_венные борцы за освобождение Донбасса

Письмо трудящихся Сталинской области

ий
qf

овталели бы наши славные женщины. Мы

оршалу Советскою (Со!

Живет Донбасс! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы блатовест” стальной.
Лонбаее никто не ставил Ha колени,

И никому поставить не дано.

В канун 1944 тода шахтеры“ Оталинской
области лали Вам, Иосиф Виссарионович,
священную клятву — вернуть краю угля
и металла его былую мощь и славу. Влят-
ва шахтёров стала клятвой всех. трудящих-
ся освобожденного Донбасса.

В радостный день первой годовщины
освобождения Донецкого бассейна от e-
мецинх оккупантов мы счастливы доложить
Bax, товарищ Сталин, о том, что уже сде-
лано нами за истекший год. 5

Мы крепко запомиили, доропой Иоси®
Виссарнонович, Ваши слова о том, что
побепа не дается без борьбы и напряжения,
что она беретея с боя. Мы работаем без
устали, работаем днем и ночью и с могу-
чих вдотнозением восстанавливаем родные
шахты и заводы. : :

За год после освобождения области вос-
становлено 858 промышленных предприя-
ini, B том числе восстановлена 51 основ-
ная шахта.

Наши шахтеры уже дали Родине, фрон-
ту свыше 6 миллионов тонн донецкого уг-
ля, из них 2 миллиона тонн коксующих-
ся углей. 3

Росстановлены п работают Горловский,
Сталинский и Торецкий заволы горного ма-
шиностреения. Они создают основную базу
тля дальнейшей механизации шахт Дон-
acca.

В эти горячие незабываемые дни восста-
ровительных работ трудящиеся бассейна
поистине творят чудеса. На шахте имени
Феликса Кона забойшик Иван Гурин и его
друзья, чтобы ускорить восстановительные
работы, спускались в ледяную воду и под-
нимали затопленные немнами машины. [е-
роическими усилиями всего коллектива
шахта вскоре была восстановлена и начала
давать уголь. Инженер шахты «Никополь-
Мариупольская» Ганенко С. В. применил
на откачке воды скипы, что значительно
ускорило восстановление шахты.

В невиданно короткий срок восстановле-
на шахта «Ново-Мушкетово», дающая кок-
сующиеся угли. И не просто восстановле-
ла, а реконструирована. Шахтеры сделали
ee лучше, чем она была до войны. Слав-
TE коллектив новомушкетовцев первым в
Лонбассе достиг довоенного уровня добычи
угля.

Отной думой, одной мыслью жил все это
время Донбассе -—— сдержать слово, выпол-
ыать клятву, данную вождю. поднять из
руин разрушенные шахты, дать больше
черного золота возрождающейся промыш-
зенности, транспорту, фронту. И в борьбе
за выполнение этой священной клятвы на
шахтах выросли подлинные богатыри тру-
та. родилась славная гвардия восстановле-
НИЯ.

Гремит по Донбассу слава о горняках
Михаиле Афонине, Афанасии Ведя, Демьлне
Пирожкове, Степане Рубане, Георгии Юма-
еве, Борисе Калюжном и многих другах,
первыми поднявших в освобожденном Jlon-
басее знамя сопиалистического соревнова-
вия и добившихся рекордной производи-
  тельности труда. :

^ Родной наш отеп, ВОЖДЬ, ДРУГ И УЧИТеЛЬ
Носиф Виссарионович! es

‚ Тед назад — 3 сентября. 1943 года Ваш
приказ возвестил всему миру о новой слав-
ной победе Красной Армии, освободившей
от немецких захватчиков. наш родной
угольно-металлургический Донбасс.

Над седыми донецкими курганами, над
высокими терриконами и копрами шахт,
над домнахи и коксовымя батареями вновь
запылали алые стяги нашей Родины.

Пройдет время, утихнут грозы войны,
HO никогда трудящиеся Донбасса пе забу-
тут этого светлого дня, этой исторической
латы. Вечно славить будем мы и потомки
наши этот великий день освобождения.
Вечно славить будем мы доблестную Ёрас-
ную Армию, влохновителя и организатора
великих побед нашего вождя и полководца
товарища Сталина.

