В эти дни на Дунае

_От военного корреспондента «Комсомольской правды»

На Дунае царит невиданное оживление.
Пожалуй, никогда еще воды этой. великой
реки не были свидетелями таких грандисз-
ных событий, какие разыгрались здесь
осенью 1944 года.

Больше трех лет прошло ¢ того дия, когда
советские военные корабли после жестоких
боев покинули Дунай. И вот они снова здесь.
Дунайская флотилая вернулась. В ее
строю и те корабли, которые оборонялись
здесь в трудном 1941 году, и новые, пре-
восходно вооруженные. Эта боевая флотилия
показала в нынешних боях свое полиое пре-
восходство нал противником.

Дунай изобилует многочисленными прото-
ками, плавнями, мелями. То он течет по пря-
мой, то колесит и петляет. На протяжении
каких-нибудь нескольких миль несколько’
раз меняется фарватер. Прежние лоции уста-
рели. И все же наши корабли смело и скрыт-
я0 проходили в самых опасных местах, вне-
занно обрушивая огонь на находивитиеся на’
побережье войска. и на стоявшие на рейде
корабли‘ противника. Отлично показали се-
бя в этих боях бронекатеры. Они выигрыва-
ли бои даже с мониторами. . :

Наши бронекатеры вели бой с нем-
цами, засевшими в Галаце, Своими дерз-
кими и умелыми действиями военные мо-
ряки помогли овладеть этим важнейшим

опорным пунктом немцев. В печати уже со-
-общалось о том, что немцы успели произве-
сти 8 этом городе сильные разрушения. Как
сообщил нам помощник префекта Галана

Константин Захарьев, порт разрушен на 95

процентов. Чудом уцелели. лишь судоре-

монтные верфи.

Советские войска, не задерживаясь, прохо-
дили через город, преследуя разгромленно-
го врага. Жители сл ытством рассмат-
ривали красивую форму краснофлотцев, го-
рящие на солнце золотые иадписи на черно-
оранжевых гвардейских ленточках бескозы-
рок. На стенах зданий уже пестрели знако-
мые надписи, какие приходилось видеть и В
Новороссийске, и в Керчи, и в Севастополе,
я в Одессе, и в Измаиле: «Мин нет. Ко-
бин». Это означало, что и здесь уже по-
трудился, рискуя жизнью, сапер Кобин.
“А в Браилове, что выше по Дунаю, мы чи-
тали такие же точно надписи: «Мин нет,
Сметанкин».

На улицах Браилова развевалось много
флагов. Злесь вывешивали сразу по четыре
флага: советский, английский, американский
я румынский. На улицах кричали гортанны-
ми голосами газетчики, рекламируя свои ли+
стки, еще пахнувшие типографской краской
Браилов — город контрастов. На улицах мы
видели то обрюзгших от жира румынских
буржуа. то изможденные физиономии бедно-
го- городского люда, одетого в отрепья. На-
селение здесь, как и всюду, было поражено
выдержанностью и корректностью красно-
армейцев и краснофлотцев. Высока культу-
ра советского воина. Он вступил в Румынию
как победитель, но он не станет вмешивать-
Cai B дела чужой страны. То, что увидели в
Румынии наши люди, еще сильнее убедило
их в благородстве, силе и величии советско-
го строя.

И здесь, на чужой земле, наши воелные
моряки сражались и сражаются за наше пра-
вое, великое дело с тем же энтузиазмом и
самоствержением, с каким дрались они на
Днепре, на Дону, на Волге.

Только что стали известны подробности
легендарного подвига геройского экипажа
бронекатера «Н». Ночью четыре наших
бронекатера вышли вверх по Дузаю. Она

шли в кильватерном строю. На левом бере-

гу, сначала как, отблеск зарницы, а потом
все ярче, разгоралось зарево— там горел
подожженный немцами румынский город. Ка-
терам предстояло прорваться через крайне
опасный рубеж— водный плес на этом участ-
ке достигал ширины всего лишь несколько
сот. метров, а на берегах находились немцы.
Надо было как можно быстрее проскочить
‘этот участок, чтобы ударить по засевшим в
городе немцам с тыла. .
Зарево освешало Дунай, и корабли были
отчетливо видны противнику. Едва они по-
равнялась с городом, об’ятым пламенем, <
берега ударили пушки. Одновременно за-
сверкали десятки огненных вспышек. ”
Бронекатер «Н» открыл ответный
огонь. Головной корабль, надеясь сбить про-
тивника с толку, пустил кзерху белую ра-
кёту и устремился вперед, чтобы выполнить
основную поставленную перед ним задачу.
Бронекатер принял весь огонь на себя.
Немецкие береговые батареи. расстрелива-
ли его в упор с дистанции в триста метров.
Комендоры и пулеметчики катера отчаянно
отбивались, подавляя одну вражескую ог-
незую точку за другой. Однако на стороне
противника был огромный перевес в огне-
вых средствах, и вот уже один снаряд попал
в машинное отделение катера, второй про-
бил кормовую башню. На корабле начался
пожар, послышались стоны раненых. И все
же бронекатер продолжал отстреливаться.
Даже кормовое орудие, несмотря на то, что

