В помощь пропозандисту и виипатору

Государственные трудовые резервы Союза‘ ССР

Первый призыв

Почти четыре года назал, 1 декабря
1940 года, 600.000 подростков — юноши
и девушки-—заполнили классы и мастерские
вновь открытых ремесленных, железноло-
режных училищ и школ фабрично-заводеко-
го обучения. Это были учебные заведения
Нового типа, призванные готовить органи-
зованное пополнение рабочего класса для
промышленности и транспорта Советской

х этраны.

< Сеть учебных заведений была создана

20 исполчение Указа Президиума Bepxos-
sero ’Созета Союза. ССР от 2 октября
1940 т. «0 Государствевных Трудовых Ре-
- зервах СССР», принятого по инициативе
товарища Сталина. В Указе говорилось:

«Задача дальнейшего расширения нашей
промышленности требует постоянного при-
- тона новой рабочей силы на шахты, руд-
ники) транспорт, фабрики и заводы. Без
непрерывного пополнения состава рабочего
нлазса невозможно успешное развитие на-
шей промышленности».

Для разрешения этой большой задачи —

acOOROH  полготовки  квалифицированных
габочих— были организованы ремесленные
и железнолорожные училища с двухголич-
тым сроком обучения. Школы фабрично-
заводского обучения имели своей пелью
TOITOTOBKY рабочих массовых профессий.
Сов обучения в них определен в 6 меся-
nes. По краям, областям и республикам
было открыто свыше 1.500 таких училищ
и школ. ы

>. Юные патриоты горячо откликнулись на
решение советского правительства. Задолго
хо начала первого призыва в обкомы и рай-
томы комсомола, во вновь организованные
местные управления трудовых резервов на-
чали поступать заявления 0 приеме. Не
`` только юные горожане, но и колхозная мо-
„аюлежь стремилась пройти курс производ-
2 ственного обучения, стать промышленными
` рабочими, мастерами своего дела.

На 600 тыеяч мест было подано 1.100
тысяч заявлений, среди них много за-
явлений молсдых колхозников, имевших
zo 250—300 выработанных трудолней. Из
далеких горных аулов, из глухой тайги
ила в промышленные города и поселка
молодежь. Сотни километров по тобольской
тайге прошел, например, Алексей Чеенокоз,
чтобы к назначенному сроку поспеть в 0х-
ское ремесленное училище.

В установленный правительством ерок—
 1 декабря 1940 года — начались учебные
занятия во всех ремесленных и железно-
хоржных училищах и школах O30,

Учеба сочетается
с производительным трудом

Партия и правительство создали все
условия для плодотворной учебы. Вее учи-
лишь и школы были приняты на государ-
ственный бюджет. За счет государства

` учащиеся бесплатно получают необходимые
учебники и учебные пособия, полный рз-
цион питания. одежду, белье и обувь.

Юношам и девушкам, приезжающим из
сельских местностей и других городов,
предоставляются общежития. Совет Народ-

‚ ных Комиссаров Союза ССР утвердил фор-
} иенную одежду и знави различия для уча-
/ ШихСя.

Сочетание учебы с производительным тру-
дом лежит в основе организации всего учзб-
ного процесса в училищах и школах тру-
довых резервов. Для этого было необхо-
димо создать соответствующую производет-
ренную базу. Й такал база была создана.

Многотысячную армию «новобранцев»
промышленности надо было поручить опыт-
ным, знающим свое лело людям, передови-
кам производства. 45 тысяч педагогов и
мастеров производственного обучения было
направлено, для работы в училящах и шко-
лах труловых резервов. E

Учеба началась. Вставая к станку или
рерстаку, учащийся с первых дней должен
был создавать полезные изделия: он рабо-
тал на настоящем заводском оборудовании,
выпуская нормальную промышленную про-
лукцию. Овладение производственными на-
выками сочеталось в ремесленных училищах
и школах с изучением технологии метал-
лов, черчения, основ физики, химии, элек-
тротехники, математики и русского языка.

В отличие от них, в школах ФЗО,. под-
> тотавливавших металлистов, плотников,
Soe. забойщиков и рабочих других
дзссовых профессий, почти’ все учебное

время было отдано производственному обуче-
нию в цехах, на стройках, в шахтах, на

промыслах.