И сегодня, в лень годовщины  0св0бо-
ждения нзлией области, свое первое слово
привета, горячей любви и сердечной  бла-
тодарности, мы обращаем к Bam, родной
Иосиф Виссарионович. бт всего сердца бла-
годарим Вас, дорогой товарищ Сталин, за
то, что вызволили нас из фалгистской нево-_
ли, за то, что опять расцветает налт родной
и любимый край.

С первых двей Великой Отечественной
войны сотни тысяч сынов и дочерей Дон-
басса ушли на фронт и мужественно  сра-
жзются с проклятым врагом. В горячих б9-
ях они своими геройскими подвигами про-
славили наш шахтерский край. 59 отваж-
вых сынов нашей области удостоены вы60-
кой награды — звания Героя Copercxoro
Союза. 4.500 — награждены орденами и
медалями Союза ССР. Среди героев бойцы и
офиперы 333-й стрелковой Феолосийской
Краснознаменной горняцкой дивизии: Спар-
так Железный, Молядовекий, Быков, Ры-
жов, славная дочь Донбасса Нина Гиилиц-
кая. Мы гордимся подвигами своих славных
земляков.

Черные лни переживал Донецкий бас-
сейн во время неменкой оккупации. Разфу-
шения и смерть принесли на своих штыках
гитлеровские бандиты и их прихвостни—
укралнско-немецкие националисты. Bew-
Ty, Tle жизнь била ключом, где звучали
песни радости, где в творческом, евобод-
ном труле мы ковали счастливую жизнь,
гаусная рука фашистских убийц посеяла
страшную разруху. Немецкие варзары пре-
вратили нветущий Донбасс в руины.

Десятки тысяч рабочих и работниц, де-
тей и стариков погибли от рук палачей в
етволе шахты «Калиновка», в алебастро-
вом карьере Артемовска, за колючей 11ро-
волокой концентрапионных лагерей. Немец-
кие изверги зверски замучили доктора тех-
нических наук профессора Донецкого ин-
тустриального института Никольского Ни-.
холая Андреевича, активного ‘участника
патриотической подпольной группы, знал-
ного сталевара Макара Мазая. 279 тысяч
человек пали жертвами фашистских окжу-
пантов. Более 200 тысяч наших сынов,
братьев и дочерей захватчики насильно
угнали на немецкую каторгу. Проклятые
фашистские погромщики варвареки разру-
пили Донбаес. Они сожгли наши города и
села, взорвали доменные и мартеновские
печи, электрические станции, ‘фабривл, за-
топили и разрушили шахты.

гордимся верными дочерьми Донбасса —
Ниной Кузьменко, Марией Гришутиной и
многими другими торнячками.

Возобновяено традиционное социалисти-
ческое соревнование ‘межху ‘шахтерами
Сталинской и Ворошиловградекой областей,
межлу Донбассом и Криворожьем, между
тахтерами Украины и нефтяниками Баку.

В б5рьбе за возрождение ‘Донбасса окреп-
ли и выросли нални кадры. Мы ветречаемся
с отромными трудностями. Большинство
чнахг затоплено водой, нехватает моторов,
насоз0в, нет еще достаточного количества
кваляфицированных людей. Но это He oc-

руководетвом партийных организаций му-
хественно преодолевают трудности и с
каждым часом, с каждым днем наращива-
ют темпы восставовительных работ и J0-
бычи угля.

Когла недостает насосов, они откачива-
ют воду скипами; когда недостает крепеж-
ното лежа — применяют заменители из
кирпича и бетона; котда недостает рабочях
рук — трудятся за двоих и троих и непре-
рывно двигалт дело вперед, быстрыми
темпами поднимают из руин шахты. Бо-
лее 20-ти миллионов кубических метров
воды уже откачано из шахт комбината
«Сталинутголь».

Шахтеры налтей области завоевали пере-
холящее Красное Знамя Государственного
Комитета Обороны и крепко удерживают
его на протяжении 9-ти месяцев. как са-
мую дорогую награду Родины за самоот-
верженный труд.

Святые плоды золотого труда,

Из пенла, развалин веталют города.

То ты их возводить, наш вождь и отец!
Прими благодарность от наших сердец.

За ласковый колос колхозных полей,

Любовно взращенный рукою твоей,

За счастье свободы, за солнце труда,

Что ты над копрами зажег навсегда.

