СТАТЬЯ О ТОВАРИЩЕ СТАЛИНЕ
В АЛЖИРСКОЙ ГАЗЕТЕ

АЛЖИР, 11 сентября. (ТАСС). Газета
«Журналь де демокраси» публикует статью
Поля Блан, озаглавленную «В чем величие
Сталина».

«Весь мир,— пинет автор статьи, — восхи-
шается Красной Армией, мошные боевые
пействия которой сначала ослабили, а за-
тем разбили германскую военную машину.
Без Москвы и Сталинграда, без Орла и
Харькова были бы невозможны победы
Монтгомери, ссвобождение Северной Афри-
ки, занятие Италии, высадка в Нормандии и
на юге Франции, освобождение Парижа и
Марселя».

Однако, как были подготовлены, как ста-
ли возможными и как были достигнуты эти
успехи?— спрашивает Блан и отвечает:

«Это «чудо» народы Советского Союза ре-
ализовали в труде. Но, прежле всего, эти
победы стали возможными, потому что в те-
чение долгих лет два необыкновенных чз-
ловека, подытожив ресурсы своей страны,
нгправили все могущество труда народных
масс на то, чтобы превратить эти огромны?
и почти не эксплоатировавшиеся ресурсы в
реальные богатства, одни из которых долж-
вы были удовлетворить нужды населения,
а другие — обеспечить защиту советского
ссдружества народов. Именно замысел, под-
готовка и осуществление этого плана гран:

диозных работ, на мой взгляд, дают Ленину
и Сталину, в первую очередь, право на вос-
хишение и признание не только со стороны
их соотечественников, но и со стороны всего
человечества... Тот факт, что Сталин сумел
об’единить усилия разрозненных народов ста-
рой Россия, что он сумел увлечь их по пути,
который привел к преврашению чисто сель-
скохозяйственной и почти безграмотной стра-
ны в одну. из наиболее индустриальных и
культурных стран мира, является. результа-
том силы воли человека, проницательность
и уравновешенность которого равносильны
его упорству».

«Сталия,— пишет далее Блан,— завоевал
себе славу в глазах иностранцев благодаря
свонм военным достижениям. Гражданский
вожль стал главнокомандующим советской
армви». «Есть, однако, еще одна область,
в которой Сталин возвышается до такой мо-
ральной высоты, которой не достиг до него
зи один полководен, даже Юлий Цезарь.
Речь идет об его умеренности во вясшней
политике. Несмотря на неслыханную жесто-
кость немцев и их сателлитов, условия пе-
ремирия, предложенные финскому правитель-
ству, условия, пред’явленные Румынии В
момент ее капитуляции, ‘остаются умерен-
ными».

Американский ученый о советеко-польских отношениях

НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС). В
газете «Нью-Йорк таймс» помещена статья
директора института иранского искусства
Попа, в которой автор выступает. против
высказываний, содержащихся в некоторых
помещенных в той же газете письмах, -

Поп пишет, что советско-польская про-
блема частично об’ясняется резкостью поль-
ских притязаний и непримиримой позицией
«некоторых друзей» Польши. Советский
Союз имеет серьезные основания требовать
обеспечения своей безопасности и создания
демократической Польши, в состав  прави-
тельства которой неё будут входить актив-
ные и непримиримые противники Советско-
го Союза. :

Напомнив об агитации польских импери-
алистов за создание польской империи «от
Балтийского до Эгейского моря» и о не-
желании сотрудничать © Советским Союзом
до войны, Поп заявляет: «Некоторые по-
ляки, повидимому, готовы рискнуть возник-
новением международного хаоса для того,
чтобы удовлетворить свои собственные
требования... Они отвергли русское предло-
жение о помощи в 1939 году, предпочли
рискнуть тем, что их страна будет покале-
цена, чем принять советскую помощь, ко-
торую польский народ в настоящее время
с благодарностью приветствует».

Поп отмечает, что Соснковский ‘резко
выступал против переговоров Сикорского ©
СССР о заключении советско-польского
пакта, который приветствовался во всем
мире. Другие реакционеры в составе поль-
ского эмигрантского правительства играли
на руку нацистам, абсурдно обвиняя Со-.
ветский Союз в катынских убийствах.