Уже-к кюню 1941 года учащиеся тру-

‹ довых резервов выполнили заказы на сум-
‘MY свыше четверти миллиарда рублей. 3a

{ ‘месяц ло этого на шахтах и в железнодо-
рожных депо, в цехах заводов и фабрик
встречали первых выпускников школ
$30 — 250.000 мололых рабочих, соста-
ee новое пополнение рабочего класса

(

В дни войны

B ara летние дни 1941 года гитлеров-
ская Германия вероломно вторглась на со-
ветскую землю. Началась Великая Отече-
ственная война Советского Союза против
немецко-фашистских захватчиков.

Отечественная война превратила в еди-
ный военный лагерь всю нашу великую
страну. , Многие тысячи фабочих фабрик,
заводов, железных дорог уходили на фрон
отстанвать родную землю. ;

Надо было заменить этих людей и еле-

_ лать это немедленно, не теряя времени.

z Станки на заводах не должны были стоять

` пя одного дня без движения. Фронт .требо-

“ыы: «Больше танков!  Больше снарядов!

` Больше бензина!» И это требование надо
было выполнить безоговорочно.

В дни перебазирования промышленных
предприятий в районы Поволжья, Урала,
Сибири. Средней Азии были эвакуированы
из прифронтовых районов и сотни тысяч
вношей и девушек вместе со своими учи-
лищами и школами; 7

В те дни, когда уходило на фронт 60-
евое пополнение, новые отряды советской
молодежи призывались в Училища и WOAH

#

труловых резервов. 1 июля 1941 года на-

Чалось обучение второго набора учащихся
школ ФЗо.

Всего за годы работы трудовых резервов
с нсября 1940 года по сентябрь 1944 года
было проведено 20 призывов молодежи. Оче-
редной призыв проводится с 15 сентября по
415 октября 1944 года.

В своем докладе в день двадцатипятиле-
тил Великой Октябрьской социалистической
революции товарищ Сталин говорил о той
труднейшей и сложнейшей о организатор-
ской работе большого масштаба, которая бы-
ла проделана в дни войны. Одним из важ-
нейших участков этой работы было попол-
нение новыми подготовленными кадрами фа-
брик, заводов, транспорта. Новые люди лол-
Жжны были встать на места тех, кто сменил
спецовку рабочего на шинель бойца или
командира. В дни войны 6 особой силой ска-
залась прозорливость советского правитель-
ства, созлавшего в 1940 году государствен-
ную сеть подготовки трудовых резервов.

Ученики и выпускняки ремесленных учи-
лиш пришли в цехи и мастерские. Разносто-
ронняя производственная подготовка помо-
тала им быстро включаться в заводекий
ритм,

Юные труженики создавали миллионы
мин и снарядов, множество деталей гранат.
За первые 17 месяцев войны они дали зля
фронта промышленной продукции, которая
стоит больше 1 миллиарла рублей.

Далеко за Полярный круг, в незамерза-
ющим портам северных морей, ведет Кл-
ровская железная дорога. Не ‘раз пи-
саки Геббельса об’являли ee то разру-
шенной, то захваченной. Но Bee эти годы
по прифронтовой магистрали
лень и ночь тяжелые составы. Они везли
Ту продукцию, которую изтотовили. для
СССР заводы Англии и Америки, которую
доставили в советские воды морские ка-
раваны. E

На многих больших и малых станциях-
этой дороги работают юные телеграфиетки.
Это выпускницы школы № 15 Ивановской
области. Девушки просились на фронт, они
работают на прифронтовой магистрали. Не-
легко прихотилось девушкам в 16 лет на
вахте у телеграфного ключа, . когла нал

двигались

лучших училин: и школ, победителей  co-
ревнования. Впервые пбчетные знамена по-
бедителей были вручены в июне 1942 года,
ремееленному училищу № 3 Московской
области, железнодорожному училищу № 2
Башкирской АССР и школе $930 №7
Ленинграда. ©

За два с лишним года около 200 учи-
HM и школ завоевали почетные места во
всесоюзном соревновании. Коллективы этих
училищ и школ добились того, что качество
производственного обучения ‘улучшилось,
план государственных заказов неизменно
перевыполняется, полностью сохранен кон-
тингент учащихся, в отличном состоянии
вахолятся мастерские, общежития, столо-
вые. -

Победы Красной Армии на фронтах вы-
звали новый прилив энергии у самых моло-
дых рабочих страны. На стахановеких вах-
тах в честь прославленных боевых дивизий,
на салюты столицы нашей Родины — Mo-
сквы молодежь отвечает своими победами в
труде и учебе.

