Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 награждении Героя Севетского Союза полковиика Шутова

Степана Федоровича втозой медалью «Золотая Звезда»:

3a образцовое ‘выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы
© немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского
Союза, наградить второй медалью «Зелотая Звезда» Героя Советеноло Союза полков-
ника Шутова Степана Федоровича, соорудить бронзовый бюст и установить его на

ностаменте на родине награжденного.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН,
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 13 сентября 1944 г.

присвоении звания Героя Советского Союза генералам,
офиерекому, сержантекому н рядовому составу Красной Армии

За образцовое выполнение боевых зада-
ний Командования на фронте бсрьбы е не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом отвагу и геройство присвоить звание
Героя Советсного Союза с вмучением ордена
Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Гвардии капитану Аленсееву Анато-
лию Ивановичу.

2. Гвардии красноармейцу
Александру Васильевичу.

3. Гвардии сержанту Бирюкову Алек-
canmpy Ивановичу.

4. Младшему лейтенанту  Бочарникову
Петру СОтепановичу. в

5. Крзеноармейцу Булда Степану Кон-
стантиновичу. ‘

6. Гварлия старшему сержанту Ванич-
нину Ивану Дмитриевичу.

7. Гвардии лейтенанту Васильеву-Кыти-
ну Борису Сергеевичу.

8. Гвардии красноармейцу

Балабаеву

Глазунову

_ Владимиру Ивановичу.

у

и

9. Гвардии красноармейцу Гнучий Пан-
телеймону Афанасъевичу.

10. Гвардии лейтенанту Горелову Влали-
миру Петровичу.

11. Гвардии младшему лейтенанту Гре-
бенникову Борису Ивановичу.

12. Младшему лейтенанту Гурову Юрию
Сергеевичу.

13. Старшему лейтенанту Гусеву Ивану
Михайловичу.

14. Генерал-майору
Жданову Владимиру Ивановичу.

15. Гвардии сержанту Жила Федору Ни-
китовичу.

16. Полковниву Завьялову Николаю Ива-
вовячу.

17. Лейтенанту Намзину Канашу.

13. Гвардии сержанту Hapnesy Ивану
Петровичу.

19. Гвардии младшему лейтенанту Наю-
нейко Василию Харитоновичу.

20. Гвардии  красноармейцу  Коробову
Григорию Ефимовичу.

21. Лейтенанту Коряковсному Ивапу
Сергеевичу.

22. Лейтенанту
сильевичу. :

23. Гвардии младшему лейтенанту Куз-
нецову Георгию Степановичу.

94. Млалшему лейтенанту Кузнецову
Изану Алексеевичу.

25. Младшему лейтенанту Нузьмину Ва-
силию Михайловичу.

26. Лейтенанту Кулакову Константину
Феторовичу. a

97. Гвардии лейтенанту Яежава Вахтан-
гу Акацьезичу.

Иотлову Николаю Ba-

танковых войск!

28. Гвардии краеноармейцу Ломакину
Василию Ивановичу.

29. Гвардии старшему сержанту Марки-
ну Федору Дмитриевичу.

30. Гвардии старшему сержанту Мелко+
нян Андрею Хачиковичу:

31. Гвардии сержанту Митряисву Алек-
сею Васильевичу.
32. Лейтенанту Морозову Ивану Ивано-
Baty, г

33. Гвардии старшему лейтенанту Нау-
мову Илье Егоровичу.

34. Врасноармейцу Незгодовсиему Нико-
лаю Григорьевичу.

85. Гвардии красноармейцу  Нивитину
Василию Георгиевичу. :

36. Гвардии красноармейпцу Hypraesy
Талипу Латыповичу.

37. Гзардии младшему сержанту Олей-
нюк Клементию Карповичу.

35. Гвардии сержанту Первухину Алек-
сею Георгиевичу. °

39. Красноармейцу Ралдудину Михаилу
Алексеевичу.

40. Старшине Ременному Федору Петро-
ВИЧу. :

41. Гвардии майору Романенко Андрею
Фелоровичу.

42. Капитану Румянцеву Дмитрию Ми-
хайловичу.

43. Гвардии лейтенанту Ручину Алексан-
дру Стелановичу.

44. Твардии старшему сержанту Рымеву
Георгию Тимофеевичу.

45. Гварлии лейтенанту Сбамохину Навлу
Александровичу.

46. Старшему лейтенанту Сербулову Вла-
димиру Федоровичу.

47. Crapmemy сержанту Сидоденио Гго-
ру Егоровичу.

48. Гвардии стариеяне Сохину Михаялу
Степановичу.

49. Гвардии младшему лейтенанту Ста-
неву Анатолию Григорьевичу. >

50. Сержанту Сытникову Алексею Ми-
хайловичу.