Поп указывает, ‘что нельзя отождест-
влять политику, проводимую некоторыми
поляками, с самой Польшей. Большинство
поляков хочет жить в мире с Советским
Союзом. «Эмигрантское польское прави-
тельство, в противоположность требовани-
ям Польского Комитета Национального
Освобождения и Польской армии, настаи-
вает на реакционной, диктаторским непра-

вильным путем назязанной конституции
1935 года». E
«Сталин и Молотов. пишет Поп— не-

однократно частным образом и публично
заявляли, что Мольша должна быть сво-
болной, сильной, независимой и демокра-
тической. Если бы мы допустили, чтобы
некоторые польские реакционеры поосори-
ли нас с нашим великим союзником, кото-
рый так много страдал и столь многого до-
бился, это не соответствовало бы интере-
сам России, интересам Об’единенных наций,
интересам будущего международного мира
и, самой Польши». :

Положение

СОФИЯ, 11 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает софийское радно, комендант Софии
издал распоряжение, согласно которому все
полицейские служащие должны оставать-
ся на своих постах и помогать вновь сфор-
мированной милицин. Все неявившиеся к
месту службы будут считаться саботажни-
ками.

Временное руководство профессиональных
организаций учителей обратилось ко всем
болгарским учителям с воззванием, в кото-
ром содержится призыв к поддержке но-
вого правительства. Такие же воззвания
опубликовали комитет профессиональной ор-
танизации шоферов, а также временное цент-

——

в Болгарии

ральное руководство профессиональных ®ор-
ганизаций почты, телеграфа, телефона и ра-
ano. :

С 10 сентября в Софии начала выходить
газета «Свобода».

Турецкие газеты

о местопребывании Габровского

СТАМБУЛ, 11 сентября. (ТАСС). Турец-
кие газеты сообщают, что в Стамбуле нахо-
дится бывший болгарский министр внутрен-
них дел, один из главных виновников во-

‘влечения Болгарин в войну на стороне Гер-

мании Габровский. В журналистских кругах
утверждают, что Габровский скрывается в
помещении болгарской миссии в Стамбуле.

Нозый прошесе участников покушения на Гитлера.

Пригсворены к повешению семь гитлеровских политических деятелей

ЖЕНЕВА, 11 сентября. (ТАСС). Берлин-
ское радио распространяет отчет о новом
«заседании суда», созданного для разбора
дел лиц, участвовавших в июльском поку-
щении на Гитлера. Как сообщалось ранее,
после первого судебного процесса по делу
о покушении на Гитлера были повешены
генерал-фельдмаршал Вицлебен, три гене-
рала и четыре других офицера.

Согласно утверждениям берлинского ра-
дио, теперь рассматривалось дело участво-
вавших в покушении политических деятелей,
а чменно бывшего обер-бургомистра Лейп-
цига и особого уполномоченного германско-
го правительства по наблюдению за ценами
Карла Герделера, бывшего министра вну-
тренних дел Гессена—Вильгельма Лейшне-

бывшего посла в Риме Ульриха фон Гас-
селя, бывшего советника министерства ино-
странных дел Тротт цу Зольца, бывшего
полицей-президента Берлина графа Гельдор-
фа и бывшего депутата Пауля Лежён-Юнга.

Берлинское радио заявляет, что указан-
ные лица намечали свержение Гитлера и
создание нового правительства. На пост
рейхс-канцлера намечался Герделер, на пост
вице-канцлера — Лейшнер и на пост мини-
стра иностранных дел — фон Гассель. Они
установили связь с генералами и офицера-
ми — участниками заговора и настаивали на
том, чтобы осушествление планов перево-
рота началось с убийства Гитлера.

Все обвиняемые были приговорены к смер-

К предстоящему совещанию
Черчилля с Рузвельтом

ОТТАВА, 11 сентября. (ТАСС). Вчера в
Канаду прибыл премьер-министр. Великобри-
тании Черчилль. Черчилля сопровождают:
министр транспорта военного времени лорд
Лезерс, личный советник Черчилля по науч-
ным вопросам лорд Черуэлл, первый мор-
ской лорд адмирал Кэннингхэм, начальник
имперского генерального штаба фельдмар-
шал Брук, начальник штаба военно-воздузи-
ных сил маршал ‘авиации Портал, главно-
командующий десантными операциями гене-
рал-майор Лейкок:и начальник штаба мини-
стра обороны генерал Исмэй. В числе при-
бывших находится также супруга Черчилля

Официально об’явлено о прибытии в Квё-
бек из Вашингтона английского представи-
теля в об’единенном совете начальник
штабов в Вашингтоне фёльдмаршала Чарль-
за Дилла, главы английской. военно-морской
делегации в Вашингтоне адмирала Перси
Нобла, начальника. штаба английской армии
генерал-лейтенанта Макреди и главы ан-
глийской авиационной делегации в Вашин-
гтоне маршала авиации Вильяма Уэлша.

