a КРИТИКА _И_ БИБЛИОГРАФИЯ

«Беседы © природе и человекь

Еще в прошлом веке Луи Пастер докази,
что в настоящую эпоху жизни нашей плань
ты самопроизвольное саморождение не пр
исходит, и всякое жизюе существо, да
мельчайший микроб, возникает лишь от 0,
подобных. Самозарождение сейчас невозм,
жно, ибо для этого требуются условия, к
торых теперь нет, да еели бы первичны
организмы и появились, они быстро были 6,
уничтожены бактериями и друтими микр,
бами, в изобилии населяющими землю, воду

воздух.

Однако для науки нет невозможного, и в
вопрос, осуществимо ли в будущем искус
ственное создание. простейших живых су,
шеств, проф. Опарин даст утвердительный“

НА ПОТРАНИЧНОЙ
полосе

От военного корреспондента
«Комсомольской правды» ы

ательбтво «Моло-

названием изд
Под этим кать большими

ая гвардия» начало выпус
ин серию броинор по а
просам естествознания. Это хороше ЕЙ
Hoe начинание. Наша молодежь — да

только молодежь!-- жадно стремится а
знанию, ей нужна популярная книжка, ый r
торая не только. рассказывала бы о до о
жениях современной науки, но и отвеча у
бы на целый ряд животрепешущих вопро
сов. Каково строение и происхождение
вселенной с ее бесконечным количеством
необитаемых и обитаемых миров? Как заро-
дилазь на Земле жизнь и что такое сама
жизнь в ее безгранично-разнообразных про-

С каждым днем все ярче вырисовывается
величественная картина боев у границ Вс-
сточной Пруссии. Вот литовское местечко.
Здесь только что умолкли орудия. Тут и
там валяются трупы гитлеровцев. Выход. к
тосударственной границе с Германией не
охладил, а еще сильнее разжег солдатскую
ненависть. ее 4

.

Какие только меры не предпринимает
враг, чтобы задержать нас, отерочить час

своей гибели! Немцы бросили сюда эсэсов- 1 ым

eee Het не видимая прост

нез-танкистов, собрали самых от’явленных а или пульсирующее в груди   Ответ. ’

головорезов и пустили их в бой. Но каж- человека сердце? Когда и как появился на Полезная книжка проф. Оларина. ве ля
шена некоторых недостатков. Cimmmoy ”

лый раз эсэсовцы и прочие немцы  получа-
ют такие пошечины, которые не забыть им
никогда. Наши воины горят жаждой мше-
ния. И каждый делает всё для того, чтобы
скорее сбылось сокровенное желание —
добить зверя в его собственной берлоге.

В недавнем бою прославился красноар-
Mee Kypcanos, На своем танке он первым
ворвался в сильно укрепленный населен.
‘ный пункт, который немцы упорно обороня-
ли. Огием и гусеницами танк давил огне:
вые точки и уничтожал немцев, Вражеский . ae к, r
снаряд подбил машин санова. Танк за- : { Ем И 5 : Ц
ee is и sean Ree еще страш- Три года сражался на фронтах Отечественной войны гзардии старший сержант Кулагин Василай Иванович. ‘Сейчас ой
нее для врага. Экинаж раненой мащины ‘комсорг батальона и показывает пример всем комсомольцам батальона. На его счету 50 уничтоженных солдат и gone
бился да последнего вздоха. Когда уже ни  противника. Восемь солдат он взял в плен. За отличные боевые действия награждён орденами Красного Знамени и Красно.
какой возможности находиться в танке не Звезды, двумя медалями «За отвагу» и двумя медалями «За боевые заслуги». На снимке: гвардии старший сержант КУ-
было, комсомолец Курсанов, израненный и ЛАГИН (слева) < комсоуольцем батальона гвардии сержантом Александром АФАНАСЬЕВЫМ, награждённым орденом Сла- подая гвардия» тем более важно, ‘что за
обгоревший, нашел в себе силы открыть люк вы 3-й степени. = : *. @oero Ecewnoro Koppecuonaenta «Komcomonpcxoh правды» Г. BAILY OME CRDEY последние годы У нас почти не издавалось
и, покидая горящий танк, громко крикнул: ; ; == - = - - : научно-популярных книг. Между тем наука

шагнула далеко вперед, перед ней возник-

«Я отомшу за смерть товзрищей». Очередью т ре
Е,   И, О Д И I 1 м О у 0 or _  ли новые важные проблемы. Выросли новые

из автомата он убил двух немцев, пытав-
круги читателей, стремящихся к знанию, К
В этот тихий предвечерний час где-то на крыльцо женщину. Заслонясь рукой от

Земле человек?

