявление финского министра иностранных.
дел г. Энкедя:

«Имею честь довести до Вашего сведения, что президент Финской республики
и Финское Правительство уполномочили министра Финской республики в Стоктольме
г-на Гриппенберга через Ваше. посредство обратиться к Советскому Правительству
с просьбой, чтобы Москва приняла финскую ‘правительственную делегацию, чтобы
хоговориться о перемирии или заключении мира, или 0 том и другом, между Фин-
ляндией и Советским Союзом». :

Кроме того, г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай вербальную ноту, в кото-
рой было сказано, что президент Финской республики «17 августа заявил фельдмар-

wary Кейтель, который посетил его по поручению германского рейхсканилера, что.

он не считает себя связанным тем соглашением, которым прежний президент Рюти
обязался в отношении германского правительства».

В связи е этим Советское Правительство поручило А. М. Коллонтай передать
29 автуста’ Финскому Правительству следующее:

«Советское Правительство может принять делегацию Финского Правительства
лишь в случае принятия Финским Правительством следующего предварительного
условия:

Финское Правительство должно публично заявить, что оно разрывает отношения
© Германией, что оно прех’являет Германии требование о выводе Германией воору-
женных сил из Финляндии в течение 2-х недель со дня принятия Финским Прави-
тельством настоящего предложения Советского Правительства и во всяком случае
ие позже 15 сентября с. г. и что если Германия не выведет своих вооружённых сил
в указанный срок из Финляндии, то’ немецкие вооружённые силы будут разоружены
и переданы союзникам в качестве военнопленных.

Если Финокое Правительство выполнит настоящее предварительное условие, то
Советское Правительетво согласно принять в Москве делегацию Финского Празительства
для переговоров о перемирии или о мире, или о том и другом вместе». es

lpn stow r. [paunembepry Ona0 cooimeno, 170 macrosmui ответ Советекого Прави-
тельства согласован с Английским Правительством и не встретил каких-либо замечаний
со стороны Правительства США. .

2-го сентября г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай обращение финского пре-
зндента Маннергейма. В этом обращении финский президент заявляет, что Финское
Нравительство ещё до передачи ответа на предварительное условие Советского Прави-
тельства предлагает, чтобы Финлянлия сама провела в жизнь добровольную эвакуапию
или интернирование германских войск па одной (южной) части финской территории.
Кроме того, в обращении финского президента предлагается на определенной (южной)
части фронта прервать военные действия и отвести.на этой части фронта финокле
войска на советеко-финскую границу 1940 года, соответственно ‘передвинув также
советские войска на эту линию.

В тополнение к этому г. Гриппенберг заявил, что требуемое Советским Празитель-
ством заявление Финского Правительства о разрыве < Германией будет сделано после
‘получения от Советского Правительства ответа на обращение финокого презилента.
Ерюме того, г. Гриппенберг заявил, что финны готовы принять участие также в опера-
ции по предлагаемому разоружению немецких войск в северной части Финлянхии, в
‘хотят договориться в Москве о координации и помощи в этом деле с советским военным
командованием.

На последнее фипокое заявление Советское Правительство дало ответ 3 сентября.
В этом ответе сказано, что Советское Правительство настаивает на принятии Финеких
Правительством указанного вытне предварительного условия, а именно: Финстое Прави-
тельство должно публично заявить, что оно разрывает отношения с Германией и тре-
бует вывола немецких войск из пределов Финлянлии не позже 15 сентября, причем
в случае невывода германских войск из Финляндии в установленный срок немецкие
войска будут разоружены и переданы союзникам в качестве военнопленных. В совет-
‘ском ответе сказано также, что если Германия не выведет своих войск из Финляндия
до 15 сентября, то Советское Правительство согласно оказать помощь финской арнип
в деле разоружения немецких вооруженных сил. При этом Советокое Правительство
согласилось на то, чтобы прекратить военные действия на предложенной Финским Пра-
вительством южной части фронта, если Фипсгое Правительство выполнит указанное
выне предварительное условие. Советское Правительство высказалось за то, что все
остальные вопросы должны быть разрешены во время переговоров о перемирия.

ИНФОРМБЮРО НАРНОМИНДЕЛА СССР.

