Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). В опу-
бликованном сегодня сообщении штаба

верховного командования экспедиционных.

сил союзников говорится:

«Союзные войска пересекли границу ме-
жду Германией и Люксембургом и южнее
этого района соединились с союзными вой-
сками, продвинувшимися из Южной
Франции. В долине реки Мозель противник
продолжает оказывать упорное сопротив-
ление. Севернее этого -райбна крупные си-
лы союзников, которые ранее пересекли
германскую границу, находятся сейчас се-
веро-западнее Трира. Войска,  освободив-
шие город  Люксембург, ведуг бои с про-
тивником, стремящимся задержать  про-
движение союзных войск северо-восточнее
Мерша. В районе Арденн части союзников
добились успехов на участке близ Бастоня.
Союзные войска, продвинувшиеся южнее
Льежа, пересекли дорогу между Гарре и
Эвелем. Союзники заняли Герв, находя-
шийся в 10 милях к востоку от Льежа.
Кроме того, союзные войска достигли
Жюнреля, расположенного на дороге
Льеж—Тонгр. Несмотря на упорное сопро-
тивление противника, расширено предмост-
ное укрепление в районе канала Альберта.
Восточнее Гента освобождены Локарен и
Сен-Никола. Союзные войска, действую-
щие на побережье, достигли Бланкенберге:
В районе между Кале и мысом Гри-Не за-
няты Висан и Сангатт».

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре операций го-
ворится:

Взгимсотношения между
правительством и движением
сопротивления в Бельгии

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Обо-
зреватель агентства Рейтер пишет:

Доброжелательное отношение бельгийско-
го движения сопротивления к возвративше-
муся на родину бельгайскому правительству
не, лишено критического оттенка. Газета
«Фрон» — официальный орган бельгийско-
го фронта независимости (крупнейшая ор-
ганизация сопротивления, включающая в
себя группировки всех -демократических
партий, а также внепартийные местлые ко-
митеты сопротивления) — в своем первом
легально вышедшем номере поместила
статью, упрекающую «некоторые офици-
альные круги» во «враждебном недоверии»
к движению сопротивления. Бельгийского
министра юстиции Антуана Дельфос кри-
тикуют за его выступление по лондонско-
му радио, в котором он накануне вступле-
ния союзников в Бельгию предупредил дви-
жение сопротивления, чтобы оно не брало
в свои руки поддержание общественного
порядка, а предоставило все за«онным
властям. «Фактически, — пишег газета, —
Дельфос сказал нам: «Джентльмены, вы
нам надоели. Уходите прочь, да, пожалуй-
ста, поскорее». Движение сопротивления, —
продолжает газета, — никогда не имело на-
мерения занять место законной власти. Но
после четырех лет сопротивления врагу
патриоты не могут допустить, чтобы к ним
относились как к безответственным сеяте-

лям смуты>.
Е
Эвакуация немцев с острозов
Эгейского моря

АНКАРА, 12 сентября. (ТАСС). По све-
дениям из Измира, немцы эвакуировали
остров Хиос, уничтожив при этом все тяже-
лое вооружение и военные склады, нахо-
дившиеся на острове.

Немцы начали покидать также острова
Лесбос и Лемнос. Как сообщают, немцы
направляются с эвакуированных островов в

Салоники.
—о_-

Включение французских внутренних
веоруженных сил в состав
регулярной армии

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает, что началось вклю-
чение французских вооруженных сил вну-
три страны в состав французской регуляр-
ной армии. Глава военного ведомства Ан-
дрэ Дьетельм посетил в Париже казармы
французских внутренних вооруженных сил
и заявил последним, что они будут вклю-
чены в состав регулярной армии ча рав-
чых правах с другими частями и что офи-
церы французских внутренних вооружен-
ных сил после акта перелачи сохранят за
собой их нынешние звания.

УХУ х

После с’емки танковой атаки на 1-м Бело-
русском фронте, грязные и запыленные, мы
с оператором Посельским вечером верну-
лись в штаб корпуса. После обмена впечат-

лениями об атаке начальник политотдела
корпуса протянул мне телеграмму: «Немед-
ленно вылетайте в Москву». Очень не
хотелось уезжать с фронта, когда он
начал действовать. Но приказ есть
приказ. Ча следующий день в Комитете
по делам кинематографии мне заявили, что
на мою долю выпала почетная задача запе-
чатлеть на экране героическую борьбу юго-
славского народа. Мы с оператором Ешури-
ным едем в Югославию к партизанам. Надо
ли описывать мою радость?

Далеко от линии фронта в сумерках под-
нялся бомбардировщик, на борту которого
находились два советских оператора и груз;
шесть мешков кинопленки и киноаппаратура.