Во всей нашей работе по возрождению
родного края нами движет великое чувство
любви к Вам, дорогой Иосяф Виссарионо-
вич, любви к Родине, стремление быстрее
возролить хозяйство, чтобы восстановлен-
ный Донбассе предстал перед нашей стра-
ной в новой славе, во всем своом величии.

Мы рады доложить Вам, дорогой това-
рищ Сталин, что металлурги Сталинской
области уже восстановили и пустили в
эксплоатадию 7 доменных и 23 мартенов-
ские печи, ввели в строй 17 прокатных
станов, 42 коксовых батареи.

Со дня освобождения Донбасса наши ме-
таллургические заводы дали Родине 200
тысяч тенн чугуна, 430 тысяч тонн ста-
ли, 220 тысяч тонн проката и свыше 700
тысяч тонн кокса, обеспечив полную по-
требность в коксе пущенных доменных пе-
чей.

Ваши поздравления металлургам, энерге-
тикам, огнеупорщикам, кокоохимивам но по-
воду первых успехов были для нас дороже и
превыше всех похвал. А Ваше указание о
том, что можно и надо в короткие сроки вос-
стаповить нали родной угольно-металлурги-
  ческий Донбассе, сбогатило наши сильЕ, все-
лило бохрость, уверенность, вдохновило всех

Но не покорижея врагу ДЛонбасс! He ЗабойщиЕ шахты имени Димитрова тре-   трудящихся Донбасса на новые трудовые
стал на голени перед чужеземцем, Не! ста «Красноармейскуголь» Александр Там-   подвиги.

бовцев за шесть месяцев перевытолния го-
довую норму. Молодежные бригады звоеста-
новителей Петра Тараненко шахта № 4—5
«Никитовка». Александры Рыжиковой шах-
та № 3—18 треста «Сталинуголь» и
многих других каждый месяц выполняют
по 3—4 нормы. Бригады угольшиков Вла-
химира Парпгикова шахта № 1—2 «Омо-
лянка», Павла Кияшко шахта «Вапиталь-
ная-Нольная» систематически выполняют
задание на 209—250 пропентов.

На весь шахтерекий край прославилась
семья старого забойщика шахты «Груз-
ская» Макеевского района Ивана Егоро-
вича Алейникова. Семидесятилетний  ста-
рик-пенеионер с первого дня освобождения
родной шахты снова взялся за обушок и
вместе со своим сыном и тремя дочерьми
добывает уголь. Целыми семьями выходят
донбассовцы на возрождение своих шахт.

Недаром у нас сложилась поговорка:
муж — в бой, жена — в забой, сестра —
у ствола — вея горняцкая семья уголь ру-
бает, фрицев бить помогает.

В этом сказывается великая любовь
шахтеров Донбасса к своей Родине, к Вам,
доротой Иосиф Виссарионович. у

По инициативе старого забойщика Гор-
товекой шахты «Кочегарка» Григория Фи-
погеновича Силорченко кадровые рабочие
создали специальные школы, в которых
обучают новичков. Каждый опытный шах-
тер взялся обучать 3-—4 молодых горня-
ков. Этот патриотический почин дал пре-
врасные результаты. За истекший год на
шахтах обучены горняцкому делу многие
тысячи новых рабочих,

Десятки тысяч женщин пришли на шах-
ты, чтобы заменить своих мужей и брать-
ев, сражающихея на фронтах. Нет сейчас
такой горняцкой профессии, которой не

Борьба за выполнение Вашего наказа, ста-
ла делом чести и жизни. каждого донбассовца.
Во всю ширь развернулись, расцвели твор-
ческие силы народа, ключом забила рацио-
нализаторская и изобретательская мысль.
Наши рабочие, инженеры, техники решают

слалея. Ни тасстрелы, ни вихелицы He
устрашили донбассовцев, не сломили на-
ей воли в б0р5бе, не пюколебали веру в
грялущую победу.

Тысячи лучших сынов и лочерей Дон-
‘босса ушли в партизанокие отряды. Народ-
ные мстители вели героическую борьбу ©
оккупантами и подлыми предателями, 00-
злавали им невыносимые условия, воеляли
р ‘народе веру в близкую обеду над про-
клятым вратом.

