7»
ъ

§

НА ПОЛЯХ БЕЛОРУССИИ

МНОЙ, 7 сентября, (Наш изрр.). С ве-
личайшим энтузназмом белоруеские” Kpe-
стьяне возрождают сельское хозяйство своей
республики. Восстанавливаются колхозные
усадьбы, МТС, отстраиваются RUBOTHOBOA-
ческие фермы. На поля, где еще недавно ки-
пели жестские бои, сейчас вышли жнецы.
Немецкие бандиты разграбили колхозы, уни-
чтожили сельскохозяйетвенный инвентарь,
Но трудноети ие етрашат белорусских кол-
хозннков. А радость освобождения придает
им новые силы. Любовно и бережно собирз-
10T они свои первый урожай на освобожден-
ной земле.

Пэ инициативе белорусских комсомольцев
в колхозах созданы молодежные звенья. Они
безустали трудятся на полях, чиело их ра-
стет с каждым днем. Тольво в олном Крае--
нослободеком районе Минской области уже
создано 53 таких звена. Инициаторами это-
го дела стали комсомольцы колхоза «Крас-
ный пограничник». 15 комсомольцев этого
Болхоза личным примером увлекают колхоз-
нихов на самоотверженный труд. Звено деву-
шек под руководством секретаря комсомоль-
спой организации Маряи Гарбуз ежедневно
Ha косовице вынолняет полторы-две нормы.

На всех участках колхозного хозяйства
Бомсомольсхие звенья показывают образцы
стахановского труда. Больше всех в Червень-
свом районе вяжут снопов молодые вязаль-
щицы из комсомольского звена Вали Гурбо.
Выютро мелькает серп в умелых руках ком-

сомолки Елены Верамей. Она бригалир моло-
дежной бригады жнепов. Бригада Елены —
лучшая в колхозе имени Буденного Логой-
ского района.

Недавно колхозы Белоруссии захончиди
уборку озимых. Полным ходом идут сейчас
массовая уборка яровых и обмолот хлебов.

Когда в колхозе «Вторая пятилетка» Во-
рисовского района началея обмолот, комсо-
мольцы все ночи трудились на току. Намо-
точенное за день зерно они тщательно очи-
стили и насыпали в мешки. Затем смазали
телеги п подготовили сбрую. Утром с лервы-
ми лучами солнца красный обоз. организо-
ванный комсомольцами, тронулся к загото-
вительному пункту. На Берисовском тракте к
нему присоединился красный 0603 из колхе-
за «Большевик». Сбруяи телеги были увиты
цветами ‘и лентами. Вогда разукрашенный
0608 в’ехал в Боригов, горожане, проходив-
шие 10 улицам, встретили колхозников апло-
дисментами. На городской площади стихийно
ВОЗНИБ МИТИНГ. ;

— 9 первый, но не последний наш
красный 0503 © продовольствием хля Красной
Армии, — сказал комсомодец Никифор Ге-
расимович. — Мы, белорусские колхозники,
Bee снлы отдадим на помощь фронту, стаха-
нозсвим трудом на полях номожем советским
воинам добить фаптистского зверя в его соб-
ственной берлоге,

Н. ДРАЧИНСКИЙ.

ПРАВО НА  АТТЕСТАТ

На вступительных экзаменах в Государственном педагогическом
институте имени Пенина

Просторные галлереи пединститута. Взвол-
нованная ожидающая молодежь у входа в
аудиторию, Каждого, кто появляется в две-
рях, забрасывают вопросами: «Что спроси-
ли? Какой билет попался? Очень ли трудлые
билеты?» И вдруг совсем наивный возглас:

— Девушки, Гоголя не повторяйте — этот
билет уже вынули.

Они все взволнованы. Придя на экзамен,
нельзя оставаться спокойным, как бы хоро-
шо ни знал предмет, — это самое законное,
самое понятное волление,

Болышинетво экзаменующихея—совсем мо-
лодые девушки, едва со школьной‘ скамьи.
Но есть и более взрослые, уже имеющие за
плечами несколько лет педагогического ста-
жа. У этих — особое отношение к вузу: уже
испытана жгучая, неотступная потребность
впитать в себя как можно больше знаний,
чтобы зротом принести их в Класс, детям.

