Положение

в Болгарии

7 СТАМБУЛ, 5 сентября. (ТАСС). Как пе-
фредают иззСофии, германские войска отсту-
пают из Румынии на болгарскую территорию
€O своим легким вооружением. Переброска
войск идет по железным и шоссейным до-
рогам. Германские штабы, расположенные в
районе Софии, остаются на месте.

31 августа в Софию прибыло значительное
количество германских войск с легкой ар-
тиллерией, которые заняли отведенные им

помещения.
—_—O—

Положение в Словакии

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение чехословацких
военных властей о том, что в оборонитель-
ных боях вблизи Жилина чехословацкие
патриоты уничтожили в Врутки и Нитра 27
германских танков. Продолжаются бои за
Тоштеник, а также за Лученец. и Левоча,
хоторые с 1938 г. находятся в руках венг-
ров. Севернее Тренчина на военном заводе
Шкода в Дубнице происходят тяжелые бои.
Чешские рабочие принимают участие в бо-
ях против охраны завода. Завод. горит.

После боев с превосходящими силами про-
чивника чехослованкими патриотами остав-
лено здание военной академии в Братиславе.

—_—O—.

ОТВЕТЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
«САНДИ ЭКСПРЕСС»
‚= НА ПИСЬМО РИМЕКОГО ПАПЫ

ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Газета
«Санди экспресс» помещает несколько
писём, критикующих письмо папы, в кото-
ром он просит лондонцев простить нем-
цев. Священник Бейкер пишет: «Папа мо-
жет посылать послания католикам, но мы,
англичане, не хотим, чтобы папа призы-
вал нас к прощению, благотворительности
и милосердию по отношевию к нацистам
за все, что они совершили против нас.
Мы получаем христианские наставления
от нашего собственного архиепископа, и
мы не хотим, чтобы итальянский папа со-
ветовал нам, что нам нужно делать, в
особенности, поскольку он весьма поло-
жительно относился к фашистам и ваци-
стам в прошлом до тех пор, пока англи-
чане ‘не дали ему возможность спасти
свою шкуру и его мирские владения».

Мисс Бандей пишет: «Нельзя ли пред-
ложить папе посетить Люблин?».

Купер пишет: «Присоединялся ли когда-
набудь папа к официальному осуждению
Германии, в особенности за ее обдуманные
оргии садизма? Почему такой видный ру-
ководитель христианства с самого же ва-
чала признает тех, от кого защищались
страдающие народы, и открыто отождест-
вляет себя с нами».

Один читатель-католик пишет: «Папа
сделал все, кроме прямого осуждения
дела Германии».

Роберт Купер пишет: «Если бы в июне
бомбы сбрасывались на Ватикан, а не на
нас, тоя думаю, что этот латинский
джентльмен запел бы другую песню».

ой
Письмо Герберта
о выступлении папы

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). «Таймс»
поменкает письмо известного писателя, не-
зависимого члена парламента от Оксфорд-
ского университета Герберта, в котором он
критикует ‘призыв папы к жителям Лондо-
на простить немцам их воздушные налеты.
Не следует ожидать, заявляет Герберт,
что лондовцы простят злоупотребления
как в отн’пении их самих, так и в отно-
шении дфугих. «Лондон He забудет и не
простит. Люблина».

Гефверт предлагает католикам, высту-
щим в защиту папы, указать выступле-
ния папы, в которых он осуждал бы не-
мецкое вторжение в Польшу, Россию,
Францию, Голландию, Бельгию, Норвегию,
Грецию и т. д., осуждал систематическое
убийство и истязания поляков и евреев,
ссылки и повсеместный грабеж, . осуждал
бомбардировку Варшавы, Роттердама, Бел-
града, Лондона и т. д. «Безрезультатно, —
пишет Герберт, — я пытался отыскать ио-
добные высказывания в ваших длиннейших
комментариях, посвященных выступлению
папы по радио в. связи с 5-й годовщиной
войны. Я не нашел ничего подобного. Там
нет ничего такого, что указывало бы исто-
рикам на то, что война была начата не
Америкой или Грецией».

=

Самоубийство бывшего
германского посланника
в Румынии Киллингера
БУХАРЕСТ, 5 сентября. (ТАСС). Ру-
мынское- телеграфное агентство передает,
что бывший германский посланник в Бу-
харесте Киллингер и его секретарь Петер:
сен покончили самоубийством.