К советско-финским отношениям

1. В почь на 4 сентября Флвекое Правительство сделало заявление по ради,
в котором сообщило, что Финляндия приняла вызвинутое Советским Правительство
нредварительное условие о разрыве отношений е Германией и о выводе германових
войск из Финляндии че нозднее 15 сентября. = ,

2. Одновременно с заявлением Финского Правительства о принятии советского
предварительного условия, фивокое военное Главнокомандовантие об’явило о прекраще-
HUH военных действий на воем участке расположения финских войск с 8 часов утра
4 сентября.

3. В связи с принятием Финским Правительством предварительного условия Co-
ветокого Правительства, Советское Верховное Командование приказало прекратить

‚  военные действия на участке расположения финских войск с 8 часов утра 5 сентября.

HAP O Kil i

Сегодня исполнилось 25 лет, как на боевом посту погиб герой гражданской
войны В. И. Чапаев. Автор статьи, публикуемой ниже, М. А. Попова — пулемёт-
в чапаевской дивизии, известная молодёжи под именем Анки ‘из кинофильма
«Чанаев». : } Г

Есть имела, которые навечно остаются в
памяти народа. В числе их — имя Васнлия

Он подошел ко мне.
Ивановича Чапаева.

не видела...

ди его Красная Армия героически защи-  .

.цают честь и свободу нашей Родины от не-

мецких захватчиков, мы особенно тепло

Тысячи

<: паевцев в боях с немецко-фашистскими за-
^ отчиками воскресили славу своего начди-
за, его полков. Мы помним, с какой отвагой
и талантом защищал Москву от немецких
захватчиков генерал Панфилов; сражаясь в
чапаевском отряде, он глубоко воспринял
чапаевское военное мастерство и спустя два
десятка лет с новой счлой проявил его ла
ратном поле Подмосковья.

# **

В детстве и юности Василий Чапазв  про-
шел суровую жизненную школу. Безысход-
ная бедность не позволила ему учиться да-
Же в начальной школе, и он постоянно со-
жалел о недостатке знаний. Но. никакие
невзгоды не подавили в нем стремления к
знаяиям, Он много читал, знал биографии
русских народных героев-—Степана Разина
и Емельяна Пугачева. Он изучал путь Anex-
сандра Суворова и восторгался им. Его унн-
верситетом была, наконец, сама жизнь,

Сегодня в памяти живо встают встречи
© Чапаевым.

то было под Уральском, Белогвардей-
ские части осаждали город. Они обрушива*
Ли на чапаевцев сильный огонь. Вдали на

Василий Иванович ЧАПАЕВ (1919 год).

-—- Ну, какой же ты вояка!  Иди-Ка сюлз..

давал команду. Шрапнель и картечь коси-
ли вражеские ряды. Белые не выдержали
такого огня и повернули вспять, Но вот по-
ползли на Нас бронемашины, И они были
встречены меткими выстрелами, Две броне-
машины встали, словно вкопанные, ;

Eme mur — и в бой вступила чапаевская
конница. Сильные кони большими‘ прыжка:
ми, словно на’ крыльях, перелетали через
окопы, через людей, устремились вперед.

Так было всегда; где особенно напряжен-
ное положение —там Чапаев, где Чапаев —
там победа.

Восемь суток сражались -полки Чапаева

зади своего окопа, гле лежала за пулеме-
том, топот коней. Я на миг оглянулась, К
нам во весь опор скакал Чэпаев с группой
всадников. Вблизн моего окопа он осадил
разгоряченного коня и легко спрыгяул ©
седла. Как всегда, подтянутый, собранный,
он был, казалось, спокоен, Рядом с ним
стоял командир артиллерийского дивизиона
Николай Хлебников (ныме генерал-полков-
ник артиллерии, кавалер многих орденов).
Быстрым взглядом Чапаев оцелил обстанов-
ку и приказал Хлебникову немедленно вы-
двинуть батареи на передний край, встре-
тить конницу белых картечью.

под Бугурусланом ‘против отборных колча-   свои силы, Но... с тыла его дивизин угро-

истории войн известна только одна руко-
пашная битва, которая была более длитель-
ной, — это бой на Бородинском поле в 1812
году. 25-я дивизия, которой командовал Ча-
‚ паев, разгромила под Бугурусланом две ди-
визии — весь 6-й корпус — белых и про-
рвала фронт Колчака.

