Успешное наступление
союзников

Освобождена столица Бельгии — Брюссель
Американские войска заняли Намюр, Мец и Нанси

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). В. опубли-
кованном сегодня сообщении штаба верхов-
ного командования экспедиционных сил со-
юзников говорится:

«Брюссель освобожден. Войска союзни-

ков, перешедшие бельгийскую границу рано!

утром 3 сентября, быстро освободили Typ-
нэ и, продвинувшись к северу и востоку,
поздно вечером вступили в бельгийскую
столицу Брюссель.

Западнее другие танковые соединения

продвинулись в северном направлении через
Бетюн и Лилье и подошли к окрестностям

города Эр. В районе Абвиля река Сомма
форсирована по обеим сторонам города, ко-
торый перешел в руки союзников после не-
большого боя. Войска союзников продзину-
лись в северном направлении от Соммы.
Севернее и восточнее Гавра войска, союз-
ников подошли вплотную к основным 060-
ронительным сооружениям порта.

Примерно в 40. милях юго-западнее Брюс-
селя бельгийская граница перейдена колон-
нами войск, наступающими в северо-восточ“
ном направлении. Отряды войск союзников
находятся в районе Шарлеруа.

Южнее войска союзников, продвигающие-
ся в восточном направлении, подршли к ок-
рестностям Нанси, части. войск союзников
Пересекли в другом месте реку Маас около
Шалена, в 10 милях. юго-восточнее Коммер-
си. Части союзников находятся сейчас в
Сен-Мииэль». hee

НЬЮ-ЙОРК. 4 сентября. (ТАСС). По
сообщению корреспондента. агентства Ас-
сошиэйтед Пресс, находящегося при шта-
бе верховного командования экспедици-
онных сил союзников, американцы заняли
Намюр, расположенный в 35 ‘милях от
франко-бельгийской границы.

Американские войска завяли также Мец
я Нанси (Франция). ; :

Сообщение штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных операций

‚Войска союзников вступили в Лион’

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). В’ сооб-
щении штаба вооружённых сил’ союзников
на средиземноморском театре военных опе-.
раций: от 4 сентября говорится: :

«Передовые отряды 7-й армия; оперирую-
щей во Франции, вступили в’Лион и эначи-
тельно продвинулись к северу`и северо-во-
стоку от этого города, проделав путь свыше
чем в 200 миль после своей высадки вЮж-
зой Франции. Большая часть вооруженных
сил противника отступила из города, чтобы
избежать окружения. Французские части до-
стигли города Вильфранш ‘примерно в 15
милях к северу от Лиона. К северо-востоку
от Лиона американские ‘войска создали yr-
розу для путей отступления противника и
продвинулись дальше в нескольких пунктах
пря упорном сопротивлении врага. Контрата-

ка врага в Монревеле, к северу от Бура, бы-
ла отбита.

В Италии войска союзников прололжают
продвигаться ла обоих флангах фронта. Бри-
танские и канадокие части 8-й армии созда-
ли значительное предмостное укрепление на
реке Конка, где продолжаются. ожесточен-
ные бои. «Готская линия» от Пезаро до пун-
кта в 32 км. в глубь страны находится под
полным контролем. 8-Й армии. В. отдельных
секторах часта 8-й армии продвинулись в
глубину до 20’ км.>. $

Войска союзников взяли Пизу
ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер из Италии, ча-
сти 5-й армии заняли Пизу (севернее
Ливорно).

`

В освобожденных районах
Южной Франции

ЮЖНАЯ ФРАНЦИЯ, 3 сентября. (От во-
енного корреспондента ТАСС). Сегодня со-
стоялась первая пресс-конференция для ино-
странных корреспондентов, аккредитован-
ных при французской армии. На конферен-
ции выступил генерал де Латтр де Тассиньи
и комиссар внутренних дел д’Астье де ла
Вижери. Последний заявил, что внутреннее
движение сопротивления во Франции су-
мело хорошо организовать администрацию
еще задолго до прихода армии. В Тулоне,
Марселе, Авиньоне, Эксе, Ниме, Монпелье
и других городах были созданы подпольные
местные комитеты освобождения. В.этих ко-
митетах были представлены все течения
движения сопротивления.

