м: /

te a

_ СИЛА

Великая Отечественная война явилась
серьезным испытанием моральных и физи-
ческих сил нашегф народа, проверкой неру-
шимой мощи и крепости еоветекого строя,
невиданного в исторни единства фронта п
тыла, армии и народа,

В самоотверженной работе  советекого
тыла для нужт Красной Армни громалная
роль приналлежит колхозному ‘крестьянег-
ву. В докладе о 26-й годовнине Великой
Октябрьекой сопиалистической революций
товариш Сталин лал яркую характерясти-
ку силы и жизненности колхозного строя,
патриотизма колхозного крестьянства, rpd-
малного значения колхозов для побелы нах
гитлеровской Германией.

Волхозы прочно вошли в быт советека-
то крестьянина; колхозники героичееки от-
стаивают свою Советскую Родину, отдают
Bee силы лля окончательного разгрома врз-
га.

Эти величайнгие уснехи, достигнутые
в результате мудрой политики нашей
партии в деревне, являются прежде
всего следствием коренного улучшения всей
жизни нашего крестьянства. Это улучше-
ние произошло при советской власти бла-
годаря переходу от мелкого единоличного
хозяйства к Ерунному коллективному хо-
зяйству. Ярким примером этой коренной
перемены может служить история озвого
русского села Шиловекого района Рязаз-
свой области.

До Октябрьской революции жители села
Санского всегда  белствовали. Помение
Подлазов олин захватил влвое больше зем-
ли, чем имели 918 крестьянских дворов.
На кажлое крестьянское хозяйетво прихо-
длилось в ереднем `по четверти коровы, по
половяне свиньи и по одной овпе. 82 про-
цента крестьян не знали грамоты. В селе
не было ни иколы, ни читальни, ни боль-
ницы. Но зато имелось шесть кабаков.

Советская власть передала крестьянам
свла Санского две с половиной тысячи га
земля. Помешик исчез. Легче стало жить
крестьянам. Охнако еще в 1926 году боль-
шинотво крестьян села Санского имело
свой хлеб только ко «рождества». Нехва-
тало семян, тягла, инвентаря. Многие вы-
нуждены были сдавать свою землю в арен-
ду кулакам. Чересполосипа мешала ввете-
нию правильного севооборота. Поэтому ypo-
жаи были очень низкими, а тяжелый кре-
отьянекий трул—малопроизвелительным,
Ерестьяне искали выхода из такого пало-
ления, Выход указали советская власть,
большевистская партия. 1929 тоду в
cele организовалась  сельскохозяйствелная
артель. Скоро в неб, в колхоз имени Вя-
рова, вступило большинство крестьян села.

Посмотрите теперь «на село Санекое —
его He узнать. В центре белеют красивые
здания: колхозный клуб на 600 меет, биб-
лиотека и читальня в 5 тысячами кнаг,
больница, детские ясли. срелняя школа,
радиоузел, Дом обороны. Нал хомами возвы-
шаются силосные башни и волокачка. В
длинный рял выстроились 18 скотных тво-
рюв на полторы тысячи голов. скота. амба-
ры, склалы, полные зерна и всякого х0б-

‘ра; ‘мельница, просорушка, кузница и 10у-

гие постройки. Поля обрабатываются и уби-
раютея тракторами, комбайнами, У ‘колхоза
есть своя сложные машины, собственные
автомобили. Колхозники собирают невялан-
ные на’ рязанской земле урожаи — no 100,
a переловые бригады по 130—200 пулов
зерновых, свыше 3 тысяч пулов карто-
феля с га. Уже в 1935 году денежные
дохолы колхоза перевалили за миллион руб-
лей, Колхозники получили на трулолень пе
3.5 килограмма зерна, по 13 килограммов
картофеля, много овощей, кормов лля лич-
Horo скота и денег, :

В 1920 голу село не могло прокормить
себя. Ав 1942 голу колхоз имени Кирова
сдал госуларетву 3.965 пудов зерна, евы-
ше 24 тысяч пудов картофеля. около трех
тывяч пулв мяса, много шерети, меда, и
колхозняки получили вловоль прохуктов на
трулолни. В личном хозяйстве кажлого чле-
из артели есть корова, свиньш, овцы, ку-
ры; Вее лети колхозников ходят в началь-
ную я среднюю школу. Безграмотное когда-
то село дало стране 9 инженеров, 27 тах-
‚виков, 13 агрономов, 6 врачей, 33 учн-
теля, 5 художников, много работников го-
сударственного аппарата, командиров Крас-
НОЯ Армии,

Село Санское — ne исключение. Таких
сёл и деревень у нае тысячи. Через
колхозы советские крестьяне пришли

& обеспеченной и культурной жизни.
Эта жизнь покоится Ha незыблемой 06-
нове-—сониалистической, общественной с0б-
CTBEHHOCTH на орудия и средства произвот-
ства, обеспечена всем экономическим и по-
литическим. строем Советского госуларетва.

