Так болгарские правители
соблюдали «полный нейтралитет»

КОНСТАНЦА, 7 сентября. (ТАСС).
Здесь стали известны некоторые данные о
количестве германских судов, которые
укрываютсея в болгарских территориаль-
ных водах профашистскими правителями
Болгарии, декларировавшими всего лишь
несколько дней ‘тому назад политику
«полного нейтралитета».

Согласно этим данным, только в порту
Рущук нашли себе убежище 112 герман-
ских военных судов различного типа, в
том числе 12 крупных военных кораблей.
29 судов — минных тральщиков, десантных
барж, военных транспортов и др. скрыва-
лись в других болгарских портах. В райо-
не Варны и Бургаса вемцам была предо-
ставлена возможность затопить за период
с 26 но 30 августа 74 военных корабля,
среди которых 7 подводных лодок, 32 мин-
вых тральщика, 4 крупных военных` транс-
порта, 26 десантных барж.

Как сообщают, болгарское правитель-
ство не интернировало команд немецких
кораблей, отправив эти команды в Герма-
нию.

—oO—

События в Словакии

ЛОНДОН, 7 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаетг агентство Рейтер, чехословацкие
военные власти сообщили, что  чехосло-
вацкие патриоты, получив подкренления,
ведут активные операции в районе города
Вруткн, расположенного близ важного же-
лезнодорожного узла Жилина, в северо-
западной части Словакии. Был совершен
успешный налет на город Нитра, располо-
женный на железнодорожной магистрали,
велущей в Венгрию. Захвачено много раз-
личных материалов. В Центральной Сло-
вакии немцы, понеся тяжелые потери в
людях и технике, были вынуждены OT-
ступить в районе Тельгарта, находящего-
ся на железной дороге, связывающей Вос-
точную и Южную Словакию.

—9—-

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 7 сентябоя. (ТАСС). Как пе-
Гедают из Югославии, верховный штаб на-
годно-освобэдительной армии Югославии
сообщает, что в Сербии югославские ча-
сти продолжали успешные наступатель-
ные операции и заняли город Ужичка По-
жега — важный вражеский опорный пувкт
на железной дороге Вышеград—Чачак, свя-
зывающей западную Моравию с Боснией.
Движение на этой дороге прервано. За-
ладнее Ниша разгромлена немецкая ко-
лонна и захвачен в плен полковник гер-
манского генштаба’ Борнхаузен, руково-
дивший болгарскими частями.

Части народно-освободительной армии
развернули активные операции по нару-
шению всех немецких коммуникаций в
Югославии. В последние дни взорваны де-
сятки мостов, разрушено полотно в сотнях
пунктов различных железных дорог, нару-
шена сигнализационная связь, уничтожено
много технических сооружений и желез-
нодорожного оборукования.

—о—

Наступлевие итальянских партизан
в Северной Италии

НЬЮ-ЙОРК, 7 сентября. (ТАСС). Газе-
ты сообщают о переходе итальянских пар-
тизан в Северной Италии в наступление
против немецких оккупационных , войск и
фашистской «армии» Муссолини. Общая
численность партизанских отрядов в Се-
верной Италии достигает в настоящее
время 40 тыс. бойцов.

Как передает корреспондент агентства
Юнайтед Пресс, скрывающиеся в горах
отряды итальянских партизан перешли в
наступление и захватили 4 сентября близ
швейцарской границы Каннобия, Интра,
Палланца.

На всем лигурийском участке партизаны
подняли 2 сентября восстание против ок-

купантов.
——O—

Создание в Тулузе общества
«Франция—СССР»
ЛОНЛОН, 7 сентября. (ТАСС). Агент-
ство АФИ ссобщает, что в Тулузе после
освобождения города создано общество
«Франция—СССР», которое уже связалось

с таким же обществом в Алжире.

ВАШИНГТОН, 6 сентября, (ТАСС). Го-
сударственный секретарь США Хэлл, вы-
ступая на пресс-конференции, одобрил
об’явление Советским Союзом войны Бол:
гарии. Отвечая на вопрос одного из кор-
респондентог, сообщил ли Советский Союз
США заранее о своем намерении об’явить
войну Болгарии, Хэлл сказал, что СССР
уведомил США об этом незадолго до об’-

НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС). Боль-
шинство американских газет и радиообозре-
вателей одобряет об’явление Советским
Союзом состояния войны с Болгарией,
Сообщение об этом было опубликовано на
видных местах под огромными заголовками,

Обозреватель газетного треста Скриипс-
Говард Денни подчеркивает долготерпение
Советского Союза в отношениях с Болга:
рией.