Касаясь дальнейшего использования во-
оруженных сил внутрениего сопротивления,
д’Астье заявил, что за их счет будут укомп-
лектовываться дизизии, во-вторых, из HHX
будут формироваться отдельные самостоя-
тельные отряды, которые будут влиты в ар-
мию, и, в-третьих, из них будут комплекто-
ваться силы республиканской охраны в по-
мощь полиции. ;

pcs FE

Вступление французских партизан
на итальянскую территорию

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер’ передает сообщение штаба
командующего французскими внутренними
вооруженными силами на юге Франции ге-
нерала Коше о том, что вслед за войсками
союзников внутренние Speers воору-
женные силы перешли Альпы и вступили
на итальянскую территорию, оккупирован-
ную немцами.

Американский корреспондент
0 перспективах войны в Европе

НЬЮ-ЙОРК, 4 сентября. (ТАСС). Лон-
донский корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс Хоукинс отмечает, что гермая-
ская армия на Восточном фронте в 5 раз
сильнее, чем германская армия на западе
Вместе с тем, указывает Хоукинс, немцы
продолжают  подбрасывать подкрепления
германской армии на Восточном фронте за
счет своих войск в  Норвегии‘и Голландии;
в то время как, повидимому, у них нет ника-
ких резервов яа западе. Хоукинс приводит
высказывания одного высокопоставленного
военного представителя союзников, ‘считаю:
щего, что Германия сейчас не сможет реор:
ганизовать свою оборону и что продвижение
англичан и американцев зависит от способ.
ности союзников’ своевременно снабжать: го-
рючим продвигающиеся войска. Германская
армия на западе сейчас насчитывает полмил-
лиона человек плюс двести тысяч человек
третьестепенных войск, состоящих из плохо
подготовленных новобранцев. Е

—-

Покушение на генерала Жиро

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт алжирский корреспондент газеты
«Ньюс кроникл», несколько дней тому на-
зал бывший командующий французскими
вооружёнными‘ силами в Северной Африке
гекерал Жиро был серьёзно ранен во вре-
мя покушения на его жизнь в Мостаганем
(зблизи Орана), где оп жил со времени
своего выхола в`отставку. Корреспондент
сообщает, что Жиро возвращался домой,
когда один сенегальский соллат, принадле-
жащий к охране ‘виллы Жиро, ‘выстрелил
в генерала: Пуля прошла через обе щеки

Положение в Болгарии

ДЕКЛАРАЦИЯ НОВОГО БОЛГАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

; СОФИЯ, 5 сентября. (ТАСС). В ночь на
5 сентября болгарским премьер-министром
Коста Муравиевым была оглашена по со-
фийскому радио следующая  правитель-
ственная декларация: ^

Граждане и граждаяки! Правительство
пришло к власти в ответственный момент,
переживаемый страной. Правительство ре-
шило положить конец. политике, которую
болгарский народ никогда не одобрял. Для
выполнения этой задачи правительство ре
шило: i

1. Восстановить все демократические сво-
боды и права болгарского народа, подобаю-
щие свободному народу.

2. Правительство об’являет, что оно вос
становит равноправие всех болгарских гра-
ждан без различия национальности и веро-
исповедания.

3. Правительство ‘решило восстановить
все конституционные свободы и права бол-
гарского народа.

4. Правительство решило об’явить пол-

ную и безусловную амнистию лля всех лиц,
которые вели борьбу против диктаторского
режима в Болгарии и против властей, про-
водивших политику союза с Германией.
‚ 5. Правительство ‚решило распустить, все
фашистские организации, котозые поддер-
живаются извне и чужды интересам и тра-
диниям болгарского народа.

6. Правительство распускает народное со-
брание 25-го созыва, которое несет истори-
ческую ответственность за создавшееся в
Болгарии положение.