Такиё вопросы не могут не занимать Ka-
ждого. Дать на них ответ в простой и ин-
тересной форме — значит помочь читателю
выработать у ‘вебя, правильное, научное MH-
ровоззрение, освободить его от различных
заблуждений и суеверий, научить его по-
новому и`глубже понимать явления, происхо-
дящие в природе и обществе,

Недаром такие замечательные умы, как
великий русский  ученый-революционер
К. А. Тимирязев, придавали огромное зна-
чение популяризации естествознания И
целью своей жизни ставили «работать для
науки и‘ писать для народа».

Полезное начинание издательства’ «Мо-

кратко и поэтому неполно, а порой и мало
понятно изложен вопрос © «наипростейши
организмах», об их отличии от «коацервт,
ных капелек», Как произошло изменение ву
качества, остается неясным (стр. 23). В
книжке почти не дается критики идеалисти.
ческой теории‘ вечности жизни, несостоя.
тельность которой была показана еще Марк.
сом и Эягельсом. Неудачна схема строения
Земли (стр. 17). Желательно было бы в.
деть более. живое и красочное изложена
столь интересного материала.

Книжка М. Плисецкого доступнее по из
ложению и читается легче. Досадно, что в
ней слишком мало рисунков и выполнелы
они плохо. А для данной темы простые 1
ясные иллюстрации особеняо важны.

Автор излагает современные взгляды no
вопросу о времени появления людей на Зем,
ле, о предках современного человека и ем
древности. Красной литью проходит через
всю брошюру замечательная теория Энтель.
са, который показал, что процесс превра-
щения древних человекообразных обезьян в
первобытных людей происходил благодаря“,

шихся взять его живым в плен.

Высока доблесть русского солдата. Не- овладению передовой наукой. С другой
укротим ‘его боевой дух. Каждый фронто- стороны, громадное количество книг YHH-
вой день подтверждает это. Боец стрелко- чтожено фашистскими варварами во вре-

менно оккупированных ими районах. По-

ee

вой части пулеметчик комсомолец Яронкий,
когда немцы, перейдя в контратаку, начали
наседать на наше подразделение, неумоли-
мо косил врага. Гитлеровцы пустили на пу-
лемёт Яроцкого тяжёлый танк, за которым
ползли автоматчики. Танк раздавил пуле-
мёт, но остался жив и действовал герой-
пулемётчик. Он во-время отскочил в сторо-
ну и, взяв у раненого товариша автомат,
начал строчить по гитлеровцам. После боя
всины насчитали на подступах к позиции
Яроцкого ^ более :30 трупов немцев.

На другом участке шел Также ожесто:
ченный бой. Немцы окружили знаменосна
ислка старшего сержанта Рамазанова. По-
лежение создалось критическое. Тогда сер-
жант Рамазанов обмотал вокруг себя знамя
и вступил в неравную схватку с гитлеров-
цами. Он убил семь немцев и, несмотря на
ранение, прорвался к своему подразделе-
нию, сохранив полковую святыню.

Беспримерную доблесть в бою показала
‘бывшая воспитаннииа Загорского детского
лома, ныне связистка артиллерийского пол-
ка, комсомолка Маруся Колотова, В оже-
сточенном бою у границы она ни на мину-
ту не покидала своего поста и обеспечивала
‘бесперебойную связь с командным пунктом.
Ррадись снаряды и мины, девушку засыпа-
ло землей, рвался провол. Связистка полза-
ла по полю боя, соединяла концы, и связь
действовала непрерывно. Когда немцы
вплотную подошли к кустарнику, где нахо-
дилась героическая связистка, сквозь гро-
хот боя пехотинцы услышали голос Мару-
си: «Товарищи, будем сражаться, пока
бьются наши сердца! Смерть гитлеровским
собакам!» Связистка Колотова легла за пу-
лемет погибшего расчета и начала косить
населавших немцев. Ряды гитлеровцев ^по*
редели.