‘oti В Е a ap ai cil paca

башня была разворочена вражеским снаря-
дом, вело огонь, не умолкая.

Матросы ‘попробовали потушить пожар, но
это оказалось невозможным, В пороховом
погребе уже рвались снаряды, вода хлеста-

i Jia сквозь пробоины. Подводить пластыри
под градом пуль, цокавших о броню, люди
не успевали. Корабль начал медленно осе-
дать в воду. Находившийся в рубке коман-
дир бронекатера лейтенант Николай Лип-
нев ни на мгновение не прекрашал управле-
ния боем, ставя комендорам то одну, то дру-
гую задачу. Мужественный морской офицер,
выпускник Высшего военно-морского учили-
‘ща имени Фрунзе, он не дрогнул в’ этот
смертельный момент, как не дрогнули его
люди. в :

Вот уже наводчик носовой башни комсо-
  молец Коробченко передал по переговорной
: трубе: «Говарищ командир, стрелять ‹ боль-
ше не могу, ствол в воде». Но и теперь,
когда нос корабля погрузился в воду, стре-

ляли кормовое орудие и крупнокалиберный
  пулемет. Снаряды и пули звякали по броне.
  Keepxy вздымались столбы воды. На реке
  было светло, как днем. Уже ходили по па-
‹ лубе волны. Взорвалась машина, Катер про-
должал вести огонь. Наконец, раздался еше
один взрыв. Кое-кого из моряков смыло вол-
ной. Немцы, обозленные героическим сопро-
тивлением катера, били по тому месту, где
плазали отважные краснофлотцы, били по
ним, даже не отвечая на огонь остальных
наших катеров. : :

До послелнего дыхания, до послелней се-
кунлы стояли на посту в машинном отделе-
нии  главстаршина Степашкин а старитина
первой статьи Артемьев. Тяжело раненный
в разгаре боя, патрозный Савчук  лостилея
с товарищами и погиб у своего орудия. До
‘последнего мгновения стреляли из’ пулемета
краснофлотец Желмудинов и воспитанник
команды бронекатера юнга Дима Полтавцев.
Они стреляли по. врагу до тех пор, пока
‘рубка. с пулеметом не скрылась нод водой.

Командир ‘бронекатера ‘лейтенант Липнев
и несколько других. матросов спаслись —
их смыло волной. Они проплыли несколько
сот метров, борясь с сильным течением, и
выбрались на противоположный берег. Сре-
ди спасшихся -— комсомолец сигнальшщик
Михаил Васильев. Он выплыл, несмотря на
то, что у него было сломано три ребра.

Слава с бесстрашных меряках бронека-
tena «Н» прогремела по всей флоти-
yuu, Эти люди прошли на’своем корабле
большой путь войны. Они освобождали Та-
ганрог, Мариуполь, Бердянск, - Темрюк,
Керчь, Измаил, Рени; Галап. Сейчас ‚лейте-
нант Липнев со своими боевыми товарищами
воюет на другом бронекатере.

Так, с боями, советские корабли движутся
все дальше, поднимаясь вверх по Лунаю,
громя немецкие опорные пункты, расстрели-
 вая немецкие ‘группировки, пытающиеся
oe от окончательного разгрома.
Там, где немцев уже нет, мирное население
‘тепло встречает советских моряков, которые
несут им мир и освобождение от немецкого
произвола.

Вот и сегодня наш катер, вспарывая ост
рым носом гладь широких вод, движется
ввеох по Дунаю. Издавна Дунай зозут го-
лубым, но воды его — свинцового, военного
цвета. Нет-нет, да и встречаются у берегов
прибитые волнами скрюченные в прелсмерт-
ной агонии трупы  немцев-утопленников.
Торчат из воды разбитые остатки вражеских
военных кораблей. Но тут же рядом, на по-
росших густыми травами полях, пасутся. ста-
да. Их охраняют вооруженные палками
мальчишки в иИзодранных широкополых
шляпах. Вьются чайки за кормой. Важно
шествуют по глинистому берегу длинноно-
гие цанли:—^ : :

Навстречу нам вниз по реке все плывут и
плывут суда. Все это баржи, груженные
трофейными танками и пушками, продеволь-
ствием.

