От трудящихся торода Сумы и Сумской области

товарищу СТАЛИН

Дэрогой нал: отец, мудрый учитель, слав-
ный освободитель!

Сетодня-—в годовщину освобождения нас
от ярма немецких оккупантов мыллервое ‘сло-
во пламенной благодарности шлем Вам,
‚ Иосиф Вибсарионович, Вам, любимый вождь
и лучший наш друг. ь

Пол Вашим мудрым руководством Врас-
ная Армия смела с земель Сумщины мерз>
ких разбойников и возвратила нас`в вели-
вую и дружную семью свободных советских
народов,

Освещена солнцем, овеяна счастьем была
наша жизнь ло войны, Тяжелым колосом
знумели необозримые колхозные нивы. На
зеленых лугах пасливь бесчисленные та-
буны скота. Десятки заводов перерабатыза:
ля благородные тары колхозной земли,

В тысячах школ, детских салов и. яслей
училась п воспитыватась, росла ‘и развива-
`щась весвлая и жизнерадостная детвора—
палежда отцов и государства:

ЗИлть было хорошо, работать было’ рало-
стно. Чесни з вольном труде и зажиточной
жизни звучали в. городах п селах.

Ну черные тучи, надвинувшиеся с. запа-
ха, принесли вам горе и смерть. Орды фа-
шистеких сулостатов ворвались в наш край.
Они пришли, чтобы поработить. превратить
в рабов советских людей, пограбить нашу
землю. Тяжко стонала ограбленная, но непо-
коренная украинская земля. Не слышно бы-
ло песен, мертвыми были: наши города в
села, тажелый гнет, мрак и темнота. гоепол-
ствовали всюду, 0, сколько страданий испы-
тали мы. советские люди!

Немцы истязали, расстреливали людей,
сжигали, уничтожали все, что было создано
нашим трудом. Но они не еломили нас, не
покорилиеь мы —— сумчане. Надежда жила
в наших сердцах. Мы твердо знали и верили,
что старший брат наш, великий русский
народ, не оставит нае на растерзанне. пем-
пам, что Вы, наш родной отец и вождь,
Иосиф Виссарионович, освободите нас из
тяжелой неволи. Ветер с востока был вам
желанным и близким, ибо он приносил ху-
новение с земли сталинской, укреплял
нсутраченную надежду. И мы не ‘стали на
колени перед супостатом-немцем.

В памяти нашей жили образы героев на-
родных, которые в боях с захватчиками за-
щищали свободу и честь ‘нау. В густых
лесах. в глубоких ярах собирались: народ-
ные метители Ha бой за наши нивы, за звон-
кий детский смех, за юный счастливый на-
пев, за славный пламенный труд.

Далеко за пределами Советского Сохоза из-
вестно имя легендарного командира парти-
занского соединения, нашего бесстрашного
земляка, дважды Героя Советского Союза
Силора Артемьевича Вовпака. Исполненные
лютой ненавистью к захватчикам, зажжен-
ные сильным гневом за горе народное, пря-
несенное немцами, дружно били врага пар-
тизаны. От одного имени партизанского ге-
нерала Сидора Артемьевича Ковпака дрожа-
ли немцы. Около 10 тысяч километров по
тылам противника в битвах прошел мо Ук-
Таине со своими отрядами Ковпак. 18 ты-
сяч немецких разбойников уничтожили сум-
ские партизаны — преданные сыны украин-
ского народа.

По всей линии фронта, от Bexero хо
Черного моря, в рядах непобелимой Крас-
ноя Армни отётаиваля и отстаивают неза-
висимость социалистяческого отечества вы-
ны и дочери Сумцины. Мужеством в бес-
странтием прославилея дважды Tepaii Co-
ретского Союза Степан Павлович” Супрун,
татеповекие колхозники Герон  Совегекого
Союза отец и сын Соколы, Герон Сюветеко-
го Союза гвардии майор Иван Моноеевиз
Терман, гвардии лейтенант Сергей Дени-
сенко и другие. Сумшина дала десатеи Ге-

‚ роев Советского Союза.

Прошел год, как священная наша зем-
пя очистилась от немецкой погани. Не зная
траха, бьют наши братья немецких  хищ-
ников нз фронте, не щаля сил трудлщиеся
Сумщины взялись за возрождение разру-
енното фалгистами народного хозяйства.

