Статья Эрика Джонстона
о его поездке в СССР

НЬЮ-ЙОРК. 7 сентября. (ТАСС). В жур-
нале «Лайф» опубликована статья председа-
теля американской торговой палаты Джон-
стона о его поездке в Советский Союз.

«В течение 6 недель, котсрые я провел
дв Советском Союзе в качестве официаль-
ного гостя, — пашет Джонстон, — мне по-
зволяли ездить, куда я хотел, и говорить, с
‚кем угодно. Для меня были открыты все
возможности. Я видел некоторые вещи, ко-
торые иностранцам обычно не показывают.
Вскоре я пришел к выводу, что иногда мы
неправильно судим о России из-за офици-
альной таннственности, которая применяется
не только для того, чтобы скрыть важные
события, но и для того, чтобы скрыть недо-
статок их. В Америке мы склонны показы-
звать посетителям отрицательные стороны.
Путешествуя по России — по Москве, Ле-
нинтраду, Уралу, Сибири и азиатским рес-
публикам, я всегда ставил себе целью оце-
нивать то, что вижу и слышу, с точки зре-
ния возможного влияния этих фактов на со-
ветско-американские отношения в будущем».

Наблюдения привели Джонстона к трем
главным выводам: ‹!. После восстановления
мира Россия и США будут располагать пре-
обладающей долей военной и промышлен-
ной мощи всего мира. 2. Хотя наши обще-
ственно-политические системы полярно про-
тивоположны, между нами нет неразреши-
мых экономических или территориальных
конфликтов. 3. Судьба мира в значительной
степени зависит OT взаимопснимания и CO-
трудничества между Россией и США. Мо-
жет быть, для меня, как делового человека,
естественно чувство, что лучший способ до-
биться этого взаимопонимания заключается
в значительном расширении обмена товарами
и услугами между обеими странами».

В конце своей статьи Джонстон выска-
зывает еще несколько замечаний о совет-
ско-американских отношениях. «Ясно, что
сегодня русское правительство чувствует
себя более прочным, чем ‘когда-либо с на-
чала революции, — пишет он. — Под вли-
янием войны народ теснее об’единился. Бо-
лее того, народ сознает свою силу. Россия,
действительно, страна огромных ресурсов,
но развитие их много лет будет поглощать
ее энергию. Ее руководнтели сознают, что
на их пути стоит много препятствий, на-
пример, неопытность промышленных рабо-

конце концов он будет одним из самых
производительных городов России — сим-
волом труда и возрождения».

Описывая советские методы увеличения
производства, Джонстон указывает, что
стимулы к этому разнообразны и много-
численны. Рабочие, увеличивающие продук-
цию, получают много наград.

Джонстон высоко оценивает работу со-
ветских женщин в промышленности, меди-
цине и других областях. Описывая воен.
ный госпиталь в Москве, он говорит, что
ссобое впечатление на него произвела па-
лата раненых партизанок. «Пусть запомнят
навсегда, что русские женщины сыграли
огромную роль в блестящих успехах Крас-
uch Армии, — пишет Джонстон. — Я хотел
бы возложить венок на неизвестные моги-
лы погибших героических русских жен-
GH, :

Описывая свою поездку в Ленинграл,
Джонстон восхищается героизмом ленин-
градских рабочих, продолжавших работу
под бомбами. По поводу планов рекон-
струкции Ленинграда он говорит: «Я знаком
с планированием городов в Америке, но,
увидев планы Ленинграда, я был изумлен
кругозором и архитектурным дерзанием,
которые в них обнаруживаются».