7. В области финансовой политики прави-
тельство будет проводить строгие мероприя-
тия в целях экономии государственных
средств и прекратит расхищение народного
достояния.

8. В области экономики правительство
приложит максимум усилий и заботы о снаб-
жении населения продуктами питания й
предметами первой необходимости и обес-
печит их правильное распределение,

В области внешней политики;

1. Болгария обязуется проводить строгий,
безусловный, заслуживающий доверия ней-

тралитет. В целях искреннего проведения.
этого нейтралитета Болгария примет меры к
разоружению всех германских войск, кото:
рые перейдут границу Болгарии, а также
германских войск, находящихся на болгар-
ской территории. Если при осуществлечий
этих мероприятий Германия будет создё-
вать какие-либо препятствия, болгарское
правительство будет вынуждено порвать ли-
пломатические отношения с Германией.

9. Болгарское правительство считает ст-
ныне трехсторонний пакт недействительным.

Правительство, деночсирует также антико-

минтернозский пакт.

3. Правительство одобряет уже проволи-
мую работу по выходу Болгарии из. состоя:
ния войны с Англией и Америхой, против
которых болгарский народ никогда ге же-
лал воевать. Правительство принимает ме-
ры для ускорения переговороз © заключе-
нии мира.

4. Правительство проводит эвакуацию
болгарского экспедиционного корпуса, ко-
торая в ближайшие дни будет закончена.

5. Правительство предпримет меры’ для
восстановления нормальных дипломатиче-
ских отношений со всеми свободолюбивыми
народами.

6. Правительство будет продолжать, УК-
репление дружественных отношений с на-
шим соседом Турцией.

7. Правительство решило войти B KOH-
такт н установить нормальные отношения
с народными правительствами’ соседних

‘стран. С
Одна из главнейших задач правитель-
ства — продолжать развивать самые ис

кренние отномения, основанные на доверии,
с братской Россией. Эти отношения долж-
ны все болыше развиваться в направлении
постоянной искренней дружбы, как это по-
побает отношениям между освободительни-
цей и освобожденной.

Во исполнение этой программы  прави-
тельство призывает весь болгарский народ
без ‘различия политических убеждений
сплотиться н поддержать правительство в
осуществлении этой программы, ‘отвечаю-
щей интересам Болгарии. ;

КОММЕНТАРИЙ ТАСС К ДЕКЛАРАЦИИ
НОВОГО БОЛГАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Нужно признать, что формальное заявле-
ние болгарского правительства по вопросам
внутренней политики представляет некото-
рый прогресс. Конечно, кроме обещаний,
пока еше ничего не дано, причем неизвестно,
когда эти обещания будут выполнены. Но
даже эти обещания насчет улучшения внут-
ренней политики представляют прогресс.

Однако, в военной обстановке внешняя
политика всегда превалирует над политикой
внутренней. К сожалению, приходится кон-
статировать, что.в области внешней полити-
ки декларация премьера Муравиева не пред-
ставляет никакого прогресса в сравнении ©
позицией правительства Багрянова.

Правительство Муравиева желает сохра-
нить строгий нейтралитет между двумя ла-
герями, ведущими смертельную борьбу:
Но, как показала практика,‘ болгарская по-
литика нейтралитета дает выгоду пока что
только Германии. Она, эта нейтральная. по-
литика, влужит делу укрывательства. со-
тен германских коргблей и тысяч герман-
ских солдат от преследований Красной Ар-
мии. Она, эта политика болгарского ней-

тралитета, дает возможность немцам иметь
базы для своих подводных лодок в болгар-
ских черноморских портах и угрожать со-
ветскому пароходству по всему Черному
морю. Если эта болгарская политика ней-
тралитета не может дать что-либо боль-
шее, чем. укрытие немецких вооруженных
сил на территории Болгарии, то лучше бы
ей не родиться. Чтобы спасти Болгарию,
нужно перейти от политики нейтралитета к
политике полного разрыва отношений с

——— (евастополь,

Шумят детишки на песке.
Тела их бронзово-тугие
‚ И целомудренно-нагие
Блестят у моря, вдалеке.
Как жизнью, как детьми своими,
Залюбовалесь солнце ими.
Во всей природе столько неги!
Отрадна летняя пора, `
Цветите, юные побеги,
Расти, родная детвора! i

Оберегая ваше детство,
Своей мы жизни не щадим.