УХУ $

НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК СОЮЗНИКОВ

Заняты города Антверпен и Лилль.—

Войска союзников вступили

в Голландию и Люксембург

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из штаба верховного коман-
дования экспедиционных сил союзников со-
общение о том, что Антверпен занят союз-
ными войсками. Занятие Антверпена завер-
шает новый широкий обходный маневр по
окружению немцев в районе Па-де-Кале.

По сообщению агентства Рейтер из Фран-
ции, утром 4 сентября английские войска
вступили в Лилль. .

ЯОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство. Рейтер, премьер-министр
Голландии Гербранди вечером 4 ‘сентября
в своём обращении по радио к голландскому
гпароду заявил, что войска союзников всту-
пили на территорию Голландии.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в своем выступлении
по радио утром 5 сентября премьер-министр
Люксембурга сообщил, что войска союзни-
ков вступили в Люксембуэг.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования эк-
спедиционных сил союзников говорится:

«Антверпен освобождён. После двух-
дневного похода через Бельгию механизи-
рованные войска союзчиков 4-го сентября
вступили в гсрод и вечером очищали рай-
он доков. Южнее войска союзников за-
хватили Лувзн, Малин и  Ало. Другие сое-
динения, оперирующие близ франко-бель-
гийской границы, захватили Лилль. К се-
веру от Соммы войска союзников упорно
продвигались вперёд и достигли Эдена,
Монтрейля и Этапля.

Войска союзников в районе  Монса (Бель-
гия) ликвидировали терманские ‘войска,

попавшие в крупный «мешок» к юго-запа-
ду от города. При этом было взято 9 ты-
сяч пленных. В результате действий сухо-
путных сил и авиации Уничтожено или за-
хвачено 40 танков и 1500 автомашин. К
югу от Турнэ и в районах Маршьен (севе-
ро-западнее Валансьена) и Виллеро (севе-
ро-западнее Монса) войска союзников лик-
видировали части противника в ряде мест-
ных «мешков».

Южнее Шарлеруа войска союзников
продвинулись до Флорена и Бомона. В до-
лине верхнего течения реки Маас войска
союзников продвинулись северо-восточнее
Сен-Мииэль».

Ультиматум германскому гарнизону
` Гавра

дает корреспондент агентства Рейтер, нахо-
дящийся при 1-й канадской армии, герман-
скому гарнизону Tappa вчера был напраз-
лен ультиматум с требованием капитуляции.
Предполагают, что численность гарнизона
составляет 5 тысяч человек. В ультиматуме
указывается, что в случае его отклонения,
город подвергнется бомбардировке.

Потерм немцев во Франции

даёт агентство Рейтер, в штабе верховного
командования экспедиционных сил союзни-
ков сообщили, что общее число немцев,
захваченных в плен 1-й американской армией
вс Франции, достигло 120.324 человека.

Сообщение штаба вооруженных сил союзникев
на средиземноморском театре операций

щении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных
операций ‘говорится: :

«Поддерживая наступающие войска со-
юзников На восточном побережье Италии,
корабли английского военЕо-морского фло-
та подвергли массированному обстрелу
вражеские батареи, транспорт и войска в
районе Римини. Было выпущено свыше
800 снарядов.

На адриатическом участке фронта про-
исходили тяжёлые бом. Части 8-Й армии
встретили сильное сопротивление против-
ника к северу от реки Конка. Несмотря
на это, английские и канадские войска
значительно расширили предмостное укре-
пление в районе реки и продвинулись впе-
рёд на возвышенной местности на левом
фланге. у

5-я армия продолжает продвигаться K
западу от Флоренции, и её передовые ча-
сти приближаются сейчас к городам Пра-
то и Лукка. Вся возвышенная местность
к югу от дороги Лукка — Пистойя—Фло-
ренция находится в руках союзников. _

В Южной Франции части 7-й армии
продолжают ‘быстро продвигаться в доли-
неё реки Сона. Противник не оказываёт
сильного сопротивления. Французские ча-
сти достигли предместий Макона и горо-
да Сен-Бонне-де-Брюйер. Восточнее Соны
американские войска продвинулись в рай-
оне Монревеля.