Джонстон пишет об огромном промыш-
ленном росте Советского Союза. Он ука-
зывает на развитие промышленных центров,
например, Магнитогорска, Свердловска,
Новосибирска и Челябинска, и особенно
высоко оценивает быструю переброску про-
мышленности на вссток во время войны,
несмотря на колоссальные трудности,

О своей беседе со Сталиным Джонстон
говорит:

«Сталин пользуется острым, язвитель-
ным юмором, чтобы довести ту или иную
мысль до сознания собеседника. Он не
терпит изысканных и уклончивых дипло-
матических речей. В разговоре он прям
и откровенен и ожидает от своего собе-
седника того же. Я убежден, что русские
предпочитают иметь дело с откровееными
представителями других стран, преимуще-
ственно с людьми, добавшимися успеха в
деловом мире. Русские больше всего вос-
хищаются американским  производствен-
ным гением. Любому человеку, символи-
зирующему это производство, каково бы

ни было его отношение к советской си-
стеме, обеспечен сердечный прием». :

«Маршал Сталин, продолжает Джонстон,
просил меня передать американцам его
благодарность за помощь, оказакную ими
Советскому Союзу. Он выразил искренний
интерес к возможностям будущего со-
трудничества и надежду на огромный
рост деловых сношений с нами после вой-

чих, суровость климата и огромные pac-
стояния. Все слышанное мною в России
убеждает меня в том, что Советский Союз
намерен сохранить свою систему. Мы,
американцы, в еще большей степени наме-
рены сохранить свою систему. Но мы име-
ем с СССР общую цель — долгий период
конструктивного мира и растущей торгов-
ли. Если обе стороны будут вести честную

и прямую игру, то завтра мы сможем ря-
ботать вместе и вместе веригить дела».
Джонстон описывает разрушения в
Сталинграде, которые он видел с самолета.
<И все же, — продолжает он, — мы виде-
ли, как люди работают и роются в разва-
линах. Нам сказали, что болынинствоэтих
людей — русские женщины, которые с ха-
рактерной для них энергией и решимостью
начинают восстанавливать город. Раны
глубоки и тяжелы. Но Сталинград возро-
дится, как Феникс, из пепла. Самое его
имя — город Сталина — залог того, что в

ны. Если можно будет организовать вза-
имно выгодные условия кредита, то идео-
логические разногласия Еее должны пре-
пятствовать этому. Будучи молодой наци-
ей, мы торговали со странами, которые
имели отличные от нашей политические
и экономические системы, пока они не ин-
тересовались нашими внутренними дела-
ми. Такова была наша политика вначале.
Такова наша политика сегодня. В мире
никогда не было тождественных социаль-
ных, политических H экономических
систем».

Военные действия
в Западной Европе

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). В сооб-
ении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«Расширение нлацдармов, захваченных
союзниками на берегу канала Альберта,
натолкнулось на растущее сопротивление
протизника. Войска союзников заняли Бур-
леопольд, преодолев сильное сопротивле-
ние немцев.

Части союзников ‘продолжали наступать
через Рулер и вчера достагли Тиля, где
продолжаются ожесточённые бои. Броне-
танковое соединение, наступающее из этого
района, продвинулось на несколько миль
по направлению к Брюгге. Севернее бро-
нетанковые части союзников захватили
Диксмюде.

Войска ссюзников продолжают замы-
кать кольцо окружения вокруг портов Ка-
ле и Булонь.

В Восточной Бельгии войска союзников,
продвинувшись по северному берегу реки
Маас и преодолев сопротивление разроз-
ненных частей противника, заняли Льеж
{з 21 миле от германской границы). Части
союзников продвинулись к Ромсе в 3 ми-
лях юго-восточнее Льежа.

В районе южнее реки Маас между На-
мюром, и Льежем войска союзников до-
стигли деревни Невиль-ан-Кондро в 10
милях к востоку от Юи.

В Арденнском лесу войска союзников
продвигаются B восточном направлении
между Живэ и Седаном, преодолевая со-
противление изолированных опорных пунк-
тов противника. Наши части достигли
О-Феи и Мейссена. Восточнее Седана вой-
ска.союзников. продвинувшись на 12 миль,
вступили в Сент-Сесиль.

Войска союзников заняпи Льеж

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает сообщение штаба вер-

ховного командования экспедиционных сил
союзников о том, что американская 1-я ар-
мия заняла Льеж и продвинулась пример-
но на три мили, оставив ‘Льеж позади.
что взят в плен
командир немецкой пехотной. дивизии гене-

Штаб сообщает также,
рал-лейтенант Зейферт.