Мы величайшее наследство
Любовно вам передадим.

Храня его, в его защите

Вы, превратясь в стальных бойцов,
Бессмертной славой завершите

отцов! -
Демьян БЕДНЫЙ,
Фото Е. ХАЛДЕЯ,

Путь героический

Праздник молодых ленинградцев

ЛЕНИНГРАД, 4 сентября. (Наш корр.)-
Вчера на стадионе «Динамо» состоялся
большой физкультурный праздник молодежи
города Ленина. Он начался парадом. Мимо
трибуны прошло около четырех тысяч участ-
ников соревнований. Парад открыли футбо-
листы общества «Зенит». Капиган команды
Куренков нес хрустальный «Кубок CCEP»,
недавно завоеванный командой. За ними
следом прошли молодые физкультурники
Красной Армии, Краснознаменной Балтики,

МПВО, Всевобуча, добровольных ‘спор»
ных обществ. 5

+ At

Бойны Н-ской части продемонстри’`вал

упражнения с пехотным оружием. Физ\уль

турницы подразделения МПВО показал
массовые вольные движения.

На поле были проведены инсценировка ру.
копашного боя, эстафета бойцов пожару
охраны. Казалеристы показали  фягурну
езду, рубку и преодоление препятствий, `„.

eS

#

25-й сезон Московского цирка

В минувшее воскресенье Московский го-
сударственный цирк открыл свой очередной,
25-й сезон. Для открытия была подготов-
лена программа под руководством народно-
го артиста РСФСР Владимира Дурова и за-
служенного артиста РСФСР Ю. Юрского.
Программа включала выступления жонгле-
рев, эквилибристов, роликобежцев, клоунов,
сатириков.

В. Дагестане есть аул Цовкра, издавна

Германией и искренне присоединиться К славяшийся замечательными канатоходцами.

лагерю антигерманской коалиции. Но всем
данным правительство Муравиева не спо-
собно на этот единственный шаг, могущий
вывести Болгарию из той трясины, куда
ее загнали пронемецкие правители Болга-
рии.

Либо отказ от политики нейтралитета и
присоединение к лагерю демократических
стран против Германии, либо нейтралитет
Болгарии, и тогда--пусть нынешние  бол-
гарские правители отвечают. за судьбы Бол-
гарии. Так стоит вопрос.

<

Создание в США «Комиссии по использованию соенных
предприятий»

ВАШИНГТОН, 4 сентября. (ТАСС). Ди-
ректор бюро мобилизации военных ресур-
сов Бэрнс поручил управлению по ` делам
военного производства, правительственной
корпорации ‘по’ строительству военных
предприятий, управлению по ликвидации
излишков военных материалов, а также

управлению по мобилизации трудовых ре-
зервов назначить представителей в новую
«Комиссию. по использованию военных
предприятий», которая будет в мирное
время планировать работу военных пред-
приятий, принадлежащих правительству
США.

В новой программе принимает участие груп-

па ‘канатоходцев из’ этого селения. Их те
ло встрелили зрители. Эффектен. возчушны
полет на торпеде, исполняемый артистам
Еленой Синьковской и Виктором Лисиных
Последнее отделение было посвящено вы
ступлению Владимира Дурова с группо
дрессированных животных (морские ль
слоны, кенгуру, гепард, пони, верблюд, зая!
и др.). ; 3

Всеобщее одобрение вызвал неутомимы
Каран д’Аш, непременный участник почт
всех номеров программы.