ЛОНДОН, И сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер из Квебека, туда
прибыл британский. премьер-министр Чер-
чилль для совещания с президентом США
Рузвельтом. О :

Президент Рузвельт

прибыл в. Квебек

ЛОНДОН, И сентября. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер из Квебека, туда
сегодня прибыл президент США Рузвельт.

ЭРЛИ 0 СОВЕЩАНИИ В КВЕБЕКЕ

НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Ассошиэйтед Пресс из
Квебека, Эрли, секретарь Рузвельта, заявил
журналистам, что совещание Рузвельта ©
Черчиллем будет в значительной степени
посвящено военным вопросам. Инспекцион-
ная поездка Рузвельта в Пирл-Харбор и на
Алеутские острова и его совещания с ад-
мнралом Нимицом и генералом Макартуром
были, как заявил Эрли, «весьма необходи-
мой предпосылкой нынешней конференции».

а =

ВАШИНГТОН, 9 сентября. (ТАСС). Эрли,
секретарь президента Рузвельта, в беседе
с представителями печати заявил, что неза-
долго до открытия конференции в Бреттон-
Вудсе Рузвельт назначил правительствен-
ную комиссию в составе Хэлла, Стимсона
и Моргентау, которая должна была изучать
международные экономические проблемы,
возникающие в связи с войной. Комиссия
в своей работе поддерживает контакт с
экспертами соответствующих министерств и
доводит до сведения Рузвельта результаты
своего изучения: : :

_ Состав нового

французского

кабинета

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Как пё-
редает‘агентство АФИ, национальное фран-
цузское радиовещание ‘сообщило следую-
ший список члеков нового франлузского
кабинета:

Премьер-министр де Голль; министр без
портфеля Жанненэ; манистр юстиции. де
Ментон; министр иностранных дел Бидо;
министр внутренних дел Тиксье; военный.
министр Льетельм; морской микистр Жа-
кино; министр авиации Тайон; министр
экономики Мандес-Франс; министр  про-
мышленного производства Лакост; министр
земледелия Прижан; министр снабжения
Жакоба; министр здравоохранения’ Бийу;
министр труда Пароди; миЕистр народно-
гс просвещения Канитан; министр инфор-
мации Этьенн; министр путей сообщения
Мейер; министр финансов ле Перк; ми-
нистр почт, телеграфа и телефона Лоран;
министр по делам Северной Африки Катру;
министр по делам военнопленных и выслан-
ных Френэ; министр колоний Плевен,

: о
Военные действия в Словакии

ЛОНДОН, 11 сентября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение . чехословацких
военных властей о том, что в Словакии нем-
цы усилили нажим в верховьях. реки Bar,
вдоль железной дороги Богумин-—Кошице,
Бои в районе Врутки—Жилина становятся
все более ожесточенными. г

В операциях против оккупантов участвуют

крупные партизанские подразделения в тес-.

нсм сотрудничестве с военными частями. В
Восточной Словакии партизаны освободили-
большие районы к западу от Прешова и к
северу от Кошице, занятой венграми конеч-

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, Ш сентября. (ТАСС). В сооб-
щшении штаба верховного командования SKC-
педиционных сил союзников говорится:

«Войска союзников, продвигающиеся к ре-
ке Мозель, освободили город Люксембург-
Северо-западнее Нанси союзные войска во.
шли в северную часть города Ливерден. Се-
вернее, в районе Арденн, союзные войска
вступили в Нешато. в 22 милях к северо
востоку от Седана. Части союзников продви-
гаются в районе реки Урт, к востоку OT
Марша, и отдельные отряды продвинулись
на восток от Сент-Юбера. Войска союзни-
‘ков, действующие юго-восточнее Льежа,
приблизились к Т&, В этом районе и к юго-
востоку от ‘него сопротивление противника
усилилось. Немцы оказывают” ожесточенное
сопротивление в районе предмостных укреп-
лений на канале Альберта. Сопротивление
противника в Генте сломлено, и союзные
войска овладели городом. Очищены от про-
тивника Остенде и Ньивпорт. Всё побере-
“be между Остенде и Вёрном находится в
руках союзников.

В Бретани продолжаются уличные бои в

предместьях Бреста, Противник продолжает
сопротивляться на полуострове Крозон, юж
нее Бреста. }

10 сентября английские корабли, поддер-
живая операции наземных войск, подвергли
сильному обстрелу’ оборонительные укреп-
ления Гавра. ;

В течение всего дня 10 сентября тяже:
лые бомбардировщики продолжали бомбар-
пировать укреплённые позиции немцев в
Гавре. Бомбардировка была весьма aoe
рированной. Истребители и истребители-
бомбардировщики оказывали поддержку на-
земным войскам, а также совершали налёты
на паровозы, моторизовачный транспорт и
баржи в Голландии. Кроме того, был атако-
ван аэродром в Лееувардене. Самолёты бе-
реговой авиации совершали налёты на вра-
жеские суда в Северном море, между Хук-
Оф-Холенд и островом Амеланл. В ночь на
11 сентября лёгкие бомбардировщики совер-
Wag налёты на моторизованный транспорт,
мосты и поезда в Голландии, а также de-
большие суда у побережья Голландии».