И, слушая ответы учительницы Елены
Алексеевны Чапурской, ее внешне спокой-
ный, чуть окающий говор, ясно представля-
ешь ее среди ребят, в классе, где она так
же просто и серьезно об’ясняет самые слож-
ные вещи, Длинное, коваряо составленное,
запутанное предложение она разбирает на
экзамене четко, легко, оно словно само рас-
падается на составные части под ее опытным
взглядом. Ее ве смущают и вопросы экзами-
натора, как бы неожиданны они ‘ни были: она
останавливается, думает минуту и отвечает,
тут же находя примеры, прочно обосновы-
вая свою мысль. :

Рядом — юная Наташа Ипполитова, доч
учительницы, недавно окончившая уфимскую
школу: Она рассказывает © «Мцыри» и, сле-
дуя естественному ходу мысли, говорит о
Байроне, о его влиянии на русскую литера-
туру, на молодого Пушкина, на Лермонтова.
И все это — не отвлекаясь второстепенным,
а экономно и уместно цитируя большие кус-
ки напамять, Чувствуется настоящее, серь-

` езное понимание литературы, какое не дает-
ся зубрежкой, а питается любовью, знанием.

Но вот к столу подходит другая девуш-
ка, С., вынимает билет, прочитывает и тут
же просит разрешения сменить его. Что же
за вопросы в билете? Оказывается: «Твор
ческий путь Толстого и «Путешествие из Пе-
Тербурга в Москву» Радищева». Девушка
не знает ни того, ни другого. Это плохой
знак. Радищев. Одинокая трагическая фаягу-
ра, огромное сердие и гениальный ум, су-
мевший заглянуть на столетие вперед, —меж-
но ли не знать о нем? А уж истилу, что ка-
ждый сколько-нибудь грамотный человек
обязан знать Толстого,— эту азбучную исти-
ну в стенах педвуза и повторять неловко,
она разумеется сама собой.

Вот вступительное сочинение С. по лите
ратуре. Тема: «Борьба с пошлостью в произ-
ведениях Чехова». «Бедно по содержа-
чию>,— помечает на работе экзаминатор. Де-

8 сентября 1943 гола столица нашей
Родины №сква артиллерийским салютом из
224 орудий возвестила всему миру 06 из-
тнании немецких оккупантов из Донецкого

бассейна. Край угля и металла, химии и.

матеиноетроения, мощный инлустриальный

центр был возвращен стране. Сотня тысяч

трудящихся Донбасса, два года угнетаемые

фашистскими вандалами, вновь влилиеь B
‚. великую семью народов Советекого Союза.

Прошел год упорной созидательной рабо-
ты. Донбасс уже ветал в строй чействующих
промышленных районов страны. Донбасс
помогает фронту. Как и в мирное время, не-
60 нах налтими городами полыхает заревом
доменных печей и мартенов. Восстановлен-
ные электростанции шлют ток фабрикам,
заводам и шахтам. Гудки предприятий и
паровозов перекликаются со стуком отбой-
ных молотков и шумом врубовок, сокрушаю-
щих угольные пласты. За истекший год до-
нецкие горняки дали стране свыше
6.000.000 тонн угля. Восстановлена и сда-
на в эксплоатацию 51 основная шахта.
Ветупили в, строй заводы горного машино-
строения в Горловке, Краматорске, Сталино,
восстановлены и дают чугун и сталь 7 ло-
менных и 23 мартеновские печи, 17 про-
катных станов, 42 коксовых батареи. 0су-
ществлен полный металлургический цикл
на Сталинском, Макеевском и Енакиевском
заволах.

Быютро возрозкдается энергетическая про-
мышленность. Налаживаются железноло-.
рожный транспорт, сельское хозяйство,
культурное строительство. Восстановлено
13 дворцов культуры, евыше 500 клубов,
1.365 школ.

В этой большюй работе огромную роль
сыграли комсомольцы и молодежь, локазав-

о шие образцы самоотверженного труда. Co-

ревнуясь © ‘ворошиловграхнами, молодые
торняки Сталинской области только за пер-
вую половину 1944 года добыли сверх пла-
на 115.009 тонн yraa.

На шахты приезжает много юношей и де-
вушек из колхозов. Они горят желанием
принять горячее участие в возрождении Дон-
басса. Но они незнакомы с горняцкими
специальностями. комсомольцы обучают но-
вичков, привлекая к этому опытных шахте-
ров. За год подготовлено 5.000 забойщиков,
препильщиков, врубмашинистов, водителей
электровозов,  лебедчиц,  электрослесарей.
Сейчас на шахтах области работают 543 мо-
лодежные бригады. Они завоевали всеобщее

го наталкиваешься все снова и снова,

вушка пишет только о рассказе «Моныч»,
входящем в школьную программу, словно по
мимо. этого у нее не было материала во всем
огромном наследстве Чехова — великого не-
навястника пошлости. Она не знает по своей
теме ничего, кроме рассказа, «проработанно-
го» в десятом классе, :

И, кроме этой, поистине школярской бед-
ности, узости, несамостоятельности мышле-
ная, угнетают при чтении этой работы ошиб-
ки, самые грубые грамматические ошибки на
самые элементарные правила: в правописа-
нии наречий, падежных окончаний суще-
ствительных. Откуда это? Заглядываем в
личное дело девушки, Вот ее аттестат; она
этим летом окончила школу в поселке Ку-
ровская Куровского райола Московской об-
ласти. По литературе у нее четверка, по рус-
скому языку — тоже:

Почему же знания этой девушки были
оценены в школе вы.ожой, хорошей отмет-
‚Кой?