`` ПЕРВЫЙ МАТЧ

В воскресенье начался второй круг пер
венства Москвы по футболу. На стадионе
«Динамо» встретились команды ЦДКА и
«Спартак». Эта встреча носила исключн.
тельно упорный характер. Первый тайм не
дал результата. Вторая половина игры про-
текала с переменным успехом. Оставалось
пять минут до конца встречи, а счет не уда-
лось открыть ни той, ни другой команде.

ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО ФУТБОЛУ

ВТОРОГО КРУГА -

Казалось, что матч так и закончится @
результата. Но в оставшиеся пять минут мя
дважды побывал в воротах. Первый гол бы.
забит в ворота «Спартака». Команда ЦДК
подавала ‘корнер. Защитник ЦДКА Ляск»
ский принял подачу и головой послал м
в сетку. На 43-й минуте спартаковцы M01) ~
чили право на одиннадцатиметровый шт.
ной ‘удар. Глазков точно пробил. Счет-
1:1. Ничья.

«Небесное создание»
Репетиции новой пьесы в театре
имени Ленинского комсомола

В Московском театре имени Ленинского
комсомола идут репетиции пьесы Бориса

М. И. Алиев — народный
комиссар иностранных дел
Азербайджанской ССР

` БАКУ, 3 сентября. (ТАСС). Указом Пи
зидиума Верховного Совета Азербайляи

В 3 2 Е nen
© анский 4 ской ССР М. И. Алиев назначен варожны
9 а й выбила несколько aoe Германский «составной самолет». Ласкина «Небесное создание». Пьеса рас- комиссаром няостранных дел Азербайдлая
BOT Ey ee eect ee Hand ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). По сооб-   всех трех моторов, и в нужный момент   сказывает о жизни советских девушек, до-
на Англию ; Shee ee НИНЕ щению английского мивистерства авиации,   Истребитель отделяется от «Юнкерса», ко- бровольно ушедших на фронт, в славную РЕ
лондон, 4 сентября. (ТАСС). Как пе- о Mow biel gh германский составной самолет (2 таких са- bi gat планирует или С р сталияскую авиацию. ? XP О ни вк A
ЕТО ОНО ПН ети АО пере. моета было ылущено жа Англии ae И МО О т ОР  , Поановюу enextaxin   ocymecrane
чившуюся в часов сентября, немцы вы- 2 Е a 1 } ь  1
пустили на Англию около 370’самолетов-   штабе вооружённых сил союзников’ на ере-   НА 2 сентября) состоит, повидимому, 13  106 вещества. Отличие этого составного А. Возси под А TAT tahoe Президиум Верховного ; Совета aa
снарядов. Согласно сообщению английско-   диземноморском театре ‘операций, тяжёлые истребителя и бомбардировщика устарев-  самолета от ‹амолета-снаряда сотоит в   Деятеля искусств И: Берсенева. Худож- освободил тов. Субботина В. П. от обяз
го министерства авиации, всего на Англию   бомбардировщики, входящие в состав сре-   шего типа «Юнкерс-88»,   наполненного том, что последний сконструирован, как   НИК—Б. Кноблок. Главные роли исполняют   ностей Народного комиссара заготовок
было выпущено около 8.070 самолетов-  диземноморской авиации союзников, 3 сен-   взрывчатым веществом. Истребитель И   бомба, а первый является самолетом, пре- В. Серова, Н.’ Кутасина, Т. Альцщева,   назначил Народным комиссаром заготов
снарядов. ! тября совершили налёт на район Белграда.   «Юнкерс» взлетают в воздух при работе   вращенным в бомбу. ° и Д. Иванов, И. Лобызовский. тов. Двинсного Бориса Александровича.
АА КУК ККИ HH NK Kw Mo ххх

За этим следует провал. Дни, недели, &
может быть, и месяцы не оставили никакого
следа в моей памяти, а потом опять вача-
лось смутное мелькание жизни, когда я
вилела все, и даже самое себя, как бы через
матовое стекло.