Необычайное заграничное путешествие
проходило без пред’явления паспортов на
румынской и болгарской границах. Немцы —
тогда еще фактически хозяева этих стран—
протестовали против этого, как могли,— по
самолету били из зениток, ловили его про-
жекторами, зо летчик умело бросал машину
в пике, делал головокружительные эволю-
ции, Фосфореснирующие приборы показали,
что самолет идет на снижение. Мы шли над
многострадальной Югославией. Коричневые
отроги гор, ярко освещенные луной, про-
бегали под самолетом. От этого феериче:
ского зрелиша отрывает голое штурмана:

— Приготовиться!

Открывается бомболюк; с трудом опускаю
в него тело. Сильный ветер прижимает к са-
молету. Вишу некоторое время на локтях и
по команде отрываюсь. Стремительно лечу
по ннерции за самолетом. Раскрываю купол
парашюта. Медленно приближаюсь к юго-
славской земле. Надаю в глухое ущелье.
Кругом громады снежных вершин.

Три часа я карабкатось по горам в надежде
найти аэродром, но безрезультатно. -Я стре-
ляю из автомата — условный сигнал, но в
ответ слышу только звонкое эхо. Но вот
издалека доносится собачий лай. Иду изви-
листыми горными тропами по ‘направлению
к нему. Когда теряю ориелтацию, снова даю
выстрел, и пес снова отвечает лаем.

Наконец, вижу за скалой большое строе-
ние. Всматраваюсь: нет ли немецких пат-
рулей. Поднявшись по лестнице, стучу в
дзерь.

— Конто?— доносится славянская речь.

— Русский офицер, — отвечаю я.

В доме сразу подымается шум. В дверях
появляется хозяин — серб. Он смотрит на

АДРЕС РЕДАКЦИИ; Москва, 40. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:
и резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи-—Д, 3-37-43;

58397.

Севернее Флоренции английские и аме-
риканские войска продвинулись от 2 до
3 миль и заняли высоту севернее верхнего
течения реки Сиеве.. 5-я и 8-я армии во
многих местах вплотную подошли к укре-
плениям «Готской линки» вдоль всего фрон-
та. В адриатическом секторе продолжают:
ся тяжелые бои.

В Восточной Франции 7-я армия устанс-
вила контакт с 3-й армией. Осуществляет-
ся дальнейшее продвижение к сезеру в
районы, откуда противник пытается зтвести
остатки своих войск. Заняв важный центр
коммуникаций Дижон, французские войска
продолжали развивать стремительное на-
ступленне; передовые отряды этих войск
лостигли Ис-сюр-Тилль в 14 милях от Ди:
жона. Преодолев незначительное созротив-
ление противника, союзники заняли Сом-
бернон. и

В результате столкнозенил с колоннами
противника в окрестибстях Отенав 40 ми-
лях к юго-западу от Дижона взято около’
3.290 пленных. Американ`кие войска до-
стигли окрестностей Весуля, продвигаясь
в сезерном направлении от рек Ду и Онь-
OH.

Германский гарйизон в Гавре
капитулировал

ЛОНДОН, 19: сентября. (ТАСС). Специ-
альный корреспондент агентства Рейтер,
находящийся при 1-Й канадской армии, со-
общает, что сегодня в 11 часов 30 минут
германский гарнизон в Гавре сдался ач-
глийским войскам.

Налеты на Рурскую область,
Пармштадт и Берлин

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Как
передаёг агентство Рейтер, английские
самолёты «Ланкастер» и «Галифакс» совер-
шили вечером 11 сентября налёт на 3 круп-
ных завода синтетической нефти в Рур-
ской области в Кастроп-Раукселе, Намене
з Hopactepre. т

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Cero-
дня официально ^об’явлено о том, что в
ночь на 12 сентября бомбардировщики
«Ланкастер» совершили крупный налёт на
промышленный и железнодорожный центр
Рейнской области Дармштадт.

Самолёты «Москито» совершили

на Берлин. :
Oo

Засепание. Ненсультаткзного
совета по вопросам Италии

РИМ, 12 сентября. (ТАСС). 8 сентября
в Риме под председательством представи-
теля Греции Георга Экзинтариса происхо-
дило 20-е заседание Консультатизного со-
вета по вопросам Италии. От. пятв союз-
ных стран присутствовали Васильев
(СССР), Кув де Мюрвилль (Французский
Комитет Национального Освобождения),
Ноэль Чарлз (Англия), Александ» Керк
(США), Махо Крек (Югославия). Вице-
председатель контрольной комиссии союз-
киков капитан Эллери  Стоун сделал до-
клад о недавних политических событиях в
освобожденной Италии. Полкозних Карло
Полетти выступил с докладом о пробле-
мах, касающихся военного управлептия со-

юзников.