На средиземноморском театре операций

ЛОНДОН, 11 сентября. (ТАСС). В с00б-, натолкнулись

щении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре операций‘ го-
ворится:

«Во Франции части 7-й армии, значительно
продвинувшись на север на фронте пример-,
но в 100 миль, еще больше сузили

в Восточной Франции. по которому может вновь добились крупных

отступить противник. Передовые части фран-
цузской армии, встречая слабое сопротивле`
ние неприятеля, достигли предместий Дижо-
на и подошли к Сольё. Американские вой-
ска продвинулись на широком фронте на
север от реки Ду к реке Оньон и освобо-
дили значительную территорию. Француз-
ские войска, действующие южнее Бельфора,

на упорное сопротивление

противника.

В Италии, севернее Флоренции, части
американской 5-й армии’ быстро продвину-
лись вперед. Патрули союзников находятся
сейчас в трех милях от главных позиций

коридор   «готской линии». Западнее части 5-й армии

успехов, заняв
крупные города Прато‘ и Пистойя, и в на-
стоящее время продвигаются к «гГотской
линии». Севернее города Лукка американ-
ские патрули уже вступили в соприкосно-
вение с неприятельскими войсками на пере-
довых позициях этой линии.

Английские и индийские части 8-й армии
продолжают продвигаться на левом фланге
алриатического участка фронта, встречая

между рекой Ду и швейцарской границей,   упорное сопротивление противника”.

Декрет о земельной реформе
в Польше

ЛЮБЛИН, 10 сентября. (ТАСС). 6 сея-
тября Польским Комитетом Национального
Освобождения был принят декрет о прове-
дении земельной реформы. Декрет утверж-
ден Краевой Радой Народовой. Он содержит
следующие основные положения:

Так как еще значительная часть Польши,

не освобождена, то сейчас возможно только-

частичное. наделение малоземельных н 0е3-
земельных крестьян из земельных фондов
на освобожденвой территории. В этот фонд
входят государственные землевладения,
земли, принадлежавшие немцам и полякам-

предателям, а также помещикам, имеющим

участки с посевной площадью свыше 50 га.
Крестьянские малоземельные хозяйстяа и
сельскохозяйственные рабочие будут полу
чать землю, исходя из Нормы 5 га на хозяй-
ство. Если в уезде местного резерва землч.
подлежащей передаче крестьянам, нехватит,
чтобы каждому хозяйству выделить надел в
5 га, то наделы будут меньшими; однако все
имеющие право получить землю согласно
закона об аграрной реформе, ее получат.
Получающий землю должен будет опла-
тить за вее стоимость одного среднегодового
урожая с полученной земли. Плата за яадел
может быть внесена натурой или деньгами
по рыночной цене зерна. Для уплаты за зем-
лю устанавливается рассрочка — для кре-
стьян на 10 лет, а для сельскохозяйствен-
ных рабочих — на 20 лет. Допускаются от-
срочки и льготы. Все крестьяне, имеющие
право на получение наделов, должны быть
введены во владение землей до 20 декабря
1944 года. В первую очередь землю получат
семьи солдат Польского Войска, партизазы
и инвалиды войны, pee ey
Граждане, которые ‘не выполняют своих
государственных обязанностей, ‘лишаются
права на получение земли. Земли, которые
имеют особое значение для государства, как,
например, образцовые хозяйства, остаются
собствениостью государства.

—Oo—

Пребывание Нельсона и Хэрли
в Китае

ЧУНЦИН, 11 сентября. (ТАСС). Как со-
общает агентство Сентрал Ньюс, прибывшие
в Чунцан Дональд Нельсон и генерал-майор
Хэрли 8 сентября имели ряд встреч и сове-
шаний с государственными деятелями Ки-
тая.

eo

Слияние двух партий в Италии

РИМ, И сентября. (ГАСС). «Нартия де-
мократического единства» слилась © «италь-
янской демократической партией». Партия

HOH станции железной дороги Богумин—Ко- демократичеекого единства была создана в

Налет английских самолетов
на Берлин
ЛОНДОН, 11 сентября. (ТАСС). Как
перелаёт агентство Рейтер, в ночь на 11
сентября самолёты «Москито» совершили
налёт на Берлин.
—O—

Американский радиокомментатор
© хозяйничании немцев в Испании

НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС). Аме-
риканский радиокомментатор Гейлмор заяв-
ляет, что немцы бесконтрольно хозяйничают
во франкистской Испании. Многие гитлеров-
цы ищут здесь убежище на случай пораже-
ния Германии. По словам Гейлмора, тысячи
немцев уже находятся в Испании и контро-
лируют более 25 процентов испанской воен-
ной промышленности. Переведенные в Ис-
панию германские предприятия находятся
на полном ходу и уже намечают торговлю
с Латинской Америкой.