Немцы вызвали артиллерию, Целая бата-
рея била по одному пулемету, за которым
лежала храбрая советская девушка. Вра-
жеский снаряд сразил ее, Но благородный
подвиг Маруси Колотовой, как знамя, пове-
дет наших бойцов дальше, через погранич-
ную реку Шешупу, на Кенигсберг, на Bep-
ии. i

Майор А. КРАСОВ.

Действующая армня.

У

РФЕГВА ЗН

В боях за освобождение Советской Бело-
руссии комсомольские организации наших
частей приобрели богатый опыт практиче-
е5ой работы, & комеомольцы, молодые бой-
цы показали высокие образцы воинского
умения, героизма и мужества,

‚ В ходе наступательных боев нам удалось
не только сохранить и укрепить ротные
комсомольские организации, но также зна-
чительно активизировать их деятельность.

На различных этапах боя (фореирован-
ный марш по преследованию противника,
форсирование больших водных преграл, бои
с окруженной группировкой противника,
уличные бой в крупных городах) большиан-
CTBY комсомольеких активистов работу при-
шлось организовывать внервые. Несмотря
на это, они в основном справились с поста-
вленными задачами, умело использовав бо-
татый опыт комсомольских организаций
Украинских фронтов,

Бодьшую воспитательную роль сыграли
устройство комсомольских собраний и ми-
тингов молодежи накоротке, проведение за-
седаний бюро на привалах, непосредственно
в ротах, взводах и даже отделениях, громкие
читки газет, приказов товарища Сталина
и сводок Совинформбюро, посылка поздрави-
тельных открыток н писем героям, обраше-
ния и письма Военного совета отличившим-
ся комсомольнам и лучшим комсомольеким
организациям, выступления воинов-белоерус-
сов, В это же врёмя родился п показал свою
жизненность план-дневыик, который с0-
ставляли комсорги для того, чтобы как мож-
но лучше. теснее связать свою  деятель-
ность с выполнением боевых задач.

Приведем некоторые примеры из прак-
тиви комсомольской работы в дни боев за
Минск.

Прорвав оборону немцев, овладев городом
Орша н форсировав реку Березина, наша
части устремились на запад. Надо было ско-
рее достичь столицы Советской Белоруссии.
«Велика честь быть участником боев за го-
рох Минск», — так называлась беседы, ко-
торую организовало комсомольское бюро. где

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр. 6 сентября 1944 г.

ненодалеку, в нескольких десятках кило-
метров, происходило упорное сражение,
Но здесь, над озаренным закатом JIHTOB-
ским селением. был разлит какой-то 0со-
бенный, чарующий душу покой.

О войне, о близости фронта напоминали
только грузовики, пробегавшие в облаках
белой пыли, да проносившиеся на очередную
бомбежку советские бомбардировщики. По
утрам, оставляя в чебе белый, паутинный
след, ноюще гудела почти не видимая про-
стым глазом немецкая «рама». Все это было
привычное, кажлодневное, и ничто не могло
помешать отдыху расквартированного здесь
восстановительного батальона, Об’явлен-
ный в приказе по батальону выходной
день был честно заслужен в итоге, двух
месяцев непрерывного наступления и свя“
занной с ним великой созидательной страды.

Подполковник Кайдан. Как и каждый из
солдат н офицеров его батальона, готовил-
ся хорошю провести этот день. Хоть и при-
шлось чуть свет слетать Ha мотоцикле на
передовую линию к бойцам, восстанавли-
вавшим под огнем немецких батарей же-
лезнодорожный путь, во второй ` половине
дня подполковник возвращался уже, зара-
нее предвкушая удовольствие от того ком-
форта, которого давно уже не знала сол-
латская душа. Три года шел батальон по
следам войны, поднимая из праха и ожив-
ляя железные дороги, станционные здания,
мосты. Трн года жил в поле или в сырых,
на скорую руку вырытых землянках, И
только здесь батальону впервые достались
квартиры с тем уютом, от которого люди,
ожесточившиеся в боях, будто стали отзы-
кать... т :