Французские войска, занявшие Виль-
франш, захватили в плек 2.400 человек.
Всего за время кампании в Южной Фран-
ции взято свыше 65 тысяч пленных»,

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). В Лон-
доне официально об’явлено о TOM, что
крупные соединения американских тяже-
лых бомбардировщиков 5 сентября совер-
шили налет на об’екты в Карлсруэ, Штут-
гарте и Людвигсхафене в Рейнской обла-
сти. Бомбардировщики шли в сопровожде-
нии средних соединений истребителей
«Мустанг». В Штутгарте ` бомбардировке
подвергся завод авиамоторов аймлер-
Бенц, в Карлсруэ — железнодорожное де-
по и ремонтные мастерские. _

ЗОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что самолёты союзников
«Сандерболт» вечером 3 сентября совершили
второй налет на железнодорожные комму-
никации и подвижной состав противника на
итало-французской границе. ‚Налёту под-
верглись 200—300 вагонов, большинетво из
ксторых были гружены автомашинами.

а

Переброска оборудования
германских заводов из Эльзаса
в Германию

НЬЮ-ЙОРК, 5 сентября. (ТАСС). По
сообщению Бюро вознной информации
США, базельская газета «Арбейтер цей-
тунг» пишет, что германские предприятия,
в том числе заводы Круппа и авиационные
заводы акционерного общества Гакенседе-
ра, которые были переведены в Эльзас в
связи с  бомбардировками союзпиками
Рейнской области, в настоящее время пол-
ностью прекратили производство и перебра-
сывают свое оборудование в Германию.
Передают также, что все дороги, ведущие
в Рейнскую область, находятся в хаотиче
ском состоянии в связи ‘с‘тем, что они за-
биты грузовиками эсэсовцев.

—о—-
‘ Люксембургская миссия
по гражданским делам выехала
в Люксембург

бургское информационное бюро сообщает о
том, что люксембургская миссия по граж-
данским делам выехала 4 сентября из Лон-
дона в Люксембург. Миссию возглавляет
майор Шоммер — бывший генеральный се-

сембурга.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЧТЫ

BEE PAKET>

«

Под этим заголовком американский журнал «Зис Уик» ‘поместил недавно

статью о перспективах ракет как оружия и средства передвижения.
Ниже мы помещаем сокращённый перевод этой статьи.

Мировая война 1914—1918 годов породила
две больших отрасли техники — самолето-
строение и радио. Вторая мировая война
вызвала к жизни новые отрасли техники.
Какие именно, трудно еще сказать. Однако
многие представители техники полагают,
что в результате этой войны в будущем
найдут применение ракеты.

На протяжении многих лет человеческая
фантазия работала в этом направлении. В
фантастических очерках, в кинофильмах, в
юмористических рассказах изобретатели ра-
кет проносились через атмосферу Земли на
Луну, Марс и далее. Надо было обладать
богатой фантазией, чтобы рисовать себе та-
кие картины Но в один прекрасный день
сни могут воплотиться в жизнь. Однако,
когда вы сядете в ракетный снаряд, это
вовсе не будет означать, чтс вы обязатель-
но хотите попасть на другую планету. Воз-
можно, что вы хотите посетить Китай или
даже более отдаленное государство. И та-
кой способ сообщения не кажется ныке
столь фантастическим в свете изобретений,
сделанных за период войны.

В настоящее время мы и наши союзники,
равно как и наши враги, разработали про-
екты, которые делают развитие строитель-
ства пассажирских ракетных кораблей впол-
не реалькым. До войны ракетное воздухо-
плавание не принималось всерьез. Широкая
публика смотрела на нас, экспериментато-
ров в области ракетного воздухоплавания,
кгк на безумцев.

Война изменила все это. Ныне большин-
ство людей, заинтересованных в ракетах, —
трезвые техники. В настоящее время многие
из них служат в армии и работают над
военными изобретениями, превращающими
ракету в наиболее многообещающий вид

ЕЕ

АЛРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56;
трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи—Д 3-38-38 н Д 3-34-93;

[7259

м»

оружия современной войны. Не подлежит
сомнению, что мы сможем использовать ра-
кетную энергию для наших послевоенных
сообщений. Весьма возможно, что самолеты
‚будут снабжены ракетными двигателями,
которые придадут им значительно большую
скорость, чем любой существующий мотор.
Но еще до того, как наступит этот день,
посадка и под’ем в воздух пассажирских и
грузовых самолетов будут почти наверняка
осуществляться с помощью ракетных
устройств. Ракеты будут подымать самоле-
ты в воздух значительно быстрее и с более
тяжелым грузом и будут снижать их по-
садочную скорость. Несомненно также, что
мы будем перебрасывать грузы по воздуху
при помощи ракет. Например, почту, кото-
рая будет доставляться со скоростью, при-
ближающейся к скорости телеграфной пе-