Большую работу проделали за годы вой-
ны молодые труженики, е гордостью и радо-
стью услышали они в 1942 году высокую
оценку своей деятельности, которую давал
им Михаил Иванович Калинин:

«Родина не забудет доблести своих сы-
нов, сражающихея ныне с немецко-фа-
птистокими захватчиками на фронтах
отечественной войны.

*` Добрым словом вспомянет она и добле-
стный труд наших юношей и девушек —
учащихея ремесленных. железнодорож-
ных училищ и школ 30, которые
помогают фронту, стараютея как можно
лучше учиться и работать в тылу».

становленные энергосистемы Донбасса, в
продукции, изготовленной возрожденными
предирнятиями Белоруссии, Украины, Вав-
каза, вложен труд многих тысяч уча-
щихся и воспитанников трудовых резер-
вов. :

Внушительны итоги труха нового по-
полнения рабочего класса. За время войны
силами учащихся трудовых резервов изго-
товлено различной шюмышленной продук-
ции на 4 миллиарда ‘рублей. В 1941—
1943 гг. добыто свыше 3 миллионов тонн
угля и горючих сланцев, 1 миллион тонн
железной, медной и марганцевой руды, бо-
лее 100 тысяч тонн нефти, отремонтировано
более 600 буровых скважин, свыше 60 ты-
сяч железнодорожных вагонов, свыше 6 ты-
сяч паровозов и свыше 75 тысяч тракто-
ров, комбайнов и других сельскохозяйствен-
ных машин. За это же время. уча-
щиеся строительных школ ФЗ0 возвели сот-
ни зданий, построили 300 речных и мор-
ских судов, уложили более 2 миллиардов
штук кирпича, свыше полумиллиона кубо-
метров бетона и бутового камня.

Работа трудовых резервов -не отрани-
чиваетея профессиональной, чисто ремес-
леннсй подготовкой молодежи. Из школ и
училищ должны притти на заводы и фаб-
рики новыё граждане. достойное пополне-
ние рабочего класса нашей страпы. Михаел
Иванович Калинин говорил, обращаяеь Е
работникам трудовых резервов:

«Мы обязаны готовить молодых рабочих,
хорошо знающих свою профессию, и в то
me время готовать советских граждан,
воинов, чтобы наша молодежь понимала
свой долг перед родиной, более настойчи-
во и быстро овлалевала производственной
профессией, в ходе обучения давала больше

Восстановление

Жизнь возвращается на освобожденную
землю. Развернулась огромная созилатель-
ная работа по восстановлению народного хо-
зяйства. Немало героических страниц в ис-
торию Отечественной войны советского Ha-

чтобы она училась военному “делу, разви-
валась физически».

необходимость ‹...развивать у нашего мо-
лодого рабочего понимание того, что он яв-
ляется членом рабочего класса советского

оружия п боеприпасов Красной Армии,

Михаил Иванович Калинин подчеркивал.

рода вписала своими подвигами молодежь
Сталинграла. Вернувшись в родной город,
молодые жители волжекой тверлыни увл-
дели обращенные в развалины корпуса 33-
волов, здания училищ, учебные мастерские.

станцией ‘кружили самолеты со свастикой,»
а здания сотрясались от разрывов фугасок.
Но ни одна из них не покинула <воего поста.

«Жизнь налта боевая, — пясала в шко-

государства, что этот. классе является ру-
ководящим классом в советском обществе,
что он дает тон всей нашей жизни».

Впереди — комсомольцы

ду выпускница Лиха Манина. — Часто бы-
вают тревоги, а иногла и кое-что посерьез-
нее. Но мы работаем и пе унываем».

«Живем, как и все военные», — скупо
сообщали о себе Маруся Власова и Катя
Буракова, которые работали непосредствен-
но на фронте, держали боевую свазь.

Огромные трудности зыпали в дни 6л0-
кады на лолю юных граждан  осажденного
Тенинграда. В городе не было ни продо-
вольствия, ни топлива, ни воды. @ прису-
щей им варварской педантичностью немцы,
разграфив карту’ города, квадрат за ква-
пратом обстреливали из орулий кварталы.
Когда умолкала артиллерия, на ленинград-
ском небе возникали силуэты «Юнкерсов»;
от разрывов бомб взлрагивали и рушились
многоэтажные здания,

Но холод и смерть пе-могли сломить ду-
ха ленингралиев. Город жил вопреки всему.
В нем не только теплилась искра жизни,
здесь продолжали холить в классы, сдавать
зачеты, получать ‘выпускные  свидетель--
ства.