Ум—

Мастера советской эстрады

Концерт в филиале Большого
театра

Мастера советской эстрады — желанчые
гости на фронте, в тыловых частях Красной
Армии и в госпиталях. Только лишь артисты
Всесоюзного гастрольно-концертного об’еди-
нения за ‘время войны дали более 450 тысяч
концертов. :

Вчера в филиале Государственного Ака-
демического Большого театра состоялся
концерт лучших мастеров нашей эстрады.
Этому концерту предшествовал смотр в са-
ду «Эрмитаж», в котором участвовало более
200 артистов. й

Во вчерашнем кояцерте широко был пред-
ставлен разговорный жанр. Старейший ма-
стер эстрады Н. Смирнов-Сокольский про-
читал сатирический фельетон на тему дня.
И. Набатов исполнил сатирические куплеты.
С чтением патриотических произведений
выступили Антон Шварц и Васо Годзиашви-
ли. Мастерски прочитала свои обновленные
рассказы «О маленьких для больших» Рина
Зелелая. Хорошим вкусом, остроумием OT-
мечены миниатюры Аркадия Райкина.

Джаз-оркестр под управлением Леонида
Утесова показал отрывки из программ, соз-
данных коллективом за время войны. В кон:
церте также приняли участие джаз-ансамбли
Клавдии Шульженко и Эдди Рознера.

Национальное искусство было представ-
лено лауреатом Сталинской премии Тамарой
Халум. С подлинным блеском она исполнила
узбекские, таджикские, азербайджанские,
монгольские песни и танцы. Новую работу
«Вальс» Штрауса показали артисты балета
Анна Редель и Михаил Хрусталев.

Удачно провели программу конферансье

pa, бывшего прокурора Иозефа Вирмера,   тной казни через повешение. mane. : Бриндизи после 8 сентября 1943 года. Е. Дарский, Л. Миров и М. Гаркави. .

НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МЕДИМИНЫ

Опыт восстановления жизненных функций организма

В ночь на 3 марта 1944 г. гвардии кра-
сноармеец Валентин Черепанов, получив
тяжелое ранение, в безнадежном состоянии
был сдан на попечение врачей одного по-
левого госпиталя первой линии.

Хирург определил остро нарастающее

явление шюка. Делать операцию в этом
состоянии было уже поздно. Человек уми-
рал.
- К нему подошли врачи. Они ввели в его
артерию консервированную кровь под зна-
чнтельным давлением и в направлении,
обратном нормальному току Крови. Состоя-
ние Черепанова улучшилось, и хирург
смог сделать ему сложную операцию пере-
вязки кровеносных сосудов. Но в тот мо-
мент, когда казалось, что ‘жизнь раненого
спасена, наступило резкое ухудшение его
состояния. Через несколько минут остано-
вилось сердце и прекратилось дыхание.
Черепанов умео. В астории болезни появи-
лась заключительная запись врача, опериро-
завшего Черепанова: «Смерть последовала от
шока и острой кровопотери 3 марта 1944 г.
в 19 ч. 41 м.>.

_К Черепанову подошли те же врачи, ко-
торые спасали его во время агонии. Спустя
3 минуты 30 секунд после того, как хи-
`рург констатировал смерть, нужная аппа-
ратура была. установлена, и врачи снова
начали нагнетать кровь. и одновременно,
вставив металлическую трубку в дыхатель-
ное горло, вводили воздух в легкие по-
средством мехов.

Через одну минуту забилось остановив-
щееся сердце, через три минуты появилось
самостоятельное дыхание, через 1 час
3 минуты пробудилось сознание, и человек
сказал врачам, что он ничего не видит.
Зрение возвратилось через сутки, Сначала
больной увидел горяшую лампу, потом об-
лик сестры и на следующий день уже
съог прочесть строчку печатного текста.

Черепанов был вскорё эвакуирован в
тыл, перенес воспаление легких и другие
болезни, от которых едва не умер. Сейчас
Черепанов вполне здоров.