Но мечты об отдыхе рассеялись, как дым.
Властно запел зуммер полевого телефона.
Говорил начальник штаба соединения.
Нужно было немедленно восстановить мост
на реке К. Первый поезд должен быть про-
пущен через два дня. Снова строгим и оза-
боченным стало молодое лицо командира.
Вызвав к себе офицеров, он об’явил, что вы-
ходной день отменяется. что в два дня нуж-
но построить мост, который в начале войны
батальон строил неделю.

«Военный совет» был недолог. Много

мостов — больших и малых — построено `

батальоном за годы войны. От майора ком-
сомольца Мамонова, высокого, худощаво-
го инженера, и до годившегося майору в
отцы рядового, плотника Дмитрия Иванови-
ча Лвинина, срубившего ‘на своем веку в
родных вологодских лесах немало кондо-
вых изб, — всех их многому научила вой-
на. Чертежи давно готовы, проверены коп-

#

Кик NONENN eS

От специального корреспондента
«Комсомольской правды»
<>

ры и наточены топоры. Но нужно подвезти
за сорок километров людей, позаботиться
о накле и солярке для факелов и обяза-
тельно раздобыть накладкн и болты. Пока
подполковник отдает но телефону одно
приказание за другим, майор с карбидной
лампой в руках ищет на  карте-двухкило-
метровке реку, на которой надо соорудить
мост. :

Ночь уходит на приготовления. С восхо-
дом солнца на ‘берегу реки появляются
бойцы восотановительного батальона. 3a
плечом винтовка, в руке топор, лопата или
пила, Пока офицеры рассматривают черте-
жи. плотники снимают свои выцветшие
гимнастерки и, оставненсь в рубахах, ка-
жутся вдруг мирными русскими мастеровы-
ми, умеющими не только рубить ладные
избы, но и украшать их той древней витие-
ватой резьбой, какая передается на Руси из
олного поколения в другое.

Бойцы критически оглядывали перегоро-
женное искромсанной фермой русло реки.
Ония узнают стиль вражеских минеров —
побольше нашкодить, побольше. задать ра-
боты восстановителям...

— Рвал бы, проклятый, начисто, — легче
было бы новое ставить. то захламил,
идол, русло... ‘— говорит один из бойцов,
уже раздевнайся догола и осторожно
пробующий ногой воду. -— Холодна! Скоро
зори начнутся. Видно, в Германии придется.
новые мосты ставить в холодную воду...

Молодые красноармейцы Володчиков и
Баев входят в воду я начинают свой тяже-
лый труд —- убирают камнч, обломки бре-
вен, куски ферм.

Вот поставлены уже «дизель-бабы» —
копры. Веселый стук отдается эхом в пес-
чаных прибрежных холмах, Неторонливо
визжат рубанки плотников. Бойцам помо-
гают девушки окрестных литовских хуто-
ров. Вначале они непонимающе смотрят на
сержанта, об’ясняющего им по-русски зада-
чу. Отчаявщись, парень отнимает у одной
из хохотуний лопату и показывает, как
срезать насыпь. М вот негромкая песенка
уже несется вдоль берегов, и дело идет на
лан, ,

Стуком копров и девичьей песней разбу-
жен этот’ тихий уголок литовской земли. .
Симфония жизни и созидания, пришедшая
нз смену ужасной музыке смерти и разру-
шения, заставляет на ближнем хуторе выйти

ТРИБУНА КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВИСТА-ФРОНТОВИКА

Ps

ne
ss

wATe AH р

комсоргом тов. Головко. 0 значении битвы за
город говорилось и раньше, но сейчас 0се-
бенно это подчеркивалось. _ р

Приближался момент штурма. Комсомоль-
цы-активиеты доводили боевой приказ х
бойцов, помогали командирам проверять го-
товность оружия, боеприпасов. принимали
заявления от молодых воинов, выразившях
желание находиться в рядах ВЛКСМ. Ком-
сорги тт. Головко и Сивков накоротке прово-
дили заседания бюро, поздравляли молодых
воинов с вступлением в комеомол, раеск-зы-
вали о героях прошлых боев, говорили о вы-
сокой чести, выпавшей на полю наших
войск, освободивших Оршу и Борисов.