В свсем предыдущем письме к Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, мы обязались
провести весенний сев ранних зерновых в
сжатые сроки — в течение 10—12 дней
и на высоком агротехническом уровне. 910
обязательство трудящиеся Сумщины зыпол-
нили, а Путивльский, Роменский, Вонотог-
ский и Белопольский районы сев захончи-
ли за 3—10 лней, значительно перавытол-
НИВ ПЛАН. i

Мы брали обязательство посеять и 96-

работать 20.000 гектаров сахарной свеклы..

И мы ем выполнили.
Это нам нелегко далось, но никакие
трудности не запутали налг нарол. Не бы-

a0 лошадей для вомашки полей — кол-
хозники приводили своих коров, нетоета-
вало рабочей силы —- прихолилн Ha pa-

боту старики и подростки. Под алугом и
лопатой черными глыбами покорно ложи-
лась плодородная земля. В хороше обра-
ботанную землю палало  дородное зерно,
чтобы, впитавши в вебя жизнетворную си-
лу земную, сторицей отилатить 3% наш
трул. Гудят на нивах тразторы, старатель-
HO п заботливо собранные умелых рука-
‘MI TPARTODPACTOB:

о

Колхозницы артели. имени 7-го злу
рал Конотопекого района Меланья Втучко-
ва и Оксана Mosropa #3 своих коровах
вспахивали по полторы нормы. Сотни гекта-
ров было воколано вручную во многих
колхозах. Только одна бригада Марфы Го-
лушко из артели имени Чапаева та же
района всвонала лопатами 60 гектатов.

Победителем в. первом ‘туре социзлисти-
ческого соревнования ‘вышла Леболинская
МТС. А бригада Якова Шульги вырабо-
тала по 1.242 тектара Ha каждый трак-
тор и сэкономила 119 центнеров” герюче-
10. Мы в сжатые сроки провели вегелний
сев, посеяв 533.033 гектара зерновых,
вкиюлнив на 104 продента плановое 3а-
jaune. Добротно обработали свевловичные
плантации. я Е

Колхозы и совхозы, поднявшись & жиз-
fu, енова стали фабриками хлеба, свеклы
и конопли Jaa страны. А возрожлевные
нама 57 МТС помогают хоброкачаственно
обрабатывать ‘земли и собирать потатый
урожая. i

Освобожденная ет немецкого ига №91х03-
ная земля дала богатый урожай. По 21
пентнеру зерна с гектара получмот кол-
хозники артели «Комушет» Катанского
сельсовета В.-Писаревского района. Самоот-
верженно работают наши люди Ha уборке
хлеба, `

От ‚ старого 10 малого -—— все вышли
в поле` заботясь о том, чтобы каждый коло-
cor урожая был собран. От заря до зари
работают колхозники на колхозных нивах.
Велопольские колхозницы первой бригады
артели «Нове життя» Короткова и Мазина
навязывали по 1920 снопов в день. За семь
лней убрали с 5.320 гектаров озимые хлеба
колхозники Дубовязовского, района. По 06-
ласти мы выполнили план уборки урожая
на 89,4 процента.

На свекловичных плантациях‘ созревает
вырашенная заботливыми руками сахарная
свекла, урожай которой будет собран в
ближайшее время. Она будет переработана
на заводах, возрожденных из развалин, и
снова во все концы страны потечет из Сум-
шины белое золото. Во всех колхозах есть
теперь по две— три животноводческих фер-
мы. Для государства будет мясо, будет мо-
локо. булет кожа и шерсть. Включаются в
работу завод 3a заводом — машинострои-
тельные. сахарные, спиртовые. кирпичные.
Открываются новые пехи и мастерские. По-
стахановски трудятся работники и работни-
пы. Из 511 предприятий, работавиих в
1941 голу, мы восстановиля 420. Возрож-
денные Сумско-Степановский, Чупахивский
сахарные заволы уже дали Красной Армии
и стране много вагонов сахара. ~=—

Не прекрашаем заботы и о кадрах. Рабо-
чей силой обеспечили мы нашу промы-
ленность. В шахтах Донбасса и Криво-
рожья работает около 20.000 наших земля-
ков. Многие из них стали уже знатными
людьми. Анна Шимко. Наташа Бондаренко,
сестры Вравченко являются мастерами угля
в дни Отечественной войны.