Каждый час приносит новые, приятные из-
вестия. Только что, например, узнали, что
здесь найдено оборудование Николаевского
судостроительного завода, вывезенное нем-
цами. Находят оборудование и других со-
ветских заводов.

А корабли Дунайской военной флотилий
все идут и идут вперед. Все знакомые ли-
ца. Вот из’ мощной бронированной башни
выглянул комсорг Александр Ильин, боевой
моряк. Вот отважный моряк Слава Орлов.
Недавно этот комсомолец, сойдя с корабля,
захватил в плен 24 вражеских солдата, а
одного немца, пытавшегося бежать, застре-
лил из автомата. : ;

Золотые люди и золотая техника у них в
руках. Наши грозные речные корабли—вла-
стители Дуная. Они прошли через все пре-
грады, поднявшись далеко вверх по Ду-
наю. Они пройлут и дальше. — ни мины, ни
мели, ни воажеские пушки их не остано-

вят.
Н. ЗОТОВ.

Дунайская флотилия.

Митит трудящихся Измаила

ИЗМАИЛ, 6 сентября. (ТАСС). Злесь
состоялся митинг трудящихея, посвящен-
ный освобождению гор. Измаила и Изма-
HAbCKOM облаети от немецких. оккупантов.
На торжества прибыли крестьяне окрест-
ных сел, представители 8-го. Украинского
фронта и Дунайской флотилии. :

Ha трибуне — секретарь обкома №П(6)У:
тов. Горба. Он поздравил трудящихся ¢
освобождением от немецкого ига. Горячие
елова привета доблестной Красной Армич
H ee великому полководцу товарищу
Сталину покрываются бурными мелодис-
ментами собравшихся.

Тов. Горба призывает трудящихся еще
активнее взяться за быстрейлгую хиквида-
цию последствий немецкого хозяйничания.

Волнующую речь произносит старый ры-
бак В. А. Земланский.

— Нас освободили, — говорит он,-— род-

ная Красная Армия, великий Сталин, В от-
вет на это мы, измаильцы, приложим вое
силы, чтобы самоотверженным трудом по-
мочь Красной Армии скорее добить врага.

Учительница Е. А. Цойда, студентка, пе-
дагогического училища А. Жюля в своих

выступлениях вспоминают многочисленные

факты дикого разтула гитлеровеких мер-
завцев, которые бросали в застенки, пыта-
ли и убивали невинных людей.

Тепло встретили собравшиеся выступле-
ния представителей 3-го Украинокого
фронта и Дунайской флотилии.

С огромным воодутевлением участники
митинга приняли приветствие товарищу
Сталину. Измаильцы поклялись всеми си-
лами помогать Красной Армии.

Митинг окончен. К площади движется
большой хлебный 0603, украшенный зна-
менами и лозунгами.

По следам наших выступлений

«Вотчина завхоза Прокошева»

Бюро Кировского горкома ВКП(б}; обсу-
див статью «Вотчина завхоза Прокошева»,
напечатанную в «Комсомольской ‘правдз»
12 августа 1944 г. признало, что факты,
изложенные. в статье, полностью соответ-
ствуют действительности. Из 3.500 комсо-
мольцев и несоюзной молодежи, работаю-
щих на узле станции Киров, членами
спортивного общества «Локомотив» состо-
ят только 211 человек, а спортом завима-
ются лишь 35 человек. Работа секций не
организована, подготовка кадров общесг-
венных ниструкторов не проводится. План
подготовки значкистов ГТО и БГТО ue
выполнен. Стадион ‘общества находится в
запущенном состоянии. Райпрофсож Горь*
ковского отделения ж. д. неудовлетвори-
тельно руководил деятельностью общества.
Узловой партийный комитет и секретари
первичных партийных и комсомольских
>оргакизаций не’ занимались пропагандой
физкультуры среди молодежи.
ЯНЗОрЕЗаВНЕ ООО ско вЕлосоаовевсневаю

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр. 7 сентября 1944 г.