Особую фронтовую бригаду врачей, вос-
становивших жизнь Черепанова и сохранив-
ших жизнь некоторым другим смертельно

раненным, возглавлял доктор медицинских
наук Владимир Александрович Неговский,
представитель молодого поколения совет-

ских врачей.. Га

= -

Многие столетия человек в своем пытли-
вом и бесконечном позвании природы оста-
навливался, когда дело касалось смерти.
Борьба со смертью обычно казалась. невоз-
можной. Однако, несмотря на такое обще-
распространенное представление, еше в ‹<а-
мые древние времена были известны по-
пытки оживить людей после констатации
смерти.

Эти попытки были, безусловно, глубоко
эмпиричны, ибо в те далекие времена еще
ве были известны законы отмирания орга-
низма и законы его нормального существо-
вания. Нередко умершего человека били
крапивой, секли розгами, прикладывали го-
рячие хлебные корки и теплую глину к
его телу, пытаясь таким путем возбудить
в нем жизнь. Дошли сведения о том, что
применялся метод вдувания воздуха изо
рта врача в рот пострадавшего. — предвест-
ник развившегося много лет спустя мето-
да. искусственного дыхания.

С развитием знаний о строении и функ-
циях человеческого тела, стремление вос-
становить жизненные функции организма
приобретают более обоснованный характер.
Этому много способствовало развитие ме-
тодов, направленных Ha восстановление
остановившегося дыхания и прекратившего
свою деятельность сердца. Оживление изо-
лированных, т. е. вынутых у трупа органов,
значительно расширило представления о
механизме умирания целого организма.

Перзый, кто добился оживления сердца,
вынутого у трупа человека, был А, А.
Кулябко. 3 августа 1902 г, он оживил
сордие трехлетнего ребенха, умершего на-
кануне. В 1906 г. Денекс и Адам сообщи-
ли о случае оживления сердца казненного
человека. Тот же Кулябко в 1908 г. ожи-

вил голову собаки, пользуясь солевыми
рзстворами.

Однако, несмотря на это, почти до на-
тих дней существовало представление, что
наука еще не в силах понять и познать

ОАО Е ОВО ОЕ NE

смерть и ее законы. Восстановление жиз-
ненных функций организма разные авторы
описывали как случайные, интересные
Факты в области медицины, и только. Си-
стематическая борьба < умиранием обычно
нигде не проводилась.

Широко и регулярно изучаются в нашей
стране законы умирания и восстановления
жизненных функций человеческого Opra-
низма. Материалистическая диалектика по-
зволила советским ‘ученым глубже понять
эту новую отрасль медицинской науки.

Именно у нас возникло представление о
смерти, как процессе, представление о том,
что после остановки сердечной деятельно-
сти и дыхания еще не сразу наступает
истинная смерть, что некоторое время после

: ;

Es

В. А. НЕГОВСКИЙ.
Фото Т. МАЯТ.

этого организм находится в своеобразном
промежуточном состоянии, когда еще не
угасла полностью жизнь всех тканей и ор-
ганов. Это состояние теперь называют кли-
нической смертью.

Если врач в это время не примет мер для
удержания жизни, то клиническая смерть
перейдет в истинную, или биологическую,
и тогда никакое вмешательство врача уже
ни к чему не приведет. Пока период. клини-

ческой смерти еще невелик — 5—6 минут.
Но если прибавить к нему длительный пе:
риод агонии, предшествовавший смерти,
когда врач также зачастую уже бессилен по-
мочь, то получатся довольно значительный
интервал, когда с помощью особых методов
можно вновь заставить жить умирающих или
только что умерших людей.

Удлинение срока клинической смерти ста-
новится в настоящее время уже довольно
реальной задачей: сводится она к тому,
чтобы задержать отмирание тканей — и, в
первую очередь, наиболее чувствительных
клеток мозга. Нервная система отживает че-
рез 5—6 минут после остановки кровообра-
щения.

Известны многие случаи смерти еще до-
статочно, казалось бы, крепких и здоровых
людей, которые в силу какой-то быстро раз-
вивающейся болезни или тяжелого ранения
погабают далеко не исчерпав всех своих
физических сил. Нет оснований сомневаться
в том, что такую необоснованную смерть
наука будет побеждать. Вместе с тем со-
вершенно естественно, что невозможно ожи-
вление людей, у которых имеются несовме-
стимые с жизнью ранения, либо необрати-
мые нарушения жизненно важных органов.
Ученые стоят лишь у истока науки, побе-
ждающей смерть. Но уже и то, что извест-
но сейчас, позволяет более обоснованно
и эффективно лечить людей, находящахся
„в состоянии агонии или клинической смерти.