Неувядаемой славой покрыли свои име-
на комбомольцы-подпольщики Буденновки,
возглавляемые учителем патриотом Саввой
Матекиным. Бесстратные герои, мужест:

тие сроки.

1. Клятва i
пускали под откос поезда, взрывали мосты
и склалы с вооружением, издавали листов-
ки, в которых рассказывали измученный и
исстрадавшимея людям правлу © Родине,
о Красной Армии. В Артемовске, Краено-
армейске, Снежном, Славянске, Яме, Врас-
ном Лимане—во всем Донбассе против че-
мепких захватчиков действовали отряды
народных метителей — партизан.

Донецкая земля горела д ногами у
немцев. Они захватили богатейшие сокро-
puma Донбаеса, протягивали к ним свои
кровавые лапы, но шахтеры саботировали
и уголь не шел на-гора. Немцы, как хищ-
ники, набросились на наши металлуртиче-
ские заводы, но металла не получили.

Через все испытания донбассовцы про-
несли в своих сердцах горячую любовь в
Родине, к Вам, дорогой наш вождь, про-
несли великую веру в победу чад врагом.

Мотучая Красная Армия под Вашим,
товарищ ‘Сталин, руководством навсегда
очистила Лонбасс от фапистеких захватчи-
ков. Омытая феками крови снова сталз
свободной донецкая земля.

ломков стен, на расчищенной от завалов
небольшой площадке, собрались молодые
рабочие  Ново-Краматорского машино-
строительного завода. На памятном всем
собрании молодежь торжественно покля-
лась:

— Восстановим родной завод!
Так появились четыре бригады: Ивахи-

на, Чуприны, Волошина и Соколова. Пер-
вые бригады в освобожденном городе.

2. Первые успехи

Комсомольцы Ново-Краматорского завода
подводили итоги. На трибуну торжественно-
го собъания один за другим выходили вос-
становители.

на,— докладывал Волошин.

чей, изготовлено 6.000

Чуприна.

лопат, — говорил

общежития, — вторил им столяр Соколов.
Бригаде Виктора Волошина — лучшей
среди лучших было вручено переходя-
щее знамя Краматорской гвардейской мо-
тострелковой бригады и присвоено звание
фронтовой. Это же почетное звание заслу-
жили бригады Ивахина и Соколова.

Каждому хотелось видеть гвардейское
знамя в своем цехе. Изо дня в день росло
количество фронтовых бригад, двухсотни-
ков и трехсотников. Когда нехватило де-
талей и инструмента, комсомольцы об’-
явили месячник по сбору оборудования.
По инициативе Николая Чуприны были
созданы бригады по сбору и реставрации
инструментов, машин и деталей. Эти
бригады извлекли из-под развалин более

деталей к ним, 15.000 килограммов цвет-
ного металла. Бригада Чупрнины сделала

ших молотов и 100 ломов. Весь этот ин-
струмент был отправлен горнякам шахты
«Гигант» треста Рутченковуголь,

Никита‘ Кононенко был до войны тока-
рем восьмого разряда, работал на крупном
  уникальном станке. При немцах комсомо-
лец ушел с завода. Его умелые руки не
выточили для врага ни одной детали, да-
  же самой пустяковой. После освобожде-
  ння Краматорска Кононенко вместе с
друзьями начал восстанавливать родной
  заво.;. Он организовал из молодых рабо-
чих бригаду по ремонту станков. Никита
и его товарищи восстановили сложный
станок, разрушенный немцами. Приходи-
лось не только ремонтировать, но и по-
дыскивать недостающие части. Бригада
Кононенко закончила сборку станка до-
срочно. За. зто ел присудкли переходящее
заводское знамя.

oe

ДОНБАСС. Сталино. Кинотеатр имеви Т. Г. Шевченко.

ЕЕ ИСО СЕНЕ ВЕС ЕТЕЕНЕСВСЕ СОСО ССВ ПЕСС ЕСС ООО ининосстосовозокие о =

«КОГЕСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

© стр. 8 сентября 1944 г.

танавливает горняков. Налии шахтеры. под.

— Отремонтирозано 2 мостовых кра-  лочный кран. Молодые литейщики, взяв

a   шефство над восстановлени -
— Доставлено на стройку 35.000 кирпи- ф a te en

— Изготовлена мебель для столовой H

184.000 нанильников, молотков. станков и.