Кое-где в ротах стихийно возникли корот-
киз митинги. В комсомольской организации,
где комсоргом Крутов, с успехом прошло со:
брание. посвящённое одной Teme: «свабо-
дим столицу Белоруссии —- Минск», В зру:
гой организации был выпущен «боевой ли-
сток» — «Спешите к Минску!»

На повестке дня собрания ‘первичной орга
низации, где комсоргом тов. Берлняков, был
всего лишь один вопрос: «Водрузим красные
флаги в столице Белоруссии». По приказа-
нию комантира красные флаги были вруче-
ны на этом же собрании агитаторам ча-
сти — комсомольцам тт. Мусолиеву, Кулим-
бетову, Берышникову. Полк ворвался в
Минск одним из первых. Флаги были во-
дружены на вокзале и на Советской улице.

На перекрестках дорог, в населенных
пунктах вывенивалиеь лозунги — «Слава
тероям Березины, Орши!», «Вперед к Мин-
ску ит. д.

Член комсомольского бюро сержант Пи-
уньков прочитал бойцам сводку Совинформ-
бюро и, показав при этом карту Белоруссии,
провел интересную беседу на тему: «Впере-
ди Минск». Сам тов. Ппуньков лично бывал
в Минске, хорошо знал экономическое, воен-
ное и политическое значение для нашей
страны этого города. Как бывалый воин, он
напомнил бойпам об особенностях уличных
doen,

Интересно и содержательно была органи-
зована: комсомольская работа при форсирова-
нин рек Березина и Неман. Использовав
опыт работы комсомольеких организаций
Украинских фронтов при форсировании Дне-
гра, наши комсомольские организации раз’-
аснили важчое позитическое и военное зна-

МФЛФдЕхХ

чение быстрого форсирования Березины и
Немана.

Комоорги тт. Царьков и Куликов в то вре-
мя, когда бойцы готовили подручные сред-
ства, строили плоты, паромы и т. д., расска-
зывали им о героях, форсировавших Днепр,
6 благодарности товарища; Сталина.

Оказывая помощь комсоргам рот, большую
работу на переправе через Неман провела
комсорг батальона Ольга Козорог. Она не
только провела беселы о предстоящей зада-
че, но и личным примером первая под огнем
противника вплавь форсировала реку. Ве-
одушевленный примером коусорга, весь Oa-
тальон быстро переправился и закрепился.
на западном берегу Немана,

Комсорг роты ‘тов. Царьков выпустил
«боевой листок» с призывом: «Комсомольцы
должны быть первыми по ту сторону Нема-
ча».

Особо отмечалоеь награждение молодых
воинов орленами. Комсомольская организа-
ция, где комеоргом тов. Вибардин, напра-
вила от имени командира части свыше 30
поздравительных открыток героям. Комсо-
мольское отделение отправило несколько пя-
сем на родину героев, Несколько привет-
ствий и обращений было послано от имени
Военного совета.

Большое место-в работе комсомольских
организаций, естественно, заняло воспитание
ненависти к врагу. В деревне Воронцевичи
Оршанского района агитатор-комеомолец тов.
Коновалов нашел письмо Ани Борджовой, уг-
нанной немцами на каторгу в тород Вениге-
берг. На первом же привале агитатор провел
беседу и призвал бойпов быстрее спеть на
запал, освобождать советских людей, томя-
щихся в неволе. Комесорг батальона Ольга
Козорог видела, как была убита верная дочь
нашей Родины комсорг полка Аня Никанд-
рова. «Товарищи! — обратилась к молодым
воинам Ольга Возорог,— с нами нет больше
И друга! Отомстите за смерть героини
АНИ!» 7

Во время марша комеорг батальона Tos.
Турков находился в пулеметной роте. У од-
ного населенного пункта немцы хотели за-
крепиться, Рота по команде командира раз-
вернулаеь и заняла боевой порядок. Турков с
разрешения командира роты пустил по цепи

солнца, она долго глядит на освободителей
ее края. Менее месяца назад пряталась
она с детьми в лесу от выстрелов и взры-
вов, поднявших в воздух огромную ферму
моста, а сегодня. ее ребятишки уже смело
таскают от моста целые мешки щенок и
стружки.