редачи. 3
i +++

Преимущества ракеты как оружия ясны.
В. простейшем виде это фактически самё-
стоятельно движущийся снаряд. Он не дает
отдачи, и потому нет необходимости в тя-
желом стволе и массивном затворе. Рус-
ские штурмовики, которые показали свои
блестящие качества на’ Восточном фронте,
вооружены реактивными пушками. Обычно
бомбы падают на цель просто благодаря
силе тяжести. Эти же бомбы-ракеты полу-
чают дополнительную ударную энергию от
мощного заряда взрывчатого вещества, при-
водящего их в движение. Когда они уда-
ряют по цели, их взрывная сила в четыре
раза превышает силу обычных бомб. Они
пробивают броню танка, как яичную скор-
лупу, и мощный взрыв превращает машину
в кучу железного лома. В 1941 году немцы
жаловались на новое «дьявольское» ору-

ЛОНДОН,.5 сентября. (ТАСС). Люксем-
  щеский матч между командой советского

Гитлероецы пытаются укрыть
за границей награбленные

богатства
НЬЮ-ЙОРК, 5 сентября. (ТАСС). Кор-
респондент газеты «Нью-Йорк . геральд

трибюн» сообщает, что. одним из признаков
приближающегося неизбежного краха гитле-
ровской Германии являются лихорадочные
попытки фашистских главарей перевезти на-
грабленное ими богатство из`Германии в бо-
лее безопасные места.

Корреспондент отмечает, что за последнее
время в Стамбуле цены на золотые монеты
снизились примерно на 20 проц. Это 06’
ясняется увеличением притока’ золота на
рынок. По словам корреспондента, имеются
основания полагать, что из Берлина золото
поступает только от официальных лиц, так
как частные граждане могут лишь незакон-
ным путем собрать незначительное количе-
ство золота. Гитлеровские главари пытают-
ся сбыть золото также в Берне и Мадраде,
а с некоторых пор и в Стокгольме и Лисса-
боне. f

Как полагают, пишет далее корреспон-
дент, средства, выручаемые гитлеровцами
от продажи золота на различных европей-
ских рынках, превращаются в аргентинскую
валюту и отправляются в Аргентину. Со-
гласно сведениям, полученным в Лондоне,
в Аргентине за последнее время накопи-
лись большие денежные средства, посту-
пившие из Германии.

а
Культурнал связь
‘между СССР и Ираном

МЕШХЕД, 5 сентября. (ТАСС). На’ от-

‚ крытии лучшего в Иране городского театра

в Мешхеде была представлена на персид-
ском языке пьеса А. Чехова «Предложе-
ние». Спектакль имел исключигельный ус-
пех. :
Спортивной секцией Хорасанского отделе-
ния Советско-Иранского общества культур-
ной связи был устроен футбольный товари-

гарнизона и иранской сборной
Матч окончился со счетом 0 : 0.

На открытии городского театра и на фут-
больном матче присутствовали генерал-гу-

командой.

кретарь министерства иностранных дел Люк-! бернатор Хорасана Али Мансур и генераль-
  вый консул СССР Абрамов.

УХУ ХХХ ХУ ЗУ УХУ   Целую неделю все участни-

жие, которое русские применили против их
пикирующих самолетов при обороне Моск-
вы. Этим оружием были противотанковые
ракеты, выбрасываемые в таком огромном
количестве, что немецкие пикирующие бом-
бардировщики не могли избежать попада-
ний. Русские разработали также некоторые
замечательные конструкции тяжелых ору-
дий, стреляющих ракетами, в качестве на-
земного противотанкового оружия. Немцы
также форсировали свои эксперименты с
реактивными пушками. В Африке союзные
войска захватили многоствольные «гауби-
цы», применявшиеся для стрельбы ракет-
ными снарядами по находящимся в преде-
лах видимости танкам или низко летящим
самолетам.

Нацисты делают опыты применения ра-
кетных труб и сопел на своих тяжелых бом-
бардировщиках. Они’ служат для под’ема
самолетов в воздух, и в основе их приме-
нения лежит то свойство, что тяжелые
самолеты в состоянии фактически поднять
лишь половину того груза, который они
могут нести в воздухе. Несколько самоле-
тов «Хейнкель-111-К» и «Юнкерс-88», сби-
тых над Англией, несомненно имели ракет-
вые трубы для этой цели.

Недавно появилось сообщение о новом
оружии, так называемой «базуке». Она име-
ет вид четырехдюймовой трубы с приспо-
соблением для установки спереди. Ее легко
могут нести два человека даже при быст-
ром марше. Но это легчайшее оружие стре-
ляет сильно взрывчатым снарядом крупно-
го калибра и может уничтожить танк.