За плохую работу спортивного общества
«Локомотив». бюро горкома партии об’явч-
ло выговор председателю спортивного об-
щества Радостеву и председателю рай-
профсожа Тюфякову и обязало их испра-
вить положение с физкультурной работой
и навести порядок на стадионе. Обращено
внимание транспортного прокурора на факты
разбазаривания спортивного имущества в об-
шестве «Локомотив», Узловому комитету
комсомола и совету общества «Люкомотив»
предложено провести широкую массово-
раз’яснительную работу среди молодежи
и добиться роста членов общества.

Бюро горкома партии обязало городской
комитет по делам физкультуры и спорта
усилить коктроль за работой общества
«Локомотив»,® оказать практическую по-
мощь в организации секций (футбольной,
волейбольной, легкоатлетической, шахмат-
во-шашечной и. мотосекции), проверить, как
спортивные добровольные общества города
готовятся к зимнему снортивному сезону.
Горкому ВЛКСМ предложено проследить,
чтобы до 10 октября все комсомольцы го-
рода сдали летние нормы ГТО,

a scence atinemencet eet eet cane ens rcp

МОСКОВСКОЙ. ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО

‘НАША ШКОЛА

i Наша школа ФЗО № 1 существует четыре
года, Она готозит рабочих-металлистов для
стайкостроительной ‘промышленности на-
шей страны. За ‘эти четыре года школа
выпустила шесть тысяч квалифицирован-
ных рабочих. — слесарей, токарей, фрезе-
ровитиков. Только за первсе полугодие это-
го года мы подготовили 446 рабочих.
практическом деле. Наши питомцы учатся
и одновременно работают. Это дисциплини-
Школа очень чаето получает письма от
родителей наших учащихся.
ственного Комитета Обороны и звание луч-
шей школы ФЗО страны. Эта высокая. на-

26 учеников окончили ФЗО по 5-му и 182
по 4-му разряду.
рует молодежь, заставляет ее относиться
к учебе с чувством особой ответственности.
«Благодарим вас за воспитание нашей
дочери. Очень рады, что она является хо-

града обязывает нас работать еще энергич-
нее, чем мы работали до сих пор.. :

из них сознательных, грамотных граждан
нашей Родины. :

Мы держим постоянную связь со своими
питомцами и знаем, что все они работают
неплохо.  Среди‘наших воспитанников —
десятки многостаночников, сотни стаханов-
цев. 16 человек работают мастерами, по-
мошниками мастеров, наладчиками и брига-
дирами молодежных бригад. Мы считаем,
что учить нашу молодежь лучше всего на
Только за три квартала этого года учащие-
ся школы выпустили на 1.168.800 рублей
различной продукции для фронта и тыла.
Всего полгода проводят в стенах школы
наши ученики, но мы стараемся не только
научить их мастерству за этот срок, но и

Мы прививаем нашим ученикам навыки
аккуратности в быту, придаем особое зна-
чение внешнему виду учащихся. Ведь все
это непосредственно отражается на работе.

Мы поддерживаем тесную связь с дерев-
нями и селами, откуда пришла к нам наша
молодежь, Мвогие обучаются у нас целы-
ми семьями. Так, в. нашей школе учатся
пять братьев и сестер Никулиных, пятеро
Горшковых, десятки однодеревенцев и ол*
нобельчан. Болынинство учащихся приез-
жает к нам добровольно. Они узнают ©
школе от своих товарищей и родных.
рошей производственницей и общественни-
цей. Уверены, что и на заводе она оправ-
дает ваши и наши надежды», — пишут нам
родители ученицы Силаевой, Дмитрий Его-
рович и Дарья Егоровна’ Силаевы.

Такое родительское «спасибо» очень доро-
го всем работникам школы.

Наша школа завоевала знамя Государ-

Школа ФЗО № 1 воснитает для страны
сотни высококвалифицированных рабочих-

металлистов.
Б. ЛЬВОВ,

директор школы ФЗО № 1 тор. Москвы,

ЦИФРЫ ГОВОРЯТ.
Заработки бывишх учащихся школы
  ФЗО № 1, работающих на заводе «Крас-
ный пролетарий»: п:
1. Галиев — фрезеровщик — 1.200.
2. Семенова —шлифовщица — 1.100.
3. Сироткин — слесарь — 950.
4. Гаврилин — шлифовщик — 950.
- Б. Буздин — шлифовщик — 950:
`6. Панарина — расточница — 850.
7. Петухова — слесарь — 800. -
8; Осетрова — слесарь — 800. _
9. Жуков — фрезеровикик — 1.000.
10. Николаева — револьверщица —800,

11. Якушина — фрезеровщица — 1.000.
12. Мартынова — токарь — 1.000.
_ Многостаночницы ТАНЯ СМИРНОВА
и НАТАША НОВИЧКОВА, работающие
на ТРЕХ СТАНКАХ типа М-39 и М-31,
зарабатывают по 1.200 рублей в месяц.