51. Гвардии старшему сержанту Феофа-
нову Васялию Григорьевичу.

52. Гвардии сержанту Чечулину Нико-
лаю Васильевичу.

53. Старшему лейтенанту Шеаринозу Нл-
колаю Григорьевичу.

54. Канитану Шитову Василию Василье-
вичу.

55. Краеноармейну Щербак Анатолию
Ивановичу, Е а

56: Гвардии старшему сержанту Яровому
Григорию Васильевичу.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Награждение орденами генералов, сфицерского, сержантского
и рядового состава Красной Армии

За образцовое выполнение боевых зада-  М. И. Неделин, гвардии ефрейтор П. Юлла-
ний Командования на фронте борьбы с   Шев и другие, всего 10 человек;

немецкими захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество Указом
Президиума Верховного Совет CCCP на-
граждены:

орденом Ленина — генерал-майор И. С.
Аношин, генерал-полковник

Прежде в колхозе «Крестьянин» была
хоть и небольшая, но дружная комсо-
мольская `оргавизация. Но вот один за
другим ушли на фронт трудолюбивые
колхозные пареньки. Осталась Наташа
Петухова одна. Сейчас трудно устано-
вить, почему так случилось: то ли в Ка-
мышловском райкоме был плохо постав-

“ig лен учет, TO ли еще по какой причине, —

Но только в райкоме долго не знали, что
комсомольская организация в отдаленном
колхозе по сути дела перестала сущест-
вовать.

Однажды в деревню пришел пакет, ад-

ресованный комсомольской оргавизации.
Его вручали Наташе Петуховой как
единственному представителю ВЛКСМ.

Подумав, девушка распечатала пакет. Из
районного комитета писали, что передо-
вые комсомольские организации начали
сбор теплых вещей для Красной Армин,
предлагали провести эту работу и в
«Крестьянине».

— Mue-ro что? Я ведь не секретарь, —
мелькнуло в голове у Наташи. Она было
отложила пакет в сторону, но мысль 9
том, что в других селах уже идет, рабо-
та, а здесь ве понятно, как быть, беспо-
коила ее.

— Раз я здесь одна, с меня комсомол
и спрогит,— подумала Наташа. Она себе.
гала за подругами и убедила их помочь
собрать теплые вещи. Радостно было. де-
вушке, когда через несколько дней в
правлении колхоза вырос большой ворох
полушубков, валенок, шерстяных носков,
пушистых рукавиц.

В райкоме узнали, что задание вылол-
нено, и опять в село пришел пакет. На
этот раз комсомольцам колхоза «Кресть-
Янин» рекомендовали выставить ночные
патрула к складам с зерном. И опять за-
думалась Наташа: как быть? И скова

Le чувство ответственности перед. KOMCOMO-

лом взяло. верх.

‚ Когда стемнело, Наташа стала на посг
у склада. Она посматривала по сторонам.
воинственно сжимая в руках толстую
палку, а сама раздумывала: разве райком
приказал только ей одной сторожить ар-
тельное добро?

На другие сутки постовые были рас*
ставлены по всей деревне. Дозор держа-
ли ребята и девушки, которым комсомол-
ка внушила, как необходима предосто-
рожность в военное время. И на этот раз
Девушка письменьо доложила райкому,
что задание выполнено,

Правда, Наташа была новичком в ком-
сэомоле и еще не знала, как надо вести
комсомольскую работу, но она чувство-

артиллерии
УЗ

‘койная и веселая комсомольская семья.

зобраниях «слушали отчеты комсомольцев

срденом Красного Знамени—15. человек;
орденом Отечественной войны  } степе-
ни — 22. человека;
орденом Отечественной войны Ш степе-
ни — 5 человек;
орденом Славы {  степени — 4 человека.
(ТАСС).

вала, что в военное время, будучи ком-
сомольцем, стыдно стоять в стороне от
общественной жизни. И Наташа изо всех
сил старалась выполнить все поручения,
которые давал райком, рассчитывавший,
что в колхозе «Крестьявин» есть боевая
комсомольская организация.

Кончилось это тем, что рядовая комсо-
молка стала хоропим организатором, со-
здала крепкий актив. Помощники Наташи
Петуховой вступили в организацию, и в
сельскохозяйственной артели  «Крестья-
нин» снова появилась деятельная, беспо-

Не трудно понять, кто стал ее вожаком.

Если судить строго, Наташа Петухова
не совершила ничего особенного. Она по-
ступила так, как велит каждому члену
оргагизации Устав ВЛКСМ. Но в том-то
и беда, что далеко не всякий комсомо-
лец, очутившись в трудной обстановке,
сумеет вот так же самостоятельно найти
нужное решение, как нашла его Наташа
Петухова. В этом нередко бываем винов-
ны мы сами, комсомольские работники.