Оба конца ствола «базуки» открыты. При
стрельбе один человек держит его на плече
и направляет в цель. Другой боец встав-
ляет ракету в казенную часть и быстро от-
клоняется в сторону. Затем раздается вне-
запный громкий взрыв, вспышка, и снаряд
вылетает со страшной скоростью. После
бсевых испытаний в Северной Африке, где
«базука» применялась для разрушения тан-
ков и укреплений врага, начальник артилле-
рии генерал-майор Левин Кемпбелл заявил:
«Каждый солдат, обладающий <базукой»,
твердо знает, что любой танк может быть
им уничтожен».

секретариат — Д 3-36-89 и ДЗ 31-79;
отдел литературы и искусства—Д

стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20
Ш.

Польский деятель в США
о предложениях Миколайчика

НЬЮ-ЙОРК, 3 сентября. (ТАСС). Пред-
седатель польской секции международного
рабочего ордена Геберт осуждает предло-
жения Миколайчика как нереалистичные и
направленные против единства Полыши и
Об’единенных наций. Геберт предсказывает,
что Польский Комитет Национального Ос-
вобождения не примет этих предложений.
По мнению Геберта, предложения Мико-
лайчика следовало бы направить в Люблин,
а не в Москву, поскольку «эта проблема
является не столько  польско-советской,
сколько проблемой, касающейся самих по-
ляков». Кроме того, пишет далее Геберт,
эти предложения нереалистичны, ибо они
сделаны на основе отношений, существо-
вавших до войны, и не отражают харак-
тера новой Польши, возникающей в резуль-
тате борьбы против Германии. Новая Поль-
ша об’единяет все патриотические силы во-
круг Польского Комитета Национального
Освобождения, пользующегося помошью
тех групп, на поддержку которых претен-
дуют эмигранты в Лондоне.

Геберт высмеивает предложение о’ том,
чтобы 20 процентов правительственных по-
стов были отданы тем, кто сражается в
Нолыше, в то время как эмигранты удер-
жали бы 80 процентов. «Большинство пра-
вительственных постов, —= заявляет Ге-
берт, —должно быть заполнено теми, кто
жил и сражался в самой Польше. Предло-
жение Миколайчика сохранить полуфаши-
стскую конституцию 1935 года, разумеет-
ся, является неприемлемым».

Геберт осуждает Миколайчика за под-
держку преждевременного восстакия в
Варшаве. Геберт цитирует переданное
агентством Рейтер заявление польского
вице-маршала авиации Изыцкого, характе-
ризующего восстание как преждевремен-
ное, а также упоминает о статье деятеля
подпольного движения Долота в антисовет-
ской газете «Новы свят». Автор этой статьи
обвиняет эмигрантское правительство в том,
что оно совершило ошибку, приказав под-
нять восстание ради дешевой политики.
Геберт. заявляет, что восстание является
не только ошибочным, но даже преступным,
ибо оно повлекло за собой бесполезную ги:
бель десятков тысяч людей, героически
сражающихся с немцами,

«В действительности, — пишет Геберт, —
эмигранты не заинтересованы в том, чтобы
выгнать немцев из Варшавы, а хотят лишь
создать такое положение, которое дало бы
им возможность кричать о том, что Красная
Армия не помогает освобождению Варшавы.
Мы приветствуем героизм населения Вар-
шавы. Однако Варшаву можно освободить
лишь силами Красной Армии совместно
с Польской армией... Несомненно, польская
нация привлечет к ответственности тех, кто
виновен в преждевременном восстании».

Далее Геберт пишет, что призыв Микод-
лайчика к США и Англии о поддержке «яв-
ляется старой политической игрой эмигрант-
ской группы в Лондоне, пытающейся
вбить клин между сбюзниками, Такая по-
литика самоубийствення для Польши. Бу-
дущая безопасность я независимость Поль-  Хребты Тянь-Шаня пере-
ши зависят от политики сотрудничества с   резают всю Киргизию и
Советским Союзом и дружбы с США и Ан:   часть Казахстана и сходят-
глией. Миколайчик прибегает к таким улов-   ся здесь, у Хан-Тенгри, в
кам, ибо он`не может больше рассчитывать,   почти недоступный для че-
что его позиция будет поддержана в Поль-   ловека узел, покрытый
ше. Он не будет иметь успеха в США и Ан-   льдом.
глии>». Редки и ненадежны тро-