Самый характер работы батальона, носто-
янная срочность и спешка, необходимость
поспевать за движущейся армией и невоз-
можность все заранее предугадать Tpe-
буют от восстановителей особой ловкости и
расторопиости. Но внешне кажется, что
здесь, на постройке моста, никто не торо-
пится.

К исходу первого. дня уже лежит на бе-
регу реки сбитая з трацпецию первая рама
споры. :

В ночи пылают костры — то накаляют
«жигала» — железные прутья, которыми
прожигаются дыры В бравнах.

Утром второго дня с гиканьем и уханьем
подкатываюг бойцы сколоченные рамы K
забитым в речное русло сваям. В тяжелом
труде проходит несколько часов, Рамы
одна за другой становятся погместам, и вот
уже худошавый  офицер-геодезист появ-
ляется со своим нивелиром нз переплете
бревен.

Подполковника не видно. Теперь, когда
вырисовываются контуры нового моста,
командир батальона отетраняет телефони-
ста и сам начинает торопливо обзванивать

все ближние и дальние склады. На поиски

недостающих болтов отправлено несколько
расторопных сержантов. И в то-же самое
время постепенно высвобождающиеся силы

перебрасываются уже на другое строитель-

Во: :
_..Укреплены опоры, поставлены фермы,
уложены брусья, путь. Первый поезд про-
ходит к раз’езду, который еще совсем не-
цавно находился в руках немцев. И когда
поезд вступает, замедлив ход, на новый
мост, несколько бойцов, отложив в сторону
лопаты, ‘берутся за лежавшие припрятанны-
ми в прибрежных кустах духовые инстру-.
менты. Ови исполняют Государственный
гимн. Простые, полные глубокого значения
минуты. Их по-особому переживает каждый
из бойнов, любующихся делом рук сзоих.

Но времени мало. Вот батальон уже сни-
мается с места и трогается в ПУТЬ: А па-
мятником о труде бойцов-восстановителей
остается новый мост, по которому беспре-
рывно пойдут на запад самоходки, заботливо
укрытые брезентами, цистерны с бензнном.
вагоны с боеприпасами, неукротимая сила
нашей мести. Н. АРАЛИЧЕВ.

Действующая армия.

\

листок-«молнию» @ призывом к молодым
бойцам: «Пулеметчики! Прибавьте огонька
по фрицам! Выполним приказ товарища
Сталина, — освободим нашу Советскую Be-
лорусь!»

Молодые воины в бсях показали исклю-
чительные образцы героизма и храбрости.

Сержант Шорин, кавалер двух орденов,
попав в тяжелое положение, не бросил горя-
шего танка. Он продолжал вести огонь по
населавшим гитаеровцам. Отважный воин
сгорел в машине, но не сдался врагу. Огнем
из своего танка он уничтожил 40 немцев.
Неред боем отважный сержант говорил
друзьям: «Иду в бой за родную Белорусь, за

мать и отца! Дратвея буду крепко».

Сержант Оозков, неотступно преследуя

‚врага с0 своим отделением, не дал немцам

взорвать железнодорожный мост. Он дважлы
принял неравный бой, причем в обоих слу-
чаях вышел победителем. Его отделение уни-
чтожило 59 немцев. Кроме этого Лозков как
разведчик-сапер лри прорыве обороны нем-
цез снял 589 вражеских мнн.

ЖКомсорг роты Куликов на одном участке, a
молодой боец Клюцев на другом первыми
форсировали реку Неман и укрепились на ee
западном берегу. Этим самым оба молодых
воина обеспечили успешное форсирование
реки своими подразделениями. Тов. Куликов
в ходе боев уничтожил 200 немцев.

Таких примеров можно было бы привести
очень много. В полку, где KOMCOPFOM TOR.
Павлов, и в первичных организациях, rie
комсоргами тт. Головко и Крутов, все ком-
сомольцы награждены орденами и мелалями
Советского Союза.