Обозреватель агентства  Ассошиэйтел
Пресс Маккензи указывает, что Болгария
заслужила свою судьбу, постигшую ее по
глупости и жадности ее правителей.

Как передает нью-йоркское радио, дипло-
матические круги Вашингтона выражают
удовлетворение событиями, развернувшими-
ся на Балканах. Они считают, что Совет-
ский Союз был прав, когда порвал отноше-
ния с Болгарией вследствие того, что по-

лондон,
щении иитаба

7 сентября. (ТАСС). В <ооб-
верховного командования экс-
педиционных сил союзников говорится:

«Гент взят нашими войсками. Очищен от
противника Куртрэ. Войска союзников за-
хватили Армантьер и район к западу от
Лилля вплоть до Мервиля. Бронетанковые
соединения продвинулись к востоку OT
Сент-Омера. .

Войска союзников находятся в окрест-
востях Булони. Передовые отряды войск
окружили Кале. Продолжается очищение
от противника районов Брюсселя и Ант-
верпена.

Южнее части войск союзников наступа-
ют за рекой Маас в юго-восточном вапра-
влении от Намюра и в северо-восточном
намравлении от Живе. Противник встре-
чает наступающие части минометным и ру-
жейным огнем,

Войска, продвигающиеся через` Арден-
нский лес, находятся восточнее Ошана.
Продолжается также продвижение к во-
стоку и северо-востоку от Вердена».

ЛОНДОН, 7 сентября. (ТАСС). В <ооб-
тщении штаба вооружённых сил союзников

В БЕЛ

БРЮССЕЛЬ, 6 сентября. (От военных
корреспондентов ТАСС). Соединения вто-
рой английской армии сегодня вошли в
Антверпен. Поспешно отступающие нем-
цы были захвачены врасплох. Они да-
же не сумели разрушить доки и портовые
сооружения, дав таким образом в руки со-
юзников новую базу для снабжения насту-
поющей армии. Захватом Антверпена со-
юзники замкнули огромное полукольцо,
тянущееся приблизительно от Антверпена
через Гент, Лилль до Булони. Это полу-
кольцо сжимается под ударами со всех
направлений. Союзные войска продолжа-
ют успешное наступление от линии

`В

ЛИОН, 6 сентября. (От военного кор-
респондента ТАСС). Опасаясь окружения
союзными войсками, немецкое командова-
пие начало 2 сентября эвакуацию Лиона.
Эвакуация проходила в самом спешном
порядке, и к 3 сентября немецкие части
покинули город. Перед своим ухедом гит-
леровцы ограбили город. Немецкие солда-
ты врывались в дома и, угрожая оружием,
отбирали ценные вещи. Останавливая Ha
улине прохожих, они отнимали деньги и
даже снимали с‘пальцев кольца. Можно
было часто видеть, как немецкий солдат
тащил детскую коляску, нагруженную
краденым добром.

В ночь на 2 сентября немцы взорвали
все мосты в городе числом более пятна-
пцати. Командование французскими во-
оруженными силами внутри страны, пола-

Иван НОВИКОВ

Пушкинские места

Наш народ любит не только свою вели-
кую литературу, но и творцов, ее созда-
вавных. Оба эти чувства в душе его не-
разделимы. В высоких и влохновенных
произведениях художественной литерату-
ры мы всегда явственно ощущаем живой
дух самого автора, мы как бы дышим
его чистым и благородным дыханием. Есть
У нас имена, священные для народа. Мы
не только их любим и чтим, мы ими гор-
димся. Таково имя’ Пупкина.

Имя Пушкина сопутствует, нам всю нашу
жизнь от младенческих лет. Он одинаково
близок и дорог и юношеству и старикам.
Молодежь, восхищаясь любимым поэтом,
умнеет, мужает, а старики — те молодеют.
Пушкин для Hac неотделим от понятия
Родины. Думать о Пушкине — значит ду-
мать о России, о ее цветении, славе, о
ее судьбах.

Й это понятно. Мы знаем, как сам
Пушкии любил Россию. Чувство Родины
было присуще ему органически. Оно для
него было столь же естественно и столь
же необходимо, как естественно и необ-
ходимо человеку дышать. Родная природа,
русский язык, народные сказки и песни,
чувства и мысли, характер русских людей,
нанпа история — история роста могучего
народа, современная ему общественная и
политическая жизнь, и все это вместе взя-
тое, и сам Пушкин в этом во всем — та-
ково было дыхание поэта, такова была его
жизнь. А отсюда и ответная любовь на-
рода, нежная и несокрушимая.