На средиземноморском _
театре операций

Налеты авиации союзников
на Германию

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). В Лондоне
официально об’явлено о том, что более ты-
сячи американских самолетов «Летающая
крепость» и «Либерейтор» совершили 9 сен-
тября налет на железнодорожные и промыш-
ленные об’екты вблизи Майнца и Мангейма,

`в Дюссельдорфе и в других пунктах Рурской

области.

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). В Лондо-
не официально об’явлено, что эскалрильи са-
молетов «Москито» с грузом бомб весом в
1.800 кг. каждая совершили массированный
налет на Нюрнберг. Согласно сообщению
экипажей самолетов, налет был успешным.
Зарево пожаров. было видно на расстоянии

100 миль.
—O—.

Аресты в Германии

ЖЕНЕВА, 9 сентября. (ТАСС). Как со-
общают из Германии, там арестовано более
SO немецких журналистов и редакторов,
обвиняемых в оппозиции к Гитлеру. Все
они заключены в концентрационные лагери.
Среди арестованных — сотрудники Герман-
ского информационного бюро, агентства
Трансоцеан, Эуропа-Пресс ‘и ряда газет.
Сообщают также, что в связи с покуше-
нием на Гитлера в Пруссии, Бранденбурге,
Силезии, Вестфалии и Баварии арестовано
несколько тысяч членов старейпих дворян-
ских и офицерских семей.

КК

Из края в край степь пересекают окопы,
ряды неубранной колючей проволоки. С го-
ры, если оглянуться, виднеются церкви
Мценска, а впереди расстилаются лесные
угодья. Перед нами—Спасское-Лутовино-
во, родовое. поместье И. С. Тургенева, ныне
Государственный заповедник.

Писатель провел здесь детство и время
ссылки. Умирая вдали от родины, он посы-
лал последний поклон своим любимым ме-

лонитесь от меня дому, саду, моему моло-
дому дубу, родине поклонитесь».

то тут. Можно снова выкопать пруд и за-
лить его водой,

HACC ФФ=

стам: «Когда вы будете в Спасском, пок-

Заповедник уже приведен в порядок, но
следы немецкого варварства видны то там,

но вырастить те липы,

что были посажены дедом Тургенева в
1808 году и вырублены немецкими варварами
в 1941 г., уже нельзя.

Крестьяне Спасского рассказывают, что,
когда немцы ворвались в село, один из них,
офицер, под’ехав к флигелю, где жил Тур-
генев, спросил на ломаном русском языке:

— Чей дом? : :

— Тургенева, — ответили ему.

— А где этот Тургенев? — продолжал до-
прос офицер,

Крестьяне об’яснили, как могли, что Тур-
генев умер лет шестьдесят назад.

Немец не смутился:

—- Врете, оя скрывается! Z

У в’езда в усадьбу стоял бюст Тургенева.

— Кто это? — спросил другой немец.

Мальчик, ответивший ему, услышал злую
чемецкую речь и слова: «Энгельс...
Энгельс...», после чего офицер со злобой
ударил штыком в гипсовое лицо Тургенева.

...В августе сорок первого года под непре-
рывной бомбежкой директор Орловского му-
зея им. Тургенева Борис Александрович Ер-
мак грузил в вагоны собрания музея, состав-
ляющие национальную гордость русского
народа. В музее хранилась и обстановка тур-
геневского флигеля в Спасском: превосход-
ный письменный стол и кресло с двойным
сидением из тростника, громадные англий-
ские часы в виде башни, описанные в
«Бригадире», широкий и удобный диван, m0-

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). В coo6-
щшении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных ‚опе-
раций говорится:

<В Восточной Франции Французские и
американские войска нанесли. новые тяже-
лые удары отступающему противнику и ос-
вободили важные районы. К западу от реки
Соны французские войска взяли Бон после
двухдневных боёв с частями, пытавшимися
прикрыть пути отхода немцев. Кроме того,
заняты другие города, в том числе промыш-
ленный центр Ле-Крезо, Шаньи и Монша-
нен_-ле-Мин. Дальше к востоку американ-
ские войска в нескольких пунктах достигли
реки Ду, преодолели сопротивление против-
ника в Безансоне и продвинулись дальше.
Передовые французские части заняли Пьер-
фонтэн и Мэш близ швейцарской границы.