Мы также заботимся и о наших вуль-
турно-бытовых условиях. Только в самом
областном центре отстроено 199 ломов для
размещения учреждений и 619 квартир, в
воторых живут семьи защитников Отчизны
и стахановцы прелириятий. ie

Забурлила жизнь в школах, техникумах
и институтах. В учёбных заведениях снова
сядут за столы и парты студенты и Уче-
ники в новом учебном голу. В каждом селе
уже работает клуб или изба-читальня.
Возрождаются ‘библиотеки. Работалот теат-
ры и кино. Здраветвует и развивается ©0-
ветская культура. Она бессмертна, как и
бессмертен советский народ.

Во всех отраслях нашей жизни включи-
лись в работу молодые кадры. Отечествен-
ная война закалила их, любовь к Отече-
ству дает им силу. Большевистская партия
воспитывает их и учит трудиться. Но мы
знаем, дорогой Иосиф Виссарионович, Что
сделано еще ‘очень мало. Слишком велики
раны, причиненные нам фацтистскими вар-
варами, Не успели мы их залечить за один
год. .

Планемея Вам, что в долгу перед Отчиз-
ной не останемся. Приложим все усилия—^
хозяйство возродим. Еще
чем ло войны, будет наша жизнь. Еще 09-
гаче будут урожаи золотых хлебов. Еще
больие будет расти плолово на деревьях,
еще пышнее зацветут нанги луга. Во много
раз говысится продуктивность екота. 0т-
строим все разрушенные и построим новые
заволы. Везде цветами будут засажены на-
ши улицы и парки. Мы ни на минуту не
забываем того, что война продолжается,
что враг не добит, и клаянемея прило-
жить все усилия, чтобы ускорить разгром
врага.

Знамя Отчизны будем держать высоко и
непоколебимо! ›

Слава налей освободительниие — непо-
бедимой Красной Армии! :

Слава нашему старшему брату — вели-
кому русскому народу!

Слава Вам, наш вождь и друг!

_ Живите же, Иосиф Виссарионович, для
Saad H побед трудящихея долгие и долгие
голы!

{Письмо принято трудящимися горола Сумы и области на торжествен-

ных собраниях и митингах,

посвящённых годовщине освобожления

Сумщины от немецких захватчиков). 1

2 сентября 1944 года.

*

ДОНБАСС. — Быстрыми
темпами заканчивается
строительство  крупней-
шей шахты коксующахся
углей № 13-бис треста
«Созетскуголь». Самоот-
верженио трудится Ha
строительстве шахты мо-
лодежная бригада Ма-
рии Сальковой. Бригада
ежедневно “выполняет
норму на 180—200 про-
центов. На снимке (спра-
ва налево): бригадир
М. САЛЬКОВА, К. КО-
НОВАДОВА, В. ЕЩЕН-
КО, О. МИЛЬНИЧУК,
П, ГОЛУБ на строй-
‘тельстве. . т
Фото Р. ЛАГРАНЯ.

ес

Комеомольцы Колымы —
= thpowty

Колыма — северо-восточная окраина
Советского Союза.

Этот далекий край нашей страны
чрезвычайно богат ценными природны-
ми ископаемыми, имеющими большое
оборонное значение. - ;

Коллектив Дальстроя успешно выпол-
няет и перевыполняет. свои месячные
планы. В этой напряженной работе, как
и по всей нашей стране, большую роль
играет многотысячный коллектив ком-
сомольцев, молодежи. Большое коли-
чество бригад об’единяет в своих рядах,
несколько тысяч молодых людей.

Хороню работают комсомольцы Юго-
Западного горнопромышленного упраз-
ления. Центром этого управления яЕ-
ляется поселок Сеймчан, находящийся
на 64 параллели. На предприятиях на-
него управления, на всех его фабри-
ках и рудниках комсомольцы стоят в ряду
лучших тружеников. : a

Замечательно работают бригады ком-
прессорщиков ‘рудника им. Лазо. Оки
обеспечивают постоянное: давление сжа-
того воздуха в 5,6—5,7 атмосферы при
норме в 5 атмосфер. Такое давление
дает возможность бурильшикам успеш-
но’ обурнвать забой. Каждый компрессор-
щик обслуживает 3—4. компрессора, то-
гда как раньше обслуживал не больше.