Помогая юноше подготовиться к вступ-
лению в организацию, его обычно знако-
мят с программой и Уставом. Ов усваи:
вает свои будущие обязанности, так ска-
зать, теоретически. Это хорошо. Но в. то
же время этого совершенно недостаточно.
Мало признавать программу и Устав Ком-
мунистического Союза Молодежи, — надо
неотступно следовать им.

Уметь ориентироваться в обставовке и
действовать, быть активным участником
политической, общественной жизни — эти
качества не ‘вручишь новичку вместе ‘с
комсомольским билетом. Их надо кропот-
ливо прививать ему, а. характер челове-
ка, как известно из психологии, воспиты-
вается в практической деятельности.

Есть испытанное средство, помогающее
вовлечь молодежь в активную политиче-
скую жизнь,— система комсомольских по-
учений. На заводе, где комсоргом ЦК
ВЛКСМ Н. Косова, одно время все чле-
ны организации имели поручения. Был
поставлек строгий контроль. Нередко на

о том, как они выполняют порученное де-
ло. И тогда комсомольская организация
была инициативнее, жизнедеятельнее.
Теперь здесь ослабили внимание к ря-
довому члену ВЛКСМ, и вот уже на за-
воде говорят о том, ‘что, мол, появились
«пассивные» комсомольцы. Комсомольская
организация стала работать менее плоло-
творно, менее интересео, а подчас и вяло.

тель Президиума Верховного Совета р
тов. М. И. Калинин вручил. Марлиальекий

= создала десятки фронтовых
изо дня в день следит за повы-

вражеской обороны. Здесь проходил мош-
оборонительный рубеж. `

Вручение Маршальского знака стличия «Маршальская Звезда»
Маршалу Советского Corsa P. Я, Малиновскому

Вчера, 13 сентября, в Кремле Председа-
CCCP

знак отличия  «Маршальсная’ Звезда»
Маршалу Советского Союза Родиону Яков-
левичу Малиновсному.

* ®

В тот же день М. И. Калинин вручил
Маршальский знак отличия «Маршальсная
Звезда» Маршалу авиации Ф. А. Астахову,
Mapwany авиации Г. А. Ворожейкину и
Маршалу авиации Н. С. Сирипко.

Одновременно Маршалу авиации ©. A.
Астахову вручен орден Кутузова Г степени
за умелое и мужественное руководство бое-
выми операциями и за достигнутые в ре-

ветского Союза И. А. Бельскому, награж”
денному за. образцовое выполнение правит
тельственных заданий в борьбе протав
немецко-фалшистских захватчиков в тылу
противника и проявленные при’ этом отвагу
и геройство и за особые заслуги в развитии
партизанского движеная в Белоруссии.
Орден Кутузова [ степени вручен генерал-
иолковнику авиации А. В. Никитину, награ-
кденному за. образцовое выполнение заданий
Командования по обеспечению Действую-
щей Армии боевыми самолетами и авиациен-
ных вооружением, и орден Кутузова Ш сте
пеня генералслейтенанту авиации Ф. И.
shapoBY, награжденному за умелое и му”
жественное руководство боевыми операция“

зультате этих операций успехи в боях
с немецко-фашистекими захватчивами.
# &

М; И. Калинин вручил также ордн
Ленина и медаль «Золотая Звезда» вместе
с грамотой о присвоении звания Героя (9-

ми и образцовое выполнение заданий
Командования: по’ обеспечению этих опера”
ций, в результате которых достигнуты
успехи в боях с немецкофаптистекими за-
хватчиками.

* (ТАСС).

Награждение генералов и офицерского состава Красной Армни
орренами Суворова, Кутузоза и Богдана. Хмельницкого.

За умелое и мужественное руководство
боевыми олерациями и за достигнутые в ре-
зультате этих операций успехи в боях е не-
мецео-фаптистскими захватчиками Указом
Президиума Верховного Совета СОСР награ-
ACHE:

орденом Суворова   степени — геперал-
полковник авиации С. В. Горюнов, генерал-
полковник М. В. Захаров, генерал-лейте-
нант №. А. Коротеев, генерал-лейтенант тан-
ковых войск А. Г. Кравченко, генерал-пол-
ковник танковых войек А. В. Куркин, гене-
рал-полковник танковых войск И. 3. Сусай-

ков, генерал-полковник артиллерии Н. 0.
Фомин;

еркеном Кутузова   степени — 10° чело-
век; ; :

орденом. Богдана: Хмельницкого   степе-
ни — 7 человек; Е

орденем Суворова Н степени — 54 чело-
века:

орденом Нутузова П степени: — 41 чело-
век; : ae

орденом Богдана Хмельницкого If степе-
ни — 40. человек.