В Италии, в Адриатическом секторе
фронта продолжаются ожесточённые боя.
Части 8-й армии отразили новые контрата-
ки противника. Деревня Кроче — центр не-
давних боев — теперь в руках союзников.
Отмечены успехи в гористой местности сле-
ва от этого сектора. Близ Флоренции ан-
глийские войска продвинулись к северу от
города. К западу от Флоренции взяты важ-
ные высоты — Монте Сенарио и Монте Мо-
релло, господствующие над городом. Го-
род Лукка находится в руках союзников».

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

53303.

Москва. 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-39-55; ais
трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи-—Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи Д, 3-38-38 и да, а с ii 3-36-

о Сформирование нового болгарского правительства

СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Болгарское
роздио опубликовало сегодня сообщение
о том, что сформировано’ новое болгарское
правительство в следующем составе:

премьер-министр — Кимон Георгиев;

министр иностранных дел — Петко Стай-
нов;

военный министр — полковник Дамян
Велчев;
министр просвещения — профессор

Димитр Михалчев;
министр без портфеля — Никола Петков;

министр общественных работ — Борис
  Стефанов;
` министр финансов — профессор Петко
Стоянов;

РАДИОВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ПРОПАГАНДЫ
НОВОГО БОЛГАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Министр
пропаганды нового болгарского правитель-
ства Димо Казасов выступил по радио с
речью, в которой заявил:

«Болгары и болгарки! Интересы страны
требуют как можно скорее порвать со всем
тем, что привело к нынешнему тяжелому
положению. Первым шагом нового прави-
тельства в этом направлении являются: сле-
дующие решения:

Указом, изданным от имени Его Величе-
ства царя Болгарии Симеона П, на основании
параграфа 47 конституции освобождаются от
обязанностей регентов Болгарии Его Высо-
чества князь Кирилл Преславский и ге-
нерал-лейтенант Никола Михов. Регентами
Болгарии назначаются профессор Венелин
Ганев, Цветко Бобошевский и Тодор Пав-
лов. Совет министров отдал распоряжение
арестовать всех повинных в том, что страна
доведена до катастрофы, а именно — всех
менистров правительств, которые были со-
зданы с.1 января 1941 г., и всех депутатов
народного собрания 25-го’ созыва, которые
одобряли проводимую антинародную поли-
тику. Имущество всех этих лиц конфис-
куетсй.

Совет министров назначает делегацию в

министр торговля — Димитр Нейков;

министр земледелия — Асен Павлов;

министр путей сообщения — Ангел Дер-
жанский,

Кроме того, декретом правительства
совет! министров дополнен следующими
министрами:

министр здравоохранения—доктор Райко
Райчев;

министр по социальным делам — Григор
Фетмеджиев;

министр пропаганды — Димо Казасов.

Бывший военный министр генерал-майор
Иван Маринов назначен главнокомандую-
щим болгарскими войсками, действующими
против Германии.

составе профессора Димитра Михалчева,
полковника генерального штаба Славчева и
Димитра Ганева, которая вступит в контакт
с командующим 3-м Украинским фронтом,
генералом армии Толбухиным с целью уз-
нать окончательные условия перемирия для
прекращения войны между Советским Сою-
зом и Болгарией, для восстановления дипло-
матических отношений с Советским Союзом
и для разработки планов совместных дейст-
вий болгарских ‘и советских войск с целью
изгнания немцев из Болгарии.

С сегодняшнего дня, по решению Совета
министров, восстанавливаются все политиче-
ские свободы и права. Свобода слова, со-
браний и организаций гарантируется. По
решению Совета министров отменяются так-
же все чоезвычайные и антинародные зако-
ны.