Геберт хвалит Комитет Национального   пы, ведущие к ледникам.
Освобождения за то, что последний вели-  Иногда они совсем исчеза-
кодушно предложил Миколайчику занять   ют, и тогда путники долж-
пост премьера и предоставил еще три пра-   ны сами изыскивать дороги.
вительственных поста лондонским полякам и  Но и имеющиеся тропы за-
за осуждение конституции 1935 г. «Это сви-   крыты большую часть года.
детельствует о том, что Комитет освобож-   Только в короткое лето вы-
дения преследует ‹ политику национального   сокогорья можно ими’ поль-
единства и придерживается принципа само-   зоваться.
определения, содержащегося в Атлантиче- Экспедиция инж. Рапасоза
ской хартии. Предложения Миколайчика не   тщательно разведала под-
способствуют осуществлению того; что не-  ступы к ледникам, внима-
обходимо для’национального единства Поль-   тельно выслушала советы
ши и единства Об’единенных наций. Его   старых киргизов, помнящих
предложения явно направлены против таких   еще Н. М. Пржевальского,
целей». : ть который является одним из
пионеров изучения могучих
небесных гор. Экспедиция
разделилась на пять групп,
каждая из них получила
задание: начать свой путь
от ущелья и затем, посте-
пенно поднимаясь ввысь по
неизведанным еще тропам,
достичь ледника. Большин-
ство ледяных рек, берущих
начало у Хан-Тенгри, еще
не имеет названий и мало
изучено.

Болыной караван Гамале-
ева, прежде чем добраться
до места работы, должен
был в течение полумесяца
преодолеть девять тяжелых
перевалов, в том числе пе-
ревал Май-баш, что значит
«Голова в масле». Только
находчивость руководителя
группы Гамалеева, ‘природ-
‘ная сметка проводника Тол-
комбая Колжеярова, помог-
ли группе пройти Май-баш.

правдиво отражают

геодезистов,

Примечание ТАСС. В публикуемом выше
сообщении о выступлении г. Геберта по по-
воду «предложений Миколайчика» речь идет
о документе, с которым польское эмигрант-
ское правительство обратилось на-днях к
Советскому Исавительству и к Польскому
Комитету Национального Освобождения, из-
ложив в нем свои взгляды на реорганизацию
польского правительства и оставив при этом
в основе предполагаемой реорганизации ан-
тидемократическую польскую конституцию
1935 г. Этот документ Советское Правитель-
ство направило Польскому Комитету Нанио-
лального Освобождения, так как затропуть
в этом документе вопросы могут быть реше-
ны лишь самими поляками,

—о—

НА КОНФЕРЕНЦИИ В`ДУМБАРТОН-ОНСЕ

ВАШИНГТОН, 4 сентября. (ТАСС). Упол-
номоченный конференции в Думбартон-Оксе
по печати об’явил: «Руководящая комиссия
заседала сегодня утром. Сегодня днем со-
стоится заседание подкомиссии по организа-
ции международной безопасности».

ки экспедиции прокладыва-
ли дорогу в глубоком сне-
гу. Вначале шли люди, уми-
навшие снег, за ними дви-

Одно из английских реактивных ‘орудий
стреляет. целым букетом остроконечных
противовоздушных ракет на высоту 5 миль.
Некоторые ракеты несут в. себе парашюты,
от которых тянутся длинные стальные тро-
сы, ломающие пропеллеры вражеских само-
летов.

Несколько месяцев тому назад из Италчи
пришли сообщения, что военные инженеры
испытывали там самолеты, движущиеся с
помощью ракетного двагателя.

После войны мы увидим ‘транспортные
самолеты, по крайней мере крупные, при-

гляцнологов

изводят быт осаждённого Севастополя. Названия крымских.
под рисунками Л. Сойфертиса, говорят о пути, пройденном художником вместе
с армией и флотом, освободившими Крым. *
Вчера в выставочном зале Художественного
ставки произведений Л. Сойфертиса (1941—1944). Краткое вступительное слово
сказал лауреат Сталинской премии художник Д. Шмаринов. Л. Сойфертиса тепло

приветствовали представителя моряков-черноморцев.
НА СНИМКЕ: рисунок из цикла «В осаждённом Севастополе»,