Немцы лишили город топлива. Тогда
ученики начали разбирать старые деревян-
ные домишки на окраинных улицах. Нем-
цы забрасывали в город группы хдиверсан-
тов. Они просачивались через фронт. Их
сбрасывали с самолетов. Тогда многие уче-
ники ремесленных училищ и школ вошли в
состав комсомольского полка по охране
порядка в горсде.

Ученики дежурили на крышах, отражая
налеты отборных бомбарлировочных  эска-
дрилий Геринга. Отважная тройка учени-
вов — Гаврилов. Дубакин и Пучков — за
одну только ночь погасила на Невеком про-
спекте 340 зажигательных бомб и задержала
двух вражеских лазутчиков. 00 всеми ленин-
градцами отстаивали учащиеся свой родной
горсд, заложенный два века назад великим
Петром. И они его отстояли.

Под знаменем соревнования

Новым поворотным пунктом в жизня
трудовых резервов был май 1942 года.
Первого мая был опубликован приказ това-
рища Сталина. Вскоре после опубликования
этсго приказа в печати появились обраще-
ния коллективов передовых заводов.

Строители танков и самолетов, металлур=
ги обращались с призывом к своим това-
рищам по труду: «Больше оружия — бли-
же победа! Она в наших трудовых руках.
Пусть каждый из нас напряжет все свой
силы. Мы вызываем коллективы других
заводов на соревнование — дать еще боль-
ше металла, боевых машин, оружия, бое-
припасов». Великое воревнование началось
Но всей стране. В него вступали не только
‚взрослые, не оставалась в стороне и моло-
neh, Соревнование стало движущей  cu-
Лой, мерилом работы каждого коллектива,
кажлого ученика, .

Госулаюственный Комитет Обороны учре-
дил три Переходящих Красных знамени для

=

Лида Качалкина и Клава Крелкова еще недавно были школьницами. В ремесленном

Они будут мастерами своего дела

Но советским людям не пристало опускать
руки в беде.

Юноши и девушки из школы Ф30 № 12
за два месяца напряженной работы под
руководством своих мастеров восстановили
общежития, в уцелевшем подвале. соседнего
здания оборудовали столовую, выстроили для
школы механическую, слесарную и лерево-
обделочную мастерские, собрали станки,
привели в порядок весь необходимый инстру-
мент. .

Так работали все коллективы учи-
лиц и школ города-героя: не отступая пе-
ред трудностями, выполняя большую и труд-
ную работу. своими руками и своим тру-
дом возрождая учебную базу. Уже в октябрю
1943 года в Оталинграле и Сталинградской
области нормально работали 28 училиш и
школ с общим числом учащихся в 1.169
человек.

Огромное значение в деле возрожления-

всех отраслей народного хозяйства сыграло
22 августа 1943 года по-
i

= of

трудовых резервов. Большую работу Rey
й ведут здесь комсомольские органязятх
школ и училищ. Вомсомольцы — запевалы
соревнования; комсомольские организации
об’единяют лучших. учащихся, ведут
за в0б0й всю массу молодежи.

Целиком комеомольским стало ремеслен-
ное училище № 3 в Калининграде Москов-
ской области. В железнодорожном учи-
лише № 2 Московской области за один
тод комсомольская организация выросла
с 14 ю 367 человек. Шо почину ком-
сомольнев весь коллектив работал на строи-
тельбтве бытового комбината и обеспечил
училище превосходно оборудованными лу-
шевыми, механизированной прачечной, сан-
‘пропускником, швейной и сапожной мастер-
СкИМи.

Внимательно изучают учащиеся книгу
товарища, Сталина «0 Великой. отечествен-
ной войне Советского Союза», 100 тысяч
экземпляров которой было разослано по учи-
лищам и школам. Большую работу ведут во
всех коллективах агитаторы и беседчики.