Все органы печати, которые способствова-
ли тому, что Болгария оказалась на краю
гибели, закрываются. Все остальные органы
печати болгарской общественности будут
пользоваться полной свободой. Цензура от-
меняется. Ликвидируются все ранее выдан-
ные удостоверения на право проезда. Уста-

навливается право свободного передвижения

во всех направлениях».

Заявление Рузвельта

ВАШИНГТОН, 8 сентября. (ТАСС). Пре-
зидент Рузвельт на пресс-конференции за-
читал свое письмо государственному CeK-
ретарю Хэллу or 6 сентября, в котором
он пишет, что необходимо после войны
ликвидировать германские картели, а так-
же обеспечить сотрудничество между Об’-
етиненными нациями для искоренения 0б-
щей практики картелей.

Далее Рузвельт остановился на положе-
нии в Италии. Рузвельт сказал, что эко-
номическое положение в Италии предста-
вляет собой серьезную проблему. Немцы
намеренно разрушили коммунальные пред-
приятия, от которых в значительной мере
зависит итальянское производство. Так, на-
пример, в районе к северу от Рима уни-
чтожено 94 проц. всех электростанций. В
связи с этим военным властям нужно было
доставить в Италию необходимое количе-
ство продовольствия и других сельскохо-

на пресс-конференции

зяйственных продуктов, горючего и прочих
товаров первой необходимости. Эти товары
распределялись через торговые каналы, и
итальянское правительство обязалось в ко-
нечном счете возместить США и Англии
большую часть таких расходов. Военные
власти до сих пор доставили в Италию
материалов более чем на 100 млн. долла-
Большая часть сельскохозяйственных

ров.
продуктов и продовольствия шла из США,
а значительная часть горючего — из Ан-

глии. Рузвельт отметил, что Италия силь-
во разорена войной. Сейчас итальянцы пы-
таются стать на ноги, возродить свободу
@ демократию в своей стране и восстано-
вить сельское хозяйство и важнейшие от-
расли промышленности.,

В отвег на вопрос, прибудут ли предста-
зители ЮНРРА в Италию, Рузвельт за-
явил, что это возможно, но пока еще ни-
чего определенного не решено.

Заявление румынского
министра иностранных дел
о состоянии войны —
между Румынией и Венгрией

БУХАРЕСТ, 8 сентября. (ТАСС). Румын-
ское телеграфное агентство передает заяз-
ление министра иностранных дел Николе-
ску-Бузешти, в котором говорится, что,
как явствовало из воззвания румынского
короля и из заявления румынского прави-
тельства от 23 августа, румынское прави-
тельство не признало венского арбитража,
по которому Северная Трансильвания была
стобрана у Румынии. В заявлении  отме-
чается, что Советским Союзом, с которым со.
гласны Великобритания и Соединенные
Штаты, признается несправедливость вен-
ского арбитража. :

Однако, заканчивается заявление, «вен-
герские войска в сотрудничестве с герман-
скими войсками атаковали части румын-
ской армии. Румынское правительство кон-
статирует,‚-что этим новым актом агрессии
Венгрия ставит себя в состояние войны с

Румынией». :
—_Oo—
Налет на Манчжурию

НЬЮ-ЙОРК, 9 сентября. (ТАСС). Штаб
20 соединения американской авиации опуб-
ликовал следующее: сообщение:

«8 сентября. сверхмощные «Летающие
крепости Б-29», входящие в состав 20-го
соединения американской авиации, произ-
вели налет’ на важные промышленные
об’екты в Манчжурии, находящейся под
контролем японцев».

ххх

На родине И. а Туренева
OOO; >

лучавший прозвище «Самосон» (увекове-
ченный в «Накануне»), тяжелый деревен-
ский бильярд, упоминаемый в «Степном
короле Лире», и многое ‘другое.

Спасти все это было очень трудно. Ваго-
ны с музейными ценностями были  прицепле-
ны к составу с оборудованием одного круп-
нейшего завода, за которым охотились фа-
шисты.