ин географов

* * *

гались расседланные лоша-
ди. И лишь` после этого
можно было вести караван.
Внезапные порывы бури,
столь частой в этих местах,
иногда заметали только что
протоптанную траншею. Не-
смотря на усталость, участ-
ники экспедиции вновь’ бра-
лись за работу. Люди спа-
ли в мешках, глубоко зары-
ваясь в снег; отощавшие
лошади с трудом отыскива-
ли в снеку сухие стебли
травы. Спустившись с Май-
баша, группа стала перед
новым препятствием — гор-
ной рекой, бешено несущей
свои воды. Здесь даже не
было никаких троп. Провод-
ник Колжеяров предложил
ехать руслом реки. Иного
выхода не было. Осторож-

но кони вошли в реку. Во-
да ревела, силясь сбить
лошадей. Но устойчивы
киргизские кони, несколько
часов они шли вдоль русла
реки, твердо ступая по ка-
менистому грунту. Вскоре
группа вошла на ледник,
еще не имевший  названия.
Молодому топографу
Кокшарову и его помощни-
ку Колесникову было пред-
ложено исследовать ледни-
ки Семенова и Мушкетова.
Для этого им пришлось ми-
новать несколько высоко-
горных пустынь, так назы-

поднялись на один из хреб-
тов, покрытый мощным ле-
дяным панцырем, Кокшаров
замешкался и вместе с ле-
дяной глыбой полетел вниз.
От неминуемой` гибели ‘ero
спасло озеро, расположен-

ное в конце склона.

Все группы вели на лед-
‚никах значительную науч-
ную работу. Они наносили
на карты границы ледни-

ков, их строение, путь дви-
жения льдов..

ваемых «сартов». Когда они’

Мы.

- Выставка рисунков Л. Сойфертиса —

$ >
Художника-черноморца Л. Сойфертиса на флоте знают как автора рисунков,
которые близки и понятны каждому краснофлотцу. Его зарисовки и композиции

жизнь фронта, показывают рядового бойца-моряка, воспро-

городов, стоящие

фонда- состоялось открытие вы-

Ha ледниках Жан-Тенгри

Завершила свою работу на ледниках в районе пика Хан-Тенгри группа топографов,
‘под руководством
П. Рапасова. Наземными и воздушными с’емками экспедиция ликвидировала «белые
пятна», сделала немало новых открытий.

инженера-топографа

Гривцов и Кузьменко,
исслед®вавшие ледники
Иныльчек и Каинды, была
свидетелями — интересного
явления. В 18 километрах
от языка самого большого
на Тянь-Шане ледника
Иныльчек находится высо-
когорное озеро. Один раз в
год озеро, переполненное
водой, прорывает стену
ледника и с грохотом ‘ус-
тремляет свои воды вниз,
Рано утром участники 5K-
спедиции услышали глухие
раскаты. Вслед за тем через
ледник, расположенный ни-
же, хлынули потоки воды.
Групна, возвратившаяся
после очередной топографи-
ческой с’емки, оказалась
отрезанной от своей базы,
Несколько днейей пришлось
прожить на леднике. В пи-
щу шли горные козлы. Ло-
шади питались травой чу-
десно-зеленой площадки,
возвышающейся над ледни-
ком. И лишь на двенадца-
тый день закончился сброс
воды, Озеро успокоилось.

Огромную работу’ проде-
лал авиаотряд Мельникова.
Он произвел детальные
с’емки района ледников, по-
мог экспедиции разобраться
во многих загадках, Так,
однажды летчики Богомо-
лов и Аратюнянц заметили,
что на юге высится покры-
тая льдом мраморная вер-
шина неизвестного пика,
намного превышающая вы-
соту пика Хан-Тенгри. Ге-
ографы, геодезисты и топо-
графы вместе с летчиками `
точно определили высоту
вновь открытого - пика —
7.419 метров ‘над уровнем
моря.

‘Сейчас материалы -экспё-
диции обрабатываются и.
обобщаются,

М. МЕНЬШИКОВ.

г. Фрунзе.

` МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА

На встрече отличников. ремесленных, железнодорожных училин
и школ ФЗО Москвы с Героями Сециалистического Труда
и Герсями Советского Союза

водимые в движение реактивным двигате-
  лем. Эти самолеты не будут оповещать о

своем прибытии треском многоцилиндрово-
гс двигателя внутреннего сгорания.