также 4.000 лопат, 300 кирок, 1.000 боль-

] своих личных сбережений внесли на строя-

ложные технические задачи и обеснечива-! тельство танков и самолётов 130 маллионов
ют восстановление предприятий в кратчай-  рублей и дали взаймы государству 470 мил-
ионов рублей.. :

Это было осенью 1943 года. Среди об-

1 № 4. Бригада Виктора Волошина пять су-

‚заводы. Недалек час, когда эти крупнейшие

расчищали завалы.

за товарищу

В одном строю с шахтёрами и металлур-
гами идёт славная армия строителеи. Строи-
тельными трестами создана мощная база пля
быстрейшего восстановления промыталенно-
сти. Коллективы строителей трестов «Азов-
стальстрой», «Допмашстрой» И Особой
отроительно-монтажной части № 60 систе-
матически перевыполняют производственпые
планы. За саузотверженный труд этим кол”
лективам присуждены переходящие Врасные
Знамена Государственного Комитета OGopo-
abl. :
В короткий срок коллектив Зуевской
электрической станции восстановил две
турбины общей мощностью 100 тысяч ки-
ловатт. Телерь уже ярко горят. огни
Зугрэс. которую народ наш справедливо
называет сердцем Донбасса. Зугрэс питает
током заводы Сталинской, Ворошиловград-
ской и Ростовской областей. Ветупили в
строй 7 apyrax электростанций. Bocera-
новлены 49 электроподстанций, 1.250 ки-
лометров линий высоковольтных передач.

В дни радостной годовщины освобозжде-
ния Донбасса ветуцает в строй действую-
ших гордость советского малинострое-
ния — Ново-Краматорский завод UM.
Сталина. Вводятея в строй новые мощно-
сти Ha химических и коксохимических
предприятиях, непрерывно возрастает вы.
пуск продукции на оборонных заводах,
быстрыми темпами создается строительная
интустрия.

Большую созидательную работу провели
наши железнодорожники. В течение года
железнодорожники Северо-Донецкой и Юж-
но-Донецкой лорог восстановили 3.600
километров главных путей, 14 паровозных
депо, 36 вагонных демо и ватоноремонт-
ных пунктов, 320 станционных зданий.
По-кривоносовски водят железнодорожники
эшелоны с углем и металлом к фронту.

`Вновь заколосились вытоптанные фа-
шистекими ордами донецкие поля. Вновь
распвели наши сады; из руин подниматт-
ся села. Колхозники и волхозницы, рабо-
чие совхозов и МТО, агрономы и зоотех-
ники нашей области по Вашему зову,
дорогой Иосиф Виссарионович, поднялись
на борьбу за высокий уфожай, за восста:
новление хозяйства. В короткие сроки
были восстановлены 1.100 колхозов, 152
совхоза. 54 малнинно-траклерных станции.

В трудных условиях  ммнинно-травтор-
ные станции перевыполнили план осенне-
зимнего ремонта тракторов и завоевали пе-
реходящее Ирасное Знамя Государственно-
го Комитета Обороны. План посева яровых
культур по о области был выполнен на
107,8 процента, Сеяли добротно, по-кол-
хозному и вырастили обильный урожай.
Свыше 300 колхозов налтей области собра-
ти по 100 пудов золотой пшеницы с гек-
тара. 384 колхоза и 106 совхозов вылол-
нили государственный план хлебопоставок.

На заводе «Азовсталь» под руководством
инженеров без демонтажа была установлена
на место покосившаяся от взрыва гигаит-
ская ломенная печь № 3. На Макеевском
заводе ‘им. Кирова строители подняли цели-
ком, без разборки, здание газоочистки, осев-
шее от взрыва на два метра. На Мариуполь-
свом трубном заводе, под руководством ма-
стера электроцеха тов. Осипенко, мощный
мотор был восстановлен за 4 месяца» вместо
11 по плану. На заводе им. Фрунзе ‘на 120.
дней раньше установленного срока задута:
доменна  печь. Главный инженер треста»
Донмашетрой тов. Каланиченко разработал»
и умело применил ряд технических усовер-
шенствований, чем снособствовал досрочно-
му восстановлению ряда. крупнейних 0б*ек-
тов на Ново-Краматореком заводе им.
Сталина. ‘ ; : :

Металлурги Донбасса с честью вылолня-
ют клятву, данную Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович. Они делают всё,

Чтоб сталь донецкая варилась, ==
Чтоб вруб и танк держали строй, ~~
Утоб кренла сталинская сила, :
И на земле, и под землёй.