И все же все эти драгоценные вещи
Удалось спасти. Вскоре Ермак размещал
тургеневские реликвии 8 Пензе, куда был
благополучно эвакуирован музей. Теперь
музей снова в Орле, а его филиал—Спасское-
Лутовиново — недавно открылся для посе-
тителей. ‘

Чтобы воссоздать заповедник в прежнем
виде, надо было проделать поистине огром-
ную работу. За короткий срок в парке было
заново проложено 9.000 квадратных метров
аллей, убрано 65 кубометров поваленного
леса, вынесено полторы тысячи ‘носилок
земли.

За это время нельзя было восстановить
сожженный немцами дом для престарелых

1 крестьян, выстроенный Тургеневым, церковь,
каретный сарай, погреб, мавзолей, где похо-
ронены предки писателя. Все это будет вос-
становлено через несколько лет. Но знаме-
нитый тургеневский парк уже сейчас уда-
лось привести в порядок и вновь придать
ему вид, какой он имел при жизни писателя.
‚Сохранился и «флигель изгнанника», в ко-
тором сейчас размещена выставка «Жизнь и
творчество Тургенева».

Тургенев любил свое родовое имение и
много раз упоминал о нем в рассказах, вос-
поминаниях и письмах.

«О, мой сад, о, заросшие дорожки возле
мелкого пруда, о, песчаные местечки под
дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и
гольцов!»

Пруд сейчас приведен в порядок, и даль-

%%%% 556 ь

Боив Югославии

ЖЕНЕВА, 9 сентября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, верховный‘ штаб на-
родно-освободительной армии Югославии в
коммюнике за 7 сентября сообщает, что
в Сербии наступательные операции юго-
славеких частей становятся все более
стремительными и успешными. В Восточ-
ной Сербии насти народно-освободительной
армии очищают долину реки Тимок и про-
двигаются к Заечару и Дунаю. В долине
реки Нишава передовые югославские части
достигли Ниша. Все коммуникации нем-
цев от Пирота через Ниш к Великой Мо-
раве прерваны. Взорванные железнодорож-
ные составы, грузовики, подводы.и MOTO-
циклы загромоздили дороги и дезорганизо-
вали отступление немцев. В секторе реки

Теплица югославские части. преследуют
болгарско-немецкие разгромленные войска,
отступающие в направлении  Прокупле —

Нинь
—о—-

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ЛОНДОН, 8 сентября. (ТАСС). Чехосло-
вацкие военные власти сообщают, что про-
должаются ожесточенные бои в районе
Жилина — Врутки. Чехословацкие части в
тесном сотрудничестве с партизанскими
отрядами атакуют эсэсовскую дивизию,
которая понесла в этом бою тяжелые поте-
ри. Город Жилина, временно оставленный
чехословаками, снова находится в их ру-
ках. Положение в других секторах не изме-
нилось. Крупные партизанские отряды ус-
пешно действуют в удерживаемой немцами
западной части Словакии, особенно в доли-
не реки Ваг.

6%

х

®.

ние родственники TeX пескарей и. гольцов
плавают в нем. Западная его часть, запущен-
ная и во времена Тургенева, описана в «Бе-
жином луге»: «Вот уж нечистое место; так
нечистое, и глухое какое. Кругом все такие
буераки, овраги...»

Возле этого пруда—плотина, памятная
тем, что по ней шли войска в кампанию
двенадцатого года, по” ней ездил Жуков-
ский.

«Липовые аллеи особенно хороши. стали.
Люблю я эти аллеи, люблю серо-зеленый
вежный цвет и тонкий запах воздуха под их
сводами; люблю пестреющую сетку светлых
кружков по темной земле...» ^

Многих лип сейчас не достает в аллеях.

Вот беседка, где писался «Рудин»... «Ал-
лея ссыльного», посаженная Тургеневым..
Дуб Тургезева — пожалуй, наиболее почи-
таемое место парка... «Мой любимый дубок
стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня,
Я более часа сидел в его тени на скамейке».
Вот любимая пихта Тургенева, которой он
любовался с балкона вместе с гостями—Фе-
том, Полонским, Шепкиным, Толстым. Под
пихтой сейчас братская могила солдат, пав-
щих за освобождение Спасского.