Сосредоточивая вее свое внимание нз вы-
полнении боевых приказов командования,
комсомольские организации налих частей
укрелили связи с армейской молодежью. ча-
ще стали устраивать открытые комсомоль-
ские собрания, беседы и доклады с участием
уолодых бойцов. Комсомольская работа ста-
ла более целеустремленной и конкретной.
Однако нам еще много следует сделать для
того, чтобы освоить накопленный опыт, ук-
ренить ротные комсомольские организации,
серьезно поработать с активом, сще лучше
подготовить себя к новым болям на террито-
рии врага.

‚ Гвардил майор М. СИЯТКОР.

требность в книге сильно возросла.

Издательство правильно поступило, из-

брав для начала две основные темы, имею-

щее огромное научное и мировоззренческое
значение: происхождение жизни и происхо-,
ждение человека. История научной разра-
ботки этих проблем есть вместе с тем исто-
рия длительной и ожесточенной борьбы
знания с суеверием, материализма с идеа-
за
борьбы
человечества за подчинение себе сил при-
роды, за право Ha свободную и счастливую

лизмом, прогресса с реакцией. Борьба
передовую науку неотделима от

жизнь.

Обе книжки рассчитаны на широкие Kpy-
ги читателей, обладающих самой незначи-
гельной обшеобразовательной подготовкой.
Написанные на высоком научном уровне,
они содержат зпачительный и интересный
материал, но, к сожалению, отличАются не-

которой сухостью изложения.

Член-корреспондент Академии наук
СССР проф. А. И. Опарин — один из
крупнейших советских биохимиков, автор

прекрасной книги «Возникновение жизни на
изложена  разрабо-
танная им теория происхождения жизни.

Земле», где подробно

Сущность этой теории дается и в расема-
триваемой брошюре,

Наша Земля когда-то представляла собой
раскаленный шар, на котором немыслимо
было существование органических. ве-
ществ. Значит, жизнь могла появиться. на
Земле лишь тогда, когда планета наша до-
статочно остыла.

Совершенно несостоятельна теория, со-
гласно которой зародыши жизни.давлением
световых лучей занесены на Землю с. дру-
гих миров, уже населенных. Эти зародыши
должны были пронестись чёрез безгранич-
ные межзвездные пространства. где roc-
подствует страшный холод, ‘где’ нет ни
влаги, ни кислорода. «Мировое простран-
ство, — пишет проф. Опарин, — пронизано
светом особого рода, так называемыми
коротковолновыми ультрафиолетовыми лу-
чами». Они убивают все живое, и зародыши
жизни неизбежно должны были погибнуть
на своем пути от планеты к планете,

В давно прошедшие времена жизнь воз-
никла на самой Земле из безжизненной ма-
терии естественным путем. Наука доказала
полную несостоятельность того взгляда,
что зарождение жизни происходило при
участии какой-либо нематериальной, духоз-
ной силы. В мире нет и не было места для
нее. И
Уже раскрыты основные законы природы,
по которым из безжизненных неорганиче-

ских веществ образовались сначала про-.
стейшие органические соединения — угле-

водороды, а в дальнейшем, путем взаимо-
действия их с водяным паром, и сложные

‘органические вещества, включая белкиы—

основу жизни, по выражению Энгельса.

В первичяом теплом океане. образовались

первые «капли жизни» — коацерваты, как на-
зывает них проф. Опарин, Они плавали в ра-
створе разнообразных органических веществ,
«улавливали эти вещества, присоединяли их
к себе и таким образом росли», Одни из них
гибли, другие сохранялись ‘и распадались на
дочерние капельки, которые, в свою очерель,
«питались» и росли. Строение коацерватных
капелек постепенно — с течением веков —
усложнялось. Возникли наипростейшие орга-
визмы. Тогда встуцил в действие мощный
закон. естественного отбора, открытый в се-
редине ХТХ века великим Чарльзом Дарви-

\

HOM. ‘

‚А. Опарин. Возникновение жизни Ha
Земле. 24 стр. цена 1 руб. Тираж 50.000.