- (ТАСС).

Победа у стем Donmmen

xy

Бои в излучине реки Нарев закончились
очередным. поражением немецко-фашистских
войск. Доблестные войска. 2-го Белорус-
ского фронта под командованием генерала
армии Захарова выбили гитлеровцев из го-
рода Ломжи.

Ломжинский плацдарм, представлявший
собою один из крупных узлов сопротивле-
ния немцев, играл видную роль в системе

Неред огромным противотанковым рвом,
ширина которого равнялась шести метрам,
а глубина трем метрам, располагались четы-
ре-пять линий траншей полного профиля,
снабженных дзотами, площадками для пуле-
метов и прикрытых проволочными загражде-
НИЯМИ И МИННЫМИ ПОЛЯМИ:

Успешное продвижение  нангих частей
вдоль ломжинской линии обороны немцев
и выход их на восточный берег реки На-
рев в районе Остреленка позволнля со-
ветскому командованию повернуть часть
сил строго на север и вклиниться в не-
мецкую оборону в пятнадцати километрах
юго-западнее Ломжи. . é

Уже в первый день наступлесия одна
наша стрелковая’ часть при поддержке тан-
ковых самоходных орудий заняла несколь-
ко населенных пунктов, прекращенных нем-

цами в узлы обороны, и очистила от про-

тивника большой лесной массив «Надя-
Ломжа». К исходу дня передовые отря-
ды Н-ского соединения достигли оазвил-
ки Шюссейных дорог и овладели круплым
населенным пунктом Мястково. Таким об-
разом, на этом участке немецкая оборо-
на была прорвана: Часть наших войск дзи-
нулась по шоссе на север, а другая повер-
‚нула на восток, в обход укрепленных пози-
ций немцев. .:

Прорыв вражеской обороны на одном
участке дал о себе знать и ка остальных.
Как только советские части стали продви-
гаться к Ломже, гитлеровцы, почуяв недо-
брое, начали пятиться назад, теснимые
частями Н-ского соединения.

Город Ломжа стонт. на высоких холмах.
Каменные его постройки, превращенчые
гитлеровцами в огневые точки, представ-
ляли собой настоящую крепость. Ha шюссе
Ломжа — Остроленка в двух километрах
от города находится мощный форт с высо-
ким землячым валом. Он прикрывал город
с юго-запада.

Как выясняется сейчас, на сравнительно
небольшом участке немцами было сосрело-
точено до 70 танков и самохомных орудий,

SES 23

— Каждому комсомольцу невозможно
дать поручение, — рассуждают некоторые
актизисты,— что их—выдумывать, что ли?

Так могут рассуждать лишь плохие
организаторы и. недалекие воспитатели.
Именно такие люди обычно жалуются на
перегрузку и говорят, что не успевают
сделать все дела. Сложная, разносторон-
няя программа деятельности ВЛКСМ
строится именео в расчете на то, что она
будет выполняться руками тысяч моло-
дых инициативных людей. И понятно, что
одни активисты, как бы много их ни было
в комсомоле, не в еостоянии справиться :
миллионами малых и болыших ‘дел, возло-
женных на комсомол.

На одном заводе особенно выделяется
молодежеый ‘цех. Цеховая комсомольская

шением производственной квалификации
молодежи. В цехе работают технические
школы, оборудован технический кабинет:
Некоторые комсомольские группы в пол-
HOM составе окончили но две производет-
венных школы. Приучая молодежь ‘рабо-
‘тать культурно, цеховое бюро ВЛКСМ
организовало соревнование на образцовый
ставок; самые ‘чистые, исправные станки
окрашиваются светлой краской. Светлых
становится все больше.

Успехи, достигнутые  комсомольцами
этого цеха, не случайны. Комсомольская
организация здесь много внимания уделяет
коммунистическому воспитанию молодежи.
В цехе работают агитколлектив, полит-
школы, постоянно устраиваются лекции,
интересные встречи, вечера, выставки.
Комсомольцы ведут свой календарь, отме-
Чая в. нем наиболее значительные события
из жизни цеховой организации. В обеден-
ные перерывы комсомольцы устраивают
веселые развлечения. В нехе есть баянист,
затейники, запевалы,

Хорошо заботится комсомольская орга-.
низация о бытовом устройстве молодежи,
о том, чтобы молодые рабочие были оде-
ты, обуты, жили в нормальных условиях,
хорошо питались.

Кипучей, полнокровной жизнью комео-
мольская организация цеха живет He
только благодаря стараниям своего вожа-
ка Нины Гурарий и группоргов (хотя ва-
жны и их личный энтузиазм и опыт). Они
вовлекли в активеую работу сотни рядо-
вых комсомольцев, заставили их полюбить
свою организацию, научили юношей и де-
вушек дорожить ее честью, ‘стремиться во
всем быть первыми.