Перехол в коллективному хозяйству
привел к коренному изменению сознания
крестьянина,  переставшего быть мелким
собственнаком, ставшего активным, заиз-
тересованным строителем сопиалистическо-
то хозяйетва. Вот почему колхозы ТАБ
близки и тороги крестьянам. Вот почему
врестьянетво так кренво держится 33 кол-

х9Зы. 2
it

Tie же причина такой разительной пере-
мены, такого резкого повышения матери-
ального и культурного уровня совет-
ского крестьянства? Эта причина кроет-
ся в том громадном повышении производи-
тельности труда крестьян, которое праизо-
ло в результате перехола к коллективно-
гу хозяйству. Сравнение статистических
данных о производительности мелких ети-,
ноличных крестьянских хозяйств в 1922-——
1925 годах и колхозов в 1937 году дает та-
кую картину: один рабочий день, затрачен-.
ный крестьянином на производетво зерна,
в елиноличном хозяйстве давал зерна в тря
раза меньше, чем один рабочий день крэ-
стьянина в колхозе.

Итак, поя колхозном строе производи-
тельность труда уже в 1937 году повыси-
ль в три раза. А «произволительноеть
тоула-— учит нас Ленин/— эт, в 10-
следнем счета, самое важное, самое гдав-
Hoe для победы нового общественного
строя». Колхозный строй победил в деревне
именно блатодаря тему, что этот строй
создал горазло более высокую произволи-
тельность трута.

Это хорошо выражено в простых словах
украинского колхозника Игната в повести
Б. Горбатова «Непокоренные». Игнат долго

противилея вступлению в колхоз, как его  ”

вн уговаривали. о и

В помощь пропаландисту

— А на седьмой гол, — говорит Игнат, —
Я сам пришел в колхоз... И так кинул, и
так положил, —выходит, в колхозе выгод-
нев.

Украину заняли немцы. Они обещали
лать Игнату земли в собетвенность. Но оз
не захотел. Игнат говорит:

— Ая мужнк. Я в эту землю корнями,
вогтями, дуцюю в20с... И вся моя жизнь в
ней же... Мне без земли нельзя! А только
единоличной земли мне не надо. He вы-
годно мне. Не подходит. Морока. И мач-
таб не той. Моей хозяйской душе 623 кол-
хоза теперь жизни нема.

Ради колхоза Игнат илет на героический
поступок. По решению колхозников он пэ.
ступает 5 немпам старостой, чтобы, свабо-
тируя немецкие распоряжения, спасти кол-
х03. Игнат терпит от немцев лютые муче-
ния, но колхоз Игната живет-—подпольно,
а живет! Все колхозное добро припрятано.
Немцам не даль ня зерна.

Tit

Еели мы теперь спросим, каковы же при-
чины невиданного роста производительно-
ети труда в колхозах, то должны булем
назвать две главные причины: во-нер-
вых — свободный — коллективный труд
нолхозниноз на самих, себя и лля укрепле-
ния своего собственного госуларства; во-
вторых— массовое применение крупной
машинной техники в колхозах,

Известно, что совместный, правильно 00-
ганизованный трул многих работников 1a-
&т больший результат, чем труд в олиноч-
у такого же количества работников. Эта
истина блестяще подтвердилась на практи-
ке колхозного строительства. первых же
лет. Уже простое соехинение трула и не-
сложных средств производства многих кре-
стьянских хозяйств в олном коллективном
хозяйстве дало значительное повышение
производительности крестьянского труда,
позволило намного увеличить посевные
плошали,

«Чем об‘яснить этот ‹«головокружитель-
ный» эффект? — говорил товарннг Сталин
В своей речи на конференции аграрняков-
марЕсистов в 1929 году. — Тем, что “pe-
стьяне, будучи бессильны в условиях ин-
ливилуального труда, превратились в ве-
личайшую силу, сложив своя орудия й
об’единявигись в колхозы. Тем, что кре-
CThAHe получили ` возможность —0брабо-
тать трудно обрабатываемые в условиях
инливилуального труда заброшенные земля
и целину».