Этот вопрос встает снова и снова, Вот эк-
заменующаяся О. Из личного дела узнаем,
что она «в июне 1944 года окончила десять
класесв Алешинской средней школы с отмет-
ками 5 и 4 по всем предметам». На экзамене
она назвала «Евгения Онегина» драматиче-
ским (?) произведением и утверждала, что
Белинский называл Татьяну «рассудительной
‚женииной». Да, конечно, экзаменационных
анекдотов можно рассказать немало: на эк-
заменах люди волнуются и в этом состоянии
ненароком говорят иногда не вполне разум-
ные вещи. Но и после замечания экзамина-
тора: «Ну, подумайте, вспомните характер
Татьяны, подходит ли к ней это определе-
ние», девушка не понимает, как до смешного
нелеп эпитет ‹рассудительная», которым оня
наделила пушкинскую страстную и непос-
редственную Татьяну. И, значит, это не анек-
дотическая обмолвха, а непонимание. На не-
За-
думываешься: почему же экзамены иногда
так разительно противоречат благополучным
аттестатам? :

Мы видели в аттестатах «5», а потом слы-
шали беспомонкные, поверхностные, наконец,
просто малограмотные ответы. Почему же в
школе с такой бездумной легкостью ставятся
четверки и пятерки, означающие хорошие и
отличные знания? Нормально ли это? Это
подрывает доверие к аттестату об окончании
средней школы, к отметке, поставленной
школьным учителем. Но кому же позволено
забывать, что аттестат — это серьезный го-
сударственный документ, документ, за не-
точность в котором школа отвечает перед
страной? va

Необходимо с этой точки зрения изучить
итоги приемных экзаменов в вузах и сделать

решительные выводы.
©. ВИГДОРОВА.
SERBS WS

‚ край

a

В мастерских
в Сталинграде; На снимке ‘(слева направо)
НЫШКОВА, Л. ПОПОВА и Т. КРЫЛОВА за практической работой.

Фото БВ. КОЛЕОНИКОВА.

специального женского

ремесленного училища энергетиков

: ученицы И. САДОВНИКОВА, Т. ЧЕР-

ПЕРЕД НОВЫМ НАБОРОМ
В РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

В начале войны наше училище было
эвакуировано на восток. Недавно уча-
щиеся вернулись в родной город. Нача-
лась подготовка к новому набору.

Мы дали училищу своих лучших мас-
теров. Около 30 лет проработал на заво-
де мастер-литейшик Михаил Федорович
Тихомиров. Он воспитал на. своем веку
много умелых рабочих. Только за время
войны, в условиях блокады, он обучил
30 человек. Сейчас тов. Тихомиров — мас-
тер ремесленного училища:

Мы не ограничиваемся тем, что отдаем
училищу ‘лучших знатоков своего дела.
На заводе подбирается группа опытных
мастеров-инструкторов, которые непосред-
ственно будут руководить практикой в
цехах, проводить консультацию.

Комсомольская организация завода по-
слала воспитателями в училище своих
лучших активистов. Люся Раздрогина-—
молодой инженер, была комсоргом элек-
троцеха. Комитет комсомола рекомендо-
вал ее помполитом училища. Она любиг
и умеет работать с подростками и, козеч-
но, найдет путь к сердцу учеников.

Растить умелых

Секретарем комеомольской организации
ремесленного училища избрана Sana B3-
сильева, бывший комсорг «молодежного»
цеха на нашем заводе-—-цеха штампов и
приспособлений. Комсомолка Аня Смир-
нова будет работать воспитателем в ре-
месленном училище,

В училище нам удалось сохранить поч
ти в полном порядке инструмевтальную
мастерскую, оборудозание учебных каба-
нетов и классов.

Особое внимание мы обратили на обще-
житие. Отремонтировано уже два этажа
дома на улице Стачек. Там праведены в
порядок 80 комнат, в которых разместит-
ся около 400 человек. Комсомольцы и
молодежь дерево-модельвого цеха завода
изготовили для общежития 200 скамеек и
тумбочек.