Военные действия в Слевакки

ство Рейтер передает сообщеене чехосло-
вацких военных властей о том, что во
всем районе города Врутки происходили
ожесточенные бои. Отбито несколько вра-
жеских атак. Около Стречно, в 8 зилях к
западу от Врутки, чехословацкие парти-
занские части успешно участвовали в бое-
вых операциях. В районе Трштенна Турд-
ошин чехослозвацкие части удерживали
свои позиции.

о

Французские патриоты захватили’
пытавшихся бежать в Швейцарию
гестаповцев

ство Рейтер передаёт из Цюриха, что фран-
цузские вооружённые силы внутри страны
захватили При попытке бежать через
швейцарскую границу начальников геста-
пов Анмасе и Аннеси, совершивших много
зверств в департаментах Верхняя Савойя
и Изер.

налёт

мою форму, на-звездочку на малиновом око-
лыше пехотинской фуражки.

— Петокрака!— восхишается ол.

— Пятиконечная...— говорю я.

— Друже! — Сербский крестьянин обни-
мает меня и троекратно целует. Он пригла-
шает зайти в дом. Но оттуда уже высыпала
вся семья: жена, дочь, сыновья.

— Здраво, русский!

— Здравствуйте!

Мы целуемся, как родные. Моя фуражка
переходит из рук в руки.

— Живио Руссия, живио Црвена. Ар-
мия! — восклицают сербские друзья.

— Да здравствует свободная Югославия,
да здравствует Тито!-— отвечаю я.

Входим в дом-—кучу. Это оригинальное
строение. Все жилище представляет собой
большую остроконечную крышу. В нижнем
этаже содержится скот. В жилом помещении
посредине пола разложен костер. Спичек
нет, поэтому  его не гасят.

От костра подымается старший сын хозяя-
на. Он опирается на стул. Левая нога его
ранена.

— Германо суранили,— говорит он.

Он`показывает свою пилотку с пятиконеч-
ной звездочкой и две звездочки на рукаве—
это командир взвода партизан. И у других
членов этой семьи я вижу пилотки и звез-
дочки. Сербы расспрашивают о России, о
Москве, о Сталине и Красной Армии. Я рас-
сказываю о положении на фронтах, о восхи-
щении русских сопротивлением югославско-
го народа. . ‘

Я записываю в дневник: «9 июля. Село
М., Югославия». Дальше поошу хозяина на-
писать что-либо на память. Он берет мой
дневник и пишет: «Нашему русскому офи-
церу нашего наилучшего союзника и освобо-
дителя. Да здоавстзует Рубское войско и
все наши союзники».

В свою очередь он просит меня написать
ему на память. Я пишу: «Смрт фашизму.
Слобода народу. Живю Тито! Живела Гуго-
слави!а».

Потом мы идем к месту моего приземле-
ния и, уложив паравиот, направляемся в
штаб корпуса партизан. Это в десяти кило-
метрах отсюда. В пути по долине разбро-
саны редкие дома — кучи. Подходя к ним,
мои проводники кричат: «Русский офицер!
Русский офицер!» Из кучи выбегают кре-
стьяне, и снова начинаются приветствия в
честь России, Сталина и Красной Армии.
Далыше идем большой группой. Все воору-
жены, и каждый в честь русского офицера
стреляет в воздух. У большого села делаем
привал. Старики, женщины и девушки —

и

справочный — Д 3-30-56; секрета: — =
отдел крестьянской молодёжи—Д 3-38-38 ag 3-34-23; р ae

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

Части народно-освободительной
армии освободили 21 город и
крупный населенный пункт

ЖЕНЕВА, 12 сентября. (ТАСС). Как пе-
редают аз Югославии, в сообщении верхоз-
ного штаба народно-освободительнюй ар-
мии Югославии за 9 и 10 сентября гово-
рится, что на всем театре войны югослав-
ские части очищают территорию от окку-
пантов и предателей, освобождают города
и населённые пункты, дезорганизуют от
ступление немцев.

В Восточной Сербии части народно-осво-
бодительной армии очистили всю долину
реки Тимок и заняли штурмом главный
город Восточной Сербии Заечар, а также
город Княжевац. Взорваны железнодорож-
ные мосты близ Печеневаца и Грделины (на
реке Морава). В секторе Западной Моравы
освобождён город Байна Башта. Югослав-
ские части продолжают преследовать от-
ступающего на север противника.

В Черногории идут ожесточённые бои
с немецкими дизизиями, отступающими из
Греции и Албании.

В Западной Боснии после ожесточённых
ночных боёв занят горол Приедор, гарни-
зон которого насчитывал 7.000 немцев,
усташей и четников.