Про Пушкина нельзя сказать, что он
интересовался историей своей Родины,
это слашком мало,—он ею жил и дышал,
оя &е осязал, когда создавал своего «Бо-
риса Годунова» или «Капитанскую доч-
ку». Это отношение к Истории воспитала
в нем историческая, современная ему эо-
ха. Двенадцатый год, год Отечественной
войны, осенал его отроческие годы:

Вы помните: текла за ратью рать, .

Со стамшими мы братьями прощались.

И в сень наук < досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

Эти исполненные глубокого чувства
строки Пушкин читал на последней для
него лицейской годовщине в’ 1836 году,
когла 0 так пристально занимался
«Словом o полку Игореве», которое
было памятно ему с TeX же отроче-
сках лет. Для Пушкина время, конечно,

существовало, но он так же легко совер-
шал путешествия во времени, как м в
пространстве, создавая свою, можно ска-
зать, пушкинскую географию. И. в самом
деле, он исколесил за свою недолгую
жизнь чуть не всю Россию — Крым и Кав-
каз, Закавказье, Урал, Бессарабию и УК-
раину, родные свои ипсковские края. и
все это становилось памятными пушкин-
скими местами. Когда смотринь на кар-
ту, на которой изображены пути Пушкина
по родной земле, то кажется, что это те-
кут полноводные поэтические реки от моря
и до моря.

За годы войны мы эту пушкинскую ге-
ографию с болью и гневом носили на
сердце; с болью и тневом думали о том,
что во многих из этих дорогих мест за-
сел ua бесчинствует неистовый враг. Мы
знали и чувствовали, что он че упустит
возможности нанести нашему народу рану
в самое сердце. Действительность, одна-
ко, превзошли наши предчувствия. Недавно
одно за другим были опубликованы два со-
общения Чрезвычайной Государственной
Комиссии, где дан подробный и страш-
ный список немецких злодеяний как раз
в тех именно местах, которые теснейшим
образом связаны с именем Пушкина.

Пушкинокий Петербург, гордый и стро-
гий красавец, стоявший на страже морей,
был окружен как бы садом, целой груп-
пой неболыших городков, где пышно цве-
ло высокое искусство архитектуры,
скульптуры и живописи. Каждый из этих
памятников, помимо чисто художественной
их значимости, хранил в себе живое ды-
хание нашей истории. И Пушкин с самых
юных своих лет полною грудью дышал
этим воздухом, пронизывавшим все поры
его существа.

лицее. В дворцовых парках этого города,
носящего в наши дни имя поэта, высился
целый ряд памятников в честь победы
русского оружия:
Кагульский обелиск, Орловские ворота и
другие. Это была еще недавняя славная
история, все это говорило творческому
воображению юного поэта. И еще буду-
чи мальчиком, он воспевал их в известных
своих «Воспоминаниях в Царском Селе»,
прочитанных перед лицом великого Дер-
жавина.

Стихотворение это не было простой
адой. С геняальною смелостью юный поэт

Заявление Хэлла 06 обявлений Советским Союзом
состояния войны с Боларией

Американская и английская печать о советской ноте Болгарии

Наступление войск союзников

ЛИОНЕ

Пушкин воспитывался в Царскосельском.

Чесменская колонна,

явления войны. Хэлл отметил, что Совет:
ский Союз решительно возражал против
нейтралитета Болгарии, который был на:
руку нацистам, так кэк давал им возмож-
ность свободно оттянуть свои войска 43
Болгарии. Хэлл указал также, что это со-
бытие, которое следует приветствовать,
вызвано военной необходимостью.

следняя не приняла во внимание неодно.
кратных претензий и заявлений, сделанных
Советским Союзом относительно политики.
ксторую вела Болгария в. последние годы.

Дипломатические круги Вашингтона удо-
влетворены также тем, что советское прави-
тельство заранее поставило в известность
правительство США о своем решении по-
рвать отношения с Болгарией и об’явить
состояние войны с ней.

ЛОНДОН, 7 сентября. (ТАСС). Сообще-
ния об об’явлении Советским Союзом со’
стояния войны с Болгарией помещены на
видном месте всеми лондонскими газетами.

В редакционной статье газета «Таймс»
пишет, что советское правительство поло-
жило конеп болгарскому фарсу с нейтрали-
тетом. Необходимо, чтобы Болгария была
лишена возможности принести в дальней-
шем вред, и это будет быстро достигнуто.