Подростки, призванные в наше ремес-
ленное училище, встретят теплый прием,
отеческую ‘заботу и внимание,

i Н. ПУЗЫРЕВ,
директор Кировского завода.

Ленивтрад.

мастеров трула

На совещании работников трудовых резервов
в Челябинском обкоме ВКП(б)

Челябинский обком ВКП(б) провел сове-
щание работников трудовых резервов обла-
сти.

С докладом о работе училищ и школ тру-
довых резервов и их очередных задачах вы-
ступил заместитель заведующего отделом
кадров обкома ВКП(б) тов. Бураков.

За время войны ремесленные училища и
школы ФЗО Челябинской области подгото-
вили для важкейнших отраслей промышлен-
ности около 80.000 квалифицированных мо-
лодых рабочих. Только в славную семью со-
ветских металлургов влилось свыше 33.000
воспитанников школ-и`училищ труловых ре-
зервсв. Подавляющее большинство подроест-
ков овладело ведущими профессиями и Ус-
лешно справляется с производственными пла-
нами. Вчерашние ученики сейчас уже стали
знатными людьми-на предприятиях. Многие
из них за самоотверженный труд награжде-
ны орденами н медалями Советского Союза.

Значительно улучшилось качество подго-
товки молодых рабочих. Заметно выросла
успеваемость. На выпускных испытаниях
около половины учащихся получили, 4-й раз-
ряд. а 17 процентов выпускников — 5-й и
болег. высокие разряды.

Однако, как отметили и докладчик и вы-
ступавитие в прениях, учебно-производствен-
ная и особенно воспитательная работа в ря-
де ремесленных училищ и школ ФЗО стра-
дает многими существенными недостатками.

Еше не ликвидирован вредный разрыв ме-
жду производственным и теоретическим обу-
чением. В ремесленном училище № 19, где

*

За год добыто 6 миллионов тонн угля. 5 тысяч новых забой-
щиков. 3: 543 молодежные бригады на шахтах Сталинской обла-

сти. # Первая забойщица Донбасса. # Что дал месячник по сбору

сборудования. Вклад молодых колхозников. Забота о детях.

*

уважение готовностью отдать все свои си-
лы на помощь фронту. Молодежная бригада
монтажников шахты № 4—5 «Никитовка»,
возглавляемая комсомольцем Тараненко, из
месяца в месяц: перевышолняет задание в
2—3 раза. В отдельные месяцы Тараненко
и его друзья дают по 5,5 нормы. Нетрулно
себе представить. с каким напряжением ра-
ботают горняки-монтажники. А таких эн-
тузиастов у нас очень много. На шахте
№ 3—15 треста «Оталануголь» отличи-
лась бригада лдевушек-строителей тов. Ры-
жиковой. В Чистякове широкой извест-
ностью пользуется бригада монтажников
Акименко, восстанавливающая шахту име-
ни Лутугина. Акименко и его. товарищи—
четырехсотники.

И так повсюду. На любой шахте, в каж-
том цехе, забое, лаве молодежь показывает
пример трудовой отваги. Сотни юпошей и
левушек, постоянно выполняющие от нолу-
тера норм и выше, называются «мастера-
ми угля в дни Отечественной войны». Сре-
ди них ‘060бой популярностью пользуются
забойщики-комсомольцы Владимир  Парши-
ков, Павел Кияшко, Нина Кузьменко, Ма-
рия Гришутина и другие. В начальный пе-
риод восстановления шахт, когда добыча
угля еще не была механизирована, эти ста-
хановцы добились рекордной выработки при
помощи обыкновенного обушка. Владимир
Наршиков выполнил за смену 15 норм, Ма-
рия Гришутина — 11 норм. Нина Кузь-
Жнко первой из девушек стала забойщи-
цей. По ее почину тысячи женщин пошли
работать в шахты.

Большую помощь горнякам оказал месяч-
Hak по 6бору инструментов и оборудования,
проведенный комсомольскими организация-
ми. Во время этого месячника комсомольцы
передали шахтам более 200 тысяч обушков,
лампочек, топоров, лопат, натильников, де-
талей к машинам и механизмам. Комсомоль-
цы-горняки провели рейд по проверке со-
стояния горной техники, позволивший
вскрыть недостатки в ее использовании и В
уходе за ней. Возобновлено шефство моло-

*

*

дежи над механизмами. Начата подготозка
машинистов под’емных мангин, электровозов,
врубматинистов, эяектрослесарей. Roxco-
мольцы добиваются, чтобы горные машины
работали° бесперебойно на полную мощ-
ность.