Впоследствии на основе коллективной
работы в колхозах розникли и получили
широкое распространение новые, вопиали-
стические формы труда — ударничество,
еспиалистической. соревнование и, еще позд-
нее, стахановское движение передовиков
сельского хозяйства. Все это также намно-
го повысило производительность трула в
леревне.

Но ведь колхозы не только осуществили
простое соединение рабочей силы и кре-
стьянеких средств пронзводства, а и при-
менили на своих полях крупную машин-
ную технику.

Напомним, что еще в 1928 году три
четверти крестьянских хворов вовсе не упо-
требляли сельскохозяйственных MAINE, а
27 процентов хозяйств не имели ни инвен-
Tapa, ни рабочего бкота. Только об’единение
в воллективные хозяйства, только соеднне-
ние елиноличных полосок в крупные зе-
мельные массивы позволило воем крестьянам
воспользоваться выгодами современной ма-
инной техники. А выгоды эти огромны.
Вот один пример. Братья Оськины, знат-
ные комбайнеры Илекской МТС Чкалов-
свой области, на сцене хвух комбайнов при
мощном тракторе убрали в колхозах за
лин сезон 5 238 га зерновых. Чтобы вы-
полнить эту работу на простых машинах,
потребовалось бы 1.637 человек, 373 л0-
шади, 25 жаток, 25 молотилок, 25. вея-
лок, 40 сортировок. При ручной работе по-
требовалось бы 3.323 человека.

Крупное коллективное хозяйство, орга-
низованное на основе применения  ма-
шинной техники, дает колхозникам несгра-
ниченные возможности для повышения
урожайности полей на основе введения пра-
вильного севооборота, повышения качества

ЖИЗНЕННОСТЬ КОЛХС

прошлую мировую войну посевная площадь
по зерновым культурам сократилась к 1917
голу на 10 млн, та. Значительно снизилась
при этом урожайность по всем сельскохо-
зяйственным культурам, Особенно сильно
пострадало крестьянское животноводство.
Все вто привело к серьезнему недостатку
продовольствия в стране и крайне тяжело
отразилось на положении крестьянских
Macc, особенно на сульбе соллатских жен и
влов с детьми: сплошь да рядом им не оета-
валось ничего другого, как побираться по
мвру, : ;

В Созетеком же государстве при кол-
хозном строе крестьянекое хозяйство, в
условиях тяжелейшей войны, не только не
разрушалось, а, наоборот, продолжало все-
стеронне развиваться. За голы войны пл0-
щадь под зерновыми (за вычетом временно.
оккупированных районов) растирялаеь на
»

3 процента. Особенно увеличился посев

яровых хлебов, в частности  крупяных
культур: по рясу — на 22 процента, во
просу — на 37 процентов, по. гречихе —

на 78 процентов. Увеличилось также по-
толовье крупного рогатого скота. овец и
&0З.

Это об’ясняется тем, что колхозы, как И
совхозы, являются социалистическим, пла-
нозым хозяйством. Даже уход значительной
части колхозников и мобилизация для нужд
Фронта части живой и механической тяги не
внесли расстройства в такое крупное обще-
ственное хозяйство, каким являются наши
колхозы,

Советские крестьянки — жены и мата-
ри, сестры и дочери воинов Красной
Армии — с успехом стали на место муж-
чин, ушедитих на фронт, смело приняли на
себя всю тяжесть ведения сложного и
многообразного коллективного хозяйства.
Важнейшую роль на колхозных полях стала
играть молодежь — девушки и подростки.
Они сели за руль трактора, ветали за штур-
вал комбайна, возглавили  полеводческие
бригады, повели решительную борьбу за
высокий урожай, за высокую  продуктив-
ность колхозного производства. В резуль-
тате привлечения этих новых, ранее нс-
использованных  резерРов  матернальное
благосостояние многих колхозов и самих
волхозников не только не ухудшилось, a
наобсрот, поднялось,

Приведем характерный пример. Волхоз
имени Горького в Алтайском крае ло войны
засевал 960 гектаров. А в 1943 голу, не-
смотря на значительное сокрашение рабо-
чей силы и механической тяги, колхоз со-
брал хороший урожай с 1.500 гектаров. До
волны у него было 120 голов крупного ро-
гатого скота, а теперь — 226 голов: до вой-
ны было 300 овец, а теперь — 715; до вой-
ны было 12 свиноматок, а теперь — 78.
Колхоз лал Красной Армии 45 лучших ко-
ней, а конское поголовье у пего Все же уве-
Личилось.