Я ‘живу посреди какого-то пустыря, в
дзухэтажном доме, населенном безмолвными
тенями. Сотни людей. мужчин и женщин.
лежат в этом доме на полу или во дворе, на
кучах мусора и щебня. Их запавшие глаза
открыты, но они ничего не-видят. Каждый
день во двор в’езжает широкая платфориа,
запряженная старой клячей, на ней стоят
поперек пять-шесть гробов. В эти гробы
мы укладываем тех, кто умер за лень. На
следующее утро гробы опять появляются.

Начало см. «Комсомольская
№№ 201, 203, 206.

правда»

53298.

(ПО РАССКАЗАМ

`БЕЖАВШЕЙ ПЛЕННИЦЫ)

Это те же самые гробы. В них умерших до-
возят только до общей ямы.

Я. не ручаюсь, что все это я заметила
еще во время болезни. Так как ко мне вер-
вулся рассудок и я вышла, за ворота, этого
лагеря смертников, то здесь же скажу о нем
все, что поняла и узнала позднее.

Этот лагерь для больных русских нахо-
дится в селе Кайц, в районе Комотау, в Cy-
детской области. В нем содержится около
шестисот пленников, обреченных на смерть.
Лагерь всегда переполнен. Одни умирают—
пригоняют других. Больше всего там тубер-
кулезных. Затем идут инвалиды, многие из
них сами нанесли себе увечья. И те и дру-
гие лишь отчасти влалеют рассудком и по-
стоянно пополняют категорию собственно
сумасшедших, которых тоже немало. Много
было еще потерявптих дар речи. Я слышала,
что на каких-то секретных работах немцы
делают русским уколы в ше и около уха,
от чего человек лишается и ‘слуха и дара
речи. 4

Здесь были девушки из Краснодара, из
Смоленска, из Ленинградской области. Одна
дала мне письмо, чтобы я переслала ее
родным. Оно написано Лидой Чабан в село
Михайловка Гайсинекого. района Винниц-
кой области. Лида пишет: «Не думайте,
мама, что увидите меня живой, — я здесь
помру». Конечно, она давно уже умерла.
Я помню, она едва поднимала голову, а тех,
кто неспособен ни к какой работе в лагере,
просто сказать, морили голодом.

Еще помню худого, долговязого человека.
Его называли Самойловым и говорили, что
он по образованию инженер. Он болел, пря-
мерно, той же болезнью, что и я, то-есть

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; cer
трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 8-37-43; отдел крестьянской молодёжи-—Д. 8-33-38 и Д 3-34-23; :

безразличием. Он. никогда и ни с кем не
говорил. Номню только, когда я исцелилась
и одна француженка на улице дала мне Ky-
сочек белого хлеба и я половину отдала

Самойлову, то он сказал «хлеб» и как-то

весь. просиял. Он с’ел этот хлеб, но сейчас
же все позабыл. Через минуту он уже не
узнал меня. Е

Таков «Руссиш лагер им Кайц». Это дол-

жен знать каждый: боец Красной Армии. Мо-

жет быть; удастся спасти кого-нибудь из
узников этого латеря, я же спаслась по воле
счастливого случая.

Случай этот был таков.

4. Пробуждение

Прежде чем говорить о своём исцеле-
нии, я вижу необходимость указать, что,
вопреки строжайшему надзору и всем мы-

слимым ограничениям, мы, пленники, бы-.

ли связаны между собой, мы находили и
поддерживали друг друга. Мы научились
обманывать цензуру? Например, как толь-
во начались массовые бомбардировки гер-
манских городов, у нас повелось назы-
вать английских и американских летчи-
ков гостями. Мы писали друг другу, что

‘нантим хозяевам теперь, слава богу, живет-

‘ся очень весело: вчера к ним приходили
гости ночью, а сегодня — днем.

Мало этого; Нас не останавливал страш-
ный риск, и мы иногда навещали друг
друга, пробираясь из лагеря в лагерь.