ны

лучше и ярче, `

двух. Лучшие компрессорщики — мо-
лолые стахановцы’ И! крабко и Миха-
лев: : : ;

Работая в глубоком тылу, располо-
женном от фронта на расстоянии свыше
10 тысяч километров, комсомольцы ла-
  лекого Севера все свои силы отдаюг

делу победы.
i В. ТРИФОНОВ.
Сеймчан, Хабаровский край.

a Hac

je

4О вагонов леса

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 12 сентября. (Наш
корр.). Сюда из Кемского лесокомбината
прибыло 40 вагонов леса, заготовленного на
воскресниках трудящимися. Карело-Фин-
ской ССР. Полученный лесоматериал’ пой-
дет на. восстановление и строительство
школ, детских яслей и детских садов
Днепропетровска и других городов области.

Детям Севастополя

ФРУНЗЕ, 12 сентября. (Наш корр.). Ра-
ботники дошкольных учреждений ilepso-
майского района города Фрунзе’ собрали
5.000 рублей на восстановление детских
садов Севастополя. Деньги, а также не-
сколько тысяч. детских книги игрушки пе-
oe севастопольскому детскому саду
- 9% 0. у

о :
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
ПО ВОПРОСАМ МАТЕРИАЛЬНО-
БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ

OPOHTOBHKOR

ВИЕВ, 12 сентября. (ТАСС). Состоялось
республиканское совещание заведующих
военными отделами обкомов ВП (б)У и заме-
стителей прелселателей исполкомов област-
ных советов депутатов трудящихся по госу-
дарственному обеспечению семей военнослу-
жещих. С докладом 9. материально-быто-.
вом обеспечении семей фронтовиков выету-
пил заместитель Иредседателя Совнаркома
УССР: т. .Карававв. ь

—= Семьи защитников Родины, — гово-
рит локладчик, — окружены всенародной
заботой и вниманием. за носледние 7—8
месяцев от трудящихея республики посту-
пило в фонд помощи семей военнослужащих
около 18 миллионов рублей. Колхозы засея-
ли в этот фонд 18 тысяч гектаров продо-
вольственных культур. _ :

В Сталинской области женам и ролителям.
бойцов Нрасной Армии выдано в порядке
влиновременной помощи 6 миллионов py0-
тей, 557 тени зерна; 664 тонны овощей,
43 тонны молочных продуктов, 366 голов
скота. Семьи фронтовиков получили 12 ты-
сяч квартир. Трудхящиеся Днепропетровской
области собрали в фонд помощи семьям
фронтовиков 2,5 миллиона рублей. 0собо
нуждающиеся семьи получили единовре-
менную помощь деньгами и продуктами. Им
выдано 687 тонн овощей. мяса, жиров, от-
ремонтировано и прелоставлено 76 тысяч
квартир. Сейчас в колхозах области прово-
дится обмолот зерна с участков, выделен-
ных в фонт помощи семьям фронтовиков.

=

К районным

Это свперы — труженики войны. Оки первыми идут по военн
запалов, от мин и от разбитой техники врага (снимок слева).
“Гвардии подполковник Янис ЧАЧА раз’ясняет

АБЕЛЬТИНУ (снимок справа).

Каждый боец, каждый офицер, сражаю-
юшийся в Прибалтике, помнит 1941 год, ког-

да у памятвика «Русалки» отряд балтийнез
дрался против немцев. ворвавшихся в Тал-
лин. Разве можно. забыть, как в Минной га-
вани остались шесть моряков, чтобы обес-
печить. эвакуацию. женщин и ‘стариков! Не:
менкие мотоциклисты тогда были уже в
Нема. У мшистых стен Вышгорода умирали
последние защитники столицы Эстонии, a
в Минной гавани на высоком молу стояли
женщины и дети. Медленно таяли уходящие
в даль дымки транспортов. В воздухе но-
сились фашистские бомбардировщики, а не-
менцкие танки с трудом продвигались узки-
ми улицами Таллина.

Женщины и дети опоздали на последние
гранспорты, уходящие в Ленинград. Но их
не бросили. За ними пришла «каэмка», и
пока шесть моряков на подступах к Мин-
ной гавани с одним пулеметом и гранатами
сдерживали натиск врага, на «каэмку». по-

садили всех женщин и всех детей. А моря-.

ки — шестеро простых, хороших ребят — во
имя спасения женщин и детей отдали свои
молодые жизни. :

Немцы нанадали на беззащитные гран-
спорты, везущие раненых и женщин. Не-
мецкие подводные лодки выходили в ата-
ку на эти корабли. Самолеты со свасти-
кой на крыльях бомбили. и штурмовали их
Море кипело от осколков. В такую пору
думать бы каждому о своем спасении. Но
не свойственно это русскому моряку..:

Маленький плот. На нем лежит пожи-
лая, с распущенными волосами женщина.
Рядюм с ней, цепляясь за платье,—две де-
всчки. Вокруг плота плывут десятки лю-
дей. Среди них минер Василий Громов.