на средиземноморском тезтре операций го-
ворится, что в Италии, в адриатическом
секторе, продолжаются весьма тяжёлые
бои. В районе между верхним течением
реки Арно и верхним течением реки Тибр
индийские части 8-й армии заняли дерев-
ню Ла Верна, служившую противнику на-
блюдателыным пунктом, с которого просма-
тривались долины обеих рек. К северу от
Флоренции продолжается продвижение по
возвышенности. На участке 5-й армии аме-
риканские патрули вступили в город Прато
и продвинулись дальше, в сторону возвы-
шенноста, находящейся к северу от дороги
Прато — Лукка. о

В Восточной Франции части 7-й армии
освободили ряд новых городов, быстро пре-
следуя отступающего врага. Французские
войска, занявшие Шалон-сюр-Сон, достигли
расположенного поблизости Живри и про-
двинулись вверх по западному берегу реки
Сона, достигнув Аллере. Противник ока-
зал незначительное сопротивление. Далее
на восток американские войска продвину-
лись на север к Ду в районе верхнего те-
чения реки Сона и замяли Полиньи, Арбуа
и другие населённые пункты»,

bruu

Jlannb—Teur x Mopio. B 9TOM Mellike 3a0ka-
ты две береговых и одна пехотная диви-
зии. Гитлеровцы оказывают сравнительно
слабое сопротивление.

Одновременно продолжается наступле-
  ние союзных войск в восточном направ-
  лении. 5 сентября союзники захватили
Лувен. Немцы пытаются разрушать мо-
сты и портить дороги, однако им это поч-
ти нигде не удается. В некоторых местах
бельгийские партизаны помешали немцам
произвести разрушения. Партизаны вылав-
ливают скрывающихся немцев, иногда
нападают на отступающие колонны, вызы-
вая среди немцев беспорядок и панику.

гая, что вемцы будут сильно оборонять
Лион, стянуло в район Лиона отряды па-
триотов из соседних департаментов. С се-
вера, с востока, юга и запада к Лиону по-
тянулись отряды патриотов. Эти отряды
ваталкивались на отступающие немецкие
войска и завязывали с вими бои.

Особенно сильные бои произошли в рай-
оне Роман и в районе Борепер, где немцы
понесли значительные потери. Отряды
патриотов вели уличные бои с остатками
земецких войск и петэновской полицией в
самом Лионе. К вечеру Зсентября город
был свободен.

Сейчас натриоты вылавливают гестапоз-
цев и полицейских, которые укрылись в
подвалах и на крышах домов. Они еще со-
противляются отчаянно, так как знают,
что народ не простит им их преступлений.

связал в один узел прошлую <лаву с жи-
вой, современной ему славой — освобож-
дением России от нашествия вражеских
полчищ в двенадцатом памятном году.
Он вспоминал те же памятники и пят-
надцать лет спустя, в 1829 году, в сти-
  хотворении, носящем точно такое же на-
звание «Воспоминания в Царском Селе»:
И в’явь я виску предо мною
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными
хвалами
Екатерининских орлов.
Царскосельские сады и лицей были,
можно ‘сказать, поэтической колыбелью
Пушкина, здесь впервые пробились на свет
свежие родники его творчества:

..В таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться Муза стала мне.
‚Эта пушкинская любовь к милым ему
местам свята для нас. Все это дра-
тоценное наследие прошлого мы берегли
и лелеяли. Сколько русских людей ды-
шало чистым пушкинским воздухом в этих
местах, бесконечно дорогих и для нас!
Немецкие изуверы знали эту нашу лю-
бовь, и не одно только варварство руково-
дило ими, когда они грабили художест-
венные ценности, взрывали и жгли чудес-
ные дворцы, расстреливали их из тяжелых
орудий, уничтожали сады и старые липо-
вые аллеи‚— это было и чудовищным са-
дизмом, и холодной дьявольской мыслью:
нанести точно рассчитанный удар з самую
дугу нашего народа.

Но если Царское Село было колыбелью
пушкинского творчества, то Михайлов-
ское, усадьба поэта, связано для нас с
самым расцветом пушкинского гения, а в
Святогорском монастыре покоится самый
прах Пушкина. В эти места русские лю-
ди совершают паломничества. И само Мн-
хайловское, и Тригорское, Святогорский
монастырь, дивный вид на спокойную про-
зрачную Сороть и открывающийся за нею
простор, _ пушкинский парк, «аллея
Керн», — всё это встает в воображениы, как
ae У всех, побызавших там, в одиноч-

ли или на всенародных ин
торжествах в 1924 и 1937 ны > co

Как много связано в памяти © этими
народными, в полном смысле этого слова,
поминками о великом нашем поэте! Прах
поэта покоился в непосредственной близо-
ста от тогдашней нашей границы, ия

лученным здесь сведениям,
опубликовано
венгерского -
Вевгрия начала военные действия против

прав Румынии на севе

ворится в сообщении,
Северной Трансильвании,

‚ бастион был врем

Официальное венгерское
‚ сообщение о начале военных

действий против Румынии

ЖЕНЕВА, `7 сентября. (ТАСС). По по:

в Будапеште
сообщение

официальное
о том, что

правительства

сообщении заявляется, что
правительство He признает
рную часть Тран-
сильвания, Так как румынские войска, го-
перешли границу
то венгерское
командование отдало приказ венгерской
армии выступить против румывских войск.