В Хорватии части народно-освободитель-
 ной армии освободили город Славонска-
Пожега и опорный пункт Дабар в Лике,
севернее города Оточац. :

За два дня боёв. по неполным данным,
убитд’ 1.172 немецких солдата и офицера.
Взято в плен 1.040 немцев.

—©—

Парижекая печать

60 ИЗМЕНЕНИЯХ B GOGTaERS
кабинета де Голля

cizo АФИ в обзоре парижской печати
указывает, что парижские газеты  публи-
куют подробные комментарии к сбобще-
нию о новом составе французского каби-
нета. Комментаторы некоторых газет счи-
тают, что восстановлено национальное
единство, тогда как по мнению других га-
зет республика в действительности еще
не восстановлена.

Габриэль Робинэ пишет в газете «Фи-
таро»: «Мы имеем теперь кабинет нацио-
нальбого единодушия». :

Газета «Франтирер» считает, что респуб-
лика создана. на бумаге, но не в реальной
жизни. «Мы, люди левого направления, —
продолжает газета, — мечтали о чем-то бо-
Ase волнующем, более народном». Указав,
что бывшие министры Петэна разгулива-
ют еще на свободе и что сотни прелате-
лей продолжают хозяйничать ва заводах,
газета добавляет: «Но республика пред-
ставляет ‘собой нечто другое, и за это
другое пали тысячи республиканцев и
патриотов от пуль немцев или вишистов».

Даниэль Мейер, комментируя в газете
«Попюлер» изменения в составе кабинета,
пишет: «Новая комбинация удастся в тов
мере, в какой правительство усвоат и бу-
дет успешно проводить общую программу,
выработанную Национальным Совегом Со-

противления».
Жорж Коньо констатирует в газете
«Юмавите», что новый состав правитель:

ства не является верным отражением состаза
организаций сопротивления, ибо только
два коммуниста участвуют в правитель-
стве. «Коммунисты, —продолжает Коньо,—
прадают второстепенное значение числу
мест. В их глазах и в глазах народа важ-
ное значение имеет проведение программы,
которая предписывает с большим довери-
ем относиться к икициативе и спозобно-
сти народа вести войну до разгрома гигле-
ровской Германии, беспощадного зодавле-
ния предателей, установления подлинной

‚ кемократии».

Жак Дебюдридель в газете «Фрон насьо-
наль» определяет программу  правитель-
ства одним словом «война». «Война с за-
хватчиком и врагом путем мобилизации
всех сил наций, путем руководства и по-
опрения замечательного порыва сил вну-
треннего сопротивления. Война со’ всеми
теми, которые вели у нас вражескую игру,
война путем немедленной, строгой и спра-
ведливой чистки под действенным контро-
лем организаций сопротивления. Война со
всеми теми, которые, будучи вчера при-
служниками Виши, пытаются, не имея вла-
сти, сломить порыв французских народных
масс».

все в пилотках с красными звездочками, и
все вооружены. У каждого пистолет ‘или
винтовка и гранаты за поясом. Интересуют-
ся всем, вплоть до одежды советского офи-
цера. Спрашивают о значении орденских
ленточек у меня на груди. Я об’ясняю —
орден Красного Знамени и медаль «Парти-
зану Отечественной войны» 1-й сгепени. Это
вызывает множество вопросов о созетских
партизанах. Я подробно рассказываю о ге-
роической борьбе советских партизан. Боль-
шое оживление вызывает мое сообщение,
зто Ирвена Армия по-русски называется
Красной Армией. По-югославски «красная»
Означает «красивая».

Вдоль нашего пути тянется скалистый
Думитр — одза из самых высоких гор Юго-
славии. То и дело попадаются разрушенные
и сожженные дома. Это дела немецких ка-
рателей. Партизаны здесь вели жестокие
бои с оккупантами. На кладбище свежие
могилы партизан, погибших в борьбе за сво-
боду Югославии. На каменных крестах вы-
сечены пятиугольные звездочки и имена ге
роев. Суровее делаются лица партизан.
Каждый из них пережил тяжелые бон с ка-
рателями. У многих погибли братья, отцы,
сыновья или сестры. В партизаны здесь ухо-
дили целыми семьями, всем селом. Этот му-
жествечный народ от мала до велика восстал
против поработителей. Черногорцы, сербы,
хорваты, православные и мусульмане еди-
ным фронтом борются с грязной неметчи-
ной. Я много видел на eau немцев. Я раз-
говаривал со многими пленными и всегда
поражался узости кругозора не только не-
меёцкого солдата, но и немецкого офицера.
Сейчас я смотрю на красивых и храбрых
югославов. Среди них нет стариков: даже
пожилые, они молоды и крепки. Простой
югославский крестьянин знает политику луч-

ше любого немецкого офицера. Этот умный

и храбрый народ крепко бъет
«надчеловеков».