В металлургии, на транепорте, в коксо-
химии комсомольские организации продела-
Ли также огромную работу, подняв тысячи
юношей и девушек на соревнование за ло-
срочный пуск доменных печей, мартенов,
машиностроительных предприятий, коксо-
вых батарей, станций, путей, депо. В вос-
становлении первой в Донбассе Енакиевекой
демны № 6 участвовало 100 молодежных
бригад. Эта домна названа комсомольской.
В июле она дала сверх нлана 887 тонн
чугуна. Сотни молодежных бригад работа-
ют в Макеевке, Сталино, Константиновке,
Мариуполе. С их помощью были задуты че-
тыре доменных печи, восстановлены за-
водекие электростанции и много мартенов-
ских печей.

Замечательных успехов добились моло-
aie строители. Группа девушек во главе с
Комсомолкой Раей Кулинич, приехавших в
Краматорск из колхозов, освоила профессию
трубокладов. Они сложили уже три завод-
ских трубы высотой от 50 до 89 с лишними
метров. Избранная ими специальность тре-
бует незаурядного мужества. До войны клад-
кой труб занимались исключительно опыт-
ные каменщики. Рая Кулинич и ее подруги
показали себя превосходными работниками.

Донбассе должен иметь прочную продо-
вольственную базу, чтобы обеспечить тру-
дящихся овощами, хлебом, картофелем. Мо-
лодежь села отдает все силы на быстрейшее
восстановление колхозов, совхозов и МТС.
Уже осенью прошлого года силами молодежи
было поднято 68.000 гектаров зяби, заго-
товлено на 40.000 с лишним гектаров се-
мян; отстроено и отремонтировано около
500 скотных дворов. Комсомольцы собрали
инструменты. и лефицитные части к сель-
скохозяйственным мазтинам, ортанизовали
300 тракторных бригад и 750 звеньев вы-

угля и мет

—
% %

директором Литманович, в течение трех ме-
сяцев не велись теоретические занятия. Боль-
ще половины учашихся ремесленяого учи-
лища № 3 (директор т. Яковлев) не обуча-
лись теории. А в ремесленном училище
№ 17 (директор т. Винокуров) на протяже-
нии всего учебного года не было занятий по
таким важным дисцицлинам, как металлове-
дение, черчение и спецтехнология.

Большое вяимание совещание уделило ху-

‚ дожественной самодеятельности. В ряде учи-

Лищ созданы прекрасные коллективы худо-
жественной самодеятельности. Юные певцы,
музыканты, танцоры — желанные гости в
госпиталях, в рабочих клубах и общежитиях.
Заслуживает всяческой похвалы коллектив
Магнитогорского театра драмы имени А. С.
Пушкина, оказывающий постояняую помощь
ремесленным училищам и тиколам’ ФЗО горо-
да в развитии художественной самодеятель-
ности ребят. °

Серьезно и глубоко обсуждался на сове-
шании вопрос о материально-бытовых усло-
виях учащихся. Резкой критике были под-
вергнуты те директора училиш и школ, ко-
торые плохо заботчлись о быте учеников.

Совещание разработало. практические меры
по повышению качества производственного и
технического обучения и улучшению массо-
вой политической работы среди учантихся.

В работе совещания принял участие секре-
тарь обкома ВКП(б) тов. Князев.

ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). .

a

сокого урожая, которые помогли успешно
провести весенний сев и уборку. Звенья
Веры Барлет и Ларисы Нетеса из колхоза
имени Ильича Кюнстантиновского ‘района,
вырастили по 120 пудов пшеницы с гекта-
ра. Звено Наталии Кирячок из колхоза
1 Мая Марьинского района получило с каж-
лого гектара по 40 тонн овощей вместо 18.
Значительны достижения трактористов. 38
молодежных бригад выполнили годовые нор-
мы, а бригалы Паши и Нади Ангелиных и
Евграфа Петровского, завоевавшие первен-
ство во всесоюзном социалистическом сорев-
нований, — по две годовых нормы.

Выполняя клятву. данную товарищу
Сталину в канун 25-летия комсомола, и ре-
шения ХН пленума ЦК ВЛКСМ, комсомоль-
ские организации области тепло заботятся
о детях. Вот ‘несколько цифр. Устроено на
воспитание в детские лома, в семьи трудя-
щихся, на обучение в школы ФЗО и ремес-
ленные училища более 13.200 сирот. В Ма-
риуполе комсомольцы и молодежь собрали
370.000 рублей и 10 тонн продуктов в
фонд помощи осиротевнтим ребятам: лдоби-
‚лись выделения для детей находящихся на
патронате, ‘мануфактуры, обуви и одежлы.