Темной ночью подошли к реке чанаевцы,

кем-либо из своих многочисленных друзей,   Мост взорван. Бесшумно люди соорудили

небольшой паром, и часть бойцов незаметно

— Видела, как снаряд летит? — спросил   перебралась на другой берег,

И вдруг в ночной тишине ударили вра-
жеские пулеметы. Заработала артиллерия.
Чапаевцы плотней прильнули к родной
земле, a ь

— Чапаевцы не отступают! — любили по-
вторять бойцы. Жестокая перестрелка не
умолкала до. рассвета. Пулеметы захлебы-
’вались длинными. очередями, вдали гулко
бухали. пушки, а на берегу с грохотом

рвались снаряды, взвивались снопы пла-
мени. На рассвете вступила в бой на-
ша артиллерия, Пушки ударили пря-
мой наводкой по пулеметным  гнездам
врага. И вот настал момент решительной
‘атаки, Конница и пехота пустились вплавь.
  Не было той силы; которая’ смогла бы сло-
мить чапаевцев!

После изнурительных боев под Бугуру-
сланом чапаевцев празднично встречали жи-
тели села. Нарядно одетые женщины и де-
вушки на улице угощали бойпов молоком, В
это время с пригорка в деревню неторопливо
в’ехали всадники. Среди них люди мгновен-
но узнали Чапаева. По его взгляду легко
было заметить, что он нечеловечески устал.
По лицу катились’ крупные капли пота,
оставляя следы на, запыленных щеках. Его
сейчас же обстунила толпа, Высокая кре-
стьянка налила из кринки кружку теплого
молока и поднесла ее Чапаеву, Он вы-
пил и, возвращая кружку, сказал:

— Спасибо. Спасибо вам...

Его голубые глаза оживились. Он обра:

Я подумала, что Чапаев шутит, но оя го-   тился к сбежавшимся красноармейизм:

— А вам, товарищи бойцы, спасибо за

бичной батарее. Василий Иванович сам по-   удалый бой. Сегодня мы доложим нашему

командарму тов. Фрунзе, что приказ коман-
дарма мы выполнили с честью. Мы уничто-
жили целый корпус армии белого генерала
Ханжина!

С непередаваемым восторгом приветство-
вали боевого командира и жители и бойцы.

Слава Чапаева, казалось, летела на кры-
льях, передавалась ‘от города к городу, от
села’ к селу. Рабочие и крестьяне сотнями
шли к нему в отряды и полки, помогали во
всем, Когда Чапаеву стало известно, что
армия белых собирается наступать, он ре-
шил упредить их удар. Чапаев замыслил
дерзкий план — бросить против белых все

Даже в такую горячую минуту Василий   ковских частей. Рукопашная схватка дли-   жала большая группировка уральских бело-
Иванович находил возможность пошутить с! лась пять часов непрерывно. До сих пор в] казаков. Чапаев нашел выход и из этого тя-

желого положения. К вечеру на взмылен-
ных конях, он приехал в Пугачевск, нахо-
дившийся в нескольких километрах от фрон-
та. У здания уездного комитета партии ему
встретилась толпа рабочих. Они узнали
своего земляка и обратились к нему:

— Василий Иванович, как у тебя там на
фронте? Остановишь белых? О нас не забы-
вай; скажешь, — все, как один, пойдем,

‚— Все пойдете — кто же в тылу оста-
нется? — улыбнулся Чапаев. — А ваша по-
мощь, ребята, мне нужна, За тем и прие-
хал...

Буквально через час после совещания в
укоме партии к станция бежали люди ©
оружием. Несколько сот рабочих погрузя-
лись в эшелон и отправились на фронт. Этот
наскоро сформированный отряд сдерживал
уральских белоказаков, а тем временем ча-
паевская дивизия наголову разгромнла oc-
новные силы белых.

Все оперативные и тактические замыслы

Чапаева строились на быстрой подвижности
его полков. Немало суворовских приемов
было в тактике Чапаева.
о Он любил наносить врагу неожиданные
удары. Перед наступлением приезжает в
коляске Василий Иванович в Бузулук, яв-
ляется к коменданту города и говорит:

— Завтра моя дивизия будет в городе.
Квартиры готовы?

— Готовы, — отвечает комендант.

— Где?

`— На окраинах города расположим...

Чапаев вскипел:

— Почему на окраинах? Разместить в
центре! Запомните, завтра‹ полки будут
здесь. р

В центре города поднялась суматоха —
искали квартиры чапаевцам. Все население
узнало о прибытии дивизии. Узнали об этом
и в стане врага, на это хитро рассчитывал
Чапаев. Но в ту же самую ночь, в совер-
шенно ‘другом ‘месте полки Чапаева всей си-
лой ‘навалились на врага. И сколько было
таких случаев, когда чапаевцы заставали
противника врасплох, били там, где их мень-
ше всего ожидали!