Румынии. В

венгерское

Налат антлийской авиации
на Эмден_

ЛОНЛОН, 7 сентября, (ТАСС). В Лон-
лоне официально об’явлено, что вечером
6 сентября большое соединение англий*
ских бомбардировщиков «Галифакс» и
«Ланкастер» в сопровождении истребите-
лей совершило крупный валёт на герман-
скую военно-морскую базу Эмден. Ан-
глийские самолёты не встретили ни од
ного вражеского истребителя ни на пути
к цели, ни над самим Эмденом. Вскоре
поеле того, как были сброшены первые
бомбы, в районе доков были отмечены
крупные взрывы. Команды некоторых Ca-
молётов продолжали видеть дым, подьи:
мавитийся на большую высоту, когда онч
были уже в 90 милях от порта,

—oO—

Здание штаба штурмовиков
Квислинга взорвано

СТОКГОЛЬМ, 7 сентября. (ТАСС). Швед-
ско-норвежское пресс-бюро передает, что
на.днях было взорвано здание штаба квис-
‘линговских штурмовиков в Осло. Предпола-
гают, что много квислинговцев и ра-
нено.

Норзежские ивислинговзцы спасают.
свои шкуры

СТОКГОЛЬМ, 7 сентября. (ТАСС).
Среди норвежских квислинговцев царят
разброд и паника. По сообщению швед:
ской газеты «Афтонбладет», несколько
сот членов квислинговской партии укло-
нились от призыва в вооруженные отряды
Квислинга и предпочитают скрываться 3

лесах
—_O—

ИЗДАНИЕ «МОЛОДЕЖНОГО
БЮЛЛЕТЕНЯ» В ЮГОСЛАВИИ

Как передает радиостанция «Слободна
Югославия», на освобожденной территории
начал выходить «Омладински билтен»
(«Молодежный бюллетень»), который из-
дается секретариатом центрального KOMH-
тета Об’единенного союза антифашистской
молодежи Югославии.

Первый номер бюллетеня вышел на 30
страницах. На первой странице напечатано
следующее обращение секретариата цент-
рального комитета Об’единенного союза ан-
тифаистской молодежи Югославии:

—- Второй конгресс антифашастской мо-
лодежи Югославии поставил перед моло-
дежью нашей страны много новых задач,
которые необходимо разрешить в интересах
построения. свободного отечества — демо-
кратической федеративеюй Югославии.

Бюллетень выпускается для того, чтобы
оказать помощь молодежи в разрешении
этих залач. Он должен освещать актив-
ность молодежи, которая об’единена в сою-
зе для борьбы против фашистских оккунан-
тов и их прислужников; показывать уча-
стне молодежи в строительстве нашего
государства. Огромный опыт, который от-
дельные организации приобрели в нынеш-
ней войне, зачастую оставался  неизвест-
вым для их организаций. Выпуск бюллете-
ня восполнит этот пробел.

Три года мы не имели связи с междуна-
родным юношеским движением. Выполняя
задачи, поставленные конгрессом, еще бо-
лее укрепляя существующие связи, секре-
тариат центрального комитета постарается
создать журнал, который будет правильно
информировать юношество нашей страны о
жизни, работе и борьбе молодежи. всего
мира. Связи с Международным советом мо-
лодежи, восстановленные! сразу же после
конгресса, нозволили в первом же номере
бюллетеня дать ценную информацию.

(Соб. инф.)

УК а СКК

помню, как в 1937 г. в речи своей, про-
изнесенной от Союза писателей над мо-
гилой Пушкина, я помянул © нем, как
о страже русской земли. Падал хлольями
чистый, обильный снег, и стояла прозрач-
ная мирная тишина над просторами нашей
древней земли... И вот этот духовный наш
енно занят жестоким
врагом, который хотел поработить напгна-
род. Этот кошмар ныне рассеян. Но, боже
мой, что натворили немцы в этих самых
местах, про которые Пушкин писал в изу-
мительных своих стихах «Вновь я посе-
тил»: р

Минувшее меня об’емлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах. Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей...

Домика няни нет, рощи поруганы... Не
жалость, не грусть, а огонь пробегает в
душе, когда глядишь на многочисленные
фотографии, из которых каждая является
обвинительным актом.