Благодаря колхозам оказалось возможным
массовое развитие новых сельскохозяйет:
венных культур на Востоке страны. Tax,
была перемещена в паши среднеазиатские
респубдики основная база свекловодства.
Так, были значительно расширены посевы
зерновых культур и махорки на востоке.

обработки почвы, улучшения ухода за по-.

севами, применения всех достижений пе-
реловой агрономической науки.

Но откула же крестьяне взяли мошную
и разнообразную технику, столь облег-
чившую их труд и  обогатившую их
жизнь? Эту технику дало им Советское
государство. Под эуководством партии  е0-
ветский народ создал могучую отечествен-
ную инлустрию, организовал массовое про-
изволетво новейших сельскохозяйственных
машин. Советекая власть через свои МТС
предоставила их в респоряжение крестьян.

Советское крестьянство, построивитее свое
хозяйство, свою жизнь на основе общест-
венной, социалистической собственности и
коллективного труда, неразрывно связало
свою сульбу с сульбей Советского госулар-
ства, свой интересы-—е интересами всего
советского нарота в пелом.

«Нрестьяне Советсного Союза, — говорит
товариш Сталин.— преобразовавшие в го-
ды мирного строительства на обнове кол-
хозного строя отёталое земледелие в пере-
RoBoe сельское хозяйство, во времл Стече-
ственной войны проявили небывалое в
истории дерезни высокое сознание обшена-
родных интересов. Они самоотверженный
трудом на помощь фронту показали, что
советское крестьянство считает нынешнюю
войну против немиез своим кровным пе-
лом, войной за свою жизнь и езободу».

Иного пути у советского  крестьянетва
и не могло быть! Колхозы построены тем
самым поколением крестьян, которое 101
руководством рабочего класса активно 60-
ролось за созлание и упрочение советского
строя, которое убедилось на деле, что лишь
в колхозах завершилось освобождение кре-
стьян от нужды и экоплоатации, начатое в
Октябре. р

ТУ

Только такие педалекие и невежествен-
ные политики, kak немецкие фашисты,
могли рассчитывать Ha 10, что колхозы
«распалутся» при первых же ударах воен-
ной грозы. Наоборот, именно в дни Отече-
ственной войны протяв фашистекой Герма-
нии колхозы окрепли еще‘ больше, еще
убедительнее показали свои великие пре-
имущества перед мелким крестьянским хо-
зайством,

Война обычно действует разрушительное
на крестьянское хозяйство. В России за

АИ cy
а А

Влаголаря колхозному строю оказалась воз-
можной эвакуация многих сотен тысяч го-
лов скота из колхозов запалных районов в
колхозы восточных районов. Яено, что при
индивидуальном крестьянском хозяйстве по-
добные мероприятия были бы немыслимы,

«Известно, —говорит товариш Сталин, —
что в результате нашествия фашистских
полчищ наша страна была временно лише-
на важных сольскохозяйственных районов
Украины, Дона и Нубани. И все ше наши
колхозы и совхозы снабжали без серьез-
ных перебоев армию и страну проловольст-
вием. Конечно, без нолхозного страя, 623
самостверженного труда нолхозникев и
нолхозниц мы из смогли бы решить эту
труднейшую задачу, Если на третьем году
войны наша армия не испытывает недо-
статна в продовольствии, если население
снабжается продовольствием, а промышлен-
ность сырьем, то в. этом сказались сила и
жизненность колхозного строя, патриотизм
КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА».

Co временем будет учтена вся та колос-
сальная помощь, которую колхозное коесть-
янство оказало государству, Красной
Армии и освобождённым советским рай-
онам. Сейчас трудно даже перечислить
все виды и формы этой помощи, воз-
никавиие и возникающие по инициа-
тиве отдельных колхозов и колхозников
и затем быстро охватывающие все кол-
хозы, ‘всех колхозников. Сбор денег на по-
стройку босвых машин лля Грасной Ap-
мии, отчисление продовольствия из *код-
хозных и личных запасов в Особый фонд
Главного Командования, продажа государ-
ству огромного количества продовольствия
волхозами и колхозниками, сбор продо-
вольстрия в «Фонд здоровья защитников
Родины» и массовая посылка подарков
фронтовикам, засев срерхилановых «гекта-
ров обороны» и досрочное выполнение обя-
зательных поставок государству, приём на
воспитание детей-сирот и всесторонняя по-
мощь колхозам освобождённых районов —
вот далоко не полный перечень патриоти-
ческих дел, родившихся в глубине колхоз-
BEX Macc.