а также 30 артиллерийских и 9 зенитных
батарей. Нлотность вражеского огня была
очень высока.

Свыше суток наши войска: вели ожесто-
ценные бои, прокладывая путь через укреп-
ленный обвод, прикрывазший город.с востока,
юга и запада. Продвигаясь медленно, но уве-
ренно, советские бойцы: занимали один укре-

пленный пункт за другим, подходя к городу’

с трех сторон. Части Н-ского соединения,
первыми пробившие брешь во внутреннем
обводе противника, за сутки отбили десять
контратак гитлеровцев. Немцы потеряли при
этом только убитыми до 700 офицеров и сол-
дат, однако восстановить положение им так
и не удалось.

Вскоре немецкий укрепленный рубеж был
прорван и в других местах. Борьба за город
стала еще более напряженной. ‘Уплотлчив
свои боевые порядки, гитлеровцы яростно
сопротивлялись, переходя в контратаки. Тог-

на достигнутых рубежах и с наступлением
темноты начать штурм: города.

Штурм Ломжи’ был одной из мастерских
ночных операций наших войск. С наступле-
нием темноты пехота начала вклиниваться
во внутренний обвод обороны города, отвое-
вывая его пядь за пядью. Всю ночь шли
ожесточенные бои в укрепленной полосе
врага. . :

`Особенно кровопролитными были бои за
форт, прикрывавший город с запада. Нашей
пехоте удалось и здесь сломить вражеское
сопротивление ‘и ворваться в город. Бой в
самом городе развернулся настолько ‘стре-
мительно и ошеломляюще для противника,
что лемецкая пехота, уцелевшая от гибели
на внутреннем обводе, устремилась прямо
к перенравам, забыв прикрыть своих саперов,
которым было поручено зажечь и взорвать
Ломжу. Советские воины захватили большую
группу немецких поджигателей вместе с
взрывчатыми материалами. : ;

Сейчас, когда пишутся эти строки, уже
светает. С востока тянет прохладой. Солнце
еще не взошло, а‘генерал, чьи войска толь-

an
штаб

— Ломжа и её крепостные укрепления
  полностью заняты нашими частями.

Подполковник Ф. ВОЛОШИН.

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 13 сентября.
{По телеграфу).

Но. вернемся к вопросу © комсомоль-
ских поручениях. Почему же все-таки не-
которые комсомольские работники счита-
ют, что эти поручения не могут играть
серьезной роли в воспитании комсомоль-
  цев? Все дело в том, что их подчае онпош-
ляют некоторые неумелые работники. Не-
редко поручения бывают однообразны, по-
тому что товарищи из комитетов и цехо-
вых бюро плохо учитывают интересы, спо-
собности, возможности и характер комсо-
мольцев. Самая номенклатура поручений
обычно бывает крайне ограничена: агита-
тор, член редколлегии стенной газеты,

член комиссии, участник субботника — вот

‚и все.

Но, поймите же, товарищи,  любо-
знательный подросток не может удовлет-
вориться узким кругом этих обязанностей,
как бы почетны и велики они ни были.
Он знает, что нужно собирать железный
лом, и, конечно, придет на субботник. Но
`он знает также, насколько мкогообразна и
`увлекательна должна быть деятельность
`Коммунистического Союза Молодежи, и
хочег быть полезным во многих других
делах. =

Над этим стоит серьезно подумать.

Возьмем хотя бы организацию досуга.
Трудно ли выяснить, кто в организации
спортсмен, кто любит театр, поэзию? И
разве нельзя многим из этих товарищей
поручить возглавить некоторые ‘кружки,
организовать экскурсии, прогулки, рыбал-
ку, громкое чтехие книг, устройство игр,
разучивание песен? ,

Можно, конечно! Пуеть это будут даже
не постоянные поручения. Пусть сегодня
подростку Петрову поручат затеять вече-
 ром со своими сверстниками игры и раз-
влечения. Пусть Иванов ‘организует ры-
балку, пусть лучшая певунья разучит с
подругами песню, а Григорьев просто про-
читает товарищам любимые стихи.

Подобные поручения комсомольцам даюг
у Hac крайне редко. И совершенно на’
прасно! В любой организации в каждой
области комсомольской работы столько
дел, что работы на всех хватит. Надо
только побольше доверять ‘рядовым и не-
давно принятым членам организации. А вот
этого-то доверия подчас у нас кехватает.
Что греха таить, некоторые руководители
подчас не дают молодежи поручения по-
тому, что считают рядового комсомольца
лицом безответственным.

— Не сделает он. Что с него возь-
мешь? Другое дело, скажем, групиорг.
С него спросить можно...