поднять общее развитие ребят, подготовить

школе ФЗО № 1. Слева направо: 1, Ma»
стер И. И. ИВАНОВ причимает работу уче-
ницы Мария САВКИНОЙ. 2. Вечером у роя-
ля. На-днях хор‘`школы дает спектакль в
подшефном госпитале. 3. Почта пришла.
Фото Б. КОЛЕСНИКОВА.

В

ОБУЧЕНИЯ № 1

ne a

Рязанская область, Tpoexypoecxuti район, колмоз « Светлый путь»

° Жене Виртсковой, Коле Миронову, Вале Есаковой, Вале Пориной

Дорогие наши товарищи и подружки!

Bor уже 8 месяцев живем мы в Москве,
окончили ‘школу ФЗО, работаем два месяца
на заводе, а толкового письма про свое жи-
“dhe еще вам не написали. Уж очень много
всего у нае нового!

Когда поезд тронулся, отошел от Трееку-
рова, нам стало страшно уезжать из родной
деревни в Москву. Каково-то будет нам там
без матери, без родного дома, без наших де-
ревенских просторов? Вера даже всилак-
нула.

Но как только мы приехали в Москву,
приший в школу, сразу повеселели. Дирек-
‘тор Борис Андреевич Львов встретил нас
ласково. Воспитатели показали нам Учи-
лище. провели в спальни. Белье и одеяла
на кроватях чистые, накрахмаленные, да-
же шуршат. Скатерти вышитые, на окнах
цветы. На другой день пошли мы осматри-
вать Москву. До чего же большой город! Це-
тый час катались на метро и эскалаторах,
а вечером.был салют. Темно уже, ракеты
в воздухе рассышаются— зеленые, красные,
светлые, отражаются в реке и гаснут.
на душе так радостно, что просто описать
невозможно! Сразу родных вспомнишь, на-
ших деревенских ребят, всех, кто сейчас на
фронте, и думаешь о том, как с ними ветре-
тишься после победы.

Вечером сели и стали разговаривать 0
родной деревне, о том, что вы сейчас делад-
‘те, какое кино в клубе идет. Вспомнили
нашу учительницу Лидию Егоровну Благо-
вестову, и как она нам сказала на про-
щанье: «Смотрите. в Москве евое село не

подводите, хорошо учитесь и работайте!»

В первый день учебы нам рассказали о
‘профессиях, которым обучаются в школе.
Можно залисаться в любую группу. Мы все
выбрали специальность токарей. Токарно-
му делу учиться нелегко, но интересно.
Производственную практику мы проходили
в цехах завода. Рядом с нами работали
взрослые. У каждого из нас был рабочий на-
ставник. В случае нужды он помогал. Ра-
бочие и мастера на заводе очень хорошие,

Мы любим после работы послушать его рас-

БВ :

‘на самом деле. И Саша даже сказала, что

на нае никогла не кричат. Не ноймешь что-
нибудь — повторят, обязательно все.до. ме-
‘лочи раз’яснят. Особенно нам нравится ма-
стер Константин Иванович Скворцов.

Трид-
цать восемь лет работает на заводе.

хорошо рассказывать, что заслушаетнься,

сказы о том, как в старое` время учили ма-
стерству, как знаменитые токари работа-
ют. А как работает сам Константин Ивано-
вич! Отружку снимает тоненькутю, как ни-
точка. Даже кадровики удивляются. -

Мы все мечтаем стать такими же тока-
рями, как Константин Иванович.

Работа нам нравится. Главное -— знаенть,
что детали, которые мы делаем, нужны
фронтовикам, и поэтому хочется работать
больше, чем мы работаем. Но мастера не
позволяют, приказывают уходить с рабо-
ты и отдыхать.

Питаемся мы в заводской столовой три
раза в день — завтрак, обед и ужин.

Живем здесь весело. 0 деревне, правда,
вспоминаем часто, потому что это наша ро-
дина, а по родному месту всегда тоскуешь.
Нина записалась в хоровой кружок, поет
частушки и песени. Особенно хороню иенол-
няет она «Утес». Воспитатели ее хвалят.
Недавно за выступление в госпитале ее пре-
згировали черными туфляии на высоком каб-
луке и отрезом на платье. Веру за хорошую

Часто мы ходим в театр и кино. Недавно
были в планетарии. Очень интересно — по-
тушили свет, сначала было совсем темно, а
потом вдруг звезды зажглиеь. Совсем как

подул ветер, но похоже, что это она приду-
мала. Нам рассказали, вах произошла жизнь

на земле и как надо различать звезды на

небе.