++

Нынешние дни суровых военных ислыта-
ний особенно роднят нас с народным героем
Чапаем. Его характерные черты — лю-
бовь к Родине, к народу, преданность боль-
шевистской партии — ‘восприняло молодое
поколение. Ведь не случайно и в Белорус-
сии, и на Украине, и в лесах Карелии де-
сятки партизанских отрядов присвоили себе
имя Чапаева;

Образ легендарного героя гражданской
войны В. И. Чапаева сопутствует бойцам,
офицерам и генералам Красной Армии в 69-
ях против немецко-фашистских захватчи-
ков -—— злейших врагов нашего Отечества.

М. ПОПОВА.

Выступление премьер-министра
Финляндии Хакцелля по радио

СТОКГОЛЬМ, 3 сентября. (ТАСС). В

ночь на 3 сентября премъер-мивистр Фин-

ляндии Хакцелль выступил по радио co
следующим заявлением: } : а
Уважаемые граждане! Сегодня вечером
финский сейм на закрытом заседаний‘ рас-
смотрел вопрос © перемирия между Фин-
ляндией и Советской Россией. Этот вопрос
занимал. финское правительство непрерыв-
но в течение всего истекшего полугодия.
Резкое обострение политической и военной
обстановки за последнее время потребова-
лэ) от правительства внозь поставить этот
‘вопрос в сейме. С того момента, когда
сейм последний раз рассматривал предло-
жение правительства о перемирии, военно-
политическая обстановка Финляндия резко
азменилась к худшему. :
Еше в ‘апреле текущего года линия ва-
шего фронта находилась далеко за преде-
лами старых государственных границ. В
июне, в результате веблагоприятных. для
нас военных событий на Карельском пере-
июйке, ваша оборона оказалась прорванной.

Несколько позже в Восточной Карелии мы

были оттеснены к предвоенной погранич-
ной линии. После высадки союзных войск
в Северной и Южной Франпим Германия,
потерпев ряд крупных поражений, вынуж-
дена сейчас оставлять во Франции оли
оккупированный ею район за другим. Та-
кая же неблагоприятная военная обстанов-
ка сложилась для Германии ив Италии,
где немецкие войска оттеснены ‘далеко на
север страны. На Балканах ‘Германия уже
лишилась двух свойх союзников.

Советский же Союз. наоборот, в резуль-
тате непрерывных военных успехов, в ос-
HOBHOM вновь овладел свокми прежними
государственными границами. Германия
вследствие создавшейся для нее исключи-
тельно тяжелой военной обстановки уже
це в состоянии оказывать нам военную по-
мошь в нужных масштабах. Сейчас она
сама остро нуждается в войсках для за-
шиты собственной территории. Немцы, как
известно, отозвали уже значительную часть
своих войск © нашей территории; послан-
зых ранее на помощь Финляндии. В ар-
мии многие утразили уже веру в победу
Германии. .

Нынешняя неблагоприятная обстановка в
Прибалтийских странах свидетельствует о
том. что Германия фактически находится
накануне потери всего южного побережья
Финского залива, имеющего большое стра-
тегическое значение как для Германии, так
й для Финляндии. G германской точки зре-
вия, финский фровт не представляет в дан-
вый момент большого интереса. Для Фин-
ляндии же это означает, что она осталась
одна против во много раз превосходящего
по своей мощи врага.

В течение трех лет мы честно несли
бремя братства по оружию с Германией,
поскольку совместная военная борьба от:
зечала до определенного момента  интере-
сам оборовы нашей страны. Наше свогла-
шение с Германией от 1941 гола носило
лишь исключительно военный характер.

Новый президент республики, присту-
пивший около месяца тому назал к испол-
нению своих обязанностей по управлению
страной, отказался признать военное со-
глашение, заключенное в текущем году
между Финляндией и Германией. Как из-
вестно, это соглашение, подписанное быв-
шим президентом республики, не было рас-
смотрено и утверждено сеймом. Таким 0б-
разом, фактически оно являлось лишь лич-
ным обязательством бывшего президента
перед Германией. Сейчас, когда в нашей
стране имеется другой президент и новое
правительство, указанное соглашение по-
теряло силу, о чем правительство довело
до сведения германского правительства.