Решению этой проблемы созетские ученые
уделили не мало времени и сил. Наиболее
ощутимые результаты получены лишь в по-
следние дни благодаря работам лаборатории
доктора медицинских наук В. А. Неговско-
го и его товарищей: А. И. Макарычева,
М. И: Шустер, М. С. Гаевской, Е. М. Сми:
ренской, М. И. Теличевой и других:

Исследования начались в’ 1936 г. Негов-
скому удалось тогда оживить собаку.
В опытах других ученых собаки, хотя
и оживали, но жили потом лишь несколько
часов или дней:

В настоящее время доказана возможность
восстановления жизненных функций орга-
низма людей, находящихся в состоянии аго-
нии или клинической смерти, и разработана
методика возвращения к жизни. Она до-
ступна для каждого врача, работающего в
этой области. Самый способ восстановления

жизненных функций состоит в следующем:

если под большим давлением ввести в арте-

и

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
трудовых резервов —

29-44; о
53305. : Типография газеты «Правда» имени Сталина, У

Москта, 49. Улица «Правды», л. 24. 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56: es
Д 3-31-06; учащейся молодёжи—Д 3-87-43; отдел крестьянской молодёжи Д 3-33-58 и 3-34.23; Gene anne

—Д 3-36-89 и ДЗ 31-79;
литературы и искусства—Д.

3-31-94: отдел информации—Д 3-33-49;

3 отдел пропаганды и агитации — Л 3-37-29;

рию кровь против естественного тока крови,
то этим путем можно достигнуть попадания
крови в так называемые коронарные сосуды
остановившегося сердца, обеспечить таким
путем питание сердечной мыпщы и тем са-
мым побудить ее к деятельности. Если
одновоеменно с этим, ритмически, под опре-
деленным давлением и в определенном ко-
личестве, вводить воздух в легкие через
специальную трубку, вставленную в дыха-
тельное горло. то этим путем можно достиг-
нуть возникновения как бы особых нервных
токов, идущих от легочной ткани к дыха-
тельному центру, расположенному в. мозгу,
и этим вызвать его к деятельности.

В случаях, считавшихся до сих пор без-
надежными, Неговский и его товарищи, при-
меняя разработанную ими методику, дости-
гали успеха, т. е. вновь возвращали людей
к жизни. Так был спасен и Черепанов, о
котором мы рассказали в начале этой ста-
тьи. За время работы ‘на’ фронте бригада
В. А. Неговского 51 раз применяла свой ме-
тод восстановления жизни. В 12 случаях
В. А. Неговскому и его сотрудникам уда-
лось полностью восстановить угасающие или
уже угасшие. жизненные функции. Все 12
раненых были затем эвакуированы в тыл
в хорошем состоянии.

Несколько советских врачей во время
войны с белофиннами и в нынешней Отечест-
венной войне применяли метод артериаль-
ного нагнетания крови с целью восстанов-
ления жизненных сил организма‘и в неко-
торых случаях добивались успеха. Однако
большой процент неудач этих опытов об’-
ясняется прежде ‘всего тем, что артериаль-
ное нагнетание крови не может быть само-
стоятельным методом, а является лишь ча-
стью, хотя и существенной, комплексного
метода возвращения к жизни, предложен-
ного Неговским. Доклад доктора медицин-
ских наук В, А. Неговского о. резуль-
татах фронтовых работ ето бригады
был недавно с большим интересом вы-
слушан на заседаниях Ученого совета ВИЭМ
я Хирургического общества. Было от-
мечено, что. некоторые разработанные в ла-
боратории и проверенные на фронте опыты
восстановления жизненных сил организма
уже в настоящее время могут быть исполь-
зованы в практической медицине с целью
лечения безнадежных случаев, т. е. случаев
агонни и клинической смерти

Г. МЕТЕЛЬСКИЙ.

комсомольской жизни — Д 3-81-39:

отдел рабочей мололйжи —

ВСТРЕЧА ЮНЫХ

В минувшее воскресенье на москов-
ском стадионе «Динамо» состоялся
товарищеский матч между юными фут-
болистами Свердловска и Москвы
(общество «Трудовые резервы»). Эта
встреча прошла живо. Команды пока-
зали хорошую игру. Первый тайм пе
дал результата. Во втором тайме мяч
дважды побывал в воротах свердлов-

На снимке: момечт
Фото В. КАЛЮЖНОГО.

aa

чан.
игры у ворот
свердловской команды

Спортивный день

Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 11 сентября. (Наш корр.)
Вчера в Ленинграде был большой спор.
тивный день. Он начался в 11 часов утра
и закончился вечером.