Предположите, что мы забросили раке-
ты, несущие измерительные инструменты,
на высоту 100—200 миль. Может быть, зем-
лю окружает электрический заряд, оказы-
вающий на нас действие, о котором мы н
не подозреваем. Может быть, мы познаем
новые тайны электрической теории. Воз-
можности для этого колоссальные,

Одкяко возможности ‘использования ра-
кет как средства сообщения и транспорта
привлекают нас больше всего. Все это
сставалось в пределах фантастики так дол-
го, что трудно оценить ‘реальные возмож-
ности. Скоростная ракетная почтовая связь
представляется вполне реальной возмож-
ностью после войны. Передвижение же лю-
дей в ракетах наталкивается на значитель-
но большие затруднения. Для пассажирских
ракет необходимы автоматические конт-
рольные аппараты и система управления
при помощи радио или электричества. И
если не будут найдены способы предохра-
нить пассажиров от действия невероятных
скоростей и ускорений, это может оказать-
ся для них чрезвычайно неудобным. Одна-
ко, пользуясь ракетным самолетом, вы смо-
жете позавтракать в Нью-Йорке, присут-
ствовать на деловом совещании в Лондоне
и вернуться к обеду домой в Нью-Йорк.
Время, когда это станет возможным, не
так далеко, как вы думаете: Век ракет на-
ступает. :

3-31-94; отдел информации—Д 3-33-45;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

отдел пропаганды и агитации — 4 3-37-69; комсомольской жизни —
военный

Вчера в залах Исторического’ музея, на
выставке «Комсомол в ‘Отечественной вой-
не», состоялась встреча отличников ремес-
ленных, железнодорожных училиш И школ.
ФЗО столицы с Героями Советского Сою-
за_и Героями Социалистического. Труда.

Участники встречи собрались сюда задол.-
го до начала. С интересом осматривали OHH
выставку работ учащихся учебных завёде-.
ний Трудовых резервов. 3%

Здесь можно было узидать все-- от зуб-
ной щетки до пулемета.

Консультантами выставки были сами pe-
бята.

У стенда 12-го ремесленного училища

энергетиков стояла Ирина Кусткова. Ее
внимательно слушали металлурги из оемес-
ленного училища, № 71.
_ — За годы Отёчественной войны `ремес-
ленное училище № 12 изготовиль на
16.000.000 рублей заказов, подключало 8.000
станков, установило 18.000 световых точек,
оборудовало энергоустанозкамя 30 цехов,
установило 20 электрораспределителей и
тяговых подстанций.

Заместитель начальника Главного управ-
лезия трудовых резервов при Совнаркоме
СССР тов. Мэоренов рассказывает об orpom-
ной работе, проделанной` ремесленными и
железнодорожными училимами и школами
ФЗО в годы войны. Социалистическая про-
мышленность получила 1.800.000 кзалифи-
цированных рабочих. Многие из них работа-
ют мастерами и бригадирами, лесятки ты-
сяч являются стахановцами. Трудовые ре-

ков и бывший

`— Сейчас, — говорит тов. Моренов, — в

ремесленные училища и школы ФЗО призы:

ваются 350.000 юношей и девушек. Впервые

‚за время Отечественной войны в училища и

школы придет молодежь освобожденных от

1 a
немецкой оккупации Украины, Белоруссии,

Молдавии, Карело-Финской республики.
На трибуне — Герой’ Социалистического

Груда железнодорожник Василяй Тимофе:

евич Осипов.

= Только у нас в Советской стране каж-
дый имеет право на труд и может стлично
учиться. Цените это, ребята, будьте’ отлич.
ными мастерами! — говорит Василий Тимо-
феевич,

Он рассказывает учащимся о самоотвёр-
женном ‘труде советских железнодорожни’
KOB на фронтовых дорогах страны.

Герои Советского Союза морской летчик

урзенков, танкисты Сагайдачный и Пету:
ков поделились с учащимися своими фро
товыми впечатлениями.

На встрече выступили также бригадир A
молодежной бригады сборщиков
Александр Шашков, мастера` Алексеев, Поп:
воспитанник ремесленного
училища № 28, ныне мастер этого же уч!
лища Раткевич. Он окончил училище в
1941 году. На-днях 25 его учеников поедутв
Гомель ‘восстанавливать промышленность
Белоруссии.

Вечер окончен,

Но участники его долго еще не расходят
ся, осматривая экспонаты выставки,

зервы выпустили собственными силами на
7 миллиардов рублей оборонной продукции.

отдел — Д 3-36 24; писем — Д 3-30-69;

Д 3-31-39; отдел рабочей молодёжи —

—ы—ы—«Э„
РЕДАКЦИОННАЯ. КОЛЛЕГИЯ.

===

Д 3-31-96; отдел

иллюстрации — Д 3-30-22; ° бюро

vy
станков Ч