Почти все из налией деревци записались
в драматический кружок. Лучше всех игра-
ет Нина.

Еще хочетея рассказать о нашей воспи-
тательнице Ранее Петровне Тарасовой и ди-

Iipo-
фессию свою уважает и умеет о ней так.

работу тоже ‘премировали. материей. на пла“

ректорё Борисе Андреевиче Львове. Дирот-
  тор очень строгий, но справедливый. Мы
его все побаиваемся и крепко уважаем. Ино-
Tla что-нибудь натвориить, захочешь co-
врать, но в глаза ему посмотришь и 0бяза-
тельно скажешь правду. А Раис» Петровна
такая добрая, такая ласковая, точно мель
родная. Она и подбодрит, и ‘утешит, и по-
ругает, вели надо. Поговоришь с ней, — на
душе сразу радостно становится, и хочется
много хорошего людям сделать.

Очень нам приятно, что мы теперь уже
самостоятельно работаем на заводе. Овладе-
ли ремеслом, стали вастоящими мастеровы-
ми. Нриедем в отпуек в деревню ,— все, что
нужно в хозяйстве, сможем починить: Ts
пиюлы ФЗО’ нас выпустили кого 6 четвер-
‘THM, a Кого и © пятым разрядом. И можно,
не хвастая, сказать, что на заводе мы лю-
ди нужные.

Недавно прислал нам с фронта письмо
Иван Михайлович Горшков. Наказывает
всем учиться и работать по-фронтовому.
Сам он был ранен, но уже выздоровел,
снова воюет и мечтает скоро бить немцев
в Германии. Мы ему написали на фронт,
что его дочка и сын перевыполняют норму
ий нелавно получили’ благодарность от ди-
ректор» завода.

`бейчае в школе учатся из нашего кол-

‘хоза 11 человек, и по новому набору при-
‚ехало еще трое.

“Нам. хочетел вам посоветовать, подруж-

ки и товарищи, вто хочет стать настоя-

щим рабочим. приезжайте учиться в: пихо-
лу $30.
Желаем вам всем

cede.’

Е Ученики школы ФЗО № 1: Нина,
Шура, Вера и Митя ГОРШКОВЫ,
Аня и Маня КОРЕНЬКОВЫ, Вера
ЕСАКОВА, Алеша ПЕТРУШИН,
Саша ЧУЧМИНА, Коля и Нина
ФЕДОРОВЫ.

Москва,

здоровья и ждем Е

Этот дом стоит на тихой московской ок-
раине. Серые кварталы цехов видны из его
окон. ШТумят вдали заводские корпуса. По
утрам, негромко разговаривая между собой,
мимо проходят рабочие. М снова дальнюю
улицу обнимает тишина.

Поздней осенью, когда желтеют клены на
бульварах, и ранней весной, как только рас-
пустятся в полях цветы, необычный нкум
` заполняет заводскую округу. ‹

По улицам шагают подростки. Они идут
стайками. У них деревянные сундучки в
руках. С такой нехитрой поклажей отправ-
лялись когда-то в город на заработки еще
их отцы и деды, Неуверенно озираясь и по-
долгу читая номера у ворот, они наконец
находят дом, который искали.

Здесь помещается школа ФЗО металли-
стов № 1, известная всей стране. — :

На многих московских заводах работают
слесари, токари, фрезеровщики, вышедшие
из этого дома, И слава о школе на Малой
Калужской уже давно ходит по многим де-
ревням, селам ин заводским поселкам. Из
года в год сюда рабочие и колхозные семьи

отдают в науку своих сыновей и дочерей.

С &кающим сердцем поднимаются буду-
шие металлисты по широкой школьной ле-
стнице. Ступени ее надраены до блеска —
словно палуба на корабле, стены сверкают
свежей краской, ровно стелется длинная
тропинка коврика. Немного робея; шагают
пришедшие мимо знамени Государственного
Комитета Обороны, завоеванного лучшей
школой ФЗО нашей страны. Им предстоит
здесь жить, учиться, наживать мастерство.

В неболыном своем кабинете, за столом,
где цветы мирно соседствуют -с калибра-.
ми, фрезами и кронциркулями, встречает

новичков директор школы Борис Андреевич.