становление Совнаркома Союза ССР и ЦЕ
ВЕП(б) «0 неотложных мерах по восста-
новлению хозяйства в районах, освобож-
денных от немецкой оккупации». Этим по-
становлением органам трудовых резервов
была поручена организация в освобожден-
ных районах сети специальных ремеслен-
ных училяш для детей воинов и партизан,
для сирот, чьи родители погибли во время
войны. - .

Слециальные ремесленные училища иже-
ют увеличенный до четырех лет сроЕ обу-
чения и подготавливают рабочих высокой
квалификации——металлистов, радистов, pa-
ботников связи, швейной промышленности.
В эти ремесленные училища принимаются
12—13-летние дети. Обучение мальчиков и
девочек проводится раздельно. Помимо про-
фессиональной подготовки все учащиеся
проходят курс семилетней школы.

Тысячи обездоленных детей, у которых
гитлеровские бандиты уничтожили или уг-
нали на каторгу родителей, спалили дома,
разграбили хозяйство, нашли свою вторую
семью в ‘училищах трудовых резервов.
Только в освобожденном от немцев Ставроз
поле было принято весной прошаого года
в ремесленные училища 6.500 юношей и
девушек. У 980 из них захватчики убили
родителей, у 1.200 погубили отца или мать.

Советское государство не оставило ребят
в беде. 0 них заботится вся страна. Юноши
в девушки растут, окруженные вниманием и
заботой; они войдут в самостоятельную
жизнь, имея необходимые труловые навыки
п снециальноети,

Советсксе правительство, несмотря на
трудные условия военного времени, отпу-
скает огромные средства и уделяет большое
внимание бытовому обслуживанию учащих-
ся. За 1940—1943 годы на подготовку
трудовых резервов было отпущено около
612 миллиардов рублей. В 1944 году бюд-
жет ремесленных и железнодорожных учи-
лиш и школ ФЗО превышает 3 миллиарда
рублей, За 3 года для учащихея было
отпущено 140 миллионов метров хлопчато-
бумажных и 3 миллиона метров шерстяных
‘тканей. свыше 4 миллионов пар обуви.
Для создания дополнительных источников
питания было организовано 1939 подсобных
хозяйств, засвявших в 1944 году 15.400
тектаров, в первую очередь картофелем и
сгородными культурами.

Коллективы многих училищ и школ по
праву гордятся
которые стали подлинными стахановцами
военного времени. Только в цехах Уралмаш-
завода работает 2.000 выпускников училищ
и школ трудовых резервов. Среди них
(син, Серебряков, Рубцов, удостоенные
правительственных наград.

Стажер Ростовского ремесленного учи-
лища № 11 Александр Остробабов работал
рулевым, когда на пароход налетело 15
вражеских бомбардировщиков. Капитан был
убит, несколько человек ранено. Истекаю-
щий кровью Остробабов не отходил от штур-
‘вала. Он довел пароход до’ места назначе-
ния: Мололой моряк был награжден орденом
Красного Знамени и медалью «За трудовую
лоблесть».

Родина не раз уже отмечала наградами
не только руководителей и учащихся, но и
передовые коллективы трудовых резервов.

За успешное выполНение заланий прави-
тельства по подготовке квалифицированных
рабочих и рабочих масеовых профессий для
оборонной промышленности и транспорта
награждено орденами и медалями около 500
человек. В день трехлетней годовщины Ука-
за о создании Государственных  Трудовых
Резервов 6 лучших ремесленных и железно-
хорожных училищ награждены. орденами
Советского Союза.

Орденом Трудового Красного Знамения
награждены ремесленное училище № 13
металлургов в Магнитогорске и ремесленное
училище № 28 энергетиков Москвы. Фрдена
получили также ремесленное училище № 1
в Горьком, ремесленное училище № 12
 в Москве, ремесленное училище №3 и
железнодорожное училище № 9 Московской
области.

Советская, сталинская система подготов-
ки трудовых резервов для индустрии СССР
блестяще оправдала себя в дни войны. Вос-
питанники ремесленных и железнодорожных
училиш и школ ФЗО высоко держат марку
своих учебных заведений. Они стали
квалифицированными рабочими, знатоками
своего дела. Нет сомнения в том, что
очередной призыв в ремесленные, железно-
дорожные училища и школы ФЗО даст си-
стеме советских трудовых резервов новое
славное пололнение. Это пополнение, BO-
оружившись знаниями и опытом, станет к

Волнующие цифры

Серьезное пополнение — 1.880 тысяч
новых квалифицированных рабочих — пе-
редали промышленности и транспорту
учебные заведения трудовых пезервов. В
потоках металла новых домен Магнитки, в
той энергии, которую подают заводам вос-

a

Политическое и культурное воспитание
молодежи —= неот’емлемая Часть работыц. у, И ответь обдуманно и строго,

своими - выпускниками,

училище № 39 Москвы девушки изучают сложную и точную специальность слесаря-
инструментальщика. Каждая из них уже работает $a двоих. Продукция молодых
слесарей отменного качества. На снимке: Л. КАЧАЛКИНА и К. КРЕПКОВА за

шабровкой станины.