° На Малой Невке -

Впервые за время войны ленинградские
гребцы встречали у себя московских греб.
цов. На Малой Невке состоялся ‘традици-
онный матч. С интересом прошли соревно:
вания женских двоек и четверок. В ‘обоих
заездах со старта вперед выходили ленин-
градки и две трети дистанции лидировали
гонку. Но на финише они уступали пер:
венство москвичкам. Победителями Ha ou.
ночках «скиф» вышли москвичи А. Смир-
нов и М. Щукина.  Командное первенство
завоевали гребцы столицы.

Старты легкоатлетов

На стадионе Ленина проходили соревно-
вания на первенство профсоюзов по легкой
атлетике. Заслуженный о мастер спорта
Алексеев {«Зенит») метнул гранату на 75
метров и колье ва 61 метр. Чемпион СССР
Шехтель («Буревестник») толкнул ‘ядро на
14 метров 38 сантиметров.

Z 4:0

Всеобщее внимание привлек футбольный
матч между победителем «Кубка CCCP»
командой «Зенита» и командой «Динамо».

Встречу выиграли футболисты «Зенита» со
счетом 4:0.

15-кипометровый пробег

Белыьшой интерес вызвал традиционный
21-й пробег из Удельной в Ленинград ва
приз спортивного общества «Спартак»
Старт взяли 18 человек. Первым финиши-
ровал В. Гордиенко («Динамо»). 15 кило-
метров OH пробежал за 48 минут 4 се.
кунды. у

и
Всесоюзные рекорды

`Шелешневой

БАКУ, 11 селтября. (Наш корр.). На за:
кавказской спартакиаде с большим усе:
хом выступила московская спортсменка Зн-
наида Шелешнева («Зенит»). Она установи
ла три новых всесоюзных рекорда в плава-
нии вольным стилем. 800 метров она прошла
за 12 минут 34,3 секунды, 1000 метров за
15 минут 55,7 секунды и 1500 метров — за
24 минуты 2,5 секунды. Прежние рекорды
призадлежали К. Алешиной (Ленинград).

—о—-
На первенство Москвы по футболу

ДВА МАТЧА о

Два матча на первенство Москвы по фут-

У состоялись 10 сентября. На стадионе

«Динамо» играли «Спартак» и «Торпедо», на

стадионе парка МВО—команды Авиаучили-
щаи «Крылья Советов».

После дождя поле стадиона «Диламо» ста:
ло скользким. Но это не помешало футбо-
листам показать, особенно в первом тайме,
хорошую и быструю игру. Команда «Тор:
педо» выступала в несколько измененном со-
ставе: отсутствовал Пономарев (его место
занял Г. Жарков), на правом краю появил-
ся новый для Москвы футболист Василий
Панфилов. Спартаковцы играли-в своем луч-
шем составе. р

На 9-й минуте Г. Жарков, получив подачу
справа, сильным ударом посылает мяч в во:
рота «Спартака». 1:0. В дальнейшем авто:
заводцы, несмотря на явное превосходство,
так и не смогли увеличить число. забитых
мячей. :

Перерыв. Свыше 40 тысяч зрителей, прн-
сутствующих на матче, живо обсуждали ис-
ход первой половины встречи. (Сумеет ли
«Торпедо» сохранить преимущество? Или,
может, спартаковцы от обороны перейдут к
наступлению?

Второй тайм. Снова нападают автозавод:
цы. Но их атака была кратковременна. Ини:
циативу перехватывают спартаковцы. Они
стали чаще появляться на штрафной площад:
ке «Торпедо». На исходе 11-й минуты полу:
защитник «Спартака» Малинян великолеп
ным ударом в правый угол ворот забивает
гол. Счет сравнен. События на поле разви
ваются с молниеносной быстротой. Воодуне-
  вленные успехом спартакозцы устремляются
к воротам «Горпедо». Но растерянность
спартаковских нападающих у ворот протил-
ника, их неумение бить по воротам лишают
ксманду «Спартака» возможности добиться
успеха. Восполнить недостатки спартакоз-
ских форвардов взяла на себя защита «Top:
педо», забившая вскоре гол... в свои ворота.
«Спартак» повел. 2:  .

После этогс «происшествия» игра прнияла
острый характер. Несмотря на усилия обенх
команд, счет остался неизменным. Спарта
ковцы ушли с поля победителями.

Футболисты общества «Крылья Созето?
добились победы над командой „Авиаучили”
ща со счетом 2; 1,

Сейчас впереди идет команда «Спартака»,
нмеющая 13 очков, на втором месте «Ди

намо-1»—12 очков, дале
‚ далее pile:
до» по 10 очков. АР

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Vian, № 545,

О ааа Ne