Когда не было строителей, они станови-
лись каменщиками, плотниками, штукату-
рами. Люди делали всё ради того, чтобы
быстрее зажечь огни домен и мартенов,
пустить прокатные станы. Только недавно
лучший сталевар Донбасса Гордей Шкара-
бура восстанавливал свою печь. Нынче Гор-
дей Шкарабура на возрождённой Яёчи опять
лхаёт фронту высококачественный металл.
Самоотверженным трудом прославились ста-
левары завода им. Сталина братья Буфе-
нок. 72-летний мастер этого завода тов. Со-
ломко — мастер скоростного восстановле-
ния мартенов, инженер тов. Царицын, руко-
водивший восстановлением доменной печи
№2.

Славно потрудился над возрождением самой
мощной из ныне действующих на Юте печей
знатный доменщик страны обер-мастер Иван
Григорьевич Коробов вместе co своими
друзьями старейшими металлуртами завода.
тобая работа спорилась в их руках и сей-
час они с законной гордостью дают чугун на
‚восстановленной домне. Макеевские метал-
лурги через 10 дней после пуска домны
достигли довоонной мошности и продолжают
изо-дня в‘лень увеличивать выплавку чу-
гуна.

Восетановлены и уже дают металл завод
им. Сталина, Макеевский завод им. Кирова,
Мариупольский завод им, Ильича, Енакиев-
ский и Константиновский металлургические

прехприятия Юга будут восстановлены на
полную довоенную мощность.

Восстановлены Часов-Ярский и Панте-
леймоновский заводы огнеупорных материа-
тов, крупнейшие Еленовские и Каракубские
известняковые рудники, на полную доваен-
ную мощность работает динасовое произ-
водство Красногоровского завода.

Опять идёт донецкий металл. Из него ра-
ботники наших оборонных заводов изготов-
ляют вооружение и боеприпасы. смертельно
разящие врага. И когда мы слышим залпы
всё новых и новых салютов столицы Рохи-
ны — Москвы в честь доблестных воинов
Врасной Армии, напги сердца ликуют. Боль-
шое счастье сознавать, что в этих успехах
есть доля и нашего труда, что в эти истори-
ческие дни Донбасс вместе с седым Уралом,
Кузбассом. вместе со всей необ’ятной нашей
страной куёт окончательную победу над
немепко-фашистскими захватчиками.

Для быстрейшего разтрома ненавистного
врага трудящиеся Сталинской области из

Так же, как и в промышленности, в на-
шем сельском хозяйстве выросла замеча-
тельная. гвардия восстановления, которая
„по-геройски борется за полное  возрожде-
вие колхозов, за еще большую помощь фрон-
ту. Вся Украина знает ‘имена’ бригадиров
лучитих тракторных бригад Наши и Нади
Антеллных, Евграфа Петровского, тракто-
ристок Паши Новак м Галины ЗКеребченко:
Они пезвыми полнлли знамя соревнования
и добились в этом соревновании почетного
первенства,

Богатый военный урожай сняли подсоб-
ные хозяйства заводов и шахт. Они выра-
стили в 1944 году столько же озощей,
сколько выращивали их ло войны. 520 ты-
eva рабочих области имеют свои огороды.
По предварительным данным, каждая семья
трулящегося в этом году получит по 160
килограммов овощей на человека.

Возроздается и культурная жизнь наше-
ro козя. Уже восстановлены и возобнови-
ли свою работу 1.365 школ, 6 ВУЗ’ев, 27
техникумов и специальных училищ, 28 дет-
ских домов, 302 детских сада, 226 дет-
ских ясель, 159 больниц, 408 амбулато-
рий и поликлиник, 13 дворцов культуры,
свыше 500 профсоюзных и сельских клу-
бов, около 200 библиотек, сотни изб-чита-
лен и \красных уголков, 120 киноустано-
BOR, театров. Возобвовила свою работу
кузница инженерных кадров — Донецкий
ордена Трудового Врасного Знамени инду-
стриальный институт имени Н. С. Хрущева.