У

Олним из ярких показателей силы и
жизненности колхозного строя является воз-
рождение колхозов в освобождённых от
немцев советских районах.

Вот колхоз «Красный богатырь» Михай-
ловского района Воронежекой области.
Немцы разграбили его до основания. Но
как только Красная Армия прогнала за-
хватчиков, колхозники «Красного бога-
тыря» е небывалым воодушевлением взя-
лись за работу. Трудности сева были иск-
лючительные, Сеять приходилось по веено-
вспашке, а колхоз мог собрать лишь 12
лошадей да три десятка быков. Что де-
лать? Впрягли в плуги коров. Взллись 3a
лопаты. 460 тектаров вспахали` колхоз-
ницы на коровах!

Всходы дважды пропололи. В третий раз
провели сортовую прополку. И вот резуль-
таты: с тех же полей, на которых осенью
1942 года при немцах собрали по 5. центне-
ров с га ржи и по 1 центнеру с га пше-
ницы, колхозники осенью 1943 года сня-
ли с га по 12 центнеров ячменя, по 14 nenr-
неров пшеницы, по 15 центнеров проса, по
16 центнеров овса. Колхоз сдал в ond
Красной Армии 832 центнера пшеницы, 655
центнеров овса и ячменя, 475 центнеров
подсолнуха, 112 центнеров’ картофеля, мно-
го овощей и других продуктов,

Этот пример характерен для всех рай-
OHOB, освобождённых от немецких оккупан-
тов, Иепытав все ужасы рабеко-крепостни-
ческого трула пол властью гитлеровеких за-
хватчиков, советское крестьянетво ещё бо-
лее убедилось в том, что колхозный строй —
это его родное дело, что только в колхозах
возможна свободная, зажиточная и куль-
турная жизнь,

Q УТ

Колхозное крестьянство хорошо знает, с
какими трудностями строились колхозы,
какую огромную помощь в этом деле ока-
зали крестьянам Советское государство, ра-

бочий класс, коммунистическая партия. .

По совету великого учителя — Ленина
крестьяне начинали дело со снабженческо-
сбытовой кооперации, как наиболее просто-
го и хоступного каждому ‘землелельцу спо-
соба перехода к новому
строительству самих колхозов, этой высшей
ступени кооперации, крестьяне приступали
с товарищества по общественной обработке
земли, как наиболее простой формы коллек=
тивного хозяйства. По инициативе Ленина
рабочие, в порялке шефетва над колхозами,
братски помогали крестьянам строить новую
ЖИЗНЬ:

года, в самое трудное и тяжелое время борь-
быс кулаками, пытавшимися загубить кол-

строю жизни. №

советская власть проводила поля-
тику ограничения кулачества. В конце 1929.

Колхоз «Безбожник» Егорьевского района Московской области первым в своем
районе закончил сдачу хлеба государству. Комсомольская организация колхоза
получила перзходящее Красное Знамя МК ВЛКСМ. На снимке; секретарь комсо-
мольской органазации колхоза Рая ЮРИНА и звеньевая молодежного звена

высокого урожая Нина ШИЛКИНА.

Фото М. БУГАЕВОЙ.

хозное дело, партия, рабочий класс по ини-
циативе товарища Сталина помогли кре-
стьянам сломить сопротивление кулачества.
В связи с ростом колхозов и совхозсв совет-
ская власть перешла к политике ликвида-
ции кулачества Kak класса на основе
сплошной коллективизации. Рабочий класс
послал в деревню 25 тысяч лучших своих
представителей, чтобы оказать крестьянам
непосредственную помошь в борьбе с кула-
ками, в организации колхозов. :

«Это был глубочайний революционный
переворот, — указывается в Кратком курее
истории ВЁП(б),— ...равнозначный ‘по сво-
им поелелствиям революнионному переворо-
ту в октябре 1917 года». Самое отеталое,
мелкое крестьянское хозяйство превратилось
в крупное общественное, высовомеханизи-
рованное производство, организованное на
основе передовой агротехнической науки,
стало ‘сопиалистической базой Советского
государства в обширнейшей и жизненно
вкной отрасли наролного хозяйства. Вре-
стьянство, самый многочисленный трудя-
щийся класс в нашей стране, стало иел-
хозным крестьянством — действительной и
прочной опорой советской власти.