И вот в то время, когда я, потеряв вея-
5ов понятие о внешнем мире и о ходе вре-
мени, сидела в Кайце. ожидая. когда ме-
HA положат в дежурный гроб и свезут в
могильную яму, меня нашла здесь подруга
Вера Петровская, ленингралекая школьни-
Ца, захваченная приходом немцев на даче
под Псковом. : :

Hac везли в Западную Германию в одном
эшелоне. Когда я потеряла рассудок и ме-
ня сняли с поезда,. она дозналась, куда
должны поместить меня, и вот, по проше-
ствии нескольких месяцев, привезла мне
сюда письмо от Владимира, которое третья

‚подруга переслала ей из лагеря при фаян-

совой фабрике. * Си
не узнала Веру. Скажу точнее. Я
вспомнила, что ее зовут Верой я что я уже

ретарнат — Д 3-36-89 `п Д331.79; от
отдел литературы и искусства-—Д. :
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

‚видела ее. прежде, но это было мне все

равно, и я равнодушно. спросила ee, зачем
она пришла. Говорю это`е ее слов — позд-
нее мы встретились еще раз.

Она подала мне письмо и заставила про-
читать. Я разобрала все.от ‘слова до слова,
HO ничто не затронуло моего внимания.
Тогда Вера сказала: п
— Владимир жив.

Я кивнула головой. ^

— Он там, на Родине, — сказала Ве-
ра. — Он прислал письмо с Годины. Он
на свободе, его`не поймали, .

Вера рассказывает, что вдруг лицо
мое — худое, страшное лицо смертницы —
сморщилось, на глазах заблестели слезы.
С огорода, где мы копались в земле, я по-
бежала в дороге и там, спрятавшись ере-
ди каких-то старых досок, прочитала пись-
мо во второй раз и в третий. Оно потрясло
меня. Пелена безразличия епала с моих
глаз, я проснулась. Е

Владимир начинал с того, что мечта его
сбылась — он попал на ту самую работу,
для которой расстался е нами. Я поняла,
что ведь он бежал, чтобы присоединиться
к партизанам. Он писал, ‘что работает
усердно и успешно, и это могли бы нод-
твердить по крайней мере двалцать нем-
цев. Он писал дальше, что основные цехи
его предприятия: находятся дальше к BO-
стоку и там работа идет днем и. ночью.
Есть основания считать, что эти цехи
скоро передвинутся в их местность, зна-
комую и мне. Заканчивал он так: «Наше-
му делу должны помогать все — и вы там
при всякой возможности обучайтесь вла-
деть инструментом». °_ рт

Нервное возбуждение мое было так ве-
лико, что. я поняла все.

Владимир был жив, ононе погиб в ту
ночь, когда поезд остановилея:в пути‘и во
тьме раздались выстрелы. 9н был” свобо-
ден, он убил двадцать немцев, этих беече-
ловечных и надменных палачей; еще зи-
мой, когда он писал, Красная Армия при-
ближалась к Виннице. Родина моя но рас-
топтана, она расправляет плечи. Быть мо-
жет. мне суждено увидеть лучшие време-
на. Я должна жить! - =

Я простилась с подругой, спрятала пись-
мо и вернулась к работе.

3-31-94;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

дел пропаганды и агитаций —`Д 3-37-29; ком : ыы 39:
отдел информации—Д 3-33-49; ана} а: 24; д 3-31-38; отдел

Лагерь в Кайце принадлежит к числу
показных лагерей для русских. Время от
времени немцы даже привозили туда ка-
ких-то иностранцев. и тогда мы получали
двойную порцию похлебки из картофель-
ной шелухи. Как я уже говорила, умер-
шие от истощения там получали даже гро-
бы напрокат. Так могло бы продолжаться
долго. И я старалась устоять на ногах. А
когда среди лета в лагере появился пред-
 ставитель биржи и стал отбирать тех, кто
еще способен работать, я постаралась по-
пасть в первую же партию. Говоря так
громко, как только позволял мой оглабев-.
ший голос, я заявила, ‘что всегда жила в
деревне, что умею жать хлеб и ухаживать
з& скотом. Я соврала улачно. Произволился
набор на сельскохозяйственные работы, и
скоро тесный товарный вагон доставил ме-
ня назад к чехословацкой границе. С тя-
желым чувством оставляла я лагерь в Кай-
пе и моих мимолетных подруг, покорно
ожидающих смерти. 2