Фото Б. КОЛЕОНИКОВА. ‚,
~. у

станкам и агрегатам, чтобы илечом к плечу
со старшими братьями с честью выполнить
свой долг перед Родиной.

По чудесному синему краю

Ты проходишь, родной человек!

С косогора березки сбегают,

Блещут ленты извилистых рек...
Машут ветками пышные клены,
Осеняя замшелый порог,
И уже над разрушенным домом
К небу тянется белый дымок.

А вдали, по разбитому тракту;
Загудев басовитым шмелем,
Громыхает хозяйственно: трактер,
И девчина сидит за рулем.
«Стосковался народ по работе!
Хороша ты, родная земля!»
И боец, улыбаясь, обводит -
Теплым взглядом луга и поля;

Р. ГАЛИНСКАЯ.

С ШКОЛЬНИКАМИ НА ПОЛЯХ

ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

В течение учебного года каждый препода-
ватель и особенно классный руководитель
разнообразными средствами воспитания до-
стигает известных результатов. Как уберечь,
не растерять накопленное за длинные летние
каникулы? Над этим вопросом задумывается
не один педагог-воспитатель.

‘B прошлом году У нас была веплохо по-

ставлена внеклассная работа. В литератур-

ный кружок входило много шестиклассна-
хов. Мы прочитали вслух много интересных
книг, посетили до двадцати лекций, спек-
таклей, побывали в музеях, провели` беседы
< аллоскопом. Еженелельно силами уча-
щихся проводились содержательные полит-
информации для ребят.

Долго и серьезно готовились ученики К
вступлению в ряды Ленинского комсомола.
К концу года в классе, где не было ни од-
ного комсомольца, создалась комсомольская
группа из девяти человек. Это была треть
всех учащихся. i :

— Как бы нам и летом работать вме-
сте? — не раз говорили мне шестиклассни-
ки. Наши желания совпали. И’вот в середи-
не июня я с бригадой, организованной из
‘моах учеников, направилась в совхоз «Ле-
нинские горы». ;

Перед этим я подробно рассказала ребя-
там об условиях работы, о трудностях, ко-

торые нам неизбежно встретятся, о путях,

их преодоления. Пришли мы к выводу: нам
предстоит серьезная, далеко не. легкая ра-
бота. Раз мы за нее беремся, значит, должны
‚выполнить ее так, чтобы не отстать от луч-
ших людей нашей Родины. >

С первого дня заработала и наша. комсо-
мольская группа, во главе с группоргом
Лешей Масягиным, пятнадцатилетним ком-
сомольцем, одним из самых старших в
бригаде.

На первом комсомольском собрании я
прочитала ребятам поэму М. Алигер «Зоя»;
Шаг к победе — это очень много.

Оглянись, подумай-в свой черед

С Сделал ли ты этот шаг вперед.

Эти замечательные слова нашли отклик у
ребят: «Пусть наша работа будет шагом к
победе», — говорили они. Свою стенгазету
мы так и назвали «Шаг к победе».

По инициативе комсомольской группы
наша бригада заключила ‘договор на социа-
листическое соревнование с бригадой 584-й
московской школы, работавшей в совхозе
«Измайлово» Сталинского района столицы.
Наши ‘делегаты побывали в Измайловском
совхозе, познакомились там с условиями
труда, (учетом работы. :

Я видела свою задачу в том, чтобы пра»
вильно оэганизовать труд. и отдых ребят,
целесообразно расставить их силы.

Вначале ребята работали все вместе. По-
том они разделились по своему желанию на
рабочие группы. Обычно два-три ученика

посильнее брали с собой более слабого то-
вариша, и он приучался к их темпам и прие-
мам работы. Так образовались группы, ‘по-.
лучившие шутливые названия «Три мушке-
тера», «Четверка дружных ребят» и другие.