Дорогие нашему сердцу места. Они уве.
ковечены поэтом Полонским в его картинах.
`Уже незадолго до своей кончины Тургенев
просил Полонского прислать в далекий Бу-
живаль его зарисовки Спасского. Тургенев,
не задумываясь, снял акварели знаменитых
западных мастеров со стен своего кабинета
и заменил их дорогими ему картинами По-
лонского. Z i

..ymsat aumbt B nmapke. B peyepnem momy-
мраке пахнут ‘высокие некошенные травы,
пахнет земляникой и сухой малиной. Тянет
сыростью с пруда.

И кажется, вот еще минута,—и из-за пово-
рота аллеи выйдет высокий седой человек в
мягкой фетровой шляпе с тяжелым ягдта-
шом, перекинутым через плечо, с охотничьнм:

ружьем в руках.
Г. МЕТЕЛЬСКИЙ.
с. Спасское-Лутовиново
Мценского района
Орловской области.

Типография газеты

Некрасова, написанное белым (без-
рифменным) стихом?

© 1. Опера на сюжет Пушкина. 2. Опера Верди,
3. Опера Рахманинова. 4. Опера на сюжет Illex. —.
спира. 5. Опера Чайковского. 6. Опера Бизе .
7. Автор оперы «Дубровский». 8. Композитор!
9. Опера Чайковского. 10. Изьестная армянская»
опера, 11. Советский композитор. 12. Опера Yai. © D
ксвского. 13. Автор музыки Государственном” (1
гимна СССР. 14. Опера Масснэ. 15. Знаменитый 0
русский композитор. 16. Композитор, авто ¢
«Лоэнгрина». 17. Знаменитый русский компом. в

Отвечайте метко

$2 Что такое биплан?
$2 Какое вы знаете произведение

32 Что такое коррозия? тор. 18. Итальянский композитор. 19. Опера Бь п
зе. 20. Русский композитор. 21. Автор опер
# Когда Земля находится ближе К «Волшебный стрелок». 22. Основатель Лени :

Солнцу, зимой или летом?

32 Какие русские писатели в
1902- году добровольно сложили с се-
бя звания почетных членов Академии
ваук и почему?

3 Правильно ли название «громо-
Отвод»?

$ Кто впервые выдвинул научную

градской консерватории.
Составила В. РАДАЕВА,

о
ОТВЕГЫ
На викторину «Отвечайте метко» Л

$ Первым русским драматургом и директоки Ё
первого русского театра был Сумароков. Пьи у

гипотезу о вращении Земли вокруг   “Хорев» написана им в 1747 году. i
dome $ Деревья пустыня боятся воды. Саксаул
Pest гибнет, если его поливать водой. р

—O—
$ В железнодорожной практике для останова Ц

поезда красный цвет принят потому, что красные
лучи имеют большую длину воли и рассеиваютя
в воздухе слабее: лучей иных цветов, следом. ©
тельно, проникают дальше. Кроме того, наш ма Й

Знаете ли вы?

_— Что копейка стала чеканиться в

1535 году в виде серебряной монеты более чувствителен к красному цвету. B
с изображением всадника © копьем. 3 О русска грудь неколебима! I
; Твердейшая горы стена,
Отсюда и происходит ее название, Скорей ты ляжешь трупом зрима,
— Что крупное броненосное судно Чем будешь кем побеждена! 1

Не раз в огнях, в громах, средь бою
В крови тонувши ты ‘своей, 1
Примеры подала собою, ]
Что Россов в свете нет храбрей...

a
— Что впервые месторождения неф- Это отрывок из стихотворения Г. Р. Держазин.
р ee а. мир» (1807 г.). V2

ти на русской территории были обна- и
ружены в 1749 году архангельским: На к россвор д

купцом Прядуковым. До этого она По горизонталям:

ввозилась из Ирана. Использовалась   7. ‘Опера. 8. Архимед. 9. Барон. 12. Ти
нефть тогда только в медицине. 13. Корма. 15. Ровно. 17. Дон. 20. Раек. 21. Ста
ция. 23. Анри. 26. Олег. 27. Лион. 28. Ста
30. Соло. 32. Осло. 33. Гуно. 34. Омут. 37. Ар.
38. Азов. 39. Моор. 44. Трап. 45. Пародия. 46, Би
зе. 49. Ода. 50. Сопка. 52. Орлик. 53. Пар
56. Бордо. 57. Мигрень. 58. Баржа.