— На катере — крикнул OH проходив-
шему мимо «Морскому охотнику».

— Есть на катере!

— А ну, давай сюда... Г :

И когда «Морской охотник», ведя огонь
из пулеметов по немецким самолетам, по-
дошел ближе к плоту, кто-то из командо-
ров радостно крикнул:

— Братва, так ведь это Васька Громов.
Жив!..

Ему кинули конен.

— А их? — Громов показал на. плот, на
женщин и стариков. у
‚‹ Люди на «Морском охотнике» стояли,
сняв зюйдвестки..

— На катере нет ни одного ‘свободного
места, — сказал боцман:
+= Сажай женшин и’ детей, — влаетно
крякнул Громов.

И катер взял женщин и детей, всех тех,
кто был на плоту, и тех, кто плавал во-
круг. А в воду спрыгнули семь матросов,
ранее подобранных «Морским охотником».
Ови прыгнули за берт, уступая место жен-
щинам.

Случайно матросы остались живы. Их
пслобрал транспорг «Казахстан».

И сейчас среди болот и низкого’ чахлого
кустарника севернее Тарту мы встретили
моряков во главе с Василием Кромовым. Он
сиделу землянки, 24-летний седой минер и,
слегка склонив голову, прижавшись щекой
к бзяну, вполголоса пел старинные тягучне
матросские песни,

Василия тянуло на море. Он вспомнил,
как в первый раз пришел во двор школы в
Кронштадте, Первое время ему не давали
ленточку, ‘и он ходил в бескозырке без
тенточек. И вот теперь Громов вам стал
бывалым воином. Два боевых ордена на
его груди.   Е

Моряки Балтики познали ‘все: и бессон-
ные ночи, проведенные на Синявинских бо-

ЕЕ

‘совещаниям учителей

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО

До нашествия немецких захватчиков нат
Тубенский район по праву мог гордиться
своими школами, На всю Полтавевую 06-
ласть славилась, например, срелняя школа
№ 4 в Лубнах. В прекрасном каменном зда-
нии были оборудованы учебные кабинеты,
светлый и вместительный спортивный зал,
превосходный зрительный зал. Биологиче-
свий кабинет представлял собой небольшой
ыкольный музей, в химическом— можно бы-
ло производить сложные опыты и анализы.
Не только в’ городе, но и в Снетине, Волче-
ке и многих других селах за последние го-
ды были построены отличные школы.

Как черная туча, навиела над нашей
родной Лубенщиной: немецкая неволя, длив-
шаяся долгих два года. Лучшие школьные
здания были заняты гебитскомиссарами, ко-
мендантами, гестаповцами. Крики и стоны
доносились до каждого, кто приближалея к
школьному зданию в Ольшанке. Здесь истя-
зали пленных красноармейцев. :

В, сентябре 1943 гола войска 1-го Укра-
инекого фронта освободили Лубенский райан.
Вместе с передовыми частями Красной Ар-
Mau прибыли в город работники райкома
партии, райкома комсомола. Мы ехали ули-
цами города, слывшего одним из самых при-
тлядных на Украине. Теперь`он был обра-
щен в груды пепла и битого кирпича.

Убегая, захватчики подналили 34 школь-
ных здания. Гитлеровцы уничтожили 15
школьных кабинетов, 3.200 парт. Лить в
отдельных селах. например в Биевцах, учи-
телям удалось спасти школьное добро: би-
блиотеки, учебные пособия.

Горько было видеть всё это, но мы не ону-
стили рук, а тотчас же принялись 38 росста-
новление, Из развалин учащиеся вместе с
учителями извлекали уцелевшие учебники
и обломки парт. Бомсомольцы Лубенской
средней школы оботли всех родителей, со-
бирая мебель. В начале октября учителя во-

шла в классы, в школе началея учебный
год. Ученики сидели на табуретках, на лав-
ках, на поленьях. Вместо досок висели чер-
ные клеенки. Но одна за другой начали
свою работу десятки школ. :

В 1944/45 учебном году в районе будет
работать 3 средних школы, 20 семилетних,
28 начальных.