Но совершенно особенное чузство пре-
зрения и гадливости возбуждает тупая по-
пытка немцев обмануть русского чело-
века внешним почитанием памяти Пуш-
кина, Kak будто у Пушкина может
быть с ними что-либо общее! А между
тем под этой лицемерной маской были
сделаны все приготовления к тому, чтобы
взорвать и могилу и тех людей, которые
к ней приблизятся. Немцам недостаточно
было уязвить русских людей в самое боль-
ное их место, ‘они намеревались еше и
залить священную для нас могилу горя-
чей русской кровью,

Я вспоминаю, как во время войны, после
одного из вечеров, которые я проводил в
HYWIKHHCKHE дни на Урале, читая главы из
своего романа о Пушкине, ко мне подошел
старик-рабочий. Он мне рассказал, как,
уже будуча подростком, он сам выучился чи-
тать по Пушкину. Он много стихов его знал
наизусть, и, глядя на них же в книгу,
постиг искусство чтения. Отходя, он мне
сказал; «И жена хотела к вам подойти,
да не может слез унять. Я и сам пла-
кал». «O чём?» «О Пушкине». И, по-
молчав, добавил: «О красоте нашей жиз-
ни». Так вот каково народное определе-
ние Пушкина: красота нашей жизни!

М как бесконечно далеко восприятие жиз-
ви состороны наших врагов от этого светлого
определения Пушкина и от всего нашего
восприятия жизни. Оно так же на него
не. похоже, как не похож мертвящий мрак
ночи на живительный свет восходящего
солнца. Дни злого ничтожества сочтены.
А наш бессмертный Пушкин, красота на-
Шей жизни, он был, есть и пребудет с
нами навсегда

ПРИБЫТИЕ В
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

ля ведения мирных переговоров между
See Союзом и Финляндией в Москву
прибыла финская правительственная де
легация в составе: Председателя Совета
Министров Г. А. Хажсель, председателя де-
Министра Обороны генерала OT

легапии; a
инфантерии Р. Бальдена; Начальника
нерального  Иаба генерал-лейтенанта

А. Хейнрикса; генерал-лейтенанта

МОСКВУ ФИНСКОЙ
нной: ДЕЛЕГАЦИИ

й прибыли эксперты: ry,

С делегацие
: В. Гренблюм, 9. Вастрен ц

П. Хюннивен,

секретари.
Йа московском аэродроме делегацию
встречали Заместитель Народного Вомисеа-

Дел СССР В. Г, Деканозов
тели НАИД СССР, o
ОССР Начальник Отде-
генерал-майор

ра Иностранных
и другие представи
Наркомата Обороны i
ла Внешних Сношений
В. НП. Евстигнеев.

т

Подвиг русского лётч
ПЕРВОГО ТАРАНА :

ТРИДЦАТИЛЕТИЕ

Триднать лет назад рус-
ские войска, освободив го-
род Львов, вели успешное
наступление, продвигаясь на
запад. В окрестностях горо-
na Жолкиева, где был pac-
положен штаб армии, нахо-
дилась летная часть, KOTO-
рой командовал выдающий-
ся русский летчик штабс-
капитан Петр Нестеров.

26 августа (8 сентября)
1914 года в воздухе появи-
лись три австрийских само-
лета. Они шли на высоте
около тысячи метров, делая
круги надо расположением
авиабтряда Нестерова.

Нестеров с утра летал на
разведку, но, увидав самоле-

ты противника, приказал
приготовить машину к поле- «Альбатрос»
ту. тельно падать.

Казачья артиллерия, при-
способившая пушки для
стрельбы но самолетам, пре-
кратила огонь, когда в в03-
дух поднялся на своем «Мо-
ране» Нестеров. Он взмыл
на высоту 2.000 метров и
оттуда ринулся на неприя-
гельский самолет, Воздуш-
ный бой произошел на вы-
соте около тысячи метров.
Смелый русский летчик на-
стиг тяжелый самолет «Аль-
батрос», которым управлял
известный австрийский пи-
лот Розенталь.  Ударом

по спирали.
50 метров

из нее выпал
погиб герой,

самолета.

обнаружен
сказывающий
  стерова. В пр
69-й пехотной
августа 1914

Встреча с героями

ЛЕНИНГРАД, 7 сентября. (Наш корр.)-
С большим успехом прошел вечер встречи
героев Краснознаменной Балтики и Ленин-
градского фронта с комсомольским акти-
вом Ленинграда.

Лважды Герой Советского Союза капи-
тан Карпов, Герои Советского Союза Ли-
таврин, Харитонов, Ущез, Жильцов расска-
зали комсомольцам о своих боевых делах.