Процесс колхозного строительств» был
трудным и сложным процессом. Волхозники
не имели еле опытных руководителей,
знакомых с ведением крупного, колхозного
хозяйства, не умели правильно ‘организо-
вать коллективный трул, справедливо рас-
прелелить свои лохеды. Враги народа ста-
рались сбить колхозников @ верного пути.
Пулацкие элементы проникали в колхозы,
чтобы взорвать их изнутри.

Партия; рабочий класе; Советское rocy-
дарство опять пришли на помошь колхозно-
му крествянству. Йо ининиативе товарища
Сталина (17 тысяч лучших больыневи-
ков были посланы в деревню для работы в
политотлелах при МТС ¢ залачей помочь
крестьянам очистить колхозы от кулацких,
‘вражеских элементов, сплотить вокруг боль-
шевистского ядра широкий беспартийный
актив, добиться, чтобы все колхозы по сво-
ему руководству стали большевистекими,
а Bee колхозники  зажиточными. При
содействии посланников партии — работ-
ников политотлелов — десятки тысяч кол-
хозников научились управлять коллэктив-
выми хозяйствами, колхозы тверло стали
на путь зажиточной и культурной жизни,

Советское правительство и Центральный

своего внимания к практическому руковод-
ству колхозным строительством, помогали
крестьянству укреплять колхозы, повышать
Их продуктивность, воспитывали миллионы
колхозников в духе сопиализма. Шо пред-
ложению товарища Сталина УШ Чрезвы-
чайный Всесоюзный с’езл Советов вклю-
чил в Основной закон страны — в Вон-
ституцию СССР важнейшие положения о
колхозном. строе: о закреплении земли за
колхозами в вечное бесплатное пользование,
0 вооперативно-колхозной собственности, 0
вознагражлении труда по ето количеству
й качеству, о личном хозяйстве колхоз-
НИКОВ. : :

Во время Отечественной войны партия и
правительство продолжают неослабно забо-
титьея 0 колхозах, об улучшении работы
МТС, о расширении тракторного парка, при-
нимазот ‘серьезные меры для повышения
урожайности колхозных полей. Ярким сви-
детельством этой заботы является постано-
вление Совнаркома СССР и ЦЕ ВВП) о
плане сельскохозяйственных работ на 1944
год и о мерах повышения урожайности.
Вынолняя это постановление, советские и
партийные органы помогли колхозникам
по-боевому провести весенний сев, помогают
успешно заверить уборку урожая,

В освобожденных от немецких из-
вертов райднах советская власть, ком-
мунистическая   партия оказывают колхоз-
никам` великую помошь в восстановлении
колхозного и личного хозяйства путем бес-
платного отпуска строевого леса, долгосроч-
ного кредита, возвращения колхозного ско-
та его владельцам и широкой братской по-
мощи трудящихся лругих областей в поряд-
Ke шефства над восстанавливаемыми кол-
хозами. о

Вот почему теперь, в дни борьбы
с врагами нашей Родины, более чем
котла-либо сильна преданность колхозного
крестьянства советской власти, коммуни-
стической партии и крепок как никогда
братокий союз’ крестьян-колхозников с ра-
бочими. Loe

я

В первомайском. приказе товарищ
Сталин поставил перед советским народом
историческую залачу — очистить от фаши-
стёких захватчиков всю нашу землю, до-
бить немецкого зверя в его же соботвенной
берлоге. Ерасная Армия с честью выпол-
няет приказ Верхсвного Главнокомандующе-
ro, Влизох час нашей окончательной победы
над гитлеровской Германией.

Колхозное крестьянство, вместе со всем
советским народом, до конца выполнит свой
патриотический дол’—отдаст все силы для
полного разгрома врага.

В. КАРПИНСКИЙ.

р

Комитет партии и после этого не ослабляли.