Внутренний мир мой в течение этого
времени окреп. В центре всего была мыель
о Родине. Она одна поддерживала мои си-
лы в борьбе за существование. Как магнит
притягивает железные опилки, так образ
Родины постоянно притягивал мое внима-
ние. Одна или вместе с потругами я часто
вспоминала город и поля, зиму и лето,
день и ночь на Родине; как трава-мурава
холодит щеку, когда лежишь в тени ку-
стов, на лужайке; как санки лётят с го-
ры, поднимая первый снежный вихрь.

Мысленно я часто обраталась к Роди-
не и, ‘повторяя одни и Te же слова. сло-
жила что-то вроде стихотворения или \м0-
литвы. Я говорила: Bye

— Милая Родина, спаси ‘меня. Я знаю,
что Тебе тяжело ‘и что Твое прекрасное
лицо окраплено кровью. У меня нехватает
разума и сил, чтобы помочь Тебе в Твоей
борьбе, но Ты не сердись на меня. Ведь у
меня ничего нет, кроме Тебя. Если я уви-
жу Твое небо и услышу Твой ветер, то уже
ничто не омрачит моего счастья. Если же
палачи задушат меня и мои кости истле-
ют на чужбине, как тлеют кости моих бед-
ных подрут,
лежало Тебё ло последнего удара. Ноя ве:
рю, что Ты, справедливая и могучая, сое-

писем — Д 3-30-69;

знай, что мое сердие принад-

диняющая в себе всю любовь наптих. маи
рей и силу братьев, не оставишь и
здесь. Ты спасешь меня.

Эти мысли сопровождали меня BCD
Н, хотя попрежнему я видела вокруг се
голод, побои, смерть, теперь’ мои глаза
ли открыты но только для того, чтобы! `
понимала весь этот ужас, — нет, яи
яснее видела вокруг себя скрыпь
глухую борьбу наших людей против 5
вто держал нас на каторге. Я теперь $ -
пала о сотнях удачных и неудачных пой
гов с неметчины, я узнала, что рука па
тика часто останавливает заводскую у
шину пли взрывает склад. Мне рассказ )
также 0б одном событии, которое все ь
будет стоять перед моими глазами, хотй ^
не знаю точно, где оно произошло.

Во время воздушного налега англия

на один германский город паши пафни, /
ботавшие там на строительстве укреп’
ний, захватили зенитные батареи. Они @
стро прикончили немецких зенитчяков,

из пушек открыли огонь по городу. @
звали, что это закончится их гибелью,
действительно, были пойманы и погий

но они славно отомстили за себя и за М
THX. ’

‚ Я теперь была рабыней богатой нем

в городе Зорау. Её зовут Анна Рай
Может быть, хоть один боец запомнит:
имя и потом, когда придет в город 30
спросит ее, как смела она бить по Ш
русскую девушку Любу, зачем она вый
меня тестапо на пытки и смерть, и р 1
тается за меня. :

Анна Байгель живет в центре Top!

У нее большое хозяйство, и, кроме меня.
нее работала еще одна девушка с Украт
по имени Маруся. Наша жизнь была 1% 5
чинена бтрогому расписанию. Mp 205%
лись спать в 12.30, а в 4 часа утра ©
зяйка уже будила нас. Если мы но вова!
вали на ноги. как заводные, ‘она вле
в наш чулан с бранью и била нас. fl ¥
ла полы, подметала двор, работала в п
пасла четырех коров, или, вернее, Bd
их на поводу по межам.

С. КРУШИНСКИЙ

(Продолжение следует). в

рабочей молодёжи — Д 3:31:96; отдел
иллюстрации — Д 3-30-22;

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕЙ  ,

бюро

Изя. № 503.