Наконец, приходим в штаб корпуса. Кра-
сивый город, разрушенный немцами. В
единственном уцелевшем доме помещается
штаб. На стене. висит большой портрет
маршала Тито. На противоположной сте-
не — портреты. Рузвельта, Сталина и Чер-
чилля. Знакомлюсь с командованием. Спра-
шивают о цели моего приезда. Говорю, что
оператору Ешурину и мне поручено cme:
лать фильм о борьбе югославского народа.
Этого фильма с нетерпением ждет совет-
ский народ. Он хочет увидеть на экране
борьбу своего храброго союзника.

Заходит югославская партизанка Лидия.
Она родилась в Севастополе, С 1920 года
живет в Югославии. Вышла замуж за
зерногорца. Но русский язык знает отлич:
но. Она рассказывает о жестоких боях,
которые” партизаны Югославии ведут свы-
ше трех лет. С первых дней боев она вме:

немецких

36-89 и ДЗ 31-79;
отдел литературы и вскусства-—Л 3-31
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Установление дипломатических отношении

между Советским Союзом и Ираком
жертвы ради 0с-

1 народов. Я счастлив в. связи с

а. чтобы выра-
зить свои самые искренние пожелания сча-
стьл Вашей стране и просить Barre Превое-
ходительство принять уверения в моем са-

Советское Правительство приняло предло-
жение Правительства Ирака 0б установле-
нии дипломатических отношений и обмене
дипломатическими представителями между
СОСР и Ираком. oN

95 августа 1944 года Munnerp Haoetpan-
ных Дел Ирака г-н Аршад аль-Умари при-
слал на имя Народного Комиссара Иностран-
ных Дел СССР тов. В. М. Молотова следу-
щую телеграмму:

«Ссылаясь на беседы, которые имели ме-
сто между посланником Ирака и представи-
телем Советского Правительства в Тегеране,
и учитывая взаимное желание установить
тянломатические отношения между Ираком
‘a Советским Союзом, я имею честь уведо-
wuts Bane Превосходительство, что реше-
ние Правительства Его Величества об уста-
новлении этих отношений и 0б обмене лип-
ломатическими представительствами между
обеими странами только что было принято.
Я желаю, чтобы оба Правительства не 33-
медлили приступить к назначению своих
представителей. Для меня является подлин-
ной радостью обратиться к Bam по этому
поводу в тот самый момент, когда победы
увенчивают мощные усилия советских ар-
MMi, TCX славных армий, которые всегда

=

приносили самые большие

ЭТИМ воспользоваться случаем,

мом высоком уважении».

В ответ на эту телеграмму Народный Вс-

миссар Иностранных Дел CCCP ron. B.

Молотов направил г-ну
следующую телеграмму:

«Господин Министр, имею честь подтвер-
дить получение Вашей телеграммы от +9

августа. t

Правительство Советского Союза высоко
оненивает чувства, выраженные Вами по от-
ношению к Советской Армии. Советское Пра-
: удовлетворением принимает
Правительства 05

установлении дипломатических отношении

вительство с
прелложение Иракского

межлу Советским С0т0з0м и Ираком.

Советское Правительство согласно считать
нормальные динломатические отношения ме-
жду Советским Со1озом и ИЙраком установ-
ленными, начиная © данного момента, и го-
тово в возможно короткий срок обменятьсл

посланниками».

Положение в Болгарии

Обращение регентского Совета к болгарскому народу

СОФИЯ, 12 сентября. (ТАСС). Вчера ве-
чером член регентского Совета проф. Ве-
нелин Ганев зачитал по софийскому радио
обращение регентского Совета к болгар-
скому народу. В обращении говорится:

«Болгары! На основании $ 30 конститу-
ции об’являю, что мы приступили к испол-
вению свсих обязанностей в качестве ре-
ентов ло тех пор, пока состав регентско-
го Совета не будет утвержден Великим
Народным собранием, как этого требует
конституция. В данный момент, выполняя
народную волю и оправдывая доверие
народа, мы будем управлять государством
от имени царя, как этого требует консти-
тупия. В эти тяжелые решающие истори-
ческие дни, ‹ переживаемые нашей стра-
ной, мы будем стремиться к тому, чтобы
привести страну к счастью и преуспева-
нию.

Дни, которые мы переживаем, являются
решающими для нашего народа и его бу-
дущего. Мы призываем весь болгарский
народ проявить максимум личной, обше-
ственной и политической дисциплины для
сохранения спокойствия. Вся  правитель-
ственная власть находится в ваших ру-
ках, — она всенародная. Мы надеемся, что
вы поможете правительству в выполнении
возложенных на него трудных задач».

СОФИЯ, 12 сентября. (ТАСС).