В РОЛИ ПОСТОРОННИХ
НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ВЕЧЕРНИМИ
ШКОЛАМИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Прошло более двух месяцев, как в Во-
лотде получили постановление Совета
Народных Комиссаров Союза COP 06 opra-
низации вечерних школ сельской молодежи.
Срок более чем достаточный, чтобы не толь-
ко определить, тде и сколько будет создано
таких школ, но и начать серьезную подго-
TOBRY к их открытию: подобрать заведую-
щих, преподавателей, учесть юношей, де-
вушек, полростков, подлежащих обучению,
позаботиться об учебниках и учебных по-
собчях — словом, сделать все, чтобы сель-
ская молодежь могла организованно начать
учебу в срок, установленный правительст-
BOM.

Но в Вологде не торопятся. Областной
отдел народного образования смотрит на ве-
черние школы сельской ‘молодежи,
плохая мачеха на пасынков.

CHK Союза ССР обязал до 1 августа
определить по каждому району количество
школ, исходя из наличия молодежи, подле-
жащей обучению. кадров учителей, помеше-
ний. А в Вологяе только 21 августа принято
решение облисполкома об утверждении сети
школ и подготовке их в началу учебного
года. В результате большинотво районов
еще до сих пор не знает, будут у них
иколы сельской молодежи или нет, Даже в
таких районах, как Грязовецкий и Соколь-
ский, которые находятея рядом с област-
ным центром, и то ничего не делается,
чтобы организовать учебу молодежи села.

В областном отделе народного образова-
ния вам могут назвать только общее коли-
чество намеченных к открытию школ п
классов по области и «разверстку» по рай-
‘пам. Вав 2т0 ни странно, сеть иколо и
контингеят учантихея определены на осно-
ве данных, которыми располагало облоно до
войны. причем в облоно решили созлать
шкоты и классы только в 34 районах из
43 и установить количество учащихея
всего лишь в 2.150 человек. это составляет
[RO пятых молодежи, подлежащей обуче-
нию, 10. тем же устаревшим довоенным
данным. А ведь за время Отечественной
вайны в каждом районе сотни подростков
оставили школу и горят желанием пролол-
жать свое образование без отрыва от про-
изводства.

Руководители Вологолекого областного
отдела, народного образавания (а их примеру

Rak

следуют и районные отделы) придержива-
ются линии наименьшего сопротивления.

— А вдруг не справимся, — заявляет
зав. школьным сектором облоно тов. Бессо-
зова.— Надо посмотреть, что получится.

— Достаточно и одной школы ва пер-
BH ГОД. .& ПОТОМ откроем еще, — вторит
заведующая Вологодским районным отделом
народного образовалия тов. Пальникова,

Облисполком обязал облоно в 15 сентя-
бря укомплектовать школы преподавателя-
уи. Однако ло сегодняшнего дня ни в о0д-
ной школе не подобрано лаже заведующего.
Да, собственно говоря, и пункты-то школ
пи в одном районе окончательно не опре-
делены.

Спрашивается, котда же начнется раз’-
яснительная работа срели молодежи, прием
ее в школы? Ло каких пор облоно и район-
ные отделы народного образования будут
откладывать это большое государственное
дело? № нему должно быть приковано вни-
мание всей общественности. И первым по-
моником отделов народного образования
полжны быть комсомольские организации,
Оборудованием помещений, подбором препо-
давателей, приемом учащихся комсомоль-
ские организации обязаны заниматься со
всей энергией.

В Волотде, начиная с обкома комсомола,
не чувствуется комсомольской заботы об
этих школах. Поговорили на пленуме обко-
ма ВЛЁСМ об организании учебы сельской
молодежи и на этом успокоились. Что де-
лают райкомы комсомола, как занимается
школами облоно, в чем ему нужна по-
МОЩЬ — все это неведомо руководителям
Вологодского обкома комсомола. Они еше до
вих пор не решили, кто же должен зани-
маться вечерними школами на селе — от-
дел ли крестьянской молодежи или отдел
школ и пионеров.

Если областной отдел народного образо-
вания будет так же безответетвенно руко-
водить вечерними школами сельской моло-
дежи. & обком вомсомола не отойдет с по-
зиции постороннего наблюдателя, то тысячи

подростков Вологодской области могут
остаться за бортом школы. Этого допустить
нельзя.
С. МЕЗЕНЦЕВ.
Вологда. i

TKPEAMCTBIBAA AJIBBOM....

Передо мной альбом фо-
тографий воснитанников ре-
месленного училища № 11.

Перелистываешь  страни-
цы с аккуратно наклеенны-
ми снимками, и вспоминают-
ся близкие, знакомые люди.
Еще недавно они были под-
ростками, учились жизни, а
теперь сами вступили в
жизнь.