В Чистякове; Троянске, Ёраматорске, Бу-
денновке комсомольты навели образцовый
порялок в детоких домах. :

Своими успехами комсомольцы и ‘моло-
дежь в первую очередь обязаны партийной
организации, которая постоянно ^ напоав-
ляет нашу работу, воспитывает у молодежи
беззаветную ‘преданность и любовь к 0т-
чизне, гордость за ее прошлое и настоящее,
тотовность к самопожертвованию ради побе-
ды над врагом.

Сегодня трудящиеея Донбасса подытожи-
вают результаты своих героических дел п
восстановлению Веесоюзной кочегарки. Под-
водят свон итоги и комсбмольцы. Эти итоги
показательны. Они говорят о том, что моло-
дые шахтеры и металлурги работают не
покладая рук. в полную силу, как подобает
патриотам. Но эти успехи не вызовут само-
успокоения в наших рядах. Отмечая знаме-
нательную годовщину, комсомольцыхи моло-
дежь ‘Сталинской области еще раз. заверяют
Родину и товарища Сталина, что они при-
‚ложат все свои знания, волю и энергию, что-
бы т и полному возрож-
ОЗОНЕ В. БАБЕНКО,

секрэтарь Сталииского обкома комсомола,

`

ставляют с0б0й поля

Четыре дня войска 2-го Белорусского
фронта вели упорные, не утихавшие ни
лнем, ни ночью бои за выход на восточный
берег реки Нарев. Эти бон увенчались
успехом. Наши чэсти овладели важным

Нарев — городом и крепостью Остроленка
и полностью очистили восточный берег реки
Нарев к югу от этего города. .

Битва, разыгравшаяся в последние дни
на этом участке фронта, отличаетея небы-
валым  ожесточением. Клдометры,  прой-
денные в глубь немецхой обороны, пред-
и рощи,
вдоль и поперек тразшелми и ожолами,
одесь граг отаралея остацовять наши насту-
пающие части. Важлый холмик, высоту изя
просто небольныие возвышенности
опутывали проволокой, а полетуны к нам
минировали, насыщали живой силой и ог-
невыми средствами, Враг ввел в бой 310 де-
вяноста танков и самоходных орудий, Сю-
ха было стянуто все, чем располагал против-
ник. Но клин советских частей неумолимо
раситирялея, рассекал полки гитлеровцев и
стремительно продвигался к городу Остро-
ленка. Гитлеровцы были прижаты п волно-
\у рубежу.

В. лесах у южной окраины города, вилоть
№ местечка Рожон, происходили жестокие
б0и с вражеской группировкой, пытавяней-
ся улизнуть за Нарев. Противник очертя
голову бросалея в контратаки, но тактика
немцев была бита в первые же часы боя.
Чаи подвижные группы просзчивалясь че-
рез боевые порядки гитлеровцев и. появля-
лись там, где немцы не успевали закрепитг-
ся

За последние лва дня советекие гоизы от-
били двадцать восемь контратак немцев.
уничтожили ло трех тысяч вражеских сол-
дат и офицеров, сожгли 14 танков и само-
ходных орудий противника.

Отдельные наши  похразделения  вы-
шли к реке Нарев ин, круто повернув
на север, достигли южной окраины города.
Одновременно Части H-cxoro соединения
атаковали город с востока и на плечах от-

Я хочу рассказать 0 молодом русском
парне Алексанлре Васильеве, подвиг KorTo-
рого навеки останется в памяти  налето
народа. Алексаняр Васильев перел боем по-
дал заявление о вступлении в комеомол. И
в сфаженни 05 показал себя хостойным по-
четного звания комсомольца.

..Гвардейцы выбиваля врага с сяльно
‘уврепленных рубежей. Наша артиллерия
полавляла огневые точки немцев и увичто-
mala вражеские батареи. Бой становился
все одесточеннее. Гитлерювцы сопротивля-
лись с яростью обреченных.

Советская пехота штурмовала важную
в тактическом отношении выеоту. Немны
вели сильный пулеметный отонь, который
был особенно силен на участке, гле насту-
пало подразделение гвардии старшего дей-
тенанта Ельпова.

Засевшие в одном из дзотов немцы про-
стреливали местность по всем направлени-
ям, и подобраться к ним, казалось, не было
никакой возможности.