Взиду этого и вследствие ухудшения по-
ложения Финляндии, президент республи-
ки и правительство решили вновь поста-
вить в сейме вопрос о выходе Финляндии
из войны. Сейм рассмотрел предложение
правительства о разрыве отношений с Гер-

Примечание ТАСС. Как это видно a3
публикуемого сегодня сообщения Информ-
бюро Наркоминлела СССР, в речи премь-
ер-министра  Финляндни г. Хакцелля
имеется ряд существенных изврашений
фактов. — :

Во-первых, Хакцелль не точео изложил
ссдержание советского ответа от 29 авгу-
ста на финское предложение от 25 авгу-
ста. Хакцелль не сказал о требовании Со-
ветского правительства ‘разоружить гер-
манские войска и передать их союзникам в
качестве военнопленных, если немецкие
войска не уйдут из Финляндин ло 15 сен-
тября. :

Во-вторых, предложение Советского
правительства, чтобы финское  правитель-
ство заявило о разрыве отношений с Гер-
манией н об указанных выше мерах в отно-
шений немецких войск, находящихся в
Финляндии, ‘является предварительным
условием, Хакцелль даже не упомянул об

манией и установлении контакта с Совет=
ской Россией с целью заключения переми-
рия. Приняв решение о необходимости за-
ключить перемирие, сейм поручил прави-
тельству приступить к практическому раз-
решению этого вопроса. Через специаль-
ную делегацию мы поставили в извест-
ность Германию о всех неблагоприятных

‘условиях, создавшихся в современной об-

становке для Финляндии. Ясно. что ’обе
стороны должны ‘сделать из этого для себя
соответствующие выводы.

Ввиду изменения - военно-политической
обстановки для нашей страны и большого
стремления нашего нарола к миру прави-
тельство сочло своим долгом установить в
возможно кратчайший срок контакт с Co-
ветским Союзом. В соответствии с этим
правительство направило 95 августа с. г.
письмо нашему посланнику в Стокгольме
для передачи его советскому послу в
ЧНвеции. В этом письме мы указали, что
Финляндия просит Советский Союз возоб-
вовить переговоры о заключении переми-
рия, а затем и мира между Финлянлией и
СССР.

29 августа советское посольство в Сток-
гольме передало ответ Советского прави-
тельства, в котором говорилось:

Финляндия должна порвать свои CTHO-
шения с Германией;

Германские войска должны быть выве-
дены из Финляндин в 2-недельный срок,
не позднее 15 сентября.

Советское правительство разрешило от-
править финскую мирную делегацию в Мо-
скву.

Я должен заметить, что эти требования
Советского правительства согласованы ©
Англией и одобрены США,

Получив эти условия, финское прави-
тельство немедленно внесло их на рассмо-
трение сейма. В соответствии с решением
сейма, правительство Финляндии обрати-
лось к германскому правительству с тре-
бованием вывести в двухнедельный срок
свои войска с территории Финляндия. Од-
новременно с этим Финляндия обратила
внимание Германии на недопустимость в
дальнейшем использования нашей террито-
рии. немецкими войсками.

Уважаемые и дорогие граждане, таковы
в общих чертах те предпосылки, на основа-
нии которых мы снова решительно вступи-
ли на путь выхола из войны. Таким обра-
зом мы уже предприняли первый паг в пе-
лях достижения мира между нашей стра-
ной и ее великим восточным соседом. Мы
еше не знаем, какие условия
прел’явит нам Советский Союз. В этих
условиях, вероятно. найдут свое отраже-
ние предшествующие советские мирные
предложения. Я не могу не отметить, что
нам не пред’явлено требования безогово-
рочной капитуляции.

Я знаю, что у нас найдется немало лю-
дей, которые еще ве созрели для полного
понимания важности И Ееобходлимости
предпринятых правительством мирных ша-
гов. Одновременно с этим немало окажет-
ся и таких люлей, которые не прочь бу<
дут проявить излишний оптимизм в указ
занном леле. Я должен предупредить как
тех, таки других граждан, что на нашем

пути к миру неизбежео встретится еще

pan болыших трулностей, но при обоюдном
стремлении к прекращению войны эти труд-
ности должны быть преодолены. Теперь,
когла первый шаг к миру уже сделан,
ваша обязанность заключается в необхо-
димости проявить максимум доверия к

презиленту республики и правительству. _

Финский маршал Маннергейм отдал себя
сейчас целиком делу достижения мира.
Наша задача состонт в необходимости 50-
хракения между собой полного единства.
Мы должны крепко сплотиться вокруг
своего президента и движения за мир в
целях обеспечения будущности финского,
народа.