болгарского правительства.
«Болгары! — сказал

дого гражданина требуется

до уничтожить все, что было сделано дик-

таторскими правительствами. В это время

каждый, ктс попытается ослабить единство
народа, является врагом народа».

Бобошевский призывал болгар отдать все
свои силы на восстановление конетитуци-
онных и демократических прав болгарского
народа.

Член регентского Совета Тодор Павлов

в своем выступлении призывал к сплоче-
нию всех сил народа вокруг вового пра-
вительства. Болгарская армия, сказал он,
должна быть на своем боевом посту и все-
ми силами и средствами защищать поли-
тику, проводимую правительством. Прави-
тельство надеется, что весь нарол вклю-

чится в активную работу и с вомощью
намеченные
внешнеполитические и внутриполитические

правительства осуществит

мероприятия.

Еыступление премьер-министра Бслгарии Кимока Гесргиева

СОФИЯ, 12 сентябоя. (ТАСС). Болгар-
ский премьер-министр Кимон Георгиев вы-
ступил вчера с речью по софийскому ра-
дао. Он заявил: «Правительство находится
у власти всего 48 часов. За это время мы
устранили старый регентский совет, кото-
рый, по общему мнению, не пользовался
доверием народа, вернули болгарскому
народу гарантированные конституцией по-
лигические права и свободы, восстановили
свободу печати и упразднили цензуру. Мы
арестовали всех бывших министров прави-
тельств, которые были у власти с 1 января
1941. года. Арестованы также все те депу-
таты Народного собрания 25-го созыва,
которые поддерживали гибельную полити-
ку, приведшую Болгарию к катастрофе.
Мы запретили издание всех тех газет, ко-
торые отравляли сознание болгарского на-

роду политику. Мы послали мирную деле-
гацию к командующему 3-м Украинским
фронтом генералу армии Толбухину. Мы
уничтожили все политические ограничения,
которые мешали нормальному экономиче-
скому, политическому и культурному раз-
витию страны, начали чистку государ-
ственного административного. аппарата и
дипломатического персонала. Уже отозва-

Г ны из различных стран 15 посланников.

Правительство восстановило ‘нормаль-
ную конституционную жизнь страны. Пра-
вительству предстоит ещё много работы
по восстановлению нормальной экономиче:
ской, социальной и общественной жизни
страны. Я обращатсь ко всем слоям насе-
ления с призывом поддержать политику
правительства и оказывать ему активное
содействие в поддержании внутреннего

рода и проводили чуждую болгарскому на-

порядка и спокойствия в стране».

Создание в Резайе и Реште обществ культурной связи с СССР

ТЕГЕРАН, 12 сентября.
инициативе  генерал-губернатора
полковника Дорахшани в. Резайе  образо-

вано иранское общество культурной связи
© СЕСР.

Такое же общество создано в гор. Реш-
те. Несколько дней тому ‘назад состоялось

(ТАСС).

По   собрание основателей ` общества,
Резайе   открыл генерал-губернатор Гиляна Арасте.

которое

Собрание избрало правление общества, B
которое вошли Арасте, руководители ги-
лянских учреждений и другие лица. Со-
брание выделило четыре комиссии: лите-
ратурную, здравоохранения, спортивную и
комиссию по выставкам.

ХУХХХХУХ ХХ УХУ УХ ХУ УК хккикхх

сте с мужем в рядах партизан. Бежала из-   в корчмы. Много ‘партизан. Особенно жи-

под расстрела. Она переводит наш разговор
с югославами, и он начинает протекать
быстрее.

Тут же выясняется, что меня ветром от-
весло на 10 километров от аэродрома. По
телефону меня соединяют одновременно ©
оператором Ешуриным и главой нашей мис-
сии при черногорском правительстве т. Ко-
валенко. Мы. договариваемся о том, что я
выезжаю на аэродром, а завтра вместе с
Ешуриным мы направляемся в Черногорию.
С комиссаром корпуса едем на аэродром,
В долине, Trae сбрасываются парашюты,
видим, как партизаны собирают и перевозят
парашюты © оружием и продовольствием,
которые сбросили ночью советские, англий-
ские и американские самолеты. На аэро-
дроме узнаю, что все наши тюки с грузом
упали очень удачно, у самых костров. Вся
анпаратура и пленка целы.

На следующее утро выступаем в поход.
Наш путь идет через высокий горный пе:
ревал. Здесь вечные снега. Ниже, в
ущелье, лежат облака. С шумом срываются
камни из-под ног и летят в пропасть. Па
ления их не слышно, это слишком далеко.
Проходим в облаках, и, наконец. откры-
вается вид на чудесную долину внизу. Там
илет дождь. Малечькими белыми точками
на сочной зелени виднеются дома. Через
несколько часов делаем привал в черно-
горской деревне. Быстро наступает ночь.
Решаем здесь переночевать.