Беззаветно трудятся над возрождением
`Донбасса: работники местной, легкой и пи-
щевой промышленности, работники науки
и искусства, врачи, учителя, агрономы —
вся нала советская интеллитенция. у

АРЕА

Затем бригада вызвалась отремонтиро-
вать четырехсуппортный токарный станок
и выполнила три с половиной нормы. Тог-
да ей было присвоено почетное ‘имя Ге-
роя Советского Союза капитана Гастелло
и вручено гвардейское знамя.

3. Из труб повалил дым.
Гитлеровцы взорвали заводские трубы.
Динамит повалил их на крыши и корпуса
цехов. Силами молодежи поднято уже
шесть труб. : :
Завод-гигант быстро возвращается к
жизни.
Новокраматорцы имеют теперь свой чу-
гун и свою сталь: вступили.в строй чугу-

нолитейный цех № 1 и мартеновская печь Огромную помощь в восстановлении пред-

приятий, городов, рабочих поселков и куль-
турно-бытовых учреждений оказывают на-
MH домашние хозяйки, отработавшие около
1 миллиона человеко-дней.

Во всесоюзном социалистическом сорев-
новании 63 предприятия нашей области
завоевали первенство и были награждены
переходящими Врасными Знаменами Госу-

ток не выходила из цеха, монтируя зава-

нейших пролетов цеха, в неурочное время

Силами молодежи завода отремонтиро-
ван высоковольтный трансформатор и
восстанавливается заводская ТЭЦ. На
строительстве ТЭЦ вот уже седьмой ме-
сяц трудятся двадцать три бригады.

Е ?
4. «НКМЗ» sy
— Помочь шахтерам — наш долг,— го-
ворили новокраматорцы еще в то время,
когда им самим требовалась. поддержка.
Теперь завод уже выпускает под’емные
машины для шахт. Комсомольские органи-.
зации цехов создали сигнальные посты,
которые следят за тем, чтобы детали и
части к машинам изготовлялись вне вся-
кой очереди.

Когда строилась первая под’емная ма-
шина, посты выпустили около 30 листо-
вок, обращенных к отстающим участкам,
цехам, бригадам. Комсомольские «сигна-
лы», как у нас их называют,— дело боль-
ное. Достаточно появиться такому «сиг-
налу» в цехе, как немедленно выделяются
инструменты и материалы, станки и люди.

Молодежные бригады встали на вахту.
Комсомолец Федоренко обязался давать
ежедневно по три нормы. Не имея под ру-
ками зуборезного станка, молодой рабо-
чий изготовил коническую шестерню Ha
обыкнозенном фрезерном станке.

Примеру Федоренко следуют многие,

Первую шахтную машину собирала мо-
‚лодежная бригада Сухачева. На ней выде-
ляются ‘четыре ярких бронзовых буквы
«НКМЗ» — Ново-Краматорский — манино-
строятельный- завод.

— Наша марка,— говорят комсомольцы,
глядя на эти четыре буквы.

Л. АУГУСТ,
комсерг ЦК ВЛКСМ на Краматор-
ском зазеде имени Сталина.

Донбасс.

наркоматов и получили премии.

ДОНБАСС. Константиновка.

yh
a

Во всей работе по возрождению Tonbags
г» мы везде и повсюду ощущаем момощь
Советского Правительства, руководотво и
заботу нашей великой партии, Волыну по-
мощь мы получаем от правительства. (9-
вотской Украины и лично от’ руководителя
большевиков Украины Никиты Cepres-
вича Хрущева. Руководство и помощь па].
тии умножают паши силы.

В нашей огромной созидательной работе»
мы повседневно ощущазу Вашу’ заботу п
помощь, наш дорогой вождь и полководе,
Ваш тений озаряет нам путь. Вале слово г
зовот нас к борьбе, воодущевляет, вселяет 6
в нас новые силы. Нет в мире слова, врел- и
че сталинского. Нет для нас имени дорожа,
yeu имя Сталина.