После кояцерта комсомольцы показали
тостям комнаты и гостиные Дворца
пионеров, недавно восстановленного рука-
ми мололых ленинградцев.

—_ O-—

Снова работают

дома культуры

МИНСК, 7 сентября. (Наш корр.). Моло-
дежь восстанавливает сельские очаги куль--
туры, разрушенные и разграбленные немец-
кими захватчиками. В местечке Червень
уже на третий день после изгнания нем-
цев колхозники по инициативе комсомоль-
цев приступили к восстановлению районно-
го Дома культуры. Здание отремонтирова-
но. спена оборудована. В Доме культуры
установлен трофейный киноаппарат. Сейчас
здесь демонстрируются кинофильмы, уст-
раиваются лекции и доклады, работают
кружки художественной самодеятельности.
Уже дано пять самодеятельных концертов.

Первый «вечер партизанских песен и пля-
сок» состоялся в недавно восстановленном
заславльском районном Доме культуры.

—©—

Nepeewergo Месквы по вутболу

Вчера состоялся очередной матч на пер-
венство Москвы по футболу. На стадионе
«Сталинец» встретились команды Азиаучи-
лища и «Локомотива». Во втором тайме Ла-
хонин («Локомотив») вабил гол с И-метро-
вого штрафного удара в ворота армейских
футболистов. В дальнейшем ни той, ни дру-
гой команде не удалось изменить счет.

и со змеями

%

БАКУ, 7 сентября. (Наш корр.). В селе-
yan Гаджикадырлы Азербайджанской
ССР на одном из хлопковых участков по-
явилось много змей породы гюрза. Укус
такой змеи оласен и часто смертелен.

Уничтожить змей взялся 15-летний Са-
дых Гусейнов. Захватив лопату, он от-
правился на участок. Осторожно проби-
раясь среди кустов хлопчатника, Садых
стал выслеживать змей.

Борьба подростка с хищным и опасным
врагом длилась весь день. Было видно,
как змеи часто делали огромные прыж-
ки вверх, намереваясь поразить смельча-
ка. Но каждый раз Садых ловко усколь-
зал от раз’яренных змей и упорно про-
должал свое дело. В течение одного дня
смельчак уничтожил 14 огромных ядо-
витых змей.

За бесстрашный поступок правленле
колхоза премировало Садыха Гусейнова.

Хлопковый массив, подвергшийся на-
шествию змей, очищен от сорняков и даст

богатый урожай.

Ha снимке: Садых ГУСЕЙН
и. ОВ со сво-

а

П. НЕСТЕРОВ.

своего легкого одноместно-
го самолета Нестеров прота-
ранил вражескую машину.

стерова медленно снижался

машина неожи-
данно резка покачнулась, и

первый таран

В горьковском областном
архиве в начале
Отечественной
документ,

ика Нестерова

ятий было уцелеть при
столкновении аэропланов в
воздухе, и лучше всех знал
это штабс-капитан Нестеров,
как известный и талантли.
вый летчик. Тем не менее,
это его не остановило перед
очевидной жертвой — лишь
бы принести пользу армии в
содействовать ее успехам,
Слаза ему, геройски испол-
нившему свой долг перед
родиной. Да будет его по.
двиг всем примером, и да
найдет каждый в себе силу
поступить, Kak поступил
итабс-капитан ‘Нестеров, ес-
ли обстоятельства этого по-
требуют. Мир праху героя, и
да не забудется его подвиг
вовеки!»

Тело Нестерова предала
земле в Киеве, на Аскольдо-
вой могиле. Надпись на мо
гиле гласила: «Путник, пре.
KJIOHHCh, здесь  поконкя
прах героя Нестерова»,

В наши дни сталинские
соколы показали себя до.
стойными наследниками
славного русского летчика
Нестерова. Таран в ‘дни От:
чественной войны стал гроз.
ным оружием советских ас-
сов. Весь мир оценил AerHoe
мастерство и беззаветное ну.
жество созетских летчиков,

начал стреми-
Самолет Не-

Но на высоте

Нестеров. Так
совершивитий
вражеского

Великой
войны был
рас-
о подвиге Не-
иказе № 42 по
дивизии от 26
г. говорилось:

ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ И ПРЕМИИ
ЛУЧШИМ ИСПОЛНИТЕЛЯ
РУССКИХ ПЕСЕН

Комитет по делам искусств при Са
наркоме СССР наградил почётными гра
мотами и выдал денежные премии лу
шим певцам и ‘руководителям хоров, уч:
ствовавших во всероссийском смотре хо.
ров и солистов — исполнителей русской
народной песни. Премии выданы художест.
венным руководителям хора им. Пятниц.
кого — В. Захарову и государствееною
хора русской песни А, Свешникозу, apt
стам Лемешеву, Максаковой, Руслановой
Киричек и др. Почётными грамотами в
граждены шесть хоров, художественный
руководитель русского народного оркест
ра Осилов, группа аккомпаниаторов.