Молодой гвардеец Васильев: обратился г
командиру:

опорным пунктом обороны немцев нз реке

изрытые:

немцы

БА НА РЕКЕ НАРЕВ

ступавших немцев ворвались в Остролепку.
Завязалиеь уличные бои.

Располагая мощными огнёевыми средства-
ми на западном берегу реки Нарев, немцы
подвергли город сильному обстрелу. Наше
командование заняло оборону и стало гото-
вить ночной штурм. Подтягивалиеь артилле-
риля, тяжелые минометы; пехота готовилась
к бою. Перед рассветом советские бойцы
были на исходных позиниях.

После зютиллерийской подготовки па
штурм горола полнялись стрелки. Наши ча-
  сти стали выотибать гятлеровцев,  нослело-
вательно очищать улицу за улицей. Битва
продолжалась ло десяти часов утра) пока
последний гитлеровец не был убит‘или пле-
‚ нен.
  В мастереком уларе наших войек по оз-
  лалению городом (строленка ярзо вырази-
  лось исключительное умение советсках
эфиперов бить врага там, те он меньше
  Сего предполагает нападение. После удара,
полученного у Замброва, немцы начали усит
ленно укреплять восточные подступы Е
Ломже, опоясав ее противотанковыми рвами
и проволочными загрожлениями. А в это вре-
мя советские войска подготовили и нанцес-
ли противнику сокруптительный Удар в на-
  празлении города Оетроленка.

Противниь не успевал строить мосты и
переправы, чтобы оттянуть на западный
  берег реки Нарев живую силу и сохранив-
туюся технику. Пять немецких нереправ
  были взорваны до основания. Враг стремил-
ся прикрыть переправы истребительной ави-
ацией, но из этого ничего не вышло. 14 фа-
цтистезих истребителей были сбиты в 503-
кушных боях в первые же часы их появ-
ления нал полем боя. -

Все понытки немцев удержать рубеж не-
ред Наревом окончились для них полным
поражением. Только в гороле Остроленка на-
очитываетея пятьсот “немецких трупов, a
сколько их лежит в лесах, деревнях, через
которые прошли русские солдаты-освободи-
тели.

Подполковник Ф. ВОЛОШИН
2-й Белорусский фронт,

— Товарищ гвардии старший лей
палт! Разренгите уничтожить гадов!
Получив разрешение, боец быстро по-
полз по-пластунски, плотно прижимаясь к
земле. Васильев уже был близок к цели. Но
тут его заметил немецкий снайпер и 9т-
крыл огонь. Пули свистели совсем рядом,
по Васильев упрямо продолжал ползти впе-
neq. Он уже видел перед  с0бой пулемет,
который нес смерть его товарищам. В это
время Васильев услышал за собой сигнал
«в атаку». Бойцы дружно поднялись с 3е-
или ин побежали вперед. Вражесвий  пуле-
мет снова открыл губительный огонь.
Охваченный яростью, молодой гвардеец
одним броском достиг дзота и всей тяже-
стью тела навалилея на  пулеметный
ствол... Е
...Выюота была взята. В глубоком молча-
нии стояли гвардейцы у тела. евоего босвого
друга, который повторил бессмертный по-
вит Алексанлра Матросова.
Месть, беспощадная, неотвратимая месть
будет ответом врагу! - Е
Гвардии капитан И. КАЛИНИН,
Действующая армия. :

НА ВЕРШИНЕ ХОЛМА

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

С наблюдательного пункта хорошо было
видно возвышающееся нал зеленьех куполом
холмика красивое здание местной школы.
Издали, особенно при ярком солнце, оно ка-
залось возлвигнутым из белого мрамора.
Еще вчера этот холм был у немпев.

«Школьный холм», как условно называ-
ли его, господствовал над окружающей ме-
етностью. Поэтому командир полка носта-
вил перел стрелковым батальоном гвардии
капитана Уласа задачу -— во что бы то ни
стало овладеть высотой. Бойцы блестяще
вышолнили эту задачу. В результате реши-
тельного натиска гвардейцы лалеко выдви-
нулись вперед и, подавив сопротивление
немцев, стали хозяевами нового рубежа.

После жаркой схватки офицер Улае ека-
зал: : ;

— Ну, теперь мы ближе всех к Риге!

Он приказал подготовить оборону вокруг
злания школы и тщательно осмотрел приг-
товленные немцами амбразуры подвального
помещения,

Час прошел спокойно. Потом наблюдате-
ли донесли, что на опушке леса замечен не-
мецкий танк. Минут через десять показа-
лись четыре самоходных орудия и хо роты
немецких солдат. Гитлеровцы стали прибли-
жаться, скрываясь за самюходными орудия-
ми, к школе.