Многие активисты забывают, что комсо-
мольское поручение — не самоцель. Оно
дисциплинирует, развивает многие каче-
ства, необходимые комсомольцу, повышает

у девушек и юношей чувство ответствен-

На пути к Чехословакии

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

Части Красной Армии в Южной Польше,

‚ придвинувшись. с севера. вплотную к пред-

горьям. Карпат, изготовились к бою.
Накануне боя холмы, занятые нами’ перед
польским. городком. Кросно, являли. собой
картину уж очень безобидную и. мирную.
Подобно сетям накрызая деревья, висел
редкий туман, дикие утки проносились над
речушками в поисках уютного. ночлега, са:
цились и вдруг вновь взмывали вверх, не
желая попасть на жаркое к минометчикам
или. пехотиннцам, заполнивыним берега этих
речушек.

На противоположной стороне широкой
долины время от времени вспыхивали вы:
стрелы или взлетали ракеты, освещая ле»
систые склоны гор, которые ‘ночью каза-
лись особенно красивыми. У нас было тем
но и тихо, но в затемненных избушках или

В садах, накрывшись. плащ-палатками, офи:

церы‘ при свете керосиновых ламп, а то H
карманных фонариков изучали но картам
район завтрашних действий. Солдаты, гля:
дя на огонь, вспоминали былые бои, вну-
тренне готовясь к завтрашней схватке.

Но даже тот, кто обошел бы все дороги,
тропинки и; не жалея ни глаз, ни ушей,
все смотрел бы и слушал, зная, что завтра
предстоит дело, все-таки едва ли смог бы
представить, какая огромная: сила укрылась
под. сводами горных елей; даже такой: чело-
век был бы поражен и загипнотизирован
картиной раннего утра, когда наше войско
вдруг обнаружило себя с той предельной
активностью, которая лишь в условиях
смертельной борьбы и возможна.

Горы дрожали, и с вековых лип’ осыпа:
лись листья, подточенные августовскими и
сентябрьскими росами.

Орудия били через долину, через Вислок,
очень скромную речушку. Здесь, в верх:

Ha Hallie командование решило закрепиться

ко что закончили очищение берега Нарева.
немца, уже доложил в вышестоянгай

нем. течении реки, оклоны гор по ту сто-
рону стало заволакивать дымом разрывов
Видно было, как на открытых местах, не
выдержав нашего огня, выскакивали из
траншей лемцы и, разбегаясь врассыпную,
падали под настильным дождем осколков.
Помогая артнллеристам, вошли в пике пер-
вые Наши бомбардировщики, ныряя ниже
линии горизонта. Прямо впереди сверкали на
утреннем солнце белые и красные дома го-
рода Кросно, а правее поднимались вышки
нефтяных промыслов. Там полыхали пожары.

Наша пехота катилась теперь долиной
к траншеям. противника. А; над. ее головой
все еще летели тысячи снарядов, нацелен-
ных теперь. на батареи. врага и на его пути
подхода. Немцы пытались и не могли от
тянуть назад свои пушки. Видно было, как
на нефтяном промысле они втащили одну
пушку в наливное здание, но уже через яе-
сколько‘ минут красные стены обрушились.

Едва наши пехотинцы достигли траншей,
как в обгон пошли танки с автоматчика
MH Ha броне, самоходные пушки, брове-
транспортеры.

На первой линии теперь вылавливались
ошалелые немцы, которые прятались в тран-
шеях друг за друга. А передовые части
перешли долину вслед за танками и стали
подниматься вверх

Наш удар был направлен правее Кросно,
но затем, развернувшись на фланге, наши
части с боем: вступили в этот город.

К вечеру в долине Вислок вновь ца-
рила тишина — глубокая и ощутимая, как
после грозы. На маленьком безлюдном про-
мысле качалась желонка, высасывая из
ведр земли нефть,

Наши машины уходили по дорогам в’ го-
ры. Некоторые из них были разукрашены
цветными строчками: «Слава  Маршалу
Сталину», «Привет, богатыри!». Стоя у во
рот, крестьяне по складам читали эти сло-
ва и прибавляли к ним свои’ приветствия.
На некоторых. машинах можно было прочи-
тать краткую летопись нынешнего воен-
ного лета. Сверху: «Освободим родную Ук-
раину!» и ниже: «Поможем братьям поля-
кам». А еще ниже — совсем. уже свежие
‘сегодняшние буквы: «Нас ждет братская
‘борющаяся Чехословакия».

В самом деле, созсем. уже немного: оста-
залось до границ Чехословацкой республи-

ЧЕЛЯБИНСК, 13 сентября. (Наш: керр.).

ности за общее дело: там, где ‘находят
дело каждому, оживляется вся работа ор-
ганизации, комсомольцы лучше ощущают
плодотворное влияние коллектива.