В ближайшие дни созывается всерос
сийская конференция, посвящённая pyc
ской народной песне. Будут обсужден
доклады «O репертуаре. хоровых коллек
тивов и солистов» и. «Об исполнитель
ских стилях русской песни».

>

Ex tae

& В Гослитиздате вышел сборник рас
сказов и повестей В. Вересаева «Избран
ное» (стр. 380, цена 10 руб.). В сборник
вошли преимущественно ранние произведе
ния писателя, в которых он рисует жизвь
русской интеллигенции на рубеже ХХ ст
летия («Без дороги», «Новетрие»), быт р:
бочей среды («Два конца»), жизнь деревий
(«В степи», «Лизар»). Глубокое знание изо-
бражаемой среды, правдивость и горячая
любовь к человеку отмечают эти произве
дения В. Вересаева, более пятидесяти лт
своей жизни отдавшего плодотворной пика:
тельской деятельности.

$8 В том же издательстве вышла книг
М. Шагинян «Урал в обороне» (стр. 1%,
цена 6 руб.). «Эта книга, — пишет автор в
обращении к читателю, — документальное
описание пережитого на Урале за два года
войны и в то же время первая попытка 06°
общить процессы, происшедшие за врея
войны в психологии советского рабочего, в
гехнике и технологии, в методике научной
работы». В книге много ценных и интер:
ных наблюдений, живых портретов людей
Урала, зарисовок работы и быта уральцев
не жалеющих сил для помощи Родине 1.
фронту.

Сборник стихотворений Н. Рыленком
«Отчий дом» издан «Советским писателем»
(стр. 136, цена 3 руб.). Здесь помещены
два больших произведения поэта («Возвра
щение» и «Лесная сторожка») и ряд ле
ческих стихотворений. Радость возвраще
ния на отвоеванную у врага родную зе
лю, верность патриотическому долгу, M0:
бовь и верность подруге — такова темати
ка стихов Рыленкова, привлекающих с80ей
искренностью и простотой.

3 В «Массовой библиотеке» издатель
ства +Искусство» вышли брошюры К. Сит
ника «Меркуров» (стр. 16, цена 1 руб.) *
А. Зотова «Мухина» (стр. 14, цена 1 руб.)
посвященные жизни и творчеству двух Вы
дающихся советских — скульпторов.

брошюрах воспроизведены наиболее значи
тельные

В. И. Мухикой.
Parr otter repre eee

НА ОЧЕРЕДНОМ «ЧЕТВЕРГЕ»
В РЕДАНЦИИ
«КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

Вчера на очередном «четверге» в редае
ции «Комсомольской правды» выступил Dt
сатель-фронтовик Николай Богданов. 01
рассказал о наших доблестных офицерах 1
бойцах, ведущих бои на границе Восточной
Пруссии.

В Москве проходят га те: Кр
снознаменного Banredcnare dnoza. 0 60 TA
боте в дни войны рассказали художествеи
ный руководитель театра заслуженный 27
тист РСФСР А, Пергамент и заведующяй
литературной частью 3. Аграненко.

Затем выступил джаз-оркестр театра 1%
управлением Н. Миинх. Оркестр давал ко
церты на кораблях, батареях, в частях м”
ской пехоты, в Ленинграде и. Кронштадте
В середине сентября театр уезжает Ha It
строли к морякам Черноморского флота,

РЕ

у

ДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

АЛРЕО РЕДАКЦИИ: Москва, 49. Улица «Правдьр», л. 24. 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: сававочзный — :

трудовых резервов — Д 3-31

-96; учащейся молодёки—Д. 3-87-43; отдел крестьянской молодёжи-—Д 3-38-36 и Д

Д 3-80-66; секретариат —Д 3-36-89 = 1331-79;

отдел пропаганды и агитации — Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-31-39; отдел

58301. ==

3-34-23; отдел литературы и искусства Д 3-31-94; отдед BA
т стенографии — Д 1-04-76 = д 356-50. rears ate

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

оенный отдел — Д 3-35 24; писем — Д 3-30-69

ь

рабочей молодёжи — Д 3-31 -96; отдел

иллюстрации — Д 3-30-25; бюро

Е

ey Nara а ея

л

<..Конечно, немного веро: {*

33 tt мен

nN

wet et eee ne et AY ero oo

— bs ee

FG a woo NDR Ba baa

работы С. Д. Mepxyposa #