Большинство наших школьников будет

заниматься в первых четырех клабсах. По-
этому мы уделили большое внимание органи-
зации пнонерской работы. Для всех школ
выделены  ппонервожатые. Недавно они
©’ехались в Лубны на семинар, В его про-
грамме: вопросы политического воспитания
детей, организация игкольной художествен-
ной самоделтельности, строевая подготовка,
работа с книгой, привитие трудовых навы-

ков и др.

Здесь мы, комсомольцы. ждем серьезной
помощи от работников отдела народного об-
разования и школьных работников. А не ce-
врет, что в районном отделе народного обра-
зования всю работу с пионерами считают пе-
ликом комсомольским делом. Руководители
районо не побывали ни в летних лагерях, ни

‘на семинаре пионервожатых.

На сентябрьеких учительских совещаниях
будут обсуждаться решения ХИ ‘пленума о
работе комсомольских организаций в школе.
Здесь перед нами еще непочатый край рабо-
ты;
Железнодорожная школа в Лубнах — одна
из лучших. Нои в ней во время весенних
испытаний сказалась пагубная погоня за
процентами успевающих. Преподаватель ли-
тературы т, Хмелевский при оценке пись-
менных работ руководствовалея только изло-
щением темы, пропуская явные ошибки —
грамматические и синтаксические. Пришлось

заново проверять все работы и давать им но-

вые, более об’ективные оценки. А. ведь этот
факт прошел мимо комсомольской организа-

Герсически т
обстанозку ‘гвардии капитану Ка
Фото военного корреспо

широкие,

родину,
Анной

мого младшего сына — рика.

гебит светлый ус Василия Громова.

—К дому идем, с тоской и надеждой

‘говорит Анн1.— К дому...

Сейчас все испытанное ею кажется тя-
желым сном. И смерть детей, и побои в ла-
гере, и 18.000. умерших в лагерях русских
людей, и подневольный труд у помещика-
немца Эдуарда Бутса. Анна Рыбакова идет
к дому, в Полновский район. Немцы сожгли
ее деревню. У нее нет ни чашки, ни вилки,
нет ни. лошади, ни коровы, Но она идет к
дому, она все может, у нее хватит сил сно-
в: заводить хозяйство, снова ‘строить кол-

хезную жизнь.
Глядя на нее, на

перехода.., и
* у

Шормит Балтийское море, Гудят на его
просторах холодные осенние ветры, В море
выходят советские корабли, с аэродромов
торпедоносцы,
Немцы цепляются за’Прибалтику. Немец»

поднимаются балтийские

кий генерал Шернер, командующий север-
ной группой, издает приказ за приказом,

угрожает расстрелом всякому, кто покинет

свой пост. Но разве можно сдержать «де-
вятый вал», разве можно сдержать ярость
Залтийцев, познавших переход из Таллина,

оборону Даго и Эзеля, славные ‘дни Хан:

KOBCKOH эпопеи? . ыы :

Балтийцы ничего не забывают, они пом“
HAT, Kak, овладев Петродворном,) Стрель-
ной, Териоками, немцы хотели зажать наш
флот в тиски блокады, прервать ком-
муникации ` Ленинград — Кронштадт, В те
дни переход через Морской канал был
труден и опасен. И только ночью «каэмки»
и катерные тральыцщики дерзали прорываться
Морским каналом. ~

Теперь отважные балтийские летчики
псявились над логовом‘ немцев, над Восточ-
вой Пруссией, над. всеми неприятельскими
морскими коммуникациями. Не раз выле-
тали наши летчики в`сторону Мемеля, рас-
положенного в. юго-восточной, части Бал»
тийского моря, у северного входа в Куриш-
Tap. Здесь у врага находилась база нпод-
водных лодок и тральщаков.

Пути подвоза в Прибалтику находятся

под мощными ударами Балтийского флота.

Немцы бросаются в контратаки, пытаются

морем вывезти награбленное из Эстонии. Но
близок день, когда вновь по улицам Тал:
лина пройдут русские солдаты и моряки,

пройдут Василий Громов и его товарищи,

И Балтийское море—море русской славы—
навсегда очистится от врага.

Старший лейтенант М. КУРГАНОВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

ции учителей, где секретарем т. Романюта.

После ХП пленума ЦЕ ВЛКСМ хлиректера
школ тт. Сапа, Котек, Иващенко активно
участвуют ‘в работе школьных комсомоль-
ских организаций. Вместе с комеомольцами
обсуждают они, достоин ли тот или иной
школьник быть членом ЛАСМУ. Однако так
обстоит далеко не везде.