В Ачите до сих пор. вспоминают о, сле-
те молодых передовиков сельского хозяй-
ства. Заномнилоя он потому, что райком
комсомола вовлек в подготовку к нему
десятки комсомольцев. Комиссия по про-
\паганде и агитации провела в селах бе-
седы о предстоящем слете, готовила и
украшала помещение, раздобыла литера-
туру для распроетранения среди сельской
молодежи. =

Комиссия по военно-физкультурной ра-
Gore затеяла соревнование спортсменов,
 культурно-массовая готовила смотр худо-
жественной самодеятельности. Специально
 созданная временная хозяйственная комис-

‘сия заботилась 06 угощении делегатов,
[об организации колхозной торговли в дня

слета и т. д. Г
Во всех селах района молодежь знала
о предстоящем событии. Право участвовать

в слете передовиков оспаризали в каждой

бригаде. И слет прошел ярко, как празд-
ник. После деловых совещаний, были про-
ведены физкультурные соревьования, кон-
церт самодеятельности. Впервые за время
войны торговали книжные киоски и была
открыта ярмарка. Не удивительно, что
слет не только оказал большюе влияние
на подготовку к севу. но и сыграл боль-

` ую роль в оживлении всей жизни сель-

ских комсомольских организаций.

Если не преподносить комсомольцам все
в готовом виде, а вовлекать их самих в
повседневную активную работу, то с не-
меньшим успехом можно проводить любое
начинание, любое дело. У нас же часто
бывает так: о собрании комсомолец узнает
только из об’явления, в кружке участвует
но особому приглашению. Часто мы сама
приучаем комсомольца действовать только
по указке, а потом удивляемся, почему он
ничего не делает по своему почину.

Автору этих строк встретилась женщи-
ка, пробывшая в комсомоле 10 лет. Рас-
ставаясь с комсомольским билетом как
переросток, она вспомнила, что за десять
лет ей так и не дали ви одного поруче-
ния. Даже з выполнении коллективных за-
даний, в субботниках, на собраниях она
участвовала редко. Ее как мать двух де-
тей в организации «щадили» и всячески
разгружали OT комсомольских обязанно-
стей...

Нет, нельзя смотреть на комсомольцев
как на гостей, для которых все нужно
приготовлять, за которыми нужно ухажи-
вать, которых вужно развлекать.

Дошло до того, что некоторые секре-
тари сетуют:

— Что делать? Нас ругают,— дескать,
молодежь в общежитии скучает. Уж мы

Комсомольцы Магнитогорска неустанно за-
ботятсл о детях фронтозиков. За короткий
срок они собрали в фонд помощи’ семьям

язанность комсомольца

‚Та,
  для того, чтобы хорошо работала вся о2-

ки. И в деревнях. наряду с поляками уже
в первый день наступления наши части
встречали чехов. Они тепло приветствовали
Красную Армию,

++

Оборона противника на северных склонах
Западных Карпат была прорвана; в первый
же день наши войска перешагнули через
траншеи, через минные поля. ;

Мы видели танки, когда они ринулись
по дорогам, чтобы сокрушить врага огнем
и гусеницами. Это была лавина, тем более
могучая, что она: катилась вверх, а не вниз.
В придорожных лесах было еще полно
немцев, однако наши автоматчики смело
заняли свои места на броне танков. Авто-
маты были наготове, в руках зажаты гранаты.

С чем сравнить эти танки? Пожалуй, с
кораблями, когда в давчие времена:они шли,
чтобы взять противника на абордаж. Время
от времени автоматчики на тихом ходу спры-
гивали; ломали на деревьях ветки и дого-
няли танк, чтобы добавить маскировку. Од-
нако ведь нельзя далеко углубляться по
одним только дорогам. Больше того: нужно
перехватывать самые дороги. И, верные су-
BOPOBCKMM традициям, пошли вверх по скло-
нам гор наши пехотинцы и кавалериеты.

Мы были у кавалеристов на привале. Здесь
ждали сигнала к новому выступлению. Кози
уже стояли под седлами. Солдаты тренали
им гривы, даже разговаривали с ними, и ко-
ни кивали головами, как бы соглашаясь пре-
одолеть все трудности. Комсорг полка гвар-
дии лейтенант Алексей Залогов говорил с
молодыми конниками о трудности предетоя-
щего маневра. Молодые солдаты широко
улыбались. Их радовало то, что сегодня они
аримут боевое крещение.

— Написал домой письмо, да не знаю,
поверят ‘ли, — говорит Иван Паньков. —
Шутка-дело, я сроду не выезжал из своей

деревни Ключи, и речушка у нас называется -

Ключи, это в Тюменцевском районе. И вот
эт этих Ключей добрался я до самых Кар-
пат, а думаю побывать и дальше...