*
этом. Он не сказал, что советское прелло-
жение от 29 августа было предвзрительным‘
условием и что финская делегация может
прибыть в Москву для переговоров о пе-
ремирии и о мире лишь после выполнения
этого предварительного условия.
Обращает на себя внимание также сле-
лующее обстоятельство. Хакцелль много
говорил о том, что финны в течение трех
лет ‹честно несли бремя братства по ору-
жию с Германией», и нашел немало слов
для извинений и об’яснений теперешней по-
зиции финского правительства в отношении
Германии. Хакцелль, однако, не сказал,
что Финляндия разрывает отношения ©
Германией, тогда как разрыв отношений
Финляндии с Германией является состав-
ной частью предварительного условия Со-
ветского правительства, и что только после
этого могут начаться советско-финские пе-
реговоры  о перемирии и о мире.

Назначение главнокомандующего ОТПРАВКА ПОСЫЛОК АМЕРИКАНСКИМ

силами внутри страны

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в штабе верхов-
ного командования, экспедиционных сил
союзников об’явлено о назначении генерал-
майора Ивона Жерара командующим все-
ми частями бельгийских вооружённых
сил внутри стоаны, участвующих в на-
стоящее время в боях.

—O-—

Прибытие в Бельгию делегации

(и   во тражданским делам

ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство АФИ, сегодня в Бельгию
прибудет бельгийская делегация по гра-
жданским делам. Бельгийское правитель-
ство через несколько дней тоже выедет
‚в Бельгию. Бельгийской делегацией ру-
ководят генеральный инспектор бельгийских
вооружённых сил Ван Стридонк де Бюркель
и глава миссии гражданской связи Поль

Чофен.

бельгийскими вооруженными

—O-—

Предстоящий от езд бельгийского
правительства в Бельгию
ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что часть бельгийской
миссии по гражданским делам выехала се-
годня из Лондона в Бельгию. Как полагают,
правительство выедет в Бельгию на этой не»

деле.
; А

Награждение германским орденом

мепанского генерала

НЬЮ-ЙОРК, 4 сентября. (ТАСС). Отме-
чая продолжающуюся тесную дружбу меж-
ду гитлеровцами и режимом Франко, бюро
военной информации США сообщает, что, по
заявлению испанского радио, немецкий кон-
сул в Барселоне фон Кроль вручил высший
германский орден командующему 4-м воен-
ным округом з Барселоне генералу Москар-
до. 1

ПЛЕННЫМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ЯПОНИИ,
ЧЕРЕЗ СССР

ВАШИНГТОН, 1 сентября. (ТАСС). Го-_

сударственный департамент СНГА’ опубли-
ковал сообщение о переговорах по поводу
отправки посылок союзным военнопленным,
находящимся в Японии, через Советский
Союз. Как говорится в сообщении, 6 июня
этого года ‘государственный департамент
получил через шзейцарское правительство от
японского правительства сообщение о пере-

возке на японском пароходе материалов для.

союзных военнопленных в Янонии. Эти ма-
териалы были посланы во Владивосток про-
шлой осенью. В сообщении государственно-
го департамента указывается, что советское.
правительство любезно. выразило желание
помочь отправке этих материалов и указало
советбкий порт, где эти материалы могут
быть взяты японским судном, Что касается
последующих отправок материалов для со-
юзных военнопленных в Японии, то Совет-
ское правительство предложило японскому
правительству направлять эти материалы в
Японию сушей, если Япония откажется ис-
пользовать порт, указанный для этой цели
Советским Правательством, Е

—о—

Открытие конгресса итальянской
социалистической партии

‚ РИМ, 4 сентября. (ТАСС). В Неаполе от-
крылся первый национальный конгресс ита-
льянской социалистической партии.  На nep-
вом заседании конгресса с докладом об об-
щей политике выступил секретарь партии
Пьетро Ненни, который призывал к широ-
кому об’единению всех республиканских сил
для подготовки к учредительному собранию.
Докладчик подчеркнул большое значение
соглашения, заключенного с итальянской
коммунистической партией. Ненни заявил,
что он является сторонником соглашения с
христианско-демократической партией.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

5 сентября 1944 г. 3 стр.

перемирия ‘.