Во время работы я настаивала на том,
чтобы не было излишних разговоров (загово-
рился — два кочана не окучил, сорняков не
заметил...). Е :

Педагог-бригадир не может пройти мимо
фактов малодушия или’дурного настроения
ребят. Иногда заметишь, как какой-ни-
будь’ паренек отстал, подойдешь, — а он и
руки опустил. Приходится на несколько ми-
нут стать с ним рядом, помогать догонять -
товарищей, в то же время убеждая его пове-
рить в свои силы, проявить настойчивость.

Познакомились мы с опытом лучших
стахановцев. Два раза становились ва Tpex-
дневную вахту. Первая была посвящена
взятию Минска Красной Армией. Бригада
трудилась самоотверженно: пять ‘ребят зы-
полнили задание на 200—300 процентов.

Вторая вахта была об’явлена в честь на-
граждения товарища Сталина ‘орденом
«Победа». В эти дни ученики работали с
особенным под’ёмом и сделали очень много.

Наша комсомольская группа вела поли-
тико-массовую работу. Школьники“ежеднев-
но читали газеты, наблюдали по карте  за
линией фронта. Мы проводили бригадные и
комсомольские собрания. ? A

Большое значение мы придавали учету
труда. Каждый день, уходя из совхоза, я и
мой группорг отмечали на листе учета,
сколько процентов нормы выполнил каждый?
школьник, каков средний процент по брига-
де в день. Выработку мы отмечали разными
нветами, И к концу июля все показатели
обозначались красными трехзначными циф-
рами, что означало большое   перевыполне-
ние плана. У ребят заметно развилось чув-
ство коллективизма: каждый видел, какое
влияние на работу всей бригады ‚оказывает
его труд.

Ребята моей бригады выделялись своей
выносливостью среди всех школьников, ра-
ботавших в совхозе. Мы заняли в соревно-
вании первое место по совхозу. Нашей
бригаде были вручены переходящее Красное
Знамя Ленинского райкома комсомола и де-
нежная премия. f

Теперь, когда ‘мы закончили работу в сов-
хозе «Ленинские горы», можно ‘уверенно
сказать, что нам удалось достигнуть хоро-
ших результатов только благодаэя систе-
матическому, планомерному воспитательно-
му воздействию на ребят. Два месяца ра-
боты в совхозе показали, что труды педа-
гогов — все, что мы внушали и прививали
учащимся в течение года, — не пропали да-

ром.
Н. УСКОВА,
.‚ Учительница 7-й школы,

Москва.

Учащиеся собирают колосья

Пионеры и школьники оказывают боль-
шую помощь колхозникам в уборке уро-
waa. Они работают на скирдовании, сборе
колосьев, молотьбе и в вывозке хлеба.

В ряде областей учащиеся провели вос-
кресники и декадники по ‹бору- колосьев.
В двухдекаднике в Воронежской области
поиняло участие более. 78 тысяч человек.

Бригадами руководили учителя и пионер-
вожатые. Молодежь собрала колосья с
площади в 110 тысяч гектаров и намоло-
‘тила более 14 тысяч центнеров зерна.
Успешно проходит сбор колосьев в Харь-
ковской, Горьковской, Ивановской и других
областях. (ТАСС).

АГИТАТОР-АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
ВСЕЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Когда комсомольские работники призна-
ются: «Все у нас неплохо, но вот комис-
сия по агитации и пропаганде He рабо-
тает», — это странно слышать Трудно
представить ‘ хорошую работу организации,
если ее агитаторы и пропагандисты бездей-

`ствуют. Любое дело можно провести ус-

пешно только тогда, когда удастся зажечь
молодежь, увлечь ее, мобилизовать. Без
яркого, убедительного, доходчивого слова
этого не сделаешь. Вот почему мы стре-
мимся, чтобы комиссия по агитации и про-
паганде горкома ВЛКСМ активно участво-
вала во всех делах комсомольской орга-
низации. в

Нижний Тагил — промышленный город;
на предприятиях его много молодежи. Опыт
передовых бригад показал, что молодые ра-
бочие в состоянии повысить изводитель-
ность труда. Но как этого добиться? Нуж-
но лучше организовать труд, рационализи-
ровать процессы производства, создать но-
вые фронтовые бригады. Но ведь Фддними
предписаниями тут не обойденься! Требует-
ся раз’яснительная работа. Именно агита-
торы и пропагандисты помогли нам в этом.