«дредноут» по-английски означает
«ничего не боюсь». Так называлось
первое судно этого типа.

— Что самая крупная сухопутная
птица Европы — дрофа. Размах ее
крыльев достигает 2,4 м., вес — 16 кг.

— Что слово «опешить» когда-то
означало: быть сбитым с коня, очу-
титься пешим. Теперь это выражение
употребляется в смысле «растерять-
ся», «оробеть».

По вертикалям:

1. Апрнори. 2. Эра. 3. Яхта. 4. Амур. 5. Бал
6. Бородин. 10. Дот. 11. Дно. 14. Мать. 16. Опа.
18. Демон. 19. Анонс. 22. Нива. 94. Геродот.
25. Пирогов. 29. Том. 31. Люк. 35. Таран. 36. Не
мо. 37. Архив. 40. Стадион. 41. Банк. 42. Тб
43. Беранже. 47. Код. 48. Вий. 51. Арго. 52. Орел.
54. Ада. 55. Сан.

— Что у Вольтера было свыше 130
литературных псевдонимов.

— Что компас был известен более
чем за 400 лет до нашей эры китай-
цам. В Европу сведения о компасе
пронакли в ХИ веке,

`На ребус
Уничтожить скорпиона — доблесть, дарить ell)
жизнь — преступление.

аа ea ad ON сабы 9 бы cme ih ee ase rer ебет. орон оной eee mae ВИЙ , бий:

РЕБУ

С

Разгадав ребус, укажите, кому приналлежат эти. строки.
Составили Виктор ЛЕВКОВ и Николай БОНДАРЕНКО.

ВО ВСЕСЛАВЯНСКОМ КОМИТЕТЕ

Вчера, 9 сентября, во Всеславянском. ко-
митете состоялся прием представителей бо-
рющейся Югославии, устроенный в честь
награждения главнокомандующего народ-
но-освободительной армией Югославии мар-
щала Иосипа Броз-Тито, генералов и офи-
церов Югославской народно-освободитель-
ной армии орденами Советского Союза.

На приеме присутствовали прибывшие из
Югославии — заместители председателя
Антифашистского вече М. Пьяде и А. Ау-
густинчич, вице-председатель Всеславян-
ского комитета Божидар Масларич, глава
югославской военной миссии в СССР гене-
рал-лейтенант Терзич, г. Симич, профессор
Белградского университета Павле Савич,

член Всеславянского комитета Велими?
Влахович, дважды Герой Советского Сю
за генерал-майор Ковпак, известный пол»
ский ‘ученый профессор Ян Жолна, болг?
ская общественная  деятельница Стэл
Благоева и др.

С речью на приеме выступил предела“
тель Всеславянского комитета генерал-лей-
тенант А. Гундоров.

В заключение был дан большой конце!
силами московских артистов, в концерй
принял участие артист Театра народного
освобождения Югославии Налич, исполяи»

ший поэму о маршале Тито. (ТАСС)
LS ETc SE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

о р

отдел — Д 3-36 24; писем —:Д 3-30-69;

39 и ДЗ 31-79; отдел пропаганды и агитации — Д 3-37-29; комсомольской ‘

о п ааа. eee 2; коме кой жизни — Д 3-31-39; отдел рабочей
  лы т eich BHopMannu— jl 3-33-49; военный
ee «Правда» имени Сталина.

молодёжи — Д 3-31-96; J
иллюстрации — д 3-30-22; : Wee.