В черногорской куче у костра сушим
одежду. Дым от костра выходит через эт-
верстие в крыше. Хозяйка подходит к ко-
стру, разгребает жар и поднимает конусо-
образную крышку, на которой был разло-
жен костер. Нод ней оказывается круг-
лая жестяная форма с печеным хлебом. Хо-
зянка показывает нам хлеб из отрубей.
«Раньше, — говорит она.— отрубями свиней
кормили, а теперь сами едим: немцы все
разграбили». 3 о

Рано утром выступаем снова в поход и
через несколько часов достигаем города,
где расположено черногорское правитель-
ство. По пути встречаем лагерь итальянской
дивизии имени Гарибальди.

В городе прежде всего поражает ‘ рабо-
тающая электростанция. На улицах плака-
ты: «Все для фронта, все на фронт», пла-
каты в честь союзников, - Народно-Освобо-
дительной армии и маршала Тито.

Узнаем, что 13 июля будет праздник в
честь третьей годовщины борьбы Югосла-
вии с фашистскими захватчиками.

Знакомимся с членами черногорского пра-
вительства. Вечером гуляем по городу.
Здесь также все вооружены — OT стариков
до детей. Жизнь идет нормальным путем.
Открыты магазины, рынок, народ заходит

отдел пропаганды и агитации —
-94: отдел информации—Д 3-33-49;

м аа комсомольской жизни — Д 3-31-39; отдел

вописны черногорцы в национальных костю-
мах цвета черногорского знамени — красный
верх, синие штаны и белые чулки. За зо-
лотым поясом заткнут пистолет, на пилотке
красная звездочка.

К празднику 13 июля пришло много пред-
ставителей от албанских партизан. `Среди
них мусульманский священник Кемаль. Его
история интересна. Он вел подпольную пар.
тизанскую работу в Албании. В конце про-
шлого года в его срезе (уезде) немцы об’.
явили мобилизацию албанцев от 16 до 40-
летнего возраста в немецкую армию. Кемаль
закопал в землю все метрические книги и
этим сорвал мобилизацию.

Кемаль организовал из крестьян партизан-
ский отряд и напал на колонну оккупантов.
При этом ему удалось захватить 3 пулемета,
около 100 винтовок и рацию. Значительная
часть этих трофеев была закопана в землю.
Четники в ответ на это сожгли 70 домов
мусульман. Немцы по доносу предателей пе.
рекопали всю усадьбу Кемаля, но ничего
не нашли. И только неделю назад он с ал-
банскими партизанами откопал оружие. Нем-
цы об явили по всей Албании, что за голову
священника Кемаля — живого или мертво-
го— они немедленно заплатят крупную
сумму.

Со всех сторон к городу тянется народ.
Идут пешком, на конях, группами и по од-
ному. Некоторые идут очень издалека. На
улицах радостное возбуждение. С оркестром
проходят представители различных частей
войск. На домах развевается национальное
трехцветное зламя с красной звездочкой по-
средине. Завтра заседание народного вече
Черногории. По городу расклеены плакаты
с партизанским девизом: «Смрт фашизму!
Слобода Гугославиа!».

13 июля 1941 года партизанами был убит
первый немецкий захватчик. В этот день на-
роды Югославии подняли знамя народзо-
освободительной борьбы. И вот спустя три
года — 13 июля 1944 года— во временной
столице Черногории был устроен большой
праздник. В долине собралось свыше шести
тысяч человек — черногорцев, албанцев, сер-
бов, словен и хорватов. На митинге высту-
пили представители черногорского вече, ком-
мунистической и народной партий, делегаты
дивизий и корпусов. Народ прерывал по-
кладчиков возгласами: «Да здравствует сво-
бодная Федеративная Югославия» «Да
здравствуют союзники!»

После торжествелной части народный ге-
рой Черногория` командир корпуса Пеко Дан-
чевич открывает народные черногорские тан-
цы — кола. Исполнением танцев заканчи-
вается праздник. Вечером улицы черногор-
ского города полны народа.

Кинооператор ВИКТОР МУРОМЦЕВ.

отдел — Д 3-36 24; писем — Д 3-30-69:

Аршад аль-Умари

Вчера
члены регентского Совета Цветко Бобо-
шезский и Тодор Павлов выстулили по
ралио с речами, в которых призывали бол-
гарский народ сплотаться вокруг Новогс

Бобошевский,— мы

взяла Управление страной в свои руки в
тяжелое время. В этих условиях ст каж-
выполнение

своего долга по отношению к родине. На-

В ЛЕНИНГРАДЕ. У книжкого лотка
на Невском.