«Что значит повысить производительность
труда на один процент?», «Товарищ Сталин
о трудовом героизме», «Железная трудовая
дисциплина — обязательное условие повы-
шения производительности труда» — тако-
вы некоторые темы докладов и бесед, про-
веденных среди рабочей молодежи. Кроме
того, по предложению комсомольцев и аги-
таторов на предприятиях были устроены
технические кабинеты, выставки и витрины.
И что же? Число фронтовых бригад за
последнее время удвоилось,

В Нижнем Тагиле ведется большая ра-
бота по благоустройству города. После ‘на-
пряженного труда в цехах сотни молодых
рабочих и служащих выходят на улицы,
чтобы починить мостовую или тротуар, ук-
расить сквер. И не раз мы замечали, что
если провести перед субботником короткий
митинг или беседу, развесить призывные
лозунги, молодежь трудится энергичнее, с
‚огоньком!

Кроме обычных форм агитации мы ре-
шили провести городское гулянье. Моло-
дежь увидит плоды своего труда — озе-

лененные улицы, прибранные скверы и са-
ды. В городе учреждается доска почета.
На нее будут занесены имена тех; кто наи-
более активно украшал свой родной город.

Пропаганде перблового опыта молодых
рабочих регулярно посвящаются радиопере-
дачи для молодежи.

Наша комиссия по агитации и пропаганде
заботливо слёдит за учебой комсомольско-
га актива. Организован ‘постоянный семи-
нар; его участники слушают лекции на са-
мые разнообразные темы — о практика
комсомольской работы, по истории ВКП(б),
пс истории народов СССР, no текущей по-
литике. >

Есть у нас и группа доклалчиков. За
последнее время мы добились, что тема-
тнка их выступлений стала более широкой.
Читаются, например, доклады ва такие те-
мы: «Комсомольский билет», «Полезные
ископаемые Тагила», «Полководец  Сузво-
ров», «Дружба и товарищество». Слушате-
лей на этих докладах всегда бывает мно-
го. Член комиссии по агитации и пропа-
ганде Зоя Чепурина каждую ‘субботу про-
водит беседы в детской библиотеке клуба
пионеров.

В городе более 2.000 комсомольцев-аги-
таторов. Для них мы. вместе с горкомом
партии проводим семинары на предприя-
тиях, в парткабинетах.

Когда комиссия по агитации и пропаган-
де горкома ВЛКСМ имеет хороший актив,
она в состоянии вести большую и разно-
стороннюю политическую работу среди всей
молодежи, У нее есть возможности для‘ то-
го, чтобы раз’яснить юношам и девушкам
великое значение их труда, вызвать в их
сознании еще более сильное чувство пат-
риотизма, Любую практическую задачу в
труде можно и нужно ставить как задачу
политическую. Если так подходить к кабк-
дому делу, болыпому или малому, то и для
комиссии по агитации и пропаганде, для
ее актива найдется много работы. .

E. HTHUIEBA,
секретарь горкома ВЛКСМ
по пропаганде:

Нижний Тагил
Свердловской области.

° По следам выступлений «Комсомольской правды»

«ВДАЛИ ОТ МОЛОЛЕЖИЬ

10 июня в «Комсомольской правде» бы-
ла опубликована керреспонденция.П. Дя-
чук «Вдали от молодежи»,  вскрывшая
серьезные недостатки в работе Калачеев-
ского райкома комсомола. Статья обсужда-
лась на заседании бюро Воронежского об-
кома ВЛКСМ. Приняты меры для улучше-
ния работы райкома. В Калачеевский рай-
он были командированы секретарь обкома
ВЛКСМ по кадрам тов. Сидорова, директор
Дома народного творчества тов. Фратков,
библиотекарь-инструктор тов. Рудницкая,
которые оказали практическую помощь
райкому.

В результате ‘райком улучшал массово:
политическую работу. Группа докладчиков.
в течение месяца сделала в селах 29 no-
кладов, стали более массовыми кружки
самодеятельности при районом клубе и в
избах-читальнях. Активисты теперь быва-

ют в колхозах, где нет комсомольских ор-
ганизаций. :

понасовнаюонанонсовассловезасаанае лв Sang

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

9 сентября 1944 г. 3 стр.