Вся советская страна помогает нам бы
стрее возрождать Донбасе. На восстанови-
тельные работы прибыли тысячи колхоз-
ников и колхозниц из различных областей
Украины, шефетвующих над шахтами
Донбасса. Здесь трудятся тысячи мододых
рабочих, присланных из Москвы и Каз-
ни, Горького и Тбилиси. Много эшелонов
с машинами и инструментом, лесом и про-
дуктами питания получили наши заводы к
шахты из Москвы и Ленинграда, с Урала н
Кузбасса, из далекой Тайги и солнечното
Азербайджана. В дни блокады рабочие оел-
жденного Ленинграда строили двигатели
для электрических станций освобожденных
облаетей страны. Недавно Макеевекий ме-
таллурпический завод им. Вирова получил
двигатель в подарок от героических ленин:
градцев.

Вот ома-— великая сила корушимой“
сталинской дружбы народов СЕСР, которая
в огне войны закалилась, как сталь. Мы
безгранично благодарны великому русско
му народу за его помощь в возрождения
Донбасса. Мы благодарим всех трудящихя
налтей страны, помогающих нам восетанав _
ливать Всесоюзную кочегарку. Ls

Мы понимаем, что сделано нами ome ма- }
ло, что впереди нас ждет. огромная работа
и мы, рабочие, инженеры, техники и с.
жащие шахт, металлургических, машинс-
строительных, оборонных, ‘огнеупорных,
химических зародов, электрических стан-
ций, строители, железнодорожники, кол-
хозшики и колхозницы, рабочне МТО к
совхозов, работники науки и искуссти,
агрономы, учителя и врачи, служащие п
учащиеся учебных заведений Сталинено
области, даем Вам священную клятву —
отдать все свои силы делу быстрейшего вос.
становления Донбасса.

Мы обязуемся до конца гола’ ввести 3
строй действующих дополнительно в 51 п\-
щенной шахте еще 10 основных шахт; м
втором полугодии добыть’ на 2,5 миллион
тонн угля больше, чем в первом полугодии
в 1 января 1945 года удвоить среднесуточ-
ную добычу по. сравпению со среднесуточай
добычей в первом полугодпи; восстановит
еще 7 доменных печей, 15. мартеновеких пк
чей, 15 прокатных станов и 21 кохсовую 6.
тарею; восстаповить к 1 иваря 1945 ода!
ввести в строй действующих третий тур®-
генератор ЗуГРЭС’а ‘мощностью 50 rates
киловатт, в сентябре текущего года BBeen
в строй действующих четыре промьшаенны
злектростанции на полную их довоенни
мощность — 87,5 тысяч киловалт,

Мы обязуемся точно в устанозленный ср
выполнить все поставки сельскохозяйствеи.,

‘ных продуктев государству.

Клянемся Вам, дорогой нап вождь и уче
тель, ускорить воестановительные работы и
всех предприятиях, электростанциях, бы:
рее возродить наши города и села, жилища
культурные и бытовые учреждения. Мы вещ
шире развернем социалистическое сорезнова-
ние, повыснм производительность труда веет
рабочих, подготовим многие тысячи новы
квалифинированных шахтеров. металлургов
и энертетиков.

Заверяем Вас, дорогой наш Иосиф Виссл-
рионович, что трудящиеся Hamel области 70
конца выполнят свой патриотический дол
перед Родиной, сделают все для того, чтобы
в короткий срок полностью восстановить

Как знамя победы, что: реет. для нас,
Мы к звездам подымем любимый Донбасс,
И будет он краше, чем был пред войной,
На радость и гордость Украины родной,
Зеленой и милой, ваз песня весны,

Для счастья народов советской страны,

Великие победы нашей тероической Кри-
Ной Армии зовут наб на новые трудовые
подвиги по возрождению Донбасса, на еще»
большее напряжение всех сил для оконча:
тельного разгрома ‘немецко-фаптистских 3а-
хватчиков и полното торжества нашего пра-,
вого дела.

Да здравствует наша могучая советская }
Родина! :

Да здравствует наша героическая Красная
Армия!

os о.
Да здравствует партия Ленина —

дарственного Комитета Обороны, ВЦСПС и   Сталина — срганизатор наших побед!

Слава великому Сталину!

Письмо обсуждалось и принято на собраниях рабочих, колхозников, интеллигенции
и всех трудящихся Сталинской области.

На собраниях присутствовало и подписало письмо 7 10.086 человек.

ИНОЕ

Выдача кокса из печи на коксохимическом заводе № 17.