В 23 средних и семилетних школах у нас
создано всего 7 комсомольских организаций.
А ведь 48 учителей — комсомольцы. Вме-
сте с районными и сельскими комсомольски-
ми организациями они должны помочь во-
влечь в ряды Ленинеко-Сталинского комсо-
мола передовиков учебы, школьных автиви-
стов, тех из них, кто в дни немецкой окку-

нации доказал свою преданность матери-

Родина. . :

В конце прошлого учебного года мы прове-
ли смотр художественной самодеятельности
учащихся. Хорошо показали себя ансамбли
Чубенской средней школы, струнный школь-
ный оркестр села Новаки, хоры и солисты
железнодорожной школы. В новом учебнсм

году комсомольцы должны быть запевалами

во всей внеклассной работе. Мы ждем, что
учителя помогут создать в школах не только
художественные, но и общеобразовательные
кружки: исторические, литературные, юн-
натовские и другие.

Наща украинская земля, родные наши
Лубны хранят следы исторических событий.
Почему бы школьникам под руководством

историков, географов, знатоков истории род-

ното края не только провести экскурсии но
историческим местам, но и заняться сбором
материалов по истории Отечественной вой-

‚ны с немецкими захватчиками?

Школьные комсомольские организаций
должны использовать все возможности для
того, чтобы расширить кругозор молодежи,
возбудить у нее жажду знаний. Многие на-
ши школьные кружки потому не ПОЛЬЗУЮТСЯ
успехом, что их актив не проявляет инициа-
THRE.

А возможности велики. В нашем городе
расположены госпитали. районе pa-
ботает геологическая партия нефтераз-

ым дорогам Советской Ла
быюотся B
лва АНСИС и гвардии лейтенанту Эдуарду
идента «Комсомольской правды» И. ШАГИНА,

егодня по этим освобожденным от вра*
га дорогам илут естни женщин с детьми, ©
тяжелыми узлами за плечами. Они возвра*
щаются из Литвы, Латгалии, Эстонии на
на Псковщину. С одной из. них —-
Рыбакозой—разговорился Василий
Громов. Шла Анна издалека, из лагеря пол
Бежицами. Ноги ‘ее босые, избитые камня-
ми, распухли от дальней дороги. Девять
месяцев кормилась Анна одним клевером,
потеряла двух детей, Я лишь  са-

Каким-то
чудом уцелел малыш. И вот сейчас, усев-
luigeb Ha колени незнакомому дяде, он те-

Юрика, Василий Гро-
MOB еще сильнее почувствовал“ большую
правду войны, Ведь на войне частенько
бывает не так, как хочешь. Мечтал воевать
на море, а вот пришлось’ сражаться на суше.
Ню и здесь для него фронт — борьба за Тал-
лин, борьба за русскую женщину-мать, ко-
торую он спасал еще во время талдлинского

Кой ЛАТВИИ

и

о

ия:

твии, шаг за шагом освобождают их от
за‘ свою Родину ‘гвардейцы-латыщи,

Солнечное утро. `Мерно постукивая нь
шиной, вверх по широкому Волхову идет
пароход «Форель». Выкрашенный в серы
маскировочный цвет, “OH почти сливается
‹ водой. На. палубе молодые колхозницы,
Они едут восетанавливать’ древний Нозм.
ред, варварски ‘разрушенный немецким
захватчиками. я

Пароход! причаливает к берегу, По узко
тропинке пассажиры. поднимаются к кре
лю. На его стенах — следы снарядов,

У подножия звонницы лежат громадные
колокола. Их сюда привезли недавно,
Почти три года они были скрыты в земле
и на дне Волхова. Туда их спрятали перу
приходом немцев. Отдельно’ лежит гигант. /
ский вечевой колокол; его язык весит,
36 пудов. После ремонта звоннипы коло:
кола будут установлены на свои места.

Немцы умышленно оскверняли кремль,
Софийский ‘собор, поражающий своей в.
зичественной красотой, благородством ли.