Рота гвардии лейтенанта Смирнова му-
жественно встретила врага. Ири поддержке
минометной батареи гвардии капитана Эт-
лина пехотинцы успешно отразиля первую
волну немецкой контратаки. Противник o7-
ступил, потеряв олно самохолное ерулие и
почти вею роту соллат.

После короткого перерыва враг снова ки-
нулся в контратаку. Свыше двухсот немед-
ких солдат и офицеров при поддержке од-
ного танка и трех самоходных установок
снова ринулись на «школьный холм». Нем-
пам улалось прорваться на вершину холма
ия блокировать злание пеколы, где нахоли-

лись командир батальона Улас, коханлир ро-
‘ты Смирнов, радистка Ира Плинер, несколь-
ко связных наблюдателей и отно стрелковое
отделевие. Немепкие самоходки с десяти
метров били по зданию школы. Порохевым
дымом наполнилиеь все классы и коридоры.
Казалось, ничто не может устоять против
такой силы. Но, когда затихли немецкие ору-
ция и поднялась пехота, готовая ворваться
в школу, ее встретил яростный пулеметный
‘огонь гвардейцев. Немцы отступили,

Тогда снова начали бить немецкие само-
ходки и снова враг бросился в атаку: —

В этот критический момент у наших пу-
леметчиков уже кончались запасы патронов.
Только по одному диску оставалось и у ав-
томатчиков. Пункт боепитания находился в
тылу батальона. Пройти туда казалось не-
возможно — школа со всех сторон обстре-
ливалась немпами. Но патроны нужны... И
их доставил гвардии старшина Гагарин. Он
лважды выползал ‘из блокированного здания
школы и притащил четыре ящика патронов.

Группа немецких солдат ворвалась в пер-
вый этаж школы и овладела всеми класса-
ми. Между полвальным помещением, где си-
дели командир батальона, рахистка и He-
сколько человек связных, и вторым этажом,
находившимся в руках небольшой группы
бойцов гвардии сержанта Семенчукова, пре-
кратилась связь. Но не надолго.

Бойцы Козукин, Шлыков, Агафонов: во
главе’ с сержантом Семенчуковым пря ‘поме-
ши гранат проложили себе дорогу в первый
атак. В это время к ним на помошь выско-
чили из подвала связные. Завязалась пуко-
пашная схватка. Действуя гранатой, нря-
клалом, ножом и штыком, горсточка храб-
рецов очистила первый этак. Потом и вся
  школа была освобождена от немцев.

Полуторачасовой бой закончился нашей
побелой. Е.

Л. БАШКИРОВ.
2-й Прибалтийский фронт.

Всеславянский Комитет — Главнокомандующему

„Народно-Освободитель

ной армии Югославии

маршалу Иосипу Броз-Тито

Всеелавянский Комитет направил Главно-
командующему Народно-Освободительной ар-
мии Югославии маршалу Иосипу Броз-Тито
поздравление в связи с награждением его
Презилиумом Верховного Совета СССР
орденом Суворова   степени за выдающиеся
успехи в деле управления войсками и в
проведении боевых операций против общего
врага Советского Союза. и Югославии —
гитлеровской Германии,

— Героическая борьба народов Югосла-
вия под Вашим руководством, — говорится
в телеграмме, — войдёт как славная стра-
нина в историю борьбы свободолюбивых на-
родов. Недалек день, когла овеянпые славой
знамена Народно-Освободительной армии бу-
гут развеваться по всей освобожденной
Югославии. ‚

— Залпы советских пушек  слизаются
с залпами Ваших орудий и орудий союзных
армий США ‘и Англии; Их мощное эхо ра-
достно слушают все порабожённые народы
Эти залпы несут человечеству освобождение

от гитлеровского ига, они зовут на поолел-
‘ний, генгительный, побелоносный бой!
Посланы также приветствия Верховному
штабу Народно-Освободительной армии Юго-
славии и члену этого штаба генерал-
лейтенанту Миловану Джилас; в этих при-
ветствиях Вееславянский Комитет горячо
поздравляет генералов и офиперов Народно-
Освободительной армии Югославии с высо-
кой наградой.
—= Советское правительство, — говорит-
ся в приветствии Всеславянекого комите-
та, — награждая. выдающихся командиров
наредно-освободительной армии Югославяи,
отметило их боевые заслуги и выразило
этим актом, горячую любовь советского na-
рода к героическим народам Югославии,
чьей борьбой и мужеством гордится весь
мир. (ТА
Зося ноовозснтаоововисхсволосанана

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» .
8 сентября 1944 г. 3. стр.