Львов. У него седая голова. На нем не-
изменная защитная гимнастерка. Директор
встает, и ребята видят, что он чуть хро-
мает. Это рана, полученная еще в дни обо-
роны Москвы.

Сейчас в первом душевном разговоре с.

директором придется новым учашимся ре-
шить важное: по какой дороге пойти, кем
стать, какое ремесло выбрать.

— ..Гокарь — дело тонкое, — замечает
Борис Андреевич... Только бы руки слу-
шались головы...

И он долго рассказывает о токаре Смир-
нове с «Красного пролетария».

— У этого токаря станок не работает —
псет. Недаром страна присудила Смирнову
Сталинскую премию. Но и фрезеровщик, —
хитровато улыбается директор, — специаль-

ность что надо... Кто не знает знатного’

фрезеровщика Ивана Гудова? Киноопера-
торы снимали Гудова.. Художники ри-
совали его у станка... А слесарь, скажу я
вам, золотая специальность, смастерит, что
захочет... Слыхали о Дегтяреве, конструк-
торе оружия? Он тоже когда-то слесарил в
Сестрорецке. И сейчас, говорят, не забы-
вает тисков... »

Нет, не успокоенные,  взволнованные
пуще прежнего, уходят от директора бу-
дущие Смирновы, Гудовы, Дегтяревы. И
уже где-то медленно поднимается вверх
чаша весов. Зреет решение,

Выбор будет сделан.

Пройдет совсем немного времени, и но-
вичок обживется в своем новом доме. Пе-
рестанет пугаться собственных шагов, гул:
ким эхом раздающихся в коридорах, побы-
вает в мастерских, возьмет в школьной биб-

лвотеке свою первую книгу и отышет в.

толпе не знакомых еще сверстников первых
своих друзей.

Так потечет жизнь, каждый день кото-
рой дает многое, Появится у пришедшего
сюда подростка наставник и друг, который
сыграет особую роль в его судьбе. Он на-
зывается мастером производственного обу-
чения. Щедрость мастера велика. Он отдает
ученику все свои знания. Есть точные ме-
толические указания: несколько часов от-
даются, например, отработке удара. Не та-
кое уже простое дело, оказывается, бить
мслотом, Здесь нужна сметка, верная стой-
ка, точный глаз. М человек, которого не-
даром называют мастером, вкладывает ‘в
-расчлененные на минуты, как линейка на
миллиметры, учебные часы все, что при-
обретал. сам долгими годами. Мастер пере-
дает ученику и свон знания и свою манеру
работать.

Для того, чтобы учить Нюру Богомоло-
ву, мастер Васильев клал свою руку на ее
руку: так вдвоем они обрабатывали де-
таль. Сейчас зуборезчик Нюра Богомоло-
ва — гордость завода. Ее премируют из ме-
‚‘сяца в месяц. Мастер передал девушке свое
мастерство.

В школе ФЗО № 1 часто говорят об
«индивидуальном подходе к каждому уча-
щемуся». В скобках этой суховатой, слов-
Но алгебраической, формулы содержится
многое. Надо любить ученика, понимать
его, крепко дружить с ним.

Школа с первых шагов воспитывает в
своих учащихся традиционную для метал-
листов горделивую любовь к родной про-
фессии.

В одном из кабинетов школы мастер
Ишюоев покажет ученикам железную руду,
Гкусок грубого металла, только что вышед-

шего из летки, и тонко отшлифованную   лей. Многие фрезеровщики «Красного про-

пластину благородной стали.
— Вот что из чего выходит,— скажет они;

Мастер продемонстрирует затем разрез   ка юный рационализатор Баринов.

станка, скелет его, устроенный мудро и це-
лесообразно, как скелет животного, 3

Ученики будут станкостроителями, Шко-
ла должна научить их создавать станки.

И хотя ребята не раз видели трактор в
‘сле, работали на молотилке, наблюдали,
как трудится кузнец в кузнице или сель-
ский механик в своей мастерской, удиви-
тельно им было здесь, в этом мире стан-
ков и машин. Пришли они все из деревни,
родились ‘в бревенчатых стенах. Не сталь,
а дерево, рубленое, тезаное или еще зе-
леное, шумящее своей листвой, окужало. их
с детских лет. А теперь металл должен
стать спутником их жизни. Надо подчинить
его своей воле, как искусный плотник —
кусок дерева, послушный рубанку и топору.

И вот ученик понемногу становится ме-
таллистом.

Когда Толе Краснову показали москов-
ское метро, его внимание привлекли не
только мрамор вестибюлей и мозаика по-
толков. Он, как зачарованный, любовал-
ся чугунными сотами  тюбингов, могучими
стальными ребрами тоннеля.