М. Плисецкий. Пронсхождение человека.
Под редакцией проф. В. К. Никольского.
24 стр., цена 1 руб. Тираж 50.000.

труду. «Труд создал человека», — писал Эн
гельс в своей классической работе «Родь
труда в процессе очеловечивания обезьяны»,

Переход от хождения на четвереньках к
прямостоянию повлек за собой освобождение
рук, которые стади постепеняо развиваться
и приспосабливаться к движениям, явившим.
ся зачатком трудовых лвижений. Прямохож.
дение позволило мозгу развиваться вовер.
шенно иначе.

Брошюра дает ясное представление об эта-
пах и о факторах постепенного. «очеловечи-
вания обезьяны»: стадный образ жизни Ha
IWHX предков, переход к прямохождению,
освобождение рук, развитие мозга, изготов-
ление и пользование, орудиями труда, мясная
naa,

Автор показывает полную несостоятель.
ность всевозможных легенд, сказаний н ре
лигиозных учений о сверх’естественном про.
исхождении человеческого рода. Человек,
как и все виды живых существ, является
частью общей цепи развития жизни на Зем.
ле, «завершением длительного процесса по-
степенного развития животного мира
(стр. 4). Сейчас уже хорошю иззестны глав-
нейшае закономерности. природы, по кото:
рым шло развитие жизни от первичных ор-
ганизмов до млекопитающих животных,
высшим представителем которых является
человек,

Много интересных сведений найдет чи-
татель в книжке М. Пласецкого по вопросу
о сходстве между человеком и животными,
в первую очередь обезьянами; о человекооб.
разных обезьянах, об ископаемых предках
современного человека — питекантропе, сит-
антропе, гейдельбергском человеке, кромань:
онце. Г

Вся исторая человеческого рода, насчиты-
вающая около Б).тысяч лет, неопровержим
свидетельствует о правильности эволюцион: \
ной теории Дарвина. К сожалению, огром-
ное значение работ Дарвина не подчеркнут
в брошюре. Его бессмертные труды «Пронс-
хождение человека» и «Происхождение ви.
дов»... даже не упомянуты автором.

Последняя часть книжки М. Плисецкого
посвящена вопросу о человеческих расах и
критике каннибальских «расовых теорий»,
культивируемых германским фаптизмом,

Жаль. что автор избегает приводить ка-
кие-либо данные, характеризующие древ.
ность предков человека. Читатель, естест.
зенно, не удовлетворится общими словами в
захочет знать, как давно (хотя бы очень
приблизительно) жили кроманьонцы, неан-
дертальцы и т, п. Очень сбивчиво и даже
неточно изложен вопрос о наследственно-
сти и изменчивости (стр. 7). Получается не-
верное представление, что унаследованные
признаки —это исключительно рудименты
{остаточные органы). Но тогда решительно
непонятно, ‘что такое наследственность и
какова же ее роль в процессе эволюции.

м

} ж + *

Издание научно-популярной серии необ-
ходимо всячески приветствовать. Но наряду
с маленькими брошюрами следует подумать
© выпуске. книг для более подготовленных
читателей. Такие книги об’емом не в 1 лист,

‚8 `в 8—10 листов смогут дать более углуб-

ленное изложение основных вопросов совре-
менного естествознания, у

Популярно-научная книжка должна быть
хорошо иллюстрирована и написана живо п
ярко. Следует обратить внимание не только
на посдедовательность и точность изложе:
ния, но и на оформление издания: популярная а
книжка должна привлекать взор читателя“
красивой внешностью, цветной обложкой с
простым, хорошим рисунком на ней.

Ю, МИЛЕНУШКИН.

oh ao

НА ЧИСТЫХ ПРУДАХ

и станет Чистопрудный бульвар в Москве. По инициативе москов-
омольцев на месте старого пруда сооружается новый. Широкие лестнячя

ные сходы будут спускаться. к
бульзара.
На снимке:

его берегам,
Строительство нового пруда будет закончечо
учащиеся 3-го ремесленного училинца города Москвы роют котловаг,

Фонтаны украсят зеленые газоны
к 1 мая 1945 года.

Фото М. СМИРНОВА,

r