Фото Б, КУДОЯРОВА,.

По болотам, пескам,
оврагам

17 севктября под Москвой начнется все.
союзный мотоциклетный кросс, в котором
примут участие свыше двухсот спортеме-
нов — представителей Красной рмии,
азтомотоклубов, спортивных обществ,
Сгеди них — фронтовики, чемпионы СССР
по мотоциклу, заслуженные мастера спорта,

Трасса пройдет по сильно пересеченной
местности. Мотогонщикам придется пре-
одолеть болота, овраги, пески, брать под’-
емы, мчаться по спускам. Каждый участник
делжен будет пройти условно зараженную
зону в противогазах, метнуть гранату. Ди-
станция для мужчин — 100 километров,
для женщин —- 50.

На старт гонщики могут выйти с мото.
циклами любых марок и классов.

Главный судья Кросса—маршал бронетан-
ковых. войск Я. Н. Федоренко.

В последний раз соревнования на первен-

ство СССР пе мотоциклу состоялись в
1938 году в Киеве.
О
Поволжская регата
ГОРЬКИЙ, 12 сентября. (Наш спец,

ксрр.). Здесь состоялись традиционные па:
русные гонки, так называемая поволжская
регата. Напряженная борьба шла между
яхтсменами Горького и Москвы. Победу
одержала команда столицы.

С большим спортивным интересом. прошла
50-километровая гонка Дзержинск—Горь-
кий. Первое место занял на яхте «Моряна»
москвич Александров. Следует отметить
успех молодого московского яхтсмена Теми-
ра Пинегина. Он на яхте «Варяг» сумел обо-

гнать горьковчанина Рябова и закончить
первым 20-километровую гонку.
О
Воэнно-спортивный
праздник

ПЕНЗА, 12 сентября. (Наш корр.). На
стадионе «Динамо» закончился продолжав-
шийся три дня второй военно-спортивный
праздчик комсомольцев, юношей и девушек
Пензенской области. В программу праздни:
ка входили соревнования по легкой’ атле:
тике, гимнастике, футболу, стрельбе, шты-
ковому бою и волейболу.

_ Общее первое место заняла команда
Пензы. Было установлено девять новых
областных рекордов.

ЕО eS

На перзенство Москвы по футболу
Se ae

Победа команды ЦДКА

Вчера состоялся очередной матч на пер-
венство Москвы ‘по футболу. На стадионе
«Динамо» футболисты ЦДКА играли
с командой «Динамо-2». Матч прошел
бледно, без под’ема. Преимущество армей-

рабочей молодёжи — д 3-3

ских футболистов было настолько очевид-
ным, что встреча напоминала тренировку в
одни ворота.

Первый тайм закончился со счетом 1:0
в пользу команды ЦДК”А. В начале второго
тайма Гринин забил головой необычайно
эффектный мяч в ворота динамовцев. Затем
Николаев, перебросив мяч через выбежав-
шего вратаря «Динамо» `Бычкова, довел
счет до 8:0,

—_

ПРООН EOD

2 В Гослитиздатё вышел сборник избран-
ных произведений Г. И, Успенского (стр.
296, цена 8 руб.). В него вошли отрывки из
«Нравоз Растеряевой улицы», «Разоренья»,
«Власти земли», а также отдельные рассказы
и очерки, посвященные быту русской провин-
ции 70—80-х годов прошлого века. Вступи:
тельная статья Н. А. Глаголева содержит
краткий обзор творчества Успенского, одного
из виднейших представителей русской рево-
люционно-демократической литературы.

В том же издательстве вышел сборник
рассказов белорусского писателя Михася
Лынькова (стр. 96, цена 2 р.). О кошмарных
днях немецкой оккупации и героической
борьбе белорусского народа против угнета-
телей рассказывает эта книжка, наполнен-

ная ненавистью к врагу, горячей любовью
к родному краю,

$ «Одна минута» — так называется выпу-
щенная «Молодой гвардией» книга`Я. Шура
(стр. 158, цена 5 Р.). В популярной форме
автор рассказывает о крупнейших открытиях
и изобретениях с точки зрения той огромлой
экономии времени, которую принесли они че-
ловечеству. В книге собрано много фактов,
цифр и сопоставлений, она написана живо
и читается с интересом. .

$: Государственным литературным музеем
издана брошюра Н. Степанова-—«И, А. Кры-
лов» (стр. 32, цена 2 р. 50 к.). Автор знакомит
Кр с биографией великого русского
аснописца и основными сторонами его твор-
ere В конце брошюры помешен краткий

речень работ, посвяшенных жизни и твор-
честву Крылова.

яние зения
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

1-96;
иллюстрации — Д 330-228  pec

Е=

Изд. № 546.

ма м