—— Металл,— подумал он— держит все.

и Рая Кутепова, девушка из тихой рязан-
ской деревни, когда вели ее осматривать
Крымский мост, восторженно допытывалась
у своего мастера: —какой именно слесарь
скреплял эти пролеты?

Она хотела увидеть здесь искусную руку

строителя-металлиста.
_ Но, конечно, настоящее свое призвание
молодой рабочий почувствует лишь в тот
час, когда первое изделие, сотворенное им
из металла, ляжет послушно на хозяйскую
ладонь.

Здесь стало традицией, что первый свой
мелоток или первый кронциркуль ученик
посылает на сохранение родителям в дерев-
ню. Вырастет создатель молотка, отрастит
усы и уже детей своих станет приучать к
делу, а первую вещь свою все еще будет
хранить, как дорогую память юных дней,

Но мало, скажут здесь, научить паренька
ремеслу. Надо привить ему техническую лю-
бознательность, воспитать в нем взгляд на
вещи смелый и широкий.

Борис Андреевич Львов задумал создать
в школе кабинет юного изобретателя и ра-
ционализатора. Это, пожалуй, самый ‘увле-
кательный уголок дома ина Малой Калуж-
ской. Здесь есть тиски, строгальный ре-
вольверный,. сверлильный станки. Только
включи рубильник! М инструмент лежит
наготове, как ручка возле чернильницы.
Твери, выдумывай, пробуй. Ребята приходят
сюда по вечерам, чтобы поработать часок-
другой, пробуют, твбрят, экспериментируют
Здесь Толя Жуков, питомец школы, cKOR-
струировал оригинальное крепление дета-

летария» сейчас охотно пользуются’ этим
креплением, В этой комнате возился у стан-
мелый
нсватор Рая Афанасьева занималась по ве-
черам. Наладчик Афанасьева сейчас обслу-
живает 9 станков. А многие учащиеся шко-
лы, пристрастившись к технике, ушли даль
ше. на учебу. Воспитанницы школы Беззубо-
ва, Малявкина, Бернадская— теперь студент.
ки техникума.

Всего полгода учится, воспитывается,
живет юноша или девушка в этой школе,

Никто не зимует здесь дважды и никто не

встречает дважды весну. Но и этого в один
календарь вмешающегося срока оказывает-
ся достаточно для того. чтобы не только

` научить человека ремеслу, но и заронить

в его душу многие добрые семена.

..Как-то по-жилому уютно в общежитиях
той школы. Все блестит здесь живой, ве
казенной чистотой. И молодые люди ‘чув-
слзуют себя в этих стенах, как в родных,
о словно сыновья и дочери одного
отца.

А бывало всякое в эти полгода, Затоску-
ет в первые дни паренек. Покажется ему
тесно в городе, не то, что в поле. Выйдет
сн печальный за ворота. И глазами словно
нщет завалинку. Помнят и об этой минуте
люди из первой школы ФЗО. И раздаются
в ту минуту звуки гармошки. Дядя Степа,
тикольный гармонист, которого где-то ра-
зыскал для своих питомцев Борис Андре-
евич, лихо заводит рязанское «Страдание»,
или самарские «Жигули», или орловскую
плясовую. И сразу веселее становится на
душе.

Коллектив первой нколы ФЗО сейчас
именинник. Сюда, в гости к победителям
всесоюзного соревнования, уже приезжают
из дальних мест «за опытом».

Пусть же, внимательно осматривая учеб-
ные станки, на которых здешние мастера
умудряются за полгода обучить превосход*
ных слесарей, токарей, фрезеровщиков, лю-
буясь учебными кабинетами, не позабудут
гости издалека и о школьной гармошке.

Наступает день. Выпускник быстро взбе-
гает по знакомой лестнице, чтобы пожать
руку директору, воспитателям, мастерам.
Это уж не тот паренек, что пришел сюда
прошлой весной. Знатоков своего дела, ква:
лифицированных, культурных рабочих вы
пускает школа, И уходит отсюда выпуск
КИК. счастливый и взволнованный, с завод:
ской путевкой в руках.

_На дворе осень. Поднимаются туманы 10
утрам, Ложатся на московский асфаль
бронзовые пятачки‘ опадающих листьев, И
незнакомые молодые ребята с сундучками
в руках снова стучатся в гостеприимные

ской.
Err. MAP.

Добрую службу школе сослужила она.

деери большого дома на Малой Калук’’

ИЕ аа еее

<
-
>