Через несколько минут полк снялся;
растянувшись по тропинкам, ушли в горы
эскадроны. =

Немцы бросили наперерез нашим. войскам
зовые дивизии. Они. не жалеют своих и без
того. уже изрядно опустошенных резервов.
Слишком дорого стоило: бы им; новое пора-
жение. Кроме того, они поклялись распра-
виться с словацким народом, который
зоднялся и ведет бои там, в глубине. гор.

С каким горячим одобрением встретили
наши бойцы и офицеры приказ о переходе
в наступление. Сочувствие словацким по-
встанцам огромно. Наш солдат, как никто
з мире, способен понять душу честного и
смелого нареда, борющегося за свою честь
и свободу.

Немцы пытались контратаковать нас: све-
жими силами и даже отрезать нащи прор-
вавшиеся войска, но в результате кровопро-
литных боев были сломлены и выброшены
из. долины реки Вислок.

Тяжелы кручи, извилисты лесные тро-
пинки. Кавалеристы ведут коней в поводу,
и артиллеристы поднирают плечами колеса
орудий. Шоссейные дороги, уходящие в
глубину, противник обороняет с особым
упорством, и их приходится обходить в не-
вероятно трудных и сложных условиях.

Но артиллеристы считают себя вполне
вознагражденными, когда им удается под-
нять пушки на’ гребень горы и ударить
сверху по немецкой дороге и видеть, как
постепенно к тебе поднимается дым от го-
рящей вражеской машины; И какая радость
для пехотинца после перехода, который
сделал бы честь. и альтинисту, встать твер-
дой ногой на дорогу и испить воды из ру-
чья, бегущего здесь между горами, и от-
дохнуть с тем, чтобы через час, быть мо-
жет, вновь взбираться на кручу. Прошел
дожль, и вновь очистилось небо. Подпирая
голубые его своды, стоят Карпатские горы,
покорно склоняющие свои: вершины. перед
русским солдатом.

С. КРУШИНСКИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 сезтября.
(По телеграфу). :

AETAM ®POHTOBHHOS

Фоонтовиков более миллиона рублей. Близ
Матнитогорска в сосновом бору открыт
детский дом. Вее оборудование его изгото-
влено молодежью. у

‚и спортивные и танцовальные площадки
сделали и беседы проводим. Но невоз-
можно же каждого взять за руку и пове-
сти на прогулку или усадить в лодку и
катать... ;

Что же тут удивительного? Если чело-
века приучишь к нждивенчеству и будешь
нянчиться с ним Ha каждом шагу, у него
не разовьется чувство самостоятельностя:
Нельзя ли побольше спрашивать и с са-
мого комсомольца? Кто. он в организа-
ции -— гость или хозяиЕ? Безусловно, х5-
зяин, а значит — деятель, ответчик!

Нельзя же в самом деле быть комсо-
мольцем от задания до задания, надо и
самому находить дело. Это не так уж
трудно, если вчитаться в строки Устава,
чутко прислушиваться к требованиям жиз-
ни. В Уставе ясно ‘определены обязанности
члена организации, Необходимо почаше
спрашивать комсомольцев, как они выпол-
няют эти обязанности, проверять, что ‘де-
лают оки как члены организации. Чаше

`следозало бы проводить собрания по вну-
‚ трикомсомольеким вопросам — больше расе
сказывать о членском билете, о комесмоль-

ском поручении и т. п. Такие темы надо
подсказывать и агитаторам. :

Как бы ни был хорош секретарь, каким
бы старакием ни обладали члены комите-
группорги, этого еще недостаточно

ганизация. Как окэан состоит из капель,
так и. любое болышое дело состоит из мно-
жества мелких начананий. Если бы, ска-
жем, каждый комсомолец рассказал о за-
дачах союза своему товарищу, He cocTos-
щему в комсомоле, сумел приблизить его К
организации, вовлек в активную общест-
венную жизнь, это очень положительно
сказалось бы на вссй делтельноети комсо-

‚ мола.

Надо помнить, что сила комсомольской
организации — в сплоченности, в активно“

сти, в личной творческой деятельности,

в ответственности каждого комсомольца.
Вспомним бессмерткые слова‘ Владимира
Ильича Ленина: «Быть членами союза мо-
лодежи значит вести дело так, чтобы OT-
дарать свою работу, свои силы на общее
дело». .

^ Коммунистическое воспитание и’ сводит-
ся к тому, чтобы научить молодежь отда-

‚вать все силы общему делу. Самоотвер-

женная работа на общую пользу помогает
формированию настолщего. коммуниста.

Н. СПИЖАРСКАЯ.
Свердловск.

SUGEECERED BE! \HSROEREEAASREESCCERARERo ees

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

14 сентября 1944 г, 3 стр.