горючего, а затем — в морг для убитых

пробиты стены и купол. Погибла часть
старинной стенной росписи. В соседнем со
бэре немцы устровли конющни, в Граномь
той палате — ресторан,

Сейчас. уже началось восстановление
кремля, Идет сборка памятника These
летия России. Он был разобран немцами,

Каждый день в город приезжают все №.
вые и новые партии’ восстановителей, в
большинстве  — посланцы сельских коме
мольских организаций Новгородекой обла
сти, В: Новгороде они учатся строительных
специальностям, ‘становятся  штукатураня,
плотниками, каменщиками. Молодые новго-
родцы все свое свободное время отдают
восстановлению города. Лучшие строители,
кАк, например, молодежная смена комсомолхи
Ульяновой, занесены на городскую доску по.
чета; Уже восстановлен стадион. На нем с,
стоялась пеэзвая спартакнада.  Открылиь
кинотеатр, школа, i

Ожнвленно в горкоме и обкоме ВЛКСМ,
Сюда ежедневно приходит много молодежи
32 помощью, советом, за путевкой на важ:
нейшие восзтановительные работы,

г. Новгород. А. ВАХОВ,

——

Озеленение Ленинграда

‚ЛЕНИНГРАД, 12 сентября. (Наш кор)
Началось восстановление парков, сквёро
садов Ленинграда, °потибших во врем
блокады. Уже посажено 2.090 деревьев
23.000 кустов много цветов.

——-

Е в
Памяти великого баснолкоца
АШХАБАД 12 сентября. (Наш корр),

Общественность Туркмении готовится до
стойно отметить столетие со дня смери
И. А. Крылова.

К юбилейным дням будет выпущен спе
циальный номер туркменского журнал
«Совет Эдебияты». Союз советских пис!
телей Туркмении совместно с Институт
истории языка и литературы филиала Ак
демии наук подготавливают к изданию
сборник басен И. А, Крылова на туркмен:
ском языке, В книгу войдет также статья
о жизни и творчестве великого баснопис
ца, В государственной библиотеке откры:
вается выставка произведений И. А. Кры.
лова.

В день юбилея в Ашхабаде состоите
торжественное собрание и’ литёратурно-хУ’
дожественный вечер с участием литерато:
ров и лучших артистов столицы. Во Двор
це пионеров будет устроен общегородской

костер, посвященный памяти И. А. Кр
лова,
ААА

охотно побывают у школьников, расскажу
о своей работе и боевой деятельности, \
встречи с бывалыми людьми всегда инте.
суют молодежь, пробуждают у нее стремле.

солдат и офицеров.  Тяжелыми снарядами”

т

^ ee,

. № OP a B ПЯТИЙСКОМ Новгород сегодня.

лотах под Ленинградом, и лыжные походы
нс зимней Ладоге, и бескрайные опаленные
просторы Исковщивы, и дороги фронтовые,

ний, гитлеровцы ‘превратили в склад для ~

ние стать такими же, как ее герои. Илейне “%

воспитание молодежи в условиях 0о6в0бдд-
денного района —— задача наиболее аклумь
ная. И чем более живые формы мы изборе,
тем лучших результатов достигнем.

Все эти вопросы мы поставим на обеужт,
вие районных учительских совещаний, 91
бы в новом учебном году комсомольская р
бота в школе стала еще более содержатель- >
ной и полноценной.

В период подготовки к районным совета
ниям инструктора и секретари райкома пе

‘бывают в школах и колхозах, где работали

школьники. Мы намечаем созвать совещании
секретарей школьных организаций с т
чтобы опыт лучитих стал общим достояние»
Большую работу предетоит нам провести ие
учителями; Они вправе пред’явить районий
комсомольской организации серъезный сч .
мало мы еще помогали учительству. недоста
точно занималиеь его бытовыми условиями
культурной жизнью.

Советская школа за годы войны пе
строила свою работу. Серьезные изменений
внесли в работу комсомольских опганизаций
школы решения ХЛ пленума ПК ВКО,
Но кое-где эта перестройка носит форныу
ный характер. Наша задача — деталь
ознакомить учительство с решениями ill
пленума. Дело не в формальной перем
внешних отношений комсомольцев и учит
леи. но в глубоких изменениях веего 004  {
жания комсомольской работы в тиколе,

До сих пор еще мало заботы о шеслах пре
являют. комсомольские организации наши
предприятий, совхозов и колхозов, В пом
учебном году мы должны добитьея здесь 1
иттельного перелома. ь

Таковы задачи, которые пам надо ремит®
Мы стремимся, чтобы вместо с всзрожде
нием всей жизни на освобожденной 36й
наши школы хорошо обучали и вопит
вали детей.

=

<

Николай ТРОЦЕНКО,

секретарь Лубенского райкома ЛКСМУ.
Полтавская область.

ведки. Герои воздушных боев, командиры
артиллеристы,  ученые-геологи — pce они