Радостные вести приходят
к нам с фронта. Слав-
ных,. честных, смелых ребят
воспитывает училище. Не-
даром девять учащихся на-
граждены орденами и меда-
лями Советского’ Союза.

...Открытое лицо подрост-

ка. Гимнастерка учащегося
ремесленного училища. И
рядом— другая фотография:
возмужалый воин в кителе
лейтенанта, На обеих фото-
графиях—Ваня Мартыненко,
наш бывший ученик, затем
мастер производственно-
технического обучения, за-
тем офицер Красной Армии,
кавалер дзух орденов.
‚ „-Смелое, энергичное лн-
цо. Это бывшая ученица,
ныне диспетчер одного за-
вода Лиза Ульянова.

Вспоминается прошлое.
Девушка пришла ‘ко мне
огорченной, со слезами на
глазах показывала путевку

на завод. Лиза нетерпеливо
ожидала того дня, когдаей
доверят блестящую  анпа-
ратузу гадиостудии. И
вдруг — цех, станки...

Мы долго говорили с ней
в тот вечер. С тех пор про-
шел год. Мы часто встре-
чаемся с Лизой на заседа-
ниях городского ‘комитета
комсомола. Девушка ожив-
ленно делится са мной сво-
ими успехами. От прежней
обиды не осталось и следа.

Когда в далекой Сибири
узнали о почине Екатерины
Барышниковой, многие ре-
шили последовать ее при-
меру. Среди них была и
Ли:а Ульянова, бригадир
молодежной бригады.

Недавно дирекция завода
доверила Лизе Ульяновой
работу диспетчера.

A. BOT другая фотогра-
фия—Леонид Пензов. Маль:
чик рано лишился родите-

лей. Детство его протекало.

в детском доме; Там же эн
получил первые навыки и в
ремесле. Поэтому, может
быть, он так быстро освоил
в училище телефонию.

Для фрезерования стани-
ны станка потребовалась
сложная фигурная фреза,
Внимательно осмотрев чер-
тежи фрезы. Леонид попро-

a ee

сил разрешения изготовить
нужные инструменты.
Это работа слесаря
четвертого разряда,—преду-
преждали Леонида. Но на-
стойчивый парнишка от сво-
его слова не отказался.
Две недели трудился он. над
фрезой, выпиливая напиль-
ником. зубцы сложной гео-
метрической фнгуры. И ког:
да все было готово, даже
знатоки не могли отличить
ее от фабричной. Так к про-
фессни связиста прибзви-
лась у Леонида ее одна
профессия —инструменталь-
щика. А затем он успеш-
но овладел  специально-
стью фрезеровщика. Ушел в
армию  мастер-столяр, и
Пеязов заменил  столярг.
Так за три с половиной года
Леонид стал  высококвали-
фицированным рабочим, сво-
бодно владеющим пятью
профессиями. Теперь он ве-
дущий мастер. механических
мастерских училища.
Много еще фотографий в
альбоме, и много воспомина-
ний связано с ними. Хоро-
ших специалистов, замеча.
тельных мастеров своего де-
ла воспитало ремесленное
училище связи № 11.

Мастер М. ПЕТРОВ.
г. Томск.

Ло следам неопубликованиых писем

В. колхозе имени ХУП партс’езда нет ком-

В колхоз имени ХУП партс’езда напразлен

сомольской организации. Нет комсомольских
организаций и во многих других колхозах
Издешковского района Смоленской области.
Никто не заботится о досуге мололых кол-
хозников. Молодежь предоставлена самой
себе. Райком ВЛКСМ, во главе с секретарем
т. Клименко, равнодушно взирает на это.
Вот о чем было рассказано в одном из писем,
поступивших в редакцию,

Письмо было направлено в Смоленский об-
ком ВЛКСМ, который расследовал изложен-
ные в нем факты. Факты подтвердились,

Сейчас бюро Издешковского райкома

ВЛКСМ приняло меры для улучшения ра-
боты среди сельской молодежи.

инструктор для создания первичной комсо-
мольской организации и налаживания мас-
сово-политической работы. Посланы 6 ком-
соргов для проведения такой же работы в
другие колхозы района. Сельской молодежи
будут прочитаны доклады на политические
темы,

RESSSSECTEACREL SSeS oS TRON R EAM E Sa eeD

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

13 сентября 1944 г. 3 стр.